Использование ЭОР в процессе обучения орфографии на уроках русского языка
методическая разработка по русскому языку по теме
Урочное применение ЭОР при обучении грамоте,на уроках чтения и других предметов не только способствует развитию информационной компетентности учеников начальной школы, но и позволяет решить целый ряд психолого-педагогических проблем. Происходит существенное изменение учебного процесса, переориентирование его на развитие мышления, воображения как основных процессов, необходимых для успешного обучения, обеспечивается эффективная организация познавтельной деятельности учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_zah.a.d._ter._s.i..doc | 350 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Республики Саха (Якутия)
МО «Кобяйский улус»
МОУ «Кобяйская средняя общеобразовательная школа им. Е.Е.Эверстова»
Использование электронного образовательного ресурса
в процессе обучения орфографии
на уроках русского языка
Доклад учителей начальных классов
Захаровой Анны Дмитриевны,
Тереховой Софьи Иннокентьевны
Кобяй, 2011г.
Оглавление
Введение. . . . . . . . . . . .3
- Использование современных педагогических технологий.
в процессе обучения. . . . . . . . . .5
2.1. Использование электрнного образовательного ресурса
в процессе обучения орфографии. . . . . . . .9
2.2. ЭОР «Обучение орфографии». . . . . . . .12
2.3. Разработки уроков по русскому языку . . . . . .15
Заключение. . . . . . . . . . .18
Литература. . . . . . . . . . .19
Приложение. . . . . . . . . . .21
Введение
Одним из направлений совершенствования общего образования, и начальной школы в том числе, является информатизация. Формирование информационно-коммуникационной компетентности школьников, становление информационной культуры и компьютерной грамотности – социально востребованные задачи. С 2002/03 учебного года в школе первой ступени было рекомендовано ввести предмет «информатика». Тем не менее можно утверждать, что решение этих задач может осуществляться не только при изучении информатики со 2 класса.
Урочное применение электронных учебных материалов при обучении грамоте, математике, на уроках чтения и окружающего мира и других предметов не только способствует развитию информационной компетентности учеников начальной школы, но и позволяет решить целый ряд психолого–педагогических проблем.
Практика показывает, что при условии дидактически продуманного применения новых информационных технологий в рамках традиционного урока появляются неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса, обеспечивается развитие у каждого школьника собственной образовательной траектории. Происходит существенное изменение учебного процесса, переориентирование его на развитие мышления, воображения как основных процессов, необходимых для успешного обучения; обеспечивается эффективная организация познавательной деятельности учащихся.
Существенное влияние на результат включения современных средств обучения в традиционный урок оказывают содержание, структура и интерфейс применяемых учителем электронных учебных материалов (цифровых образовательных ресурсов).
Цель: Использование электронного образовательного ресурса в процессе обучения младших школьников.
Задачи:
- Изучить психолого-педагогическую литературу по данной проблеме;
- Формирование информационно-коммуникационной компетентности школьников, становление информационной культуры и компьютерной грамотности.
Новизна: Создание электронного образовательного ресурса в процессе обучения орфографии на уроках русского языка в начальных классах.
Гипотеза: предоставление учебной информации с привлечением средств технологии мультимедиа; осуществление обратной связи с пользователем при интерактивном взаимодействии формирует информационно-коммуникационную компетентность школьников, повышает информационную культуру и компьютерную грамотность, а также развивает познавательный навык, творческое мышление учащихся.
Методы исследования:
- Анализ первоисточники
-Создание электронных образовательных ресурсов по русскому языку и чтению, которое в наиболее доступной и занимательной форме дополняет задания учебника.
Практическая значимость работы состоит в том, что предложенные пути могут быть использованы учителями начальных классов, руководителями кружков, студий, школьных библиотекарей в процессе формирования информационно-коммуникационной компетентности и развития у детей познавательного интереса.
Организация исследования: Кобяйская средняя общеобразовательная школа агроэкологического направления им. Е.Е.Эверстова.
Структура доклада: доклад состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
- Использование современных педагогических технологий в процессе обучения
Цель современного образования – обучение и воспитание всесторонне развитой личности, способной к творчеству. Для достижения этой цели существует множество программ, называемых развивающими. Однако развитие личности может происходит при любой программе. Все зависит от того, какими методами пользуется учитель. Долгое время в школе использовались репродуктивные методы, согласно которым учитель все сам рассказывал, а ученики только запоминали и воспроизводили материал.
Традиционный урок формировал пассивную, инертную личность. Такой урок не отвечает современным требованиям. И поэтому учителю приходится искать другие пути для того. Чтобы воспитать и развить в ребенке активную. Смелую, решительную личность. Личность, которая умеет сама добывать знания и применить их в нестандартных ситуациях [1].
Достичь этой цели нам помогают современные педагогические технологии. Информационные технологии (ИТ) сегодня органично вписываются сферу человеческой деятельности и становятся одним из главных средств адаптации человека к жизни в информационном обществе. Для современной школы характерен комплексный подход к процессам информатизации. Включающий освоение ИТ в качестве дидактического инструмента в рамках специализированных уроков информатики и частных методик. Рассмотрим это вопрос подробнее.
Под термином информационные технологии традиционно понимается совокупность технических средств и способов обработки информации. Прогресс в этой области уже сегодня позволяет включать в образовательный процесс качественные продукты, разработанные на основе технологий мультимедиа, позволяющие представлять информацию в разнообразных формах – текстовой, графической, видео и аудио, что значительно повышает их дидактическую ценность.
Несмотря на сложности материального и технического характера, уже сегодня ИТ можно применять как инструмент методической подготовки учителя к уроку (для конструирования дидактических материалов: тестов. таблиц, схем), как средство обучения на уроках в начальной школе и в контексте домашней подготовки ученика к урокам.
Остановимся на вопросах анализа и отбора программного обеспечения в соответствии с целями и задачами обучения. Следует отметить, что особенности информатизированных занятий для детей младшего школьного возраста регламентируют гигиенический режим работы с ПК (не более 15 минут за урок), в связи с чем речь идет не о полной информатизации учебного процесса, а о включении ее отдельных элементов в структуру традиционного урока (так называемой «информационной поддержке») [3].
По нашему мнению учитель может эффективно использовать ПК в качестве инструмента обучения, самостоятельно оценивая дидактические качества программного обеспечения и определяя целесообразность его использования на уроках или в контексте самостоятельной домашней работы учеников. Опыт изучения программных продуктов, потенциально применимых в процессе обучения на уроках в начальной школе, позволил сформулировать следующие критерии их анализа.
- Ориентация на категорию пользователей, т.е. на младший школьный возраст.
- Уровень специализации программы, т.е. степень ее ориентации на предметную область и соответствие дидактическим целям. В данном случае во всем многообразии программных продуктов можно выделить два вида, применение которых целесообразно при обучении младших школьников: специализированные, предназначенные специально для целенаправленного изучения темы, и неспециализированные. К последним можно отнести многочисленные игры и интерактивные мультфильмы версии. Которые сами по себе не являются дидактическими пособиями, но могут быть использованы для создания языковой среды.
