Урок русского языка "Текст. Хочу сказать больше".
методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме

 

Урок русского языка по системе «Гармония» автор Соловейчик М.С.

    Первый урок из раздела «Текст. Хочу сказать больше».

На уроке идёт усвоение нового материала, где дети знакомятся с понятием «текст», выявляют отличие текста от набора предложений и начинается работа по формированию умений озаглавливать текст.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezentaciya_1ch.ppt2.98 МБ
Office presentation icon prezentaciya_2ch.ppt1.33 МБ
Microsoft Office document icon tekst.doc41 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Винтик Шпунтик Пилюлькин Пончик город

Слайд 3

Николай Носов 23 ноября 101 год

Слайд 4

Коротышками их называли потому, что они были очень маленькие. В одном сказочном городе жили коротышки. Каждый был с небольшой огурец. В городе у коротышек было красиво.

Слайд 5

В особенности Незнайка прославился после одной истории. Может ли это предложение быть следующим и почему?

Слайд 6

А если одного предложения мало?

Слайд 7

Т е к с т 1. Несколько предложений. 2. В них говорится об одном и том же. 3. Раскрывается общая мысль.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Урок русского языка, проведенного во 2 «В» классе

Тема: ТЕКСТ. ХОЧУ СКАЗАТЬ БОЛЬШЕ.

Задачи: 1) познакомить детей с понятием «текст»

              2) выявить отличия текста от предложения и от набора предложений

              3) начать обучение озаглавливанию текста.

Х о д       у р о к а:

1. Орг. начала урока

Приветствие.

   Придумано кем-то просто и мудро

        При встрече здороваться: «Доброе утро!»

        Доброе утро солнцу и птицам!

        Доброе утро доверчивым лицам!

        И каждый становится добрым, доверчивым,

        Доброе утро длится до вечера.

Упражнение на внимание.

 - «Сфотографируйте» предметы, изображенные на экране.(показывается несколько секунд Слайд 1 на котором изображены: учебник, тетрадь,  печатная тетрадь, карандаш, линейка, ручка, ручка с зелёной пастой.)

-Какие предметы вы запомнили?

     -Проверьте, все ли они лежат на парте?

-Откройте тетрадь, проверьте её положение, запишите сегодняшнее число. Следите за своей осанкой.

Актуализация знаний

Сейчас вы прочитаете слова. Постарайтесь их запомнить, чтобы записать по памяти и обозначить опасные места.

2Слайд ( 7 сек.)

Винтик

Шпунтик

Пилюлькин

город

Пончик

Проверка

Какое слово лишнее? Докажите

Какие встретились орфограммы?

Дети, а что объединяет все эти слова?

А кто написал эту сказку?

Слайд 3

Николай Николаевич Носов автор всем вам хорошо известных произведений: «Мишкина каша», «Живая шляпа»,  «Фантазёры»,  «Витя Малеев в школе и дома» и мн.др.

Заслуженную славу писателю принесла роман-сказка «Приключения Незнайки и его друзей» и два его продолжения «Незнайка в Солнечном городе» и «Незнайка на Луне».

23 ноября писателю исполнился бы 101 год. А дети и взрослые до сих пор с удовольствием читают рассказы Н.Носова. Они смешные, добрые, поучительные. Выставка книг

   Ребята, а что вы можете сказать о Незнайке?

Действительно, Незнайка ужасный путаник, растеряшка и неумеха. Вот и на этот раз он все напутал. Сегодня на уроке он  хотел рассказать вам о своих друзьях, о городе, в котором они живут, но все предложения, которые он пытался составить, рассыпались на отдельные слова. Как мы можем исправить эту ситуацию?

Предлагают восстановить рассыпанные предложения

Что означает “восстановить?

Предложение будет восстановлено, если оно будет выражать мысль, чувство, слова будут связаны между собой так, что станет понятно, о чем или что мы хотим сказать.

Работа в группах.

Я предлагаю каждой группе составить свое предложение и записать его в тетрадь.

Коротышками их называли потому, что они были очень маленькие.

В одном сказочном городе жили коротышки.

Каждый был с небольшой огурец.

В городе у коротышек было красиво.

