Правописание безударных гласных в корне слова 3 класс
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме
Урок проводился в виде игры-путешествия в целях предуреждения ошибок на правописание безударных гласных в корне слова (работа над типичными ошибками в классе) перед контрольным диктантом по теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_bezud.gl_.3kl..doc | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
ЦЕЛИ
- РАЗВИТИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ
- ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА
- РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ И ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ
- ПОБУЖДЕНИЕ К РАБОТЕ С ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ СПРАВОЧНОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ
- РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ САМО- И ВЗАИМОКОНТРОЛЯ
- СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УМЕНИЯ РАБОТАТЬ В ГРУППЕ
ХОД УРОКА
1. СООБЩЕНИЕ ЦЕЛЕЙ УРОКА
-Скоро итоговый диктант. Анализ предыдущих уроков показал, что больше всего ошибок мы делаем на правописание безударных гласных в корне слова, пропуск букв и искажение слов. Сегодня мы поработаем над этим, чтобы в диктанте таких ошибок стало меньше. Итак, мы отправляемся в путешествие по океану Знаний.
2. ЧИСТОПИСАНИЕ
- Чтобы погода нам благоприятствовала, постараемся правильно соединить буквы, сделаем маленькие волны.
кмл омл рмл амл бмл лмл ьмл
3. СЛОВАРНАЯ РАБОТА
-Если внимательно посмотрим на эту строчку, увидим слово и узнаем, на чём совершим путешествие.
КОРАБЛЬ
- Поставим ударение, обозначим безударную гласную.
- Попробуем ее проверить. Как это можно сделать? (Поменять форму слова, подобрать однокоренные слова).
Вывод: это непроверяемое написание, надо запомнить.
-Запишем и выделим корень: корабль, корабли, корабельный, кораблик, корабелы.
- Кто такие корабелы?
- А какие ещё бывают корабли?
4. ЗРИТЕЛЬНЫЙ ДИКТАНТ ПО СИСТЕМЕ ФЕДОРЕНКО
-Запишем несколько предложений с этими словами.
КОРАБЛЬ ПОПАЛ В СИЛЬНЫЙ ШТОРМ (25 Б., 7 СЕК.)
ДАН СТАРТ КОСМИЧЕСКОМУ КОРАБЛЮ (27 Б., 8 СЕК.)
КОРАБЕЛЬНЫЕ СОСНЫ ТЯНУТСЯ ВВЫСЬ (28 Б., 8 СЕК.)
(Предложения демонстрируются на карточках)
Проверка в парах.
-Какие однокоренные слова встретились? Выделите корень. Как его написали?
- Какие ещё орфограммы встретились? Обведите их карандашом.
5. ФИЗМИНУТКА
Вёз корабль карамель,
Наскочил корабль на мель,
И матросы две недели
Карамель на мели ели.
(Чёткое произнесение слов, работа над дикцией, простейшие упражнения.)
6. РАБОТА НАД БЕЗУДАРНЫМИ ГЛАСНЫМИ
- Мы плывём по океану Знаний. Дальше наши пути расходятся. Первый экипаж отправляется в самостоятельное плавание к острову Знатоков изучать жизнь морских обитателей.
- Первая группа детей получает текст с заданием.
В ГЛУБИНЕ МОРЯ ЦАРИТ ТЕМНОТА. ТАМ ПЛАВАЮТ СВЕТЯЩИЕСЯ РЫБЫ. У КАЖДОЙ СВЕТЯТСЯ РАЗНЫЕ ОГОНЬКИ. ЧАЩЕ ВСЕГО ИЗЛУЧАЮТ СВЕТ ГЛАЗА ИЛИ ПЯТНИСТЫЕ БОКА. У МНОГИХ РЫБОК ОЧЕНЬ СИЛЬНЫЙ СВЕТ. ОНИ МОГУТ ОСЛЕПИТЬ ХИЩНИКА.
Задания записаны на этом же листе:
1.Найти слова с безударными гласными в корне, надписать проверочное слово.
2.Подчеркнуть основу предложений.
3.Выделить известные орфограммы.
4.Найти однокоренные слова, подобрать ещё несколько слов, выделить корень.
- Двое получают индивидуальные карточки с заданием: вставить пропущенные буквы, подчеркнуть основу. Выписать предложения, где трудно выделить основу.
РЫБА- УДИЛЬЩИК ПОХОЖА НА КАМЕНЬ. ЗАТ..ИЛАСЬ ..НА СРЕДИ К..МНЕЙ. НЕ РАЗГЛ..ДЕТЬ ЕЁ. М..РСКОЙ К..НЁК ПОХОЖ НА К..МОК ВОДОРОСЛЕЙ. РЫБА- ЁЖ ПРИ ТРЕВОГЕ ПРЕВРАЩАЕТСЯ В К..ЛЮЧИЙ ШАР. КОМУ ПРИДЁТ В ГОЛ..ВУ ГЛ..ТАТЬ ЕГО? ЕЩЁ У ОДНОЙ РЫБКИ НА ХВ..СТЕ НАРИСОВАНЫ ГЛ..ЗА. И ПЛЫВЁТ ОНА ХВ..СТОМ ВПЕРЁД. НЕ ПОЙМАТЬ ЕЁ ХИЩНИКУ!
