Использование ЭОР в процессе обучения орфографии на уроках русского языка
методическая разработка по русскому языку по теме

Урочное применение ЭОР при обучении грамоте,на уроках чтения и других предметов не только способствует развитию информационной компетентности учеников начальной школы, но и позволяет решить целый ряд психолого-педагогических проблем. Происходит существенное   изменение учебного  процесса, переориентирование его на развитие мышления, воображения как основных процессов, необходимых для успешного обучения, обеспечивается эффективная организация познавтельной деятельности учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_zah.a.d._ter._s.i..doc350 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Республики Саха  (Якутия)

МО «Кобяйский улус»

МОУ «Кобяйская средняя общеобразовательная школа им. Е.Е.Эверстова»

Использование электронного образовательного ресурса

в процессе обучения  орфографии

на уроках русского языка

                                                          Доклад учителей начальных классов

                                                                 Захаровой Анны Дмитриевны,

                                                                 Тереховой Софьи Иннокентьевны

                                                                 

                                     

                                                   Кобяй, 2011г.

Оглавление

      Введение.        .        .        .        .        .        .        .        .        .        .        .3

  1. Использование современных педагогических технологий.

в процессе обучения.         .        .        .        .        .        .        .        .        .5                                        

      2.1. Использование электрнного образовательного ресурса

в   процессе обучения  орфографии.        .        .        .        .        .        .        .9

2.2. ЭОР «Обучение орфографии».        .        .        .        .        .        .        .12

2.3. Разработки уроков по русскому языку        .        .        .        .        .        .15

      Заключение.        .        .        .        .        .        .        .        .        .        .18

      Литература.        .        .        .        .        .        .        .        .        .        .19

      Приложение.        .        .        .        .        .        .        .        .        .        .21

                                                 

Введение

 Одним из направлений совершенствования общего образования, и начальной школы в том числе, является информатизация. Формирование информационно-коммуникационной компетентности школьников, становление информационной культуры и компьютерной грамотности – социально востребованные задачи. С 2002/03 учебного года в школе первой ступени было рекомендовано ввести предмет «информатика». Тем не менее можно утверждать, что решение этих задач может осуществляться не только при изучении информатики со 2 класса.

              Урочное применение электронных учебных материалов при обучении грамоте, математике, на уроках чтения и окружающего мира и других предметов не только способствует развитию информационной компетентности учеников начальной школы, но и позволяет решить целый ряд  психолого–педагогических проблем.

              Практика показывает, что при условии дидактически продуманного применения новых информационных технологий в рамках традиционного урока появляются  неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса, обеспечивается развитие у каждого школьника собственной образовательной траектории. Происходит существенное изменение учебного процесса, переориентирование его на развитие мышления, воображения как основных процессов, необходимых для успешного обучения; обеспечивается эффективная организация познавательной деятельности учащихся.

             Существенное влияние на результат включения современных средств обучения в традиционный урок оказывают содержание, структура и интерфейс применяемых учителем электронных учебных материалов (цифровых образовательных ресурсов).

 Цель:  Использование электронного образовательного ресурса   в процессе обучения  младших школьников.

Задачи:

-      Изучить психолого-педагогическую литературу по данной проблеме;

-  Формирование информационно-коммуникационной компетентности школьников, становление информационной культуры и компьютерной грамотности.

Новизна: Создание электронного образовательного ресурса  в процессе обучения  орфографии на уроках русского языка в начальных классах.

Гипотеза: предоставление учебной информации с привлечением средств технологии мультимедиа; осуществление обратной связи с пользователем при интерактивном взаимодействии формирует информационно-коммуникационную компетентность школьников, повышает информационную культуру и компьютерную грамотность, а также развивает познавательный навык, творческое мышление учащихся.

Методы исследования:  

 - Анализ первоисточники

 -Создание электронных образовательных ресурсов  по русскому языку и чтению, которое в наиболее доступной и занимательной форме дополняет задания учебника.

Практическая значимость работы состоит в том, что предложенные пути могут быть использованы учителями начальных классов, руководителями кружков, студий, школьных библиотекарей в процессе формирования информационно-коммуникационной компетентности и развития у детей познавательного интереса.

Организация исследования: Кобяйская средняя общеобразовательная школа агроэкологического направления им. Е.Е.Эверстова.

Структура доклада:  доклад состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

  1. Использование современных педагогических технологий в процессе обучения

      Цель современного образования – обучение и воспитание всесторонне развитой личности, способной к творчеству. Для достижения этой цели существует множество программ, называемых развивающими. Однако развитие личности может происходит при любой программе. Все зависит от того, какими методами пользуется учитель. Долгое время в школе использовались репродуктивные методы, согласно  которым учитель все сам рассказывал, а ученики только запоминали и воспроизводили материал.

     Традиционный урок формировал пассивную, инертную личность. Такой урок  не отвечает современным требованиям. И поэтому учителю приходится искать другие пути для того. Чтобы воспитать и развить в ребенке активную. Смелую, решительную личность. Личность, которая умеет сама добывать знания и применить их в нестандартных ситуациях [1].

      Достичь этой цели нам помогают современные педагогические технологии. Информационные технологии  (ИТ) сегодня органично вписываются сферу человеческой деятельности и становятся одним из главных средств адаптации человека к жизни в информационном обществе. Для современной школы характерен комплексный подход к процессам информатизации. Включающий освоение ИТ в качестве дидактического инструмента в рамках специализированных уроков информатики и частных методик. Рассмотрим это вопрос подробнее.

      Под термином информационные технологии традиционно понимается совокупность технических средств и способов обработки информации. Прогресс в этой области уже сегодня позволяет включать в образовательный процесс качественные продукты, разработанные на основе технологий мультимедиа, позволяющие представлять информацию в разнообразных формах – текстовой, графической, видео и аудио, что значительно повышает их дидактическую ценность.

      Несмотря на сложности материального и технического характера, уже сегодня ИТ можно применять как инструмент методической подготовки учителя к уроку (для конструирования дидактических материалов: тестов. таблиц, схем), как средство обучения на уроках в начальной школе и в контексте домашней подготовки ученика к урокам.

      Остановимся на вопросах анализа и отбора программного обеспечения в соответствии с целями и задачами обучения.    Следует отметить, что особенности информатизированных занятий для детей младшего школьного возраста регламентируют гигиенический режим работы с ПК (не более 15 минут за урок), в связи с чем речь идет не о полной информатизации учебного процесса, а о включении ее отдельных элементов в структуру традиционного урока (так называемой «информационной поддержке») [3].

      По нашему мнению учитель может эффективно использовать ПК в качестве инструмента обучения, самостоятельно оценивая дидактические качества программного обеспечения и определяя целесообразность его использования на уроках или в контексте самостоятельной домашней работы учеников. Опыт изучения программных продуктов, потенциально применимых в процессе обучения на уроках в начальной школе, позволил сформулировать следующие критерии их анализа.

