Конспект урока на орфографическую тему.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме
Конспект по теме "Написание проверяемых согласных на конце слова" по программе "Школа 2100".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_na_orfograficheskuyu_temu.doc | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока на орфографическую тему
По «Программе 2100»,во 2 классе
составила Куликова Марина Владимировна
Тема: Написание проверяемых согласных на конце слова.
Цель: ознакомление с орфограммой «Проверяемые согласные на конце слова».
Задачи:
1) формирование умения обнаруживать орфограмму в словах, опираясь на её признаки;
2) познакомить с двумя способами проверки;
3) научиться писать слова с проверяемыми согласными на конце слова.
Ход урока:
1. Орг. момент.
2. Повторение и постановка учебной задачи.
На доске слова на карточках:
луг | год | клюв |
лук | кот | шкаф |
Прочитайте слова вслух. Сравните записанные слова по звучанию.
Чем похожи слова каждого столбика? (Последний звук в каждом слове глухой.)
Чем отличаются слова первой строчки от слов второй строчки? (В словах первой строчки последняя буква звонкая согласная, второй глухая согласная.)
Сегодня мы узнаем, в каких случаях на конце слова пишутся звонкие согласные буквы, а в каких глухие и научимся писать слова со звонкими и глухими согласными на конце слова.
(Карточки со словами учитель убирает с доски.)
3. Наблюдение над языковым материалом (подготовка к усвоению правила).
А) Послушайте пары слов (слова записаны на доске и прикрыты):
морж
ковш
хлеб
сноп
Назовите последние звуки в каждом слове.
(Ученики называют звуки, учитель записывает их на доске)
[ш], [п]
Как называются эти звуки? (глухие)
Вы убедились, что последние звуки во всех словах глухие, причём в каждой паре одинаковые.
Как думаете, будут ли одинаковыми последние буквы в словах каждой пары? (Учащиеся могут предложить разные варианты ответов.)
Вы предложили разные варианты написания этих слов, значит мы столкнулись с новой орфограммой. Посмотрите, как пишутся эти слова.
(Запись на доске открывается):
морж
ковш
хлеб
сноп
Когда мы говорим, парные звонкие согласные звуки на конце слов заменяются парными глухими , они оглушаются.
Б) Послушайте стихотворение Бориса Заходера (учебник, стр. 137, упр. 237; у детей учебники закрыты). Обратите внимание на слово морж.
Морж
Морж спросил у Кенгуру:
Как выносишь ты жару?
Я от холода дрожу!
Кенгуру сказал Моржу.
Какой звук вы слышите на конце? ([ш])
Рассмотрите, как написано это слово. Какая буква написана на конце слова? (б)
Что же получается: слышится звук [ш], а пишется буква ж. Почему?
Откройте учебник на стр. 137, упр. 237. Ответ на этот вопрос вы можете найти в самом стихотворении.
Найдите проверочное слово к слову морж. (моржу)
Почему оно проверочное? (В слове моржу чётко слышится звук [ж])
Какая буква написана в этом слове после ж? (у)
В) Работа с учебником
Посмотрите упр.238. Прочитайте столбики слов.
Арбуз арбузы нет арбуза
Шкаф шкафы нет шкафа
Клюв клювы нет клюва
Кот коты нет кота
Сад сады нет сада
Мост мосты нет моста
Какой звук слышится на конце слов первого столбика? ([c],[ф],[ф],[т],[т],[т])
А какая буква пишется? (з,ф,в,т,д,т)
Какие слова даны во втором и третьем столбиках? Как они называются? (проверочные) Какие буквы помогли проверить? (гласные)
Опираясь на упражнение, подберите проверочные слова к словам на доске. Запишите также себе в тетрадь.
морж моржи нет моржа
ковш ковши нет ковша
хлеб хлеба нет хлеба
сноп снопы нет снопа
Какая вам ещё встретилась орфограмма? (буквы и, у, а после шипящих в словах моржи и ковши.)
Попытайтесь сформулировать правило о правописании проверяемых согласных на конце слова. (учитель выслушивает ответы двух трёх учащихся)
4. Работа над формулировкой правила.
Прочитайте правило на стр. 138. в жёлтой рамке. (Чтобы правильно написать согласную букву на конце слова, надо так изменить это слово, чтобы после согласного звука появился гласный. Клюв клювы.)
Скажите, согласные буквы на конце слова в какой части слова находятся? (В корне слова.)
Как можно назвать новую орфограмму и правило? (Орфограмма «Парные звонкие и глухие согласные в корне слова», правило написания звонких и глухих согласных в корне слова.)
Какой признак поможет обнаруживать орфограмму в словах на слух? (Согласные, образующие пары по звонкости-глухости.)
Верно. Это первый признак орфограммы. Какой ещё признак орфограммы необходимо помнить? (Орфограмма в корне слова.)
(По ходу анализа признаков орфограммы учитель записывает их на доске.)
Обратите внимание на серую рамку после правила. Прочитайте. О чём говорится в рамке? (Там описаны способы проверки написания слов со звонкими и глухими согласными на конце слова.)
