Региональный компонент в художественно-творческом развитии младших школьников
учебно-методический материал (4 класс)
Внедрение национального компонента в художественное развитие младших школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
regionalnyy_komponent.docx | 24.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Внедрение регионального компонента в художественно-творческое развитие младших школьников.
Региональный компонент является составной частью школьного образования. В задачи регионального компонента входит формирование у каждого учащегося системы знаний о своеобразии родного края, знакомство с богатством национальной культуры, с художественными традициями, приобщение к народному искусству.
В детстве закладываются ценностные основы мировоззрения и поэтому особенно важно знакомить школьников прежде всего с ближайшим для него окружением - с культурой родного края, сложившимися в нем традициями и обычаями.
Приобщение учащихся к общезначимым ценностям обуславливает необходимость постижения ими норм и ценностей национальной и региональной культур. В связи с этим особую социально-педагогическую значимость представляет проблема организации образовательного процесса в школе с учетом факторов ближайшего окружения «исторических, географических, социокультурных», оказывающих действенное влияние на становление личности школьника.
Введение национально-регионального материала в школьную практику требует организации целенаправленного и систематического подхода по ознакомлению учащихся с культурными ценностями родного края, на доступном для ребенка уровне восприятия и понимания, развития сознательности и стремления к творческой деятельности, реализации интегративных связей. Все это способствует формированию у обучающихся отчетливых представлений о духовных ценностях, заинтересованного отношения к изучению истории своей земли, освоению художественных традиций, уважения национальных культур.
Изобразительное искусство Бурятии как культурный феномен, вобравший в свою образную систему типически выраженные стороны действительности, события прошлого и современности родного края, эстетические идеалы проживающих здесь народов, обладает той уникальной силой духовного воздействия на личность ребенка, с которой не могут сравниться наглядные образы, возникшие на иной региональной почве. Поэтому художественный материал народного и профессионального искусства Бурятии как сензитивное формирующее средство имеет приоритетное значение на этапе начального художественного воспитания в условиях школы.
Руководствуясь данной установкой, на занятиях используются развивающие возможности регионального художественного компонента в содержании всех видов занятий по изобразительному искусству, определенных учебной программой начальной школы (рисование с натуры, рисование на темы, декоративная работа, лепка, аппликация, беседы об искусстве).
Таким образом, приобщение к национальной культуре способствует решению актуальных задач, стоящих перед учителем в области развития художественных представлений, духовных потребностей, эстетического отношения к окружающему, воспитания нравственных качеств личности.
Однако в школьной практике еще недостаточно уделяется внимание использованию развивающего потенциала народной культуры в формировании творческих качеств личности школьника.
Как приобщить ребят к истокам культуры родного края, как воспитать в них чувство гражданственности, любви к «малой родине»?
Решить эту задачу можно, например, через внедрение национально-регионального компонента на уроках изо и внеклассную работу.
Образец распределение учебного времени, отведенного на изучение тематических разделов регионального художественного компонента программы в 4 классе:
-Рисование с натуры – 2 часа.
( Рисование веточки багульника, рисование национального костюма»)
-Рисование на темы –3 часа.
(«Сагаалган - светлый праздник», «Подвиг солдата в картинах Г.Н. Москалева, Пасха»)
-Декоративно-прикладное искусство – 3 часа.
(«Бурятский народный орнамент», «Чеканка», «Гобелен»)
- Внеклассная работа: беседа об изобразительном искусстве Бурятии– 2 часа.
(«Художники Бурятии », «Народные промыслы Бурятии»)
Внешкольная работа: экскурсия в Художественный музей -2 часа.
Таким образом, «исходя из местных условий - включается наиболее интересный материал, определяется оптимальное количество часов для выполнения задания, не нарушая при этом логику изучения всего курса.
С целью расширения краеведческого кругозора обучающихся на уроках изо в качестве натуральных постановок привлекаются характерные для нашего региона природные объекты: кедровые шишки, цветущая ветка багульника, байкальские камни и т.д.
