Рабочая программа по русскому языку 4 класс УМК "Школа России"
календарно-тематическое планирование по русскому языку (4 класс) по теме
В данном учебном материале представлена рабочая программа и календарно-тематическое планирование по предмету "Русский язык" 4 класс УМК "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabprogramrusyaz4kl.docx | 89.41 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА «ГЕЛИОС» г. ДАЛЬНЕГОРСК
УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУСОШ «Гелиос»
_____________И.В. Воронина
«___»_______________2010 г.
РАССМОТРЕНО
на методическом объединении учителей начальных классов
протокол №____
от «___»______________2010 г.
Руководитель МО
___________Л.В. Павловская
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
______________Ю.Н. Москаленко
«___»___________________2010 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
4 КЛАСС
2010 – 2011 учебный год
Разработчик: Кислова Снежана Сергеевна,
учитель начальных классов
2010 год
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основании Закона РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 г. № 3266-I (в последней редакции от 10.11.2009 г. N 260-ФЗ), федерального компонента государственного стандарта общего образования (Приказ Министерства образования и науки от 05.03.2004 г. № 1089), Базисного учебного плана, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 09.03.2004 г. № 1312 и примерной образовательной программы для общеобразовательных школ, рекомендованной Министерством образования и науки РФ автор: Т.Г. Рамзаева.
Вид реализуемой рабочей программы: основная общеобразовательная.
Цели учебного предмета.
Изучение русского языка на ступени начального общего образования в образовательных учреждениях с русским языком обучения направлено на достижение следующих целей:
- развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и "чувства языка";
- освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;
- овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;
- воспитание эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.
Задачи учебного предмета.
Сформировать знания учащихся о роли русского языка как средстве общения людей, познания окружающего мира.
Развивать познавательные способности, нравственное, речевое и умственное развитие.
Межпредметные связи.
Содержание курса русского языка позволяет осуществлять его связь:
- с литературным чтением;
- окружающим миром;
- рисованием;
- музыкой;
- изобразительным искусством.
Принципы отбора учебного материала:
- учет возрастных особенностей;
- органическое сочетание обучения и воспитания;
- усвоение знаний и развитие познавательных способностей детей;
- практическая направленность преподавания.
Используемые технологии, методы и формы работы: личностно-ориентированное обучение и игровая технология.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, словесный, практический, наглядный;
Формы обучения: индивидуально – групповая, индивидуальная, групповая.
Используемые технологии соответствуют психологическим особенностям учащихся.
Требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих начальную школу.
В результате изучения русского языка ученик должен:
знать/понимать:
- значимые части слова;
- признаки изученных частей речи;
- типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске;
уметь:
- анализировать и кратко характеризовать звуки речи, состав слова, части речи, предложение;
- различать произношение и написание слов;
- находить способ проверки написания слова (в том числе по словарю);
- без ошибок списывать несложный текст объемом 70 - 90 слов;
- создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы в форме повествования и описания;
- соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации (диктант - текст 75 - 80 слов);
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- адекватного восприятия звучащей речи (высказываний взрослых и сверстников, детских радиопередач, аудиозаписей и др.);
- работы со словарями;
- соблюдения орфоэпических норм;
- создания в устной и письменной форме несложных текстов по интересующей младшего школьника тематике;
- овладения нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения.
Сетка часов
170 часов, из расчета 5 часов в неделю.
№ п/п | Раздел (тема) | Количество часов |
1 | Повторение | 16 |
2 | Предложение | 12 |
3 | Текст | 5 |
4 | Имя существительное | 48 |
5 | Имя прилагательное | 33 |
6 | Местоимение | 7 |
7 | Глагол | 40 |
8 | Повторение изученного за год | 9 |
ИТОГО | 170 ч. |
Содержание учебного предмета.
ПОВТОРЕНИЕ (16 ч)
Обобщение сведений о слове, предложении, тексте.
Предложения по цели высказывания и по интонации. Знаки препинания в конце предложений. Связь слов в предложении. Словосочетание. Текст — повествование, описание, рассуждение. Связь предложений в тексте.
Звуки и буквы. Слог. Ударение. Звуко-буквенный анализ слов.
Состав слова. Корень, приставка, суффикс, окончание — зна чимые части слова. Однокоренные слова. Способы проверки ор фограмм в корне слова (обобщение правил правописания глас ных и согласных в корне слова). Правописание приставок и предлогов (сопоставление). Разделительные ь и ъ (сопоставле ние).
Части речи. Роль имен существительных, имен прилагатель ных, глаголов, местоимений, предлогов в общении. Обобщение признаков имен существительных, имен прилагательных, глаго лов как частей речи: общее значение, вопросы, постоянные и из меняемые категории, роль в предложении. Правописание родо вых окончаний имен существительных, имен прилагательных, глаголов (в прошедшем времени). Ь после шипящих на конце су ществительных женского рода и глаголов, отвечающих на вопро сы что делаешь? что сделаешь?
Обучающиеся должны знать:
- что такое предложение;
- виды предложений по цели высказывания и интонации;
- общее значение главных и второстепенных членов предложения;
- звуко-буквенный анализ слов;
- состав слова;
- определение частей речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол и их признаки;
- орфограммы, изученные в курсе 3го класса и способы их проверки;
- текст и его особенности.
Обучающиеся должны уметь:
- различать, выявлять, распределять части речи, виды предложений;
- давать определение частям речи;
- находить главные и второстепенные члены предложения;
- уметь делать звуко-буквенный анализ слов;
- морфемный анализ слов;
- уметь находить орфограммы и проверять их.
- устанавливать зависимость главных и второстепенных членов предложения;
- анализировать предложения по цели высказывания, по интонации;
- сравнивать части речи;
- обосновывать изученные правила и уметь группировать слова по изученным орфограммам;
- обобщать свойства частей речи с помощью схем;
- уметь классифицировать части речи по определенным признакам.
- выполнять задания творческого характера;
- писать сочинения по рисунку и опорным словам - прилагательным;
- самостоятельно составить план к изложению;
- уметь отредактировать текст с допущенными ошибками;
ПРЕДЛОЖЕНИЕ (12 ч)
Главные и второстепенные члены предложения (общее поня тие). Простое и сложносочиненное предложение, состоящее из двух простых (ознакомление). Предложение с однородными чле нами, соединенными союзами и, а, но и без союзов; интонация перечисления, запятая в предложениях с однородными членами. Сопоставление предложений с однородными членами и сложно сочиненных предложений без союзов и с союзами и, а, но. Знаки препинания в простом и сложносочиненном предложениях (наблюдения).
Наблюдения за предложениями с прямой речью. Диалог (ознакомление). Обращение (общее понятие).
Обучающиеся должны знать:
- особенности однородных членов предложений и их отличительные признаки;
- союзы при однородных членах;
- правило постановки знаков между однородными членами.
