Урок русского языка в 4 классе с презентацией.
методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме
Образовательная система "Школа 2100", 4 класс, предмет "Русский язык" Тема урока: "Имя существительное как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки имен существительных", презентация к уроку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_-_4_klass.ppt | 2.24 МБ |
urok_russkogo_yazyka_v_4a_klasse.doc | 61.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Определите, какую букву будем писать. Она есть в каждом имени существительном этого ряда. Детский, тростник, громкий, лестница, капустница, отвечаю, местность, трудный.
Проверим: Трос т ник , лес т ница, капус т ница, мес т ность.
Угадайте имя одной науки русского языка. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1.Крупное хищное млекопитающее с длинной шерстью и короткими толстыми лапами.
м е д в е д ь 2 3 4 5 6 7 8 9 10 2. Крупный населенный пункт, место большого поселения людей, административный, торговый, промышленный, культурный центр.
м е д в е д ь г о р о д 3 4 5 6 7 8 9 10 3. Синоним этого слова – село.
м е д в е д ь г о р о д д е р е в н я 4 5 6 7 8 9 10 4.Наследственное семейное (обычно, полученное от родителей) наименование, прибавляемое к личному имени.
м е д в е д ь г о р о д д е р е в н я ф а м и л и я 5 6 7 8 9 10 5.Птица с черным или серым оперением.
м е д в е д ь г о р о д д е р е в н я ф а м и л и я в о р о н а 6 7 8 9 10 6 . Верхняя одежда, наддаваемая поверх платья, костюма.
м е д в е д ь г о р о д д е р е в н я ф а м и л и я в о р о н а п а л ь т о 7 8 9 10 7. Домашнее животное семейства псовых, родственное волку, используемое человеком для охраны, на охоте.
м е д в е д ь г о р о д д е р е в н я ф а м и л и я в о р о н а п а л ь т о с о б а к а 8 9 10 8.Выдающийся своей храбростью, доблестью, самоотверженностью человек, совершающий подвиги.
м е д в е д ь г о р о д д е р е в н я ф а м и л и я в о р о н а п а л ь т о с о б а к а г е р о й 9 10 9. Хищный зверь с острой мордой и длинным пушистым хвостом.
м е д в е д ь г о р о д д е р е в н я ф а м и л и я в о р о н а п а л ь т о с о б а к а г е р о й л и с и ц а 10 10. Небольшой сочный плод кустарников и трав.
м е д в е д ь г о р о д д е р е в н я ф а м и л и я в о р о н а п а л ь т о с о б а к а г е р о й л и с и ц а я г о д а
Части речи Самостоятельные: имя существительное имя прилагательное глагол наречие Служебные: частица союз предлог междометия
Кто? медведь ворона собака герой лисица Что? город деревня фамилия пальто ягода
Построить предложения: В осенние дни готовит ёжик жилище на зиму. Придёт зима и глубокий снег накроет норку. Мох и листочки таскает в норку хлопотливый ёжик.
В осенние дни готовит ёжик жилище на зиму. Мох и листочки таскает в норку хлопотливый ёжик. Придёт зима и глубокий снег накроет норку .
Найдите имена существительные: Сяпала Калуша по напушке и увазила бутявку.
Сяпала Калуша по напушке и увазила бутявку .
Выполнила : Соколенко Наталья Николаевна, учитель начальных классов г.Хабаровска.
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 4А классе.
Тема. Имя существительное как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки имен существительных.
Цель: 1. Обучающая
• систематизировать знания об имени существительном
• тренировать в нахождении имен существительных, определение признаков существительных
• обобщить знания детей о роли существительных в предложении
2. Развивающая
• Развивать устную и письменную речь учащихся;
• развитие орфографической зоркости, внимания, мышления, воображения;
• формирование навыков самоконтроля.
3. Воспитательная
• Воспитывать учебную активность и умение работать в коллективе;
• Формирование личностных качеств, как ответственность, коммуникативность.