- Вид программы. Современный рынок образовательных программных продуктов предлагает множество разработок для детей, цель которых – способствовать изучению разных предметов. Их можно разделить на две категории: 1) игровые (дидактические, ролевые и режиссерские и игры, игры-забавы); 2) учебные (наставнические, тренажеры, контролирующие, справочно-информационные). Различие между ними определяется назначением программы. Основным видом деятельности пользователя, степенью занимательности, а также типом оценки результатов (см. табл.)
Анализ образовательных программ
Категории Характеристики |
Учебные | Игровые |
Назначение программы | Обучение | Развлечение |
Основной вид деятельности пользователя | Учебная | Игровая |
Степень занимательности | Средняя | Высокая |
Тип оценки результатов | Прямая (рейтинговая – в баллах) | Косвенная (поощрение или порицание) |
Проведенный анализ более ста программных продуктов, ориентированных на предметную область «русский язык» и предназначенных для детей от 6 до 12 лет, позволил выявить следующие соотношение программ по видам. (см рис. 2)
В данной категории программных средств доминируют дидактические игры (52%), совмещающие черты игровых и учебных продуктов (например, Белка учит языки), а также наставнические (обучающие) – 32% (например, правила орфограмм). Третье по популярности место (9%) занимают игровые программы на русском языке, которые не связаны с дидактическими задачами, но могут быть использованы в обучении русскому языку в качестве дополнительного средства. Низкий процент справочно-информационных программ (словарей и справочников) обусловлен возрастной ориентацией пользователей, еще не имеющих навыка самостоятельного поиска информации.
- Соответствие программы задачам обучения – это критерий, связанный непосредственно с реализацией программы в условиях реального дидактического процесса. Практика показывает, что вид и жанр программы целесообразно выбирать зависимости от образовательных задач. Например, для развития интереса к предмету можно использовать игры, в то время как для контроля усвоения знаний понадобятся обучающие программы.
- Наличие нескольких уровней сложности позволит определить уровень перспективного роста ученика при выполнении заданий, а также осуществить дифференцированный и индивидуальный подход в обучении.
- Наличие блока обратной связи и контроля учитель может использовать как непосредственно на уроках (некоторые программы предлагают пользователю рейтинговую форму оценки), так при организации самостоятельной работы учащихся дома. В последнем случае особое значение приобретает такое качество программы, как интерактивность, т. е. способность реагировать на действия пользователя, тем самым, обеспечивая диалоговый характер обучения.
- Степень занимательности (аттрактивность) программы - это критерий, имеющий особое значение при работе с младшими школьниками. Его оценка может включать анализ сюжетной линии программы. Качество графики, анимации, музыкального сопровождения, наличие в структуре программы игровых заданий. Степень занимательности программы во многом определяется ее возрастной ориентацией и видом. (см. табл.)
- Воспитательный потенциал сюжета можно использовать особенности сюжета программы учебного материала.
- Наличие дружественного интерфейса (комфортности управления программой) и дополнительных функций (например, конструирования тестов или распечатки материалов) дополняет характеристики программного продукта [2].
Таким образом, современные ИТ могут предложить довольно много вариантов для эффективного включения информационного компонента в структуру занятий русским языком с учениками начальной школы. Тем не менее, не следует забывать что одних компьютеров (без активного участия педагога) для обучения недостаточно. Следовательно, учитель должен выйти на новый уровень информационной и методической подготовки, отвечающий современным требованиям к содержанию образования.
2. 1. Использование электронного образовательного ресурса в процессе обучения орфографии.
На современном этапе развития общества, насыщенном информационными и компьютерными технологиями (ИКТ). Для начальной школы приоритетными являются проблемы:
а) создания, распространения и обоснованного внедрения в учебный процесс современных электронных образовательных ресурсов;
б) подготовки педагогических кадров начальной школы, способных эффективно использовать в учебном процессе средства информационных и коммуникационных технологий.
В последние годы активно реализуется проект информатизации системы образования (ИСО). Цель проекта ИСО заключается в поддержке системного внедрения и активного использования ИКТ в работе учреждений общего и начального профессионального образования. Благодаря этому проекту практически во всех школах учителя начали активно применять в педагогической деятельности средства ИКТ. Под средствами ИКТ мы понимаем программные, программно-аппаратные и технические средства и устройства, функционирующие на базе микропроцессорной, вычислительной техники, а также современные средства и системы транслирования информации, информационного обмена, обеспечивающие операции по сбору. Продуцированию, накоплению, хранению, обработке, передаче информации и возможность доступа к информационным ресурсам локальных и глобальных компьютерных сетей, в том числе и цифровым образовательным ресурсам (ЭОР). ЭОР – это учебное средство, ориентированное на достижение следующих целей: предоставление учебной информации с привлечением средств технологии мультимедиа; осуществление обратной связи с пользователем при интерактивном взаимодействии; контроль за результатами обучения и продвижения в учении; автоматизация процессов информационно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса и организационного управления учебным заведением. К ним можно отнести энциклопедии и справочники, тематические коллекции и библиотеки, путеводители. Образовательные комплексы, репетиторы и тренажеры, развивающие игры, выполненные в электронном виде [5].
Для многих учителей начальных классов, очевидно, что средства ИКТ (в том числе и ЭОР-ы) – это надежный помощник и эффективное средство преподавания различных школьных предметов и проведения внеклассной деятельности. Использование качественных ЭОРов делает реальным получения адекватного современным запросам школьного образования вне зависимости от месторасположения учебного заведения.
Специфику профессиональной деятельности учителя начальных классов в условиях ИКТ- насыщенной среды составляет то, что он первым адаптирует школьника к новой для него среде и первым показывает назначение и преимущества ИКТ не только как средства игры, но и как средства учебной деятельности. Данное обстоятельство представляется нам особенно важным.
В настоящее время начальное образование испытывает существенную потребность в качественных ЭОРах, которые позволили бы:
- Организовывать разнообразные формы деятельности младших школьников по самостоятельному извлечению и представлению знаний;
- Применять весь спектр возможностей современных средств ИКТ в процессе выполнения разнообразных видов учебной деятельности, в том числе таких, а как регистрация, сбор, хранение, обработка информации, интерактивный диалог, моделирование объектов, явлений, процессов, функционирования лабораторий (виртуальных, с удаленным доступом к реальному оборудованию) и др;
- Привнести в учебный процесс и во внеклассную работу наряду с ассоциативной и прямую информацию за счет использования возможностей технологий мультимедиа, виртуальной реальности, гипертекстовых и гипермедиасистем;
- Объективно диагностировать и оценивать интеллектуальные возможности младших школьников, а также уровень их знаний, умений, навыков, уровень подготовки к конкретному занятию по различным дисциплинам, соизмерять результаты усвоения материала в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта;
- управлять учебной деятельностью младших школьников адекватно интеллектуальному уровню конкретного учащегося, уровню его знаний, умений, навыков, особенностям его мотивации с учетом реализуемых методов и используемых средств обучения;
- создавать условия для осуществления индивидуальной самостоятельной учебной деятельности младших школьников, формировать навыки самообучения, саморазвития. Самосовершенствования, самообразования, самореализации;
- оперативно обеспечивать педагогов младших школьников и родителей актуальной современной информацией, соответствующей целям и содержанию образования;
- создавать основу для постоянного и оперативного общения педагогов, обучаемых и родителей, нацеленного на повышение эффективности обучения и другие [10].
