Создание тематической памятки-опоры как продукта проектно-исследовательской деятельности на серии уроков русского языка в начальной школе
статья по русскому языку (4 класс) по теме
В данной статье описан практический опыт организации проектно-исследовательской деятельности на уроках русского языка в 4-м классе по системе общего развития Л.В.Занкова
Скачать:
Предварительный просмотр:
О.С.Серикова,
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №1 с УИОП
г.Шебекино Белгородской обл.
СОЗДАНИЕ ТЕМАТИЧЕСКОЙ ПАМЯТКИ-ОПОРЫ КАК ПРОДУКТА ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СЕРИИ УРОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА
Система Л.В.Занкова уже по своему определению всегда опережала время. Опытные учителя-занковцы заметили, что все положения ФГОС НОО давно реализуются в системе. Например, во всех учебных пособиях УМК «Система Л.В.Занкова» заложена работа по формированию исследовательских умений и навыков учащихся, системно-деятельностный подход в обучении, которые являются одними из главных требований нового Федерального государственного стандарта. Благодаря этому учитель-занковец по-своему может строить работу на уроке, применяя, как сейчас стало актуальным, сценарный тип урока. Это значит, что учитель-мастер создаёт на уроке условия, при которых обучающиеся сами выдвигают гипотезы, проводят эксперименты и наблюдения, делают выводы и умозаключения, создают проектные продукты, презентуют и защищают свои мини-проекты.
На моих уроках происходит мозговой штурм, столкновение мнений, коллизии, идёт напряжённая мыслительная работа. В системно-деятельностном подходе деятельность рассматривается как своего рода система, которая включает в себя цель, средство, сам процесс преобразования и его результат. Цель деятельности возникает у человека как «образ предвидимого результата созидания». В моём случае - это создание карт исследований, алгоритмов-моделей, тематических памяток-опор для успешного написания контрольной работы по той или иной теме. Данные продукты проектно-исследовательской деятельности создаются на серии уроков путём совместной поисково-исследовательской деятельности обучающихся и учителя.
Начиная с 1 класса, обучающиеся под моим руководством осуществляют проектно-исследовательскую деятельность. Самым ярким примером является участие во всероссийском этапе конкурса проектно-исследовательских работ учащихся «Я-исследователь–2011», а также общение с профессором, доктором педагогических и психологических наук Александром Ильичом Савенковым. Его учебно-методический комплекс – это основная литература по детским исследованиям. Моя ученица Леусенко Мария представляла проектно-исследовательскую работу «Сколько звуков в русском языке?». Результатом этой работы стала памятка звуко-буквенного анализа слов, которую мы применяем на уроках русского языка.
Далее во втором и третьем классах на уроках совместно с детьми мы составляли алгоритмы-модели по основным правилам русской орфорграфии.
Приведу пример создания карты исследований и тематической памятки-опоры на серии уроков русского языка по теме «Изменение имён существительных по падежам» по учебнику А.В.Поляковой. Демонстрационная карта исследований падежных окончаний имён существительных вывешивается на доску на каждом уроке (таблица №1), а индивидуальные карты исследований (таблица №1) имеются у каждого обучающегося под рукой. Причём структура карты-таблицы обсуждается вместе с обучающимися и может видоизменяться по их желанию.
Таблица№1. Карта исследований падежных окончаний имён существительных единственного числа (заготовка).
Окончания имён существительных в ед.ч. | |||
Падежи | 1 склонение | 2 склонение | 3 склонение |
И.п. | |||
Р.п. |
| ||
Д.п. | |||
В.п. | |||
Т.п. |
| ||
П.п. | |||
Опорные слова |
|
Обучающиеся с помощью учителя формулируют тему исследования «Падежные окончания имён существительных единственного числа», выдвигают различные гипотезы (темы следующих уроков), наблюдают, экспериментируют, делают выводы и умозаключения, создают проектный продукт на всём протяжении изучения этой темы.
Приведу фрагмент урока по теме «Творительный и предложный падежи существительных 2 склонения».