  1. Ориентация на категорию пользователей, т.е. на младший школьный возраст.
  2. Уровень специализации программы, т.е. степень ее ориентации на предметную область и соответствие дидактическим целям. В данном случае во всем многообразии программных продуктов можно выделить два вида, применение которых целесообразно при обучении младших школьников: специализированные, предназначенные специально для целенаправленного изучения темы, и неспециализированные. К последним можно отнести многочисленные игры и интерактивные мультфильмы версии. Которые сами по себе не являются дидактическими пособиями, но могут быть использованы для создания языковой среды.
  3. Вид программы. Современный рынок образовательных программных продуктов предлагает множество разработок для детей, цель которых – способствовать изучению разных предметов. Их можно разделить на две категории: 1) игровые (дидактические, ролевые и режиссерские и игры, игры-забавы); 2) учебные (наставнические, тренажеры, контролирующие, справочно-информационные). Различие между ними определяется назначением программы. Основным видом деятельности пользователя, степенью занимательности, а также типом оценки результатов (см. табл.)

     

Анализ образовательных программ

 

        Категории

Характеристики

               

               Учебные

                Игровые

Назначение программы

             Обучение

            Развлечение

Основной вид деятельности

пользователя

             Учебная

            Игровая

Степень занимательности

          Средняя

           Высокая

Тип оценки результатов

    Прямая   (рейтинговая –

в баллах)

Косвенная   (поощрение

или  порицание)

Проведенный анализ более ста программных продуктов, ориентированных на предметную область «русский язык» и предназначенных для детей от 6 до 12 лет, позволил выявить следующие соотношение программ по видам. (см рис. 2)

      В данной категории программных средств доминируют дидактические игры (52%), совмещающие черты игровых и учебных продуктов (например, Белка учит языки), а также наставнические (обучающие) – 32% (например, правила орфограмм). Третье по популярности место (9%) занимают игровые программы на русском языке, которые не связаны  с дидактическими задачами, но могут быть использованы в обучении русскому языку в качестве дополнительного средства. Низкий процент справочно-информационных программ (словарей и справочников) обусловлен возрастной ориентацией пользователей, еще не имеющих навыка самостоятельного поиска информации.

  1. Соответствие программы задачам обучения – это критерий, связанный непосредственно с реализацией программы в условиях реального дидактического процесса. Практика показывает, что вид и жанр программы целесообразно  выбирать зависимости от образовательных задач. Например, для развития интереса к предмету можно использовать игры, в то время как для контроля усвоения знаний понадобятся обучающие программы.
  2. Наличие нескольких уровней сложности позволит определить уровень перспективного роста ученика при выполнении заданий, а также осуществить дифференцированный и индивидуальный подход в обучении.
  3. Наличие блока обратной связи и контроля учитель может использовать как непосредственно на уроках (некоторые программы предлагают пользователю рейтинговую форму оценки), так при организации самостоятельной работы учащихся дома.  В последнем случае особое значение приобретает такое качество программы, как интерактивность, т. е. способность реагировать на действия пользователя, тем самым, обеспечивая диалоговый характер обучения.
  4. Степень занимательности (аттрактивность) программы  - это критерий, имеющий особое значение  при работе с младшими школьниками. Его оценка может включать анализ сюжетной линии программы. Качество графики, анимации, музыкального сопровождения, наличие в структуре программы игровых заданий. Степень занимательности программы во многом определяется ее возрастной ориентацией и видом. (см. табл.)
  5. Воспитательный потенциал сюжета можно использовать особенности сюжета программы учебного материала.
  6. Наличие дружественного интерфейса (комфортности управления программой) и дополнительных функций  (например, конструирования тестов или распечатки материалов)   дополняет характеристики программного продукта [2].

          Таким образом, современные ИТ  могут предложить довольно много вариантов для эффективного включения информационного компонента в структуру занятий русским языком с учениками начальной школы. Тем не менее, не следует забывать что одних компьютеров (без активного участия педагога) для обучения недостаточно.  Следовательно, учитель должен выйти на новый уровень информационной и методической подготовки, отвечающий современным требованиям к содержанию образования.

2. 1. Использование электронного образовательного ресурса  в   процессе обучения  орфографии.

 

         На современном этапе развития общества, насыщенном информационными и компьютерными технологиями (ИКТ). Для начальной школы приоритетными являются проблемы:

а) создания,  распространения и обоснованного внедрения в учебный процесс современных электронных образовательных ресурсов;

б) подготовки педагогических кадров начальной школы, способных эффективно использовать в учебном процессе средства информационных и коммуникационных технологий.

       В последние годы активно реализуется проект информатизации системы образования (ИСО). Цель проекта ИСО заключается в поддержке системного внедрения и активного использования ИКТ в работе учреждений общего и начального профессионального образования. Благодаря этому проекту практически во всех школах  учителя начали активно применять в педагогической деятельности средства ИКТ. Под средствами ИКТ мы понимаем программные, программно-аппаратные и технические средства и устройства, функционирующие на базе микропроцессорной, вычислительной техники, а также современные средства и системы транслирования информации, информационного обмена, обеспечивающие операции по сбору. Продуцированию, накоплению, хранению, обработке, передаче информации и возможность доступа к информационным ресурсам локальных и глобальных компьютерных сетей, в том числе и цифровым образовательным ресурсам (ЭОР). ЭОР – это  учебное средство, ориентированное на достижение следующих целей:  предоставление учебной информации   с привлечением средств технологии мультимедиа; осуществление обратной связи с пользователем при интерактивном взаимодействии; контроль за результатами обучения и продвижения в учении; автоматизация процессов информационно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса и организационного управления учебным заведением. К ним можно отнести энциклопедии и справочники, тематические коллекции и библиотеки, путеводители. Образовательные комплексы, репетиторы и тренажеры, развивающие игры, выполненные в электронном виде [5].

        Для многих учителей начальных классов, очевидно, что средства ИКТ (в том числе и ЭОР-ы) – это надежный помощник и эффективное средство преподавания различных школьных предметов и проведения внеклассной деятельности. Использование качественных ЭОРов делает реальным получения адекватного современным запросам школьного образования  вне  зависимости от месторасположения учебного заведения.

       Специфику профессиональной деятельности учителя начальных классов в условиях ИКТ- насыщенной среды составляет то, что он первым адаптирует школьника к новой для него среде и первым показывает назначение и преимущества ИКТ не только как средства игры, но и как средства учебной деятельности. Данное обстоятельство представляется нам особенно важным.

     В настоящее время начальное образование испытывает существенную потребность в качественных  ЭОРах, которые позволили бы:

  1. Организовывать разнообразные формы деятельности младших школьников по самостоятельному извлечению и представлению знаний;
  2. Применять весь спектр возможностей современных средств ИКТ в процессе выполнения разнообразных видов учебной деятельности, в том числе таких, а как регистрация, сбор, хранение, обработка информации, интерактивный диалог, моделирование объектов,  явлений, процессов, функционирования лабораторий (виртуальных, с удаленным доступом к реальному оборудованию) и др;
  3. Привнести в учебный процесс и во внеклассную работу наряду с ассоциативной и прямую информацию за счет использования возможностей технологий мультимедиа, виртуальной реальности, гипертекстовых и гипермедиасистем;
  4. Объективно диагностировать и оценивать интеллектуальные возможности младших школьников, а также уровень их знаний, умений, навыков, уровень подготовки к конкретному занятию по различным дисциплинам, соизмерять результаты  усвоения материала в соответствии с требованиями государственного  образовательного стандарта;
  5. управлять учебной деятельностью младших школьников адекватно интеллектуальному уровню конкретного учащегося, уровню его знаний, умений, навыков, особенностям его мотивации с учетом реализуемых методов и используемых средств обучения;
  6. создавать условия для осуществления индивидуальной самостоятельной учебной деятельности младших школьников, формировать навыки самообучения, саморазвития. Самосовершенствования, самообразования, самореализации;
  7. оперативно обеспечивать педагогов младших школьников  и родителей актуальной современной информацией, соответствующей целям и содержанию образования;

  1. создавать основу для постоянного и оперативного общения педагогов, обучаемых и родителей, нацеленного на повышение эффективности обучения и другие [10].

