Совершенствование письменной речи учащихся
методическая разработка по русскому языку на тему

Арапова Елена Александровна

Методические рекомендации логопеда

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pismennaya_rech.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

   Какие принципы, методы и приемы коррекционной работы может использовать учитель для выработки навыков правильного письма? На мой взгляд, основным принципом, взятым учителем на вооружение, должен стать принцип обходного пути, сформулированный  Л.С.Выготским, когда  в процессе компенсации нарушенных речевых и неречевых процессов происходит формирование новой функциональной системы в обход пострадавшего звена. Как это может быть применимо к формированию навыка письма? Если ребенок испытывает трудности в формировании правильной письменной речи (нарушенная функция), необходимо как можно полнее задействовать все анализаторы: слуховой, речедвигательный, зрительный, кинестетический, и обращение к семантике слова (сохранные функции).

Итак, письмо- это форма речевой деятельности, в которой принимают участие речеслуховой, речедвигательный, зрительный и общедвигательный анализаторы. Грамотное письмо зависит не только от того, насколько ребёнок знает правила орфографии, но и от умения различать звуки речи, вычленять их в потоке речи и соединять, правильно произносить. Для того чтобы написать слово, ребёнку необходимо:

- определить его звуковую структуру, последовательность и место каждого звука,

- соотнести выделенный звук с определённым образом буквы,

- воспроизвести с помощью движений руки графический образ буквы.

  Сколько условий требуется выполнить, чтоб написать слово без ошибок! И требуем ли мы такого внимания к слову во втором, третьем, четвертом классе, когда, казалось бы, навык письма должен автоматизироваться, но этого почему то не происходит? Анализаторы должны быть задействованы на всех этапах обучения, ведь «Чем больше органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-либо впечатления, тем прочнее ложатся эти впечатления на нашу память.»  К.Д.Ушинский. Зрительное, слуховое, кинестетическое и восприятие младших школьников составляет чувственную базу орфографического навыка.

   При систематической отработке орфографическая зоркость автоматизируется и становится компонентом орфографического навыка, обеспечи вая успешное выполнение первых этапов орфографического действия: обнаружения и опознавания орфограммы.  Как осуществить это на практике? С чего следует начать работу по формированию ор фографической зоркости, так необходимой для достижения грамотного письма?

Прежде всего, необходимо научить де тей слышать звуки, определять их количе ство в слогах, а затем в словах, различать гласные и согласные, ударные и безудар ные; надо научить видеть и узнавать орфог раммы в слове: приучить к самоконтролю.

Нет упражнения, более губительного для грамотности, чем диктант. Основная задача- предупредить неправильное написание слова. Почему?

Ученые-психологи доказали, что стоит ребенку один раз неправильно написать слово, как он запомнит его и зрительно, и рука зафиксирует неверный графический образ слова. Отложится в памяти так крепко, что затем надо будет раз сто написать это слово, чтобы ликвидировать ошибку. Отказаться от этого вида работы учитель полностью не может, но необходимо включить в практику такие диктанты, которые обеспечивают включение различных анализаторов: зрительный диктант и слуховой диктант «с условием». «Условия» могут быть разнообразными: пишем только гласные, пишем только согласные, пишем ударный звук, пишем ударный слог, пишем все безударные, пишем согласные, пишем третью букву, пишем порядковый номер заданного звука в слове и т.д.  Полезны здесь такие упражнения, как нахождение в тексте ошибочно написанных слов.

   Другое малоэффективное с точки зрения отработки навыка орфографического письма упражнение  - “Вставьте пропущенную букву ”. Умение увидеть в слове «опасное место» не может быть применено при выполнении такого вида письменной работы, то есть формирование орфографической зоркости автоматически исключается.  На этапе проверки учителю целесообразнее отказаться от зачеркивания ошибочно написанной буквы и исправления орфограммы. Гораздо полезнее будет подчеркивание неверно написанного слова. Тогда работа над ошибками приобретает смысл и с точки зрения формирования орфографической зоркости и применения орфограмм.

Звуковой анализ в процессе письма осуществляется при помощи слухового анализа подлежащих написанию слов и их последующего проговаривания – работой речедвигательного анализатора. Работами А. Р. Лурия (1947, 1950), Р. Е. Левиной и Р. М. Боскис (1948), Л. К. На заровой (1954) и др. было доказано, что четкое проговаривание позволяет уточнять звуковой состав слова, дифференци ровать близкие звуки и тем самым делать слышимое слово готовым для записи. 

К сожалению, на уроках ученик лишен возможности использования зрительного образца правильной письменной речи. Выходом здесь может быть использование карточек индивидуальной работы, выполненных рукописным текстом.

Работа над семантикой слова, а именно над пониманием смысла слова – одно из условий не только грамотности, но и вообще развития речи. Еще  15-17 в.в. существовала сложная система правил, когда, что и как  надо писать «… по разуму пиши, а не махом, пиши, рассмотряя,…всяко писание божественное пиши со вниманием» . М.А Ломоносов

Здесь учителю следует обращать внимание детей на то, как при ошибочном написании слово теряет свой смысл. Также необходимо добиваться понимания учеником смысла любой языковой единицы- части слова, самого слова, словосочетания и предложения. Это одно из условий понимания правила русского языка, которое будет служить для решения орфографической задачи. Попросите ребенка рассказать выученное правило «своими» словами, и станет понятным, насколько он понимает его смысл, насколько он будет способен применить изученное правило на практике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Экскурсия как средство развития устной и письменной речи учащихся"

Презентация иллюстрирует процесс создания педагогического проекта, наглядно демонстрирует шаги его реализации и достигаемые при этом результаты....

Предупреждение нарушений в формировании письменной речи учащихся

Данный материал является творческим отчётом учителя начальных классов по теме самообразования "Развитие орфографической зоркости учащихся начальной школы"....

Характеристика нарушений устной и письменной речи учащихся.

Характеристика нарушений устнойи письменной речи учащихся....

Обобщенный опыт на тему : "Развитие устной и письменной речи учащихся младших классов в условиях творческой самореализации"

Материал собран на основе многолетнего опыта работы с учащимися коррекционной школы восьмого вида. У детей с ОВЗ плохо развиты слуховое восприятие, звукопроизношение, речевой ...

Овладение письменной речью учащимися начальной школы

Обучение изложению и сочинению направлено на усвоение учащимися определённой системы действий....

"Специфические ошибки в письменной речи учащихся младших классов"

Проблема нарушений письменной речи у школьников - одна из актуальных для школьного обучения.  Нарушения письма и чтения являются достаточно распростра­ненными среди учащихся  массовых школ, ...

Коррекция устной и письменной речи учащихся с тяжелыми нарушениями речи.

В статье раскрывается система работы по предупреждению и исправлению нарушений устной и письменной речи учащихся начальных классов....