" Виды диктантов"
презентация по русскому языку по теме
Презентация содержит краткую информацию о видах диктантов. используемых на уроках русского языка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vidy_diktantov.ppt | 239 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Диктант -это вид орфографического упражнения, сущность которого для учащихся состоит в записи воспринимаемого на слух предложения, слова, текста. Наблюдения свидетельствуют, что роль диктантов при обучении русскому языку значительна. Эффективность его достигается тем, что ученик, молча произносит звуки, учится соотносить звуки и буквы и чувствовать звук как фонему. Диктант требует усиленного внимания, которое определяет скорость и точность образования навыков. Это и дает основание рекомендовать диктант как один из основных видов работы при обучении правописанию.
Основные виды диктантов 1)слуховые по содержанию -словарные и текстовые по цели проведения -предупредительные, объяснительные, контрольные (или проверочные) 2)зрительные
3) Самодиктант (или «Проверяю себя») 4)Творческий диктант
1) ЗРИТЕЛЬНЫЙ ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЙ ДИКТАНТ. ПРЕДЛАГАЕМЫЙ ТЕКСТ ПИШЕТСЯ НА ДОСКЕ. «ОШИБКООПАСНЫЕ» МЕСТА ВЫДЕЛЯЮТСЯ ЦВЕТНЫМ МЕЛОМ. СНАЧАЛА ТЕКСТ ПОДВЕРГАЕТСЯ УСТНОМУ РАЗБОРУ, А ЗАТЕМ СТИРАЕТСЯ. ДЕТИ ПО ПАМЯТИ ИЛИ ПОД ДИКТОВКУ УЧИТЕЛЯ ПИШУТ ЕГО В ТЕТРАДИ.
2) Слуховой предупредительный диктант . Текст слухового диктанта читается сначала целиком, а затем отдельными предложениями. В каждом предложении учащиеся находят слова с определенной орфограммой, объясняя ее написание, и только потом записывают предложение в тетрадь.
3) Объяснительный диктант. Сущность объяснительного диктанта заключается в орфографическом разборе текста после того, как учащиеся самостоятельно его напишут. Учитель задает вопросы, а дети отвечают на них по вызову или по собственному желанию.
4) Выборочный диктант. Выборочный диктант дает возможность за короткий срок написать наибольшее количество слов определенной грамматической категории или слов с соответствующей орфограммой. Под диктовку записывается не весь текст, а только нужные слова. Выборочный диктант может быть: а) предупредительным, б) объяснительным, в) контрольным.
5) Творческие диктанты представляют собой такой вид упражнений, при котором ученики вставляют или заменяют определенные слова в предложенном тексте другими, близкими по значению грамматическими категориями. а) Предупредительный творческий диктант . 6 ) Творческий диктант на вставку слов и словосочетаний. в) Объяснительный творческий диктант . г) Творческий диктант по опорным словам . д) Творческий диктант с использованием серии предметных картинок . е) Творческий диктант с заменой.
6) Диктант «Проверяю себя». Отличительной особенностью этого диктанта является то, что по окончании работы ученики могут задать учителю любые вопросы, связанные с написанием слова, которое вызывает у них сомнение. Желательно, чтобы ответ на этот вопрос дал один из детей.
7) Диктант-молчанка по картинкам. Проводится следующим образом: учитель молча показывает серию предметных картинок с изображенными на них предметами, названия которых объединены заданной темой. Ученики молча записывают слова, обозначающие названия предметов, которые нарисованы на картинках, по необходимости выполняя грамматическое задание.
8) Выборочный диктант-молчанка по картинкам . Отличается от предыдущего тем, что из демонстрируемой серии дети выбирают только слова на заданную тему или записывают слова в два-три столбика. Например, надо записать только слова, содержащие парные гласные (баян, утюг, знамя, маяк, сливы, костер, овес и т. д.); записать в первый столбик слова, содержащие сочетание жи, во второй — ши и т. д.
9 ) Устный диктант по картинкам . Проводится с использованием предметных картинок и индивидуальных карточек учащихся. Учитель показывает картинки с изображениями предметов, названия которых являются словами с различными орфограммами. На каждую показанную педагогом картинку дети поднимают карточку с той орфограммой, которую следует писать в данном слове, или с заранее оговоренным символом. Например, если в слове пишется мягкий знак, поднимается карточка со знаком «плюс», если нет — «минус» и т. п.
10) Устный диктант. Проводится с использованием индивидуальных карточек учащихся, на которых написаны разные орфограммы. Учитель диктует слова, в которые входит орфограмма, имеющаяся на индивидуальной карточке учащегося. На каждое продиктованное учителем слово ученик поднимает карточку с орфограммой, используемой при написании данного слова.
11) Проверочный или контрольный диктант . Предлагается на диагностическом и оценочном этапе работы.
Встречаются и такие названия диктантов: Диктант по воображению. Диктант по воспоминанию. Диктант по картинке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Виды диктантов".
В работе даны подробное описание и методика проведения восьми видов диктантов, которые можно использовать на уроках русского языка....
Виды диктантов на уроках русского языка
Виды диктантов на уроках русского языка и методика их проведения....
Методическое пособие "Виды диктанта"
Методическое пособие «Виды диктанта» предназначено для учителей начальных классов и учителей русского языка. Цель сборника – дать учителю методические рекомендации по выработке орфографических навыков...
Виды диктантов
На уроках русского языка по каждой теме даются диктанты двух видов: обучающие (из отдельных слов, словосочетаний, предложений, текстов со средней степенью насыщенности офрограммами и пунктограммами) и...
Виды диктантов
В работе подробно рассказывается о видах и характеристиках диктантов. Представлена методика проведения контрольного диктанта....
Использование различных видов диктантов в начальной школе
Использование различных видов диктантов при подготовке к ВПР по русскому языку в 4 классе....
Развитие познавательных логических УУД младших школьников при работе с разными видами диктантов и списываний
Разработка комплекса заданий и упражнений, направленных на развитие логических УУД...