Анализируя литературу по педагогики и психологии приходится констатировать, что зрительные анализаторы человека (в том числе и младшего школьника0 обладают более высокой пропускной способностью, чем слуховые. Глаз способен воспринимать миллионы бит в секунду, ухо - только десятки тысяч. Информация. Воспринятая зрительно, более осмысленна, лучше сохраняется в памяти. «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», - гласит народная мудрость. Однако на многих уроках в начальной школе основным источником информации продолжает оставаться речь педагога, воздействующая на слуховые анализаторы. Следовательно надо расширять арсенал зрительных и зрительно-слуховых средств подачи информации. Взаимодействие должно осуществляется по всем каналам восприятия текст-звук-видео-цвет.
Использование электронных образовательных ресурсов в начальной школе может и должно преобразить преподавание традиционных учебных предметов, внеклассную работу, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на более высокий уровень интерес школьников к учебе [10].
В процессе обучения младших школьников можно иллюстрировать явления и разнообразные процессы( которые в реальных условиях осуществить затруднительно или невозможно) с помощью гибких и наглядных компьютерных. Динамических моделей в настоящее время число готовых программ-моделей для обучения и развития младших школьников постоянно возрастает, а возможности сети Интернет делает их более доступными. Однако имеющихся ресурсов иногда бывает недостаточно по разным причинам. Кроме того готовый материал не классифицирован нужным образом в соответствии с программами и возрастными особенностями младших школьников [9].
При подготовке занятий с использованием ЭОРов должны учитываться эргонометрические требования визуального восприятия информации младшего школьника. Важно, что восприятие цвета значительно обогащает познавательные способности ученика начальной школы.
2.2 ЭОР «Обучение орфографии»
Изучению русского языка в начальной школе отводится одно из центральных мест. Поскольку русский язык как учебный предмет открывает ученику мир знаний; овладев языком, учащиеся становятся способными к усвоению других предметов.
К сожалению, русский язык, и в частности его составная часть- изучение орфографии. По сравнению с другими учебными дисциплинами является одним из нелюбимых предметов. Значит, необходимо сформировать у детей заинтересованное отношение к процессу овладения орфографическими знаниями и умениями, т.е. развить у них познавательный интерес.
Существенное влияние на его формирование оказывает реализация на основе использования резервов визуального мышления учащихся принципа наглядности, являющегося сегодня одним из основных параметров развивающей функции орфографии.
Современные психолого-педагогические исследования проблемы формирования и развития визуального мышления учащихся концентрируются вокруг следующих вопросов: операции и закономерности невербального мышления, проблемы зрительного восприятия, механизмы и особенности визуального мышления, динамика формирования орфографического образа, проблемы передачи информации.
Использование наглядных образов в обучении орфографии может превратиться из вспомогательного, иллюстрирующего приема в ведущее, продуктивное методическое средство, способствующее орфографическому развитию учащихся.
В связи изменившимися условиями в области информатизации общества следует выявить возможности тестирования и компьютерной поддержки в обучении правописанию.
Процесс обучения орфографии, построенный на основе зрительно-познавательного подхода к формированию знаний, умений, навыков позволяет максимально использовать потенциальные возможности визуального мышления. Одно из основных положений данного подхода – широкое и целенаправленное использование познавательной наглядности. Если процесс обучения орфографии реализовать в рамках визуального подхода, то это позволит повысить эффективность учебного процесса и усилит развивающую функцию русского языка.
Результаты психофизиологических исследований, связанных со зрительным восприятием, позволяют расширить возможности активной познавательной работы учащихся [11].
В классе необходимо обеспечить визуальную учебную среду, ориентированную на создание у учащихся орфографических образов, наполнение их смысловой нагрузкой, оперирование ими.
Следует наметить пути развития у учащихся орфографические образы с использованием потенциала визуального мышления в процессе формирования орфографических понятий.
Использование графической наглядности на уроке русского языка, бесспорно; обладает большими развивающими возможностями. Объясняется это тем. что при речевом акте и при использовании условных графических средств левое и правое полушария головного мозга включаются в совместную работу по-разному. При переводе информации из вербальной в графическую систему (и наоборот) попеременное смещение активности из одного полушария в другое обеспечивает развитие мыслительных операций (кодирования, перекодирования, обобщения, переноса и др.); обобщение и систематизацию знаний за счет их многократной переработки.
Для эффективного обучения орфографии необходимо многократное и разнообразное использование наглядности на равных этапах работы над понятием; усвоение учащимися условной знаковой системы, осознание целесообразности ее применения; наличие начальных знаний, которые будут моделироваться в графическом и вербальном видах.
Наглядность может выступить в роли справочника, опоры действий, средства запоминания, способа обобщения и т.п. [8].
Включения учащихся в создание, заполнение и чтение таблиц. Опора на материал учебника, применение наглядности на всех этапах работы над орфограммами способствует эффективной орфографической деятельности младших школьников.
С этой целью разрабатывается и внедряется в обучении орфографии методика применения компьютерных средств, способствующих развитию визуального мышления.
В визуальной учебной среде происходит органичное взаимодействие учащихся с изучаемым материалом при соблюдении следующих условий:
- переориентация основной функции наглядности с иллюстративной на познавательную;
- сочетание различных форм предъявления учебного материала;
- продуктивное конструирование учебной наглядности.
Данная среда позволяет обогатить содержание обучения совокупностью зрительных образов, обеспечивающих сознательное овладение знаниями.
Компьютерное представление объекта обладает большей наглядностью и большими возможностями для формирования образа, нежели традиционные способы подачи материала- устные или письменные. Визуальную учебную среду составляют компьютерные средства, тренажеры, информационные схемы, таблицы способствуют развитию у учащихся системных представлений об орфографии.
Внедрение в процесс обучения компьютерных средств позволяет усилить продуктивность наглядности визуальной учебной среды при соблюдении следующих условий: создание образовательных ситуаций, развивающих визуальное мышление; оптимальное сочетание наглядных, практических и словесно-логических методов; интеллектуальное напряжение (принцип предшествования воображаемых построений наглядной демонстрации).
Визуальная информация обладает замечательным свойством – она позволяет при помощи специальной ее организации и оформления влиять на различные стороны мышления, в том числе и на абстрактную, логическую [13].
Наглядное обучение строится на конкретных образах. Учебную наглядность следует использовать не только для иллюстрации, но и качестве самостоятельного источника знаний. Необходимо предоставлять учащимися возможность самостоятельно создавать визуализированные учебные материалы.
