Региональный компонент в художественно-творческом развитии младших школьников
учебно-методический материал (4 класс)

Внедрение  национального  компонента  в художественное  развитие  младших  школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл regionalnyy_komponent.docx24.7 КБ

Предварительный просмотр:

Внедрение  регионального  компонента  в  художественно-творческое развитие  младших школьников.

Региональный компонент является составной частью школьного  образования. В задачи регионального компонента входит формирование у каждого учащегося системы знаний о своеобразии родного края, знакомство с богатством национальной культуры, с  художественными традициями, приобщение к народному искусству.

   В детстве  закладываются ценностные основы мировоззрения и  поэтому особенно важно знакомить школьников прежде всего с ближайшим для него окружением - с культурой родного края, сложившимися в нем традициями и  обычаями.

    Приобщение учащихся к общезначимым  ценностям   обуславливает необходимость постижения ими норм и ценностей национальной и региональной культур. В связи с этим особую социально-педагогическую значимость  представляет проблема организации  образовательного процесса в  школе  с учетом  факторов ближайшего окружения «исторических, географических, социокультурных»,  оказывающих  действенное влияние на становление личности школьника.

Введение национально-регионального материала в  школьную практику требует организации целенаправленного и систематического подхода по ознакомлению учащихся с культурными  ценностями родного края, на доступном для ребенка уровне восприятия и  понимания, развития сознательности и стремления  к творческой  деятельности, реализации интегративных связей. Все это способствует формированию у обучающихся  отчетливых представлений о духовных  ценностях, заинтересованного отношения к изучению истории своей земли, освоению художественных традиций, уважения национальных культур.

Изобразительное искусство Бурятии как культурный феномен, вобравший в свою образную систему типически выраженные стороны действительности, события прошлого и современности родного края, эстетические идеалы проживающих здесь народов, обладает той уникальной силой духовного воздействия на личность ребенка, с которой не могут сравниться наглядные образы, возникшие на иной региональной почве. Поэтому художественный материал народного и профессионального искусства Бурятии как сензитивное формирующее средство имеет приоритетное значение на этапе начального художественного воспитания в условиях школы.

Руководствуясь данной установкой, на занятиях используются развивающие возможности регионального художественного компонента в содержании всех видов занятий по изобразительному искусству, определенных учебной программой начальной школы (рисование с натуры, рисование на темы, декоративная работа, лепка, аппликация, беседы об искусстве).

        Таким образом, приобщение к  национальной культуре способствует решению  актуальных задач, стоящих перед  учителем в области развития художественных представлений, духовных потребностей, эстетического отношения к окружающему, воспитания нравственных качеств личности.

Однако в школьной практике еще недостаточно уделяется внимание использованию развивающего потенциала народной культуры в формировании творческих качеств личности  школьника.

Как  приобщить ребят к истокам культуры родного края, как воспитать в них чувство гражданственности, любви к «малой родине»?

Решить эту задачу можно, например, через  внедрение  национально-регионального компонента на уроках  изо  и внеклассную работу.

Образец распределение учебного времени, отведенного на изучение тематических разделов регионального художественного компонента программы в 4 классе:

-Рисование с натуры – 2 часа.

( Рисование  веточки багульника, рисование  национального  костюма»)

-Рисование на темы –3 часа.

(«Сагаалган - светлый праздник», «Подвиг солдата в картинах Г.Н. Москалева, Пасха»)

-Декоративно-прикладное  искусство – 3 часа.

(«Бурятский  народный  орнамент», «Чеканка», «Гобелен»)

- Внеклассная работа: беседа об изобразительном искусстве  Бурятии– 2 часа.

(«Художники Бурятии », «Народные промыслы  Бурятии»)

  Внешкольная работа: экскурсия в Художественный музей  -2  часа.

    Таким образом, «исходя из местных условий -   включается  наиболее интересный материал, определяется  оптимальное количество часов для выполнения задания,  не нарушая при этом логику изучения всего курса.

С целью расширения  краеведческого кругозора обучающихся на уроках  изо в качестве натуральных постановок привлекаются характерные для нашего региона  природные объекты: кедровые шишки,  цветущая ветка багульника, байкальские камни и т.д.