Предметы традиционной культуры: морин-хур, лимба, ятага, и д.р.
Предметы национального быта: домбо, гобелены, посуда, одежда, украшения, лук и стрелы и т.д.
В художественно- творческой работе в содержании уроков ИЗО, наряду с классическими произведениями мирового и отечественного искусства, используются картины художников республики, отражающие различные стороны региональной действительности: природные, бытовые, фольклорные, исторические. Это вызывает у детей чувство узнаваемости и эмоциональной близости, наглядно запечатленных образов родной земли.
Как показывают наблюдения, особенно большой интерес ученики начальных классов проявляют к картинам исторического, батального, мифологического жанров, содержащим активное сюжетное действие: Ч,Б.Шенхоров «Тринадцатый век», С.Р.Ринчинов «Победа»,И.Г.Налабардин. Триптих «Поход хори-бурят к царю Петру1» и др.
Следуя содержанию программы с учетом национально- регионального компонента в ходе уроков изо идет знакомство школьников с репродукциями картин художников Бурятии, отражающих в своем творчестве тему детства: Л.Д.Семенов «Из детства. Разговор.», «Из детства.Полдень.», «Пастухи»;С.Р. Ринчинов «Жаворонок»,»Воспоминания о детстве»; Ш.-Ж.Ц.Раднаев «Мечтатели», «Подарок»; Б.Т.Тайсаев «Портрет дочери»,Б.Д.Доржиев «Мальчик с птицей», «Аюна с кошкой», «Семья» и др.
Ученики знакомятся с произведениями, посвященными бытоописанию кочевой жизни, вековым традициям, обычаям и обрядам бурятского народа:
Г. Эрдынийн. «Бурятский улус», «Буряты кочуют на зимник», «На летней стоянке кочевника бурят», «Перекочевка из зимника в летник», «Улус в степи», «Цагалган»;
Р.С. Мэрдыгеев. «Рождение Гэсэра»;
Ц.С. Сампилов. Картины из серии «Свадебные обряды хоринских бурят»;
Ч.Б. Шенхоров. Из серии «Земля монголов». «Кочевье».
Изучаются произведения, воспевающие красоту и величие родной природы:
Б.Т. Тайсаев. «Шторм», «Прибой», «Берег», «Сарма», «Волна», «Байкал»;
Л.Д. Семенов. «Приветствие», «В долине Селенги», «Перед праздником», «Осенний вечер»;
А.В. Казанский. «Рассвет над Байкалом», «Верховье Селенги», «Над Саянами», «Багульник», «Мантуриха», «Прибой», «Северный Байкал», «Рябина»;
И.Г. Налабардин. «Скалы Закамны»;
В.В. Инкижинов. «Над Селенгой», «Сибирские жарки».
Также с целью погружения учащихся в атмосферу регионального художественного творчества с детьми совершаются тематические экскурсии в Художественный музей имени Ц.С.Сампилова, Музей истории Бурятии им.М.Н. Хангалова.
Встреча с оригиналами художественных произведений непосредственно дает детям представление о таких выразительных признаках предметов искусства, как: подлинный формат картины, фактура живописного холста, свойства красочных материалов, технические приемы письма и авторская манера изображения. Согласно результатам педагогических наблюдений, такое целостное восприятие образов в прямом общении оказывает ни с чем не сравнимое развивающее воздействие на личность учащихся.
Организуя процесс работы с художественными произведениями, после коллективного рассматривания картин, предлагается описать изображенные на них объекты, выделить главные и второстепенные детали, составляющие композиционную структуру картинного образа и определяющие смысловую линию всего изображенного действия.
Вопросы и задания даются в понятной для учащихся форме. При этом обращается внимание на закономерность пространственного расположения объектов, личностные признаки героев, характер их взаимоотношений, особенности эмоциональных проявлений и роль каждого персонажа в сюжетно- тематической картине. На этой основе выделяется главная мысль произведения.
Данный познавательный аспект в дальнейшем находит практическое применение в творческой деятельности учащихся, что повышает степень реалистичности и эмоциональной выразительности рисунков младших школьников.
