Урок русского языка во 2 классе
методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме

Зинченко Наталья Владимировна

  Урок русского языка  (2 урока) 

Тема: «Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящие звуки»<?xml:namespace prefix = o /??>

 

УМК «Перспективная начальная школа»

Тема: «Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящие звуки»

Класс: 2 класс.

Цель:

        - формировать умение правильно писать слова-названия предметов с основой на шипящие звуки.

Задачи:

учебные: ознакомить с правилом написания слов-названий предметов с основой на шипящие звуки.

 развивающие:

развивать  речь учащихся; активизировать логическое мышление; формировать устойчивое внимание;

 воспитательные: воспитывать чувство взаимопомощи, трудолюбия, любовь к предмету.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zincnenko.doc538 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Горьковская средняя общеобразовательная школа №1»

Урок русского языка

во 2 классе

Тема: «Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящие звуки»

УМК «Перспективная начальная школа»

Провела учительница начальных классов

Зинченко Наталья Владимировна

2010 год

План урока.

Тема: «Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящие звуки»

Класс: 2 класс.

Цель:

        - формировать умение правильно писать слова-названия предметов с основой на шипящие звуки.

Задачи:

учебные: ознакомить с правилом написания слов-названий предметов с основой на шипящие звуки.

 развивающие:

развивать  речь учащихся; активизировать логическое мышление; формировать устойчивое внимание;

 воспитательные: воспитывать чувство взаимопомощи, трудолюбия, любовь к предмету.

Оборудование: компьютер, карточки для учащихся, экран.

Вид урока: комбинированный урок.

Время проведения: 1-й урок.

Ход урока.

I. Организационный момент.

-Заливистый школьный звонок

Позвал опять на урок.

Будьте все внимательны,

А ещё старательны.

II. Изучение нового материала.

1)актуализация опорных знаний;

Словарная работа «Найди ошибки». ( слайд №1)


Берёза (ж. р.)                            зовод (м.р.)



белет (ср.р.)                             рабочий (ж.р.)



газета (м.р.)                             сарока (ж.р.)



ворона (ж. р.)                            девочка (ср.р.)


- Прочитайте слова,  записанные на карточке.

-Здесь ошибки отыщите, в чём причина их скажите.

- Сравните с тем, что получилось у вас, и оцените свою работу.

( слайд №2)


Берёза (ж. р.)                            завод (м.р.)



билет (м.р.)                             рабочий (м.р.)



газета (ж. р.)                             сорока (ж.р.)



ворона (ж. р.)                            девочка (ж.р.)


-Какие знания нам пригодились для  правильного выполнения этого задания? (Знание словарных слов и умение определять род слов-названий предметов)

-Как определить род слов-названий предметов?

 Эти знания помогут нам сегодня узнать ещё одну ТАЙНУ РУССКОГО ЯЗЫКА.

 2) создание проблемной ситуации;

-Откройте Обратный словарь на букву – Ч  (2-я часть учебника).

  Прочитайте слова.

 (слайд №3)


трубач                            меч



богач                              королевич



тягач                              царевич



циркач                           москвич



ткач                               кулич



калач                             кирпич



силач                             луч



плач                               сыч                       



врач                               ключ



грач                               мяч



лихач                             клич


-Есть ли среди слов-названий предметов, ОСНОВА которых оканчивается на – Ч, слова женского рода? Слова среднего рода? (Нет.)

-Какого рода все эти слова? (Мужского)

-Запишите себе в тетрадь любые пять слов.

-Откройте Обратный словарь на букву – Ь (с.150).

(слайд №4)


лечь                     печь



речь                     печь



   течь                     стричь



течь                     дочь



мелочь                помочь



ночь


-Найди слова-названия предметов, ОСНОВА которых оканчивается на – ЧЬ. Выпиши пять любых слов.

- Зачитайте слова, которые вы выписали. Какого рода все эти слова? (Женского.)

-Какой вывод вы можете сделать о работе  Ь?