При проверке домашнего задания дети анализируют ударные и безударные окончания имён существительных 2 склонения. Учитель, нацеливая детей на выдвижение гипотезы, задаёт вопрос:
- Проанализируйте, в каких окончаниях можно сделать ошибку?
Дети: В окончаниях сущ. в им.п. нельзя сделать ошибку, т.к. здесь нулевое окончание; в окончаниях сущ. в р.п. тоже нельзя сделать ошибку, т.к. а/о здесь невозможно спутать; тоже самое можно сказать о сущ. в д.п. и в. п. Ошибку можно сделать только в творительном и предложном падеже.
Учитель: А почему? Кто хочет провести фонетический эксперимент?
Дети проводят звукобуквенный анализ слов: дубом [дубам], об олене [ал’эн’и] и делают вывод (умозаключение): «безударные окончания у существительных 2 склонения в творительном и предложном падежах слышаться нечётко, возможно допустить ошибку».
Дети: Можно выдвинуть гипотезу: «Существительные 2 склонения имеют окончания в творительном падеже: -ом, -ем, в предложном: -е».
Затем на демонстрационной и индивидуальных картах исследований отмечаем карандашом нашу гипотезу.
Учитель: Как мы будем проверять эту гипотезу?
Дети: Наблюдать, анализировать и делать умозаключения.
Учитель: Определим тему урока.
Дети: Творительный и предложный падежи существительных 2 склонения.
Цель (для детей): упражняться писать сущ. 2 скл. в Т.п. и П.п., опираясь на слова с ударными окончаниями; продолжить создание памятки-опоры (проектного продукта). От учителя: продолжать учиться грамотно писать и раскрывать секреты русского языка.
Учитель: На какие слова мы будем опираться?
Дети: Мы будем опираться на слова с ударными окончаниями: «зерном, конём, гербом, столом».
На протяжении всего урока, выполняя упражнения из учебника «Русский язык» А.В.Поляковой и задания, предложенные учителем, обучающиеся продолжают наблюдать и сопоставлять ударные и безударные окончания существительных 2 склонения в творительном падеже и предложном падеже, проверенные данные заносятся в таблицу уже ручкой или фломастером (таблица №2).
Таблица№2. Карта исследований падежных окончаний имён существительных единственного числа (заполненная полностью)
Окончания имён существительных в ед.ч. | |||
Падежи | 1 склонение | 2 склонение | 3 склонение |
И.п. | -а -я | ||
Р.п. | -ы -и | -а -я | -и |
Д.п. | -е | -у -ю | -и |
В.п. | -у -ю | -а -я | |
Т.п. | -ёй -ой | -ём -ом | -у -ю |
П.п. | -е | -е | -и |
Опорные слова | земля вода | конь слон | степь |
Эта карта потом может преобразоваться в более ёмкую тематическую памятку-опору, которой разрешается пользоваться на контрольных работах (таблицы №3, №4, №5).
Таблица№3. Тематическая памятка-опора «Проблемные падежные окончания имён существительных единственного числа» (вариант-1)
Падежи | 1 | 2 | 3 |
Р.п. | -и | -и | |
Д.п. | -е | -и | |
П.п. | -е | -е | -и |
Опорные слова | земля | конь | степь |
Таблица№4. Тематическая памятка-опора «Проблемные падежные окончания имён существительных единственного числа» (вариант-2)
Падежи | 1-2 | 3 |
Р.п. | -и | -и
|
Д.п. | -е | |
П.п. | -е | |
Опорные слова | земля | степь |
Таблица№5. Тематическая памятка-опора «Проблемные падежные
окончания имён существительных единственного числа» (вариант-3)
Падежи | 1-2 | 3 |
Р.п. | -и | -и
|
Д.п. | -е | |
П.п. | ||
Опорные слова | земля | степь |
Кстати, такие памятки обучающиеся создают прямо на уроке в группах. Каждая группа предлагает и впоследствии презентует (защищает) перед классом свою памятку – свой проектный продукт. Каждый обучающийся вправе выбрать для себя любой вариант памятки, изготовив её для себя дома в виде творческого домашнего задания, и использовать её в дальнейшей учёбе.
