Создание тематической памятки-опоры как продукта проектно-исследовательской деятельности на серии уроков русского языка в начальной школе
статья по русскому языку (4 класс) по теме

Серикова Ольга Сергеевна

В данной статье описан практический опыт организации проектно-исследовательской деятельности на уроках русского языка в 4-м классе по системе общего развития Л.В.Занкова

Скачать:


Предварительный просмотр:

О.С.Серикова,

учитель начальных классов

МБОУ СОШ №1 с УИОП

г.Шебекино Белгородской обл.

СОЗДАНИЕ ТЕМАТИЧЕСКОЙ ПАМЯТКИ-ОПОРЫ КАК ПРОДУКТА ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СЕРИИ УРОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА  

        Система Л.В.Занкова уже по своему определению всегда опережала время. Опытные учителя-занковцы заметили, что все положения ФГОС НОО  давно реализуются в системе. Например, во всех учебных пособиях УМК «Система Л.В.Занкова» заложена работа по формированию исследовательских умений и навыков учащихся,  системно-деятельностный подход в обучении, которые  являются одними из главных требований нового Федерального государственного стандарта. Благодаря этому учитель-занковец по-своему может строить работу на уроке, применяя, как сейчас стало актуальным, сценарный тип урока. Это значит, что учитель-мастер создаёт на уроке условия, при которых обучающиеся сами выдвигают гипотезы, проводят эксперименты и наблюдения, делают выводы и умозаключения, создают проектные продукты, презентуют и защищают свои мини-проекты.

На моих уроках происходит мозговой штурм, столкновение мнений, коллизии, идёт напряжённая мыслительная работа. В системно-деятельностном подходе деятельность рассматривается как своего рода система, которая включает в себя цель, средство, сам процесс преобразования и его результат. Цель деятельности возникает у человека как «образ предвидимого результата созидания». В моём случае - это создание карт исследований, алгоритмов-моделей, тематических памяток-опор для успешного написания контрольной работы по той или иной теме. Данные продукты проектно-исследовательской деятельности  создаются на серии уроков путём совместной поисково-исследовательской деятельности обучающихся и учителя.

Начиная с 1 класса, обучающиеся под моим руководством осуществляют проектно-исследовательскую деятельность. Самым ярким примером является участие во всероссийском этапе конкурса проектно-исследовательских работ учащихся «Я-исследователь–2011», а также общение с профессором, доктором педагогических и психологических наук Александром Ильичом Савенковым. Его учебно-методический комплекс – это основная литература по детским исследованиям. Моя ученица Леусенко Мария представляла проектно-исследовательскую работу «Сколько звуков в русском языке?».  Результатом этой работы стала памятка звуко-буквенного анализа слов, которую мы применяем на уроках русского языка.

Далее во втором и третьем классах на уроках совместно с детьми мы составляли алгоритмы-модели по основным правилам русской орфорграфии.

Приведу пример создания карты исследований и тематической памятки-опоры на серии уроков русского языка по теме «Изменение имён существительных по падежам» по учебнику А.В.Поляковой. Демонстрационная карта исследований падежных окончаний имён существительных вывешивается на доску на каждом уроке (таблица №1), а индивидуальные карты  исследований (таблица №1) имеются у каждого обучающегося под рукой. Причём структура карты-таблицы обсуждается вместе с обучающимися и может видоизменяться по их желанию.

Таблица№1. Карта исследований падежных окончаний имён существительных единственного числа (заготовка).

Окончания

имён существительных в ед.ч.

Падежи

1 склонение

2 склонение

3 склонение

И.п.

Р.п.

 

Д.п.

В.п.

Т.п.

 

П.п.

Опорные слова

 

          Обучающиеся с помощью учителя формулируют тему исследования «Падежные окончания имён существительных единственного числа», выдвигают  различные гипотезы (темы следующих уроков), наблюдают, экспериментируют, делают выводы и умозаключения, создают проектный продукт на всём протяжении изучения этой темы.

Приведу фрагмент урока по теме «Творительный и предложный падежи существительных 2 склонения».

