Правописание безударных гласных в корне слова
методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему

Савинова Нина Михайловна

 

формировать умение видеть орфограмму в корне слова;

 уточнить знания учащихся об особенностях проверочных слов и способах проверки;

 развивать орфографическую зоркость;

 развивать внимание, мышление, речь.

 

 

Постановка проблемы урока

 

Работа в парах.

 

Работа в группах (5 групп).

Работа с сигнальными карточками.

Рефлексия

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon praviopisanie_bezudarnyh.doc30 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Правописание безударных гласных в корне слова»

Цели:

• формировать умение видеть орфограмму в корне слова;

• уточнить знания учащихся об особенностях проверочных слов и способах проверки;

• развивать орфографическую зоркость;

• развивать внимание, мышление, речь.

Тип урока:

• урок закрепления и обобщения знаний.

 

Оборудование:

 • карточки со словами;

• схема с основными вопросами урока;

• алгоритм проверки безударной гласной;

• листы с корнями для работы в группах;

• сигнальные карточки;

• карточки для самооценки.

Ход урока

I. Организация класса

Организация внимания всех учащихся, настрой на работу.

II. Постановка проблемы урока

 

Подготовить детей к изучению нового материала через постановку проблемной ситуации.

– Я хочу вам рассказать историю.

Дима написал своему другу Коле записку: «Приходи сегодня вечером с мечом, сыграем». Коля записку прочитал и пообещал прийти. Собрались ребята вечером.

«Мяч будет, – сказал товарищам Дима. – Колька принесет».

Пришел Коля, а в руках у него вместо мяча был деревянный меч.

Ребята расстроились, что не придется поиграть в футбол.

– Почему так получилось?

– Какое правило не знал Дима?

– Как правильно записать это слово?

 

с м…чом — мяч — с мячом

III. Постановка темы и цели урока

 

Дети самостоятельно делают вывод о теме и целях урока.

– Исходя из этой проблемы, назовите тему нашего урока? (Тема нашего урока – «Правописание безударных гласных в корне слвоа».)

– Какие цели поставите перед собой? (Научиться правильно писать слова безударной гласной в корне.)

 

– В течение урока будем отвечать на вопросы:

Что

Где

Как                  надо проверять?

Чем

•  Повторение ранее изученного материала.

 

– Ответим на первый вопрос: что надо проверять? (Гласные а, о, и, е, я – в слабой позиции.)

– Где надо проверять? (Надо проверять в корне слова.)

– Как надо проверять? (Надо подобрать однокоренные проверочные слова.)

– Чем надо проверять? (Безударная гласная проверяется ударением.)

 

Что                                                       а, о, и, е, я

Где

Как                  надо проверять?        в корне

Чем                                                        подбирать однокоренные слова

                                                               ударением

IV. Работа над темой урока

 

•  Повторение последовательности действий при проверке безударной гласной в корне слова. Коллективная форма работы.

 

– Вспомним алгоритм проверки безударной гласной.

 

Алгоритм

 

•  Прочитай слово.

•  Поставь ударение.

•  Выдели корень.

•  Определи безударную гласную.

•  Подбери проверочное слово.

 

1) На доске записаны слова.

Слезать, перелезать, слез.

Слежка, следить, наследие.

Летит, слетать, долететь.

 

•  Работа в парах.

 

– Внимательно прочитайте слова и определите, в какой строчке все слова с безударной гласной в корне. Запишите эти слвоа в тетрадь. Поработайте в парах.

 

•  Проверка.

 

– В третьей строчке нет проверочного слова. Проверочное слово – полет. Подчеркните в первых двух строчках проверочные слова. (Слез, наследие.)

– Почему эти слова являются проверочными? (В этих словах на проверяемую гласную в корне падает ударение.)

 

•  Работа в группах (5 групп).

 

2) Чтобы проверочные слова быстро приходили в голову, надо почаще собирать гнезда родственных слов. Поработайте в группах. На листочке записан «корень», вам нужно найти его «родственников» и записать.

-лед-

-ход-

-бел-

-свист-

-боль-

 

•  Проверка (зачитываются слова от каждой группы).

 

– Подчеркните те из них, которые могут быть проверочными.

– Почему вы выбрали эти слова? (В этих словах на проверяемую гласную в корне падает ударение.)

 

•  Работа с сигнальными карточками. Дети должны обосновать правильность выбора. Игра на внимание.

 

3) Игра «Будь внимательным».

 

– Я буду называть слова с безударной гласной в корне, а вы показываете сигнальную карточку с необходимой буквой и называете проверочное слово.

Ночевка, беда, дела, цветок, мелок, бегун, листочек, горевать

4) Работа по учебнику. Самостоятельная работа. Исключение лишнего слова. Выбор обосновать.

— Молодцы!

5) Игра «Найди и исправь ошибку.

 

Проверьте Димин словарный диктант. Найдите, исправьте ошибку, запишите правильно слово и в уме подберите проверочное.

Сенева, вада, бижать, трова, свистеть

•  Проверка. (Синий – синева, воды – вода, бег – бежать, травы – трава, свист – свистеть.)

 

– Сколько слов он написал правильно? (Одно.)

– Какое? (Свистеть.)

– Что вы посоветуете Диме? (Выучить правило правописания безударной гласной в корне слова.)

 

V. Итог урока

 

– Вернемся к нашим вопросам, которые ставили в начале урока.

– Кто хочет задать первый вопрос?

 

•  Вызываемый ученик задает вопрос другому ученику, которого сам же и выбирает.

 

– Какое умение мы отрабатывали на уроке?

VI. Рефлексия

•  Самооценка собственной работы на уроке.

— У вас каждого есть листочки с лесенкой из пяти ступенек. С ее помощью оцените свою работу на уроке. На какую ступеньку вы себя поставите?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правописание безударных гласных в корне слова. Проверяемые и непроверяемые гласные в безударных словах.

Закреплять знания учащихся в правописании безударных гласных в корне слова; обучать развитию восприятия: память,  внимание, мышление; повторить ранее изучений материал;  воспитывать ак...

Конспект урока на тему: «Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »

Конспект урока на тему:«Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »...

Конспект урока на тему: «Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »

Конспект урока на тему:«Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »...

Методика работы над правилом правописания безударных гласных в корне слова Основные причины ошибок на правописание безударных гласных в корне слова.

Правописание безударных гласных в корне слова остается актуальной проблемой школьной педагогической практики в области обучения детей орфографии. В обучении правописанию безударных гласных в корне сло...

Методика работы над правилом правописания безударных гласных в корне слова Основные причины ошибок на правописание безударных гласных в корне слова.

Правописание безударных гласных в корне слова остается актуальной проблемой школьной педагогической практики в области обучения детей орфографии. В обучении правописанию безударных гласных в корне сло...