Приведем пример компьютерного упражнения по теме «Правописание звонких и глухих согласных» ( см. презентацию 1) ) и по теме «Правописание безударных гласных в корне слова» ( см. презентацию 2).
2.3 Разработка урока по русскому языку во 2 классе «Правописание звонких и глухих согласных»
Тема: «Правописание звонких и глухих согласных».
Цели: Обучающие: систематизировать и уточнять знания учащихся о звонких и глухих согласных, о произношении этих звуков, развивать фонематический слух.
Развивающие: формирование и развитие умения думать, анализировать, обобщать, развивать воображение, сообразительность.
Воспитательные: воспитание нравственных качеств, эстетического отношения к действительности, умения общаться и слушать.
Ход урока.
1.Организационный момент. Мотивация.
Ребята, посмотрите за окно. Какая сегодня погода? (Ответы детей). Давайте улыбнёмся друг другу, чтобы у нас в классе всегда была хорошая погода. У вас на партах две карточки (солнышко и облачко), поднимите ту карточку, которая соответствует вашему настроению. Я желаю вам, чтобы у вас всегда было хорошее настроение.
2.Работа в тетрадях.
-Откройте ваши тетради. ( Трое учеников читают стихотворение.)
«Я тетрадь свою открою и наклонно положу».
«Я, друзья от вас не скрою, ручку я вот так держу».
«Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь»
-Запишите число, классная работа.
3.Минутка чистописания. Создание проблемной ситуации.
На доске предметные картинки (листик, тучка). Назовите первый звук в каждом слове. Дайте характеристику этим звукам (ответы детей). Определите по данным звукам тему нашего урока. СЛАЙД 1, 2. «Правописание звонких и глухих согласных».
-Какие задачи можете поставить для себя на урок? (Ответы детей.)
СЛАЙД 3.
У - узнаем, как произносятся звонкие и глухие согласные;
Р – будем развивать внимание, орфографическую зоркость;
О- объяснять написание слов;
К- коллективно, дружно работать.
3. Звучит стихотворение. (Читает учитель). Исследовательская деятельность.
Листья в поле пожелтели
И кружатся, и летят.
Лишь в бору поникли ели,
Зелень мрачную хранят.
-О каком времени года говорится в отрывке из стихотворения М. Ю. Лермонтова? ПО каким признакам определили? А какие осенью листочки?
СЛАЙД 4. ЛИСТЬЯ
-Поставьте вопрос к слову «листья». К какой части речи относится слово «листья»?
- Подберите к данному слову имена прилагательные Листья осенью какие?
СЛАЙД 5 (жёлтые, красные, коричневые, разноцветные).
Подберите к данному слову глаголы. Что делают листья осенью?
СЛАЙД 5 (кружатся, танцуют, падают, летают).
-Составьте предложение, используя слова, данные на слайде. (Ответы детей).
СЛАЙД 6. Падают жёлтые листья.
-Спишите это предложение. Какие правила мы должны помнить, записывая предложение?
Какое это предложение по цели высказывания? Подчеркните первые буквы в каждом слове. Назовите звуки. Дайте характеристику этим звукам.
Вывод:
- Если согласный звук произносится звонко, с голосом, - это звонкий согласный звук. Если согласный звук произносится глухо, без голоса,- это глухой согласный звук.
4.Работа с учебником.
-Прочитайте правило на странице 68.Этап связывания информации.
5.Физминутка. «Листики осенние». Звучит музыка.
Мы листики осенние на ветках мы сидели.
Дунул ветер - полетели.
Мы летели, мы летели, и на землю тихо сели.
Ветер снова набежал и листочки все поднял.
Закружились, полетели, и на землю снова сели.
6.Словарная работа.
Отгадайте загадки. Читаю загадки, дети записывают отгадки.
- Красный нос в землю врос, а зелёный хвост снаружи.
Нам зелёный хвост не нужен, нужен только красный нос. (Морковь) СЛАЙД 7
-Что за скрип, что за хруст? Это что ещё за куст?
Как же быть без хруста, если я ….(капуста). СЛАЙД 7
-На жарком солнышке подрос, и рвётся из стручка…(горох). СЛАЙД 7
-Он круглый и красный, как знак светофора,
Среди овощей нет красней….(помидора). СЛАЙД 7
-Что объединяет слова- отгадки? (овощи). Это, ребята, словарные слова. Давайте поставим знак ударения и подчеркнём безударные гласные, правописание которых надо запомнить. СЛАЙД 7
-Определите, какой звук слышится в начале каждого слова?
Вывод.
7.Работа по учебнику. ( Стр. 67, упр. 64 – по вариантам.) Этап обмена информации.
1в. «Серебряный шар в ночном небе горит. Луна»
2в. «В тёмном уголке живёт, сети тонкие плетёт. Паук»
-Из каждого слова-отгадки выделите начальный согласный звук. Определите, какой это звук - звонкий или глухой.
Вывод. Оценки. Домашнее задание.
8.Рефлексия.
-Ребята, в начале урока каждый поставил перед собой цель. Вам было трудно её достичь? У вас на парте лежат солнышко и облачко. Поднимите ту картинку, которая теперь соответствует вашему настроению. У вас хорошее настроение. И моё настроение от вашей работы я тоже могу показать солнышком.
-Спасибо всем, Урок закончен.
Урок- путешествие
2 класс
Тема: Правописание безударных гласных в корне слова.
Цель: уточнение знаний учащихся об особенностях проверочного и проверяемого слов, развитие умения подбирать проверочные слова.
Задачи:
Образовательная: учить видеть орфограмму, развивать умения проверять слова
с безударными гласными в корне слова.
Развивающая:
- развивать речь, мышление, внимание, память, наблюдательность учащихся.
- совершенствование знаний о признаках однокоренных слов;
Воспитательная: воспитывать любовь к русскому языку, чувство сопереживания, взаимопомощи, аккуратность.
Тип: урок-закрепление.
Вид: сюжетно-ролевая игра.
Технологии: элементы игровой технологии, элементы технологии развивающего и дифференцированного обучения.
Оборудование: компьютер, видеозапись фрагмента мультфильма «В стране невыученных уроков», аудиозапись группы «Спейс», карта маршрута, словари: синонимов, толковый, этимологический, орфографический, тест, карточки с дифференцированным заданием, памятка, звездочки.
Знать: правило написание слов с безударной гласной проверяемой ударением и непроверяемой ударением.
Уметь: графически выделять орфограмму «Безударные гласные в корне слова»; объяснять правописание слов с безударной гласной.
Принципы:
I этап:
- наглядности;
- воспитывающего обучения;
- активности (игровой момент);
- учет возрастных особенностей.
II этап:
- коммуникативности (уметь работать в парах);
- сознательности (формирование приема самостоятельной работы);
- доступности и посильности (учет возможности детей в преодолении трудностей);
- прочности (обеспечение многократной встречи с усвояемым материалом в разнообразных упражнениях);
- систематичности и последовательности (от текста к звукам).
