Лексика.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Тема. Лексика.
Цель урока: вспомнить основные понятия в теме «Лексика».
Задачи урока: развивать внимательное отношение к родному языку;
обогащать словарный запас учащихся;
способствовать совершенствованию речевых умений и навыков.
Ход урока.
- Ребята, мы с вами закончили знакомство с частями речи и сегодня начинаем повторение пройденного материала за весь курс русского языка начальной школы.
А сегодня ждут нас новые друзья!
Узнаем вместе все об этом ты и я.
На башне – флаг с названием страны.
Скорей читайте! (Лексика)
Вы удивлены? Мы остановились в океане Знаний на чудном острове Лексики. Вы знаете, что она обозначает?
Лексика – наука о словах, а точнее – об их значениях. Слова – это строительный материал языка, из которого на этом острове созданы прекрасные речевые здания. А сейчас отправляемся в путешествие по этому замечательному острову.
Стоп, ребята!
Вот дела – многозначные слова!
Вы на карту посмотрите.
Что заметили, скажите!
Что же такое многозначные слова?
Давайте разберём данный пример. (Хвост – часть тела животного; задняя часть самолёта; последний вагон; самый последний).
Вспомните ещё многозначные слова.
Придумайте предложения со словом «плитка» и запишите их себе в тетрадь.
Дети записывают предложения, затем читают их вслух.
А теперь мы с вами вспомним другие интересные слова. Закройте глаза и послушайте загадку Самуила Маршака.
Мы ходим ночью, ходим днём,
Но никуда мы не уйдём.
Мы бьём исправно каждый час.
А вы, друзья, не бейте нас.
Кто догадался, о каких необычных и интересных словах мы будем сейчас говорить? (о словах с переносным значением)
Вызывает восхищение переносное значение.
А теперь послушайте песню и запомните слова в переносном значении. (диск)
Назовите слова в переносном значении.
Молодцы! Вы хорошо уяснили, что такое слова в переносном значении, поэтому мы отправляемся дальше – в гости к словам – омонимам. Кто может объяснить, что такое слова-омонимы?
(Это слова, которые пишутся и произносятся одинаково, но имеют разные значения)
Значит, многозначные слова – тоже омонимы.
А теперь посмотрите на доску и скажите, сколько здесь разных слов.
На доске: норка, завод, град, коса, скат.
Составьте предложения с этими словами так, чтобы был понятен их смысл.
А теперь мы отправимся к словам, у которых много общего, но по звучанию они разные. Итак, отправляемся к синонимам. Что здесь лишнее? Найдите и скорее расскажите.
На доске: огонь, дым, пламя
алфавит, азбука, чистописание
лошадь, конница, кавалерия
шалун, тихоня, озорник.
Запишите слово «ребёнок» и подберите к нему синонимы.
Дети записывают слова в тетрадях, затем читают их. (Ребёнок – малыш, дитя, кроха, деточка, крошка)
А теперь прослушайте внимательно песню и запомните, какие синонимы в ней встретятся. (диск)
Интересные были слова,
Но в дорогу нам пора.
А что это за слова:
День и ночь,
Холод – жара,
Огонь – вода.
Правильно! Это слова с противоположным значением – синонимы. Посмотрите на нашу карту. Что вы заметили? Какие антонимы здесь скрываются? ( большое – маленькое), а теперь давайте потренируемся подбирать антонимы и проведём игру «Магнит».
Левая часть магнита (знак «+») «притягивает» добрые слова, правая (знак «-») – слова с противоположным значением.
На доске:
ласково – грубо, трудолюбивый – ленивый,
храбрец – трус, щедрый – жадный,
любить – ненавидеть, внимательный – рассеянный,
злой – добрый.
Вы очень хорошо работаете, поэтому мы успеваем посетить ещё одно очень интересное место. Мы идём с вами в гости к фразеологизмам. Готовы? Тогда в путь, друзья!
На доске: бить баклуши, работать спустя рукава, зарубить на носу, кот наплакал, намылить шею.
Как вы понимаете эти выражения?
Составьте устно предложение, используя любой из этих фразеологизмов.
А теперь послушайте загадки-складки и доскажите словечко.
Дружнее этих двух ребят
На свете не найдёшь.
О них обычно говорят:
Водой…
Мы исходили городок
Буквально вдоль и …
И так устали мы в дороге,
Что еле волочили…
Товарищ твой просит украдкой
Ответы списать из тетрадки.
Не надо! Ведь этим ты другу
Окажешь …
Фальшивят, путают слова,
Поют, кто в лес, кто…
Ребята слушать их не станут:
От этой песни уши…
А теперь последнее задание – сложное испытание! Во-первых, вспомните несколько постоянных сравнений. Подсказкой вам будут рисунки.
1 рисунок. Много людей в тесном помещении (как кильки в бочке)
2 рисунок. Противный длительный дождь (дождь как из ведра).
А в заключении, давайте вспомним, что обычно желают, когда предстоит сложное испытание, трудный экзамен? (ни пуха, ни пера). А кто из вас знает, откуда пошло это выражение? (диск)
Итог
А сейчас с помощью мимики (улыбнитесь или нахмурьтесь) покажите, понравилось ли вам на уроке. Я надеюсь, что время на уроке было потрачено нами не зря, и мы ещё не раз отправимся с вами на замечательный остров под названием – Лексика. А незаменимыми спутниками и помощниками в этих путешествиях, я надеюсь, будут словари. (показать). С их помощью вы сможете сделать свою речь более яркой, насыщенной и сможете лучше воспринимать чужую речь.
Прощаться настала пора…
Урок заканчивать пора!
На нём узнал ты много слов
И много всяких всячин,
И если ты запомнил их,
Не зря урок наш был потрачен.
Ребята, большое спасибо вам за активную работу на уроке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методы и приёмы коррекции лексико-грамматического строя и формирования связной речи.
В методических рекомендациях раскрываются особенности работы с детьми, имеющими недоразвитие высших форм познавательной деятельности, конкретность и поверхность мышления, замедленное развитие ре...
Ознакомление с лексикой "Расписание уроков"
Красочная анимированная презентация знакомит с названиями предметов в начальной школе, расписанием уроков....
Развитие речи будущего первоклассника. Игры для развития лексики, грамматического строя речи, на внимание.
В работе по приемственности детский сад- школа всегда встаёт вопрос о подготовке будущих первоклассников к школьному обучению. Одной из проблемм как раз и является развитие речи детей. Доклад содержит...
Лексика
Правила русского языка....
Ознакомление с лексикой по теме "Пасха" в 3 классе.
Анимированная презентация для семантизации лексики по теме "Ostern" в 3 классе....
Лексико-спортивные игры. Повторение лексики на тему «Школа». Введение темы «Спортивные игры народов Англии». 1 класс
Работа выполнена в соавторстве: Рубцовой Анной Анатольевной, учителем английского языка, Прогимназии НГДУ «Ямашнефть» г. Альметьевск и Косовой Марией Петровной, учителем физкультуры, Прогимназии НГДУ ...
Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка на тему : «Лексико-грамматические категории. Синонимы»
Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка на тему : «Лексико-грамматические категории. Синонимы»....