"Падежные окончания существительных 1, 2, 3 склонения" - 3 класс.
методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему
Урок русского языка проведен по УМК "Начальная школа XXI века"с использованием компетентностного подхода в обучении. Перед учащимися возникает необходимость правильного выбора падежного окончания существительного для подписи открытки.Использованы методы работы в парах и в группе, игровые приемы. Алгоритм выбора окончания существительного отрабатывается по карточкам-сорбонкам. К уроку прилагается призентация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3f7b71.doc | 93 КБ |
urok_russkogo.ppt | 1.11 МБ |
Предварительный просмотр:
Компетентностный подход в обучении на уроке русского языка в 3 классе по программе «Начальная школа XXI века»
Учитель: Очкасова Светлана Ивановна,
МОУ сош №3 г. Красный Кут
Саратовской области
Компетентностный подход в обучении предполагает:
- Учёт индивидуальных особенностей;
- Деятельностный характер обучения;
- Активность ребёнка как субъекта образовательного процесса;
- Сотрудничество в коллективной работе;
- Результативность обучения.
Я остановлюсь на технологиях, которые применяю в своей практике.
Первая, это технология активного обучения.
Использую такие методы как
- дидактические игры
- проблемные ситуации
- мозговая атака
- обучение по алгоритму
Вторая технология – это технология интерактивного обучения.
В основе её лежит погружение учащихся в общение и взаимодействие, что способствует формированию коммуникативной компетенции учащихся. Использую метод работы в парах, группах.
.Для формирования ключевых компетенций необходим соответствующий уровень мотивации у школьников. Для активизации познавательного процесса применяю технологию личностно-ориентированного обучения.
Кроме выше упомянутых, использую ещё такие приёмы, как
- создание ситуации успеха
- оценка собственной деятельности и деятельности других
- разноуровневые и дозированные задания
- практическая направленность (связь с конкретной жизненной ситуацией)
УМК «Начальная школа XXI в.» позволяет реализовать все эти методы и приёмы.
Тема: «Падежные окончания имён существительных 1, 2, 3 склонения».
Задачи урока: отработка правописания безударных падежных окончаний имён существительных, орфографический тренинг; развитие у ключевых компетенций у учащихся.
Слайды 1-2.
Ход урока.
I. Организация.
Игровое приветствие “Здравствуйте!”
Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:
- желаю (соприкасаются большими пальцами);
- успеха (указательными);
- большого (средними);
- во всём (безымянными);
- и везде (мизинцами);
- Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)
Прозвенел звонок –
Начинается урок!
II. Повторение пройденного.
- Выполним задания по рядам:
Слайд 3.
1 ряд. Объясни выбор букв ы/и после звука [ц] в словах каждого столбика:
Ц…ркач зайц… милиц…я
Ц…фровой птиц… станц…я
Ц…тата огурц… традиц…я
2 ряд. Поставьте существительные помидоры, яблоки, носки, килограммы в форму родительного падежа множественного числа.
3 ряд. Назови слова, в которых пропущена буква е, объясни свой выбор.
Кирпич…м, туч…й, крыш…й, лапш…й, кольц…м, певиц…й.
- Поднимите глазки вверх, опустите вниз, посмотрите влево, посмотрите вправо, посмотрите назад. А теперь посмотрите на меня.
- Интеллектуальная разминка.
- Отвечаем очень быстро!
- К I склонению относятся существительные …
- Значение слова «помидор» … (золотое яблоко – см. стр.78 учебника)
- Вопросы родительного падежа …
- Предлоги к, по относятся …
- Что значит поставить существительное в начальную форму?
- О ком? о чём? – это вопросы …
- У существительных какого склонения не бывает падежного окончания –е?
- Назовите опорные слова I склонения.
- Вопросы творительного падежа …
- Чему равна сумма склонений существительных зима и лето?
- В каком склонении не бывает падежного окончания –и?
- Чтобы выделить окончание, нужно …
- Назовите весенние месяцы … Что общего в этих словах?
- В каком из этих слов все согласные твёрдые?
- Чистописание.
- Прописываем буквы л, м , отрабатывая: 1) соединительный штрих; 2)начало буквы; 3) «уголок» буквы.
л м л м л м л м л м л м
ел ем ал ам лл мм
март апрель май
- Какой праздник отмечает наша страна в мае?
- Сколько лет прошло со дня победы? (Несколько слов об этом светлом празднике.)
V . Постановка проблемы.
- Настя сделала ко Дню Победы открытку и стала её подписывать (слайд 4.), но у нее возникли затруднения. Что-то она знала как правильно написать ,а в чем-то сомневалась.