III этап:
- индивидуализации и посильности (темп движения);
- Прочности (установление разных видов контроля).
Формы обучения:
- коллективная (фронтальная);
- индивидуальная;
- в парах;
- индивидуализированная.
Методы:
- организации и самоорганизации учебно – познавательной деятельности:
- наглядный;
- словесный (рассказ, беседа);
- практический (упражнения).
- Стимулирование и мотивация (игровой момент, похвала героев, получение «5» при выполнении заданий);
- Контроля и самоконтроля:
- устный и письменный;
- фронтальный и групповой;
- текущий и итоговый.
- Самостоятельность ученика:
- под руководством учителя;
- самостоятельная учебная деятельность.
Приемы обучения
- построение языковых структур (схема предложения);
- наблюдение над языковыми явлениями (сравнение, выявление).
- Модель урока:
Актуализация
знаний
Цель
урока
Итог
урока
Урок
Практическая
работа
Самостоятельная
работа
Как я
понял
цель урока
Карта маршрута:Как я помню
предыдущий материал
Мой
настрой
Как я работал
Как я умею сам
применять
правило
Как я понял
основное
правило урока
Отлично - красный
Сомневаюсь – зеленый
Не получается - синий
Ход урока:
- Организационный момент:
Долгожданный дан звонок
Начинается урок.
А теперь проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте?
Все ль в порядке?
Ручки, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Ребята вам тепло? (да)
В классе светло? (да)
Уже прозвенел звонок? (да)
Только начался урок? (да)
Хотите вы учиться? (да)
Значит можно все садиться!
- Актуализация знаний и сообщение темы урока:
Посмотрите, пожалуйста, на экран. Видеофрагмент из сказки «В стране невыученных уроков».
«На мое счастье в зал вбежала огромная собака. Кузя, конечно, зашипел и вскочил мне на плечо. Но собака не собиралась на него кидаться. Она весело махала хвостиком и ласкалась. Я нагнулся и погладил ее по рыжей спинке.
- Ах, ты любишь собак! Очень хорошо! – ехидно сказала Запятая и хлопнула в ладоши. Тут же передо мной опять повисла в воздухе черная доска. На ней было написано мелом: «С…бака». Я быстро сообразил, в чем дело. Взял мел и вписал букву «а». Получилось «Сабака».Запятая расхохоталась. Глагол нахмурил седые брови. Восклицательный заахал и заохал. Собака оскалилась и зарычала на меня. Я испугался ее злой морды и побежал. Она погналась за мной.
Остановка кадра.
- Как вы думаете, почему собака побежала за Витей?
- Давайте посмотрим, что было дальше.
Я догадался, что неправильно вставил букву. Вернулся к доске, стер «а» и написал «о». Собака тут же перестала рычать, лизнула мне руку и выбежала из зала. Теперь я никогда не забуду, что собака пишется через «о».
- Может быть, только эта собака пишется через «о», - спросил Кузя, - а все другие через «а»?»
- Кто из литературных героев попал в страну невыученных уроков?
- Почему?
- Какое правило не знал Витя?
- Назовите тему урока.
Написание безударной гласной в корне слова.
- Какие цели поставите перед собой?
- Чему будете учиться?
В течение урока мы будем отвечать на вопросы:
чем?
как?
где?
что?
Надо проверять?
- Сегодня у нас урок необычный. Мы отправляемся с вами в путешествие. А в какое, вы подскажите мне сами.
- 12 апреля. Чем знаменательна эта дата?
- Да, действительно,12 апреля 1961 года впервые именно советский человек полетел в космос.
- Кто был первым космонавтом?
- Ребята, если мы завели разговор о космосе, то может, вы догадались, в какое путешествие мы отправимся?
- Я предлагаю вам отправиться в путешествие на космическом корабле. Мы с вами побываем на необыкновенных планетах, расположенных в галактике. Нам необходимо будет справиться со всеми препятствиями, которые встретятся на нашем пути, и вернуться назад на нашу планету.
Вот карта нашего пути,
Планеты на ней легко найти.
Но, чтоб пройти все испытанья,
Необходимы ваши знанья.
Итак, мы отправляемся
В загадочный полет.
Успех вам и удачу
Пускай вам принесет.
3. Физминутка.
А сейчас мы с вами, дети
Улетаем на ракете.
На носки поднимись,
А потом руки вниз,
1, 2, 3, 4. Вот летит ракета ввысь!
Скорость света набирая,
По вселенной мы летим,
На далекую планету
Поскорей попасть хотим.
Сели в кресло, дали газ
И ракета понеслась!
4. Минутка чистописания.
Мы приближаемся к планете «Безударные гласные». Открываем бортовые журналы. Бортовой журнал нужен для записи событий, наблюдений, решений, операций. Наше путешествие начинается, и мы с вами начинаем вести записи.
Вспомните правила посадки при письме.
Я тетрадочку открою
И наклонно положу.
Я, друзья, от вас не скрою –
Ручку правильно держу.
Сяду прямо не согнусь,
За работу я примусь!
Запишите в свои борт журналы число и вид работы. Записи должны быть аккуратными, без ошибок.
Как у наших у ворот
Чудо-дерево растет.
Чудо, чудо, чудо, чудо
Расчудесное.
Вот жители этой планеты.
А О И Е Я (На дереве)
- Запишите их в свою тетрадь.
- К какой группе относятся буквы, которые вы прописали? (гласные буквы)
- Что вы знаете о гласных звуках? (они образуют слог, могут быть ударными и безударными)
- Почему именно эти гласные живут на этой планете? (эти гласные нужно проверять)
- Как называется эта планета? (Планета безударных гласных)
- В какой части слова мы изучаем правописание безударной гласной? (в корне)
- Когда их надо проверять? (в безударном слоге)
- Почему? (слышатся неясно)
- Как их надо проверять?
Гласные буквы – лукавый народ.
В слабой позиции кто их поймет?
Сделай ударной букву такую,
Себе ты окажешь услугу большую.
Если в корне гласный звук
Вызвал вдруг сомнение,
Ты его немедленно
Ставь под ударение.
Безударный хитрый гласный:
Слышим мы его прекрасно,
А в письме какая буква?
Здесь поможет нам наука:
Гласный ставь под ударенье,
Чтоб развеять все сомненья.
5. Словарная работа.
Отправляемся к планете «Словарей».
На этой планете живут, посмотри,
Необычные словари.
В каждом слов не сосчитаешь,
Хоть три дня его листаешь.
Толще книг других они
На какой ты не взгляни.
Каждый нужен, каждый важен,
И про все сейчас расскажут.
Словари предлагают выполнить следующее задание.
- Нужно найти спрятанные слова. Для этого нужно «взять» из каждого слова указанный слог, а затем соединить слоги.
