Рабочая программа 4 класс
рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему
Рабочая программа по русскому языку для школ с родным чувашским языком обучения. Автор учебника В.И.Бычков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tematicheskie_plany_russkiy_yazyk_4_lass.doc | 307 КБ |
Предварительный просмотр:
пояснительная записка
Анализ состояния двуязычия и изучение мирового опыта развития национальных систем образования позволяет высказать положение о том, что в условиях многонациональной России моделью национальной школы может быть национальная двуязычная школа, в которой в качестве обучения в школе первой ступени используется родной язык, а русский язык является учебным предметом. Знание русского языка призвано:
— сохранять единое образовательное пространство Российской Федерации:
— обеспечить функционирование русского языка как государственного и языка межнационального общения;
— координировать в условиях двуязычия (родной и русский языки) взаимосвязанное обучение родному и русскому языкам, имеющим статус государственных в Чувашской Республике.
В современных условиях национальная чувашская школа является двуязычной школой, где и родной, и русский язык проявляют себя во всех функциях, обеспечивая усвоение как родной, так и русской речи. Функциональное двуязычие предполагает использование и родного, и русского языка в качестве средства общения, средства оформления мысли, средства передачи информации. Русский язык является языком изучения других предметов в среднем и старшем звене, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения. Следующий приоритет русского языка в национальной школе диктуется многонациональностью российского народа: в качестве средства межнационального общения русский язык позволяет воспитывать уважение к культуре и языку других народов. — речевые умения, обеспечивающие уровень практического владения русским языком как средством общения в устной и письменной форме;
— темы диалогов и высказываний;
— этикетные формулы речи для общения в различных сферах и ситуациях.
Этапы обучения русскому языку в чувашской национальной школе первой ступени
Курс обучения русскому языку в образовательных учреждениях Чувашской Республики делится на 3 этапа:
I этап — первая четверть первого класса - устный курс;
II этап — обучение грамоте и совершенствование речевых способностей — со второй четверти по конец первого класса;
III этап — основной — 2-4 классы.
Каждый этап имеет свои задачи и является очередной ступенью в процессе овладения учащимися основами коммуникативной и лингвистической компетенции.
На нервом этапе ведущими являются воспитательно-образовательные задачи, связанные с формированием у учащихся положительной мотивации к изучению русского языка, создание исходной базы для развития речевых способностей учащихся. В предварительном устном курсе происходит закрепление и развитие умений и навыков устной речи, приобретенных в дошкольный период; выработка первичных умений аудирования, говорения; обогащение лексического запаса учащихся; активизация в речи учащихся наиболее употребительных грамматических форм и слов; формирование навыков построения и употребления в устной речи предложений на основе речевых образцов и выработка умений выражать свои мысли в связной форме.
На втором этапе главной задачей является осознание способов обозначения фонем в русской графике сравнительно с графикой родного языка, усвоение слогового принципа русской графики, овладение правилами чтения русских слов. В период обучения грамоте продолжается начатая на разговорных уроках работа по развитию навыков устной речи и закладываются первоначальные навыки чтения и письма.
Третий этап — этап комплексного развития речи: расширяется речевой опыт учащихся за счет новых средств общения, формируются умения учащихся осуществлять как устные, так и письменные формы общения. В процессе обучения чтению школьники учатся читать не только учебные, но и другие тексты, соответствующие возрастным особенностям и интересам. Младшие школьники совершенствуются в понимании и осмысливании содержания текста, овладевают умениями поискового чтения, совершенствуют навык извлекать основную и полную информацию из текста. Следующая из основных задач этого периода — усвоение основных правил русской орфографии и формирование представления о системе грамматического строя языка, а также систематизация приобретенных знаний, умений и навыков, их дальнейшее совершенствование, в том числе совершенствование умений самостоятельно решать коммуникативные и лингвистические задачи в рамках программных требований.
Во 2 классе происходит углубление знаний учащихся об окружающей действительности, воспитание и общее развитие, совершенствование коммуникативных умений. Даются первоначальные сведения о системных отношениях в языке. Формируется компетентность в учебной и бытовой сферах. Продолжается формирование умений и навыков ведения диалога по заданному образцу или началу, а также совершенствование техники чтения и грамотного письма. Большое внимание обращается на выработку умений и навыков каллиграфии. Развитие устной и письменной речи проводится на одном и том же лексико-грам-матическом, образовательно-воспитательном материале по одной и той же теме. В то же время проводится целенаправленная работа по формированию представлений об элементарной грамматике (слова, обозначающие предмет, признак или действие, состав слова).
В 3 классе расширяются и углубляются знания, полученные в предыдущих классах, продолжается работа по совершенствованию устной и письменной речи. Внимание детей сосредоточивается на пракгическом употреблении в речи глаголов, имен прилагательных, имен существительных в единственном и множественном числе во всех падежах и
личных местоимений в косвенных падежах. Если основная задача 2 класса — формирование коммуникативной компетенции, то в приоритетные задачи 3 класса входит формирование лингвистической, речевой и культуроведческой компетенции. На базе усвоения правил правописания формируется грамотная письменная речь учащихся. При этом большое внимание уделяется обучающим изложениям.
В 4 классе, как и в предыдущем, основной задачей является формирование преимущественно лингвистической компетенции, позволяющей ребенку производить операции синтеза, анализа, сравнения русского и родного языков, а также развитие устной и письменной речи учащихся, углубление и расширение знаний об окружающей действительности.
Много внимания уделяется формированию умений владения всеми функциональными типами речи: рассуждением, описанием, повествованием. Также предполагается овладение навыком написания изложения и сочинения (повествование с элементами рассуждения, повествование с элементами описания, сочинение-повествование с элементами описания).
ПРОГРАММА
4 класс
Совершенствование и развитие всех видов речевой деятельности на основе ранее усвоенных и новых единиц.
Совершенствование и развитие умений читать, пересказывать (различные виды пересказа), под руководством учителя строить тексты в устной и письменной форме, употребляя усвоенные и вновь вводимые средства межфразовых связей.
Углубление и развитие знаний из области фонетики, грамматики в целях осознанного усвоения орфографических правил для выработки прочных навыков правописания.
Формирование коммуникативной компетенции
Тематика текстов и высказываний для формирования коммуникативной компетенции:
Лето. Чтение и разбор произведений о лете, о красоте летней природы, о труде и отдыхе взрослых и детей, об охране природы. Беседы с учащимися о том, как они провели лето, где были, что интересного видели, чему научились. Короткие рассказы учащихся о лагере, о походах, экскурсиях, природе родного края, о дружбе ребят (на материале летних наблюдений).
В школе. Стихотворения и рассказы о Дне знаний, о начале нового учебного года. Беседы с учащимися о том, как они готовились к новому учебному году. Разговор о режиме дня, о внеклассном чтении.
Осень. Чтение текстов об осенней природе. Беседы с учащимися о приметах ранней и поздней осени на основе текстов и личных наблюдений учащихся над природой и знаний об окружающем мире, животных и растениях.
Зима. Чтение текстов-описаний зимней природы. Эмоциональное восприятие учащимися картин природы в процессе чтения рассказов и стихотворений, а также наблюдений над зимней природой родного края. Воспитание любви к природе. Беседы с учащимися о зимних работах, о новогоднем празднике, об играх, развлечениях и спорте.
Родина. Чтение текстов о Родине, о дружбе народов, о героизме нашего народа в годы Великой Отечественной войны, о защитниках Отечества, о героях-космонавтах. Государственная символика.
