Наш край от А до Я
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)
Программа кружка туристко-краеведческой направленности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_ot_a_do_ya.docx | 110.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Покровская средняя школа
МО "Цильнинский район" Ульяновской области
Рассмотрена на заседании педагогического совета Протокол № 1 от 29.08.2024г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МОУ Покровской СШ _____________Н.Е. Иванова Приказ № 271а от 29.08.2024г. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
туристско-краеведческой направленности
«Наш край от А до Я»
Возраст обучающихся: 7-9 лет
Срок реализации: 1 год
Уровень программы: стартовый
Разработчик программы:
учитель начальных классов
Елескина Наталья Александровна
с. Покровское, 2024 г.
Содержание
1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ 3
1.2. Цель и задачи программы 5
1.3. Планируемые результаты освоения программы 6
1.4. Учебно-тематический план 7
1.5. Содержание учебно-тематического плана 7
2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ 20
2.1. Календарный учебный график 20
2.2. Формы аттестации/контроля 24
2.4. Методическое обеспечение программы 24
2.5. Условия реализации программы 25
2.6. Воспитательный компонент 26
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
Пояснительная записка
Нормативно-правовое обеспечение программы:
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Краеведческая азбука" разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 2, ст. 15, ст.16, ст.17, ст.75, ст. 79);
Концепция развития дополнительного образования до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 года № 678-р;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 года № 629 «Об утверждении порядка организации образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ № 09-3242 от 18.11.2015 года;
СП 2.4.3648-20 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи;
Локальные акты образовательной организации:
Устав образовательной организации МОУ Покровская СШ;
Положение о разработке, структуре и порядке утверждения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы в МОУ Покровская СШ;
Положение о порядке проведения входного, текущего контроля, итогового контроля освоения обучающимися дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся в МОУ Покровская СШ;
Нормативные документы, регулирующие использование электронного обучения и дистанционных технологий: (указываются в случае реализации программы с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий)
Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 года № 816 «Порядок применения организациями, осуществляющих образовательную деятельность электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»
Методические рекомендации от 20 марта 2020 г. по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Положение о реализации дополнительных общеобразовательных программ с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в МОУ Покровская СШ;
Направленность (профиль): туристско-краеведческая
Актуальность программы:
Актуальность программы заключается в том, что воспитание гражданина страны - одно из главных условий национального возрождения. Функционально грамотный гражданин -это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать своё человеческое право. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Данная задача является одной из основных составляющих всестороннего развития личности. Это проблемы не только философские, социальные, экономические, но и педагогические. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нём человека. Поэтому гражданин - это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга. Краеведение - это исследование родного края, изучение его природы, его истории с древнейших времен до наших дней. Только зная историю родного края, соотнося её с судьбами близких людей, можно научиться по-настоящему любить Родину, стать гражданином своего Отечества, готовым принять на себя ответственность за судьбу России. Юные краеведы сохраняют и приумножают лучшие тра¬диции культурного наследия малой родины.
Отличительные особенности программы:
Отличительные особенности программы заключаются в комплексном изучении родного края, в логическом построении последовательности занятий программы от изучения растений и животных нашего края до знакомства с крупнейшими промышленными предприятиями области.
Новизна программы:
Новизна программы - в подборе тем, отражающих историю, проблемы, связанные с непосредственным окружением обучающихся, жизнью города Ульяновска и Ульяновской области. Освоение материала, который содержит программа, строится по принципу комби-нирования различных видов деятельности: беседа, игра, викторина, наблюдение и так далее. На каждую букву авторы подобрали информацию о родном крае, предлагают творческие задания, загадки и многое другое.
Адресат программы:
Программа предназначена для обучения детей (подростков) в возрасте 7-9 лет.