Дорогому дедушк… Ван… От любимой внучк… Наст… . |
- Какие орфограммы Настя написала правильно?
- Какие орфограммы она пропустила?
- Сформулируйте тему сегодняшнего урока.
- Что нужно знать и уметь делать, чтобы правильно выбрать окончание существительного?
VI. Сообщение темы.
- Сегодня на уроке будем отрабатывать умение правильно писать падежные окончания имён существительных трёх склонений.
VII. Релаксация (физминутка).
- Для начала настроимся на серьёзную и важную работу.
- Встаньте.
- Наши воины одержали победу над врагом ещё и потому, что всегда неукоснительно, без пререканий выполняли приказы и команды командиров.
- Не обращая внимания на мои движения, выполняем приказы:
1. – Руки на пояс! (Я опускаю руки вниз.)
2. – Наклоны вправо! (Хлопаю справа.)
- Наклоны влево! (Хлопаю слева.)
3.- Круговые вращения головой! (Вращаю кистями рук.)
4.- Приседаем! (Делаю рывки руками.)
5. – Ровно встали, правильно сели.
- Работа по теме.
- Групповое задание (сильным, 3-4 человека):
- У нас в классе есть Знатоки русского языка, которые составят порядок определения окончания е/и у имён существительных единственного числа
Алгоритм предлагаю на карточках, которые после коллективного обсуждения ребята в нужном порядке прикрепляют на магнитную доску и готовят устное выступление с примерами:
Определи, подчиняется ли слово общему правилу | |
Если нет | Если да |
слова на – -ий, -ие: в предложном падеже – -и | Вспомни опорные слова 1-е склонение (весна, земля) в родительном падеже – -и |
слова на – -ия: в родительном падеже – -и в дательном падеже – -и в предложном падеже – -и | 3-е склонение (рожь): в родительном падеже – -и в дательном падеже – -и в предложном падеже – -и |
Примеры: без щедрост…, на вертолёт…, к Австрали…, из матрёшк… .
2. Работа в парах.
- Посмотрите на экран. Что изобразила Настя? Слайд 5.
- А кто из вас принял участие в конкурсе рисунка «65-летие Победы»?
Задание: найдите на рисунке как можно больше имён существительных 1-го, 2-го, 1-го склонения. Запишите их в три столбика.
- Проверим.
А я нашла вот такие слова (Слайд 6):
1склонение 2 склонение 3 склонение
награда орден медаль
звезда парад высь
победа календарь сирень
ласточка внук ветвь
Обобщение: как же определить 1 (2, 3) склонение существительных?
3. Определение падежа.
Задание-эстафета. Игра «Собери падеж».
Встаньте в колонки друг за другом между партами и по очереди выходя к доске, прикрепите карточки к нужному падежу.
Родительный: Дательный: Предложный:
из кружки по котлете на травке
без ручки к девочке о лекарстве
с ёлки по обочине в задаче
для жизни к кошке на опушке
около беседки к печке о сигнале
от нитки по области в тетради
- Проверим:
Как вы определили существительные родительного падежа? (по вопросу и предлогу) и т.д.
- Почему в дательном и предложном падежах встретилось окончание и?
4. Заслушивание Знатоков русского языка:
Как выбрать -е, -и в окончаниях имён существительных?
Что нас выручит, если мы забудем падежное окончание? (Слова с ударным окончанием.)
Напомните эти слова-помощники.(Конь, огонь, земля, вода меня выручат всегда в степи.)
VII. Закрепление.
1. - Выполняем упражнение №4 на странице 93. Пользуемся при затруднении таблицей на странице 92.
2. Применение алгоритма в практической деятельности. Работа в парах по карточкам-сорбонкам. Образец карточки:
Вставить пропущенные буквы, объясняя свой выбор.
Около стенк…
На крыш…
Из-за пазух…
В серединк…
К газел…
По област…
А) Устно: учитель (красная сторона, с объяснением), ученик ( зелёная сторона, с пробелами). Переворачивают карточки – меняется цвет и соответственно роли.
Б) Меняемся карточками. Слова с зелёной карточки самостоятельно запишите в тетрадь, указывая склонение, падеж и выделяя окончание
2. Самостоятельная работа для Знатоков русского языка у доски:
- Исправь ошибки в окончаниях имён существительных и дай объяснение.
На доске текст:
Многие ребята в нашем классе
3. - Работу в парах мы заканчиваем и давайте обратимся снова к нашим Знатокам русского языка.
(проверка исправленных ошибок в тексте на доске)
VIII. Рефлексия.
Услышим скоро мы звонок.
Пора заканчивать урок!