На экране слайд № 5 (ученики читают хором):


а) Ь обозначает мягкость конечного согласного;





б) Ь показывает, что все слова-названия предметов женского рода?


(С помощью Ь обозначается то, что это – слова- названия предметов женского рода.)

-Какой вывод вы можете сделать о написании слов мужского и женского рода, основа которых оканчивается на – ЧЬ или – Ч?

III. Физминутка.

-А теперь отдохнём. Я буду читать стихотворение, а вы повторяйте мои движения.

Хомка, Хомка. хомячок-

полосатенький бочок.

Хомка раненько встаёт,

Щёчки моет, шейку трёт.

Подметает Хомка хатку

И выходит на зарядку.

1, 2, 3, 4, 5 –

Хомка хочет сильным стать!

IV. Применение полученных знаний.

  1. выполните задание из учебника (с.153, №118)

(слайд №6):

 - На какие две группы  можно поделить эти слова-названия предметов? Запишите их правильно.

 (слайд №7)


  плач                                  печь



      трубач                               мелочь



   мяч                                   речь



москвич                              ночь


-Как называются эти группы? (Это – слова-названия предметов женского и мужского рода, ОСНОВА которых оканчивается на – Ч и - ЧЬ.)

V. Изучение нового материала.

1) создание проблемной ситуации;

-Откройте Обратный словарь на букву – Ш  (2-я часть учебника).

(слайд №8)


шалаш                         камыш



ковш                            зверёныш



финиш                         детёныш



марш                            крепыш



ёрш                               глупыш



душ                               малыш



           ландыш                         гуляш


  - Предположи, какого рода будут все слова-названия предметов, ОСНОВА которых оканчивается на букву – Ш.

-Выпиши любые пять слов.

- Оправдались ли ваши предположения?

-Откройте Обратный словарь на букву – Ь; найди слова-названия предметов, ОСНОВА которых оканчивается на  – ШЬ. (слайд №9)


гуашь                   вошь



брошь                   ветошь



глушь                   сушь



тушь                     мышь


-Догадываетесь, какого рода ВСЕ слова-названия предметов, ОСНОВА которых оканчивается на букву – ШЬ?

-Запишите любые пять слов.

-Какой вывод можете сделать о работе Ь?

-Какой вывод можете сделать о написании слов мужского и женского рода, ОСНОВА которых оканчивается на – Ш и – ШЬ?

-Какую же тайну русского языка мы сегодня узнали?

На доске слайд №10:


СЛОВА – НАЗВАНИЯ ПРЕДМЕТОВ С ОСНОВОЙ НА                          ШИПЯЩИЕ ЗВУКИ ПИШУТСЯ:



ЖЕНСКОГО РОДА – С  Ь,



МУЖСКОГО РОДА – БЕЗ  Ь.


2) работа по иллюстрации учебника (с.152) (слайд №11).

-Заметили ли вы, что картинка поделена на 2 части?

- Какие предметы художник изобразил в левой части картинки?

- Что интересного в названии этих предметов? А в написании слов, обозначающих эти предметы? (Они оканчиваются на шипящий звук и пишутся без Ь.)

 (Аналогично – по правой части картинки.)

3)самостоятельное применение знаний и способов действий (с.154, №120) (слайд №12)

-Объясните значения слов.

(Глушь – глухое место.

Сушь – сухая, жаркая погода.

Ералаш – беспорядок.

Марш – 1) способ ходьбы в строю;

               2) музыкальное произведение в чётком ритме.

Финиш – конечный пункт спортивного состязания.)

-Запишите слова правильно. Что мы должны помнить?

4) самоконтроль (слайд №13)


Глушь, марш, камыш, брошь, сушь, ералаш, вошь, финиш.


-Проверьте, правильно ли вы выполнили задание.

VI. Итог.

- Итак, какую ТАЙНУ РУССКОГО ЯЗЫКА мы узнали сегодня на уроке? (Как правильно писать слова-названия предметов, ОСНОВА которых оканчивается на шипящий звук.)