Анализируя литературу по педагогики и психологии приходится констатировать, что зрительные анализаторы человека (в том числе и младшего школьника0 обладают более высокой пропускной способностью, чем слуховые. Глаз способен воспринимать миллионы бит в секунду, ухо - только десятки тысяч. Информация. Воспринятая зрительно, более осмысленна, лучше сохраняется в памяти. «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», - гласит народная мудрость. Однако на многих уроках в начальной школе основным источником информации продолжает оставаться речь педагога, воздействующая на слуховые анализаторы. Следовательно надо расширять арсенал зрительных и зрительно-слуховых средств подачи информации. Взаимодействие должно осуществляется по всем каналам восприятия текст-звук-видео-цвет.

      Использование электронных образовательных ресурсов в начальной школе может и должно преобразить преподавание традиционных учебных предметов, внеклассную работу, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на более высокий уровень интерес школьников к учебе [10].

      В процессе обучения младших школьников можно иллюстрировать явления и разнообразные процессы( которые в реальных условиях осуществить затруднительно или невозможно) с помощью гибких и наглядных компьютерных. Динамических моделей в настоящее время число готовых программ-моделей для обучения и развития младших школьников постоянно возрастает, а возможности сети  Интернет делает их более доступными. Однако имеющихся ресурсов иногда бывает недостаточно по разным причинам. Кроме того готовый материал не классифицирован нужным образом в соответствии с программами и возрастными особенностями младших школьников [9].

      При подготовке занятий с использованием ЭОРов должны учитываться эргонометрические требования визуального восприятия информации младшего школьника. Важно, что восприятие цвета значительно обогащает познавательные способности ученика начальной школы.

                                  2.2 ЭОР «Обучение орфографии»

       Изучению русского языка в начальной школе отводится одно из центральных мест. Поскольку русский язык как учебный предмет открывает ученику мир знаний; овладев языком, учащиеся становятся способными к усвоению других предметов.

       К сожалению, русский язык, и в частности его составная часть- изучение орфографии. По сравнению с другими учебными дисциплинами является одним из нелюбимых предметов. Значит, необходимо сформировать у детей заинтересованное отношение к процессу овладения орфографическими знаниями и умениями, т.е. развить у них познавательный интерес.

     Существенное влияние на его формирование оказывает реализация на основе использования резервов визуального мышления учащихся принципа наглядности, являющегося сегодня одним из основных параметров развивающей функции орфографии.

      Современные психолого-педагогические исследования проблемы формирования и развития визуального мышления учащихся концентрируются вокруг следующих вопросов: операции и закономерности невербального мышления, проблемы зрительного восприятия, механизмы и особенности визуального мышления, динамика формирования орфографического образа, проблемы передачи информации.

     Использование наглядных образов в обучении орфографии может превратиться из вспомогательного, иллюстрирующего приема в ведущее, продуктивное методическое средство,  способствующее орфографическому развитию учащихся.

      В связи изменившимися условиями  в области информатизации общества следует выявить возможности тестирования и компьютерной поддержки в обучении правописанию.

      Процесс обучения орфографии, построенный на основе зрительно-познавательного подхода к формированию знаний, умений, навыков позволяет максимально использовать потенциальные возможности визуального мышления. Одно из основных положений данного подхода – широкое и целенаправленное использование познавательной наглядности. Если процесс обучения орфографии реализовать в рамках визуального подхода, то это позволит повысить эффективность учебного процесса и усилит развивающую функцию русского языка.

      Результаты психофизиологических исследований, связанных со зрительным восприятием, позволяют расширить возможности активной познавательной работы учащихся [11].

      В классе необходимо обеспечить визуальную учебную среду, ориентированную на создание у учащихся орфографических образов, наполнение их смысловой нагрузкой, оперирование ими.

      Следует наметить пути развития у учащихся орфографические образы  с использованием потенциала визуального мышления в процессе формирования орфографических понятий.

      Использование графической наглядности на уроке русского языка, бесспорно; обладает большими развивающими возможностями. Объясняется  это тем. что при речевом акте и при использовании условных графических средств левое и правое полушария головного мозга включаются в совместную работу по-разному. При переводе информации из вербальной в графическую систему (и наоборот) попеременное смещение активности из одного полушария  в другое обеспечивает развитие мыслительных операций (кодирования, перекодирования, обобщения, переноса и др.); обобщение и систематизацию знаний за счет их многократной переработки.

      Для эффективного обучения орфографии необходимо многократное и разнообразное использование наглядности на равных этапах работы над понятием;  усвоение учащимися условной знаковой системы, осознание целесообразности ее применения; наличие начальных знаний, которые будут моделироваться в графическом и вербальном видах.

     Наглядность может выступить в роли справочника, опоры действий, средства запоминания,  способа обобщения и т.п. [8].

    Включения учащихся в создание, заполнение и чтение таблиц. Опора на материал учебника, применение наглядности на всех этапах работы над орфограммами способствует эффективной орфографической деятельности младших школьников.

    С этой целью разрабатывается и внедряется в обучении орфографии методика применения компьютерных средств, способствующих развитию визуального мышления.

   В визуальной учебной среде происходит органичное взаимодействие учащихся с изучаемым материалом при соблюдении следующих условий:

       - переориентация основной функции наглядности с иллюстративной на познавательную;

       -  сочетание различных форм предъявления учебного материала;

       - продуктивное конструирование учебной наглядности.

         Данная среда позволяет обогатить содержание обучения совокупностью зрительных  образов, обеспечивающих сознательное овладение знаниями.

        Компьютерное представление объекта обладает большей наглядностью и большими    возможностями  для формирования образа, нежели традиционные способы подачи материала- устные или письменные. Визуальную учебную среду составляют компьютерные средства, тренажеры, информационные схемы, таблицы способствуют развитию у учащихся системных представлений  об орфографии.

       Внедрение в процесс обучения компьютерных средств позволяет усилить продуктивность наглядности визуальной учебной среды при соблюдении следующих условий: создание образовательных ситуаций, развивающих визуальное мышление; оптимальное сочетание наглядных, практических и словесно-логических методов; интеллектуальное напряжение (принцип предшествования воображаемых построений наглядной демонстрации).

      Визуальная информация обладает замечательным свойством – она позволяет при помощи специальной  ее организации и оформления влиять на различные стороны мышления, в том числе и на абстрактную, логическую [13].

     Наглядное обучение строится на конкретных образах. Учебную наглядность следует использовать не только для иллюстрации, но и качестве самостоятельного источника знаний.  Необходимо предоставлять учащимися возможность самостоятельно создавать визуализированные учебные материалы.