1. Тест. – Проверим себя: как усвоили тему. Прочитай внимательно. Если соглашаешься с высказыванием, поставь плюс, если не соглашаешься, поставь минус.
1. | У имён существительных третьего склонения во всех падежах пишется окончание – -и. | |
2. | У имён существительных третьего склонения окончание -и пишется в родительном, дательном и предложном падежах. | |
3. | У имён существительных второго склонения никогда не пишется окончание -и. | |
4. | В окончаниях имён существительных после шипящих и ц под ударением пишется буква о. без ударения – е. | |
5. | В окончаниях имён существительных после шипящих и ц всегда пишется буква о. | |
6. | У имён существительных первого склонения в предложном падеже пишется окончание -и . | |
7. | У имён существительных первого склонения в предложном падеже пишется окончание -е . | |
8. | Словом-подсказкой для имён существительных первого склонения с безударными окончаниями может быть слово весна. | |
9. | У существительных на –ия окончание – -и бывает только в предложном падеже. | |
10. | Вставьте нужные окончания: Дорогому дедушк… Ван … от внучк… Наст… |
- Проверьте правильность своих ответов (слайд 7).
- Карточка самоанализа и самооценки (на обратной стороне теста) – слайд 8.
Активен ли ты был на уроке? Отметь знаком + или - | ||
1. | Интеллектуальная разминка. | |
2. | Склонение существительных (по картинке). | |
3. | Игра «Собери падеж». | |
4. | Работа в паре (по карточкам-сорбонкам). | |
5. | Тест. | |
Какую оценку ты себе поставишь? |
X. Итог урока.
– Подвести итог урока помогут наши пальчики. Показываем палец на руке и заканчиваем моё предложение:
- БОЛЬШОЙ – для меня было важным и интересным …
- УКАЗАТЕЛЬНЫЙ – по этому вопросу я получил конкретную рекомендацию …
- СРЕДНИЙ - мне было трудно (мне не понравилось) …
- БЕЗЫМЯННЫЙ – моя оценка психологической атмосферы …
- МИЗИНЕЦ – для меня было недостаточно …
Моё заключение.
- Я постаралась показать как формирую ключевые компетенции учащихся, а именно:
1. Познавательную – определяли порядок работы; применяли освоенные способы в новых ситуациях; осуществляли самоконтроль.
2. Коммуникативную – сотрудничали; участвовали в работе команды; обменивались информацией.
3. Информационную – самостоятельно анализировали предложенную информацию; упорядочивали, сохраняли и передавали её.
4. Социальную – анализировали свои достижения и ошибки; осуществляли взаимную помощь и поддержку; критически оценивали результаты своей деятельности.
- Используемые приёмы помогают налаживать контакт с детьми, делают работу яркой и интересной, оставляют у ребят только положительные эмоции. Рефлексия в завершении урока даёт учителю обратную связь, показывает уровень заинтересованности детей предложенным изложением учебного материала.
Притчей «Всё в твоих руках».
Жил мудрец, который знал всё. Один человек хотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет: живая – я её умертвлю, скажет: мёртвая – выпущу. Мудрец подумал и ответил: «Всё в твоих руках.»
В наших же учительских руках есть огромная возможность помочь учащимся освоить различного рода умения, позволяющие им в будущем действовать эффективно в ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Падежные окончания существительных 1-3 склонений.
Предлагаю детям потренироваться в выборе окончаний существительных 1, 2 , 3 склонений....
правописание безударных падежных окончаний существительных 1 склонения в родительном падеже
Урок предназначен для детей с нарушекниями речи, 4 класс...
правописание безударных падежных окончаний существительных 1 склонения в родительном падеже
Урок предназначен для детей с нарушекниями речи, 4 класс...
правописание безударных падежных окончаний существительных 1 склонения в родительном падеже
Урок предназначен для детей с нарушекниями речи, 4 класс...
Проверочная работа по русскому языку по теме "Падежные окончания существительных 1 склонения" 3 класс
Проверочная работа по русскому языку "Падежные окончания существительных 1 склонения" 3 класс...
Правописание падежных окончаний существительных трех склонений имен существительных
Урок по русскому языку в 4 классе. УМК "Перспектива"Тип урока: Комбинированный.Элементы содержания: Падежные окончания имен существительных Требования к уровню подготовки учащихся: Уметь правильн...
Памятка определения склонения имени существительного и выбора безударной гласной в падежных окончаниях существительных.
Материал содержит памятку: 3 склонения существительных, алгоритм их определения и особые случаи, удобные формы запоминания и проверки безударных гласных в окончаниях родительного, дательно...