День Наума Гаимотника
презентация к уроку русского языка (2 класс) по теме
14 декабря День Наума Грамотника. Конспект урока + презентация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.13 КБ |
![]() | 1.65 МБ |
Предварительный просмотр:
Цели:
- Познакомить детей с историческим праздником грамоты, с новыми играми и забавами.
- Расширить знания по устному народному творчеству.
- Развивать память, логическое мышление, внимание, сообразительность.
- Воспитание любви к родине, к русским обрядам и традициям.
- Формировать дружный коллектив.
Сегодня у нас необычный день, а какой мы узнаем из загадочного диктанта.
Конкурс «ЗАГАДОЧНЫЙ ДИКТАНТ» (Отгадав загадки, из первых букв отгадок составляют слово)
На пяти проводах
Отдыхает стая птах. (Ноты)
Листья клёна пожелтели,
В страны юга улетели
Быстрокрылые стрижи.
Что за месяц, подскажи? (Август)
Две антенны на макушке,
А сама сидит в избушке,
На себе её везёт,
Очень медленно ползёт. (Улитка)
Рогатый, а не бодается. (Месяц) НАУМ
А чем знаменателен сегодняшний день? Сегодня мы отмечаем День Наума Грамотника.
Да, действительно, 14 декабря – отмечался такой праздник. Наум Грамотник был покровителем ребят-учеников. Вот и поговорку про это сложили: “Батюшка Наум, наведи меня на ум”. Этот день отмечался как праздник грамоты, как праздник (обряд) посвящения в ученики. Обучение на Руси начиналось, как и сейчас, осенью, в сентябре – в день Кузьмы и Демьяна, поэтому ко дню Наума Грамотника ученики могли уже показать свои успехи. Отцы семейства приглашали учителя (мастера грамоты), чаще всего дьячка, в свой дом. Он приносил с собой букварь и плётку. Вначале ученик получал три символических удара плёткой, а затем показывал родителям свои успехи. Учителя после его трудов угощали, дарили ему подарки. Иногда по древне обряду это был горшок, густо усыпанный монетами. Но чаще всего занятия оплачивались едой: мать ученика приносила учителю курицу, лукошко яиц или горшок с гречневой кашей.
Конкурс «Загадочный диктант»
-Учитель загадывает загадку, ученики отгадывают и записывают первые буквы слов –отгадок. Из первых букв составить фразу.
Сто одежек и все без застежек. (капуста)
По горам, по долам
Ходит шуба да кафтан. (овца)
Два конца, два кольца
А посередине гвоздик. (ножницы)
Молоко пьет, песенку поет,
Чисто умывается,
А с водой не знается. (кот)
На узкой дорожке –
Голова да рожки,
Кто так медленно ползет,
На себе свой дом везет (улитка)
Плаваю под мостиком
И виляю хвостиком. (рыба)
С хозяином дружит, дом сторожит,
Живет под крылечком, а хвост колечком. (собака)
Маленький , удаленький,
Сквозь землю прошел,
Красну шапочку нашел. (гриб)
Зубов много, а ничего не ест. (расческа)
Сам алый, сахарный,
Кафтан зеленый, бархатный. (арбуз)
Живет в норке.
Грызет корки,
Короткие ножки
Быстрее кошки. (мышка)
На носу сидели,
На мир глядели,
За уши держались (очки)
Толста и желтокожа,
Всю жизнь проводит лежа. (тыква)
Зимой и летом
Одним цветом (ель)
Что же это за девица?
Ни швея ,не мастерица.
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год. (ежиха)
Кто зимой холодной,
Бродит злой, голодный? (волк)
-Итак, ребята, что за фраза у вас получилась? (Конкурс грамотеев)
Конкурс «Разминка»
Составить из слова «орфограмма» как можно больше слов.
Задание «Узнай пословицу по двум словам» :
Труда – пруда (Без труда не вытащишь и рыбки из пруда)
Шило - мешок (Шила в мешке не утаишь)
Кататься - возить (Любишь кататься – люби и саночки возит).
Время- потехе (Делу время - потехе час)
Дело - мастер (Дело мастера боится)
Дело - смело (Сделал дело - гуляй смело)
Задание: «По описанию определите животное»:
- Зимой белый – на снегу его не заметить. Летом – бурый, лишь брюхо белое.(заяц)
- Дикий вид этого животного сохранился только в Монголии, в самых глухих уголках кустарниковых пустынь. Зимует в горах: спасается от холодных ветров. Кормиться колючими кустарниками, молодыми побегами саксаула, а осенью – в оазисах листьями тополя и тростником. Может подолгу не есть и не пить. Пищу и воду запасает в виде жира «впрок» в горбах. (верблюд)
- Хоть и хищница, но не отказывается от фруктов и ягод. Знаменитая участница русских народных сказок. (лиса)
А теперь проверим вашу сообразительность. Разгадайте загадки, но не быстро отвечайте – подумайте вначале.
1. Чем заканчиваются день и ночь? (Мягким знаком.)
2. Что можно видеть закрытыми глазами? (Сон.)
3. Какой месяц короче всех? (Май.)
4. На какой вопрос никто и никогда не ответит «да»? (На общий вопрос, который начинается с вопросительных слов: когда, что, почему.)
5. В комнате горело пять свечей. Человек потушил три свечи. Сколько осталось? (Три свечи, остальные сгорели.)
6. В корзине три яблока. Как поделить их между тремя девочками так, чтобы одно яблоко осталась в корзине? (Отдать одно вместе с корзиной.)
7. Сколько концов у одной палки? А у двух? У двух с половиной?