Родной край. Описание природы, погоды, флоры и фауны родного края. Моя родная деревня (мое село). Чтение текстов о Чувашии, ее знаменитых гражданах, о традициях чувашского народа. Государственная символика.
Книга — наше богатство. Чтение рассказов и стихотворений, отрывков из художественных произведений о роли книги в формировании личности человека. Учебники, их роль в жизни учащихся, бережное отношение к учебникам и книгам.
Весна. Наблюдения учащихся за изменениями в природе ранней и поздней весной, рассказы о весенних работах взрослых и детей. Чтение и анализ описаний весенней природы.
Профессии. Чтение текстов о труде взрослых на заводах и фабриках, в селе и городе. Воспитание уважительного отношения к труду.
Формирование лингвистической компетенции
Звуковой строй. Совершенствование умений и навыков воспринимать устную речь на слух, правильно произносить звуки, звукосочетания, а также правильно интонировать предложения. Совершенствование умений и навыков воспринимать и произносить звуки и звукосочетания, отсутствующие в родном языке учащихся. Закрепление умений и навыков членить слова на слоги. Совершенствование умений и навыков воспринимать и произносить русские гласные в сильной и слабой позиции, правильно произносить слова с безударными гласными при чтении. Совершенствование умений и навыков оформлять ритмомелодику русского слова.
Закрепление умений и навыков отождествлять в словах морфемы с гласными в слабой и сильной позиции, а также морфемы с беглыми гласными: города - город, столы — стол, лесной — лес, сны — сон, платки — платок.
Совершенствование умений и навыков произносить и передавать на письме русские согласные в сильной и слабой позиции, различать глухие и звонкие согласные. Закрепление умений и навыков произносить и обозначать на письме звонкие согласные в конце слова и перед глухими (в позициях уподобления глухим согласным): дуб, рассказ, голубь, сказка. Закрепление умений и навыков произносить глухие согласные перед звонкими (в позициях уподобления звонким согласным): сделать, сбор, отдать. Закрепление умений и навыков отождествлять морфемы с оглушением и озвончением согласных.
Закрепление умений и навыков произносить и передавать на письме твердые и мягкие согласные. Совершенствование умений и навыков воспринимать и произносить твердые и мягкие шипящие согласные ж, ш, ч, щ, а также звуки и и й, правильно читать слова с твердыми и мягкими шипящими согласными ж, ш, ч, щ, а также с твердым глухим согласным щрожь, ешь, широкий, час, чудеса, щука, цирк.
Закрепление умений и навыков произносить и обозначать на письме слова со стечением согласных, произносить и писать слова с уподоблением согласных (оглушение, озвончение, смягчение, отвердение) в составе стечения согласных: поезд, гвоздь, сжать, считать, здесь. Закрепление умений и навыков произносить и передавать на письме слова с непроизносимыми согласными (по словарю-минимуму): здравствуйте, поздно, праздник.
Лексика и словообразование. Активное овладение к окончанию начальной школы запасом слов с учетом их частотности, необходимости для усвоения содержания учебных предметов в 1—4 классах и потребности младших школьников в общении. Практическое овладение умениями и навыками членить русское слово на морфемы (корень, приставку, суффикс и окончание), осознавать значения морфем и образовывать производные слова изученных моделей; словообразование по аналогии (с учетом наличия в словарном запасе не менее 3—5 слов с данными морфемами в качестве материала обучения).
Закрепление умений и навыков понимать, образовывать и употреблять в речи производные слова следующих словообразовательных моделей:
— существительные с суффиксами -тель, -ник, -к-, -ниц-: писать — писатель, школа — школьник, артист — артистка, ученик -ученица; -ик, -ок(-ек): стол — столик, сад — садик, город — городок, замок — замочек; -ени-, -они-: лечить — лечение, молчать — молчание; -ость: смелый — смелость, верный —верность; -ушк-(-юшк-), -шик-: дед - дедушка, дядя — дядюшка, заяц - зайчишка; -чик, -шик: летать — летчик, барабан - барабанщик; -ечк-(-очк-): семя — семечко, лента — ленточка;
— бессуфиксные существительные: переходить — переход, срубить — сруб, собрать — сбор, поклониться — поклон;
— сложные существительные с соединительными гласными и без них: самовар, кинофильм, авиабилет, телеведущий, девятилетний.
Формирование умений и навыков понимать, образовывать и употреблять в речи производные слова новых еловообразоватсл ьных моделей:
— существительные с суффиксами -ист: машина — машинист; -иц-: лиса — лисица, мастер — мастерица; -ец: петь — певец;
— прилагательные с суффиксами -лив-: привет — приветливый; -чив-: забыть — забывчивый; -ев-(-ов-): клен — кленовый, поле — полевой.
Совершенствование умений и навыков образовывать и употреблять в речи:
— прилагательные с суффиксами -и-: лес — лесной, школа — школьный; -ан-(-ян-): кожа — кожаный, лед — ледяной; -ск-: море —морской, май —майский; -оньк-(-сньк-): мягкий — мягонъкий, легкий — легонький, хороший — хорошенький, веселый — веселенький;
— глаголы с суффиксами -е-: зеленый — зеленеть, красный — краснеть; -ну-: шагать — шагнуть, толкать — толкнуть; -ыва-(-ива-), -ва-: глядеть — заглядывать, расхвалить — расхваливать, запить — запивать;
— наречия с суффиксом -о: быстрый — быстро, тихий — тихо;
— существительные, прилагательные, наречия и глаголы с приставками в-(во-), вы-, до-, за-, из-(ис-), на-, над-, о-(об-), от-, перс-, но-, под-, пра-, при-, про-, раз-(рас-), с-, у-, не-: рассвет, пригорок, поездка, перелетный, загородный, влево, направо, издалека, прибежать, побежать, убежать, перебежать, пробежать, сбежать, избежать, выбежать, добежать, забежать, вошел, вышел, дошел, зашел, нашел, пошел, пришел, ушел, неприятель, небрежный, неспешно.
Формирование умений и навыков образовывать в речи существительные, прилагательные, наречия, глаголы с новыми приставками без-(бес-), вз-(вс-): безрадостный, бесшумный, безрадостно, бесшумно, вздохнуть, вскрикнуть. Морфология. Совершенствование умений и навыков понимать основные значения изученных частей речи (лексико-грамматических разрядов слов), а также правильно образовывать и употреблять в речи грамматические формы изменяемых частей речи.
Имя существительное. Закрепление умений и навыков узнавать и понимать существительные (собственные и нарицательные) как слова, обозначающие одушевленные и неодушевленные предметы и отвечающие на вопросы кто?, что? Совершенствование умений и навыков правильно употреблять в речи существительные:
— мужского рода на твердый согласный, на -а(-я), на мягкий согласный и шипящие: бинокль, госпиталь, кирпич, корабль, кремль, ливень, плащ, рояль, спектакль, товарищ, циркуль, якорь;
— женского рода на -а(-я), на мягкий согласный и шипящие: болезнь, карамель, ложь, медаль, метель, молодежь, очередь, повесть, постель, прорубь, сельдь, скатерть, совесть, смерть, шинель, щель;
— среднего рода на -о(-е). Усвоение в словарном порядке рода наиболее употребительных несклоняемых существительных: метро, кино, видео, такси, пианино, кофе, какао, жюри, эскимо и др.
