День Наума Гаимотника
презентация к уроку русского языка (2 класс) по теме
14 декабря День Наума Грамотника. Конспект урока + презентация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 20.13 КБ |
pril1.ppt | 1.65 МБ |
Предварительный просмотр:
Цели:
- Познакомить детей с историческим праздником грамоты, с новыми играми и забавами.
- Расширить знания по устному народному творчеству.
- Развивать память, логическое мышление, внимание, сообразительность.
- Воспитание любви к родине, к русским обрядам и традициям.
- Формировать дружный коллектив.
Сегодня у нас необычный день, а какой мы узнаем из загадочного диктанта.
Конкурс «ЗАГАДОЧНЫЙ ДИКТАНТ» (Отгадав загадки, из первых букв отгадок составляют слово)
На пяти проводах
Отдыхает стая птах. (Ноты)
Листья клёна пожелтели,
В страны юга улетели
Быстрокрылые стрижи.
Что за месяц, подскажи? (Август)
Две антенны на макушке,
А сама сидит в избушке,
На себе её везёт,
Очень медленно ползёт. (Улитка)
Рогатый, а не бодается. (Месяц) НАУМ
А чем знаменателен сегодняшний день? Сегодня мы отмечаем День Наума Грамотника.
Да, действительно, 14 декабря – отмечался такой праздник. Наум Грамотник был покровителем ребят-учеников. Вот и поговорку про это сложили: “Батюшка Наум, наведи меня на ум”. Этот день отмечался как праздник грамоты, как праздник (обряд) посвящения в ученики. Обучение на Руси начиналось, как и сейчас, осенью, в сентябре – в день Кузьмы и Демьяна, поэтому ко дню Наума Грамотника ученики могли уже показать свои успехи. Отцы семейства приглашали учителя (мастера грамоты), чаще всего дьячка, в свой дом. Он приносил с собой букварь и плётку. Вначале ученик получал три символических удара плёткой, а затем показывал родителям свои успехи. Учителя после его трудов угощали, дарили ему подарки. Иногда по древне обряду это был горшок, густо усыпанный монетами. Но чаще всего занятия оплачивались едой: мать ученика приносила учителю курицу, лукошко яиц или горшок с гречневой кашей.
Конкурс «Загадочный диктант»
-Учитель загадывает загадку, ученики отгадывают и записывают первые буквы слов –отгадок. Из первых букв составить фразу.
Сто одежек и все без застежек. (капуста)
По горам, по долам
Ходит шуба да кафтан. (овца)
Два конца, два кольца
А посередине гвоздик. (ножницы)
Молоко пьет, песенку поет,
Чисто умывается,
А с водой не знается. (кот)
На узкой дорожке –
Голова да рожки,
Кто так медленно ползет,
На себе свой дом везет (улитка)
Плаваю под мостиком
И виляю хвостиком. (рыба)
С хозяином дружит, дом сторожит,
Живет под крылечком, а хвост колечком. (собака)
Маленький , удаленький,
Сквозь землю прошел,
Красну шапочку нашел. (гриб)
Зубов много, а ничего не ест. (расческа)
Сам алый, сахарный,
Кафтан зеленый, бархатный. (арбуз)
Живет в норке.
Грызет корки,
Короткие ножки
Быстрее кошки. (мышка)
На носу сидели,
На мир глядели,
За уши держались (очки)
Толста и желтокожа,
Всю жизнь проводит лежа. (тыква)
Зимой и летом
Одним цветом (ель)
Что же это за девица?
Ни швея ,не мастерица.
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год. (ежиха)
Кто зимой холодной,
Бродит злой, голодный? (волк)
-Итак, ребята, что за фраза у вас получилась? (Конкурс грамотеев)
Конкурс «Разминка»
Составить из слова «орфограмма» как можно больше слов.
Задание «Узнай пословицу по двум словам» :
Труда – пруда (Без труда не вытащишь и рыбки из пруда)
Шило - мешок (Шила в мешке не утаишь)
Кататься - возить (Любишь кататься – люби и саночки возит).
Время- потехе (Делу время - потехе час)
Дело - мастер (Дело мастера боится)
Дело - смело (Сделал дело - гуляй смело)
Задание: «По описанию определите животное»:
- Зимой белый – на снегу его не заметить. Летом – бурый, лишь брюхо белое.(заяц)
- Дикий вид этого животного сохранился только в Монголии, в самых глухих уголках кустарниковых пустынь. Зимует в горах: спасается от холодных ветров. Кормиться колючими кустарниками, молодыми побегами саксаула, а осенью – в оазисах листьями тополя и тростником. Может подолгу не есть и не пить. Пищу и воду запасает в виде жира «впрок» в горбах. (верблюд)
- Хоть и хищница, но не отказывается от фруктов и ягод. Знаменитая участница русских народных сказок. (лиса)
А теперь проверим вашу сообразительность. Разгадайте загадки, но не быстро отвечайте – подумайте вначале.
1. Чем заканчиваются день и ночь? (Мягким знаком.)
2. Что можно видеть закрытыми глазами? (Сон.)
3. Какой месяц короче всех? (Май.)
4. На какой вопрос никто и никогда не ответит «да»? (На общий вопрос, который начинается с вопросительных слов: когда, что, почему.)
5. В комнате горело пять свечей. Человек потушил три свечи. Сколько осталось? (Три свечи, остальные сгорели.)
6. В корзине три яблока. Как поделить их между тремя девочками так, чтобы одно яблоко осталась в корзине? (Отдать одно вместе с корзиной.)
7. Сколько концов у одной палки? А у двух? У двух с половиной?
8. Сколько хвостов у семи ослов?
9. Сколько носов у пяти псов?