    Приведем пример компьютерного упражнения по теме «Правописание звонких и глухих согласных» ( см. презентацию 1) ) и по теме «Правописание безударных гласных в корне слова» ( см. презентацию 2).

2.3 Разработка урока по русскому языку во 2 классе «Правописание звонких и глухих согласных»

Тема: «Правописание звонких и глухих согласных».

Цели: Обучающие:  систематизировать и уточнять знания учащихся о звонких и глухих согласных, о произношении этих звуков, развивать фонематический слух.

           Развивающие: формирование и развитие умения думать, анализировать, обобщать, развивать воображение, сообразительность.

           Воспитательные: воспитание нравственных качеств, эстетического отношения к действительности, умения общаться и слушать.

Ход урока.

1.Организационный момент. Мотивация.

Ребята, посмотрите за окно. Какая  сегодня погода? (Ответы детей). Давайте улыбнёмся друг другу, чтобы у нас в классе всегда была хорошая погода. У вас на партах  две карточки (солнышко и облачко), поднимите ту карточку, которая соответствует вашему настроению. Я желаю вам, чтобы  у вас всегда было хорошее настроение.

2.Работа в тетрадях.

-Откройте ваши тетради. ( Трое учеников читают стихотворение.)

«Я тетрадь свою открою и наклонно положу».

«Я, друзья от вас не скрою, ручку я вот так держу».

«Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь»

-Запишите число, классная работа.

3.Минутка чистописания. Создание проблемной ситуации.

На доске предметные картинки (листик, тучка). Назовите первый звук в каждом слове. Дайте характеристику этим звукам (ответы детей). Определите по данным звукам тему нашего урока. СЛАЙД 1, 2. «Правописание звонких и глухих согласных».

-Какие задачи можете поставить для себя на урок? (Ответы детей.)

СЛАЙД 3.

                    У - узнаем, как произносятся звонкие и глухие согласные;

                    Р – будем развивать внимание, орфографическую зоркость;

                    О- объяснять написание слов;

                    К- коллективно, дружно работать.

3. Звучит стихотворение. (Читает учитель). Исследовательская деятельность.

                     Листья в поле пожелтели

                      И кружатся, и летят.

                      Лишь в бору поникли ели,

                      Зелень мрачную хранят.

-О  каком времени года говорится в отрывке из стихотворения М. Ю. Лермонтова? ПО каким признакам определили? А какие осенью листочки?

СЛАЙД 4.               ЛИСТЬЯ

-Поставьте вопрос к слову «листья». К какой части речи относится слово «листья»?

- Подберите к данному слову имена прилагательные Листья  осенью какие?

СЛАЙД 5 (жёлтые, красные, коричневые, разноцветные).

Подберите к данному слову глаголы. Что делают листья осенью?

СЛАЙД 5 (кружатся, танцуют, падают, летают).

-Составьте предложение,  используя слова, данные на слайде. (Ответы детей).

СЛАЙД 6. Падают жёлтые листья.

-Спишите это предложение. Какие правила мы должны помнить, записывая предложение?

Какое это предложение по цели высказывания? Подчеркните первые буквы в каждом слове. Назовите звуки. Дайте характеристику этим звукам.

Вывод:

                 - Если согласный звук произносится звонко, с голосом, - это звонкий согласный звук. Если согласный звук произносится глухо, без голоса,- это глухой согласный звук.

4.Работа с учебником.

-Прочитайте правило на странице 68.Этап связывания информации.

5.Физминутка. «Листики осенние». Звучит музыка.

                      Мы листики осенние на ветках мы сидели.

                      Дунул ветер - полетели.

                       Мы летели, мы летели, и на землю тихо сели.

                       Ветер снова набежал и листочки все поднял.

                       Закружились, полетели, и на землю снова сели.

6.Словарная работа.

Отгадайте загадки. Читаю загадки, дети записывают отгадки.

- Красный нос в землю врос, а зелёный хвост снаружи.

Нам зелёный хвост не нужен, нужен только красный нос. (Морковь) СЛАЙД 7

-Что за скрип, что за хруст? Это что ещё за куст?

 Как же быть без хруста, если я ….(капуста). СЛАЙД 7

-На жарком солнышке подрос, и рвётся из стручка…(горох). СЛАЙД 7

-Он круглый и красный, как знак светофора,

Среди овощей нет  красней….(помидора). СЛАЙД 7

-Что объединяет слова- отгадки? (овощи).  Это, ребята, словарные слова. Давайте поставим знак ударения и подчеркнём безударные гласные, правописание которых надо запомнить. СЛАЙД 7

-Определите, какой звук слышится в начале каждого слова?

Вывод.

7.Работа по учебнику. ( Стр. 67, упр. 64 – по вариантам.) Этап обмена информации.

1в. «Серебряный шар в ночном небе горит. Луна»

2в. «В тёмном уголке живёт, сети тонкие плетёт. Паук»

-Из каждого слова-отгадки выделите начальный согласный звук. Определите, какой это звук - звонкий или глухой.

Вывод. Оценки. Домашнее задание.

8.Рефлексия.

-Ребята, в начале урока каждый поставил перед собой цель. Вам было трудно её достичь? У вас на парте лежат солнышко и облачко. Поднимите ту картинку, которая теперь соответствует вашему настроению. У вас хорошее настроение. И моё настроение от вашей работы я тоже могу показать солнышком.

-Спасибо всем, Урок закончен.

Урок- путешествие

2 класс

Тема: Правописание безударных гласных в корне слова.

Цель: уточнение знаний учащихся об особенностях проверочного и проверяемого слов, развитие умения подбирать проверочные слова.

Задачи:

Образовательная: учить видеть орфограмму, развивать умения проверять слова

                                  с безударными гласными в корне слова.

Развивающая:

  1. развивать речь, мышление, внимание, память, наблюдательность учащихся.
  2. совершенствование знаний о признаках однокоренных слов;

Воспитательная: воспитывать любовь к русскому языку, чувство сопереживания, взаимопомощи, аккуратность.

Тип: урок-закрепление.

Вид: сюжетно-ролевая игра.

Технологии: элементы игровой технологии, элементы технологии развивающего и дифференцированного обучения.

Оборудование: компьютер, видеозапись фрагмента мультфильма «В стране невыученных уроков»,  аудиозапись группы «Спейс», карта маршрута, словари: синонимов, толковый, этимологический, орфографический, тест, карточки с дифференцированным заданием, памятка, звездочки.

Знать: правило написание слов с безударной гласной проверяемой ударением и непроверяемой ударением.

Уметь: графически выделять  орфограмму «Безударные гласные в корне слова»; объяснять правописание слов с безударной гласной.

Принципы:

I    этап:

  1. наглядности;
  2. воспитывающего обучения;
  3. активности (игровой момент);
  4. учет возрастных особенностей.

II этап:

  1. коммуникативности (уметь работать в парах);
  2. сознательности (формирование приема самостоятельной работы);
  3. доступности и посильности (учет возможности детей в преодолении трудностей);
  4. прочности (обеспечение многократной встречи с усвояемым материалом в разнообразных упражнениях);
  5. систематичности и последовательности (от текста к звукам).