Закрепление умений и навыков различать и правильно употреблять в речи формы единственного и множественного числа существительных. Совершенствование умений и навыков образовывать формы множественного числа следующих типов:
— на -ы(-и) от существительных мужского и женского рода;
— на -а(-я) от существительных среднего рода и от слов типа: ребенок —ребята, крестьянин — крестьяне, знамя — знамена;
— с беглыми гласными: молоток — молотки, платок —
платки.
Усвоение в словарном порядке форм множественного числа нерегулярных типов формообразования и с чередованием согласных от наиболее употребительных существительных: дерево — деревья, перо — перья, берег — берега, друг ~ друзья, татарин — татары.
Практическое усвоение существительных, употребляющихся только в единственном (одежда, обувь, белье, посуда, мебель, листва, молодежь, морковь, малина, мясо, масло, сахар, здоровье, погода, темнота, помощь, смелость) или только во множественном числе (брюки, часы, очки, весы, грабли, консервы, ножницы, носилки, щи, деньги, дрова, сливки, каникулы, сутки, именины, прятки).
Совершенствование умений и навыков образовывать и употреблять падежные формы существительных (одушевленных и неодушевленных) 1, 2 и 3-го склонения. Совершенствование умений и навыков образовывать падежные формы существительных 1-го и 2-го склонения с основами, оканчивающимися на твердые и мягкие согласные. Усвоение особенностей склонения существительных с основами, оканчивающимися на г, к, х, мягкие и твердые шипящие и ц. Совершенствование умений и навыков образовывать и употреблять падежные формы множественного числа.
Глагол. Закрепление умений и навыков узнавать глаголы как слова, обозначающие действия, понимать основные значения грамматических категорий глагола, образовывать и правильно употреблять в речи личные формы глагола и неопределенную форму.
Закрепление умений и навыков различать глаголы несовершенного вида, отвечающие на вопросы что делать?, что делал?, что делает?, что будет делать? и глаголы совершенного вида, отвечающие на вопросы что сделать?, что сделал?, что сделает?
Совершенствование умений и навыков понимать, образовывать и употреблять личные формы настоящего времени глаголов I и II спряжения, а также наиболее употребительных разноспрягаемых глаголов: бегу, бежишь, бегут;
хочу, хочешь, хотят и глаголов, образующих личные формы с чередованием согласных: сидит — сижу, любит - люблю.
Закрепление умений и навыков образовывать и употреблять формы прошедшего времени глаголов несовершенного вида, понимать, образовывать и употреблять в речи формы про ил ед1 него времени глаголов совершенного вида с приставками: делал —сделал, шел —пришел,ушел, вышел, зашел.
Совершенствование умений и навыков понимать, образовывать и употреблять формы прошедшего времени в мужском роде без суффикса -л- (нес, вез); формы прошедшего времени с суффиксом -ну- (прыгнул, шагнул). Усвоение умений и навыков понимать формы прошедшего времени, уплачивающие суффикс -ну-: исчезнуть - исчез, погаснуть — погас, замерзнуть — замерз, промокнуть - промок. Совершенствование умений и навыков образовывать и употреблять формы будущего сложного времени глаголов несовершенного вида: буду рассказывать, будешь рассказывать. Совершенствование умений и навыков различать формы настоящего и будущего простого времени: думаю (что делаю?) — подумаю (что сделаю?), образовывать личные формы будущего простого времени по аналогии с формами настоящего времени: строю — построю, строит — построит.
Закрепление умений и навыков понимать, образовывать и употреблять формы повелительного наклонения на -й: поет — пой, мыть — мой, бояться — не бойся. Закрепление умений и навыков понимать, образовывать и употреблять формы повелительного наклонения на -и: идет — иди, смотрит -смотри. Усвоение в словарном порядке форм повелительного наклонения на -ь: сядь, встань. Совершенствование навыка образовывать формы множественного числа повелительного наклонения: играй — играйте, слушай — слушайте, пиши — пишите.
Усвоение глаголов на -ся(-сь) и правил употребления -ся (после согласных) и -сь (после гласных).
Закрепление умений и навыков различать неопределенную форму и личные формы глагола.
Имя прилагательное. Закрепление умений и навыков узнавать прилагательные как слова, обозначающие признаки предметов, образовывать формы косвенных падежей от прилагательных с основами на твердые и мягкие согласные, а также от прилагательных смешанного склонения. Закрепление умений и навыков согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе и падеже, образовывать падежные формы притяжательных прилагательных на -ий типа: лисий, волчий.
Совершенствование умений и навыков образовывать и употреблять краткие формы качественных прилагательных в роли сказуемого.
Совершенствование умений и навыков образовывать и употреблять формы сравнительной и превосходной степеней прилагательных: смелый — смелее — самый смелый, длинный — длиннее — самый длинный. Усвоение наиболее употребительных форм сравнительной степени с чередованием согласных: высокий — выше, низкий — ниже, громкий — громче, близкий — ближе.
Имя числительное. Закрепление умений и навыков понимать и употреблять количественные числительные, образовывать и употреблять количественно-именные сочетания с числительными один (одна, одно), два (две), три, четыре, пять и т.д. Совершенствование умений и навыков образовывать и употреблять формы косвенных падежей количественно-именных сочетаний с простыми, сложными и составными числительными, обозначать неопределенное количество при помощи слов много, мало, несколько.
Совершенствование умений и навыков понимать, образовывать и употреблять в речи падежные формы порядковых числительных (по аналогии с образованием и употреблением падежных форм прилагательных).
Местоимение. Закрепление умений и навыков понимать вопросительные местоимения кто?, что? как вопросы о предмете, какой?, чей? как вопросы о признаке предмета.
Закрепление умений и навыков употреблять местоимения он, она, оно, они, я, ты, мы, вы в именительном и косвенных падежах, формы возвратного местоимения себя, себе, собой, о себе.
Закрепление умений и навыков употреблять формы косвенных падежей местоимений 3-го лица с предлогом и без предлога: его — у него, ее — у нее, ей — с ней, их — без них.
Закрепление умений и навыков понимать и употреблять притяжательные местоимения мой, твой, наш, ваш, свой, а также местоименные формы его, ее, их для обозначения принадлежности 3-му лицу. Совершенствование умений и навыков понимать и употреблять местоимения:
— указательные: этот, тот, такой;
— определительные: сам, самый, весь, всякий, каждый;
— отрицательные: никто, ничто, никакой;
— неопределенные: некоторый, кто-то, что-то, какой-то, чей-то, кто-нибудь, что-нибудь, какой-нибудь, чей-нибудь и т. д.
Наречие. Закрепление умений и навыков употреблять в речи обстоятельственные вопросительные наречия как?, где?, куда?, откуда?, почему?, зачем? и включение в речь учащихся новых слов (наречий), имеющих обстоятельственное значение.
Закрепление умений и навыков образовывать наречия на -о от прилагательных: быстрый — быстро, легкий — легко, красивый — красиво, громкий — громко, веселый — весело.
Формирование элементарных умений устанавливать словообразовательные связи наречий с предложными и беспредложными формами существительных и с прилагательными: весна — весной, вечер — вечером; левый — слева, налево.
Совершенствование умений и навыков образовывать антонимы при помощи приставки не-: быстро - небыстро, красиво — некрасиво.
Закрепление и обогащение умений и навыков употреблять в речи формы сравнительной степени наречий: громче говорить, быстрее бежать.
