формирование умения находить и выделять ударный слог в слове
методическая разработка по русскому языку (1 класс) по теме
Какую роль играет ударение? Как выделить ударный слог? Поможет разобраться в этом статья учащимся, родителелям и молодым педагогам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.03 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ НАХОДИТЬ И ВЫДЕЛЯТЬ УДАРНЫЙ СЛОГ В СЛОВЕ
В русском языке ударный слог выделяется несколькими фонетическими средствами одновременно: силой, проявляющейся в громкости, большей долготой, или длительностью; наконец, тембром - особым качеством звуков, составляющих слог. Ударный слог произносится с большей силой, отсюда – прием быстрого и многократного произношения слова с выкрикиванием ударного слога. Г.П.Фирсов описывает данный прием, обычно практикуемый в начальных классах: «В быстром темпе произносить несколько раз какое – либо слово, затем его выкрикнуть – и тогда ударный слог должен резко обозначиться: машина, машина, машина (Фирсов Г.П. Как я обучаю литературному произношению на уроках фонетики). Сохраняется ли большая сила в ударном слове, если произносить слово не громко, а тихо, даже шепотом? Да, и при шепотном произношении ударный слог будет восприниматься как наиболее сильный за счет специфического тембра звуков ударного слога.
Выделение ударного слога большей долготой – основа для приема протягивания ударного слога в слове. Слово произносится медленно, нараспев, ударный слог протягивается: чааайка, бееелый, любииить. В школьной практике данный прием наиболее популярен и используется на уроках в форме выполнения задания «Позови слово!». Этот опыт недостаточно надежен на ранних этапах формирования у младших школьников умения определять ударный слог: отыскивая ударный слог способом протяжения, дети начинают тянуть все слоги в слове, либо теряя при этом ударный , либо выбирая его случайно. Протяжное проговаривание ударного слога уместнее использовать на этапах более или менее сформированного у ученика умения выделять ударный слог. Прием протягивания ударного слога важно сочетать с приемом искусственного изменения места ударения в слове: карандаш , карандаш, карандаш. В использовании данного приема кроются большие резервы для совершенствования умений учащихся начальных классов. Для упражнений подбираются слова разных частей речи: имена существительные, прилагательные, глаголы, наречия. Эффективно включать в упражнения имена собственные: имен и фамилий учащихся, хорошо известных географических названий: Дима, Пирогов, Нева, Мурманск.
Задания к работе с такими словами (записанными на доске) могут быть следующими:
- Прочитайте слова так, как требует знак ударения.
- Какое слово – забавное, смешное, необычное?
- Какое слово – знакомое, привычное?
- В каком слове ударный слог легче всего тянется?
Таким образом, в поисках ударного слога совмещаются оба приема: прием протяжного произнесения ударного слога и прием искусственного изменения места ударения в слове.
В практике учителей начальных классов, кроме названных, имеют место и другие приемы выделения ударного слога: отбивание, простукивание, а также прохлопывание либо только ударного слога в слове, либо всех слогов с подчеркнутым ударением.
Самостоятельное определение ударения в слове, самостоятельная постановка в нем знака ударения предполагает совершение учеником целого ряда действий ( операций), составляющих алгоритм определения ударного слога в слове:
- Произношу слово, выделяя ударный слог.
- Называю ударный слог.
- Ставлю знак ударения над гласной буквой ударного слога.
Приведу пример рассуждений: «Пилот – ударный слог – лот, знак ударения ставлю над гласной буквой о; ежик – ударный слог – е, знак ударения не ставим, эта буква находится под ударением».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок русского языка 1 класс "развитие умения находить однокоренные слова, выделять корень
технологическая карта к уроку по программе "Школа 2100" Урок-сказка "Путешествие с Русалочкой"...

Урок русского языка в 1 классе. "Развитие умения находить однокоренные слова, выделять в них корень". ОС "Школа 2100"
Цель:- развитие умения находить корень слова, подбирать и группировать однокоренные слова.- развитие умений чтения и понимания текста (вычитывание фактуальной информации).Оборудование: учебник, тетрад...

Особенности умения младших школьников c дизорфографией находить ударение в слогах и словах
Статья об особенностях умения младших школьников с дизорфографией находить ударение в слогах и словах....

Тренажёр по русскому языку на тему "Учимся находить ударный слог в словах"
Тренажёр предназначен для учащихся первого класса, анимирован, красочно оформлен, содержит теоретический и практический материал. Используя этот тренажёр дети быстрее могут научиться ставить в словах ...

Ударный слог в слове и его роль в различении смысла слова
Конспект урока по предмету:Русский язык 2 класс по теме «Ударный слог в слове и его роль в различении смысла слова» (учебник: Т.Г. Рамзаева Русский язык 2 кл, М., Дрофа, 2018)...
Разработка урока русского языка в 4 классе. Тема: «Повторение. Отработка умения находить и проверять орфограммы в корне слова»
На уроке отрабатывается умение определять изученные орфограммы, знать способы проверки, применять полученные знания при выполнении письменных работ...
Слог. Определение количества слогов в слове. Ударный слог. Деление слов на слоги.
Тип урока: урок овладения новыми знаниями.Место и роль урока в изучаемой теме: первый урок по теме «Слово и слог. Ударение»Цель и задачи урока:Цель: формировать первичное представление о с...