«Кто в Алфавите живёт? Звуки и буквы. Гласные и согласные».
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Конспект занятия по подготовке к олимпиаде по русскому языку. 3-4 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya._russkiy_yazyk_.doc | 74 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по проекту «Путь к Олимпу» (подготовка к олимпиаде по русскому языку)
Класс: 4 класс «а»
Тема: «Кто в Алфавите живёт? Звуки и буквы. Гласные и согласные».
Задачи:
- закрепить знания детей о звуках и буквах русского алфавита;
- познакомить с историей славянской азбуки;
- развивать память, внимание, логическое мышление;
- прививать интерес к русскому языку.
Оборудование: мультимедийное оборудование, карточки с Кириллицей, карточки с «бусинами», листы с тренировочными олимпиадными заданиями.
Этапы | Содержание | Примечание |
1. Гимнастика мозга. 2. Разминка. Обобщение знаний об алфавите. 3. Презентация «От аза до ижицы». Знакомство с историей славянской азбуки. 4. Коррегиру- ющая гимнастика для глаз. 5. Выполнение тренировочных и олимпиадных заданий. 6. Итог занятия. Релаксация. | 1. Ленивые восьмерки. Представьте перед собой на уровне глаз восьмерку, лежащую на боку (знак бесконечности). Ее центр проходит на уровне переносицы. Вытяните вперед руку, чуть согнутую в локте. Сожмите пальцы в кулак, большой палец поднимите вверх. Ведите рукой в воздухе от центра влево-вверх против часовой стрелки, по окружности вниз и снова в центр. Продолжайте «рисовать» вправо-вверх, возвращаясь в исходную точку. Движение должно быть плавным и непрерывным. За большим пальцем следите глазами, голова остается неподвижной. (Повторить 3 раза каждой рукой)2.«Сова». Правая рука захватывает левую мышцу между шеей и плечом. Ладонь должна быть мягкой, как бы «приклеенной» к мышце. Сжимайте мышцу и медленно поворачивайте голову слева направо. Доходя до крайней удобной точки, начинаем движение в обратную сторону. При этом губы сложены трубочкой и на выдохе произносят «ух». Шея слегка вытягивается, подбородок движется вперед, а глаза при каждом «уханье» округляются, как у совы. (Не менее 3 раз). Поменяйте руки и повторите, расслабляя правую мышцу.3. «Позитивные точки». Положите средний и указательный пальцы обеих рук на точки, находящиеся на лбу посередине между линией бровей и волос. Вертикальная ось точек – посередине зрачка. Подержите пальцы на этих точках до возникновения под ними тепла или пульсации.- Отгадайте загадки:Тридцать три сестрички Ростом невелички! Если знаешь их секрет, То на всё найдёшь ответ. (буквы)Буквы-значки, как бойцы на парад, В строгом порядке построены в ряд. Каждый в условленном месте стоит И называется строй… (алфавит)- Сейчас мы проверим, знаете ли вы алфавит: - Что такое алфавит? - Сколько букв в русском алфавите? - Сколько гласных букв? - Сколько согласных? - Сколько букв, не обозначающих звуков? - Назовите соседей буквы Д, М, Ш, Ю.Дидактическая игра «Бусы». Отгадайте слово. В каждую бусину впишите букву по инструкции. – В первую «бусину» впишите букву М. – В третью «бусину» слева впишите букву, стоящую в алфавите перед буквой М. – В последнюю «бусину» впишите первую букву алфавита. – В пятую «бусину» с начала и пятую «бусину» с конца впишите букву Д. – Во вторую «бусину» с конца впишите букву, стоящую в алфавите после первой буквы этого слова. – В предыдущую «бусину» впишите букву И. – Вторая и четвёртая буквы – одинаковая буква гласного звука. – Между Д и И – буква всегда мягкого согласного звука.OOOOOOOOO – М О Л О Д Ч И Н А- Расскажу я вам сейчас о святой Руси, о неведомых вам далёких временах. Жили-были тогда добры молодцы, красны девицы. И были у них добрые матушки, бородатые мудрые батюшки. Умели они пахать да сеять, дома-терема рубить, умели и холсты ткать, одежду шить, узоры на ней вышивать одинаковые. А вот грамоты наши предки не ведали, не умели книги читать да письма писать. И явились на Русь из Греции, из города Солуни, два просветителя-монаха - братья мудрые Кирилл да Мефодий. Младший брат Кирилл мечтал написать книги, понятные славянам, а для этого надо было придумать славянские буквы. Он много работал. И вот азбука готова. Старший брат Мефодий стал помогать Кириллу переводить с греческого языка на славянский язык книги, чтобы славяне могли их читать. А произошло это более тысячи лет назад. С тех пор славянскую азбуку называют Кириллицей в честь её автора. Кирилл и Мефодий выполнили великое дело. Их роль как основателей славянской письменности оценена потомками по заслугам. 