Служебные слова. Закрепление умений и навыков понимать и употреблять в речи около 25—30 наиболее употребительных предлогов для выражения объектных и обстоятельственных отношений: в, на, у, около, возле, вокруг, из, с, от, о, об, для, за, перед, над, под, без, к, про, по, сквозь, мимо, между, через, до, после, из-за, из-под, при.
Закрепление умений и навыков понимать значения и употреблять в простом и сложном предложении одиночные союзы и, а, или, но.
Совершенствование умений и навыков понимать простые и сложные предложения с союзами да, однако, повторяющимися союзами и — и, ни — ни.
Совершенствование умений и навыков понимать смысловые отношения, выражаемые в сложноподчиненном предложении наиболее употребительными подчинительными союзами и относительными местоимениями: что, как, чтобы, который, так как, потому что, когда, хоть, чей, где, куда, откуда, если.
Синтаксис. Обогащение и обобщение умений и навыков ориентироваться в синтаксических отношениях и связях слов в составе предложения и определять вид синтаксических отношений между словами при помощи вопросов, строить синтаксические конструкции с управлением и согласованием.
Усвоение структурных типов простого нераспространенного двусоставного и односоставного предложения:
— двусоставного предложения с простым глагольным сказуемым;
— двусоставного предложения с составным глагольным сказуемым и связкой, обозначающей процесс действия в его течении: начал, кончил, продолжается и т. д;
— двусоставного предложения с составным именным сказуемым с именной частью, выраженной существительным в форме именительного или творительного падежа без предлога, и связкой, выраженной глаголами быть, становиться, делаться, казаться, называться;
— наиболее употребительных типов безличных предложений: Жарко. Мне смешно;
— номинативных предложений: Зима. Вот река. Усвоение умений и навыков распространять простое
предложение при помощи конструкций:
«глагол + существительное (местоимение, количественно-именное сочетание) в формах косвенных падежей с предлогами и без них»;
«глагол (в личной форме) + неопределенная форма глагола»;
«глагол + наречие»;
«существительное + прилагательное»;
«прилагательное + наречие меры и степени»;
«числительное + существительное»;
«существительное + существительное в родительном падеже».
Совершенствование умения понимать и строить предложения с союзной и бессоюзной связью однородных членов.
Совершенствование умения понимать сложносочиненные, бессоюзные и сложноподчиненные предложения.
Совершенствование умения интонировать отдельные предложения и предложения в составе связной речи.
Формирование речевой компетенции
Аудирование. Умения и навыки воспринимать на слух русскую речь:
— различать звуки внутри слова;
— членить поток речи на слова и понимать их значения;
— членить слова на изученные морфемы;
— узнавать и понимать грамматические значения словоизменительных морфем (окончаний);
— понимать значения производных слов;
— устанавливать смысловые и синтаксические связи между словами в словосочетаниях и предложениях;
— различать интонационные схемы предложений;
— понимать смысл предложений и их синтаксическую структуру.
Умения и навыки понимать и строить связные высказывания.
Умение понимать отношения единичного и общего, части и целого, рода и вида, свойства и признака; характер связи между явлениями, событиями (причина и следствие, место и время, условие и цель); отношение автора сообщения к сообщаемому.
Умение понимать на слух содержание речевых высказываний, выделять наиболее важные факты, содержащиеся в сообщении (тексте), следить за последовательностью развития действия.
Умение понимать тексты, содержащие изученную и неизученную лексику (не влияющую на понимание).
Умение понимать речевые высказывания, воспринимаемые от различных источников информации как при наличии зрительной опоры, так и без нее (непосредственное общение, прослушивание видео- и аудиозаписей, радио- и телепередач).
Умение осмысливать речь, произносимую в нормальном и убыстренном темпе.
Умения и навыки находить главную мысль речевого сообщения:
— выбирать из нескольких названий то, которое соответствует прослушанному;
— придумывать заглавие к прослушанному;
— догадываться о содержании текста по его заглавию;
— определять главное действующее лицо. Умения и навыки понимать логические связи в речевом сообщении:
— называть место, где происходит действие;
— отвечать на вопросы, заданные с нарушением последовательности изложенного;
— отбирать иллюстративный материал в соответствии с логической последовательностью содержания прослушанного;
— придумывать продолжение прослушанного;
— отвечать на вопросы по содержанию прослушанного;
— определять местонахождение прослушанной части текста (начало, середина, конец);
— запоминать и называть действующих лиц рассказа (сказки).
Умения и навыки характеризовать действующих лиц по поступкам.
Говорение. Умения и навыки произносить слова, слоги, звуки и звукосочетания; строить предложения; распространять предложения однородными и второстепенными членами; правильно интонировать предложения и связные диалогические и монологические высказывания.
Умение вести диалог из различных по своей структуре реплик-стимулов и реплик-реакций (из 4—6 реплик). Умения составлять диалог на заданную тему, давать развернутые и краткие ответы на вопросы собеседника, стимулировать начало и продолжение диалога. Умения начинать и продолжать диалог из 10—12 реплик, произнесенных разными людьми. Умение переспрашивать при помощи вопроса о предмете, действии, признаке предмета, признаке действия, о количестве, месте, времени, причине и цели, образе и способе действия. Умения соотносить содержание и интонацию, громкость, темп, логическое ударение, эмоциональную окраску реплик, а также приводить в соответствие свою реплику с репликой собеседника и ситуацией общения. Умение пользоваться неполными предложениями в диалоге. Умение использовать в диалоге обращения и приветствия, различные формы утверждения, подтверждения, отрицания, сомнения, благодарности.
Умение пересказывать содержание услышанного, прочитанного текста по плану, подробно (репродуктивное говорение), кратко, творчески (с элементами рассуждения).
Умения рассказывать на тему из личного опыта, пересказывать содержание проработанных в классе текстов с изменением лица действующего персонажа и соответствующим изменением грамматических форм и синтаксических конструкций.
Умения самостоятельно подбирать речевой материал для высказывания о действующем лице, оценивать его поступки, выражать свое отношение к нему, составлять рассказ о действующем лице.
Умения под руководством учителя составлять текст-повествование с элементами рассуждения и текст сравнительного описания двух предметов, делить текст на части.
Умение выражать свое отношение к содержанию речи, устанавливать и определять причинно-следственные отношения между событиями. Умение раскрывать развитие событий во времени и в пространстве, правильно употребляя наречия и формы глагола.
Умение соединять соседние предложения таким образом, чтобы 2—3 последующих предложения раскрывали, дополняли, уточняли содержание первого предложения: Как красив утренний лес! На кружевных платьицах белоствольных березок, на колокольчиках и ромашках блестят росинки. Поют соловьи.
Умение строить неподготовленные (спонтанные) монологические высказывания о прочитанном, услышанном, увиденном, из личного опыта.
Чтение. Умения и навыки правильно, бегло, сознательно, плавно и выразительно читать со скоростью 85— 100 слов в минуту. Умения и навыки читать доступный пониманию текст целыми словами, словосочетаниями и небольшими предложениями с соблюдением словесного и логического ударения, пауз, правильного интонирования повествовательных, вопросительных и побудительных предложений. Умения и навыки читать с подготовкой и без подготовки, используя основные средства выразительности (паузы, интонацию, логическое ударение, темп, громкость, эмоциональную окраску). Умения самостоятельно делить текст на части, озаглавливать их, составлять план прочитанного, делать выбор пунктов плана из текста для чтения. Умения пересказывать текст кратко, выборочно; подбирать с помощью учителя материал для рассказа о действующем лице и составлять этот рассказ, а также сопоставлять двух действующих лиц по одной или двум характерным чертам.
