памятка для учащихся по русскому языку
методическая разработка по русскому языку на тему
в помощь учащимся и их родителей. в памятке дается краткое напоминание правила, выделение орфограмм и образец выполнения работы над ошибками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПАМЯТКА ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ НАД ОШИБКАМИ.
- Прочитай слово. Подумай: на какое правило данная орфограмма. Повтори правило.
- Выпиши слово, выдели орфограммы, поставь ударение. Подбери проверочное слово. Следуй по памятке.
№ П/П | НАЗВАНИЕ ОРФОГРАММЫ | ПРАВИЛО | ЧТО НАДО СДЕЛАТЬ | ОБРАЗЕЦ ВЫПОЛНЕНИЯ работы над ошибкам |
1 | Правописание безударных гласных в корне слова. | Чтобы проверить безударную гласную, надо изменить слово или подобрать однокоренное слово так, чтобы безударная была под ударением. | Выпиши это слово, подчеркни орфограмму. Подбери еще одно-два слова на это же правило. | Весна- вёсны, сосна – сосны, поля – поле. |
2 | Правописание глухих и звонких согласных в корне и на конце слова. | Надо изменить слово или подобрать однокоренное слово так, чтобы после звонкой или глухой согласной стояла гласная буква или Л, Р, Н, М. | Выпиши это слово, подчеркни орфограмму. Подбери еще одно-два слова на это же правило. | Зуб – зубы, ложка- ложечка, книжка – книжечка, мороз – морозы. |
3 | Правописание ЧК, ЧН, РЩ, РН, НЩ, НН. | Помни: эти сочетания пишутся без мягкого знака! | Выпиши это слово, подчеркни орфограмму. | Тучка, речка, сварщик, ночник. |
4 | Правописание приставок. | Выдели корень слова, найди приставку. Вспомни: есть ли такие приставки или таких приставок нет. Есть приставки: ДО-, ПО-, ЗА-, НА-, ПОД-, ПРО- (ПРА- только в словах прадедушка, прабабушка), ИЗ-, С-, НАД-, РАС-, ПЕРЕ-, ПРИ-, ПРЕ-, ОТО-, ОТ-. | Выпиши это слово, выдели корень, приставку. Подбери 2 слова с такой приставкой и запиши их. | ﹁ ﹁ ﹁ Дописать, переход, рассказ. |
5 | Правописание суффиксов. | Выдели корень слова, найди суффикс. Вспомни: есть ли такой суффикс или такого суффикса нет. Подбери 2 слова с таким суффиксом и запиши их. Есть суффиксы: - у существительных: - ОЧК-, -ЕЧК-, -ИК-,- ЕК-, -ЧИК-, -ОК-, -ЕНЬК-, -ОНК-, -ОНОК-, -ЧИК-, -ЩИК-, -ТЕЛЬ-, -ИСТ-, -К- и др. - у прилагательных: -Н-, -ОВ-, -ЕВ-, -ЕНН-, -ОНН-,-ЛИВ-, -ЧИВ-,-ЕНЬК- и др. - у глаголов: -И-, -Е-, -НУ-, -ЫВА-, -ИВА-, -ОВА-, -ЕВА-, и др. | Выпиши это слово, выдели корень, суффикс. Подбери 2 слова с таким же суффиксом и запиши их. | ︿ ︿ ︿ Учитель, подушечка, маленький |
6 | Правописание предлогов и приставок. | Приставка пишется слитно, т.к. между корнем и приставкой нельзя поставить другое слово, а между словом и предлогом другое слово поставить можно. | Выпиши слово с предлогом и поставь между ними другое слово, если это приставка, то выдели ее. | Под горой – под высокой горой, ﹁ ﹁ Зайти за товарищем – зайти за своим товарищем. |
7 | Правописание сложных слов. | Сложными словами названы потому, что образованы от двух корней. Соединены корни соединительными гласными О и Е или без них. | Выпиши это слово и выдели оба корня. Подчеркни соединительную гласную. Подбери еще одно-два слова на это же правило. | Самовар, кашевар, стопкран. |
8 | Правописание И или Ы после Ц. | Помни, что во всех словах в корне слов и оканчивающихся на - ЦИЯ после Ц пишется И, кроме слов-исключений: цыган, цыпочки, цыц, цыпленок. В окончаниях существительных и прилагательных, в словах и фамилиях на –ЦЫН (кроме Ельцин, Вицин) после Ц пишется Ы. | Выпиши это слово, подчеркни орфограмму. Подбери еще одно-два слова на это же правило. | Цирк, цифра, милиция. Курицы, синицы, огурцы. |