Оборудование: дидактические карточки для работы в паре , проектор, экран, компьютер.
Ход урока:
1. Орг. момент.
Эмоциональный настрой.
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться:
-Доброе утро!
Доброе утро
Солнцу и птицам.
Доброе утро
Улыбчивым лицам.
И каждый становится
Добрым, доверчивым.
Доброе утро
Длится до вечера.
2. Минутка чистописания.
На доске слова: детский, тростник, громкий, лестница, капустница, отвечаю, местность, трудный.
- Прочитайте слова. Определите, какую букву будем писать сейчас. Она есть в каждом имени существительном этого ряда. Какая это буква, и в каких словах она присутствует? (буква «т»)
- Выпишите только имена существительные.
- Что объединяет эти имена существительные? (орфограмма – непроизносимая согласная)
Какое слово лишнее? (лестница – нельзя проверить)
3. Словарная работа
-Двум ребятам нашего класса было дано домашнее задание: поработать со словом «лестница», используя словари.
1. Лестница — имя сущ., ед. ч., ж. р.
Лестница — сооружение в виде ряда ступеней для подъема и спуска.
При проверке непроизносимой согласной слово-по мощник — «лезти, лезть» с помощью старинного суффикса -me(а).
Деревянная дорога,
Вверх идет она отлого,
Что ни шаг — то овраг.
2. Лестница — древнерусское слово. Согласный звук [т] исчезает. Почему? Дело в том, что три согласных подряд очень трудно произносить, вот мы и упроща ем их произношение. А написание их упрощать нельзя. В древнерусском языке было слово «лъствица». Вот оно-то и превратилось в лестницу под вли янием таких слов, как «сахарница», «чернильни ца». Что же касается самого слова «лъства», то оно образовано от глагола «лезти», «лезть», с помощью суффикса -тв(и). Значит, непроизносимый звук [т] в существительном «лестница» — это остаток суф фикса -тв(a)
4. Кроссворд
- Молодцы. Хорошо постарались. Теперь вам необходимо угадать имя одной науки русского языка. Для этого нужно разгадать кроссворд.
М | е | д | в | е | д | ь | |||||||||||||||
г | 0 | р | о | д | |||||||||||||||||
д | е | Р | е | в | н | я | |||||||||||||||
ф | а | м | и | л | и | я | |||||||||||||||
в | о | р | О | н | а | ||||||||||||||||
п | а | Л | ь | т | о | ||||||||||||||||
с | О | б | а | к | а | ||||||||||||||||
Г | е | р | о | й | |||||||||||||||||
| л | И | с | и | ц | а | |||||||||||||||
Я | г | о | д | а |
1 Крупное хищное млекопитающее с длинной шерстью и короткими толстыми лапами.
2. Крупный населенный пункт, место большого поселения людей, административный, торговый, промышленный, культурный центр.
3. Синоним этого слова – село.
4. Наследственное семейное (обычно, полученное от родителей) наименование, прибавляемое к личному имени.
5.Птица с черным или серым оперением.
6 . Верхняя одежда, наддаваемая поверх платья, костюма.
7. Домашнее животное семейства псовых, родственное волку, используемое человеком для охраны, на охоте.
8.Выдающийся своей храбростью, доблестью, самоотверженностью человек, совершающий подвиги.
9. Хищный зверь с острой мордой и длинным пушистым хвостом.
10. Небольшой сочный плод кустарников и трав.
- Как зовут эту науку? (Морфология). Что она изучает?
- Ребята, скажите, на какие 2 группы можно разделить все части речи? (самостоятельные и служебные).
Назовите самостоятельные части речи! (сущ. прил, глагол, наречие). А служебные? (частица, союз, предлог, междометия).
Двое учащихся разделяют на 2 группы служебные и самостоятельные части речи.
5. Имя существительное
- Сегодня на уроке мы вспомним об одной части речи и вы сами мне скажете как ее зовут.
- Слова какой части речи записаны в кроссворде? (имена существительные).