- Сегодня мы разгадали  только одну тайну, а их в русском языке очень и очень много. Русский язык – величайшее достижение речевой культуры нашего народа. Что же может быть красивее, изящнее и весомее русского языка?!  давайте изучать русский язык, бережно относиться к каждому слову на уроке, дома, в общении, на улице! Давайте любить РУССКИЙ ЯЗЫК!

VII. Домашнее задание: с.49, №.60.

План урока.

Тема: «Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящие звуки»

Класс: 2 класс.

Цель:

        - совершенствовать навыки правописания слов-названий предметов с основой на шипящие звуки.

Задачи:

учебные: закреплять  правописание слов-названий предметов с основой на шипящие звуки;

 развивающие:

развивать  речь учащихся; активизировать логическое мышление; формировать устойчивое внимание; совершенствовать навыки работы со словарём;

 воспитательные: воспитывать чувство взаимопомощи, трудолюбия, любовь к предмету.

Оборудование: компьютер, экран, карточки для учащихся.

Вид урока: комбинированный урок.

Время проведения: 2-й урок.

Ход урока.

I. Организационный момент.

С добрым утром начат день.

Первым делом гоним лень.

На уроке не зевать,

А работать и писать.

-Начинаем наш урок.

II. Закрепление изученного материала.

1)актуализация опорных знаний;

Словарная работа, (слайд №1)


Б_рёза, з_вод, б_лет, р_бочий, г_зета, с_рока, в_рона, дев_чка,


- Прочитайте слова,  записанные на карточке. Запишите их в два столбика. Вставьте пропущенные буквы.

- Сравните с тем, что получилось у вас, и оцените свою работу.

( слайд №2)


                                 Берёза                             завод



                                 девочка                           рабочий



                                  газета                             билет



                                 сорока



                                 ворона  


-По какому принципу вы разделили слова на два столбика?

-Какие знания нам пригодились для  правильного выполнения этого задания? (Знание словарных слов и умение определять род слов-названий предметов)

-Как определить род слов-названий предметов?

 Эти знания помогут нам сегодня на уроке.

-А какую ТАЙНУ РУССКОГО ЯЗЫКА мы узнали на прошлом уроке ?


СЛОВА – НАЗВАНИЯ ПРЕДМЕТОВ С ОСНОВОЙ НА                          ШИПЯЩИЕ ЗВУКИ ПИШУТСЯ:



ЖЕНСКОГО РОДА – С  Ь,



МУЖСКОГО РОДА – БЕЗ  Ь.


 2) создание проблемной ситуации;

-Поднимите руки, кто может, не открывая Обратного словаря, сделать вывод о написании слов, ОСНОВА которых оканчивается на –Ж и –ЖЬ, -Щ и –ЩЬ?

-Как пишутся слова мужского рода? ( Без Ь)

-Как пишутся слова женского рода? ( С Ь)

-Давайте проверим правильность своих выводов по Обратному словарю. Для этого посмотрите на слова с ОСНОВОЙ на –Ж и –ЖЬ.

-А теперь посмотрите на слова с ОСНОВОЙ на – Щ и – ЩЬ.

-Где нужно искать эти слова в Обратном словаре? Воспользуйтесь подсказкой Летучей Мыши. (слайд № 3)

-Давайте запишем по два примера на каждый случай.

3) применение полученных знаний (с.154, №121) (слайд №4)

-Запишите слова правильно.

-Что мы должны помнить? Проверьте, правильно ли вы записали слова. (слайд №5)


Вещь, клещ, овощ, борщ, помощь, мощь, лещ, товарищ.


4) создание проблемной ситуации; (с.155, №122)

-Прочитайте слова: (слайд №6):

-Объясните, о чём предупреждает Мышь. Устно проверьте слова с буквой парного согласного на конце слова. Запиши их.

5) самостоятельное применение знаний и способов действий (с.155, №122) (слайд №7)

-Проверьте, правильно ли вы написали слова.


Молодёжь, этаж, дрожь, упряжь, страж, ложь, чертёж, багаж.