Обучающиеся должны уметь:
- находить в предложении однородные члены и различать их;
- соблюдать интонацию перечисления;
- уметь пользоваться правилом при постановке запятой перед союзом а, но, да в предложении с однородными членами.
- устанавливать зависимость однородных членов предложений;
- сравнить различные однородные члены и доказывать;
- формировать умения употреблять в письменной речи предложения с однородными членами;
- составлять или констатировать предложения с однородными членами по схемам;
- составлять ОК (опорный конспект) по теме однородные члены предложения;
- составлять план по изученной теме;
- восстанавливать деформированный текст с однородными членами;
- составлять самостоятельно предложения с однородными членами;
- распространять пословицу однородными членами;
- составлять рассказ, включая предложения с однородными членами.
ТЕКСТ (5 ч.)
Обобщение сведений о тексте как связном высказывании: те ма и основная мысль; заголовок с опорой на тему или основную мысль; части текста, связь между ними; связь между предложе ниями в каждой части текста; план текста. Виды текстов (пове ствование, описание, рассуждение). Изобразительно-выразитель ные средства текста.
Обучающиеся должны знать
- что такое текст;
- что такое тема текста (узкая и широкая);
- виды текстов.
Обучающиеся должны уметь:
- формировать умение озаглавливать текст;
- составлять план текста;
- давать определение «Что такое текст?»;
- отвечать на вопросы по тексту;
- строить ответ по предложенному плану.
- сравнивать, сопоставление темы и основной мысли текста;
- анализировать повествовательные описательные и текстовые рассуждения;
- устанавливать различия.
ЧАСТИ РЕЧИ
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ (48 ч)
Склонение имен существительных в единственном числе. Осо бенности падежей и способы их распознавания. Несклоняемые имена существительные.
Три типа склонения имен существительных. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе (кроме имен существитель ных на -мя, -ий, -ие, -ия). Управление как вид связи слов в сло восочетаниях (общее понятие).
Употребление предлогов с именами существительными в раз личных падежах: пришел из школы, из магазина, уехал на Кам чатку, в Крым, возвратился с Камчатки, из Крыма и т. п.
Склонение имен существительных во множественном числе. Умение правильно образовывать формы именительного и роди тельного падежей множественного числа имен существительных: учителя, инженеры; урожай помидоров, яблок.
Обучающиеся должны знать:
- правило, что такое имя существительное;
- род имен существительных;
- склонение существительных;
- число имен существительных;
- особенности каждого из падежей.
Обучающиеся должны уметь:
- находить имя существительное;
- различать, выявлять, распределять имя существительное по родам, числам, падежам;
- давать определение;
- отвечать на вопросы по теме;
- устанавливать зависимость, сходства, различия имен существительных с другими частями речи;
- сравнивать падежи;
- классифицировать имя существительное по различным признакам;
- обосновывать изученные правила;
- применять знания правописания падежных окончаний в практике;
- обобщить свойства имени существительного с помощью опорных таблиц;
- выполнять задания творческого характера.
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ (33 ч)
Имя прилагательное как часть речи: общее значение, вопро сы, изменения по родам, числам, падежам, роль в предложении.
Склонение имен прилагательных в мужском, среднем, жен ском роде в единственном числе. Связь имен прилагательных с именами существительными. Согласование как вид связи слов в словосочетании (общее понятие).
Правописание гласных в безударных окончаниях (кроме имен прилагательных с основой на шипящий и оканчивающихся на -ья, -ье, -ов, -ин). Склонение и правописание имен прилагатель ных во множественном числе.
Употребление имен прилагательных в прямом и переносном смысле. Прилагательные-синонимы и прилагательные-антонимы.
Обучающиеся должны знать:
- что такое имя прилагательное, на какие вопросы отвечает имя прилагательное;
- зависимость имени прилагательного в предложении от имени существительного;
- правописание падежных окончаний имен прилагательных в ед. и множ. числе;
- правописание родовых окончаний.
Обучающиеся должны уметь:
- различать имя прилагательное от других частей речи;
- употреблять прилагательные в устной и письменной речи;
- устанавливать связь слов в предложении и найти то существительное, от которого зависит прилагательное;
- правильно ставить вопрос к имени прилагательному и сопоставлять окончание имен прилагательного с окончанием в вопросе;
- писать безударные падежные окончания имен прилагательных;
- формулировать правила;
- производить морфологический разбор имени прилагательного;
- устанавливать зависимость, сходства, различия между именем существительным и прилагательным;
- находить существенные признаки прилагательного;
- сравнивать прилагательное с существительным;
- обосновывать изученные правила;
- обобщать свойства прилагательных с помощью опорных таблиц.
МЕСТОИМЕНИЕ (7 ч)
Местоимение как часть речи. Местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Употребление личных, притяжательных и указательных местоимений в речи (наблюдения). Склонение личных местоимений с предлогами и без пред логов. Раздельное написание предлогов с местоимениями.
Использование личных местоимений как средства связи пред ложений в тексте (текстообразующая роль местоимений).
Обучающиеся должны знать:
- что такое местоимение;
- личные местоимения;
- грамматические особенности личных местоимений 1,2 и 3-го лица;
- правописание личных местоимений с предлогами.
Обучающиеся должны уметь:
- отличать местоимения от других частей речи;
- распознавать местоимения в тексте, правильно употреблять в речи;
- устанавливать зависимость, сходства, различия местоимений с другими частями речи;
- делать морфологический разбор местоимений;
- правильно писать местоимения с предлогами 1, 2, 3 лица.
- заменять имена существительные личными местоимениями 3-го лица;
- обосновывать изученные правила;
- группировать местоимения по определенным морфологическим признакам.
ГЛАГОЛ (40 ч)
Особенности глаголов как части речи по сравнению с имена ми существительными и именами прилагательными. Прошедшее время глагола: употребление в речи, изменение по числам и ро дам, правописание родовых окончаний.
Общее понятие о неопределенной форме глагола как началь ной. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и бу дущем времени (спряжение). Глаголы I и II спряжения. Глаго лы-исключения. Правописание безударных личных окончаний глаголов, данных в учебнике по теме «I и II спряжение глаго лов». Ь после шипящих в окончаниях глаголов 2-го лица единст венного числа. Возвратные глаголы (ознакомление). Распознава ние глаголов в 3-м лице и глаголов в неопределенной форме с помощью вопросов что делают? (учатся), что делать? (учиться).
Правописание суффиксов глаголов в прошедшем времени: слышать — слышал, увидеть — увидел.
Использование в тексте глаголов-синонимов и глаголов-анто нимов. Наблюдение за употреблением при глаголах имен суще ствительных в нужных падежах с предлогами и без предлогов: написать (что? о чем?) сочинение об экскурсии, описать (что?) экскурсию.