После проверки работы группы дети готовят сообщения о жизни морских обитателей, используя энциклопедии, которые лежат на отдельной парте. (Эта самостоятельная работа идет до этапа «диктант». )
- Во время работы первой группы с двумя другими группами идёт ФРОНТАЛЬНАЯ РАБОТА.
- При написании каких гласных можно допустить ошибку?
-Приготовили вееры с буквами гласных звуков. Показываем нужную букву, называем проверочное слово и способ проверки.
На «морском» наборном полотне – словосочетания:
ВЫСОКАЯ В..ЛНА
УД..ВИТЕЛЬНАЯ РЫБА
Б..ЛЬШИЕ ПЛ..ВНИКИ
К..ТОВАЯ АКУЛА
М..РСКИЕ ЖИТЕЛИ
П..Л..САТЫЙ КРАБ
З..ЛЁНЫЕ ВОДОРОСЛИ
РЫБЫ- ПРИЛ..ПАЛЫ
- Далее второй экипаж получает задание: составить и записать несколько предложений с данными словосочетаниями.
Проверка- фронтальная, после окончания работы второй и третьей групп.
- Третий экипаж получает индивидуальные карточки.
(ПЯТНА) П..ТНИСТЫЙ ОСЬМИНОГ
(СКАЛЫ) СК..ЛИСТЫЕ (БЕРЕГ) Б..РЕГА
(КОЛКИЙ) К..ЛЮЧИЙ ЁРШ
(КАМЕНЬ) К..МЕНИСТОЕ ДНО
(МОРЕ) М..РСКИЕ ЖИТЕЛИ
Задание: записать словосочетания, разделить слова на слоги, подчеркнуть буквы гласных звуков.
Проверка- индивидуальная.
- Пока работают вторая и третья группы, идет проверка выполнения задания у первого экипажа.
Вывод: как мы проверяли безударные гласные в корне?
7. ФИЗМИНУТКА ( РЕЛАКСАЦИЯ)
-На море штиль, и мы можем отдохнуть, полежать за партой или откинуться на спинку стула (звучит музыка со звуками льющейся воды или плеска волн).
8.ПРОВЕРОЧНЫЙ ДИКТАНТ
(Работают все три группы)
- На острове Знатоков нас захватили пираты. Они освободят нас, если мы исправим их ошибки и правильно запишем предложения.
На доске текст: М.РСКИЕ ЖИТЛИ-БАЛШИЕ ХЕТРЕЦЫОНИ .ВСЕГДА ЛОФКО ПРЯЧЮТСЯ ОТ СВАИХ ВРОГОВ.
-Какие ошибки допущены?
- Исправим их, докажем правильность написания.
-Читаем орфографически.
- Запишем под диктовку.
Проверка- индивидуальная.
9. -Кто- то сделал ошибку, и нас заперли в пещере. Надо подобрать ключи.
У каждого ребёнка на парте листочки:
А О И Е Я
О И Е Я А
И Е Я А О
Е Я А О И
Я А О И Е
- Я диктую слова, а вы ставите точку на нужной букве в каждой строке и соединяете эти точки линией. Если получится одинаковая линия у всех, значит, всё правильно, и мы свободны!
БЕРЕГА МОРСКОЙ КОРАБЛИК СКАЛИСТЫЕ (ГОРЫ) УДИВИТЕЛЬНЫЙ (МИР).
10. ИТОГ УРОКА
-Ура! Мы свободны! На своих кораблях мы возвращаемся домой и подводим итог нашему путешествию.
- Над каким правилом мы сегодня работали?
- Скажите это правило.
- Достаточно ли только знать его?
- Правильно, надо уметь слышать и видеть опасные места в слове и уметь проверить безударные гласные.
11.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
- Составить небольшой рассказ, используя материал сегодняшнего урока, а первый экипаж подготовит свои сообщения к уроку природоведения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Правописание безударных гласных в корне слова. Проверяемые и непроверяемые гласные в безударных словах.
Закреплять знания учащихся в правописании безударных гласных в корне слова; обучать развитию восприятия: память, внимание, мышление; повторить ранее изучений материал; воспитывать ак...
Конспект урока русского языка во 2 классе.«Правописание безударных гласных в корне слова. Слова, корни которых сходны по звучанию, но различны по смыслу (слова-омофоны
Конспект урока русского языка во 2 классе. Тема урока: «Правописание безударных гласных...
Конспект урока на тему: «Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »
Конспект урока на тему:«Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »...
Конспект урока на тему: «Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »
Конспект урока на тему:«Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »...
Тема урока: "Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне". Класс:3 – б класс
Конспект урока русского языка по данной теме. Презентация к уроку....
Методика работы над правилом правописания безударных гласных в корне слова Основные причины ошибок на правописание безударных гласных в корне слова.
Правописание безударных гласных в корне слова остается актуальной проблемой школьной педагогической практики в области обучения детей орфографии. В обучении правописанию безударных гласных в корне сло...
Методика работы над правилом правописания безударных гласных в корне слова Основные причины ошибок на правописание безударных гласных в корне слова.
Правописание безударных гласных в корне слова остается актуальной проблемой школьной педагогической практики в области обучения детей орфографии. В обучении правописанию безударных гласных в корне сло...