развитие речи.Работа с текстом.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
Конспект интегрированного урока по русскому языку и ПДД.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannyy_urok_po_russkomu_yazyku_i_pdd.docx | 23.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок по русскому языку и ПДД в 3 классе
Тема программы: Блок «Развитие речи». Работа с текстом.
Тема: Развитие речи. Работа с деформированным текстом «От пешехода до пассажира». Деление его на абзацы.
Цели урока.
Обучающие: учить восстанавливать деформированный текст и делить его на абзацы; познакомить с правами и обязанностями пассажиров.
Развивающие: развивать умение формулировать задачу и кооперативно ее решать; орфографическую зоркость;
развивать словесно-логическое мышление, речь учащихся, коммуникативные качества учащихся.
Воспитательные: воспитывать чувство ответственности за своё поведение в общественном транспорте, через игру и групповую работу способствовать воспитанию деловых и человеческих
качеств.
Тип урока: изучение нового материала
Вид урока: урок теоретической работы и практической деятельности.
Методы обучения
-поисковый ( совместное обсуждение проблемной ситуации)
- словесные методы (проблемный диалог)
- самостоятельная работа (работа с текстом);
- групповая работа ( совместное обсуждение новых задач).
Оборудование:
- демонстрационные материалы: слайды
- наглядные материала: деформированные тексты;
- дидактические материалы: инструкции для работы в группах, карточка самоконтроля
Ход урока
1. Организационный момент
2.Мотивация и актуализация знаний.
Учитель:
Последовательно соедините буквы или буквосочетания, являющиеся орфограммами, определите слово, с которого мы начинаем сегодня работу
Сноп, аптека, ссора, жир.
Дети выполняют задание и определяют слово: пассажир.
У.: Выскажите предположение, какой может быть тема урока.
Варианты ответов детей.
3. У.: Многие предполагали верно. Я уточняю: сегодня мы узнаем, когда пешеходы становятся пассажирами и будем работать с текстом в блоке «Развитие речи»
Ребята, мы с вами живем в красивом городе. В этом году у нас будет много поездок в музеи города. По улицам города движется много транспорта. Никто никому не мешает. Почему? (Ответы детей)
Да, движении в городе возможно при соблюдении правил дорожного движения. А уже скоро мы станем пассажирами. Верно ли высказывание: «Правила дорожного движения касаются только водителей и пешеходов. Меня везут, за все отвечает шофер» ?
Варианты ответов детей.
У.: Вы правы. От пассажиров тоже зависит безопасность на дорогах. Есть особые правила пользования общественным транспортом. Кого мы называем пассажирами?
Дети: пассажиры – это люди, которые едут в общественном транспорте.
У.: В ПДД пассажир трактуется как лицо, кроме водителя, находящиеся в транспортном средстве ( садится на него) или выходит из транспортного средства ( сходит с него). Таким образом, если мы пользуемся каким-либо видом транспорта, мы являемся пассажирами.
4. Попробуем проиграть ситуацию в классе.
Вадим будет водителем. Он сядет впереди.
Как мы должны будем войти в автобус?
Д.: Через двери, не толкаясь.
У.: Можно ли разговаривать с водителем во время движения автобуса?
Д.: Табличка около кабины водителя гласит, что нельзя отвлекать водителя от дороги, это может привести к аварии.
У.: А можно ли ходить по автобусу во время движения?
Д.: Автобус во время движения может резко затормозить, идущий по автобусу может получить травму.
У.: Можно ли выглядывать из окна?
Д.: Выглядывать из окна нельзя.
У.: Что надо обязательно сделать, зайдя в пассажирский транспорт?
Д.: Надо оплатить проезд.
У.: Можно ли громко смеяться, разговаривать в автобусе?
Д.: Надо уважать других пассажиров, уступать место старшим.
У.: Ну вот мы и доехали до нашей остановки. Как будем выходить?
Д.: Надо заранее подготовиться и выходить через задние двери.
5. Молодцы, ребята, ваш личный опыт помог вспомнить правила. Сейчас мы с вами проиграли ситуацию, ещё раз зрительно закрепим всё через просмотр слайдов.
6. Сейчас нам предстоит работа с текстом.
Что будет сегодня новым, вы определите сами. Я раздаю вам тексты, прочтите их и определите новую задачу урока.
Учитель раздает листочки с заданием детям.
Посадочная площадка может быть расположена на тротуаре или обочине и может находиться на середине дороги. Существуют специальные знаки, обозначающие место остановки общественного транспорта. Прежде чем стать пассажиром, ты должен определить, где находится остановка общественного транспорта. Часто ли тебе приходится ездить в трамвае, автобусе, троллейбусе? Ты становишься пассажиром в том случае, если тебя повезут в городском транспорте.
Дети читают и высказывают предположения, что это деформированный текст – предложения разбросаны. Необходимо определить тему и восстановить. Как, каким образом?
В ходе совместного рассуждения приходим к выводам: надо составить план.