1-й слог – ранетка 1-й слог – костер
2-й слог – океан 2-й слог – самосвал
3-й слог - монета
Р…кета Косм…с
- Как вы думаете, какие буквы надо вставить?
- А как это проверить? (по словарю)
Если выйдет затрудненье
И не разрешить сомненье,
И тогда не унываю,
И словарь я открываю.
- Давайте спросим у словарей, что это за слова и откуда они взялись.
Ракета.
Этимологический словарь: я загадаю вам загадку.
Чудо-птица – яркий хвост –
Полетела в стаю звезд.
Что это?
Заимствовано из немецкого языка. Немецкое Rakete – «ракета» восходит к итальянскому rocchetto – «веретено» (по внешнему сходству ракеты-шутихи с веретеном). У нас это слово существует со времени «огненных потех» Петра I.
Толковый словарь: слово ракета имеет два значения.
1. Применяемый для фейерверков и сигнализаций снаряд, состоящий из гильзы, начиненной пороховым составом, который после выстрела ярко светится при полете в воздухе. (Сигнальная ракета)
2. Летательный аппарат (снаряд с реактивным двигателем). (Космическая ракета. Ракетное вооружение).
Орфографический словарь:
- Запишите это слово, выделите букву «а». Поставьте ударение. Выделите корень. Разделите слово на слоги.
- Сколько в слове слогов?
- Какой первый слог? Второй? Третий?
- Как слово ракета разделить для переноса?
- Запишите транскрипцию этого слова. [р а к' э т а]
Космос
Этимологический словарь: Греческое слово «космос» имело несколько значений: «украшение», «наряд» (отсюда наша «косметика» - то, что должно украшать лицо человека), затем «порядок» (в противоположность «хаосу» - «беспорядку») и, наконец, «вселенная». Мы придаем этому слову значение – Вселенная.
Толковый словарь: Вселенная, мир.
Орфографический словарь:
- Запишите это слово, выделите букву «о» во втором слоге. Поставьте ударение. Выделите корень. Разделите слово на слоги.
- Сколько в слове слогов?
- Какой первый слог? Второй?
- Как слово космос разделить для переноса?
- Запишите транскрипцию этого слова. [к о с м а с]
Словарь синонимов: К слову «космос» синонимы: Вселенная, мир.
Словарь однокоренных слов: Я словарь однокоренных слов.
Предлагаю вам следующее задание: Подобрать к слову «космос» однокоренные слова.
- Как называют человека, совершающего полет в космос с целью испытания космической техники и проведения научных наблюдений? (космонавт)
- Как называют комплекс сооружений и технических средств, предназначенных для сборки, подготовки и запуска космических летательных аппаратов? (космодром)
- Как называется предмет, относящийся к космосу, к мировому пространству? (космический)
- Запишите эти слова и выделите корень.
6. Работа с предложением.
В космосе сквозь толщу лет
Ледяной летит объект.
Хвост его полоска света,
А зовут объект …кометой.
- Что бы нам не встретится с кометой, запишите предложение с этими словами по схеме:
П С
какая? куда? (Космическая ракета летит в космос.)
- Какие орфограммы встретились в этом предложении?
- Посмотрите внимательно на слова космическая, летит, ракета, космос.
- На какие две группы их можно разделить? (на слова с проверяемыми безударными гласными и слова с непроверяемыми безударными гласными).
- Какие слова можно проверить ударением? (космическая, летит)
- Какие слова нельзя проверить ударением? (ракета, космос)
- А как можно проверить слова ракета, космос? (по словарю)
- Сделайте грамматический разбор предложения и подпишите части речи.
6. Закрепление пройденного материала.
- Мы покидаем с вами планету «Словарей» и отправляемся путешествовать дальше.
- Перед нами планета «Орфо». Жители этой планеты очень хитры и коварны, они любят обманывать и запутывать путешественников. Чтобы удачно отправиться дальше, нам необходимо справиться с заданиями, которые предлагают вам Орфографики.
- Какими способами можно проверить безударную гласную?
- Посмотрите памятку.
Памятка.
Способы проверки безударных гласных в корне слова.
Измени форму слова.
1. Один – много.
Трава – травы
Стена – стены
2. Много – один.
Шаги – шаг
Грачи – грач
3. Что делал? Что делать? - Что делает?
Смотрел, смотреть – смотрит
Писал, писать – пишет
Способы проверки безударных гласных в корне слова.
Подбери однокоренное слово.
1. Слово – предмет (имя существительное).
Трещит – треск
Цветок – цвет
2. Слово – признак (имя прилагательное).
Темнота – темный
Ласкает – ласковый
3. Слово – действие (глагол).
Кормушка – кормит
Ходьба - ходит
4. Слово с уменьшительно – ласкательным значением.
Ковер – коврик
Гнездо – гнездышко
1. Перед вами группа слов:
I – в. II – в.
тр…па сл…ды
зв…зда к…смическая
л…тит з…мля
- Вставьте пропущенные буквы.
Выполняется взаимопроверка написанного. Ответы на доске.
- Какое слово (лишнее)? Подчеркните его карандашом.
- Назовите слова с безударной гласной в корне, которое можно проверить изменением формы слова. Подчеркните их зеленой пастой, устно назовите проверочные слова.
- Все ли слова можно проверить изменением слова? (Нет, можно подобрать однокоренное слово)
- Сделайте вывод. (Чтобы проверить безударную гласную, нужно изменить слово один – много, много – один)
2. Посмотрите внимательно на доску. Вам надо выбрать проверочное слово.
Л…нивый линька, лень
М…стерская мост, мастер
Уд…вительный девочка, диво
М…нять мина, замена
Л…пить липко, лепка
Скр…пучий скрепка, скрип
- В каком столбике проверяемые слова, а в каком проверочные?
Проверка на доске.
- Сделайте вывод. (Чтобы проверить безударную гласную, нужно подобрать однокоренное слово).
7. Физминутка.
Не зевай по сторонам
Ты сегодня космонавт.
Начинаем тренировку
Чтобы сильным быть и ловким.
Руки в сторону поставим,
Правой левую достанем.
А потом на оборот
Будет вправо поворот.
Раз хлопок, два хлопок,
Повернись еще разок.
Опускаем руки вниз
И за парты вновь садись.
8.Летим на следующую планету.
Здесь холодные миры,
Света нет и нет жары.
Вечные зима и ночь.
На это планете живет колдунья.
Опять колдунья дуется
На целый белый свет.
Колдунье не колдуется,
И вдохновенье нет.
- А не колдуется ей потому, что не может она вспомнить стихотворения.
3. Игра «Закончи стихотворение».
- Я вам прочитаю отрывки из стихотворений известных поэтов, а вы дополните каждое из них подходящим словом. Эти слова вы должны записать в три столбика. В первый слова с безударной гласной - и, во второй – о, в третий – е.
Вянет и желтеет травка на лугах,
Только зеленеет озимь на … (полях).
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки …. (зимы).
В полдень дождь перестал
И, что белый пушок,
На осеннюю грязь
Начал падать …(снежок).