10. Сколько пальчиков у двух мальчиков?
11. Сколько ушей у пяти малышей?
12. Сколько ушек у трёх старушек?
- А теперь разгадайте загадки про знаки препинания.
На странице я стою,
Всем вопросы задаю.
Согнут я всегда в дугу -
Разогнуться не могу. (Вопросительный знак.)
На крохотное ушко
Похожа завитушка.
Велит нам
Постоять чуть-чуть
И отправляться
Дальше в путь. (Запятая.)
На странице вверх тормашками
Торчу!
Восхищаюсь,
Возмущаюсь и кричу! (Восклицательный знак.)
Я - минус в математике,
Но знак другой в грамматике.
Знаком я детворе,
Меня зовут... (тире),
Я маковой крупинкой
Упала на тропинку,
Остановила вас –
Закончила рассказ- (Точка.)
Всегда подслушать норовят
То, что другие говорят. (Кавычки)
Словам раскрывают объятья:
- Ждём в гости вас, милые братья. (Скобки)
- Скажите, а зачем нужны знаки препинания в русском языке?
1. Мал малышок, а мудрые пути кажет. (Перо.)
2.Семя плоско, поле гладко, кто умеет, тот и сеет; семя не всходит, а плод приносит. (Письмо.)
3. В деревянной рубашке чёрная душа. (Карандаш.)
4. Какая водица только для грамотных годится? (Чернила.)
5. Чёрные, кривые
От рожденья все немые.
Станут в ряд –
Сейчас заговорят. (Буквы.)
6. Жалованья не получаю, а учу днём и ночью. (Книга.)
7. Чёрные чернизины, как они нанизаны,
Засмотрелся Фома – понабрался ума. (Буквы.)
Как многообразен русский язык, мы за столь небольшое время лишь слегка коснулись его кладезей. Любите, изучайте русский язык.
Чтобы больше узнать о нашем языке, нужно многому учиться. Сегодня вы показали свои знания, и думаю, если бы присутствовали ваши родители здесь, то были бы рады увидеть ваши успехи, и плетей вам бы не досталось.
Напоследок примите эти узелки на память. Раньше, чтобы не забыть что-то сделать, завязывали узелок на память.
(Достаю верёвочки с узелками).
Первый узелок гласит: «Во время ученья нельзя есть, а то заешь выученное»
Второй узелок гласит: «Если учишь по книге, то, окончив, должен её закрыть, в противном случае всё позабудешь.
Помните об этом, когда грамоте обучаетесь!
И не забудьте, что 14 декабря - … (день Наума Грамотника).
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Пророк Наум «Придёт Наум-наставит на ум»
Пророк Наум стал покровителем грамотеев. Причины две — созвучие слов (ум и Наум) и крестьянский календарь: зимой работы было меньше, а времени для освоения грамоты — больше... Так приобрел пророк Наум эпитет “Грамотник”.
Наум – святой ветхозаветный пророк. Родился он в Галилее в VII веке до Рождества Христова, предсказал гибель ассирийского города Ниневии. На Руси издревле почитали его помощником во всякого рода умственных занятиях, отчего и прозвали его Грамотником.
В первый день встречи с учителем тот должен был наградить каждого из учеников тремя символическими ударами плеткой. Дети же каждое занятие должны были начинать с трех земных поклонов учителю и обязаны были слушаться его беспрекословно. В награду за труды отец с матерью подносили учителю каравай хлеба и полотенце, в которое завязывали и деньги в качестве оплаты занятий. Но чаще всего занятия оплачивались едой. Мать ученика приносила учителю курицу, лукошко яиц или горшок с гречневой кашей.
Просыпайтесь ранёхонько, Умывайтесь белёхонько, В Божью церковь собирайтесь, За азбуку принимайтесь! Богу помолитесь – До всего дойдёте: Святой Наум наставит на ум.
В детских прописях и азбуковниках XVII века можно было прочитать такую молитву: «Святой пророче Божий Науме, вразуми мя и накажи своею милостью добре руководствию навыкати».
Славянская азбука
Школа в Московской Руси. Художник Б.М. Кустодиев. 1912г.
Устный счёт. Художник Н.П.Богданов-Бельский. 1895 г.
«Корень учения горек, но плод его сладок»
Желание учиться
Пословицы о святом Науме Придёт Наум – наведёт на ум. Пророк Наум наставит на ум. Батюшка Наум, наведи меня на ум.
Пословицы русского народа Грамоте учиться всегда пригодится. Побольше грамотных – поменьше дураков. Кто грамоте горазд, тому не пропасть. Корень учения горек, да плод его сладок. Красна птица перьем, а человек ученьем. Не на пользу читать, коли только вершки хватать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час: "День Наума Грамотника"
Приобщить детей к истокам русской народной культуры, расширять кругозор, развивать память, внимание, стремление узнать новое....
Викторина «Что это за день – Наумов день»
Возрождая старые традиции, в нашей школе ежегодно 14 декабря проводится линейка, посвящённая празднику Наума-Грамотника. В 2012 году, готовясь к Наумову Дню, ученики 2...
классный час на тему: "День Наума Грамотника"
Конспект внеклассного мероприятияТема: День Наума ГрамотникаЦели: 1. Способствовать закреплению полученных знаний2....
День Наума Грамотника
12 декабря - "День Наума Грамотника"...
День Наума Грамотника (презентация)
Презентация "День Наума Грамотника"...
День Наума Грамотника
Сценарий праздника для начальной школы. 14 декабря православная церковь отмечает память пророка Наума. На Руси пророка Наума считали покровителем учащихся и называли Грамотником. В народе к этому свят...
День Наума Грамотника.
О появлении праздника на Руси....