При проверке домашнего задания дети анализируют ударные и безударные окончания имён существительных 2 склонения. Учитель, нацеливая детей на выдвижение гипотезы, задаёт вопрос:

- Проанализируйте, в каких окончаниях можно сделать ошибку?

Дети: В окончаниях сущ. в им.п. нельзя сделать ошибку, т.к. здесь нулевое окончание; в окончаниях сущ. в р.п. тоже нельзя сделать ошибку, т.к. а/о здесь невозможно спутать; тоже самое можно сказать о сущ. в д.п. и в. п. Ошибку можно сделать только в  творительном и предложном падеже.

Учитель: А почему? Кто хочет провести фонетический эксперимент?

Дети проводят звукобуквенный анализ слов: дубом [дубам], об олене [ал’эн’и] и делают вывод (умозаключение): «безударные окончания у существительных 2 склонения в творительном и   предложном падежах слышаться нечётко, возможно допустить ошибку».

Дети: Можно выдвинуть гипотезу:   «Существительные 2 склонения имеют окончания в творительном падеже: -ом, -ем, в предложном: -е».

Затем на демонстрационной и индивидуальных картах исследований отмечаем карандашом нашу гипотезу.

Учитель: Как мы будем проверять эту гипотезу?

Дети: Наблюдать, анализировать и делать умозаключения.

Учитель: Определим тему урока.

Дети: Творительный и предложный падежи существительных 2 склонения.

Цель (для детей): упражняться писать сущ. 2 скл. в Т.п. и П.п., опираясь на слова с ударными окончаниями; продолжить создание памятки-опоры (проектного продукта). От учителя: продолжать учиться грамотно писать и раскрывать секреты русского языка.

Учитель: На какие слова мы будем опираться?

Дети: Мы будем опираться на слова с ударными окончаниями: «зерном, конём, гербом, столом».

На протяжении всего урока, выполняя упражнения из учебника «Русский язык» А.В.Поляковой и задания, предложенные учителем, обучающиеся продолжают наблюдать и сопоставлять ударные и безударные окончания существительных 2 склонения в творительном падеже и предложном падеже, проверенные данные заносятся в таблицу уже ручкой или фломастером (таблица №2).  

Таблица№2. Карта исследований падежных окончаний имён существительных единственного числа (заполненная полностью)

Окончания

имён существительных в ед.ч.

Падежи

1 склонение

2 склонение

3 склонение

И.п.

-а      -я

Р.п.

-ы    

-а      -я

      -и

Д.п.

         -е

-у     -ю

      -и

В.п.

-у     -ю

-а      -я

Т.п.

-ёй   -ой

-ём  -ом

-у     -ю

П.п.

         

      -и

Опорные слова

земля

вода 

конь

слон

степь

         Эта карта потом может преобразоваться в более ёмкую тематическую памятку-опору, которой разрешается пользоваться на контрольных работах (таблицы №3, №4, №5).

Таблица№3. Тематическая памятка-опора «Проблемные падежные окончания имён существительных единственного числа» (вариант-1)

Падежи

1

2

3

Р.п.

Д.п.

П.п.

Опорные слова

земля

конь

степь

Таблица№4. Тематическая памятка-опора «Проблемные падежные окончания имён существительных единственного числа» (вариант-2)

Падежи

1-2

3

Р.п.


 

Д.п.

П.п.

Опорные слова

земля

степь

Таблица№5. Тематическая памятка-опора «Проблемные падежные

 окончания имён существительных единственного числа» (вариант-3)

Падежи

1-2

3

Р.п.


 

Д.п.


П.п.

Опорные слова

земля

степь

     Кстати, такие памятки обучающиеся создают прямо на уроке в группах. Каждая группа предлагает и впоследствии презентует (защищает) перед классом свою памятку – свой проектный продукт. Каждый обучающийся вправе выбрать для себя любой вариант памятки, изготовив её для себя дома в виде творческого домашнего задания, и использовать её в дальнейшей учёбе.