Зима не даром злится –
Прошла ее пора:
Весна в окно стучится
И гонит со … (двора).
Иду по тропинке.
У самой сосны
Синее подснежник –
Фонарик … (весны).
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется …(листвою).
Проверка цепочкой.
9. Самостоятельная работа.
Много планет вокруг Солнца летает
Может быть, люди на них обитают?
Давай-ка, в ракету мы сядем скорей,
Помчимся на другую планету быстрей.
На планете дальней среди звезд океана
Пираты давно уж живут постоянно.
Они на суда нападать перестали,
Заданья друг другу загадывать стали.
И делают это с большою охотой,
А если заданье придумает кто-то
Такое, что сразу и не отгадать,
Все станут завидовать и уважать.
Давай мы с тобою у них побываем
И все их заданья, дружок, разгадаем.
Задание 1 уровня:
Разбилась о берег крутая волна.
Бутылку с запиской швырнула она
На мокрый песок, а пираты нашли,
Но только посланье прочесть не смогли,
Ведь буквы водою морскою размыты.
А вдруг ты сумеешь, его разгляди ты.
Вставить пропущенные буквы, рядом написать проверочное слово, выделить корень.
М..ря, ст…на, зв…зда, в…лна, л…тательный, см…трел, к…вер.
Задания 2 уровня:
1. Выпишите слова в таком порядке: слова, обозначающие предмет, признак предмета, действие предмета. Напишите к ним проверочные слова.
Гл…деть, м….рской, стр…на, св…стулька, ст…льной.
2. Выпиши слова с проверяемой безударной гласной в корне слова. Напишите к ним проверочные слова.
Поют чижи. На тропинке появилась травка. В лесу цветут ландыши.
3. Выпиши слова с безударной гласной и раздели их на два столбика.
Как х…р…ша ты, звездная д…р…га!
Л…тит Гагарин. Он устал чуть-чуть.
И перед ним торжественно и строго
Бл…стит кр…мнистый лермонтовский путь.
(М.Светин)
4. Подобрать однокоренное проверочное слово.
г…ра - (прилагательное)
п…ние – (глагол)
под…рить - (существительное)
сн…гурочка – (существительное)
н…чевать – (уменьшительно – ласкательным)
Задания 3 уровня.
1. Составьте и напишите предложения с данными ниже словами. Вставьте пропущенные буквы. В скобочках напишите проверочные слова.
Дуют, ветры, х…лодные.
Ч…сто, идут, д…жди.
С п…лей, убрали, д…вно, хл…ба.
2. Исправь ошибки.
У нас всаду растут диревя. витя взял ножык и стал выризать свае имя накаре. Помогите нам!
Варабей.
10. Мониторинг.
Мы объездили полсвета,
Посетили мы планеты.
Нет планеты лучше нашей.
- Чтобы вернуться на землю нам надо выполнить последнее задание.
Тест.
1. Безударную гласную можно проверить:
а) в приставке;
б) в корне;
в) в суффиксе.
2. Безударная гласная в корне слова:
а) побег;
б) старушка;
в) столик.
3. Родственными словами являются:
а) роль, ролевой, король, роли;
б) ледник, лед, ледяной, заледенеть;
в) рис, рисунок, рисовать, рисовая (каша).
4. Проверочным словом к слову г…ра является:
а) гарь;
б) горы;
в) горький.
5. Слово дом - проверочное для слова:
а) домино;
б) домашний;
в) домик.
6. В слове нельзя проверить безударную гласную:
а) зима;
б) пальто;
в) холод.
7. Всю ночь л…тает,
Мышей по…дает,
А станет св…тло,
Л…тит в дупло.
В словах пропущены буквы:
а) и, е;
б) е;
в) и.
Проверка.
11. Итог урока.
С планетами пришла пора проститься,
На землю всем нам надо торопиться.
Музыка (позывные из космоса).
- Для того, чтобы приземлиться, давайте скажем волшебные слова.
Лети, лети ракета
На запад, на восток
Считая километры,
И прибывая в срок.
К концу подходит наш урок –
Пора нам подвести итог.
- Достигли вы цели, поставленной в начале урока?
- Какие гласные в корне требуют проверки?
- Как вы подбирали проверочные слова?
- Какие вопросы возникли по этому уроку?
12. Рефлексия.
Кому из вас понравилось в пути?
Кто ж смог звезду удачи обрести?
- Давайте зажжем на нашей планете «Земля» свои звездочки, которые будут напоминать жителям планет, на которых мы побывали о нас.
– чувствовали себя уверенно, нас ничего не тревожило.
– немного волновались.
– очень боялись.
13. Домашнее задание.
Еще одно задание
От меня вам на прощание.
УПР. № 115.
2.3. ЦОР «Внеклассное чтение»
Наше время по праву именуют «веком информатизации», когда все сферы деятельности человека – обучение, работа, досуг – пронизаны информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ), когда персональный компьютер во всем мире стал неотъемлемым атрибутом жизни человека. Пришли компьютер и в школьную библиотеку.
Традиционно работа любой школьной библиотеки (медиатеки – центр информационной инфраструктуры образовательного учреждения; специальным образом организованные условия) строится по нескольким направлениям:
- Информационное обеспечение учебно-воспитательного процесса путем библиотечного и информационно-библиографического обслуживания учащихся и педагогов школы;
- Формирование у пользователей библиотеки навыков самостоятельной информационной работы;
- Содействие самообразованию пользователей библиотечными средствами и методами работы.
Информационно-коммуникативные технологии открывают новые возможности для реализации активных форм работы с читателями, включая уроки по внеклассному чтению.
Придя в школьную библиотеку, учащийся может не только читать книги, периодику, но и получать доступ к CD-дискам; может прослушивать и просматривать видеозаписи, используя это для подготовки к урокам, докладам.
Сегодня мы учимся создавать и использовать все многообразие цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), в том числе и электронные продукты собственного производства.
Так, например нами был разработан рекомендательный список по внеклассному чтению для 1 классов по произведениям русских писателей. Опорным материалом стала «Программа по русскому языку для 1-4 классов якутской школы с родным языком обучения. 2000-2001 гг.», составителями которой являются Ф.В. Габышева, Т.И. Петрова, Л.А. Шамаева.
На I этапе мы сделали сверку книг находящихся в фонде библиотеки и составили рекомендательный список. Для раздаточного материала напечатали тексты из рекомендованных книг на текстовом редакторе WORD и распечатали по несколько копий.
На II этапе с помощью компьютера мы подготовили наглядные материалы к каждому слайду, подбирали и сканировали красочные иллюстрации, используя многообразные возможности различных шрифтов, добавили гиперссылки.
Далее см. презентацию «Внеклассное чтение»
Слайд №1. Слайд №2.
Слайд №3. Слайд №4.
Слайд №4. Слайд №5.
Слайд №6.
Схема использования слайд.
Например:
- А.Барто – открываем ссылку – появляется портрет.
