Правописание безударных гласных в корне слова 3 класс
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме

Урок проводился в виде игры-путешествия в целях предуреждения ошибок на правописание безударных гласных в корне слова (работа над типичными ошибками в классе) перед контрольным диктантом по теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_bezud.gl_.3kl..doc54 КБ

Предварительный просмотр:

ЦЕЛИ

  1. РАЗВИТИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ
  2. ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА
  3. РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ И ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ
  4. ПОБУЖДЕНИЕ К РАБОТЕ С ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ СПРАВОЧНОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ
  5. РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ САМО- И ВЗАИМОКОНТРОЛЯ
  6. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УМЕНИЯ РАБОТАТЬ В ГРУППЕ

                                          ХОД УРОКА

1. СООБЩЕНИЕ ЦЕЛЕЙ УРОКА

-Скоро итоговый диктант. Анализ предыдущих уроков показал, что больше всего ошибок мы делаем на правописание безударных гласных в корне слова, пропуск букв и искажение слов. Сегодня мы поработаем над этим, чтобы в диктанте таких ошибок стало меньше. Итак, мы отправляемся в путешествие по океану Знаний.

2. ЧИСТОПИСАНИЕ

- Чтобы погода нам благоприятствовала, постараемся правильно соединить буквы, сделаем маленькие волны.

кмл омл рмл амл бмл лмл ьмл

3. СЛОВАРНАЯ РАБОТА

-Если внимательно посмотрим на эту строчку, увидим слово и узнаем, на чём совершим путешествие.

КОРАБЛЬ

- Поставим ударение, обозначим безударную гласную.

- Попробуем ее проверить. Как это можно сделать? (Поменять форму слова, подобрать однокоренные слова).

Вывод: это непроверяемое написание, надо запомнить.

-Запишем и выделим корень: корабль, корабли, корабельный, кораблик, корабелы.

- Кто такие корабелы?

- А какие ещё бывают корабли?

4. ЗРИТЕЛЬНЫЙ ДИКТАНТ ПО СИСТЕМЕ ФЕДОРЕНКО

-Запишем несколько предложений с этими словами.

                КОРАБЛЬ ПОПАЛ В СИЛЬНЫЙ ШТОРМ (25 Б., 7 СЕК.)

                ДАН СТАРТ КОСМИЧЕСКОМУ КОРАБЛЮ (27 Б., 8 СЕК.)

                КОРАБЕЛЬНЫЕ СОСНЫ ТЯНУТСЯ ВВЫСЬ (28 Б., 8 СЕК.)

(Предложения демонстрируются на карточках)

Проверка в парах.

-Какие однокоренные слова встретились? Выделите корень. Как его написали?

- Какие ещё орфограммы встретились? Обведите их карандашом.

5. ФИЗМИНУТКА

Вёз корабль карамель,

Наскочил корабль на мель,

И матросы две недели

Карамель на мели ели.

(Чёткое произнесение слов, работа над дикцией, простейшие упражнения.)

6. РАБОТА НАД БЕЗУДАРНЫМИ ГЛАСНЫМИ

- Мы  плывём по океану Знаний. Дальше наши пути расходятся. Первый экипаж отправляется в самостоятельное плавание к острову Знатоков изучать жизнь морских обитателей.

  1. Первая группа  детей получает текст с заданием.

В ГЛУБИНЕ МОРЯ ЦАРИТ ТЕМНОТА. ТАМ ПЛАВАЮТ СВЕТЯЩИЕСЯ РЫБЫ. У КАЖДОЙ СВЕТЯТСЯ РАЗНЫЕ ОГОНЬКИ. ЧАЩЕ ВСЕГО ИЗЛУЧАЮТ СВЕТ ГЛАЗА ИЛИ ПЯТНИСТЫЕ БОКА. У МНОГИХ РЫБОК ОЧЕНЬ СИЛЬНЫЙ СВЕТ. ОНИ МОГУТ ОСЛЕПИТЬ ХИЩНИКА.

Задания  записаны на этом же листе:

1.Найти слова с безударными  гласными в корне, надписать проверочное  слово.

2.Подчеркнуть основу предложений.

3.Выделить известные орфограммы.

4.Найти однокоренные слова, подобрать ещё несколько слов, выделить корень.

  1. Двое получают индивидуальные карточки с заданием: вставить пропущенные буквы, подчеркнуть основу. Выписать предложения, где трудно выделить основу.

РЫБА- УДИЛЬЩИК ПОХОЖА НА КАМЕНЬ. ЗАТ..ИЛАСЬ ..НА СРЕДИ К..МНЕЙ. НЕ  РАЗГЛ..ДЕТЬ ЕЁ.  М..РСКОЙ  К..НЁК ПОХОЖ НА К..МОК ВОДОРОСЛЕЙ. РЫБА- ЁЖ ПРИ ТРЕВОГЕ ПРЕВРАЩАЕТСЯ В К..ЛЮЧИЙ ШАР. КОМУ ПРИДЁТ В ГОЛ..ВУ ГЛ..ТАТЬ ЕГО? ЕЩЁ У ОДНОЙ РЫБКИ НА ХВ..СТЕ НАРИСОВАНЫ ГЛ..ЗА. И ПЛЫВЁТ ОНА ХВ..СТОМ ВПЕРЁД. НЕ ПОЙМАТЬ ЕЁ ХИЩНИКУ!

