развитие речи.Работа с текстом.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Хусаинова Гульгена Фатыховна

Конспект интегрированного урока по русскому языку и ПДД.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannyy_urok_po_russkomu_yazyku_i_pdd.docx23.33 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок по русскому языку и ПДД в 3 классе

Тема программы: Блок «Развитие речи». Работа с текстом.

 Тема: Развитие речи. Работа с деформированным текстом «От пешехода до пассажира». Деление его на абзацы.

Цели урока.

 Обучающие:  учить восстанавливать деформированный текст и делить его  на абзацы; познакомить с правами и обязанностями пассажиров.

Развивающие:  развивать умение формулировать задачу и кооперативно ее решать; орфографическую зоркость;

развивать словесно-логическое мышление, речь учащихся, коммуникативные качества учащихся.

Воспитательные: воспитывать чувство ответственности  за своё поведение в общественном транспорте,  через игру и групповую работу способствовать воспитанию деловых и человеческих

качеств.

Тип урока:  изучение нового материала

Вид урока: урок теоретической работы и практической деятельности.

Методы обучения

-поисковый ( совместное обсуждение проблемной ситуации)

- словесные методы (проблемный диалог)

- самостоятельная работа (работа с текстом);

- групповая работа ( совместное обсуждение новых задач).

Оборудование:

- демонстрационные материалы: слайды

- наглядные материала: деформированные тексты;

- дидактические материалы:  инструкции для работы в группах, карточка самоконтроля

                                                                 Ход урока

1. Организационный момент

2.Мотивация и актуализация знаний.

Учитель:

 Последовательно соедините буквы или буквосочетания, являющиеся орфограммами, определите слово, с которого мы начинаем сегодня работу

Сноп, аптека, ссора, жир.

 Дети выполняют задание и определяют слово: пассажир.

У.: Выскажите предположение, какой может быть тема урока.

Варианты ответов детей.

  3.  У.: Многие предполагали верно. Я уточняю: сегодня мы узнаем, когда пешеходы становятся пассажирами и будем работать с текстом в блоке «Развитие речи»  

 Ребята, мы с вами живем в красивом городе. В этом году у нас будет много поездок в музеи города. По улицам города движется много транспорта. Никто никому не мешает. Почему? (Ответы детей)

Да,  движении в городе возможно при соблюдении правил дорожного движения. А уже скоро мы станем пассажирами. Верно ли высказывание: «Правила дорожного движения касаются только водителей и пешеходов. Меня везут, за все отвечает шофер» ?

Варианты ответов детей.

У.: Вы правы. От пассажиров тоже зависит безопасность на дорогах. Есть особые правила  пользования общественным транспортом. Кого мы называем пассажирами?

 Дети: пассажиры –  это люди, которые едут в общественном транспорте.

У.:  В ПДД пассажир трактуется как лицо, кроме водителя, находящиеся в транспортном средстве ( садится на него) или выходит из транспортного средства ( сходит с него). Таким образом, если мы пользуемся  каким-либо видом транспорта, мы являемся пассажирами.

4.   Попробуем проиграть ситуацию в классе.

 Вадим будет водителем. Он сядет впереди.

 Как мы должны будем войти в автобус?

Д.: Через двери, не толкаясь.

У.: Можно ли разговаривать с водителем во время движения автобуса?

Д.: Табличка около кабины водителя гласит, что нельзя отвлекать водителя от дороги, это может привести к аварии.

 У.: А можно ли ходить по автобусу во время движения?

Д.: Автобус во время движения может резко затормозить, идущий по автобусу может получить травму.

У.: Можно ли выглядывать из окна?

Д.: Выглядывать из окна нельзя.

У.: Что надо обязательно сделать, зайдя  в пассажирский транспорт?

Д.: Надо оплатить проезд.

У.: Можно ли громко смеяться, разговаривать в автобусе?

Д.: Надо уважать других пассажиров, уступать место старшим.

У.: Ну вот мы и доехали до нашей остановки. Как будем выходить?

Д.: Надо заранее подготовиться и выходить через задние двери.

 5. Молодцы, ребята, ваш личный опыт помог вспомнить правила. Сейчас мы  с вами проиграли ситуацию,  ещё раз зрительно закрепим всё через просмотр слайдов.

6. Сейчас нам предстоит работа с текстом.  

Что будет сегодня новым, вы определите сами. Я раздаю вам тексты, прочтите их и  определите  новую задачу урока.

 Учитель раздает листочки с заданием  детям.

Посадочная площадка может быть расположена на тротуаре или обочине и может находиться на середине дороги.  Существуют специальные знаки, обозначающие место остановки общественного транспорта. Прежде чем стать пассажиром, ты должен определить, где находится остановка общественного транспорта. Часто  ли тебе приходится ездить в трамвае, автобусе, троллейбусе? Ты становишься пассажиром в том случае, если тебя повезут  в городском транспорте.

 Дети читают и высказывают предположения, что это деформированный текст – предложения разбросаны. Необходимо определить тему и восстановить. Как, каким образом?