Характерные черты этого возраста — подвижность, любознательность, конкретность мышления, большая впечатлительность, подражательность и вместе с тем неумение долго концентрировать свое внимание на чем-либо. В эту пору высок естественный авторитет взрослого. Все его предложения принимаются и выполняются очень охотно. Его суждения и оценки, выраженные эмоциональной и доступной для детей форме, легко становятся суждениями и оценками самих детей. Дети этого возраста весьма дружелюбны, легко вступают в общение. Для них все большее значение начинают приобретать оценки их поступков не только со стороны старших, но и сверстников. Их увлекает совместная коллективная деятельность. В этом возрасте ребята склонны постоянно меряться силами, готовы соревноваться буквально во всем.
Уровень освоения программы: стартовый
Наполняемость группы: 15 человек
Объем программы: 34часа
Срок освоения программы: 1 год
Режим занятий: 1 раз в неделю
Форма реализации: с применением дистанционных образовательных технологий
Форма(ы) обучения: очная
Особенности организации образовательного процесса:
Преобладающие формы организации учебного процесса при реализации программы «Краеведческая азбука»: чтение и анализ материалов книги, игры, беседы, экскурсии, выполнение творческих проектов и детских научно-исследовательских работ, практические работы.
Формы обучения: индивидуальная, групповая, работа в мини-группах, которая предполагает сотрудничество несколько человек по какой-либо учебной теме.
Цель и задачи программы
Цель программы: Создание условий для всестороннего развития личности младшего школьника на основе личностно-ориентированной, краеведческой деятельности.
Задачи программы:
Образовательные:
- формирование представлений о малой Родине, развитие гордости за героическое прошлое своего родного края, интереса к культуре родного края;
- формирование информационной грамотности, т.е. совокупности знаний, умений и навыков, позволяющих самостоятельно выявлять и использовать информацию с целью удовлетворения потребностей, имеющих образовательное и практическое значение,
- формирование умения оперировать краеведческими знаниями, извлекать их из различных культурно - исторических источников, применять их в новой ситуации,
- формирование элементов творческой деятельности.
Развивающие:
- развитие творческих способностей, всестороннее развитие учащихся;
- формирование нравственной основы личности, повышение уровня духовной культуры;
- развитие у ребенка чувства собственного достоинства, осознания своей роли в жизни родного края;
- развитие внимания к собственной речи и речи собеседника;
- развитие образного и логического мышления.
Воспитательные:
- осознание ребенком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
- формирование уважительного отношения к своему родному краю, его природе и культуре, истории и современной жизни;
- воспитание бережного отношения к истории своего края, историческим памятникам, объектам природы.
Планируемые результаты освоения программы
Предметные образовательные результаты:
Выпускник научится:
• используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;
• на основе имеющих знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
• узнавать символику Ульяновской области, города Ульяновска;
• описывать достопримечательности Ульяновской области;
• использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т. д.) и литературу о нашем крае, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации;
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов домашней и школьной библиотек;
• использовать знаково‐символические средства, в том числе модели и схемы при работе с картой контурной, картой Пермского края и атласом;
• работать с атласом, глобусом и картой;
• находить на карте свой регион и его главный город;
• устанавливать причинно‐следственные связи;
• строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
• устанавливать аналогии.
Выпускник получит возможность:
• самостоятельно подбирать литературу по теме;
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек города, архивов и Интернета;
• работать в семейных архивах.
Метапредметные результаты:
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- определять наиболее эффективные способы достижения результата; формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
- излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий
Личностные результаты:
- формирование чувства гордости за свою малую родину, народ и историю своего края, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Учебно-тематический план
№ п/п | Название раздела, тема | Количество часов | Формы аттестации / контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
Известные люди родного края. | 6 | 3 | 3 | Тестирование наблюдение, анкетирование, анализ, деловая игра | |
Промышленные и культурные объекты родного края. | 6 | 3 | 3 | ||
Географические объекты. | 6 | 3 | 3 | ||
Памятники природы. | 4 | 2 | 2 | ||
Растения Ульяновской области. | 6 | 3 | 3 | ||
Животные Ульяновской области. | 6 | 3 | 3 | ||
Итого | 34 | 17 | 17 |
Содержание учебно-тематического плана
- Известные люди родного края.