После проверки работы группы дети  готовят сообщения о жизни морских обитателей, используя энциклопедии, которые лежат на отдельной парте. (Эта самостоятельная  работа идет  до этапа «диктант». )

  1. Во время работы первой группы с двумя другими группами идёт ФРОНТАЛЬНАЯ РАБОТА.

- При написании каких гласных можно допустить ошибку?

-Приготовили вееры с буквами гласных звуков. Показываем нужную букву, называем проверочное слово и способ проверки.

На «морском» наборном полотне – словосочетания:

        ВЫСОКАЯ В..ЛНА

        УД..ВИТЕЛЬНАЯ РЫБА

        Б..ЛЬШИЕ ПЛ..ВНИКИ

        К..ТОВАЯ АКУЛА

        М..РСКИЕ ЖИТЕЛИ

        П..Л..САТЫЙ КРАБ

        З..ЛЁНЫЕ ВОДОРОСЛИ

        РЫБЫ- ПРИЛ..ПАЛЫ

  1. Далее второй экипаж получает задание: составить и записать несколько предложений с данными словосочетаниями.

Проверка- фронтальная, после окончания работы второй и третьей групп.

  1. Третий экипаж получает индивидуальные карточки.

        (ПЯТНА) П..ТНИСТЫЙ ОСЬМИНОГ

        (СКАЛЫ) СК..ЛИСТЫЕ (БЕРЕГ) Б..РЕГА

        (КОЛКИЙ) К..ЛЮЧИЙ ЁРШ

        (КАМЕНЬ) К..МЕНИСТОЕ ДНО

        (МОРЕ) М..РСКИЕ ЖИТЕЛИ

Задание: записать словосочетания, разделить слова на слоги, подчеркнуть буквы гласных звуков.

Проверка- индивидуальная.

  1. Пока работают вторая и третья группы, идет проверка выполнения задания у первого экипажа.

Вывод: как мы проверяли безударные гласные в корне?

7. ФИЗМИНУТКА ( РЕЛАКСАЦИЯ)

-На море штиль, и мы можем отдохнуть, полежать за партой или откинуться на спинку стула (звучит музыка со звуками льющейся воды или плеска волн).

8.ПРОВЕРОЧНЫЙ ДИКТАНТ

(Работают все три группы)

- На острове Знатоков нас захватили пираты. Они освободят нас, если мы исправим их ошибки и правильно запишем предложения.

На доске текст: М.РСКИЕ ЖИТЛИ-БАЛШИЕ        ХЕТРЕЦЫОНИ .ВСЕГДА ЛОФКО ПРЯЧЮТСЯ ОТ СВАИХ ВРОГОВ.

-Какие ошибки допущены?

- Исправим их, докажем правильность написания.

-Читаем орфографически.

  1. Запишем под диктовку.

Проверка- индивидуальная.

9. -Кто- то сделал ошибку, и нас заперли в пещере. Надо подобрать ключи.

У каждого ребёнка на парте листочки:

                А О И Е Я

                О И Е Я А

                И Е Я А О

                Е Я А О И

                Я А О И Е

- Я диктую слова, а вы ставите точку на нужной букве в каждой строке и соединяете эти точки линией. Если получится одинаковая линия у всех, значит, всё правильно, и мы свободны!

        БЕРЕГА  МОРСКОЙ  КОРАБЛИК  СКАЛИСТЫЕ (ГОРЫ)  УДИВИТЕЛЬНЫЙ       (МИР).

10. ИТОГ УРОКА

-Ура! Мы свободны! На своих кораблях мы возвращаемся домой и подводим итог нашему путешествию.

- Над каким правилом мы сегодня работали?

- Скажите это правило.

- Достаточно ли только знать его?

- Правильно, надо уметь слышать и видеть опасные места в слове и уметь проверить безударные гласные.

11.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

- Составить небольшой рассказ, используя материал сегодняшнего урока, а первый экипаж подготовит свои сообщения к уроку природоведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правописание безударных гласных в корне слова. Проверяемые и непроверяемые гласные в безударных словах.

Закреплять знания учащихся в правописании безударных гласных в корне слова; обучать развитию восприятия: память,  внимание, мышление; повторить ранее изучений материал;  воспитывать ак...

Конспект урока на тему: «Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »

Конспект урока на тему:«Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »...

Конспект урока на тему: «Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »

Конспект урока на тему:«Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »...

Методика работы над правилом правописания безударных гласных в корне слова Основные причины ошибок на правописание безударных гласных в корне слова.

Правописание безударных гласных в корне слова остается актуальной проблемой школьной педагогической практики в области обучения детей орфографии. В обучении правописанию безударных гласных в корне сло...

Методика работы над правилом правописания безударных гласных в корне слова Основные причины ошибок на правописание безударных гласных в корне слова.

Правописание безударных гласных в корне слова остается актуальной проблемой школьной педагогической практики в области обучения детей орфографии. В обучении правописанию безударных гласных в корне сло...