Части слова
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Сомова Светлана Сергеевна

Конспект урока по русскому языку. Урок обобщения по теме "Части слова"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Chasti_rechi.doc508 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5» г. Саратова

                                                              С.С. Сомова

                                                                                     учитель начальных классов

 

« Части слова »

Урок-презентация

(образовательная программа "Школа 2100")

                             Предмет :русский язык

          Класс:  3 «В»

Тип урока:

Урок повторения и обобщения

полученных знаний .

                         Р.Н.Бунеев, Е. В. Бунеева, ОВ. Пронина. 

                         Русский язык.  Учебник для 3 класса в2-х ч. Часть I. 

                        – М.: Баласс, 2008 .- 140с.илл. (серия Свободный ум»)

 

Саратов,2010 .

Урок-презентация русского языка в 3 классе

Тема урока:   Части слова

Цель  урока:   обобщение      и  систематизирование  знаний  учащихся  о  частях слова; развитие умения правильно определять и графически обозначать части  слова.

Для выполнения данной цели урока были поставлены следующие задачи:

-        Образовательная:

обобщить и систематизировать знания обучающихся о частях слова (местонахождении в слове, способе нахождения, значении);
упражняться в составлении слов по схемам;
подготовить обучающихся к изучению темы  "Разбор слова по составу";
-        Развивающая:

развивать в процессе урока коммуникативные, творческие
способности детей, расширять словарный запас, развивать умение работать по алгоритму; развивать у обучающихся память, мышление, внимание, речь;
-        Воспитательная:

воспитывать и формировать в процессе урока интерес к изучению русского языка;чувство коллективизма и индивидуальности обучающихся, взаимопомощи.

-             Оздоровительная:

чередовать в процессе урока виды деятельности, выполнять
санитарно-гигиенические нормы, проводить физкультурные паузы.

Методы

• Иллюстративный (с использованием мультимедиа).

• Диалог.

• Самоконтроль с поощрением.

Оборудование:

наглядный материал по теме «Части слова»: слайды, раздаточный материал (разрезные карточки - части слова (приставка, корень, суффикс, окончание) в конвертах по одному на каждую парту),

Компьютер.

Проектор.

Экран.

Презентация  к уроку.

        

Ход урока.

I.Организационная часть урока.

Учитель. -Здравствуйте, уважаемые ребята! Сегодня у нас необычный день. Праздничный. Посмотрите, сколько у нас на уроке гостей. Повернитесь, еще раз поприветствуем всех улыбкой. Садитесь.                                                                                                                                                                         Громко прозвенел звонок,
Он позвал нас на урок.
Всё  у вас уже в порядке:
И учебники есть, и тетрадки.

Я приветствую вас на уроке русского языка. В начале урока мне хотелось бы узнать  с каким настроением  вы пришли сегодня в класс. На столах у вас находятся  карточки с разными символами настроения. Выберите наиболее подходящее для вас  и покажите мне.
-Я рада, что у большинства ребят нашего класса веселое настроение.

2. Словарная работа слайд №2-3

ХОККЕЙ СНЕЖИНКА СНЕГИРЬ ЗАЯЦ ИНЕЙ МОРОЗ АЛЛЕЯ

- Что объединяет эти слова?

  Поставьте ударения в словах, объясните какие орфограммы в этих словах. Выделите их.

-Все ли слова являются словарными?

-Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте.  

3.Сообщение темы и цели урока. 

- Еще раз посмотрите на словарные слова. Возьмите первые буквы последних четырёх слов и составьте слово.  Какое слово у вас получилось? Мы постараемся, чтобы зимняя тема проходила  через весь урок. Этому временю года художники, композиторы, поэты посвящали свои произведения. Показ иллюстраций картин Шишкина, Грабаря. слайд №4

-Сейчас прочитайте строки из стихотворений Н.Некрасова. Какому временю года посвятил поэт эти строчки? слайд №5

     Мороз- воевода дозором            Дело под вечер, зимой,

    Обходит владенья свои              И морозец знатный.

Выпишите из каждого предложения сущ., однокоренное с сущ. Заморозки слайд №6

-Почему эти слова называются однокоренными? Назовите корень в этих словах, приставку, суффикс,

окончание. Что мы сделали?

-Правильно мы начали выполнять разбор слова?

 -Что значит разобрать слово по составу? слайд №7

-Что же мы будем повторять сегодня на уроке? ( части слова) слайд №8

4.Повторение изученного материала.

Задание №1                                                                                                                

Работа в парах.          

Произошла путаница: окончание, корень, суффикс, приставка перепутали свои места в слове. Помогите всем частям слова найти свои места. Возьмите конверт и из схем знаков, соберите схему слова.       (Уч-ся вынимают карточки со схематическим изображением частей слова и выкладывают их по порядку на столах.)

        

- Давайте вспомним всё, что мы знаем о частях слова.

1)окончание,       слайд №9

 Часть слова, которая изменяется,
Окончанием называется.


Рассмотрите рисунок. Вы видите необычный поезд - словесный.

Проблема: Почему паровоз и первые два вагончика соединены цепью, а последний вагон - окончание - прицеплен за крючок?

 Почему такие же вагончики с крючками стоят на запасном пути?

 (Т.к. окончание - это изменяемая часть слова.)

2)основа,                                                                                            

 Остальную же часть слова
Именуем мы основой.