Сделанная детьми памятка лучше запоминается, потому что она как бы «выстрадана» ими. Таким образом, системно-деятельностный подход в обучении и проектно-исследовательская работа на уроке помогает усваивать учебный материал более продуктивно, на уровне действия. При этом формируются личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия. Такая памятка и при её отсутствии легко восстанавливается в памяти детей. Чтобы дети не останавливались на каком-либо определённом цвете, мы с детьми решили в демонстрационной таблице самые опасные окончания (орфограммы) выделять красным маркером, а на индивидуальных картах дети выделяли окончания привычными зелёными чернилами.
Для полноты картины хочу добавить, что для изучения безударных окончаний имён существительных множественного числа была проделана точно такая же работа и в результате исследования получена карта исследований падежных окончаний имён существительных множественного числа (таблица №6).
Таблица№6. Тематическая памятка-опора «Проблемные падежные
окончания имён существительных множественного числа»
Окончания имён существительных в ед.ч. | |||
Падежи | 1 склонение | 2 склонение | 3 склонение |
И.п. | -ы -и | -а -я | -и |
Р.п. |
| -ей -ов -ев | -ей |
Д.п. | -ам -ям | -ам -ям | -ам -ям |
В.п. |
| -а -я -ей -ов | -и |
Т.п. | -ами -ями | -ами -ями | -ами -ями |
П.п. | -ах -ях | -ах -ях | -ах -ях |
Опорные слова | головы | этажи | вещи |
Таким образом, вместе с детьми мы «сжимаем, кодируем полученную информацию» [3, 7] и сохраняем её в виде карты исследований и тематической памятки-опоры, формируя исследовательские умения и навыки.
Успешные результаты последующих контрольных работ: диктантов, тестов показали практическую эффективность применяемой методики составления памяток-опор и карт исследований для обработки, обобщения и эффективного запоминания учебного материала.
Список литературы
- Воронцов А.Б. Проектные задачи в начальной школе. М.: Просвещение, 2010.-80с.
- Полякова А.В. Русский язык: учебник для 3 класса, II часть. М.: Просвещение, 2007. -127с.
- Соколова Т.Е. Кодирование и хранение информации: специфика начальной школы. Самара: Учебная литература, 2008. -150с.
- Савенков А.И. Исследовательское обучение школьников. Практика образования, №1-2/2011
- Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших
школьников. М.: Просвещение,1988. -173с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация по теме самообразования Развитие познавательной деятельности на уроках русского языка в начальной школе»
Если учитель постоянно будет создавать условия для формирования познавательного интереса и целенаправленно его развивать - это будет способствовать достижению более высокого уровня познавательного инт...
Проектная деятельность на уроках русского языка в начальной школе
Среди инновационных педагогических технологий, направленных на личностно-ориентированное обучение, особое место занимает проектная деятельность, в основе которой лежит развитие познавательных навыков ...
Пути создания проблемной сетуации на уроках русского языка в начальной школе.
Надеюсь данная статья поможет учителю сделать урок русского языка более интересным....
Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка в начальной школе (из опыта работы)
Хочу поделиться своим опытом работы с привлечением справочной литературы и Интернет-ресурсов на уроках русского языка....
Тема по самообразованию:Развитие познавательной деятельности на уроках русского языка в начальной школе»Выполнила: Алексеева Г.В., учитель начальных классов, высшей категории
Цель: выявить и изучить наиболее эффективные технологии развития познавательного интереса школьников к учению на уроках русского языкаЗадачи: - изучить психолого-педагогические и методически...
Создание развивающей образовательной среды на уроках русского языка в начальной школе.
К концу первого года обучения происходит существенное изменение в развитии умственной деятельности учащихся. В области восприятия осуществляется переход от непроизвольного к более осмысленному ц...
Использование методов и приёмов развития критического мышления для формирования мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка в начальной школе
Использование методов и приёмов развития критического мышления для формирования мыслительной деятельности учащихсяна уроках русского языка в начальной школе...