Умения читать тексты с изменением форм местоимений и глаголов, находить в тексте части речи по заданию учителя, выписывать образные слова и выражения.
Умения самостоятельно находить в тексте незнакомые слова и выражения и с помощью словаря выяснять их значения; понимать значения новых слов, состоящих из изученных значимых частей (корня, суффикса, приставки); определять значения слов, встречавшихся в речевой практике и в прочитанных ранее текстах.
Умение давать оценку прочитанному, выражать свое отношение к нему.
Умение практически различать стихи и прозу, а также описания и рассказы (повествования), басни и сказки, научно-популярные статьи и деловые документы.
Умения пользоваться книгой: находить оглавление, нужный текст.
Умения и навыки бережного отношения к книге.
Письмо. Умение под руководством учителя и самостоятельно выполнять письменные работы обучающего и контрольного характера, соблюдая известные орфографические и пунктуационные правила, требования каллиграфии.
Умение самостоятельно выполнять письменную работу (списывание, диктант) с грамматическими заданиями, доступными для учащихся 4 класса.
Умение писать под диктовку слова, словосочетания, предложения, связные тексты контрольного характера (60-65 слов).
Умение писать изложение (80~90 слов) по коллективно или самостоятельно составленному простому плану после предварительной речевой и орфографической подготовки.
Умение писать сочинение (70—80 слов) описательного характера по коллективно или самостоятельно составленному простому плану после предварительной речевой и орфографической подготовки.
Умения писать:
— по памяти короткие стихотворения или прозаические отрывки после предварительной подготовки;
— свободный диктант (3 абзаца по 3—4 предложения в каждом);
— письмо и адрес на конверте;
— небольшую заметку (о жизни класса, школы, семьи). Умения проверять свою работу самостоятельно и анализировать письменную работу товарища.
Умение записывать текст под диктовку и самостоятельные связные высказывания с соблюдением следующих орфографических и пунктуационных правил:
— написание большой буквы в именах, фамилиях и отчествах людей, кличках животных, географических названиях (рек, озер, гор, стран, государств, краев, областей, округов, районов, сел, городов, улиц, площадей и т.д.).
— обозначение гласных и согласных звуков в сильной позиции;
— обозначение сочетаемости согласных с гласными;
— обозначение мягкости согласных на письме;
— написание безударных гласных, проверяемых ударением;
— написание непроверяемых безударных гласных, двойных и непроизносимых согласных (в соответствии со словарным минимумом);
— употребление гласных после шипящих и ц;
— написание слов с оглушением и озвончением согласных;
— правописание падежных окончаний изменяемых частей речи;
— правописание изученных приставок и суффиксов;
— правила переноса слов;
— пунктуация в конце предложения;
— знаки препинания при союзной и бессоюзной связи однородных членов.
Умения различать и правильно употреблять на письме глаголы I и И спряжения с ударным окончанием.
Умение раздельно писать не с глаголами.
Умение располагать слова в алфавитном порядке.
Умение пользоваться школьным орфографическим словарем.
Поурочное календарно-тематическое планирование.
Предмет: Русский язык
Класс: 4
Учитель: Афанасьева Марина Ивановна
Количество часов на учебный год: 102 часа, в неделю 3 часа
Плановых контрольных уроков: 9, тестов – 1; изложений- 11, сочинений – 1, диктантов - 2.
Планирование составлено на основе Рабочей программы обучения русскому языку
Учебник: В.И.Бычков, З.М.Беляева, А.В.Рыбакова. Русский язык. Чебоксары 2010г.
Дополнительная литература: Я.Ш Гараева. Поурочные разработки по русскому языку, Москва- 2005г.
Тип урока | Форма контроля | ||
УОНМ | Урок ознакомления с новым материалом | УО | Устный опрос |
УПЗУ | Урок применения знаний и умений | ПР | Практическая работа |
УН | Урок- наблюдение | ФО | Фронтальный опрос |
УОСЗ | Урок обобщения и систематизации знаний | ДР | Диалогический разговор |
ИВ | Игра-викторина | СР | Самостоятельная работа |
УЗИ | Урок закрепления изученного | ИЗ | Индивидуальное задание |
УПКЗУ | Урок проверки и коррекции знаний и умений | СД | Словарный диктант |
УПОИ | Урок повторения и обобщения изученного | ПД | Письмо под диктовку |
УРР | Урок развития речи | СОР | Словарно-орфографическая работа |
№ урока | Дата | Тема урока | Вид урока, контроля | Цели и задачи урока
| Оборудование | Домашнее задание | Примечание |
1 | I четверть | Новый учебный год. Звуки и буквы. | УПОИ УО ПД | Обобщать знания учащихся о звуко-буквенном составе слова. | У 3-6стр. РТ 1стр. | Упр.4 стр.6 | |
2 | Алфавит. | УПОИ УО ДР | Развивать умение находить в предложении подлежащее и сказуемое; словосочетание. Отрабатывать умение правильно объединять слова в предложении. Познакомить с видами тексов. | У 7-9стр РТ 2 | Упр.3 стр.9 | ||
3 | Гласные и согласные звуки | УПОИ ПД ДР | Обобщать знания учащихся о звуко-буквенном составе слова. Совершенствовать умение распознавать ударный слог в словах.. | У 9-12стр. РТ 2 | Упр.4 стр.12 | ||
4 | Гласные звуки и буквы. | УПОИ ПД | Обобщать знания учащихся о звуко-буквенном составе слова. Совершенствовать умение распознавать ударный слог в словах. | У 13-15стр РТ 3 | Упр.4 стр.15 | ||
5 | I Четверть | Согласные звуки и буквы | УПОИ | Закреплять знания о словообразующей роли приставок и формообразующей роли окончания. Отрабатывать умение выполнять разбор по составу слова, подбирать однокоренные слова. Развивать орфографическую зоркость. | У 16-18стр. РТ 3-4стр. | Упр.4 стр.18 | |
6 | Непарные согласные звуки. | УПКЗУ | Закрепление умений и навыков произносить глухие согласные перед звонкими… | У 19-20стр. РТ 4 стр. | Упр.4 стр.20 | ||
7 | Слог. Перенос слов | УПОИ | Совершенствовать умение делить слова на слоги, переносить слова с одной строчки на другую. | У 21-27стр. РТ 4-5 стр. | Упр.7 стр.27 | ||
8 9 | . Обозначение твёрдости и мягкости согласных звуков в середине слова. Обозначение мягкости согласных звуков в конце слова | УПОИ ПД | 1) развивать умение обозначать мягкость согласных звуков мягким знаком в конце и в середине слова; 2) учить писать слова с разделительным ь. | У 27-30стр. РТ 6 стр. У 30-32стр. РТ 6-7 стр. | Упр.4. стр.30 Упр.1 стр.6- РТ | ||
10 | Входящий контрольный диктант | УПКЗУ | Проверить знания детей по изученным и воспроизведённым правилам. | ||||