 3) корень, слайд №10

Корень слова - значимая часть.
Над словами родственными
Держит власть.
Выясни умело линию родства -
Однокоренные подбери слова.

-Что хранится в корне?

(В корне заключено основное значение слова, общий смысл всех однокоренных слов)

-А в основе слова? (Значение данного, именно этого слова)

-Когда говорят о чём-то главном, важном, просят выделить самое основное, говорят: "Зри в корень!", т.е. "Смотри в корень!"

-Если говорят о причинах чего-то плохого, скажут "корень зла".

-Если надо что-то основательно переделать, говорят "коренная переработка", "коренные изменения".

 4)приставка, слайд №11

Перед корнем есть приставка,
Слитно пишется она.
А при помощи приставки
Образуются слова.

 5) суффикс слайд №12

3а корнем суффиксу
Нашлось местечко,
Заняв его, конечно,
Натворил он дел.

Что же мы должны запомнить?(все вместе)
Помни при разборе слова
Окончанье и основу
Первым делом находи,
После корня будет суффикс,
А приставка - впереди.

-Придумайте к данной схеме слово, запишите и разберите его по составу.

Задание №2                                                                                                              

Работа в парах.

слайд №13

искристый, земля, лежит, красный, на, снег, учебник

-Это предложение? (Набор слов.)

 -Составьте предложение. (Законченная мысль.)                                                                          Подбираем слова по смыслу, изменяем окончания слов для связи слов в предложении.

Запишите предложение в тетрадь.        

 Выделите окончания. Найди грамматическую основу.

На земле лежит искристый снег.

е

ит

ый

Проверь себя.    

 На земл       леж            искрист             снег     .

Задание №3

слайд №14

Мороз, лёд, снеговик, вьюга,

 шубка, снежки, след, новый,

 прокатили, заморозки, год.

Задание: Выпишите сначала слова, которые состоят из одного корня. Потом слова, в которых кроме корня есть и другие части слова.

Мороз, лёд, год , след, снеговик,

вьюга, шубка, снежки, новый,

прокатили, заморозки.

-Разобрать слова по составу.

Зарядка для глаз.  слайд №15-22

Задание:  проследить глазами  движение фигур

Задание №4 слайд №23

Игра « Кто быстрее?» Проводится фронтальная проверка

- Записать слова к схемам

(схемы записаны на слайде №): (схемы-значки частей слова)
1 ряд    
   2 ряд     3 ряд  

Подводник, снежный, холодный, подснежник,

замёрз, рассказ, ледники, лесники, заморозок,

подорожник, загород, морозный, разбег,

перевозчик, разговор.

Задание №5 слайд №24

А сейчас поиграем .Игра «Где мой поезд?»

Рбота в парах

 Слова:  походы, полюшко, водолазы, полоса.

Задание №6

-А сейчас проверьте себя.   Предлагаю разгадать  кроссворд.

слайд №25-26

Задание №7 слайд №27

Разгадай шараду

Корень мой находится в цене

В очерке найди приставку мне

Суффикс мой в приставке все встречали

Вся же в дневнике я и в журнале.

(Оценка)   Выставление отметок уч-ся.

Задание№8        слайд №29

 Составить слово по подсказкам:
1. В слове есть
окончание и основа. Основа состоит из трёх частей.
2. Корень тот же, что и в словах:
обмен, изменить, меняла (-мен-).
3
. В приставке две буквы "е" (пере-).
4.
Суффикс тот же. Что и в словах травка, шубка (-к-).
5.
Окончание - первая буква алфавита (-а).

Ответ: "переменка".

А сейчас - перемена, урок окончен, отдыхайте. 

5. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

Стр. 136   упр. 201

6.ИТОГ УРОКА:

 1.Какова была тема урока?            

2.Для чего нужно знать части слова, уметь находить их в слове. (Чтобы образовывать новые слова, грамотно писать, развивать свою речь.)

3.Что понравилось на уроке?

4. Какое задание выполнялось труднее других?

5. С каким заданием справились легко?                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Состав слова. Приставка-часть слова.

Урок русского языка в 3 классе,система Л.В.Занкова с презентацией....

Урок русского языка 2 класс, Тема: «Части слова. Корень. Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова».

Урок разработан с использованием технологии взаимного обучения А.Р.Ривина и В.К.Дьяченко Следует подчеркнуть, что коллективный способ обучения (КСО) базируется на игровом приеме - использование детьми...

Деление слов на слоги. Характеристика частей слова.

конспект логопедического занятия...

Состав слова. Роль каждой части слова.

Урок-закрепление по теме "Состав слова. Роль каждой части слова"....

Русский язык Состав слова. Роль каждой части слова.2 класс. Школа 2100

Русский язык Состав слова. Роль каждой части слова.2 класс. Школа 2100...

Урок по русскому языку "Части слова. Суффикс как часть слова" (ТРКМ). Система РО Занкова Л.В. 2 класс.

Урок в технологии развития критического мышления. Главная цель ТРКМ - развитие интеллектуальных способностей ученика, позволяющих ему учиться самостоятельно. Достоинства данной технологии: ориентирова...

Конспект урока русского языка в 4 классе на тему "Значимые части слова. Однокоренные слова. Корень слова"

Предмет: русский язык. Класс: 4 УМК: «Школа России» Тема урока: Значимые части слова. Однокоренные слова. Корень слова. Тип урока: урок развития умений и навыков.Основн...