На какие группы можно их разбить? (одушевленные и неодушевленные, по родам)
Какой вопрос задаем к одушевленным именам существительным? А к неодушевленным?
Запишите ребята в 2 столбика эти слова, записав, вопрос кто? и что? Что у них можем определить?
Какие слова записали в 1 столбик? 2 столбик?
Как определить род? Какие это признаки? (род - постоянный, число - непостоянный)
Все ли имена существительные изменяются по числам? (нет) Какие употребляются только в ед.ч. и какие только во мн. Числе? (молоко, молодежь, хвоя – ед.ч. качели, ножницы, очки, штаны – мн. ч.)
6. Текст. Предложения.
-Давайте узнаем, какими членами предложения являются имена существительные.
-Перед вами конверты со словами. Постройте из них предложения.
В осенние | дни | готовит | ёжик | жилище | на зиму |
Придет | зима | и глубокий | сугроб | накроет | норку. |
Мох | и | листочки | таскает | в норку | хлопотливый | ёжик |
Прочитайте их. Получился ли текст?
Что нужно сделать, чтобы получился текст? (поменять предложения местами)
Какое будет 1 предложение? Запишите его.
Выделите грамматическую основу. Какое это предложение? (простое)
Подпишите сверху над словами части речи. Назовите их. Каких больше? Определите род имен существительных. Что сделать, чтобы определить род? (поставить в начальную форму)
Какое будет 2 предложение? Давайте его разберем по членам и частям речи. Схема.
- Какими членами предложения могут являться имена существительные?
Запишем 3 предложение. Выделим грамматическую основу. Какое это предложение? (сложное)
Какая у меня ошибка? Подпишите имена сущ. Прочитайте имена сущ. Ж.Р., М.Р.,
Сущ. какого рода нам не встретилось в предложении?
7. Закрепление. Работа с учебником.
- Стр. 86 Упр. 103
Прочитайте первых четыре предложения. Выпишите имена существительные, поставив в начальную форму, определите род и число.
8. Предложение.
Сяпала Калуша по напушке и увазила бутявку.
Найдите имена сущ. Докажите, что это имена существительные
9. Обобщение.
- Что называется именем существительным?
- Какие признаки имен существительных вспомнили на уроке?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока+презентация урока русского языка 3 класс "Слова с глухими и звонкими согласными в корне"
Урок проводится в форме путешествия. На уроке формируется умение подбирать проверочные слова, сравнивать написание корня в проверочном и проверяемом словах, развивать речь, расширять словарный запас. ...
презентация к уроку русского языка. 3 класс. УМК«Начальная школа XXI века» Тема урока: правописание приставок на –з и -с
Данная презентация поможет учителям подготовиться к уроку русского языка в 3 классе по теме "Праописание приставок на з- и с-...
Конспект урока русского языка 1 класс и презентация к уроку
Надеюсь, что составленный мною конспект урока покажется интересным и может быть, кто-то его частично использует в своей работе...
Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"
Этот материал содержит презентацию к уроку руского языка в 1 классе по программе "Школа 2100"...
Презентация к уроку русского языка 4 класс по учебному комплекту "Перспективная начальная школа" на тему "Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков"
Представлен ход урока " Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков", 4 класс. Презентация содержит проверочную работу -игра "Редактор", представлены значения слов "аббр...
Презентация к уроку русского языка - 3 класс по учебнику С.В.Иванова. УМК « Начальная школа XXI века » по блоку «Как устроен наш язык» и по теме «Дополнение».
Работа на уроке будет проходить по блоку «Как устроен наш язык» и по теме «Дополнение». На этом уроке русского языка для 3 класса следующие задачи:•...
Слово и предложение. (Урок русского языка 2 класс. УМК "Начальная школа 21 века" 19 урок. Презентация к уроку для интерактивной доски Smart).
Тема урока: Слово и предложение.Урок русского языка 2 класс. УМК "Начальная школа 21 века" 19 урок. Презентация к уроку для интерактивной доски Smart, выполнена...