Обучающиеся должны знать:
- что такое глагол;
- лексическое значение глагола морфемные признаки глагола, изменение по числам, временам;
- синтаксическую роль в предложении
- правописание безударных личных окончаний глаголов;
- знать глаголы-исключения.
Обучающиеся должны уметь:
- различать глагол от других частей речи;
- находить глагол в предложении;
- различать временные формы глагола и правильно их употреблять;
- ставить к глаголу вопросы: что делать? что сделать?
- работать (по образцу) над орфограммами;
- различать окончания глаголов 1 и 2 спряжения;
- распознавать спряжение глагола по неопределенной форме и правильно писать безударные личные окончания;
- соотносить начальную форму и личную форму глагола;
- спрягать глаголы;
- распознавать лицо глагола в тексте по местоимению; вопросу к окончанию;
- распознавать глаголы-исключения в тексте и правильно писать безударные личные окончания.
НАРЕЧИЕ
Наречие - неизменяемая часть речи. Значение и вопросы. Роль в общении. Употребление наречий в глагольных словосоче таниях: летел высоко, двигались медленно и т. п. Правописание наиболее употребительных наречий с суффиксами -о, -а: близко, быстро, внимательно, чудесно, интересно, налево, направо, сле ва, справа, издалека, издавна.
ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ
Роль в общении. Склонение количественных числительных в словосочетаниях (типа два карандаша, пять дней, десять стра ниц), их употребление в речи.
РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ
Тема и основная мысль текста. Заголовок, структура текста-повествования, текста-описания и текста-рассуждения.
Подробное и сжатое изложение повествовательного текста с элементами описания и рассуждения (по коллективно или само стоятельно составленному плану). Сочинение-повествование по картине, диафильму, эпизодам кинофильма; сочинение-описание, сочинение-рассуждение.
Использование при создании текста изобразительных средств (эпитетов, метафор, сравнений, олицетворений), глаголов-сино нимов, прилагательных-синонимов и т. д.
Особенности построения устного ответа по учебному материа лу (специфика учебно-деловой речи).
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО ЗА ГОД (9 ч)
Текст и предложение как единицы языка и речи. Виды пред ложений по цели высказывания. Виды текстов. Слово — единица языка и речи. Лексическое и грамматическое значение слова. Грамматические признаки имен существительных, имен прила гательных, глаголов (обобщение). Правописание в корне слова безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непро износимых согласных. Правописание безударных гласных в па дежных окончаниях имен существительных и имен прилагатель ных, в личных окончаниях глаголов. Правописание суффиксов и окончаний глаголов прошедшего времени.
Обучающиеся должны знать:
- изученные части речи: имя существительное, имя прилагательное, личные местоимения, глагол;
- однородные члены предложения;
- особенности каждой части речи;
- правила правописания падежных окончаний имен существительных и имен прилагательных, личных окончаний глаголов;
- морфемный состав слов и правописание корней слов;
- морфологический анализ частей речи (разбор);
- что такое текст, однородные члены предложения, виды текста.
Обучающиеся должны уметь:
- находить различия, распределять по признакам части речи;
- сопоставлять каждую часть речи по плану:
а) что обозначает,
б) на какие вопросы отвечает,
в) как изменяется,
г) каким членом предложения чаще всего бывает;
- безошибочно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (75-80 слов) с изученными орфограммами;
- проводить фонетических разбор слов;
- проводить морфемный анализ слов;
- проводить разбор слов как части речи (морфологический);
- производить элементарный синтаксический разбор предложений;
- писать изложение текста в 90-100 слов по самостоятельно составленному плану, небольшой рассказ о случае из жизни, о наблюдениях на экскурсиях;
- правильно строить предложения;
- находить орфографические и синтаксические, речевые ошибки;
- обобщать знания о составе слова, о частях речи, о предложении, об однородных членах предложения;
- применять знания в практической деятельности (составлять схемы, таблицы);
- устанавливать причинно - следственные связи;
- составить план своего текста;
- исправить деформированный текст;
- писать сочинения различного направления;
- редактировать текст с различными ошибками;
- составлять рассказы из жизни.
ЧИСТОПИСАНИЕ
Закрепление навыка правильного начертания букв, рацио нальных способов их соединений (по группам) в словах, предло жениях, небольших текстах при несколько ускоренном темпе письма. Упражнения для развития ритмичности, плавности пись ма, способствующие формированию скорописи.
Работа по устранению недочетов графического характера в почерках учащихся.
Слова с непроверяемыми написаниями
Автомобиль, агроном, адрес, аккуратно, аллея, багаж, бесе да, библиотека, билет, богатство, вагон, везде, вокзал, восемь, впереди, вчера, газета, гореть, горизонт, двадцать, двенадцать, директор, до свидания, желать, железо, женщина, жилище, зав тра, здесь, земледелие, издалека, инженер, интересный, кален дарь, килограмм, километр, командир, корабль, космонавт, ко стёр, кровать, лагерь, легко, медленно, металл, назад, налево, направо, оборона, одиннадцать, около, пассажир, победа, порт рет, потом, правительство, председатель, прекрасный, путешест вие, расстояние, Россия, салют, самолёт, сверкать, сверху, сво бода, сегодня, сейчас, семена, сеялка, слева, снизу, справа, теле фон, теперь, тепловоз, хлебороб, хозяйство, честно, шестнадцать, шоссе, шофёр, экскурсия, электричество, электровоз, электро станция.
Календарно – тематическое планирование.