Чтобы составить план текста, надо:
- разделить текст на части - абзацы,
И мы должны четко уяснить - каждую новую часть мы будем писать с красной строки- то есть с абзаца ( слайд)
Абзац - отступ вправо в начале первой строки каждой части текста; абзац указывает на переход от одной мысли или темы к другой. Нам надо:
- найти ключевые слова каждого абзаца,
- записать ключевое слово или основную мысль абзаца.
Итак: Мы работаем с деформированным текстом, находим ключевые слова каждого абзаца, по ним определяем тему данной части.
Перед началом работы надо вспомнить:
Что такое текст ?( опорные знания)
Как озаглавить текст?( ответы детей)
Текст – это письменное или устное высказывание, которое состоит из нескольких предложений, связанных между собой по смыслу.
Чтобы озаглавить текст, необходимо:
- определить тему текста,
- определить основную мысль текста.
У.: Можете предлагать варианты названия.
Вари анты детей: «Пассажиры», « От пешехода до пассажира»
7. Физкультминутка. Перед дальнейшей работой надо отдохнуть и выполнить несколько танцевальных движений под музыку.
8. Учитель:
Ребята, сейчас вы получите задания и начнёте работать в группах. Дети по выбору берут задания для своей группы. Задания дифференцированы. Более сложной вариант с пропуском орфограмм, необходимо обосновать выбор вставленной буквы.
Дети совместно в группах обсуждают, как разделить текст на части. Учитель наблюдает и оказывает помощь по мере необходимости.
В результате зачитывается план:
1.Ты – пассажир.
2.Место остановки общественного транспорта
3. Знаки.
Учитель. : У нас есть заголовок, план составлен, теперь каждый из вас самостоятельно записывает текст, у плана три части, три раза вы запишите с красной строки. В тексте будет три абзаца. (Самостоятельная работа учащихся)
Проверка работ. (Слайд)
От пешехода до пассажира.
Часто ли тебе приходится ездить в трамвае, автобусе, троллейбусе? Ты становишься пассажиром в том случае, если тебя повезут в городском транспорте.
Прежде, чем стать пассажиром, ты должен определить, где находится остановка общественного транспорта. Посадочная площадка может быть расположена на тротуаре или обочине и может находиться на середине дороги.
Тебе надо знать специальные знаки, которые укажут на остановку общественного транспорта.
8. Итог урока. Рефлексия. Дети отвечают на вопросы карточки:
1.Что и как я делал?
2.Что мне помогало выполнить задания?
3.Что мешало мне выполнить эту работу?
4.Что я нового узнал для себя?
5.Смогу я в дальнейшем применять это в жизни?
6.Что во мне изменилось в результате моей деятельности
9. Домашнее задание: вам надо нарисовать знаки, которые указывают на остановку общественного транспорта.
Литература
- Азбука дорожной науки: Учеб. Пособие для 3 кл. нач. шк./ Р.Н.Минниханов, И.А.Халиуллин, Ф.Ф.Харисов. Казань: «Руть», 1999.
- Бабина Р.П. Волшебный перкресток.3 класс. Учебное пособие.- М.:Мнемозина,2007.
- Иванов С.В. Русский язык. 3 класс.М.: Вентана-Граф, 2009.
- Ковалько В.И. Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу: 1-4 классы. - Москва «ВАКО», 2006
- Максимова Т.Н. Поурочные разработки по безопасности жизнедеятельности: 3 класс. – «ВАКО», 2010
- Обучение детей сельских школ правилам безопасного поведения на дорогах. Под ред. Р.Н.Минниханова, И.А.Халиуллина. Казань 1995
- Учебный план и программы. Под ред. Р.Н.Минниханова, И.А.Халиуллина. Казань 1995
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие речи. Работа с текстом». («Начальная школа XXI век»)
Закрепление навыков работы с текстом; обучение анализу текста, умению определять тип текста, его призна...
Развитие речи. Работа с деформированным текстом
Урок русского языка предназначен для учащихся 4 классов, по любой программе...
Развитие речи .Работа с деформированным текстом.
В данной презентации представлена работа с деформированным текстом....
Развитие речи. Работа с текстом 4класс
Индивидуальные карточки по работе с текстом 4 класс. Деление текста на абзацы и составление плана....
Карточки по развитию речи. Работа с деформированным текстом 2-3 класс.
Карточки можно использовать на уроках развития речи или на уроках русского языка. (составление из слов предложений, работа с деформированным текстом.)...
Развитие связной письменной речи «Работа с деформированным текстом».
Конспект занятия по развитию речи.Работа с деформированным текстом.Цели:1. Уточнение понятия «текст».2. Формирование умения устанавливать последовательность предложений в текс...
«Развитие речи. Работа с текстом. Проверочная работа»
Технолоогическая карта урока: «Развитие речи. Работа с текстом. Проверочная работа»...
Комментарии
Спасибо!
Спасибо!