Под влиянием художественных образцов учащиеся делают в своих работах попытку отражения типичных сцен действительности, осознанного выбора объектов изображения, дифференциации их видовых и индивидуальных признаков.
Тем самым в процессе работы с художественными произведениями у школьников закрепляются образы предметов и персонажей с присущими им особенностями внешнего облика и своеобразными индивидуальными чертами, в результате чего расширяются, уточняются представления детей об окружающих объектах действительности.
В творческом развитии учащихся происходит постепенный отход от возрастных стереотипов изображения, расширяется художественный кругозор.
Таким образом, организация приобщения к национально-региональному художественному творчеству способствует активному развитию у детей произвольного внимания и целенаправленного восприятия, необходимых школьникам на каждом уроке
В результате правильной педагогической установки, четко сформулированных задач и организации системного руководства деятельностью учащихся можно добиться всестороннего восприятия предмета, запоминания детьми того, что должно быть в рисунке.
Тем самым в работу включаются важнейшие психолого-познавательные механизмы личности ребенка. Вследствие чего у школьников образуются ясные и четкие представления о натуре.
В результате реализации национально-регионального компонента учащиеся узнают:
- основные виды и жанры изобразительного искусства Бурятии;
- основные этапы его развития;
- основные выразительные средства искусства.
Учатся:
- узнавать отдельные произведения ведущих художников Бурятии, называть их авторов;
- объяснять содержание и формальные особенности художественных произведений;
- используют приобретенные знания и умения в художественно-творческой деятельности;
Итак, использование регионального компонента в художественно-эстетическом образовании способствует формированию национального самосознания, уважения к историческому и культурному наследию народов своего региона, России; содействует целостному мироощущению учащихся, восприятию духовно-эстетических ценностей, заключенных в образах национального искусства, создает среду общения для освоения искусства родного края во всем многообразии его видов; способствует формированию исторической памяти, определяемой постижением искусства родного края как особого типа художественного творчества, связывающего настоящее с культурным прошлым народа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методы реализации регионального компонента в обучении младших школьников английскому языку
Данная статья предназначена для учителей английского языка, работающих в начальной школе. В статье раскрываются разнообразные методы реализации регионального компонента обучения английскому языку млад...
Теоретические основы методики интеллектуального развития младших школьников в процессе преподавания русского языка. Теоретические основы методики интеллектуального развития младших школьников в процессе преподавания русского языка.
В условиях частных школ с присущей им системой работы с ограничением времени на самоподготовку и отсутствием домашних заданий – развитие интеллектуальных навыков становится очень актуально...
«Подвижные игры как средство развития умственных способностей и физического развития младших школьников»
Игра с давних пор составляет неотъемлемую часть жизни человека, она занимает досуг, воспитывает, удовлетворяет потребности в общении, получении внешней информации, дает ...
"Подвижные игры как средство развития умственных способностей и физического развития младших школьников"
Методическая разработка о роли подвижных игр в развитии младших школьников. Представлены игры, которые предпочитаемые у детей. Игры разделены на две категории: для небольших помещений, например, в кла...
Обобщение опыта на тему:"«Развитие познавательного интереса учащихся на уроках и интеллектуальное развитие младших школьников»
Педагогическая проблема, над которой я работаю – «Развитие познавательного интереса учащихся на уроках и интеллектуальное развитие детей в начальной школе».Наше время — время пере...
Использование регионального компонента в урочной и внеурочной деятельности как средство развития младших школьников
В настоящее время национально-региональный компонент стал очень острой и актуальной темой в образовании. В век высоких технологий теряется нить, которая связывает нас с прошлым, настоящим и будущим. С...
Региональный конкурс о профориентации младших школьников, технологическая карта внеклассного мероприятия
В ходе индивидуальной подготовки к проекту «Профессия – пожарный», после экскурсий классом в Пожарную часть и Музея в Центре противопожарной пропаганды, защиты презентаций об э...