Употребление ь после шипящих
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Русский язык в 3 классе .
Учитель: Ковалинская Рена Салаватовна.
Тема: Употребление «ь» знака после шипящих на конце имен существительных женского рода.
Цели: повторить все изученные сведения о существительном, выявить грамматическую функцию «ь» как показателя женского рода путем исследовательской работы учащихся, умение анализировать, прививать навыки самостоятельной работы, развитие внимания, речи, логического мышления.
Оборудование: таблица, рабочая тетрадь, толковый словарь, тест, иллюстрация ландыша.
Ход урока.
1 Организация урока.
Прозвенел звонок,
Начинаем наш урок!
2. Сообщение целей урока.
3. Каллиграфическая минутка.
Тетрадь наклонно положу,
Ручку правильно держу.
ВДВ
вдох
Всякая дорога вдвоем веселей.
( Объясните значение пословицы)
Индивидуальная работа: меч- фонет. разбор.
игрушка, полет, сад - разбор по составу
4. Актуализация прежних знаний:
1). Что называется именем существительным?
2).Что можете сказать об одушевленных и неодушевленных им. сущ-х?
3).Приведите примеры собственных им. сущ-х
Какого рода бывают им. сущ-е?
Как изменяются им. сущ-е?
Какие буквы в русском языке получили название шипящих?
Что можете сказать о звуках, которые обозначают эти буквы? (ж.ш.-всегда тв., ч. щ.—мягкие)
Проверка инд. работы.
5). Словарная работа: Записать слова в 2 столбика:
П..льто, в..р..бьи, к..ньки, с..л..вьи, м.рковь, м..двежьи, помощь.
По каким признакам распределяли слова?
- ь-показ. мягкости
- ь- разделительный
Какое слово здесь лишнее? ПОМОЩЬ
Почему? ( щ- мягкий согл., ь- не явл. показ. мягкости.)
Ь-может выполнять и еще одну работу.
А какую мы узнаем далее.
6). Наблюдение над правописанием буквы « ь» у существительных с шипящим на конце.
Ребята, вот здесь еще такие слова, их надо распределить в 2 столбика.
Плащ, печь, камыш, дочь, ночь, хвощ.
( Толковый словарь—ХВОЩ)
Как распределили слова?
Почему так?
- ж. р. и м. р.
с мягк. знаком и без него.
Какой вывод можно сделать?
В им. сущ ж. р.пишется «ь», а м .р. «ь» не пишется.
СТИХ
Чтобы знать, как писать,
Надо род определять.
Если женский род, то надо
Мягкий знак употреблять.
И тогда мы пишем рожь,
Мышь, печь, сушь и молодежь.
Если род мужской у слова-
Нет знака никакого!
И тогда пиши: калач,
Врач, малыш, гараж и грач!
7). Чтение правила- стр. 170
( вставить в таблицу - сущ. ж. р. в ед. ч. с шипящ. на конце)
8). Физминутка.
Потрудились – отдохнем
Нужно без сомненья
Дружно, быстренько встаем
Выполним движения.
Если вы слышите им. сущ. Ж. Р.-приседайте
М. Р.-хлопайте.
ГАРАЖ, КАЛАЧ, СТОРОЖ, РЕЧЬ, МЫШЬ, МОЛОДЕЖЬ, ПЛАЧ,
8). Закрепление.
Добавь отгадки в нужный столбик.
Загадки
Из меня берут порою
Реки свой исток
А в руках твоих открою я любой замок. ( ключ)
Эта маленькая крошка
Рада даже хлебной крошке,
Потому что до темна
В норке прячется она. ( мышь)
Бросишь о стенку,
А я подскачу.
Бросишь на землю-
А я отскачу.( мяч)
Полежала между елками
Подушечка с иголками.
Тихонечко лежала.
А потом вдруг убежала.( еж )
Творческая работа. № 462.
Составь текст, используя слова- товарищ, рыбалка, луч солнца, лещ, ерш, ландыш, глушь.
Озаглавь текст, напиши.
Кому трудно составить рассказ, составьте предложения и запиши
9). Зарядка для глаз.
10). Чтение рассказов детьми.
ЛАНДЫШ- лекарственное растение, занесено в красную книгу.
Итог
Тестирование
1). Мягкий знак может выполнять:
а). 3 работы
б). 2 работы
в). 1 работу
2). На конце существительных Ж. Р.
а). всегда пишется « ь»
в). не пишется « ь»
3). Мягкий знак после шипящих на конце существительных указывает
а). на род существительных
б). на число
Домашнее задание. №457 стр. 172.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/02/03/picture-55210.jpg)
Урок русского языка в з классе по теме "Школа грамотея. Употребление мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода" УМК "Планета знаний"
Урок русского языка по русскому языку в 3 классе УМК "Планета знаний" на тему "Школа грамотея. Употребление мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода"...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/25/picture-1085951-1543126952.jpg)
Урок русского языка по УМК «Планета Знаний», 3 класс Тема: Употребление мягкого знака после шипящих на конце существительных женского рода (в именительном падеже)
Урок получения новых знаний. Отрабатывается умение работать с алгоритмами. К конспекту урока есть презентация....
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/25/picture-1085951-1543126952.jpg)
Презентация к уроку русского языка 3 класс УМК «Планета Знаний»Тема: Употребление мягкого знака после шипящих на конце существительных женского рода (в именительном падеже)
Эта презентация поможет систематизировать подачу нового материала по теме: Употребление мягкого знака после шипящих на конце существительных женского рода (в именительном падеже)...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/16/picture-551445-1579201590.jpg)
Употребление мягкого знака после шипящих на конце глаголов
laquo;Если быть, то быть лучшим».-Прочитайте высказывание на доске. -Это слова советского летчика – испытателя Валерия Чкалова. Его называют гением пил...
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/22/picture-1290916-1606059722.jpg)
Разработка урока по теме "Школа грамотея. Употребление мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода", УМК "Планета Знаний" (3 класс)
Разработка включает в себя конспект урока и презентацию по теме "Школа грамотея. Употребление мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода"...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/11/picture-1302399-1610381820.jpg)
Конспект урока русского языка "Употребление мягкого знака после шипящих в конце существительных женского рода" (УМК "Перспектива", 3 класс)
Тема: «Употребление мягкого знака после шипящих в конце существительных женского рода» Цели деятельности учителя расширение умений в правописании Ь знака на конце имен существительны...
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/16/picture-1388070-1645030610.jpg)
Проект урока Употребление мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода (русский язык)
класс в 2-х частях» Издательство «Астрель».Тема урока:«Употребление мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода»Задачи урока:1.Познакомить уча...