24 мая проводится праздник – День славянской письменности и культуры. Эта дата выбрана не случайно. Православная церковь причислила монахов Кирилла и Мефодия к лику святых, а 24 мая является днём их памяти. Русская азбука – совершенно уникальное явление среди всех известных способов буквенного письма. В азбуке, и только в ней, есть содержание. Для начала рассмотрим три первые буквы азбуки – Аз, Буки, Веди. Азъ – «я», Буки (букы) – «буквы», Веди (веде) – «познал». Объединяя названия первых трёх букв Азбуки, получаем следующую фразу: - Аз буки веди – «Я знаю буквы». Давайте рассмотрим, какие буквы были в старославянском алфавите, как они назывались.- В любой стариной книжице Ты можешь прочитать: Жила на свете Ижица, А с нею буква Ять. Но время быстро движется. И жизнь уж не та. Где нынче буква Ижица? Где Ять? И где Фита? Без них правописание Сумело обойтись. Новейшие издания Без них вступают в жизнь. Уж так на свете водится, Как говорил мудрец: Когда без нас обходятся То, значит, нам конец.- Время показало, что часть букв кириллицы оказались ненужными для славянского языка. Такие буквы постепенно отсеивались. 29 января 1710 года Пётр I собственноручно написал на издании «Азбуки»: «Сими литеры печатать историческия книги. А которые почернены (т.е. зачёркнуты) тех в вышеписанных книгах не употреблять. Пётр I своей властью попытался исключить из азбуки буквы «ижея» - И десятичная, «земля», «оук», «ферт», «от», «кси», «ижица», «пси». Посмотрите на таблицу и скажите, каких букв, используемых в кириллице, нет в современном алфавите?- От названий и написания букв славянского алфавита произошло много поговорок, крылатых выражений: - Начертание буквы «Ферт», похожей на человека, поставившего руки на пояс, послужило возникновение выражения «Ходить фертом», т.е. быть самодовольным щеголем, очень нарядным человеком. – От И с точкой «Ижеи» осталось выражение «Поставить точку над И», что означает закончить работу, завершить дело. – Буква «Ижица» похожа на перевёрнутый кнут. Поэтому осталось выражение «Прописать ижицу», т.е. наказать, высечь, проучить, как следует. – «Дойти до Ижицы» - сделать всё до конца. – «Не знать ни Аза» - ничего не знать, не понимать. – «Фита да Ижица – к ленивому плеть ближится». – Современные школьники скажут, что знают азбуку « От А до Я». А как бы сказали в Древней Руси? («От Аза до Ижицы»)
1. Назовите по-старославянски: Глаза - (очи) Губы - (уста) Лоб - (чело) Живот - (чрево) Пальцы - (персты). 2. Какие буквы Кириллицы называли «немыми братьями»? Почему? (Ь – ерь, Ъ – ер, т.к. не обозначают звуков) 3. В стихотворении Владимира Маяковского «Приказ по армии искусства» читаем: Есть ещё хорошие буквы: Эр, Ша, Ща. Какие буквы названы в стихотворении неправильно? (А) только р; (Б) только ш; (В) только щ; (Г) ш и щ; (Д) все буквы названы правильно. 4. Какой вопрос может помочь в изучении русского алфавита? (А) Что ешь? (Б) Где ёж? (В) Как уж? (Г) Куда идёшь? (Д) Когда встаёшь? 5.С какой буквы не могут начинаться слова? (А) Й; (Б) Ё; (В) Щ; (Г) Ь; (Д) Э. 6.Даны фрагменты стихотворения Юлиана Тувима «Азбука» в переводе Сергея Михалкова. Вместо некоторых букв стоят звёздочки. Вместо каких? АЗБУКА Что случилось? Что случилось? С печки азбука свалилась! … Ф, бедняжку, так раздуло — Не прочесть её никак! Букву * перевернуло — Превратило в мягкий знак! Буква * совсем сомкнулась — Превратилась в букву *. Буква А, когда очнулась, Не узнала никого! (А) Р, С, О; (Б) Ь, С, О; (В) Р, Б, В; (Г) Ъ, Э, О; (Д) Р, М, И. 7. Каким бывает только знак? (А) твёрдым; (Б) мягким; (В) вопросительным; (Г) восклицательным; (Д) препинания.