- «Игрушки» - открываем ссылку – текст – «Игрушки» - открываем ссылку – иллюстрации к произведению.
Рекомендательный список произведений для внеклассного чтения на русском языке
1 класс
- А. Барто. Игрушки. Мячик.
- В. Викторов. Проводы.
- В. Осеева. Синие листья.
- Н. Носов. Ступеньки.
- П. Пришвин. Лада.
- Н. Сладков. Кто как спит.
- Л. Сорокин. На плоту
- Л. Толстой. Зайцы и лягушки.
- Л Толстой. Рассказы из азбуки.
- К. Ушинский. Бишка.
- Е. Чарушин. Томкины сны.
- К. Чуковский. Телефон.
Приложения
Правила:
- Правила обращения с книгами.
- Правила чтения для учащихся.
ПАМЯТКИ:
- «Заповеди читателя»;
- «Пересказ текста»;
- «Знакомство с новой книгой»;
- «Составляю план рассказа»;
- «Как правильно подготовить
- «Работа над рассказом»;
- «Работа над сказкой»;
- «Работа над стихотворением»;
- «Работа над статьей»;
- «Работа с басней»;
Заключение
Проанализировав данные ЦОРы , предназначенные для обучения и развития младших школьников, мы выделили несколько подходов к созданию электронных учебных материалов для начальной школы:
- структура должна быть характерна для урока в начальных классах: объяснение нового материала, первоначальное закрепление и отработка навыков, контроль усвоения;
- теоретической части ЦОРа целесообразно придать справочный характер, не перегружая ее информацией, выделяя основные термины и понятия каждой темы;
- объем учебного материала для тренировочных и контрольных заданий определяется с учетом санитарно0гигиенических норм работы ученика начальных классов за компьютером;
- Отбор учебного материала проводится с учетом основных дидактических принципов обучения в начальной школе;
- средства управления компьютерной обучающей системой по любому учебному предмету должны быть максимально простыми и не отвлекающими ученика от выполнения заданий.
Также к услугам учителей начальных классов в сети Интернет есть прекрасно продуманные сайты государственных музеев, картинных галерей, музыкальных коллекций. Такие ресурсы направлены на творческую работу с детьми.
Цифровые образовательные ресурсы повышают скорость чтения и коэффициент усвоения, улучшается внимание, память, расширяется понятийный аппарат, что отражается на результатах диагностики.
Качество образования во многом определяется компетентностью и уровнем профессиональной деятельности учителя начальных классов. В условиях ИКТ-насыщенной среды особую роль играет компетентность учителя начальных классов в области ИКТ, которая позволяет ему эффективно использовать в обучении ИКТ и ЦОРы.
Литература
- Барто А. Л. Чудеса. – СПб.: «Издательство Дом «НЕВА»; М.: «ОЛМА-ПРЕСС», 2000. – С. 56-61.
- Внеклассное чтение. 3-4 классы. Учим играя (задания, тесты, игры, викторины) / авт.-сост. И.В. Блинова. – 2-е изд., стереотип. – Волгоград: Учитель, 2008. – С. 71-78.
- Горбунова Л.М. Повышение квалификации педагогов в области ИКТ в условиях развивающего школьного образования / Л.М.Горбунова, А.М. Семибратов // Педагогическая информатика.2004.№3
- Жданов С.А. Концепция, основное содержание и разделы программы курса «Использование цифровых образовательных и компьютерных технологий в учебном процессе» для системы педагогического образования с учетом требований Федерального компонента общего образования // Интернет: http: // pedsovet.alledu/ru.
- Леонова Л.А. и др. Персональный компьютер и здоровье детей //ИНФО. 1997. №1,3,4.
- Мельникова Е.И. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками:
- Методика преподавания внеклассного чтения в начальной школе / сост. К.Е. Андреева. – Якутск, 2002.
- Молокова А.В. Информатизация начальной школы (концептуальные положения) / Под. Ред. И.М.Бобко,Ю.Г.Молокова. Новосибирск,2004.
- Молокова А.В., Молоков Ю.Г. Информационные технологии в традиционной начальной школе// Начальное образование.2003. №1.
- Мылова И.Б. Подготовка специалистов в области информатизации начального образования // Информатика и образование. 2004. №9
- Новые педагогические и информационные технологии в образовании. М., 1999.
- Об изучении во 2-м классе темы «Имя существительное» с компьютерной поддержкой см. статью И.Б.Лариной в журнале «Начальная школа» (2006, №7. – С.42-48).
- Осеева. В. Волшебное слово. – Москва, 1980. – С. 29.
- Пос. для учителя. – М., 2002.
- Программа по русскому языку для 1-4 классов якутской школы с родным языком обучения / Сост. Ф.В. Габышева и др. – Якутск, 96.
- Родная речь: учеб. для 1 кл. нач. шк. / Сост. Л.Ф. Климанова и др. – М.: Просвещение, 2004. С. 58.
- Светловская Н.Н. Внеклассное чтение в 1 классе: Пособие для учителя – М.: Просвещение, 1983. – С. 3-8.
- Солпитер Д. Дети и компьютеры. СПб., 1996
- Тексты для проверки навыка чтения в трехлетней начальной школе / авт.- сост. Л.И. Тикунова, Т.В. Игнатьева. – М.: Вита-Пресс, 1997.
- Чуковский К. Стихи и сказки. От двух до пяти. – М.: Дет. лит., 1981. – С. 79-85.
- Электронное сопровождение к пособие для нач. школы: Метод. Рекомендации/ Под. Ред. И.М.Бобко. Новосибирск. 2003.
- Электронное сопровождение к пособию «Технология критического мышления»/ С.И. Заир-Бек,И.В.Муштавинская.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование информационно-коммуникативных и здоровьесберегающих технологий на уроке русского языка
Конспект открытого урока во 2 классе на тему: "Связь заглавия с главной мыслью. Основные признаки текста" с применением ИКТ: презентация, работа с интерактивной доской, применение документ-камер...
Использование системно-деятельностного подхода в обучении школьников на уроках русского языка
В статье описаны сущность деятельностного подхода в обучении, технология деятельностного метода, методы и приёмы для формирования деятельностных способностей у учащихся начальной школы при изучении ру...
Использование компьютерных программ при обучении лексике на уроках английского языка в начальной школе
пример 2-4 классов...
Использование системно-деятельностного подхода в обучении школьников на уроках русского языка
Выступление на методическом объединении. Использование системно-деятельностного подхода в обучении школьников на уроках русского языка....
Использование системно-деятельностного подхода в обучении школьников на уроках русского языка
Деятельностный подход –это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности шк...
Виды работ по орфографии на уроках русского языка в 4 классе.
Представлен урок по русскому языку, в котором собраны задания для выявления орфографической зоркости....
Использование авторского онлайн курса «В стране выученных уроков. Русский язык. 4 класс» при обучении учащихся начальной школы
Статья раскрывает опыт работы по созданию и использованию в обучении учащихся начальной школы авторских онлайн курсов....