Урок русского языка: Разделительный твердый знак
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Разделительный твёрдый знак»
Цель урока: ознакомление с правилом употребления твёрдого знака.
Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Проверка домашнего задания.
- Двое работают у доски с заданием:
Выписать из домашнего упражнения на доску слова с приставками, выделить приставки.
Выписать слова с предлогами, подчеркнуть предлоги.
- Выделить приставки в словах. Помните, что, если отделить приставку, оставшиеся части будут иметь свои «смыслинки». А, если «смыслинок» нет, значит, вы отделили не приставку, а просто бессмысленно разрезали слово:
ворваться, воевать, ворох, вогнать;
добраться, домашний, доверить, доброта;
предвидеть, предсказать, предмет;
подписать, порох, подправить;
сотрудник, соловей, соединение.
- Работа над новым материалом. Постановка учебной задачи.
- Используя приставки, и, опираясь на изображения на слайдах, (Слайды №№1-3) придумайте слова. (Подъезд, съёмка, подъём, объявление, воробьи, муравьи, ульи)
- Определите на слух, что общего в этих словах? Какой звук есть во всех словах? (Звук i.(йот). Он прячется буквах е, ё, ю, я)
- После каких звуков слышим этот звук? ( После согласных)
- О чём нам это говорит? (Что в этих словах нужно писать разделительный ь)
- Давайте вспомним, когда нужно писать в слове разделительный ь. (После согласных перед буквами е, ё, ю.я, и.) На доске нарисовать уже известный детям рисунок:
е
ё
согл. Ь ю
я
и
- Подходит это правило здесь? (Отвечают по-разному))
Посмотрите в своих словарях как пишутся эти слова. Что заметили? (В одних словах пишется ъ, в других ь)
подъезд муравьи
съёмка воробьи
подъём ульи
- «Открытие» правила о написании разделительного ъ в сравнении с правилом о разделительном ь.
- Тогда почему все-таки в одних словах пишется ь, а в других - ъ?
- Разберите слова по составу. Что заметили? (ъ пишется после приставок, ь – нет) Слайд 4
- Обратите внимание, на какую букву заканчиваются приставки, после которых пишется ъ? ( На согласную) Слайд №5)
- Как показать на рисунке, что ъ пишется после приставок перед буквами я, ё, ю, я? ( Он будет похожа на рисунок про ь)
- В чём будет видно отличие? ( Не будет буквы и.)
- Вспомните, какие мы используем обозначения, когда разбираем слова по составу. (Подвести детей к мысли, как можно показать различие правил на рисунке)
я
согл. Ъ е
ю
е
- Что нужно изменить на рисунке про Ь, чтобы пояснить отличие? (Показать, что Ь в корне.)
я
ё
согл. Ь ю
е
(Слайд №5) и
Прочитайте в учебнике правило.
- Выведение алгоритма рассуждения.
- Что нужно сделать перед тем, как написать ь или ъ? (Определить место знака в слове. Если после приставки – ъ, если в корне – ь)
- Вот это и надо запомнить. Посмотрите алгоритм рассуждения при написании ъ в слове. ( слайд №6 )
- Потренируемся в использовании алгоритма. Вставьте пропущенные буквы в словах: Винни Пух с…ел весь мёд и варен…е. (Слайд №7)
(Образец рассуждения: с…ел, поел, ел – с- -это приставка, значит, нужно вставить букву ъ. Варен…е, вареник – в корне, значит, надо писать ь) Прим.: алгоритм применяют до тех пор, пока есть необходимость.
- Упражнение в употреблении ъ.
- Спишите слова. Выделите приставки. Подчеркните гласные, с которых начинается корень и разделительный твёрдый знак.
Объезд, съезд, разъезд, въезд, отъезд, отъехать, съехать, разъехаться, въехать, подъехать.
Объявить, объяснить, объявление, разъяснение, разъярить, разъярённый.
- Спишите пары слов, вставляя пропущенные буквы. Выделите приставки, подчеркните твёрдый знак и гласную после него.
Необъятная страна, объявление в газете, съёмка фильма, подъём в гору, въехать в квартиру, съедобные грибы, подъездные пути, разъярённый лев, первый подъезд.
- Запись под диктовку (упр.351)
- Выборочный диктант: выписать все слова с ъ.
Всё вокруг объято страхом –
Разъярённый людоед
Объявил, что съест сегодня
Замечательный обед.
В сверхъестественной тревоге
Всё зверьё уносит ноги.
Даже несъедобный ёжик
Съёжился от страха тоже.
Разъярённый людоед
Мигом съел мешок конфет,
Закусил печеньем плотно.
Он отъявленный злодей,
Но совсем не ест людей
И не трогает животных.
С Бондаренко
- Проверка: объято, разъярённый, объявил, съест, сверхъестественной, несъедобный, съёжился, съел, отъявленный.
- Домашнее задание: упр.353, знать правило о твёрдом знаке.
- Итог урока:
- Когда в словах пишется Ъ?
- Когда в словах пишется Ь?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка: Разделительный твердый знак
Проблема формирования орфографического навыка в начальных классах – одна из ведущих в русском языке. Работа учителя по орфографии, в основном, идет стереотипно: учащиеся заучивают правило, затем упраж...
Конспект урока русского языка "Разделительный мягкий знак" во 2-м классе.
Цель работы: Способствовать ознакомлению с правилом употребления мягкого знака, формированию умения соотносить произношение слова и его написание;Новизна работы. Использование на уроках сингапур...
Конспект урока русского языка "Разделительный мягкий знак"
Данная разработка предназначена для учащихся 2 класса по УМК "Школа России".Начиная с минутки чистописания ребята вместе с учителем повторяют уже имеющиеся знания о разделительном мягком знаке.Работу ...
Урок русского языка -Разделительный мягкий знак
Урок русского языка -Разделительный мягкий знак...
Презентация к уроку русского языка "Разделительный твердый знак"
Презентация содержит краткие выводы,алгоритм...
Конспект урока русского языка "Разделительный мягкий знак"
Урок русского языка во 2 классе...
Технологическая карта урока русского языка «Разделительный твердый и мягкий знаки» ( УМК «Перспектива» , 3 класс)
Цель урока: формирование орфографического навыка правописания разделительного твердого и мягкого знаков в корнях слов и на границе приставки и корня.Задачи урокаДидактические:Закрепить знание правил о...