III этап:

  1. индивидуализации и посильности (темп движения);
  2. Прочности (установление разных видов контроля).

Формы обучения:

  1. коллективная (фронтальная);
  2. индивидуальная;
  3. в парах;
  4. индивидуализированная.

Методы:

  1. организации и самоорганизации учебно – познавательной деятельности:
  1. наглядный;
  2. словесный (рассказ, беседа);
  3. практический (упражнения).

  1. Стимулирование  и мотивация (игровой момент, похвала героев, получение «5» при выполнении заданий);
  2. Контроля и самоконтроля:
  1. устный и письменный;
  2. фронтальный и групповой;
  3. текущий и итоговый.
  1. Самостоятельность ученика:
  1. под руководством учителя;
  2. самостоятельная учебная деятельность.

     Приемы обучения

  1. построение языковых структур (схема предложения);
  2. наблюдение над языковыми явлениями (сравнение, выявление).

  1.                                            Модель урока:

Актуализация

знаний

Цель

урока

Итог

урока

Урок

Практическая

работа

Самостоятельная

работа

Как я

понял

цель урока

                    Карта маршрута:Как я помню

предыдущий материал

Мой

настрой

Как я работал

Как я умею сам

применять

правило

Как я понял

основное

правило урока

Отлично  - красный

Сомневаюсь – зеленый

Не получается - синий

                                                                         Ход урока:

  1. Организационный момент:

Долгожданный дан звонок

Начинается урок.

А теперь проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте?

Все ль в порядке?

Ручки, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Ребята вам тепло? (да)

В классе светло? (да)

Уже прозвенел звонок? (да)

Только начался урок? (да)

Хотите вы учиться? (да)

Значит можно все садиться!

  1. Актуализация знаний и сообщение темы урока:

Посмотрите, пожалуйста, на экран. Видеофрагмент из сказки «В стране невыученных уроков».

«На мое счастье в зал вбежала огромная собака. Кузя, конечно, зашипел и вскочил мне на плечо. Но собака не собиралась на него кидаться. Она весело махала хвостиком и ласкалась. Я нагнулся и погладил ее по рыжей спинке.

 - Ах, ты любишь собак! Очень хорошо! – ехидно сказала Запятая и хлопнула в ладоши. Тут же передо мной опять повисла в воздухе черная доска. На ней было написано мелом: «С…бака». Я быстро сообразил, в чем дело. Взял мел и вписал букву «а». Получилось «Сабака».Запятая расхохоталась. Глагол нахмурил седые брови. Восклицательный заахал и заохал. Собака оскалилась и зарычала на меня. Я испугался ее злой морды и побежал. Она погналась за мной.

Остановка кадра.

 - Как вы думаете, почему собака побежала за Витей?

 - Давайте посмотрим, что было дальше.

Я догадался, что неправильно вставил букву. Вернулся к доске, стер «а» и написал «о». Собака тут же перестала рычать, лизнула мне руку и выбежала из зала. Теперь я никогда не забуду, что собака пишется через «о».

 - Может быть, только эта собака пишется через «о»,  - спросил Кузя,  - а все другие через «а»?»

 - Кто из литературных героев попал в страну невыученных уроков?

 - Почему?

 - Какое правило не знал Витя?

- Назовите тему урока.

Написание безударной гласной в корне слова.

 

- Какие цели поставите перед собой?

 - Чему будете учиться?

   В течение урока мы будем отвечать на вопросы:

чем?

как?

где?

что?

             

Надо проверять?

                                         

 - Сегодня у нас урок необычный. Мы отправляемся с вами в путешествие. А в какое, вы подскажите мне сами.

 - 12 апреля. Чем знаменательна эта дата?

 - Да, действительно,12 апреля 1961 года  впервые именно советский человек полетел в космос.

 - Кто был первым космонавтом?

 - Ребята, если мы завели разговор о космосе, то может, вы догадались, в какое путешествие мы отправимся?

 - Я предлагаю вам отправиться в путешествие на космическом корабле. Мы с вами побываем на необыкновенных планетах, расположенных в галактике. Нам необходимо будет справиться со всеми препятствиями, которые встретятся на нашем пути, и вернуться назад на нашу планету.

Вот карта нашего пути,

Планеты на ней легко найти.

Но, чтоб пройти все испытанья,

Необходимы ваши знанья.

Итак, мы отправляемся

В загадочный полет.

Успех вам и удачу

Пускай вам принесет.

3. Физминутка.

     А сейчас мы с вами, дети

     Улетаем на ракете.

     На носки поднимись,

     А потом руки вниз,

     1, 2, 3, 4. Вот летит ракета  ввысь!

     Скорость света набирая,

     По вселенной мы летим,

     На далекую планету

     Поскорей попасть хотим.

     Сели в кресло, дали газ

     И ракета понеслась!

4. Минутка чистописания.

Мы приближаемся к планете «Безударные гласные». Открываем бортовые журналы. Бортовой журнал нужен для записи событий, наблюдений, решений, операций. Наше путешествие начинается, и мы с вами начинаем вести записи.

Вспомните правила посадки при письме.

Я тетрадочку открою

И наклонно положу.

Я, друзья, от вас не скрою –

Ручку правильно держу.

Сяду прямо не согнусь,

За работу я примусь!

Запишите в свои борт журналы число и вид работы. Записи должны быть аккуратными, без ошибок.

Как у наших у ворот

Чудо-дерево растет.

Чудо, чудо, чудо, чудо

Расчудесное.

Вот жители этой планеты.

      А     О     И     Е     Я   (На дереве)

         - Запишите их в свою тетрадь.

  - К какой группе относятся буквы, которые вы прописали? (гласные буквы)

 - Что вы знаете о гласных звуках? (они образуют слог, могут быть ударными и безударными)

 - Почему именно эти гласные живут на этой планете? (эти гласные нужно проверять)

- Как называется эта планета? (Планета безударных гласных)

- В какой части слова мы изучаем правописание безударной гласной? (в корне)

 - Когда их надо проверять? (в безударном слоге)

 - Почему? (слышатся неясно)  

 - Как их надо проверять?

Гласные буквы – лукавый народ.

В слабой позиции кто их поймет?

Сделай ударной букву такую,

Себе ты окажешь услугу большую.

Если в корне гласный звук

Вызвал вдруг сомнение,

Ты его немедленно

Ставь под ударение.

Безударный хитрый гласный:

Слышим мы его прекрасно,

А в письме какая буква?

Здесь поможет нам наука:

Гласный ставь под ударенье,

Чтоб развеять все сомненья.

5. Словарная работа.

   Отправляемся к планете «Словарей».

На этой планете живут, посмотри,

Необычные словари.

В каждом слов не сосчитаешь,

Хоть три дня его листаешь.

Толще книг других они

На какой ты не взгляни.

Каждый нужен, каждый важен,

И про все сейчас расскажут.

Словари предлагают выполнить следующее задание.

 - Нужно найти спрятанные слова. Для этого нужно «взять» из каждого слова указанный слог, а затем соединить слоги.

      1-й слог – ранетка                        1-й слог – костер        

2-й слог – океан                            2-й слог – самосвал

      3-й слог - монета

     Р…кета                             Косм…с

 -  Как вы думаете, какие буквы надо вставить?

