Урок развития речи в 4 классе
презентация к уроку русского языка (4 класс) по теме

На уроке развития речи дети работают в группах по определённому плану. Каждая группа рассматривает слово "лисица" с лексической, орфографической, морфологческой стороны. К уроку прилагается презентация, которая дополняет знания детей об этом животном. Заключительным видом работы есть составление текста-описаания "Лесная плутовка".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_v_4_klasse.doc229 КБ

Предварительный просмотр:

Федорченко Татьяна Андреевна ЗОШ № 97 г.Донецк, Украина

Урок русского языка в 4 классе

Тема. Развитие речи. Составление текста-описания «Лисичка».

Цель: формировать умение детей составлять описание и подбирать наиболее меткие прилагательные во время описания предмета; развивать связную речь учащихся; мышление, наблюдательность, умение работать со справочной литературой, работать в группе. Воспитывать любовь к живой природе.

Оборудование: рисунки с изображением лисы, иллюстрации к сказкам, презентация, экран, проектор.

ХОД  УРОКА

І. Актуализация знаний учащихся.

1. Отгадывание загадки.

Хвост пушист, быстра сноровка,

Золотисто-рыжий мех.

Если голодно, плутовка

Кур считает лучше всех. (Лиса)

- О ком мы сегодня будем  говорить? (Учитель после отгадывания открывает рисунок).

2. Мозговой штурм. Составление ассоциативного куста.

- Дети, какие слова вам приходят сразу, когда вы слышите слово «Лисица»?

На доске написано слово «лисица». Учитель записывает высказывания детей вокруг этого слова.

             хитрая                       рыжая

быстрая                                          пушистая

лисята                  ЛИСИЦА          нора

      охотница                             обманщица

                 

                         героиня сказок

3. Беседа с учащимися.

В течение беседы учитель показывает презентацию и дополняет ответы детей.

- Какой зверь лисица? (Хищный.) 

- Какая она?

- Докажите, что она – хищный зверь. (Ест животных и на них охотится.) 

- Это дикое или домашнее животное? (Дикое.) 

- Где в лесу живёт лиса? (В норе.)   Слайд № 2.

- Как зовут малышей лисы? (Лисята.)  Слайд 3.

- Когда рождаются малыши? (Весной. ) 

- На кого охотится этот зверь? (На птичек, мышей, зайцев.) Слайд 4.

ІІ. Восприятие темы.

Класс разделён предварительно на группы по 5 человек (эти группы постоянно действуют в классе. )

  1. Работа в группах. Использование методики «кубования». Слайд № 5.

Перед детьми макет куба. Грани куба окрашены разным цветом: красный, зелёный, жёлтый, синий, белый и оранжевый. На каждой грани написан вид работы. У каждой группы карточка таких же цветов, как и грани у куба.

        

                                      Лексическое

                                                   значение

                                                   слова

    Звуковой         Загадки             Лисица -      Пословицы    

     анализ                                  родственные

     слова                                     слова

                                                  Синонимы                                                    

Задание каждая группа выполняет то, которое записано на их карточке определённого цвета. Время работы 10 минут.

  1. Работа каждой группы.
  • Первая группа – лексическое значение слова. Группа работает с толковым словарём Даля или Ожегова.
  • Лисица - хищное млекопитающее животное из семейства собачьих с длинным пушистым хвостом, то же, что лиса.
  • Лиса - хитрый, льстивый человек.
  • Лиса - замаскированный в лесу радиопередатчик, периодически подающий кратковременные сигналы Spec.
  • Вторая группа -  звуко-буквенный анализ слова. Работают по плану разбора слова.

План фонетического разбора слова

1

Орфографическая запись слова.

2

Деление слова на слоги и место ударения.

3

Возможность переноса.

4

Фонетическая транскрипция слова.

5

Характеристика всех звуков по порядку:

а)

согласный – звонкий – глухой (парный – непарный), твёрдый – мягкий (парный – непарный), какой буквой обозначен;

б)

гласный: ударный – безударный.

6

Количество звуков и букв.

7

Случаи несоответствия звука букве.

Лисица – [ л’ и с’ и ц  а ] – ли-си-ца; ударение падает на второй слог; слово переносится по слогам; 6 букв, 6 звуков.

л [ л’] – согласный, звонкий, непарный, мягкий;

и [ и ] – гласный, безударный;

с [с’ ] – согласный, глухой, парный, мягкий;

и [и ] -  гласный, ударный;

ц [ц ] – согласный, твёрдый, непарный, глухой;

а [ а] – гласный, безударный.

  • Третья группа – загадки. Работает с дополнительной литературой.
  • За деревьями, кустами
    Промелькнуло быстро пламя.
    Промелькнуло, пробежало,
    Нет ни дыма, ни пожара.

  • Рыжая птичница
    В курятник пришла,
    Всех кур перечла
    И с собой унесла.
  • У кого из зверей
    Хвост пушистее и длинней?
  • Хитрая плутовка, рыжая головка,
    Хвост пушистый - краса!
    А зовут ее... Лиса.
  • Говорят, она хитра,
    Кур уносит со двора.
    Но зато красавица –
    Всем ребятам нравится.

  • Четвёртая группа – пословицы, работает с дополнительной литературой.
  • Волка зубы кормят, лису хвост бережет.
  • Сила льва не подходит лисице, хитрость лисы не подходит льву.
  • Лисичка всегда сытей волка бывает.
  • Лисичка всегда сытней волка живет.
  • Лисой пройти – хитростью взять.
  • Пятая группа – синонимы.