№ | К-во час | Дата | Тема урока | Цели и задачи урока | Формы контроля | Терминология, понятия | ||||||||
Повторение (16 ч.) | ||||||||||||||
Вводный инструктаж. Виды предложений по цели высказывания и по интонации. Главные и второстепенные члены предложения. | Обобщение знаний учащихся о существенных признаках предложения. Повторение видов предложений по интонации, их роль в речи и оформление на письме. | подлежащее. сказуемое. второстепенные члены предложения. | ||||||||||||
Связь слов в предложении, словосочетании. | Повторение сведений о главных и второстепенных членах предложения; формирование умения устанавливать связь слов в предложении и определять члены предложения. | проверочная работа по теме «Слово. Предложение. Текст» | Словосочетание. | |||||||||||
Входной диктант. | Проверка умения писать слова на изученные правила. | |||||||||||||
Работа над ошибками. Виды текстов. | Уточнение представления детей об особенностях текста как единицы речи. | |||||||||||||
Звуки. Буквы. Слог. Ударение. | Повторение звуков, букв; совершенствование навыков определения ударенных и безударных слогов | проверочная работа по теме «Звук. Буква. Слог. Ударение». | ударение | |||||||||||
Сочинение по рисунку. | Обучение определять тему рисунка, озаглавить его, проанализировать содержание и составить текст, отражающий содержание рисунка. | |||||||||||||
Работа над ошибками. Однокоренные слова. Корень. | Формирование навыка коррекции своего текста; навыка подбора однокоренных слов, нахождения корня. | корень однокоренной | ||||||||||||
Приставка, суффикс, окончание – значимые части слова. Правописание гласных и согласных в корне слова. | Обучение умению образовывать слова с помощью приставок, суффиксов, разбор слов по составу. Повторение правила правописания гласных и согласных в корне. | проверочная работа по теме «Правописание гласных и согласных в корне слова». | приставка суффикс окончание основа | |||||||||||
Упражнение в правописании гласных и согласных в корне слова. Слова с непроизносимыми согласными, с двойными согласными. | Формирование умения правописания гласных и согласных в корне. Формирование навыка правописания орфограмм в корне и применения трех правил проверки. | непроизносимые согласные двойная согласная | ||||||||||||
10 | Приставки и предлоги, правописание приставок. Разделительные Ъ и Ь. | Ознакомление с правилом правописания приставок и предлогов и употреблением их в речи. Повторение правила написания разделительного Ъ после приставок и правило написания разделительного Ь. | проверочная работа по теме «Правописание приставок». | разделительный ъ ь | ||||||||||
11 | Изложение зрительно воспринятого текста по самостоятельно составленному плану. | Написание изложения, соблюдая структуру текста и связь между его частями. | текст части текста | |||||||||||
12 | Работа над ошибками. Склонение имен существительных. | Исправление допущенных ошибок. Формирование навыка склонения имен существительных с ударными окончаниями. | проверочная работа по теме «Склонение имён существительных» | склонение | ||||||||||
13 | Имя прилагательное. | Обобщение знаний о существенных признаках имени прилагательного как части речи. | прилагательное | |||||||||||
14 | Глагол как части речи. | Обобщение знаний о существенных признаках глагола как части речи. | глагол | |||||||||||
15 | Контрольный диктант по теме: «Повторение». | Проверка знаний. | ||||||||||||
16 | Работа над ошибками. | Выполнение работы над ошибками, допущенными в диктанте. | ||||||||||||
Предложение (12 ч.) | ||||||||||||||
1 | Однородные члены предложения. Общие понятия. | Ознакомление с особенностями однородных членов предложения. | однородные | |||||||||||
2 | Связь однородных членов предложения с помощью союзов и интонации перечисления. | Формирование умения находить в предложении однородные члены, соблюдать интонацию перечисления. | интонация | |||||||||||
3 | Связь однородных членов без союзов и с помощью союза (закрепление). Запятая между однородными членами. | Формирование умения определять в предложении однородные члены. | проверочная работа по теме «Однородные члены предложения».1 | союзы | ||||||||||
4 | Знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединенными без союза или с союзом и (закрепление). | Формирование умения распознавать однородные члены предложения, оформление на письме и употребление в речи. | союзы | |||||||||||
21-22 | 5-6 | Предложения с однокоренными членами, соединенными союзами а, но. | Ознакомление с правилом постановки запятой перед союзами а, но. | соединительные союзы | ||||||||||
23 | 7 | Упражнения в составлении предложений с однородными членами. | Формирование навыка употребления в речи предложения с однородными членами. | однородные члены | ||||||||||
24 | 8 | Упражнения в анализе, составлении и написании предложений с однородными членами, соединенными как при помощи союзов, так и без союзов. | Формирование навыка употребления в речи предложений с однородными членами. | проверочная работа по теме «Однородные члены предложения».2 | союзы | |||||||||
25 | 9 | Употребление в повествовательном тексте предложений с однородными сказуемыми. Изложение. | Написание изложения с однородными членами, правильно, без искажений, стилистически точно передать содержание повествовательного текста по частям. | текст | ||||||||||
26 | 10 | Работа над ошибками. | Выполнение работы над ошибками, допущенными в изложении. | |||||||||||
27 | 11 | Контрольный диктант по теме: «Предложение». | Проверка умения распознавать в предложении однородные члены с союзами и без союзов и ставить, где нужно, запятую. | |||||||||||
28. | 12 | Работа над ошибками | Выполнение работы над ошибками, допущенными в диктанте. | |||||||||||
Текст (5 ч.) | ||||||||||||||
29 | Тема и основная мысль текста. | Сопоставление темы и основной мысли текста. | текст основная мысль | |||||||||||
30 | Заголовок текста. | Ознакомление детей с тем, что заголовок текста – это кратко сформулированная тема или основная мысль. | заголовок | |||||||||||
31 | План текста. | Составление плана текста с опорой на тему и основную мысль. | план | |||||||||||
32 | 4 | Изложение по самостоятельно составленному плану. | Написание изложения по самостоятельно составленному плану, последовательно передача содержания текста с учетом связи между частями и точному потреблению слов. | текст | ||||||||||
33 | 5 | Работа над ошибками. | Выполнение работы над ошибками, допущенными в изложении. | проверочная работа по теме «Текст». | ||||||||||
Части речи. Имя существительное (48 ч.) | ||||||||||||||
34 | Склонение имен существительных. | Формирование навыка склонения имен существительных с ударными окончаниями в единственном числе. | склонение существительное | |||||||||||
35 | Распознавание падежей имен существительных. Несклоняемые имена существительные. | Формирование умения склонять имена существительные с ударными окончаниями, определять падеж. | падеж | |||||||||||
36 | Именительный падеж имен существительных. | Формирование навыка нахождения в предложении его главных членов. | именительный падеж | |||||||||||
37 | Родительный падеж имен существительных. | Ознакомление с основным значением родительного падежа, его вопросами, предлогами, правильным употреблением в речи. | родительный падеж | |||||||||||
38 | Дательный падеж имен существительных. | Ознакомление с основным значением дательного падежа, его вопросами и предлогами. | Дательный падеж | |||||||||||