 В ходе  совместного рассуждения приходим к выводам: надо составить план.

Чтобы составить план текста, надо:

- разделить текст на части - абзацы,

  И мы должны четко уяснить - каждую новую часть мы будем писать с красной строки- то есть с абзаца ( слайд)

 Абзац - отступ вправо в начале первой строки каждой части текста; абзац указывает на переход от одной мысли или темы к другой. Нам надо:

- найти ключевые слова каждого абзаца,

- записать ключевое слово или основную мысль абзаца.

 Итак:  Мы работаем с деформированным текстом, находим ключевые слова каждого  абзаца, по  ним определяем тему данной части.

 Перед началом работы надо вспомнить:

Что такое текст ?( опорные знания)

Как озаглавить текст?( ответы детей)

Текст – это письменное или устное высказывание, которое состоит из нескольких предложений, связанных между собой по смыслу.

Чтобы озаглавить текст, необходимо:

- определить тему текста,

- определить основную мысль текста.

У.: Можете предлагать  варианты названия.

Вари анты детей:  «Пассажиры», « От пешехода до пассажира»

 7. Физкультминутка. Перед   дальнейшей работой надо отдохнуть и выполнить несколько танцевальных  движений под музыку.

 8.   Учитель:

Ребята, сейчас вы получите задания и начнёте  работать в группах. Дети по выбору берут задания для своей группы. Задания дифференцированы. Более сложной вариант с пропуском орфограмм, необходимо обосновать выбор вставленной буквы.

 Дети совместно  в группах обсуждают, как разделить текст на части. Учитель наблюдает и оказывает помощь по мере необходимости.

В результате зачитывается план:

1.Ты – пассажир.

2.Место остановки общественного транспорта

3. Знаки.

Учитель. : У нас есть заголовок, план составлен,  теперь каждый из вас самостоятельно записывает текст,  у плана три части, три раза вы запишите с красной строки. В тексте будет три абзаца. (Самостоятельная работа учащихся)

Проверка работ. (Слайд)

                                                     

                                        От пешехода до пассажира. 

        Часто  ли тебе приходится ездить в трамвае, автобусе, троллейбусе? Ты становишься пассажиром в том случае, если тебя повезут  в городском транспорте.

       Прежде, чем стать пассажиром, ты должен определить, где находится остановка общественного транспорта. Посадочная площадка может быть расположена на тротуаре или обочине и может находиться на середине дороги.

        Тебе надо знать специальные знаки, которые укажут на остановку общественного транспорта.

8. Итог урока.  Рефлексия. Дети отвечают на вопросы карточки:

1.Что и как  я делал?

 2.Что  мне помогало выполнить задания?

3.Что мешало мне выполнить эту работу?

4.Что я нового узнал для себя?

5.Смогу я в дальнейшем применять это в жизни?

6.Что во мне изменилось в результате моей деятельности

9. Домашнее задание:  вам надо нарисовать знаки,  которые указывают на остановку общественного транспорта.

Литература

  1. Азбука дорожной науки: Учеб. Пособие для 3 кл. нач. шк./ Р.Н.Минниханов,  И.А.Халиуллин,  Ф.Ф.Харисов. Казань: «Руть», 1999.
  2. Бабина Р.П. Волшебный перкресток.3 класс. Учебное пособие.- М.:Мнемозина,2007.
  3. Иванов С.В. Русский язык. 3 класс.М.: Вентана-Граф, 2009.

  1. Ковалько В.И. Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу: 1-4 классы. - Москва «ВАКО», 2006

  1. Максимова Т.Н. Поурочные разработки по безопасности жизнедеятельности: 3 класс. – «ВАКО», 2010

  1. Обучение детей сельских школ правилам безопасного поведения на дорогах. Под ред. Р.Н.Минниханова, И.А.Халиуллина. Казань 1995

  1. Учебный план и программы. Под ред. Р.Н.Минниханова, И.А.Халиуллина. Казань 1995

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие речи. Работа с текстом». («Начальная школа XXI век»)

              Закрепление навыков работы с текстом;  обучение анализу текста, умению определять тип текста, его призна...

Развитие речи. Работа с деформированным текстом

Урок русского языка предназначен для учащихся 4 классов, по любой программе...

Развитие речи .Работа с деформированным текстом.

В данной презентации представлена работа с деформированным текстом....

Развитие речи. Работа с текстом 4класс

Индивидуальные карточки по работе с текстом 4 класс. Деление текста на абзацы и составление плана....

Карточки по развитию речи. Работа с деформированным текстом 2-3 класс.

Карточки  можно использовать на уроках развития речи или на уроках русского языка. (составление из слов предложений, работа с деформированным текстом.)...

Развитие связной письменной речи «Работа с деформированным текстом».

 Конспект занятия по развитию речи.Работа с деформированным текстом.Цели:1. Уточнение понятия «текст».2. Формирование умения устанавливать последовательность предложений в текс...

«Развитие речи. Работа с текстом. Проверочная работа»

Технолоогическая карта урока: «Развитие речи. Работа с текстом. Проверочная работа»...


 

Комментарии