Предметы традиционной культуры: морин-хур, лимба, ятага,  и д.р.

Предметы национального быта: домбо, гобелены, посуда, одежда, украшения, лук и стрелы и т.д.

В  художественно- творческой работе  в содержании уроков ИЗО, наряду с классическими произведениями мирового и отечественного искусства, используются  картины художников республики, отражающие различные стороны региональной действительности: природные, бытовые, фольклорные, исторические. Это вызывает у детей чувство узнаваемости и эмоциональной близости, наглядно запечатленных образов родной земли.

Как показывают наблюдения, особенно  большой интерес ученики начальных классов проявляют к картинам исторического, батального, мифологического жанров, содержащим активное сюжетное действие: Ч,Б.Шенхоров «Тринадцатый век», С.Р.Ринчинов «Победа»,И.Г.Налабардин. Триптих  «Поход  хори-бурят к царю Петру1»  и др.

Следуя  содержанию программы с  учетом национально- регионального компонента  в ходе уроков изо  идет знакомство школьников с репродукциями картин  художников Бурятии, отражающих в своем творчестве тему детства: Л.Д.Семенов «Из детства. Разговор.», «Из детства.Полдень.», «Пастухи»;С.Р. Ринчинов «Жаворонок»,»Воспоминания о детстве»; Ш.-Ж.Ц.Раднаев «Мечтатели», «Подарок»; Б.Т.Тайсаев «Портрет дочери»,Б.Д.Доржиев «Мальчик с птицей», «Аюна с кошкой», «Семья» и др.

Ученики знакомятся с  произведениями, посвященными  бытоописанию кочевой жизни, вековым традициям, обычаям и обрядам бурятского народа:

Г. Эрдынийн. «Бурятский улус», «Буряты кочуют на зимник», «На летней стоянке кочевника бурят», «Перекочевка из зимника в летник», «Улус в степи», «Цагалган»;

Р.С. Мэрдыгеев. «Рождение Гэсэра»;

Ц.С. Сампилов. Картины из серии «Свадебные обряды хоринских бурят»;

Ч.Б.  Шенхоров. Из серии «Земля монголов». «Кочевье».

Изучаются   произведения, воспевающие красоту и величие родной природы:

Б.Т. Тайсаев. «Шторм», «Прибой», «Берег», «Сарма», «Волна», «Байкал»;

Л.Д. Семенов. «Приветствие», «В долине Селенги», «Перед праздником», «Осенний вечер»;

А.В. Казанский. «Рассвет над Байкалом», «Верховье Селенги», «Над Саянами», «Багульник», «Мантуриха», «Прибой», «Северный Байкал», «Рябина»;

И.Г.  Налабардин. «Скалы Закамны»;

В.В.  Инкижинов. «Над Селенгой», «Сибирские жарки».

 Также с целью  погружения учащихся в атмосферу  регионального художественного творчества с детьми совершаются тематические  экскурсии в Художественный музей имени Ц.С.Сампилова, Музей истории Бурятии им.М.Н. Хангалова.

Встреча с оригиналами художественных произведений непосредственно дает детям представление о таких выразительных признаках предметов искусства, как: подлинный формат картины, фактура живописного холста, свойства красочных материалов, технические приемы письма и авторская манера изображения. Согласно результатам педагогических наблюдений, такое целостное восприятие образов в прямом общении  оказывает ни с  чем  не сравнимое развивающее воздействие на  личность учащихся.

Организуя процесс работы с художественными произведениями,  после коллективного рассматривания картин, предлагается описать изображенные на них объекты, выделить главные и второстепенные  детали, составляющие композиционную структуру картинного образа и определяющие смысловую линию всего изображенного действия.

Вопросы и задания даются в понятной для учащихся форме. При этом обращается внимание на закономерность пространственного расположения объектов, личностные признаки героев, характер их взаимоотношений, особенности эмоциональных проявлений и роль каждого персонажа в сюжетно- тематической картине. На этой основе выделяется главная мысль произведения.