39 | Винительный падеж имен существительных. | Ознакомление с особенностями винительного падежа, его предлогами и отличием от именительного падежа. | винительный падеж | |||||||||||
40 | Творительный падеж имен существительных. | Ознакомление с особенностями творительного падежа, его значением, предлогами. | творительный падеж | |||||||||||
41 | Составление текста по серии иллюстраций. | Составление повествовательного текста по иллюстрациям, плану и опорным словам. | текст | |||||||||||
42 | Работа над ошибками. | Формирование навыка корректирования своего текста, совершенствовать его структуру, полноту передачи содержания иллюстрации. | ||||||||||||
43 | Предложный падеж имен существительных. | Ознакомление с особенностями предложного падежа, его значением, предлогами. | предложный падеж | |||||||||||
44 | Повторение сведений о падежах имен существительных. | Обобщение знаний учащихся об особенностях падежей. | падежи | |||||||||||
45 | Распознание именительного и винительного; винительного и предложного падежей. | Формирование навыка правильного определения падежа имени существительного и употребление его в речи. | падежи | |||||||||||
46 | Структура повествовательного текста. Изложение. | Написание изложения повествовательного текста с учетом его структурных компонентов: начало, основная часть, заключение. | текст | |||||||||||
47 | Работа над ошибками. | Исправление ошибок, допущенных в работе. | ||||||||||||
48 | Контрольный диктант по теме «Текст». | Проверка умения ставить запятую при однородных членах предложения. | ||||||||||||
49 | Работа над ошибками. Три типа склонения имен существительных в единственном числе. | Ознакомление с тремя типами склонения имен существительных, их признаками разделения по окончанию в начальной форме и роду. | склонение | |||||||||||
50 | Упражнения в определении склонений имен существительных. | Формирование навыка определения типа склонения по совокупности признаков (род, окончание в именительном падеже). | склонение | |||||||||||
51 | Определение типа склонения имен существительных, употребленных в косвенных падежах. | Ознакомление учащихся с приемом определения типа склонения у имен существительных в косвенных падежах. | склонение косвенные падежи | |||||||||||
52 | Ударные и безударные окончания имен существительных в единственном числе. | Сравнение ударные и безударные окончания существительных одного и того же склонения и ознакомление с приемом проверки безударных окончаний. | число существительных | |||||||||||
53 | Проверка безударных окончаний имен существительных 1, 2, 3 склонения. | Ознакомление со способом проверки безударных окончаний имен существительных. | проверочная работа по теме «Склонение имён существительных» | склонение окончание | ||||||||||
54 | Правописание окончаний существительных в родительном падеже. | Ознакомление с правописанием безударных падежных окончаний имен существительных, особенностями родительного падежа. | окончание существительное | |||||||||||
55 | Повествовательный текст с элементами описания. Изложение. | Написание изложения текста, в центре которого описание поведения человека и животных. | текст | |||||||||||
56 | Работа над ошибками. | Исправление ошибок, допущенных в изложении. | ||||||||||||
57 | Правописание окончаний имен существительных 1-го и 3-го склонения в дательном падеже. | Ознакомление с окончаниями существительных 1 и 3 склонения в дательном падеже, формирование умения проверять безударные окончания существительных в дательном падеже. | склонение падежи | |||||||||||
58 | Правописание окончаний имен существительных в родительном и дательном падеже. | Формирование умений проверки безударных окончаний имен существительных. | окончание падежи | |||||||||||
59 | Сравнение окончаний в родительном и дательном падежах. | Формирование умения определять родительный и дательный падеж, правильно писать безударные окончания. | окончание падежи | |||||||||||
60 | Родительный и винительный падежи существительных 1-го и 2-го склонения. | Формирование навыка различия именительного и винительного падежей, родительного и винительного падежей по предлогам, окончанию. | окончание падежи склонение | |||||||||||
61 | Изложение повествовательного текста, воспринятого на слух. Самостоятельная работа. | Самостоятельное написание изложения текста, воспринятого на слух, полно и последовательно воспроизведя его, точно употребив слова. | текст | |||||||||||
62 | Работа над ошибками. | Корректировка текста изложения, исправление ошибок в изложении. | ||||||||||||
63 | Правописание безударных окончаний имен существительных в творительном падеже. | Расширение знаний учащихся о творительном падеже, формирование навыка правописания безударных окончаний имен существительных в творительном падеже. | окончание падежи склонение | |||||||||||
64 | Правописание окончаний имен существительных в творительном падеже. | Формирование навыка правописания окончаний существительных 1, 2 и 3-го склонения в творительном падеже. | окончание падежи склонение | |||||||||||
65 | Правописание окончаний имен существительных в предложном падеже. | Формирование умений правописания безударных падежных окончаний в предложном падеже. | окончание падежи склонение | |||||||||||
66 | Правописание безударных окончаний имен существительных в предложном падеже. | Формирование умений правописания безударных окончаний имен существительных в предложном падеже. | окончание падежи склонение | |||||||||||
67 | Правописание безударных окончаний имен существительных в родительном, дательном и предложном падежах. | Закрепление знаний детей о существенных признаках определения падежа имен существительных и правописании падежных окончаний существительных 1, 2 и 3-го склонения. | окончание падежи склонение | |||||||||||
68 | Правописание окончаний имен существительных в родительном, дательном и предложном падежах. | Формирование умения правописания безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения. | окончание падежи склонение | |||||||||||
69 | Упражнение в написании безударных гласных в корнях слов, приставках и окончаниях имен существительных | Формирование умения распознавать орфограммы и правильно писать безударные гласные в разных частях слова. | проверочная работа по теме «Правописание безударных падежных окончаний им. сущ.» | приставка корень окончание гласные | ||||||||||
70 | Связь между частями текста. Изложение с предложением. | Ознакомление со смысловой связью между частями текста и средствами ее выражения. | текст | |||||||||||
71 | Работа над ошибками, допущенными в изложении. | Корректировка текста изложения, исправление ошибок в изложении. | ||||||||||||
72 | Диктант по теме «Имя существительное». | Проверка умения правописания безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе, а также умение писать слова с ранее изученными орфограммами. | ||||||||||||
73 | Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Множественное число имен существительных. | Выполнение работы над ошибками, допущенными в диктанте. | проверочная работа по теме «Множественное число имён существительных» | единственное множественное число | ||||||||||
74 | Склонение имен существительных во множественном числе. | Формирование умения склонять существительные мужского, женского и среднего рода во множественном числе. | склонение число | |||||||||||
75 | Окончания имен существительных мужского, женского и среднего рода в именительном и винительном падежах множественного числа. | Ознакомление с окончаниями имен существительных разных родов в именительном падеже множественного числа. | род падеж | |||||||||||
