" Виды диктантов"
презентация по русскому языку по теме

Чебан Наталья Ивановна

Презентация содержит краткую информацию о видах диктантов. используемых на уроках русского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon vidy_diktantov.ppt239 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Виды диктантов Составила Учитель начальных классов Чебан Н.И.

Слайд 2

Диктант -это вид орфографического упражнения, сущность которого для учащихся состоит в записи воспринимаемого на слух предложения, слова, текста. Наблюдения свидетельствуют, что роль диктантов при обучении русскому языку значительна. Эффективность его достигается тем, что ученик, молча произносит звуки, учится соотносить звуки и буквы и чувствовать звук как фонему. Диктант требует усиленного внимания, которое определяет скорость и точность образования навыков. Это и дает основание рекомендовать диктант как один из основных видов работы при обучении правописанию.

Слайд 3

Основные виды диктантов 1)слуховые по содержанию -словарные и текстовые по цели проведения -предупредительные, объяснительные, контрольные (или проверочные) 2)зрительные

Слайд 4

3) Самодиктант (или «Проверяю себя») 4)Творческий диктант

Слайд 5

1) ЗРИТЕЛЬНЫЙ ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЙ ДИКТАНТ. ПРЕДЛАГАЕМЫЙ ТЕКСТ ПИШЕТСЯ НА ДОСКЕ. «ОШИБКООПАСНЫЕ» МЕСТА ВЫДЕЛЯЮТСЯ ЦВЕТНЫМ МЕЛОМ. СНАЧАЛА ТЕКСТ ПОДВЕРГАЕТСЯ УСТНОМУ РАЗБОРУ, А ЗАТЕМ СТИРАЕТСЯ. ДЕТИ ПО ПАМЯТИ ИЛИ ПОД ДИКТОВКУ УЧИТЕЛЯ ПИШУТ ЕГО В ТЕТРАДИ.

Слайд 6

2) Слуховой предупредительный диктант . Текст слухового диктанта читается сначала целиком, а затем отдельными предложениями. В каждом предложении учащиеся находят слова с определенной орфограммой, объясняя ее написание, и только потом записывают предложение в тетрадь.

Слайд 7

3) Объяснительный диктант. Сущность объяснительного диктанта заключается в орфографическом разборе текста после того, как учащиеся самостоятельно его напишут. Учитель задает вопросы, а дети отвечают на них по вызову или по собственному желанию.

Слайд 8

4) Выборочный диктант. Выборочный диктант дает возможность за короткий срок написать наибольшее количество слов определенной грамматической категории или слов с соответствующей орфограммой. Под диктовку записывается не весь текст, а только нужные слова. Выборочный диктант может быть: а) предупредительным, б) объяснительным, в) контрольным.

Слайд 9

5) Творческие диктанты представляют собой такой вид упражнений, при котором ученики вставляют или заменяют определенные слова в предложенном тексте другими, близкими по значению грамматическими категориями. а) Предупредительный творческий диктант . 6 ) Творческий диктант на вставку слов и словосочетаний. в) Объяснительный творческий диктант . г) Творческий диктант по опорным словам . д) Творческий диктант с использованием серии предметных кар­тинок . е) Творческий диктант с заменой.

Слайд 10

6) Диктант «Проверяю себя». Отличительной особенностью этого диктанта является то, что по окончании работы ученики могут задать учителю любые вопросы, связанные с написанием слова, которое вызывает у них сомнение. Желательно, чтобы ответ на этот вопрос дал один из детей.

Слайд 11

7) Диктант-молчанка по картинкам. Проводится следующим образом: учитель молча показывает серию предметных картинок с изображенными на них предметами, названия которых объединены заданной темой. Ученики молча записывают слова, обозначающие названия предметов, которые нарисованы на картинках, по необходимости выполняя грамматическое задание.

Слайд 12

8) Выборочный диктант-молчанка по картинкам . Отличается от предыдущего тем, что из демонстрируемой серии дети выбирают только слова на заданную тему или записывают слова в два-три столбика. Например, надо записать только слова, содержащие парные гласные (баян, утюг, знамя, маяк, сливы, костер, овес и т. д.); записать в первый столбик слова, содержащие сочетание жи, во второй — ши и т. д.

Слайд 13

9 ) Устный диктант по картинкам . Проводится с использованием предметных картинок и индивидуальных карточек учащихся. Учитель показывает картинки с изображениями предметов, названия которых являются словами с различными орфограммами. На каждую показанную педагогом картинку дети поднимают карточку с той орфограммой, которую следует писать в данном слове, или с заранее оговоренным символом. Например, если в слове пишется мягкий знак, поднимается карточка со знаком «плюс», если нет — «минус» и т. п.

Слайд 14

10) Устный диктант. Проводится с использованием индивидуальных карточек учащихся, на которых написаны разные орфограммы. Учитель диктует слова, в которые входит орфограмма, имеющаяся на индивидуальной карточке учащегося. На каждое продиктованное учителем слово ученик поднимает карточку с орфограммой, используемой при написании данного слова.

Слайд 15

11) Проверочный или контрольный диктант . Предлагается на диагностическом и оценочном этапе работы.

Слайд 16

Встречаются и такие названия диктантов: Диктант по воображению. Диктант по воспоминанию. Диктант по картинке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Виды диктантов".

В работе даны подробное описание и методика проведения восьми видов диктантов, которые можно использовать на уроках русского языка....

Виды диктантов на уроках русского языка

Виды диктантов на уроках русского языка и методика их проведения....

Методическое пособие "Виды диктанта"

Методическое пособие «Виды диктанта» предназначено для учителей начальных классов и учителей русского языка. Цель сборника – дать учителю методические рекомендации по выработке орфографических навыков...

Виды диктантов

На уроках русского языка по каждой теме даются диктанты двух видов: обучающие (из отдельных слов, словосочетаний, предложений, текстов со средней степенью насыщенности офрограммами и пунктограммами) и...

Виды диктантов

В работе подробно рассказывается о видах и характеристиках диктантов. Представлена  методика проведения контрольного диктанта....

Использование различных видов диктантов в начальной школе

Использование различных видов диктантов при подготовке к ВПР по русскому языку в 4 классе....

Развитие познавательных логических УУД младших школьников при работе с разными видами диктантов и списываний

Разработка комплекса заданий и упражнений, направленных на развитие логических УУД...