Данный познавательный аспект в дальнейшем находит практическое применение в творческой деятельности учащихся, что повышает  степень реалистичности и эмоциональной выразительности рисунков младших школьников.

Под влиянием художественных образцов учащиеся делают в своих работах попытку отражения типичных сцен действительности, осознанного выбора объектов изображения, дифференциации их видовых и индивидуальных признаков.

Тем самым в процессе работы с художественными произведениями у школьников закрепляются  образы предметов и персонажей с присущими им особенностями внешнего облика и своеобразными  индивидуальными чертами, в результате чего расширяются, уточняются представления детей об окружающих  объектах действительности.

В творческом развитии учащихся происходит постепенный  отход от возрастных стереотипов изображения, расширяется художественный кругозор.

Таким образом, организация приобщения к национально-региональному художественному творчеству способствует активному развитию у детей произвольного внимания и целенаправленного восприятия, необходимых школьникам на каждом уроке

В результате правильной педагогической установки, четко сформулированных задач и организации системного руководства деятельностью учащихся можно добиться всестороннего восприятия предмета, запоминания детьми того, что должно быть в рисунке.

Тем самым в работу включаются важнейшие психолого-познавательные механизмы  личности ребенка. Вследствие чего у школьников образуются ясные и четкие представления о натуре.

В результате реализации национально-регионального компонента  учащиеся  узнают:

- основные виды и жанры изобразительного искусства Бурятии;

- основные этапы его развития;

- основные выразительные средства искусства.

Учатся:

- узнавать отдельные произведения ведущих художников Бурятии, называть их авторов;

- объяснять содержание и формальные особенности художественных произведений;

- используют  приобретенные знания и умения в художественно-творческой деятельности;

   Итак, использование регионального компонента в художественно-эстетическом образовании  способствует  формированию национального самосознания, уважения к историческому и культурному наследию народов своего региона, России; содействует  целостному мироощущению учащихся, восприятию духовно-эстетических ценностей, заключенных в образах национального  искусства, создает среду общения для освоения искусства родного края во всем многообразии его видов; способствует формированию исторической памяти, определяемой постижением искусства родного края как особого типа художественного творчества, связывающего настоящее с культурным прошлым народа.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы реализации регионального компонента в обучении младших школьников английскому языку

Данная статья предназначена для учителей английского языка, работающих в начальной школе. В статье раскрываются разнообразные методы реализации регионального компонента обучения английскому языку млад...

Теоретические основы методики интеллектуального развития младших школьников в процессе преподавания русского языка. Теоретические основы методики интеллектуального развития младших школьников в процессе преподавания русского языка.

В условиях частных школ с присущей  им системой работы с ограничением времени на самоподготовку и отсутствием домашних заданий – развитие интеллектуальных навыков становится очень актуально...

«Подвижные игры как средство развития умственных способностей и физического развития младших школьников»

Игра с давних пор составляет неотъемлемую часть жизни человека, она занимает досуг, воспитывает, удовлетворяет потребности в общении, получении внешней информации, дает ...

"Подвижные игры как средство развития умственных способностей и физического развития младших школьников"

Методическая разработка о роли подвижных игр в развитии младших школьников. Представлены игры, которые предпочитаемые у детей. Игры разделены на две категории: для небольших помещений, например, в кла...

Обобщение опыта на тему:"«Развитие познавательного интереса учащихся на уроках и интеллектуальное развитие младших школьников»

Педагогическая проблема, над которой я работаю – «Развитие  познавательного интереса учащихся на уроках и интеллектуальное развитие детей в начальной школе».Наше время — время пере...

Использование регионального компонента в урочной и внеурочной деятельности как средство развития младших школьников

В настоящее время национально-региональный компонент стал очень острой и актуальной темой в образовании. В век высоких технологий теряется нить, которая связывает нас с прошлым, настоящим и будущим. С...

Региональный конкурс о профориентации младших школьников, технологическая карта внеклассного мероприятия

В ходе индивидуальной подготовки к проекту «Профессия – пожарный», после экскурсий классом  в Пожарную часть и Музея в Центре противопожарной пропаганды, защиты презентаций об э...