Использование информационно-коммуникативных и здоровьесберегающих технологий на уроке русского языка
методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме

Конспект открытого урока во 2 классе на тему: "Связь заглавия с главной мыслью. Основные признаки текста"  с применением ИКТ: презентация, работа с интерактивной доской, применение документ-камеры. В плане урока работа детей с нетбуками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka.docx23.97 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

лицей №60 городского округа Тольятти

Использование современных образовательных технологий

на уроке русского языка во 2 классе с учётом требований ФГОС

Подготовила

учитель начальных классов высшей категории

Логунова Елена Александровна

г. о.Тольятти

2012г.

Конспект открытого урока  русского  языка во 2 классе

МОУ лицея №60 г.о.Тольятти

Тема урока: «Связь заглавия и главной мысли текста. Признаки текста».

Класс: 2

Учитель начальных классов: Логунова Елена Александровна

Тип урока: урок введения новых знаний.

Дата проведения:

Присутствовали: заместитель директора по УВР Маркина И.Е., руководитель МО учителей начальных классов Перепёлкина Н.В., учителя Фёдорова Е.Ю., Абишева Т.А., родитель Фролова Е.М.

Цель: определение связи между заглавием и главной мыслью текста.

Задачи:

обучающие:

- сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков;

развивающие:

- формировать умения анализировать звучащую речь;  

- развивать воображение, мышление, речь  учащихся;

воспитательные:

- воспитывать потребность совершенствовать свою устную и письменную речь;

- воспитывать у детей бережное отношение к своему здоровью.

- способствовать сохранению и укреплению здоровья обучающихся через физминутки, гимнастику для глаз; приобщать детей к ЗОЖ.

Планируемые результаты:

Личностные:

- проявление творческого отношения к процессу обучения;

- проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме.

Метапредметные

Познавательные:

- умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

Регулятивные:

- умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

- умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

- умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные:

- умение слушать и понимать других;

- умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

- умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.

Предметные:

- выявление признаков текста, осознание связи заглавия с темой и главной мыслью текста.

Технологии: проблемно-диалогические, информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие.

Используемое оборудование: 

- рабочая тетрадь,

- учебник Е.В.Бунеевой «Русский язык» 2 класс. – М,: Баласс, 2012;

- компьютер учителя;

- персональные нетбуки для пары учащихся;

- мультимедийный проектор;

- интерактивная доска;

- документ- камера Ken-a-vision.

Ресурсы:

- мультимедийная презентация к уроку;

- выход в ресурсы сети Интернет на сайт «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» http://school-collektion.edu.ru

Цели использования ИД:

  1. вызвать  интерес  учащихся к теме;
  2. наглядность представления материала;
  3. оперативность контроля  при выполнении заданий.

При подготовке материала были использованы следующие возможности ПО SmartNotebook10:

  1. Инструменты Текст, Фигуры.
  2. Работа с объектом: выделение, закрепление, группировка, порядок, прозрачность.
  3. Организация навигации.
  4. Создание темы.
  5. Использование утилиты множественного клонирования.
  6. Анимация объекта.
  7. Слои и фоны.

Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель: Прозвенел звонок и смолк,

                      Нам пора начать урок.

 Разминка для пальцев

- Давайте приготовим свои пальчики для работы, помассируем их:

Здравствуй,  пальчик – дедушка,

Здравствуй, пальчик – бабушка,

Здравствуй, пальчик – папа,

Здравствуй, пальчик – мама,

Здравствуй, пальчик – Я.

Здравствуй, вся моя семья! (Дети массируют поочередно каждый пальчик)

- Когда мы здороваемся, что мы желаем друг другу?

-Давайте пожелаем друг другу сегодня на урок что-нибудь хорошее и доброе.

 Игра «Я желаю тебе сегодня…»

1.  Минутка чистописания. (На доску c помощью проектора и документ- камеры проецируется страница… из тетради по чистописанию).

 -Давайте запишем слово, которое мы желаем друг другу каждое утро. Но прежде потренируемся и вспомним правописание строчной буквы з, зи, зо, зе, за, зу  и т.д.

здорвье

-Какие опасные места вам встретились в этом слове?

- В здоровом теле – здоровый дух.

- Объясните смысл этой  пословицы.

- На какие орфограммы мы должны обратить внимание? (называют «опасные» места в слове)

-Запишите её.

2. Словарная работа.

-Какое сейчас время года?

-Чем богата осень?

-У нас выросла яблонька с волшебными яблочками. Давайте соберём с неё урожай.

( дети собирают яблочки со словарными словами, и выстраивается слово витамин) 

Запись словарных слов в тетрадь, обозначение орфограмм.

Учитель: - С наступлением холодов у людей повышается заболеваемость простудного характера. Что нужно сделать, чтобы укрепить свой организм? (Нужно заниматься спортом, закаливанием, употреблять больше витаминов).

- Но ведь не всегда можно купить дорогостоящие витамины в аптеке. (Можно употреблять в пищу витамины с огорода).

III.  Актуализация знаний.

1. Мозговой штурм.

- У нас получилась целая корзина слов. Назовём их ещё раз.

- Что можно составить из слов? (Предложения.)

-Что вы знаете о предложении? (Ответы детей)

-Что можно составить из  предложений? (Текст)

-Что вы знаете о тексте? (Ответы детей)

2. Работа в малых группах.

- Сейчас вы разделитесь на группы. У каждой группы 2 конверта.

- Возьмите конверт №1.Откройте. Что вы там увидели?