 - А как это проверить? (по словарю)

Если выйдет затрудненье

И не разрешить сомненье,

И тогда не унываю,

И словарь я открываю.

 - Давайте спросим у словарей, что это за слова и откуда они взялись.

Ракета.

Этимологический словарь: я загадаю вам загадку.

Чудо-птица – яркий хвост –

Полетела в стаю звезд.

Что это?

Заимствовано из немецкого языка. Немецкое Rakete – «ракета» восходит к итальянскому rocchetto – «веретено» (по внешнему сходству ракеты-шутихи с веретеном). У нас это слово существует со времени «огненных потех» Петра I.

Толковый словарь: слово ракета имеет два значения.

1. Применяемый для фейерверков и сигнализаций снаряд, состоящий из гильзы, начиненной пороховым составом, который после выстрела ярко светится при полете в воздухе. (Сигнальная ракета)

2. Летательный аппарат (снаряд с реактивным двигателем). (Космическая ракета. Ракетное вооружение).

Орфографический словарь:

 - Запишите это слово, выделите букву «а». Поставьте ударение. Выделите корень. Разделите слово на слоги.

 - Сколько в слове слогов?

 - Какой первый слог? Второй? Третий?

 - Как слово ракета разделить для переноса?

 - Запишите транскрипцию этого слова. [р а к' э т а]

Космос

Этимологический словарь: Греческое слово «космос» имело несколько значений: «украшение», «наряд» (отсюда наша  «косметика» - то, что должно украшать лицо человека), затем «порядок» (в противоположность «хаосу» - «беспорядку») и, наконец, «вселенная». Мы придаем этому слову значение – Вселенная.

      Толковый словарь: Вселенная, мир.

       Орфографический словарь:

- Запишите это слово, выделите букву «о» во втором слоге. Поставьте ударение. Выделите корень. Разделите слово на слоги.

 - Сколько в слове слогов?

 - Какой первый слог? Второй?

 - Как слово космос разделить для переноса?

 - Запишите транскрипцию этого слова. [к о с м а с]

Словарь синонимов: К слову «космос» синонимы: Вселенная, мир.

Словарь однокоренных слов: Я словарь однокоренных слов.

Предлагаю вам следующее задание: Подобрать к слову «космос» однокоренные слова.

  1. Как называют человека, совершающего полет в космос с целью испытания космической техники и проведения научных наблюдений? (космонавт)
  2. Как называют комплекс сооружений и технических средств, предназначенных для сборки, подготовки и запуска космических летательных аппаратов? (космодром)
  3. Как называется предмет, относящийся к космосу, к мировому пространству? (космический)

              - Запишите эти слова и выделите корень.

6. Работа с предложением.

 

    В космосе сквозь толщу лет

    Ледяной летит объект.

    Хвост его полоска света,

    А зовут объект …кометой.

      - Что бы нам не встретится с кометой, запишите предложение с этими словами по схеме:

                 

                         П                    С

                    какая?             куда?  (Космическая ракета летит в космос.)

 - Какие орфограммы встретились в этом предложении?

 - Посмотрите внимательно на слова космическая, летит, ракета, космос.

 - На какие две группы их можно разделить? (на слова с проверяемыми безударными гласными и слова с непроверяемыми безударными гласными).

 - Какие слова можно проверить ударением? (космическая, летит)

 - Какие слова нельзя проверить ударением? (ракета, космос)

 - А как можно проверить слова ракета, космос? (по словарю)

 - Сделайте грамматический разбор предложения и подпишите части речи.

6.  Закрепление пройденного материала.

  - Мы покидаем с вами планету «Словарей» и отправляемся путешествовать дальше.

 - Перед нами планета «Орфо». Жители этой планеты очень хитры и коварны, они любят обманывать и запутывать путешественников. Чтобы удачно отправиться дальше, нам необходимо справиться с заданиями, которые предлагают вам Орфографики.

 - Какими способами можно проверить безударную гласную?

 - Посмотрите  памятку.

Памятка.

Способы проверки безударных гласных в корне слова.

Измени форму слова.

1. Один – много.

  Трава – травы

  Стена – стены

2. Много – один.

   Шаги – шаг

   Грачи – грач

3. Что делал? Что делать?  - Что делает?

     Смотрел, смотреть – смотрит

     Писал, писать – пишет

Способы проверки безударных гласных в корне слова.

Подбери однокоренное слово.

1. Слово – предмет (имя существительное).

     Трещит – треск

     Цветок – цвет

2. Слово – признак (имя прилагательное).

    Темнота – темный

    Ласкает – ласковый

3. Слово – действие (глагол).

     Кормушка – кормит

     Ходьба - ходит

4. Слово с уменьшительно – ласкательным значением.

      Ковер – коврик

      Гнездо – гнездышко

1. Перед вами группа слов:

   I – в.                      II – в.

тр…па                   сл…ды

зв…зда                  к…смическая

л…тит                   з…мля            

 - Вставьте пропущенные буквы.

  Выполняется взаимопроверка написанного. Ответы на доске.

- Какое слово (лишнее)? Подчеркните его карандашом.

 - Назовите слова с безударной гласной в корне, которое можно проверить изменением формы слова. Подчеркните их зеленой пастой, устно назовите проверочные слова.

 - Все ли слова можно проверить изменением слова? (Нет, можно подобрать однокоренное слово)

 - Сделайте вывод. (Чтобы проверить безударную гласную, нужно изменить слово один – много, много – один)

2. Посмотрите внимательно на доску.  Вам надо выбрать проверочное слово.

Л…нивый                          линька, лень

М…стерская                      мост, мастер

Уд…вительный                девочка, диво

      М…нять                             мина, замена

      Л…пить                              липко, лепка

      Скр…пучий                       скрепка, скрип

 - В каком столбике проверяемые слова, а в каком проверочные?

Проверка на доске.

 - Сделайте вывод. (Чтобы проверить безударную гласную, нужно подобрать однокоренное слово).

7. Физминутка. 

Не зевай по сторонам

Ты сегодня космонавт.

Начинаем тренировку

Чтобы сильным быть и ловким.

Руки в сторону поставим,

Правой левую достанем.

А потом на оборот

Будет вправо поворот.

Раз хлопок, два хлопок,

Повернись еще разок.

Опускаем руки вниз

И за парты вновь садись.

 8.Летим на следующую планету.

Здесь холодные миры,

Света нет и нет жары.

Вечные зима и ночь.

На это планете живет колдунья.

Опять колдунья дуется

На целый белый свет.

Колдунье не колдуется,

И вдохновенье нет.

 - А не колдуется ей потому, что не может она вспомнить стихотворения.

3. Игра «Закончи стихотворение».

    - Я вам прочитаю отрывки из стихотворений известных поэтов, а вы дополните каждое      из них подходящим словом. Эти слова вы должны записать в три столбика. В первый слова с безударной гласной  - и, во второй – о, в третий – е.

Вянет и желтеет травка на лугах,

Только зеленеет озимь на … (полях).

Блеснул мороз. И рады мы

Проказам матушки …. (зимы).

В полдень дождь перестал

И, что белый пушок,

На осеннюю грязь

Начал падать …(снежок).

Зима не даром злится –

Прошла ее пора:

Весна в окно стучится

И гонит со … (двора).