11 | Осень. Однокоренные (родственные) слова. Корень слова. | УПОИ ПД | 1) уточнить представления о понятиях «однокоренные (родственные) слова», «корень»; 2) развивать умение распознавать и подбирать однокоренные слова.. | У 33-35стр. РТ 7-8 стр. | Упр.4,5 стр.8-РТ | ||
12 | Окончание. Основа слова. | 1) познакомить с окончанием как изменяемой частью слова и его ролью в предложении. | У 35-38стр. РТ 8-9 стр. | Упр.2 стр.37 | |||
13 | Приставки. Суффиксы | УПОИ | 1) познакомить со словообразовательной ролью приставки и суффикса в русском языке; 2) развивать умение выделять приставку и суффикс в слове. | У 38-40стр. РТ 9стр. | Упр.4 стр.40 | ||
14 | I четверть | Правописание букв, обозначающих парные по звонкости-глухости согласные звуки | УОНМ | 1) развивать умение проверять слова с глухими и звонкими согласными в корне. | У 40-42стр. РТ 9-10стр. | Упр.3 стр.42 | |
15 | Правописание букв, обозначающих парные по звонкости-глухости согласные звуки | УОНМ | 1) развивать умение проверять слова с глухими и звонкими согласными в корне. | У 43-44стр. РТ 10-11стр. | Упр.3 стр.44 | ||
16 | . Правописание букв, обозначающих парные по звонкости-глухости согласные звуки | УОНМ СОР | 1) развивать умение проверять слова с глухими и звонкими согласными в корне. | У 45-46стр. РТ 11-12стр. | Упр.4 стр.46 | ||
17 | Чередование согласных в корне | УПЗУ СОР ПП | 1) развивать умение распознавать слова с чередованием согласных в корне слова | У 46-47стр. РТ 12стр. | Упр.4 стр.47 | ||
18 | Правописание непроизносимых согласных | УРР | 1) познакомить с правилом о написании слов с непроизносимыми согласными в корне; 2) формировать умение проверять написание слов с этой орфограммой. | У 48-50стр. РТ 12-13стр. | Упр.4 стр.49 | ||
19 | Безударные гласные | УОНМ | 1) развивать умение находить при письме гласные, требующие проверки; 2) продолжать учить подбирать проверочные слова. | У 50-53стр. РТ 13-14стр. | Упр.4 стр.52 | ||
20 | I четверть | Изложение. Журавлик. (Уч. 52 стр.) | УПЗУ УРР | Развивать умение передавать содержание рассказа. | У 52-53стр. РТ 15стр. | Упр.7 стр.53 | |
21 | Состав слова (обобщение) | УОСЗ | Отрабатывать умение озаглавливать текст. Учить составлять план текста с опорой на тему и основную мысль. Развивать письменную речь учащихся. | У 54-55стр. РТ 16-17стр. | Упр.3 стр.55 | ||
22 | Контрольный диктант. | УПКЗУ | Проверить умения писать слова с парными глухими согласными, с чередующимися согласными, с непроизносимыми согласными, с безударными гласными. | ||||
23 | Книга- наш верный помощник. Слово и его значение. | УОНМ СОР ПД | 1) уточнить представления учащихся о языке как средстве общения людей; 2) обобщить первоначальные сведения о единицах языка и речи; 3) развивать умение распознавать их и пользоваться ими в речи; | У 56-60стр. РТ 16-17стр. | Упр.4 стр. 59 | ||
24 | Многозначные слова | УОНМ СОР | Учить понимать многозначность некоторых слов русского языка, правильно составлять предложения. | У 61-64стр. РТ 17-18стр. | Упр.2 стр.17-РТ | ||
25 | Синонимы | УОНМ СОР | Умения находить одинаковые по смыслу слова. Работа со словарём. | У 64-67стр. РТ 18-19стр. | Упр.4 стр.67 | ||
26 | Антонимы | УОНМ СОР | Умение находить противоположные по смыслу слова. | У 68-70стр. РТ 19-20стр. | Упр.6 стр.71 | ||
27 | Лексика (обобщение) | УОСЗ | Активное овладение запасом слов с учётом их необходимости для усвоения содержания учебных предметов. | У 71-73стр. РТ 20-21стр. | Упр.4 стр.73 | ||
28 | II четверть | Контрольный диктант | УПКЗУ | Проверить знания детей по изученным и воспроизведённым правилам. | |||
29 | В мире интересного. Имя существительное как часть речи | УРР | 1) развивать умение распознавать слова, отвечающие на вопрос кто?, и слова, отвечающие на вопрос что? | У 74-76cтр. РТ 22 стр. | Упр.3 стр.77 | ||
30 | Имя существительное как часть речи | УОНМ | 1) развивать умение распознавать слова, отвечающие на вопрос кто?, и слова, отвечающие на вопрос что? | У 77-79стр. РТ 22стр. | Упр.7 стр.79 | ||
31 | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные | УОНМ | 1) распознавать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные, 2) учиться правильно ставить к ним вопросы. | У c79-81тр. РТ 22-23стр. | Упр.4 стр.81 | ||
32 | Имена собственные и нарицательные | УОНМ | Развивать умение распознавать собственные и нарицательные. | У 81-83стр. РТ 23-24стр. | Упр.4 стр.83 | ||
33 | Род имён существительных склонения. | УОНМ СОР | 1) познакомить с приёмами определения рода имён существительных в косвенных падежах. | У 84-87стр. РТ 24-25стр. | Упр.3 стр.87 | ||
34 | Изменение имён существительных по числам | УОНМ | 1) развивать умение изменять существительные по числам, различать род. | У 87-89стр. РТ 25-26 стр. | Упр.4 стр.89 | ||
35 | Изменение имён существительных по падежам | УОСЗ | 1) развивать умение распознавать падеж существительных, различать числа, ставить вопросы. | У 89-91стр. РТ 26-27 стр. | Упр.4 стр.91 | ||
36 | II четверть | Изменение имён существительных по падежам | УОСЗ СОР | 1) развивать умение распознавать падеж существительных, различать числа, ставить вопросы. | У 92-94стр. РТ 27-28стр. | Упр.4 стр.94 | |
37 | Зима. Склонение имён существительных | УОНМ | 1) развивать умение распознавать падеж существительных, различать числа, ставить вопросы. | У 95-98стр. РТ 28 стр. | Упр.2- стр.96 | ||
38 | Именительный падеж (кто? что?) | УОНМ | Имена существительные, которые отвечают на вопросы кто? что? | У 98-100стр. РТ 29стр. | Упр.3 стр.100 | ||
39 | Родительный падеж (кого? чего?) | УОСЗ СД ПД | Существительные, которые отвечают на вопросы кого? чего? у кого? у чего? для кого? для чего? около кого? около чего? | У 100-101стр. РТ 29-30стр. | Упр.4 стр.101 | ||
40 | Дательный падеж (кому? чему?) | УОНМ СОР | Существительные, которые отвечают на вопросы кому? чему? к кому? к чему? | У 101-104стр. РТ 30-31стр. | Упр.3 стр.103 | ||
41 | Винительный падеж (кого? что? куда?) | УОСЗ СОР | . Существительные, которые отвечают на вопросы кем? чем? с кем? с чем? за кем? за чем? перед кем? перед чем? | У 104-107стр. РТ 31-32стр. | Упр.4 стр.107 | ||
42 | Творительный падеж (кем? чем?) | УОСЗ | Расширять знания о творительном падеже. Вырабатывать навык правописания окончаний существительных в творительном падеже. | У 107-108стр. РТ 32стр. | Упр.3 стр.108 | ||