     Сделанная детьми памятка лучше запоминается, потому что она как бы «выстрадана» ими. Таким образом, системно-деятельностный подход в обучении и проектно-исследовательская работа на уроке помогает усваивать учебный материал более продуктивно, на уровне действия. При этом формируются личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия. Такая памятка и при её отсутствии легко восстанавливается в памяти детей.  Чтобы дети не останавливались на каком-либо определённом цвете, мы с детьми решили в демонстрационной таблице самые опасные окончания (орфограммы) выделять красным маркером, а на индивидуальных картах дети выделяли окончания привычными зелёными чернилами.

 Для полноты картины хочу добавить, что для изучения безударных окончаний имён существительных множественного числа была проделана точно такая же работа и в результате исследования получена карта исследований падежных окончаний имён существительных множественного числа (таблица №6).

Таблица№6. Тематическая памятка-опора «Проблемные падежные

 окончания имён существительных множественного числа»

Окончания

имён существительных в ед.ч.

Падежи

1 склонение

2 склонение

3 склонение

И.п.

-ы         -и

-а      -я

         -и

Р.п.

 

-ей -ов -ев

         -ей

Д.п.

-ам      -ям

-ам   -ям

-ам   -ям

В.п.

 

-а  -я  -ей -ов

         -и

Т.п.

-ами   -ями

-ами     -ями

-ами     -ями

П.п.

-ах      -ях

-ах        -ях

-ах        -ях    

Опорные слова

 головы 

 этажи

вещи

Таким образом, вместе с детьми мы «сжимаем, кодируем полученную информацию» [3, 7]  и сохраняем её в виде карты исследований и тематической памятки-опоры, формируя исследовательские умения и навыки.

 Успешные результаты последующих контрольных работ: диктантов, тестов показали практическую эффективность применяемой методики составления памяток-опор и карт исследований для обработки, обобщения и эффективного запоминания учебного материала.  

Список литературы

  1. Воронцов А.Б. Проектные задачи в начальной школе. М.: Просвещение, 2010.-80с.
  2. Полякова А.В. Русский язык: учебник для 3 класса, II часть. М.: Просвещение, 2007. -127с.
  3. Соколова Т.Е. Кодирование и хранение информации: специфика начальной школы. Самара: Учебная литература, 2008. -150с.
  4. Савенков А.И. Исследовательское обучение школьников. Практика образования, №1-2/2011
  5. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших

  школьников. М.: Просвещение,1988. -173с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация по теме самообразования Развитие познавательной деятельности на уроках русского языка в начальной школе»

Если учитель постоянно будет создавать условия для формирования познавательного интереса и целенаправленно его развивать - это будет способствовать достижению более высокого уровня познавательного инт...

Проектная деятельность на уроках русского языка в начальной школе

Среди инновационных педагогических технологий, направленных на личностно-ориентированное обучение, особое место занимает проектная деятельность, в основе которой лежит развитие познавательных навыков ...

Пути создания проблемной сетуации на уроках русского языка в начальной школе.

Надеюсь данная статья поможет учителю сделать урок русского языка более интересным....

Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка в начальной школе (из опыта работы)

Хочу поделиться своим опытом работы с привлечением справочной литературы и Интернет-ресурсов на уроках русского языка....

Тема по самообразованию: Развитие познавательной деятельности на уроках русского языка в начальной школе» Выполнила: Алексеева Г.В., учитель начальных классов, высшей категории

Цель: выявить и изучить наиболее эффективные технологии развития познавательного интереса школьников к учению на уроках русского языкаЗадачи: - изучить психолого-педагогические и методически...

Создание развивающей образовательной среды на уроках русского языка в начальной школе.

К концу первого года обучения происходит существенное изменение в развитии умственной деятельности учащихся. В области восприятия осуществляется переход от непроизвольного к более осмысленному ц...

Использование методов и приёмов развития критического мышления для формирования мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка в начальной школе

Использование методов и приёмов развития критического мышления для формирования мыслительной деятельности учащихсяна уроках русского языка в начальной школе...