Иду по тропинке.

У самой сосны

Синее подснежник –

Фонарик … (весны).

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною…

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется …(листвою).

Проверка цепочкой.

9. Самостоятельная работа.

Много планет вокруг Солнца летает

Может быть, люди на них обитают?

Давай-ка, в ракету мы сядем скорей,

Помчимся на другую планету быстрей.

На планете дальней среди звезд океана

Пираты давно уж живут постоянно.

Они на суда нападать перестали,

Заданья друг другу загадывать стали.

И делают это с большою охотой,

А если заданье придумает кто-то

Такое, что сразу и не отгадать,

Все станут завидовать и уважать.

Давай мы с тобою у них побываем

И все их заданья, дружок, разгадаем.

Задание 1 уровня:

Разбилась о берег крутая волна.

Бутылку с запиской швырнула она

На мокрый песок, а пираты нашли,

Но только  посланье прочесть не смогли,

Ведь буквы водою морскою размыты.

А вдруг ты сумеешь, его разгляди ты.

Вставить пропущенные буквы, рядом написать проверочное слово, выделить корень.

М..ря, ст…на, зв…зда, в…лна, л…тательный, см…трел, к…вер.

Задания 2 уровня:

1. Выпишите слова в таком порядке: слова, обозначающие предмет, признак предмета, действие предмета. Напишите к ним проверочные слова.

Гл…деть, м….рской, стр…на, св…стулька, ст…льной.

2. Выпиши слова с проверяемой безударной гласной в корне слова. Напишите к ним проверочные слова.

Поют чижи. На тропинке появилась травка. В лесу цветут ландыши.

3. Выпиши слова с безударной гласной  и раздели их на два столбика.

Как х…р…ша ты, звездная д…р…га!

Л…тит Гагарин. Он устал чуть-чуть.

И перед ним торжественно и строго

Бл…стит кр…мнистый лермонтовский путь.

                                               (М.Светин)

 

4. Подобрать однокоренное проверочное слово.

     г…ра -  (прилагательное)

     п…ние – (глагол)

     под…рить  - (существительное)

     сн…гурочка – (существительное)

     н…чевать – (уменьшительно – ласкательным)

Задания 3 уровня.

1. Составьте и напишите предложения с данными ниже словами. Вставьте пропущенные буквы. В скобочках напишите проверочные слова.

Дуют, ветры, х…лодные.

Ч…сто, идут, д…жди.

С п…лей, убрали, д…вно, хл…ба.

2. Исправь ошибки.

У нас всаду растут диревя. витя  взял ножык и стал выризать свае имя накаре. Помогите нам!

                                                                                                               Варабей.

10. Мониторинг.

Мы объездили полсвета,

Посетили мы планеты.

Нет планеты лучше нашей.

 - Чтобы вернуться на землю нам надо выполнить последнее задание.

                                                                 Тест.

    1. Безударную гласную можно проверить:

          а) в приставке;

         б)  в корне;

         в) в суффиксе.

    2. Безударная гласная в корне слова:

         а) побег;

         б)  старушка;

         в)  столик.

    3. Родственными словами являются:

         а) роль, ролевой, король, роли;

         б)  ледник, лед, ледяной, заледенеть;

         в) рис, рисунок, рисовать, рисовая (каша).

    4. Проверочным словом к слову г…ра является:

         а) гарь;

         б)  горы;

         в) горький.

5. Слово дом  - проверочное для слова:

         а) домино;

         б)  домашний;

         в) домик.

6. В слове нельзя проверить безударную гласную:

         а) зима;

         б)  пальто;

         в)  холод.

7. Всю ночь л…тает,

    Мышей по…дает,

    А станет св…тло,

    Л…тит в дупло.

    В словах пропущены буквы:      

         а) и, е;

         б)  е;

         в)  и.

Проверка.

11. Итог урока.

     С планетами пришла пора проститься,

     На землю всем нам надо торопиться.

     Музыка (позывные из космоса).

 - Для того, чтобы приземлиться, давайте скажем волшебные слова. 

     Лети, лети ракета

    На запад, на восток

    Считая километры,

    И прибывая в срок.

     К концу подходит наш урок –

     Пора нам подвести итог.

   

 - Достигли вы цели, поставленной в начале урока?

 - Какие гласные в корне требуют проверки?

 - Как вы подбирали проверочные слова?

 - Какие вопросы возникли по этому уроку?

     12. Рефлексия.

     

      Кому из вас понравилось в пути?

      Кто ж смог звезду удачи обрести?

 - Давайте зажжем  на нашей планете «Земля» свои звездочки, которые будут напоминать жителям планет, на которых мы побывали о нас.

– чувствовали себя уверенно, нас ничего не тревожило.

– немного волновались.

– очень боялись.

   13. Домашнее задание.

                       Еще одно задание

                     От меня вам на прощание.

                   

                    УПР. № 115.

                                                 

                                               

                                                 2.3. ЦОР «Внеклассное чтение»

Наше время по праву именуют «веком информатизации», когда все сферы деятельности человека – обучение, работа, досуг – пронизаны информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ), когда персональный компьютер во всем мире стал неотъемлемым атрибутом жизни человека. Пришли компьютер и в школьную библиотеку.

Традиционно работа любой школьной библиотеки (медиатеки – центр информационной инфраструктуры образовательного учреждения; специальным образом организованные условия) строится по нескольким направлениям:

  1. Информационное обеспечение учебно-воспитательного процесса путем библиотечного и информационно-библиографического обслуживания учащихся и педагогов школы;
  2. Формирование у пользователей библиотеки навыков самостоятельной информационной работы;
  3. Содействие самообразованию пользователей библиотечными средствами и методами работы.

Информационно-коммуникативные технологии открывают новые возможности для реализации активных форм работы с читателями, включая уроки по внеклассному чтению.

Придя в школьную библиотеку, учащийся может не только читать книги, периодику, но и получать доступ к CD-дискам; может прослушивать и просматривать видеозаписи, используя это для подготовки к урокам, докладам.

Сегодня мы учимся создавать и использовать все многообразие цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), в том числе и электронные продукты собственного производства.

Так, например нами был разработан рекомендательный список по внеклассному чтению для 1 классов по произведениям русских писателей. Опорным материалом стала «Программа по русскому языку для 1-4 классов якутской школы с родным языком обучения. 2000-2001 гг.», составителями которой являются Ф.В. Габышева, Т.И. Петрова, Л.А. Шамаева.

На I  этапе мы сделали сверку книг находящихся в фонде библиотеки и составили рекомендательный список. Для раздаточного материала напечатали тексты из рекомендованных книг  на текстовом редакторе WORD и распечатали по несколько копий.

На II этапе с помощью компьютера мы подготовили наглядные материалы к каждому слайду, подбирали и сканировали красочные иллюстрации, используя многообразные возможности различных шрифтов, добавили гиперссылки.

Далее см. презентацию «Внеклассное чтение»

Слайд №1.                                                 Слайд №2.

   

Слайд №3.                                                Слайд №4.

 

Слайд №4.                                                Слайд №5.

   

Слайд №6.

Схема использования слайд.