76 | Родительный падеж множественного числа имен существительных. | Уточнение знаний детей об окончаниях существительных в родительном падеже множественного числа и употреблении этих существительных в речи. | род число | |||||||||||
77 | Контрольное изложение. | Проверка навыка связной письменной речи, а также орфографические навыки. | текст | |||||||||||
78 | Работа над ошибками. Дательный, творительный и предложный падежи имен существительных во множественном числе. | Формирование умения склонять имена существительные во множественном числе и правильно писать падежные окончания существительных во множественном числе. | род падеж | |||||||||||
79 | Диктант по теме «Имя существительное». | Проверка умения писать окончания имен существительных трех склонений в различных падежах, орфографические умения, отработанные ранее, а также умение ставить запятую при перечислении. | ||||||||||||
80 | 47 | Работа над ошибками, допущенными в диктанте. | Выполнение работы над ошибками, допущенными в диктанте. | существительное | ||||||||||
81 | 48 | Обобщение знаний об имени существительном. | Формирование умения склонять имена существительные во множественном числе и правильно писать падежные окончания существительных во множественном числе. | Падежное окончание | ||||||||||
Имя прилагательное (33 ч.) | ||||||||||||||
82 | Имя прилагательное как часть речи. Изменение имен прилагательных по родам и числам. | Обобщение знаний об имени прилагательном как части речи. | имя прилагательное | |||||||||||
83 | Родовые окончания имен прилагательных. | Развитие умений правильно писать родовые окончания имен прилагательных. | проверочная работа по теме «Родовые окончания имён прилагательных» | имя прилагательное род | ||||||||||
84 | Склонение имен прилагательных. | Ознакомление со склонением имен прилагательных в единственном числе, с приемом распознавания падежа. | склонение | |||||||||||
85 | Сочинение по рисунку (или на основе наблюдений). | Развитие умения составлять повествовательный текст с элементами описания, используя в речи имена прилагательные. | текст | |||||||||||
86 | Работа над ошибками. Распознавание падежей имен прилагательных. | Развитие умения редактировать свой текст. | ||||||||||||
87 | Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода. | Выяснение особенностей склонения прилагательных мужского и среднего рода. | проверочная работа по теме «Склонение имён прилагательных» | склонение род | ||||||||||
88 | Именительный и винительный падежи прилагательных мужского рода. | Ознакомление учащихся с тем, какие прилагательные в именительном и винительном падежах имеют окончание –ой, какие –ый (-ий). | род падеж | |||||||||||
89 | Свободный диктант. | Проверка сформированности у учащихся умения обозначать безударные гласные в корнях слов, в родовых окончаниях глаголов прошедшего времени, родовых окончаниях имен прилагательных. | ||||||||||||
90 | Работа над ошибками. Закрепление знаний о предложении, о частях речи. | Совершенствование умения исправлять ошибки, осознанно применяя изученные правила. | части речи | |||||||||||
91 | Родительный падеж мужского и среднего рода имен прилагательных. | Формирование навыка правописания окончаний прилагательных в данном падеже. | род падеж | |||||||||||
92 | Правописание падежных окончаний прилагательных мужского и среднего рода в родительном и дательном падежах. | Формирование умения обосновывать написание безударных падежных окончаний. | род падеж | |||||||||||
93 | Изложение. | Развитие умений определять тему текста и передавать его содержание по вопросам. | текст | |||||||||||
94 | Работа над ошибками. Творительный и предложные падежи прилагательных мужского и среднего рода. | Формирование навыка правописания окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах. | род падеж | |||||||||||
95 | Правописание окончаний прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах. | Формирование умений распознавать творительный и предложный падежи, правильно писать безударные окончания. | окончание род падеж | |||||||||||
96 | Правописание падежных окончаний прилагательных мужского и среднего рода (обобщение). Структура текста-описания. | Развитие умений передавать содержание текста-описания, пользоваться прилагательными. | проверочная работа по теме «Безударные окончания имён прилагательных М.р и С.р».» | окончание род падеж | ||||||||||
97 | Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных женского рода. | Развитие умений совершенствовать свою письменную работу, исправлять орфографические и пунктуационные ошибки. | окончание род ударение | |||||||||||
98 | Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных женского рода. | Развитие умение проверять безударные падежные окончания. | проверочная работа по теме «Безударные окончания имён прилагательных Ж.р.» | окончание род ударение | ||||||||||
99 | Правописание безударных окончаний имен прилагательных и существительных. | Совершенствование умений распознавать безударные окончания и объяснять их написание. | окончание род ударение | |||||||||||
100 | Сравнение безударных окончаний имен прилагательных мужского и женского рода. | Сопоставление безударных окончаний прилагательных женского рода –ой (-ей) и окончаний мужского рода –ый (-ий). | окончание род ударение | |||||||||||
101 | Краткое изложение повествовательного текста с элементами описания. | Развитие умение кратко передавать содержание рассказа, не пропуская существенного и сохраняя авторский стиль. | текст | |||||||||||
102 | Работа над ошибками. | Формирование умений слушать и правильно оценивать изложения своих товарищей. | ||||||||||||
103 | Винительный и творительный падежи имен прилагательных женского рода. | Развитие умений различать винительный и творительный падежи прилагательных женского рода и правильно писать безударные окончания. | проверочная работа по теме «Склонение имён прилагательных Ж.р.» | окончание род ударение | ||||||||||
104 | Знакомство со склонением имен прилагательных во множественном числе. | Совершенствование знаний о склонении имен прилагательных в единственном числе. | проверочная работа по теме «Множественное число имён прилагательных» | окончание род ударение число | ||||||||||
105 | Падежные окончания имен прилагательных во множественном числе. Именительный и винительный падежи. | Развитие умений склонять имена прилагательные во множественном числе. | окончание род ударение число падеж | |||||||||||
106 | Изложение повествовательного текста. | Проверка умений воспроизводить повествовательный текст, воспринятый зрительно. | текст | |||||||||||
107 | Работа над ошибками. Родительный и творительный падежи. | Формирование умения слушать и правильно оценивать изложения своих товарищей. | падеж | |||||||||||
108 | Дательный и творительный падежи имен прилагательных во множественном числе. | Развитие умений различать дательный и творительные падежи множественного числа имен прилагательных и правильно писать безударные окончания. | окончание род ударение число падеж | |||||||||||
109 | Обобщение знаний об именах прилагательных и именах существительных. | Формирование навыка нахождения сходства и различия между данными частями речи. | проверочная работа по теме «Имена прилагательные и существительные» | окончание род ударение число падеж | ||||||||||