- Нужно из слов составить предложение. Как только, группа будет готова, ученица, у которой самые длинные волосы, выходит и показывает предложение, которое получилось (на выполнение работы 1 минута.)

- Что объединяет все предложения?

- Из них можно составить текст? Почему? (Ответы детей)

-Давайте составим текст.

-Возьмите конверт №2 и составьте текст (на выполнение работы 2 минуты)

-Как только, группа будет готова, ученик, у которого самые короткие волосы, выходит и читает текст, который  получился.

-Выберите самый красивый текст.

           Наступила долгожданная красавица  осень. Деревья сменили зелёный наряд на золотой. На огородах  люди собирают огурцы, помидоры,  морковь. В  садах созрели груши и яблоки. Люди делают запасы на зиму. Осень - прекрасное время года!

IV.  Формулирование проблемы, планирование деятельности. Поиск решения(открытие нового знания).

-Чего не хватает в тексте?

-На прошлом уроке мы говорили, зачем нужно заглавие к тексту.

-Так зачем же? Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?

-Сегодня мы узнаем, что ещё может «скрывать»  в себе заглавие.

- Составим план (проецируется на слайде презентации)

План (примерный)

1. Какие признаки есть у текста?

2. Чем текст отличается от группы предложений?

3. Что можно узнать из заглавия?

Введение нового материала.

-О чём текст, который вы составили?

-Что именно говорится об осени, что о ней сообщается?

-Что именно сообщается в тексте,  самое важное в нём, составляет смысл текста, его основную, главную мысль. Найдите эту основную мысль в тексте.

-Обратите внимание: основная мысль выражена кратко и точно.

-Можно ли главную мысль вынести в заглавие?

Вывод: что, кроме темы, может отражать заглавие текста?

Физминутка.

Говорю я всем: «Зимой закаляйтесь все со мной.

Утром бег и душ бодрящий,

Как для взрослых, настоящий!

На ночь окна открывать,

Свежим воздухом дышать.

Ноги мыть водой холодной,

И тогда микроб голодный

Вас не сможет одолеть».        

V.  Развитие умений – применение знаний.

1. - Выберите подходящее заглавие к тексту. ( Осень. Долгожданная осень. Золотая осень. Осень – кормилица.)

- Что отражает выбранное вами заглавие – тему (о чём?) или главную мысль (что особенно важно, чувства, которые передаёт автор)?

- А что отражало бы заглавие «Золотая осень»?

- О чём можно было бы рассказать в тексте с заглавием «Золотая осень»?

- Запишите получившийся текст с заглавием, которое мы выбрали.

2. Индивидуальная работа в нетбуках.

Яблоки – это фрукты, богатые железом. Они обогащают наш организм витаминами.

-Подберите заглавие, которое отражало бы тему текста, а затем заглавие, передающее главную мысль текста.

«Яблоки».

«Что такое яблоки».

«Полезные плоды».

«Чем полезны яблоки».

3. Самостоятельно

Работа в Рабочей тетради, 2-й класс, тема 3, задание №5.

- Что мы сейчас делали? Какие умения формировали?  (Умение работать с информацией.)

VI.  Итог урока.

-Какие секреты может заключать в себе заглавие? (Отражать тему и главную мысль текста)

- Запишите ключевые слова, связанные с главной мыслью текста. (Самое важное, основное, главное, хорошо, плохо).

Рефлексия.

- Урок наш заканчивается. За это время выросло удивительное дерево, благодаря которому каждый из вас может показать пользу или бесполезность нашего урока.

       Если урок для вас прошел плодотворно, и вы остались довольны, прикрепите к дереву плоды – красные яблоки.

 Если урок прошел хорошо, но могло быть и лучше, то прикрепите розовые цветы.

       Если урок не отличается от прежних уроков, и ничего нового не принес – зелёные яблочки.

       А уж если совсем напрасно было потрачено время на уроке, то –

жёлтый лист.

VII. Домашнее задание.

1. «Сверните текст в рамке ( с учётом добавлений) до одного ключевого слова по каждому пункту правила. Запишите эти слова в тетрадях.

2. Упр.36.

Используемые источники:

1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В

     Русский язык. Учебник для 2-го класса. Изд. 5-е, перераб. – М. : Баласс, 2012. (Образовательная система «Школа 2100». Серия «Свободный ум»)  

 2. Бунеева Е.В., Яковлева М.А.

     Русский язык.2-й класс. Методические рекомендации для учителя.

     Изд. 3-е, доп. – доп. – м. : Баласс, 2012 (Образовательная система «Школа    2100». Серия «Свободный ум»)

3. Галкина И.А. Электронные физминутки.

4.  Картинки из коллекции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Использование приемов здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка»

Цель мастер-класса: показать, как  ввести в канву урока элементы здоровьесберегающих технологий. Представлен фрагмент урока русского языка и комментарии к этапам урока с точки зрения здоров...

Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка в начальной школе

«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…»...

Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и чтения в коррекционной школе

В работе рассказывается о проблемах, которые оказывают негативное влияние на состояние здоровья школьников. А также рассмотрены сдоровьесберегающие технологии, применяемые на уроках пись и чтения в ко...

Стендовый доклад "Элементы здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка в 3-В классе"

Опыт использования здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка в 3 классе....

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка в начальной школе в условиях внедрения ФГОС.

Опыт работы учителя начальных классов  МАОУ «Средняя школа №8» г. Когалым  Довбня Светланы Владимировны...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка в начальной школе

Успешной и востребованной будет та школа, которая обеспечит здоровье детей, используя здоровьесберегающие педагогические технологии....