Лисица, лиса, рыжая, хитрунья, бестия, льстица, шельма, плутовка.

  • Шестая группа –родственные слова.

Лиса, лисица, лисичка, лисий, лисонька, лиска.

  1. Отчёт групп о проделанной работе. Дополнения учителя слайдами презентации.

Слайды:

№ 5 –  Метод «кубование», развертка куба, задания  для групп.

№ 6 – Загадки (дополнительно).

№ 17 – Пословицы.

  1. Беседа.

- Лису часто называют лесной  плутовкой.

- Встречается ли лиса в сказках?

- Назовите их.

Какой выступает наша героиня в них? Докажите свои утверждения её поступками в сказках. Слайды  №  8, 9.

ІІІ. Закрепление темы.

  1. Беседа о тексте – описании.
  • Мы говорили о характере и поведении лисицы. А сейчас будем работать над её описанием.-
  • Наша задача – составить текст-описание «Рыжая плутовка».
  • Какой тип текста будем составлять?
  • Какой текст называется описанием?
  • Какие особенности имеет текст – описание? (Имеет много прилагательных,  указывает на цвет, форму, размеры.)
  1. Словарная работа.

Подберите прилагательные к следующим словам:

Мордочка –

Ушки –

Хвост –

Лапы –

Шерсть –

  1. Составление  описания лисицы учащимися.

Слабым ученикам учитель предлагает записать текст с пропущенными словами, самим вставить нужные слова ( карточка 1);  сильным детям  нужно написать текст самостоятельно;  детям со средним уровнем знаний – составление текста  по предложенному плану ( карточка 2).

           Карточка 1

 Лисица – это ………  зверь. Она живёт в ….   .  Это животное  …….. размера, имеет ……  тело, …..  ……  хвост. Мордочка у неё ……… , ушки ………, лапки ………..  . Шерсть у лисы …………  . Лиса ходит (как?) ……….  .

Охотится этот зверь на ……  , ……………. , …………..  .

В сказках она выступает ………………..   ……………..  .

Карточка 2

План

А) Домашнее или дикое животное?

Б) Где живёт?

В) Какого цвета шерсть?

Г) Какой хвост?

Д) Чем она лакомится?

Пользу или вред приносит это животное?

Е) Что ты знаешь о лисице из сказок?

4. Зачитывание учащимися разного уровня знаний своих текстов. Обсуждение.

5. Игра «Угадай сказку»

Учитель показывает иллюстрации к сказкам, героиня которых лисица, а дети должны угадать название сказки.

Слайд 10

Иллюстрации к сказке «Кот, петух и лиса».

Слайд 11

Иллюстрации к сказке «Заюшкина избушка».

Слайд 12

Иллюстрации к сказке «Кот и лиса».

Слайд 13

Иллюстрации к сказке «Лиса и журавель».

Слайд 14

Иллюстрации к сказке «Волк и лиса».

ІV. Подведение итогов

1.Беседа с детьми.

- Понравилось ли вам сегодня работать на уроке?

- Какое задание вам понравилось выполнять больше всего?

- Хочется ли вам узнать ещё больше о лисе?

- Дайте оценку своей работе на уроке в 12 бальной шкале.

V. Домашнее задание

Придумать и записать небольшую сказку, героиней которой будет лиса. Нарисовать к ней иллюстрацию.

Используемые источники

Литература:

  1. О.А.Белобрыкина. Речь и общение. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1998.
  2. Гудзик И.Ф. Книга по чтению: Учебник для 4 класса общеобразоват. школ с русским языком обучения. – К.: «Освіта», 2004.
  3. Инновационные технологии обучения в начальной школе/ В.П.Телячук, Е.В.Лесина -  Харьков: «Основа», 2007.
  4. Балбышев И.Н. Из жизни леса. - Л. 1987г.
  5. Петров В.В. Лес и его жизнь. - М. 1986г.
  6. Журнал "Юный натуралист" 1979 – 11.
  7. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка.

Интернет ресурсы:

http://aida.ucoz.ru  Фон для презентации

tails_for_girls_Lisichka_01.jpg –  картинки лисы

http://vospitatel.com.ua/zaniatia/zagadki/zagadki-o-jivotnyh/zagadki-o-lise.html  загадки о лисе

http://www.nature-archive.ru/animals/fox.php  информационный материал  о лисе

http://o6oi.ru/main.php/  фото лисицы

http://www.wwww4.com/w3764/63498.htm  обложки  книг со сказками о лисе

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок развития речи 2 класс

Урок развития речи "Обучающее сочинение по серии картинок" представлен в форме презентации. Можно проводить по любой программе....

Конспект урока развития речи 2 класс.

Конспект урока русского языка по теме "Развитие речи. Текст" во 2 классе по программе "Начальная школа XXI века"....

Презентация к уроку развития речи 2 класс.

Сочинение рассказа по серии картинок и по впросам "Друзья птиц." ...

урок развития речи 4 класс на тему "Обувь"

ТЕМА: «ОБУВЬ».Цель:    -расширение и активизация словаря развитие связной речи.Задачи: - образовывать множественное число существительных...

Урок развития речи 1 класс.

Тема. Общее понятие о тексте....

Урок развития речи 2 класс

Данная разработка содержит матриал к учебнику "Русский язык" 2 класс Т.Г. Рамзаевой....

Конспект урока развития речи. 2 класс.

Конспект урока развития речи по теме: "Виды плана". 2 класс....