С каким способом мы уже познакомились? (Можно подобрать слово, которое называет не один предмет, а много, или подставить слово нет:
груз грузы, клад нет клада.)
Прочитайте первый способ. (Можно подобрать однокоренное слово:
клюв клювик.)
5. Физкультминутка.
Раз подняться, потянуться,
Два нагнуться, разогнуться,
Три в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре руки шире,
Пять руками помахать,
Шесть на место тихо сесть.
6. Упражнения в применении правила и способов проверки.
1) Задание на обнаружение орфограммы (слуховое и зрительное восприятие).
а) Сейчас будем тренироваться узнавать орфограмму на слух. Послушайте пословицы и поговорки. Выпишите слова через запятую.
Глаз меток, да зуб редок.
Друг познаётся в беде.
Хлеб всему голова.
Какие слова выписали? (Глаз, зуб, друг, хлеб.)
Почему не выписали слова меток, редок ? (В этих словах отсутствует второй признак.)
В выписанных словах выделите корень и подчеркните согласные на конце слова.
б) Слуховой диктант с сигнальными карточками.
Отгадайте загадки. Запишите в тетрадях букву (через запятую), которую вы бы написали на конце слова-отгадки.
1. На солнце греется пузатый
Крепыш в рубашке полосатой. (Арбуз)
2. Полотно, а не дорожка,
Конь, не конь сороконожка.
По дорожке той ползёт
Весь обоз она везёт. (Поезд)
3. Да, не бойся, ладно уж, не ужалит этот …(уж).
(В тетрадях: з, д, ж.)
(Проверка с помощью сигнальных карточек.)
2) Физкультминутка для глаз и рук.
3) Самостоятельная работа.
Прочитайте задание к упражнению 239 на стр. 138. Спишите. Обозначьте новую орфограмму по образцу. После выполнения задания обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте друг у друга правильность выполнения.
7. Домашнее задание.
Выучить правило на странице 138. В тетради запишите 3 слова с новой орфограммой, подберите проверочное слово, обозначьте графически орфограмму.
8. Итог урока.
С какой орфограммой познакомились на уроке?
По каким признакам можно обнаружить эту орфограмму?
9. Орг. конец урока.
Приложение 1.
Оформление доски.
Число. Классная работа.
[ш],[п] морж моржи нет моржа ковш ковши нет ковша хлеб хлеба (мн. ч.) нет хлеба сноп снопы нет снопа Признаки орфограммы: 1. Согласные, образующие пары по звонкости-глухости. 2. Орфограмма в корне слова. |
Приложение 2.
Работа ученика.
Число.
Классная работа.
морж моржи нет моржа
ковш ковши нет ковша
хлеб хлеба (мн. ч.) нет хлеба
сноп снопы нет снопа
Глаз, зуб, друг, хлеб.
З, д, ж.
Упражнение 239.
Голоса голос, столбы столб, нет улова улов, народы народ,
Плоты плот, стрижи стриж, арбузы арбуз, этажи этаж.
Использованная литература (к конспекту на орфографическую тему):
1. Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Пронина О. В. Русский язык. Учебник для 2 класса. М., 2005.
2. Бунеева Е. В., Комисарова Л. Ю., Яковлева М. А. Русский язык, 1 2 классы. Методические рекомендации для учителя. М., 2007.
3. Волина В. Пословицы, поговорки, ребусы. СПб., 1997.
4. Савельева Л. В. Звуки, буквы, части слова и орфограммы. Рабочая тетрадь. М., 2007.
5. . Савельева Л. В. Учёт опознавательных признаков орфограмм в процессе их изучения// Начальная школа, 1999, № 12.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока риторики по теме: "Тема и заголовок текста. Основная мысль текста."
В материале представлен подробный конспект урока по данной теме. Подобрана разнообразная речевая разминка. В презентации представлены произносительно-интонационные упражнения, чистоговорки. В конспект...
Конспект урока по ИЗО. Тема урока: рисунок на тему "Первый снег", 4 класс, программа развивающего обучения Л.В.Занкова.
Цель урока: формирование у обучающихся навыков создания композиции. Задачи: выявить степень заинтересованности обучающихся к искусству и природе; создать условия для эмоционального воспроизведения кар...
План-конспект урока математики по теме "Сложение вида 61+7 и соответствующие случаи вычитания; план-конспект урока чтения по теме "Е. Пермяк. Случай с кошельком"
Возможно, урок в помощь начинающему педегогу коррекционной школы....
план -конспект урока математики по теме "Доли и дроби" (1-ый урок изучения темы)
План конспект урока по математике в 4 классе по теме "Доли и дроби" (1-ый урок изучения темы)...
План - конспект урока музыки по теме: Конспекты уроков музыки в начальной школе
Здесь вы найдете конспекты уроков музыки в начальной школе!...
Конспект урока изучения орфографического материала
Урок, направленный на изучение орфографического материала в начальной школе....
Конспект урока чтения в 3 классе Конспект урока чтения на тему «Прочитай! Чтение диалога по ролям»
Конспект урока чтения в 3 классе Конспект урока чтения на тему «Прочитай! Чтение диалога по ролям»...