8. Дано предложение в орфографии, которая была принята в России до 1918 года: По дорогѣ не случилось никакихъ событій . Сколько вы видите отличий от того, как пишется это предложение сегодня? (А) одно; (Б) два; (В) три; (Г) четыре; (Д) пять. 9. Какой знак препинания в «Российской грамматике» М. В. Ломоносова носит название «вместительный»? (А) скобки; (Б) вопросительный знак; (В) точка с запятой; (Г) запятая; (Д) двоеточие. 10.В юности А. С. Пушкин иногда подписывал свои стихи псевдонимом «Александр Н.к.ш._.». Какая буква стояла на месте пропуска? (А) щ; (Б) в; (В) н; (Г) п; (Д) а. 11.Какое из этих литературных произведений — не сказка? (А) “Кот в сапогах” Шарля Перро; (Б) “Стрекоза и муравей” Ивана Крылова; (В) “Гадкий утёнок” Ганса Христиана Андерсена; (Г) “Малыш и Карлсон” Астрид Линдгрен; (Д) “Лягушка-путешественница” Всеволода Гаршина Подведём итог нашего занятия. - Какое русское слово состоит из трёх слогов, а указывает на 33 буквы? (азбука, алфавит) - Из названий каких букв появилось слово «АЗБУКА»? - Для чего нам нужно знать алфавит? (слова в словарях располагаются в алфавитном порядке, в библиотеке книги стоят по алфавиту и т.д.) Творческая работа «Волшебный алфавит». Придумайте и запишите предложение, в котором все слова начинались бы на одну и ту же букву. |
Литература:
- Бесова М., Познавательные игры для младших школьников от А до Я.; Ярославль,
Академия развития, 2004 г.
- Цыпленкова О., Гимнастика мозга.; журналы «Здоровье школьника».
- Скуратова О.Б., История русского алфавита.; М.,Чистые пруды, 2010г.
- Тарабарина Т.И., Соколова Е.И., И учёба, и игра: русский язык.; Ярославль, Академия развития, 2006г.
- www.rm.kirov.ru – «Русский медвежонок – языкознание для всех».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Звуки и буквы гласные, согласные,твёрдые, мягкие, звонкие, глухие.
Дидактические игры развивающие у детей умение различать буквы гласные и согласные, согласные твёрдые и мягкие, согласные звонкие и глухие, гласные, обозначающие один звук и два звука, парн...
Тест к учебнику Т.Г. Рамзаевой «Русский язык» 1 класс. Звуки и буквы. Гласные и согласные звуки.
Данный тест поможет педагогам организовать работу на уроке, а первоклассникам оценить уровень знаний по теме....
Гласные звуки и буквы гласных звуков
Презентация к урокам обучения грамоте в 1 классе...
конспект логопедического занятия по теме" Звуки и буквы. Гласные и согласные", 1класс
конспект группового логопедического занятия с учащимися с ОНР, 1 класс...
Конспект коррекционно-логопедического занятия, 1 класс. Раздел: Звуки и буквы. Тема: Дифференциация согласных звуков по мягкости и твердости. Роль гласных букв в обозначении твердости и мягкости согласных.
Конспект занятия может быть использован в работе логопедами, учителями начальных классов. Задачи занятия: Развитие слуховой дифференциации близких по звучанию (мягкости-твердости) фонем. Учить на пись...
План - конспект "Звуки и буквы. Гласные звуки. Безударные гласные в корне слова"
План - конспект"Звуки и буквы. Гласные звуки. Безударные гласные в корне слова"Цели урока:1.Обобщить и дополнить знания учащихся о правописании безударных гласных в корне.2.Развивать письмен...
Звуки и буквы – гласные и согласные
Русский язык, 1 класс...