Проверка.  (О ком это предложение? Вопрос задается каждой группе)

Предложения  поочередно высвечиваются  на Слайде 4

Ребята, получился у нас рассказ о Незнайке?

(Восстановление текста)

Скажите, у нас мысль от предложения к предложению развивается?

Что нового сообщает каждое предложение?

На какой вопрос отвечает второе предложение?

(Почему их называли коротышками?)

Запишите вопрос к себе в тетрадь., а затем по памяти дайте на него письменный ответ. Оставляйте «окошки», чтобы избежать ошибок.

Какие предложения по цели высказывания вы записали ?

Введение в тему урока.

Слайд 5

Прочитайте предложение и ответьте на вопрос. Свой ответ обоснуйте.

А вам всё понятно в этом предложении или вы ждете продолжения мысли?

Так какова тема нашего урока?

А если одного предложения мало?  Слайд 6

Нам с вами часто бывает мало высказать мысль в одном предложении. Мы её хотим продолжить, развить. А как  же мы это делаем?

Слайд 7

Чтобы выразить мысль мы должны

  1. сказать несколько предложений
  2. предложения должны быть связаны между собой по смыслу
  3. в них должна раскрываться общая мысль

Каким научным словом будут называться эти предложения?

Динамическая пауза

Молодцы! А теперь я предлагаю вам немного отдохнуть.

Сядьте поудобнее и закройте глаза.

(Звучит пение птиц. На доске появляются фотографии цветов по количеству учащихся в классе. Первые буквы в названии цветов совпадают с первыми  буквами  имен детей.)

Посмотрите,где мы с вами очутились? Что же это за город?

 

 Работа с текстом

С.56 (тетрадь) упр. 236 Слайд 8

Прочитай предложения из отрывка Н.Носова. Если каждое следующее предложение добавляет что-то новое, ставь после него + , если нет –

Реши орфографические задачи.

Найдите предложение, в котором высказана главная мысль (её раскрывают другие предложения).

Найдите слова, которыми можно коротко сказать, о чем говорится в тексте. Впиши как его название.

Это текст ? Докажите. Слайд 9

А теперь посовещайтесь в группах и  впишите в план города названия улиц Слайд 10

Проверьте себя Слайд 11

Итог урока

Так что же такое текст?

Рефлексия.Д.З. Слайд 12

Если вы согласны с высказыванием

Понял, могу помочь другому – выбираете букет Слайд

Понял – букет   Слайд

Понял, но нужна помощь-  букет   Слайд

Переверните букеты, на обратной стороне вы видите цифру.

Возьмите себе карточку с цифрой указанной на вашем букете. Это ваше домашнее задание.

 

За урок все получаете фишку. Не забудьте оценить свою работу в тетради.

Слайд 13 Спасибо за урок.

Вы все молодцы! Жители Цветочного города предлагают  каждому из вас взять цветок, первая буква в названии которого совпадает с первой буквой вашего имени.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме"Большая буква в кличках животных"

План - конспект урока русского языка (развивающая система Занкова) 2 класс.Построен с учётом здоровьезберегающих технологий, напрввлен на развитие умений обучающихся работать самостоятельно....

Урок русского языка "Текст. Хочу сказать больше".

Урок русского языка по системе «Гармония» автор Соловейчик М.С.    Первый урок из раздела «Текст. Хочу сказать больше».На уроке идёт усвоение нового материала, где дети знакомятся с по...

Презентация к уроку русского языка по теме "Большая буква в именах собственных.

Данную  презентацию  можно  использовать на  уроках  русского  языка,  как  при  знакомстве  с  новой  темой,  так  и  на ...

урок русского языка на тему "Большая буква в именах собственных"

Технологическая карта к уроку русского языка на тему: "Большая буква в именах собственных"...

Урок русского языка по теме "Большая буква"

Данный урок для учащихся 2 класса....

урок русского языка по теме "Большая буква в названиях городов, рек"

урок 2 класса при изучении заглавной буквы в именнах собственных...

Урок русского языка 2 класс "Большая буква в собственных именах "

Предложен конспект урока русского языка во 2 класе по теме "Большая буква в собственных именах". Также к уроку прилагается презентация и приложения....