110 | Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное». | Проверка умения писать падежные окончания имен прилагательных и имен существительных в единственном и во множественном числе. | ||||||||||||
111 | Работа над ошибками. | Совершенствование умений исправлять ошибки осознанно применять изученные правила. | ||||||||||||
112 | Текст-описание. Сочинение по репродукции картины В.М. Васнецова «Богатыри». | Развитие умений воспринимать содержание картины, ее композицию, детали. | текст | |||||||||||
113 | 32 | Работа над ошибками. | Совершенствование умений описывать картину, грамматически верно строить предложения, избегать в тексте тавтологии. | проверочная работа по теме «Имена прилагательные и существительные» | ||||||||||
114 | 33 | Закрепление по теме: «Имя прилагательное». | Совершенствование знаний об имени прилагательном. | окончание род ударение число падеж | ||||||||||
Местоимение (7 ч.) | ||||||||||||||
115 | Местоимение как часть речи. Сравнение личных местоимений и имен существительных. | Ознакомление с ролью местоимений в речи, своеобразием личных местоимений. | проверочная работа по теме «Понятие о местоимении». | местоимение | ||||||||||
116 | Личные местоимения. | Ознакомление с местоимениями 1, 2 и 3-го лица, с изменением местоимений 3-го лица по родам. | местоимение | |||||||||||
117 | Раздельное написание местоимений 1-го и 2-го лица с предлогами. | Ознакомление с изменением падежа местоимений 1-го и 2-го лица единственного и множественного числа. | местоимение предлог лицо | |||||||||||
118 | Раздельное написание предлогов с местоимениями 3-го лица. | Развитие умения писать раздельно с предлогами местоимения 1, 2 и 3-го лица. | проверочная работа по теме «Правописание местоимений с предлогами». | местоимение предлог лицо | ||||||||||
119 | Композиция повествовательного текста. Изложение. | Развитие у учащихся представлений о композиции повествовательного текста: его завязке, моменте наивысшего напряжения и развязке. | текст | |||||||||||
120 | Работа над ошибками. Упражнение в раздельном написании местоимений с предлогами. | Развитие умения исправлять ошибки, допущенные в изложении текста, и, в частности, ошибки, связанные со структурой повествовательного текста. | местоимение | |||||||||||
121 | Упражнения в правильном употреблении и написании местоимений, построении и разборе предложений. | Развитие умений правильно употреблять и писать местоимения. | местоимение | |||||||||||
Глагол (40 ч.) | ||||||||||||||
122 | Глагол как часть речи (повторение). | Обобщение знаний о роли глагола в языке, о его грамматических особенностях. | глагол | |||||||||||
123 | Изменение глагола во времени. | Развитие умений различать временные формы глагола и правильно употреблять их. | глагол время | |||||||||||
124-125 | 3-4 | Изменение по родам глаголов в прошедшем времени. Правописание родовых окончаний. | Развитие умений распознавать род глаголов в прошедшем времени, и менять глагол по родам, правильно писать родовые окончания. | проверочная работа по теме «Изменение глаголов по временам» | глагол время род окончание | |||||||||
126 | 5 | Неопределенная форма глагола. | Ознакомление с особенностями глаголов в неопределенной форме. | неопределённая форма | ||||||||||
127 | 6 | Неопределенная форма – начальная форма глагола. | Ознакомление с неопределенной формой как начальной формой глагола. | проверочная работа по теме «Неопределённая форма глаголов» | начальная форма | |||||||||
128 | 7 | Спряжение глаголов (общее понятие). | Ознакомление с изменением глаголов по лицам и числам. | проверочная работа по теме «Спряжение» | спряжение | |||||||||
129 | 8 | Повествовательный текст с элементами рассуждения. Изложение по диафильму. | Развитие умения кратко передавать по плану содержание фильма, опираясь на понимание его композиции (завязка, момент наивысшего напряжения, развязка). | текст | ||||||||||
130 | 9 | Работа над ошибками. | Формирование умения слушать и правильно оценивать изложения своих товарищей. | |||||||||||
131 | 10 | Распознавание лица и числа глаголов. 2-е лицо глагола. | Формирование умений спрягать глаголы, распознавать лицо глагола в тексте по местоимению, вопросу и окончанию. | глагол лицо | ||||||||||
132-133 | 11-12 | Употребление Ь в глаголах 2-го лица единственного числа. | Формирование умения определять лицо глагола. | проверочная работа по теме «1 и 2 спряжение глаголов» | глагол лицо | |||||||||
134 | 13 | I и II спряжение глагола. | Ознакомление с окончаниями глаголов I и II спряжения. | спряжение | ||||||||||
135-136 | 14-15 | Окончание глаголов I и II спряжения. | Закрепление знаний об окончаниях глаголов I и II спряжения. | окончание спряжение | ||||||||||
137 | 16 | Изложение по самостоятельно составленному плану. | Развитие умений включать в повествовательный текст элемент рассуждения, точно употреблять глаголы. | текст | ||||||||||
138 | 17 | Работа над ошибками.
| Формирование умения слушать и правильно оценивать изложения своих товарищей. | окончание спряжение глагол время | ||||||||||
139 | 18 | Образование формы будущего времени глагола. | Формирование умения образовывать форму будущего времени глаголов (совершенного и несовершенного вида). | окончание спряжение глагол время | ||||||||||
140 | 19 | Спряжение глаголов в будущем времени. | Формирование умения образовывать форму будущего времени глаголов (совершенного и несовершенного вида). | окончание спряжение глагол время | ||||||||||
141 | 20 | Спряжение глаголов в настоящем и будущем времени. | Развитие умений соотносить временную форму глагола с его начальной формой (прыгает – прыгать), распознавать спряжение глаголов с ударными окончаниями, спрягать глаголы в настоящем и будущем времени. | окончание спряжение глагол время | ||||||||||
142 | 21 | Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. | Ознакомление с распознаванием спряжения глагола в неопределенной форме. | проверочная работа по теме «Правописание личных окончаний глаголов» | личные окончания время глагол | |||||||||
143 | 22 | Распознавание спряжения глаголов в неопределенной форме. | Развитие умений распознавать спряжение глаголов по неопределенной форме и правильно писать безударные личные окончания. | спряжение неопределённая форма | ||||||||||
144-145 | 23-24 | Правописание безударных личных окончаний глаголов. | Развитие умений обосновывать написание безударных личных окончаний глаголов. | личные окончания глагол | ||||||||||
146 | 25 | Структура текста – описания. Сочинение (С элементами описания по картине). | Развитие умений воспринимать картину описательного характера и создавать по ней текст. | текст | ||||||||||
147 | 26 | Работа над ошибками. | Развитие умений исправлять ошибки, допущенные в сочинении, и точно употреблять глаголы. | |||||||||||
148 | 27 | Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем времени. | Развитие умения распознавать спряжение глагола по неопределенной форме. | личные окончания глагол | ||||||||||
149-150 | 28-29 | Глаголы-исключения. | Уточнение знаний об особенностях глаголов I и II спряжений. | глаголы- исключения | ||||||||||
151 | 30 | Правописание глаголов-исключений. | Формирований умений распознавать в тексте глаголы-исключения (в том числе и однокоренные с приставками) и правильно писать их окончания. | глаголы- исключения | ||||||||||
152 | 31 | Диктант по теме «Глагол». | Проверка сформированности умений писать безударные личные окончания глаголов, падежные окончания существительных и прилагательных, безударные гласные в корнях слов. | |||||||||||