Например:

  1. А.Барто – открываем ссылку – появляется портрет.
  2. «Игрушки» - открываем ссылку – текст – «Игрушки» - открываем ссылку – иллюстрации к произведению.

Рекомендательный список произведений для внеклассного чтения на русском языке

1 класс

  1. А. Барто. Игрушки. Мячик. 
  2. В. Викторов. Проводы.
  3. В. Осеева. Синие листья.
  4. Н. Носов. Ступеньки.
  5. П. Пришвин. Лада.
  6. Н. Сладков. Кто как спит.
  7. Л. Сорокин. На плоту
  8. Л. Толстой. Зайцы и лягушки.
  9. Л Толстой. Рассказы из азбуки.
  10. К. Ушинский. Бишка.
  11. Е. Чарушин. Томкины сны.
  12. К. Чуковский. Телефон.

Приложения

Правила:

  1. Правила обращения с книгами.
  2. Правила чтения для учащихся.

ПАМЯТКИ:

  1.  «Заповеди читателя»;
  2.  «Пересказ текста»;
  3.  «Знакомство с новой книгой»;
  4.  «Составляю план рассказа»;
  5.  «Как правильно подготовить

ответы на вопросы»;

  1.   «Работа над рассказом»;
  2.   «Работа над сказкой»;
  3.   «Работа над стихотворением»;
  4.   «Работа над статьей»;
  5.   «Работа с басней»;

Заключение

       Проанализировав данные ЦОРы , предназначенные для обучения и развития младших школьников, мы выделили несколько подходов к созданию электронных учебных материалов для начальной школы:

  1. структура должна быть характерна для урока в начальных классах: объяснение нового материала, первоначальное закрепление и отработка навыков,  контроль усвоения;
  2. теоретической части ЦОРа  целесообразно придать справочный характер,  не перегружая ее информацией, выделяя основные термины и понятия каждой темы;
  3. объем учебного материала для тренировочных и контрольных заданий определяется с учетом санитарно0гигиенических норм работы ученика начальных классов за компьютером;
  4. Отбор учебного материала проводится с учетом основных дидактических принципов обучения в начальной школе;
  5. средства управления компьютерной обучающей системой по любому учебному предмету должны быть максимально простыми и не отвлекающими ученика от выполнения заданий.

         Также к услугам учителей начальных классов в сети Интернет есть прекрасно     продуманные сайты государственных музеев, картинных галерей, музыкальных коллекций. Такие ресурсы направлены на творческую работу с детьми.  

            Цифровые образовательные ресурсы повышают скорость чтения и коэффициент усвоения, улучшается внимание, память, расширяется понятийный аппарат, что отражается  на результатах диагностики.

            Качество образования во многом определяется компетентностью и уровнем профессиональной деятельности учителя начальных классов. В условиях  ИКТ-насыщенной среды особую роль играет компетентность учителя начальных классов в области ИКТ, которая позволяет ему эффективно использовать в обучении ИКТ и ЦОРы.

     

Литература

  1. Барто А. Л. Чудеса. – СПб.: «Издательство Дом «НЕВА»; М.: «ОЛМА-ПРЕСС», 2000. – С. 56-61.
  2. Внеклассное чтение. 3-4 классы. Учим играя (задания, тесты, игры, викторины) / авт.-сост. И.В. Блинова. – 2-е изд., стереотип. – Волгоград: Учитель, 2008. – С. 71-78.
  3. Горбунова Л.М. Повышение квалификации педагогов в области ИКТ  в условиях развивающего школьного образования / Л.М.Горбунова, А.М. Семибратов // Педагогическая информатика.2004.№3
  4. Жданов С.А. Концепция, основное содержание и разделы программы курса «Использование цифровых образовательных и компьютерных технологий в учебном процессе» для системы педагогического образования с учетом требований Федерального компонента общего образования // Интернет: http: // pedsovet.alledu/ru.
  5. Леонова Л.А. и др. Персональный компьютер и здоровье детей //ИНФО. 1997. №1,3,4.
  6. Мельникова Е.И. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками:
  7.  Методика преподавания внеклассного чтения в начальной школе / сост. К.Е. Андреева. – Якутск, 2002.
  8. Молокова А.В. Информатизация начальной школы (концептуальные положения) / Под. Ред. И.М.Бобко,Ю.Г.Молокова. Новосибирск,2004.
  9. Молокова А.В., Молоков Ю.Г. Информационные технологии в традиционной начальной школе// Начальное образование.2003. №1.
  10. Мылова И.Б. Подготовка специалистов в области информатизации начального образования // Информатика и образование. 2004. №9
  11.  Новые педагогические и информационные технологии в образовании. М., 1999.
  12.  Об изучении во 2-м классе темы   «Имя существительное» с компьютерной поддержкой см. статью И.Б.Лариной в журнале «Начальная школа» (2006, №7. – С.42-48).
  13. Осеева. В. Волшебное слово. – Москва, 1980. – С. 29.
  14. Пос. для учителя. – М., 2002.
  15. Программа по русскому языку для 1-4 классов якутской школы с родным языком обучения / Сост. Ф.В. Габышева и др. – Якутск, 96.
  16. Родная речь: учеб. для 1 кл. нач. шк. / Сост. Л.Ф. Климанова и др. – М.: Просвещение, 2004. С. 58.
  17. Светловская Н.Н. Внеклассное чтение в 1 классе: Пособие для учителя – М.: Просвещение, 1983. – С. 3-8.
  18. Солпитер Д. Дети и компьютеры. СПб., 1996
  19. Тексты для проверки навыка чтения в трехлетней начальной школе / авт.- сост. Л.И. Тикунова, Т.В. Игнатьева. – М.: Вита-Пресс, 1997.
  20. Чуковский К. Стихи и сказки. От двух до пяти. – М.: Дет. лит., 1981. – С. 79-85.
  21.  Электронное сопровождение к пособие для нач. школы: Метод. Рекомендации/ Под. Ред. И.М.Бобко. Новосибирск. 2003.
  22.  Электронное сопровождение к пособию «Технология критического мышления»/ С.И. Заир-Бек,И.В.Муштавинская.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационно-коммуникативных и здоровьесберегающих технологий на уроке русского языка

Конспект открытого урока во 2 классе на тему: "Связь заглавия с главной мыслью. Основные признаки текста"  с применением ИКТ: презентация, работа с интерактивной доской, применение документ-камер...

Использование системно-деятельностного подхода в обучении школьников на уроках русского языка

В статье описаны сущность деятельностного подхода в обучении, технология деятельностного метода, методы и приёмы для формирования деятельностных способностей у учащихся начальной школы при изучении ру...

Использование системно-деятельностного подхода в обучении школьников на уроках русского языка

Выступление на методическом объединении. Использование системно-деятельностного подхода в обучении школьников на уроках русского языка....

Использование системно-деятельностного подхода в обучении школьников на уроках русского языка

Деятельностный подход –это  организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности шк...

Виды работ по орфографии на уроках русского языка в 4 классе.

Представлен урок по русскому языку, в котором собраны задания для выявления орфографической зоркости....

Использование авторского онлайн курса «В стране выученных уроков. Русский язык. 4 класс» при обучении учащихся начальной школы

Статья раскрывает опыт работы по созданию и использованию в обучении учащихся начальной школы авторских онлайн курсов....