-Что нужно сделать сначала, чтобы написать эти слова правильно, что – потом? (Сначала проверить, какую согласную букву напишем, а затем подумаем, надо ли писать Ь).

-Кто выполнил задание без ошибок? Молодцы!

III. Физминутка.

-А теперь отдохнём. Я буду читать стихотворение, а вы повторяйте мои движения.

Медвежата в чаще жили,

 Головой своей крутили,

Вот так, вот так головой своей крутили.

Медвежата мёд искали,

Дружно дерево качали,

Вот так, вот так дружно дерево качали.

Вперевалочку ходили и из речки воду пили.

Вот так, вот так и из речки воду пили.

А потом они плясали,

К солнцу лапы поднимали.

Вот так, вот так к солнцу лапы поднимали.

IV. Применение полученных знаний.

  1. выполните задание из учебника (с.155, №123)

(слайд №7):

(слайд №8)

-Что нужно сделать сначала, чтобы написать эти слова правильно, что – потом? (Сначала проверить, какую согласную букву напишем, а затем подумаем, надо ли писать Ь).

2)самоконтроль (слайд №9)


                           меч                          дочь



                           луч                           вещь



                           плащ                        помощь



                           товарищ                  речь



                           ключ


-Какой вывод можете сделать о работе Ь?

-Какой вывод можете сделать о написании слов мужского и женского рода, ОСНОВА которых оканчивается на шипящие звуки?

-Какую же тайну русского языка мы сегодня повторяли?

На доске слайд №10:


СЛОВА – НАЗВАНИЯ ПРЕДМЕТОВ С ОСНОВОЙ НА                          ШИПЯЩИЕ ЗВУКИ ПИШУТСЯ:



ЖЕНСКОГО РОДА – С  Ь,



МУЖСКОГО РОДА – БЕЗ  Ь.


 

-Как правильно написать оставшиеся слова из упр. 122? (Подобрать проверочные слова)

  1. комментированное письмо:

Рожь – ржи, шалаш - шалаши, мышь - мыши, ёрш - ерши, ёж  -ежи, ландыш - ландыши, пейзаж - пейзажи, пляж - пляжи, ложь – лжи.

4)проверочная работа (задания на карточках):


   Подчеркни слова, в которых допущены ошибки:



Глупыш, врачь, калачь, сыч, ветош, брошь, мелоч, печь, реч,



силач.


-Здесь ошибки отыщите, в чём причина их скажите.

-Какие слова вы подчеркнули? (врач, калач, ветошь, мелочь, речь) Какие ошибки допущены в этих словах?

VI. Итог.

-Услышим скоро мы звонок,

Пора заканчивать урок.

- Итак, какую ТАЙНУ РУССКОГО ЯЗЫКА мы повторяли сегодня на уроке? (Как правильно писать слова-названия предметов, ОСНОВА которых оканчивается на шипящий звук.)

-Всё ли было понятно на уроке? Усвоил ли каждый из вас тему?

-Кто из вас испытывал трудности, чувствовал себя не совсем уверенно?

-Ребята, попробуйте сами оценить свою работу на уроке?

На столе лежат сигнальные карточки:

-Если вы считаете, что усвоили тему на «отлично», покажите улыбающегося человечка.

-Если где-то в чём-то не уверены, то покажите задумчивого человечка.

Оценка своей работы учащимися.

-Дома обязательно расскажите родителям о том, что узнали на уроке.

-Сегодня на уроке хорошо работали…

-Спасибо! Урок окончен!

VII. Домашнее задание: с.156, № 124.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...

Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"

Этот  материал содержит  презентацию  к  уроку  руского  языка  в 1 классе по  программе "Школа  2100"...

Урок русского языка (2 класс, УМК Л.В. Занкова) Лингвистическая тема: «Текст. Тема текста» Этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленица»

Урок  русского языка,  2 класс, 3 четверть, система Л. В. Занкова, лингвистическая тема: «Текст. Тема текста», этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник  Масленица» - урок ...

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....

Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"

рок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"...