9 | Правописание непроизносимых согласных. | Надо слово изменить или подобрать родственное, чтобы за проверяемым согласным был гласный или Л. М, Н, Р, Й. | Выпиши это слово, подчеркни орфограмму. Подбери еще одно-два слова на это же правило. | Радостный – радость, грустный – грусть, солнце – солнышко, чудесный – чудеса. |
10 | Правописание двойных согласных. | Две одинаковых буквы пишутся, если: - одна от корня, другая от приставки; - одна от корня, другая от суффикса; - в сложносокращенных словах; - словарное слово. | Выпиши это слово, разбери по составу. Подбери еще одно-два слова на это же правило. | ﹁ ︵ ︵ ︿ Рассказ, осенний, класс, |
11 | Правописание Ъ и Ь. | Ъ пишется после приставки перед гласными Е, Ю, Я, Ё. Ь пишется: - в корне перед гласными Е, Ю, Я, Ё. - в середине слова между двумя мягкими согласными; - на конце слова для смягчения согласных; - в середине слова между согласными, если первый - мягкий, второй – твердый. | Подбери еще одно-два слова на это же правило. | Въезд, объявление, подъезд. Вьюга, соловьи, коньки, соль. |
12 | Правописание Ь после шипящих на конце слов. | Ь пишется: - у сущ. ж.р. 3 скл. - глаголов в неопределенной форме; - в окончаниях глаголов 2 лица ед.ч.; - в наречиях и частицах. Ь не пишется: - у сущ. м.р., 2 скл. - у сущ. во мн. ч., в Р.п. | Подбери еще одно-два слова на это же правило. | Ночь, речь, мышь – сущ., ж.р. Писать, учить – гл., неопр.ф. Учишь, спишь – 2 л., ед.ч. Мяч, плащ, борщ – сущ., м.р. много задач, дач – мн.ч. |
13 | Правописание ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. | Надо запомнить написание данных буквосочетаний!!! | Выпиши это слово, подчеркни орфограмму. Подбери еще одно-два слова на это же правило. | Чаща, чулки, жираф, шишка, щавель, щука. |
14 | Правописание безударных окончаний им.сущ. | 1скл., 2 скл. 3 скл. Рп.- ы,и я, а и Д.п. – е ю, у и В.п. – у, ю - , я, а - Т.п. – ой, ей ем, ом ью П.п. - е е и | Подбери еще одно-два слова на это же правило. Определи падеж, выдели окончание. | О лете (П.п.), про ухо (В.п.), к мышке (Д.п.), без соли (Р.п.) |
15 | Замена и пропуск букв. | Чтобы правильно написать слово, прочитай его так, как оно написано несколько раз. Раздели слово на слоги и, диктуя его, запиши. | Запиши слово, диктуя его по слогам. Раздели его на слоги для переноса. | Мо-ло-ко, стра-на, |
16 | Начало и конец предложения. | Начало предложения пишется с заглавной буквы, в конце ставится точка. | Запиши предложение еще раз, обозначая его границы. | Маша кормила кур. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2010/06/27/picture-262.jpg)
Памятки к урокам русского языка для 3-4 класса
Материал содержит памятки для работы на уроках русского языка в 3-4 классе. Можно использовать как компактный справочный материал или как памятку для работы над ошибками....
![](/sites/default/files/pictures/2011/12/17/picture-42269.jpg)
Памятки разборов по русскому языку.
Памятки разработаны для того, чтобы учащиеся могли выполнить разборы самостоятельно....
Памятки для уроков русского языка и чтения
Работа над предложением, использование приемов из методики развивающего обучения Эльконина-Давыдова.В данном матетериале представлен обобщенный опыт моей работы, где все звенья учебно-воспитател...
![](/sites/default/files/pictures/2012/02/29/picture-63520.jpg)
Памятка правил по русскому языку 3 класс
Здесь собраны правила русского языка 3 класса. В пустых линеечках мы с детьми записываем примеры при изучении нового материала. Лучше помогает усвоить учебный материал....
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/04/picture-251347-1478292122.jpg)
Памятки к урокам русского языка для начальной школы.
Памятки предназначены для учителей и учеников начальной школы....
Памятка к урокам русского языка
Данная памятка содержит краткую информацию по материалам к урокам русского языка в начальной школе...