Урок русского языка в малокомплектной национальной школе (1,4 классы)
план-конспект урока русского языка (4 класс) по теме

Данный конспект урока разработан для малокомплектных школ с русским (неродным) языком обучения, урок предназначен для учащихся 1 и 4 классов национальных школ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_1-4kl2011.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

  Урок русского языка (в период обучения грамоте) в 1 классе (национальная школа)

Тема: Звук "л" и буквы Л, л

  Цели: 1. Уточнить артикуляцию звука Л, поставить данный звук и закрепить нормальную артикуляцию в изолированном произношении; закрепить связь звука и буквы.2. Развивать речевую моторику, фонематическое восприятие и фонематический анализ. Формировать мыслительные операции анализа и синтеза, зрительное восприятие, пространственную ориентировку, мелкую моторику. 3. Воспитывать интерес к занятию через использование занимательных упражнений; активность, усидчивость, стремление к преодолению дефекта.                                                                 Оборудование:   Учебник М.К. Волков Азбука, силуэты сказочных героев из сказки «Колобок», компьютер, рабочая тетрадь по русскому языку, ручки, запись музыки «Гномики» для физпаузы, вертушка,

Ход урока:  1. Организационный момент. (2 мин)

Чистоговорки: Ло-ло-ло – на улице тепло. На-на-на – в классе тишина. Ок-ок-ок - начинается урок.  Ить-ить-ить – будем мы всегда дружить!

 2. Сообщение темы и целей урока (2 мин)                                                            - Здравствуйте дети! Мне очень хочется узнать, кто же сегодня придёт к нам на урок (один ученик запускает ход вертушки). Определяется – сказочные герои из сказки «Колобок»  Итак, первые гости – это деда баба  (учитель вывешивает силуэтные фигурки  на доску). Дед и баба просят  помочь Колобку изучить новую букву, показать, как надо правильно читать и говорить, красиво писать, составлять из слов предложения. Поможем?

3. Изучение нового материала: (5 мин)                                                                   - Кто скажет, какая эта буква? Правильно, это буква “Л”. Буква “Л” обозначает звук “Л». Вспоминаем и называем слова со звуком «л».

На что похожа эта буква? Собери её из карандашей.    Сегодня мы будем  произносить звук “Л”. Заодно и Колобка научим произносить и записывать буквой данный звук. Для этого необходимо, чтобы руки и язычок хорошо работали.  

4. Артикуляционная гимнастика: (6 мин)

ла, ло, лу, лы.  Устал Колобок лежать на подоконнике, соскочил с него на дорожку и покатился в лес. Встретил медведя. Косолапый не отпускает Колобка, просит выполнить задание:- Прочитай, Колобок, слова, переведи на родной язык, составь предложения и  составь схему слова «лампа». (Дети помогают Колобку справиться с заданиями)

5.  ФИЗПАУЗА. По малину в сад пойдём (2 мин)                                                  Посмотрите внимательно и назовите название растений, что лишнее, почему?(МАЛИНА) По малину в сад пойдём(с движениями)

6.  Закрепление (8 мин)                                                                                               Недолго Колобок гулял на свободе, встретил он волка. Чтобы дальше продолжить путь, волк просит научить его правильно и красиво писать прописную (Большую букву Л) Демонстрация написания бувы Л и л в рабочих тетрадях. (Самостоятельная работа. Индивидуальный подход.)

7.  Работа по книге М.К. Волков. Азбука стр. 17 (10 мин)

 Колобок встретил зайца. Зайцу очень хочется послушать, что пишут в Азбуке на странице 17.

Чтение по «цепочке» слогов, слов, текста.

Работа с рисунком под текстом (найти предметы, где встречается звук «Л»)

8.  Физкультминутка: «Гномики» танец (2 мин)

9. Схематический диктант (3 мин)                                                                                           - А вот и хитрая лиса. Вам хочется, чтобы лиса съела Колобка? Если нет, то нам следует правильно написать схематический диктант. Приготовьте карандаши. Слушаем внимательно, пишем старательно: Мама мыла дочку. Она мыла её чисто. Лара мыла куклу Машу.

  1. Итог урока.  (6 мин)                                                                                                Целый урок мы помогали героям сказки «Колобок», какую работу  успели выполнить? Какой звук изучили?  Итог можно подвести и по презентации.

Р. S. Дед и баба благодарят всех первоклассников за то, что помогли Колобку изучить звук «л», они преподносят подарки. Каждому ученику надо взять по одному предмету, в название которого есть звук «л». (4 мин)

Урок русского языка в 4 классе (национальная школа)

Тема:  «РОД ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ»

Цели:

1. Познакомить учащихся с приёмами распознавания рода имён существительных.

2. Учить определять род имён существительных в тексте.

3. Развивать речь, память, мышление и  умения  проверять орфограммы в словах

4.Воспитывать чувства взаимопомощи и взаимовыручки.  

Оборудование: презентация с подготовленными заданиями, набор картинок для картинного диктанта, у каждого учащегося учебник «Русский язык» 4 класс В.И. Бычков, рабочая тетрадь, ручка, простой карандаш.

ХОД УРОКА:

  1. Оргмомент.  Жужжащее чтение (3 мин)

  1. Повторение пройденного материала: (3 мин) 

Прочитайте  текст, карандашом подчеркните собственные имена существительные.