43 | II четверть | Предложный падеж (о ком? О чем? где?) | УРР | Познакомить с особенностями употребления существительных в предложном падеже и правописанием окончаний. | У 109-111стр. РТ 33стр. | Упр.3 стр.111 | |
44 | Несклоняемые имена существительные | УОСЗ «График» | Развивать умение различать Несклоняемые имена существительные. Развивать навык правописания падежных окончаний имён существительных. | У 111-112стр. РТ 33 стр. | Упр.4 стр.112 | ||
45 | Имя существительное (обобщение) | УОСЗ | Развивать навык правописания падежных окончаний имён существительных. | У 112-116стр. РТ 34стр. | Упр.6 стр.116 | ||
46 | Имя существительное (обобщение) | УОСЗ | . Развивать навык правописания падежных окончаний имён существительных | У 112-116стр. РТ 34стр. | |||
47 | Контрольный диктант | УПКЗУ | Контроль знаний по изученной теме «Имёна существительные». | ||||
48 | Глагол как часть речи | УОНМ | 1) продолжать учить распознавать глагол среди других частей речи; 2) уточнить представления о роли глаголов в речи | У 116-118стр. РТ 35 стр. | Упр.4 стр.118-119 | ||
49 | III четверть | Времена глагола | УПЗУ СОР | Ознакомить с изменением глаголов по временам и с особенностями каждой временной формы. | У 119-123стр. РТ 35-36 стр. | Упр.3 стр.36-РТ | |
50 | Времена глагола | УПОИ ПД | Ознакомить с изменением глаголов по временам и с особенностями каждой временной формы. | Упр.4 стр.123 | |||
51 | Мир взрослых и детей. Настоящее время глагола | УОНМ СОР «График» | Ознакомить умение отличать глаголы настоящего времени. | У 124-127стр. РТ 36-37стр. | Упр.5 стр.127 | ||
52 | III четверть | Настоящее время глагола | УОНМСОР | Ознакомить умение отличать глаголы настоящего времени. | Упр.3 стр.37-РТ | ||
53 | Неопределённая форма глагола | УОНМ СОР | Ознакомить с неопределённой формой глагола. | У 127-129стр. РТ 37 стр. | Упр.4 стр.129 | ||
54 | Прошедшее время глагола | УРР | Совершенствование умений и навыков понимать, образовывать и употреблять формы прошедшего времени. | У 130-134стр. РТ 37-38 стр. | Упр.3 стр.132 | ||
55 | Изложение . Хитрый план. Упр.5 стр.133 | УПЗУ УРР | Развивать умение передавать содержание рассказа. | УПР.5 Стр133 | |||
56 | Глаголы на вопросы что делать? (что сделать?) | УОНМ СОР | Учить различать глаголы, отвечающие на вопросы что делать? что сделать? | У 134-138стр. РТ 38-39стр. | Упр.5 стр.137 | ||
57 | Сочинение. Мой друг (Моя подруга) | УПЗУ УРР | Развивать умение раскрывать тему сочинения. | РТ 38-39стр. 2 упр. | |||
58 | Будущее время глагола | УОНМ СОР | 1) познакомить с изменением глаголов по временам (будущем времени); 2) совершенствовать умение распознавать время глаголов. | У 138-143стр. РТ 39-40стр. | Упр.4 стр.142 | ||
59 | Будущее время глагола | УОНМ СОР | 1) познакомить с изменением глаголов по временам (будущем времени); 2) совершенствовать умение распознавать время глаголов. | Упр.6 стр.143 | |||
60 | Образование глаголов | УОНМ | Расширить знания об образовании глаголов. | У 143-145стр. РТ 40-41 стр. | Упр.3 стр.145 | ||
61 | III четверть | Глаголы движения | УОНМ СОР | Знакомства с глаголами движения, их правописанием. | У 146-150стр. РТ 41-42 стр. | Упр.3 стр.148 | |
62 | Глаголы движения | УОСЗ | Знакомства с глаголами движения, их правописанием. | . | Упр.3 стр.42-РТ | ||
63 | Защитники Отечества. Глаголы со значением приказа, просьбы, требования. | УОНМ | Развивать умение писать глаголы со значением приказа, просьбы, требования. | У 151-157стр. РТ 43-44стр. | Упр.3 стр.153 | ||
64 | Глаголы со значением приказа, просьбы, требования. | УОНМ | Развивать умение писать глаголы со значением приказа, просьбы, требования. | Упр.6 стр.157 | |||
65 | Глаголы на –ся(-сь) | УОНМ СОР | Познакомить с правописанием глаголов на –ся(после согласных),(-сь)(после гласных). | У 157-160стр. РТ 45-44стр. | Упр.4 стр.160 | ||
66 | Правописание не с глаголами | УОНМ СОР | 1) ознакомить с ролью частицы не и её раздельным написанием с глаголами. | У 161-164стр. РТ 45-46 стр. | Упр.4 стр.164 | ||
67 | Глагол (обобщение) | УОСЗ | Развивать умение обобщать полученные знания и сведения. | У 164-166стр. РТ 47-48 стр. | Упр.3 стр.166 | ||
68 | Контрольный диктант | УПКЗУ | Контроль знаний по изученной теме «Глаголы». | ||||
69 | Весна. Имя прилагательное как часть речи | УРР | 1) развивать умение устанавливать связь слов в предложении; 2) продолжать учить находить имя существительное, к которому относится данное имя прилагательное. | У 167-169стр. РТ 48-49стр. | Упр.4 стр.169 | ||
70 | III четверть | Согласование имён прилагательных и существительных в роде и числе | УОСЗ | 1) развивать умение устанавливать связь слов в предложении; 2) продолжать учить находить имя существительное, к которому относится данное имя прилагательное. | У 169-171стр. РТ 49-50 стр. | Упр.3 стр.170 | |
71 | Согласование имён прилагательных и существительных в роде и числе | УПЗУ УОНМ СОР | 1) ознакомить с изменением имён прилагательных по родам; 2) развивать умение определять род имён существительных; 3) развивать умение правильно писать родовые окончания имён прилагательных. | Упр.8 стр.171 | |||
72 | Склонение имён прилагательных | УОНМ СОР | 1) ознакомить с изменением имён прилагательных по родам; 2) развивать умение определять род имён существительных; 3) развивать умение правильно писать родовые окончания имён прилагательных. | У 172-175стр. РТ 50-51стр. | Упр.7 Стр175. | ||
73 | Склонение имён прилагательных | УОНМ СОР | 1) ознакомить с изменением имён прилагательных по родам; 2) развивать умение определять род имён существительных; 3) развивать умение правильно писать родовые окончания имён прилагательных. | У 175-179стр. РТ 51-52 стр. | Упр.3 стр.178 | ||
74 | Склонение имён прилагательных | УОНМ СОР | 1) ознакомить с изменением имён прилагательных по родам; 2) развивать умение определять род имён существительных; 3) развивать умение правильно писать родовые окончания имён прилагательных. | Упр.6 стр.179 | |||
75 | Прилагательные на вопросы чей? Чья? Чьё? Чьи? | УРР | Учить изменять прилагательные, отвечающих на вопросы чей? чья? | У 179-183стр. РТ 52-53 стр. | Упр.5 стр.183 | ||
76 | Краткие формы прилагательных | УОНМ СОР | Совершенствовать умение и навыков образовывать и употреблять краткие формы прилагательных. | У 183-186стр. РТ 53-54 стр. | Упр.3 Стр.185 | ||