8. Сколько хвостов у семи ослов?
9. Сколько носов у пяти псов?
10. Сколько пальчиков у двух мальчиков?
11. Сколько ушей у пяти малышей?
12. Сколько ушек у трёх старушек?
- А теперь разгадайте загадки про знаки препинания.
На странице я стою,
Всем вопросы задаю.
Согнут я всегда в дугу -
Разогнуться не могу. (Вопросительный знак.)
На крохотное ушко
Похожа завитушка.
Велит нам
Постоять чуть-чуть
И отправляться
Дальше в путь. (Запятая.)
На странице вверх тормашками
Торчу!
Восхищаюсь,
Возмущаюсь и кричу! (Восклицательный знак.)
Я - минус в математике,
Но знак другой в грамматике.
Знаком я детворе,
Меня зовут... (тире),
Я маковой крупинкой
Упала на тропинку,
Остановила вас –
Закончила рассказ- (Точка.)
Всегда подслушать норовят
То, что другие говорят. (Кавычки)
Словам раскрывают объятья:
- Ждём в гости вас, милые братья. (Скобки)
- Скажите, а зачем нужны знаки препинания в русском языке?
1. Мал малышок, а мудрые пути кажет. (Перо.)
2.Семя плоско, поле гладко, кто умеет, тот и сеет; семя не всходит, а плод приносит. (Письмо.)
3. В деревянной рубашке чёрная душа. (Карандаш.)
4. Какая водица только для грамотных годится? (Чернила.)
5. Чёрные, кривые
От рожденья все немые.
Станут в ряд –
Сейчас заговорят. (Буквы.)
6. Жалованья не получаю, а учу днём и ночью. (Книга.)
7. Чёрные чернизины, как они нанизаны,
Засмотрелся Фома – понабрался ума. (Буквы.)
Как многообразен русский язык, мы за столь небольшое время лишь слегка коснулись его кладезей. Любите, изучайте русский язык.
Чтобы больше узнать о нашем языке, нужно многому учиться. Сегодня вы показали свои знания, и думаю, если бы присутствовали ваши родители здесь, то были бы рады увидеть ваши успехи, и плетей вам бы не досталось.
Напоследок примите эти узелки на память. Раньше, чтобы не забыть что-то сделать, завязывали узелок на память.
(Достаю верёвочки с узелками).
Первый узелок гласит: «Во время ученья нельзя есть, а то заешь выученное»
Второй узелок гласит: «Если учишь по книге, то, окончив, должен её закрыть, в противном случае всё позабудешь.
Помните об этом, когда грамоте обучаетесь!
И не забудьте, что 14 декабря - … (день Наума Грамотника).
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Пророк Наум «Придёт Наум-наставит на ум»
Пророк Наум стал покровителем грамотеев. Причины две — созвучие слов (ум и Наум) и крестьянский календарь: зимой работы было меньше, а времени для освоения грамоты — больше... Так приобрел пророк Наум эпитет “Грамотник”.
Наум – святой ветхозаветный пророк. Родился он в Галилее в VII веке до Рождества Христова, предсказал гибель ассирийского города Ниневии. На Руси издревле почитали его помощником во всякого рода умственных занятиях, отчего и прозвали его Грамотником.
В первый день встречи с учителем тот должен был наградить каждого из учеников тремя символическими ударами плеткой. Дети же каждое занятие должны были начинать с трех земных поклонов учителю и обязаны были слушаться его беспрекословно. В награду за труды отец с матерью подносили учителю каравай хлеба и полотенце, в которое завязывали и деньги в качестве оплаты занятий. Но чаще всего занятия оплачивались едой. Мать ученика приносила учителю курицу, лукошко яиц или горшок с гречневой кашей.
Просыпайтесь ранёхонько, Умывайтесь белёхонько, В Божью церковь собирайтесь, За азбуку принимайтесь! Богу помолитесь – До всего дойдёте: Святой Наум наставит на ум.
В детских прописях и азбуковниках XVII века можно было прочитать такую молитву: «Святой пророче Божий Науме, вразуми мя и накажи своею милостью добре руководствию навыкати».
Славянская азбука
Школа в Московской Руси. Художник Б.М. Кустодиев. 1912г.
Устный счёт. Художник Н.П.Богданов-Бельский. 1895 г.
«Корень учения горек, но плод его сладок»
Желание учиться
Пословицы о святом Науме Придёт Наум – наведёт на ум. Пророк Наум наставит на ум. Батюшка Наум, наведи меня на ум.
Пословицы русского народа Грамоте учиться всегда пригодится. Побольше грамотных – поменьше дураков. Кто грамоте горазд, тому не пропасть. Корень учения горек, да плод его сладок. Красна птица перьем, а человек ученьем. Не на пользу читать, коли только вершки хватать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час: "День Наума Грамотника"
Приобщить детей к истокам русской народной культуры, расширять кругозор, развивать память, внимание, стремление узнать новое....
Викторина «Что это за день – Наумов день»
Возрождая старые традиции, в нашей школе ежегодно 14 декабря проводится линейка, посвящённая празднику Наума-Грамотника. В 2012 году, готовясь к Наумову Дню, ученики 2...

классный час на тему: "День Наума Грамотника"
Конспект внеклассного мероприятияТема: День Наума ГрамотникаЦели: 1. Способствовать закреплению полученных знаний2....
День Наума Грамотника
Сценарий праздника для начальной школы. 14 декабря православная церковь отмечает память пророка Наума. На Руси пророка Наума считали покровителем учащихся и называли Грамотником. В народе к этому свят...
День Наума Грамотника.
О появлении праздника на Руси....