КЛУБОК

      У Кости Воробьева поселился чудесный пушистый щенок. Как назвать собачку? Побежал щенок по полу. Казалось, серый клубок покатился. За это и назвали щенка Клубком. Щенок всю зиму провел в доме. Хорошо жилось Клубку в тепле. Мальчик и Клубок стали большими друзьями.

(Взаимопроверка по образцу)

ВЫВОД: Собственные имена существительные всегда пишутся с заглавной буквы.

III. Сообщение темы и целей урока: (3мин)

Большую часть урока вам придётся работать самостоятельно. Вы будете исследователями, а исследователи делают открытия и сами познают новое.

В ходе исследовательской работы вам предстоит узнать, какого рода бывают имена существительные и каким образом в русском языке определяют род имён существительных.

ВЫВОД: Работайте   дружно, советуйтесь, а когда будет необходима помощь, обращайтесь к учителю.

IV. Работа над новой темой. (7 мин) 

  Хотелось бы вам узнать, как у существительных появился род?

- Прочитайте сказку и коротко расскажите нам

Как у существительных род появился.

   Из этой истории вы узнаете, как у слов-существительных род появился. Сначала все существительные были очень и очень похожими. Да такими похожими, что сама королева их путала.

   И вот однажды она издала приказ: «Кто придумает для моих слов-существительных знаки различия. Тот будет награждён».

   А жили в другом королевстве муж и жена. Жадные они были. Услышали про королевский указ и прибыли в королевство. С жаром принялись они за работу. Но для начала решили все слова между собой поделить.

   Слов много, а жизнь коротка. Делили они, делили слова, да так и не разделили они их до конца. Смерть помешала. Пришла королева и сказала: «Те слова, которые забрал себе муж, пусть будут мужского рода. (Туда попали стул и стол, и  дом, и мир, и много других). А слова, которые оказались у жены, будут женского рода. (Туда попали земля, луна, весна и многие другие). А те, что остались неопределёнными, пусть останутся среднего рода».  (Так и стали солнце, море, яблоко  и другие существительные среднего рода).

   Вот так род у существительных появился. С тех пор королева перестала путать существительные друг с другом.

- Интересная сказка? Как вы поняли из сказки: какого же рода бывают существительные?

ВЫВОД: Существительные бывают: мужского, женского среднего рода

V. Объяснение темы урока по плакату на доске с выводами. (4 мин)

 

VI. Закрепление. Работа по учебнику Русский язык 4 класс В И. Бычков (8 мин)

Работа над правилом   (с. 86), дети зачитывают 1 ученик о мужском роде, 2 ученик о женском роде, 3 ученик о среднем роде.

ВЫВОД: Мужской род- чей? мой, женский род  - чья? моя, средний род – чьё? моё.

VII. Работа по ИКТ презентация. Картинный диктант.  (7 мин)

- К какому роду относятся эти предметы? Напиши слова в три столбика по родам.

VIII. Словарная работа (5 мин)

Самостоятельная работа.

Вставь пропущенные буквы. Определи род.

  Бер..г, б..седа, г..р..зонт, оз..ро, к..стёр,  шо(сс, с)е, а(лл, л)ея, завтр..к, з..мл..ника, ябл..ко, лес.ница, пом..дор, рад..о, т..варищ.. .

XI. Итог урока по ИКТ- презентация или по вопросам и плакату: (3 мин)

- Какого рода бывают имена существительные?

- Как определить род имён существительных?

Женский род запомню я

И скажу: «Она моя».

И запомню род мужской

И опять скажу: «Он мой».

Средний род – оно, моё!

Это правило – твоё!

X.Домашнее задание. (2 мин)

По учебнику запомнить правило с. 86, письменно выполнить упражнение 2.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка в малокомплектной начальной школе 2-4 класс тема "Глагол. Спряжение глагола"

Данный урок   проводился   в соответствии с разработанным  УМК «ПланетаЗнаний» - 2 класс, учебник русского языка авторы: Л.Я. Желтовская, О.Б.Калинина; УМК « Школа России» Л.М...

Технологическая карта урока русского языка "Спряжение глаголов" УМК "Школа России", 4 класс

Технологическая карта урока УМК «Школа России», 4 классСпряжение глаголов (общее понятие)Цель урока: Создать условия для ознакомления с понятиями «спряжение глагола», «ли...

Конспект урока русского языка «Восстановление предложений» (УМК «Школа России», 2 класс)

Цели деятельности учителя: формирование умения составлять текст и предложения из деформированных предложений; умение устанавливать последовательность предложений, выделять части и правильно записывать...

Конспект урока русского языка "Текст-рассуждение" (УМК Школа России, 2 класс)

Цели деятельности учителя: формирование у обучающихся представлений о понятии текст-рассуждение, его отличительныхпризнаках.Планируемые результатыПредметные:- уметь определять вид текста (описание, по...

Конспект урока русского языка "Текст-описание" (УМК Школа России, 2 класс)

Цели деятельности учителя: знакомство с понятием «текст-описание» и с его отличительными признаками.Планируемые результатыПредметные знать: определение понятий «прилагательное&r...

Конспект урока русского языка: "Текст-рассуждение" ( УМК " Школа России" , 2 класс)

Тема: Текст-рассуждениеЦели деятельности учителя: формирование знаний о структуре текста-рассуждения и его признаках, формирование умений составлять текст-рассуждение, распознавать текст-рассуждение с...