153 | 32 | Работа над ошибками. | Развитие умений исправлять ошибки, допущенные в диктанте, осознанно применять изученные правила. | |||||||||||
154 | 33 | Обобщение пройденного о глаголе. Наблюдение над точным употреблением глаголов в речи. | Развитие лексической и орфографической зоркости, умения проверять безударные окончания глаголов. | глагол окончание спряжение | ||||||||||
155 | 34 | Правописание глаголов в прошедшем времени. | Закрепление знаний об особенностях глаголов, употребленных в прошедшем времени. | глагол время | ||||||||||
156 | 35 | Правописание суффикса в глаголах прошедшего времени. | Ознакомление с написанием суффикса перед Л в глаголах прошедшего времени. | глагол время | ||||||||||
157-158 | 36-37 | Изменение глаголов совершенного и несовершенного вида по временам. | Развитие умений изменять глагол по временам с учетом вопроса, на который он отвечает (с учетом вида). | проверочная работа по теме «Правописание глаголов прошедшего времени» | глагол время | |||||||||
159 | 38 | Изложение самостоятельно подготовленного текста. | Проверка сформированности умения по памятке готовиться к воспроизведению повествовательного текста по самостоятельно составленному плану. | текст | ||||||||||
160 | 39 | Работа над ошибками. | Совершенствование знаний о глаголе. | Глагол окончание число время | ||||||||||
161 | 40 | Обобщение знаний о глаголе как части речи. | Развитие умения распознавать спряжение глаголов, совершенствование знаний о временных формах глаголов. | |||||||||||
Повторение изученного за год (9 ч.) | ||||||||||||||
162 | 1 | Текст – описание. Сочинение по картине И.И. Левитана «Весна. Большая вода». | Совершенствование знаний учащихся о видах предложений по цели высказывания и интонации. Формирование умения передавать содержание картины о природе, включая в свой рассказ элементы описания. | текст | ||||||||||
163 | 2 | Работа над ошибками. Состав слова (повторение). | Развитие у учащихся умений совершенствовать свой текст в соответствии с замечаниями учителя. | приставка корень суффикс окончание | ||||||||||
164 | 3 | Контрольный годовой диктант. | Проверка усвоения изученного материала. | |||||||||||
165 | 4 | Работа над ошибками. Имя прилагательное. | Обобщение знаний о роли имен прилагательных в речи, их связи с именами существительными, изменение по числам, по родам (в единственном числе), по падежам. | прилагательное | ||||||||||
166 | 5 | Контрольное изложение. | Проверка умения учащихся письменно передавать содержание текста | текст | ||||||||||
167 | 6 | Анализ изложений. Работа над ошибками. | Формирование навыка анализировать допущенные ошибки. | |||||||||||
168 | 7 | Текст и предложение как единицы речи. Части речи (обобщение). | Развитие умений составлять текст на предложенную тему по наблюдениям, воспроизводить по вопросам, восстанавливать деформированные предложения. Усовершенствование знаний об особенностях имен существительных, прилагательных, глаголов и местоимений. | части речи существительное, прилагательное, глагол местоимение | ||||||||||
169 | 8 | Склонение имен существительных. Правописание безударных гласных в корне, приставке и окончании. | Совершенствование умения распознавать склонение имен существительных по роду и окончанию в начальной форме. Развитие умения проверять безударные гласные в окончаниях и корнях словах. | существительное прилагательное глагол местоимение | ||||||||||
170 | 9 | Правописание безударных гласных в корне, приставке и суффиксе. | Развитие орфографической зоркости. | ударение |
Обеспеченность материально-техническими и информационно-техническими ресурсами
Проектор, таблицы, иллюстрации, репродукции, картины.
УМК и методические пособия:
Т.Г. Рамзаева «Русский язык. Учебник для 4 класса четырёхлетней начальной школы» «ДРОФА» 2009 г.
Поурочные разработки по русскому языку к учебному комплекту Т.Г. Рамзаевой
автор Я.Ш.Гараева «Вако», 2007 г.
Проверочные работы по русскому языку к учебнику Т.Г. Рамзаевой «Русский язык. Учебник для 4 класса четырёхлетней начальной школы» «ДРОФА»
автор Е.М. Тихомирова «ЭКЗАМЕН» 2010 г.
Организация текущего и промежуточного контроля знаний:
контрольные работы, проверочные работы, словарные диктанты, карточки
Дата | Диктант | Примечание | |
№ | Тема. | ||
1 | Входной диктант. | ||
2 | Повторение. | ||
3 | Предложение | ||
4 | Текст | ||
5 | Имя существительное | ||
6 | Имя существительное | ||
7 | Свободный диктант | ||
8 | Имя прилагательное | ||
9 | Глагол | ||
10 | Контрольный годовой диктант |
Дата | Изложение | Примечание | |
№ | Тема. | ||
1 | Контрольное изложение № 1. | ||
2 | Контрольное изложение № 2. |
Дата | Проверочная работа | Примечание | |
№ | Тема. | ||
1 | Слово. Предложение. Текст | ||
2 | Звук. Буква. Слог. Ударение | ||
3 | Правописание гласных и согласных в корне слова | ||
4 | Правописание приставок. | ||
5 | Склонение имён существительных | ||
6 | Однородные члены предложения | ||
7 | Однородные члены предложения | ||
8 | Текст | ||
9 | Склонение имён существительных. | ||
10 | Правописание безударных падежных окончаний имен существительных. | ||
11 | Множественное число имён существительных. | ||
12 | Родовые окончания имён прилагательных. | ||
13 | Склонение имён прилагательных | ||
14 | Безударные окончания имён прилагательных М.р. и С.р. | ||
15 | Безударные окончания имён прилагательных Ж.р. | ||
16 | Склонение имён прилагательных Ж.р. | ||
17 | Множественное число имён прилагательных. | ||
18 | Имена прилагательные и существительные. | ||
19 | Имена прилагательные и существительные. | ||
20 | Понятие о местоимении. | ||
21 | Правописание местоимений с предлогами. | ||
22 | Изменение глаголов по временам. | ||
23 | Неопределённая форма глаголов | ||
24 | Спряжение. | ||
25 | Первое и второе спряжение глаголов. | ||
26 | Правописание личных окончаний глаголов. | ||
27 | Правописание глаголов прошедшего времени. |
Список учебной литературы | |
Для учителя | Для учащихся |
Т.Г. Рамзаева «Русский язык. Учебник для 4 класса четырёхлетней начальной школы» «ДРОФА» 2009 г. | Т.Г. Рамзаева «Русский язык. Учебник для 4 класса четырёхлетней начальной школы» «ДРОФА» 2009 г. |
Поурочные разработки по русскому языку к учебному комплекту Т.Г. Рамзаевой автор Я.Ш.Гараева «ВАКО», 2007 г. | |
Проверочные работы по русскому языку к учебнику Т.Г. Рамзаевой «Русский язык. Учебник для 4 класса четырёхлетней начальной школы» «ДРОФА», автор Е.М. Тихомирова «ЭКЗАМЕН» 2010 г. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языка УМК "Школа России" 3 класс
Рабочая программа по русскому языку (3 класс)...
Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 1 класс
В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников, при этом значение и ф...
Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 3 класс
В рабочую программу входят пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 3 класса, УМК "Школа России", автор Рамзаева Т.Г....
Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 1-4 классы
Рабочая программа по русскому языку для 1-4 классов по программе "Школа России" по Л. Зелениной - ФГОС...
Рабочая программа по русскому языку. УМК "Школа России" 4 класс
Рабочая программа по русскому языку. УМК "Школа России" 4 класс...
Рабочая программа по русскому языку (УМК "Школа России" 1-4 классы)
Рабочая программа разработана для учащихся 1-4 классов....
Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 4 класс
Рабочая программа по русскому языку для 4 класса (УМК "Школа России") ....