77 | Степени сравнения прилагательных | УОНМ СОР | Совершенствовать умение и навыков образовывать и употреблять формы сравнительной и превосходной степеней. Усвоение наиболее употребительных форм сравнительной степени с чередованием согласных: высокий-выше… | У 186-188стр. РТ 54-55 стр. | Упр.3 стр.188 | ||
78 | Имя прилагательное (обобщение) | УОСЗ | Усовершенствовать умение находить имена прилагательные, правильно употреблять в речи. | У 188-190стр. РТ 55-56стр. | Упр.2 стр.189 | ||
79 | IV четверть | Контрольный диктант | УПКЗУ | Контроль знаний по изученной теме «Имена прилагательные». | |||
80 | Родина. Имена числительные один, два, три, четыре….. | УПЗУ СОР | Закрепление умений и навыков понимать и употреблять количественные числительные, образовывать и употреблять количественно-именные сочетания с числительными один (одна, одно), два (две), три, четыре, пять и т.д. | У 191-194стр. РТ 57 стр. | Упр.4 стр.194 | ||
81 | Изменение имён числительных | УПЗУ | Совершенствование умений и навыков образовывать и употреблять формы косвенных падежей количественно-именных сочетаний с простыми, сложными и составными числительными, обозначать неопределенное количество при помощи слов много, мало, несколько. | У 194-196стр. РТ 57-58 стр. | Упр.4 стр.196 | ||
82 | Имена числительные первый, второй, третий… | УОНМ СОР | Совершенствование умений и навыков понимать, образовывать и употреблять в речи падежные формы порядковых числительных | У 196-199стр. РТ 58-59стр. | Упр.3 стр.199 | ||
83 | Имя числительное (обобщение) | УОСЗ ПП | Закрепление знаний об именах числительных | У 199-200стр. РТ 59-60 стр. | Упр.2 стр.200 | ||
84 | Контрольный диктант | УПКЗУ | Контроль знаний по изученной теме «Имена прилагательные». | ||||
85 | Дорога в космос. Местоимение как часть речи | УЗИ СОР | Закрепление умений и навыков понимать вопросительные местоимения кто?, что? как вопросы о предмете, какой?, чей? как вопросы о признаке предмета. | У 201-205стр. РТ 60 стр. | Упр.5 стр.204 | ||
86 | Местоимение как часть речи | УОНМ | Закрепление умений и навыков понимать вопросительные местоимения кто?, что? как вопросы о предмете, какой?, чей? как вопросы о признаке предмета. | Упр.2 стр.60-РТ | |||
87 | IV четверть | Местоимения он, она, оно, они. | УОНМ | Закрепление умений и навыков употреблять местоимения он, она, оно, они, я, ты, мы, вы в именительном и косвенных падежах, формы возвратного местоимения себя, себе, собой, о себе. | У 205-207стр. РТ 60-61 стр. | Упр.4 стр.207 | |
88 | Местоимения мой, твой, наш, ваш, свой. | УЗИ СОР | Закрепление умений и навыков понимать и употреблять притяжательные местоимения мой, твой, наш, ваш, свой, а также местоименные формы его, ее, их для обозначения принадлежности 3-му лицу | У 208-210стр. РТ 61-62 стр. | Упр.6 стр.210 | ||
89 | Местоимения мой, твой, наш, ваш, свой. | УРР | Закрепление умений и навыков понимать и употреблять притяжательные местоимения мой, твой, наш, ваш, свой, а также местоименные формы его, ее, их для обозначения принадлежности 3-му лицу | Упр.2 стр.62-РТ | |||
90 | Местоимение (обобщение) | УОСЗ | Обобщение по теме местоимения | У 210-211стр. РТ 62-63 стр. | Упр.2 стр.211 | ||
91 | Контрольный диктант | УПКЗУ | Контроль знаний по изученной теме «Местоимения». | ||||
92 | Родной край. Наречие как част речи | УЗИ СОР | Закрепление умений и навыков употреблять в речи обстоятельственные вопросительные наречия как?, где?, куда?, откуда?, почему?, зачем? и включение в речь учащихся новых слов (наречий), имеющих обстоятельственное значение. | У 212-214стр. РТ 63-64 стр. | Упр.3 стр.214 | ||
93 | Наречия на вопросы где? Куда? Откуда? | УПОИ | Закрепление умений и навыков употреблять в речи обстоятельственные вопросительные наречия как?, где?, куда?, откуда?, почему?, зачем? и включение в речь учащихся новых слов (наречий), имеющих обстоятельственное значение. | У 214-216стр. РТ 64 стр. | Упр.2 стр.216 | ||
94 | Наречия на вопросы как? Каким образом? Когда? | УПОИ | Совершенствование умений и навыков образовывать антонимы при помощи приставки не-: быстро - небыстро, красиво — некрасиво. | У 216-219стр. РТ 64-66 стр. | Упр.4 стр.219 | ||
95 | IV четверть | Наречия на вопросы как? Каким образом? Когда? | УПОИ СОР | Закрепление и обогащение умений и навыков употреблять в речи формы сравнительной степени наречий: громче говорить, быстрее бежать. | Упр.2 стр.65-РТ | ||
96 | День Победы. Главные члены предложения | УОСЗ | Усовершенствовать знания об особенностях имён существительных, глаголов. .Умение находить главные члены предложения. | У 220-223стр. РТ 66 стр. | Упр.3 стр.223 | ||
97 | УОСЗ | УОСЗ | Воспроизведение знаний о правильном употреблении слов в предложении. | У 223-225 Стр. РТ 66-67стр | Упр.4 стр.225 | ||
98 | Итоговый контрольный диктант | УПКЗУ | Проверить умение применять изученные в 4 классе орфографические правила. | ||||
99 | Скоро лето. Однородные члены предложения | УОСЗ | Усовершенствовать знаний | У 226-230стр. РТ 67-68 стр. | Упр.6 стр.230 | ||
100 | Обращение | УОСЗ | Усовершенствовать знаний | У 230-233стр. РТ 68-70 стр. | Упр.3 стр.233 | ||
101 | Сложное предложение. | УОСЗ | Усовершенствовать знаний. | У 234-236стр. РТ 70-73стр. | Упр.5 стр.72-РТ | ||
102 | Резервный урок | УОСЗ | Усовершенствовать знаний | РТ 73-76стр. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа класса по окружающему мирудля 2 УМК Школа России
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Рос...
Рабочая программа1 класс. Русский язык. Литературное чтение.
Рабочая пограмма составлена на основе базисной программы общеобразовательного учреждения начальная школа. В основе программы лежит концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражда...
Рабочие программы2 класс "Школа России" ФГОС
Представлены планировки по русскому языку, литературному чтению, метематике, окружающему миру, технологии, физической культуре для 2 класса по программе 2ШКОЛА рОССИИ" фгос 2 ПОКОЛЕНИЯ НА 2016-2017 УЧ...
Рабочая программа !класс.Окружающий мир.УМК "Перспектива"
Рабочая программа.1 класс.УМК "Перспектива"...
Рабочие программы1 класс (2022-2023 уч.год)
Рабочие программы 1 класс...
рабочая программа3 класс
рабочая программа Школа России 3 класс...
Рабочие программы класс Школа России
В данном материале находятся рабочие программы, для 1 класса по УМК "Школа России". По математике, технологии, русскому языку (букварный и после букварные периоды), литературному чтению, окр...