Цель: познакомить с известными людьми родного края, их жизнью, поступками, деятельностью, показать, чем они прославили родной край и вошли в его историю.
1.1. Тема: Аксаков Сергей Тимофеевич.
Теория: жизнь и творчество писателя.
Практика: знакомство с произведением «Аленький цветочек», рассказ о прототипе цветка, раскрашивание иллюстрации из произведения.
Оборудование: книга, произведение «Аленький цветочек», аудиозапись сказки, раскраски к произведению
Методы и формы: рассказ, демонстрация наглядного материала; коллективная, индивидуальная формы работы.
Формы контроля: текущий контроль.
1.2. Тема: Андрей Блаженный.
Теория: юродивый, канонизация, святой.
Практика: знакомство с симбирским святым, знакомство с храмом, где хранятся мощи Андрея Блаженного.
Оборудование: книга, фотографии храма, икон.
Методы и формы: рассказ, демонстрация наглядного материала, коллективная, индивидуальная формы работы.
Формы контроля: текущий контроль.
1.3. Тема: Благов Николай Николаевич.
Теория: поволжский поэт, Государственная премия России, журнал «Волга».
Практика: работа с текстом книги, знакомство со стихотворениями.
Оборудование: книга, сборники стихов.
Методы и формы: рассказ, беседа, дискуссия, демонстрация наглядного материала; коллективная, индивидуальная формы работы.
Формы контроля: текущий контроль.
1.4. Тема: Ведин Фёдор Иванович.
Теория: военная печать, очерк, пропагандировал идеи советского патриотизма. Практика: знакомство с текстом книги, беседа и обсуждение статьи. Оборудование: книга, фотография писателя.
Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная, индивидуальная формы работы.
Формы контроля: текущий контроль.
1.5. Тема: Гончаров Иван Александрович.
Теория: музей Гончарова, памятник дивану Обломова, объекты, связанные с именем ИА.Гончарова.
Практика: работа со статьёй учебника, выполнение практического задания.
Оборудование: книга, фотографии гончаровских мест, произведения И.А.Гончарова.
Методы и формы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый; индивидуальная, групповая, коллективная формы работы.
Формы контроля: текущий контроль.
1.6. Тема: Гай Гая Дмитриевич.
Теория: Военный деятель, белогвардейцы.
Практика: знакомство с текстом статьи.
Оборудование: текст статьи, фотографии памятника.
Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная, групповая, индивидуальная формы работы.
Формы контроля: текущий контроль.
1.7. Тема: Давыдов Денис Васильевич.
Теория: Отечественная война 1812 года, партизанские действия.
Практика: знакомство со статьёй книги.
Оборудование: книга.
Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная форма работы.
Формы контроля: текущий контроль.
1.8. Тема: Донец Станислав Юрьевич.
Теория: короткая вода, комбинированная эстафета.
Практика: знакомство со статьёй книги.
Оборудование: книга.
Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная, индивидуальная формы работы.
Формы контроля: текущий контроль.
1.9. Тема: Ивашев Пётр Никифорович.
Теория: участник штурма Очакова и Измаила, декабрист.
Практика: знакомство со статьёй учебника.
Оборудование: книга.
Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная форма работы.
Формы контроля: текущий контроль.
1.10. Тема: Карамзин Николай Михайлович.
Теория: журнал для детей «Детское чтение для сердца и разума».
Практика: знакомство с текстом статьи.
Оборудование: книга.
Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная, индивидуальная формы работы.
Формы контроля: текущий контроль.
1.11. Тема: Крылов Владимир Валентинович.
Теория: легкоатлет, Олимпийский чемпион.
Практика: чтение и обсуждение статьи книги.
Оборудование: книга.
Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная, индивидуальная формы работы.
Формы контроля: текущий контроль.
1.12. Тема: Любяще в Александр Александрович.
Теория: энтомолог, система учёта времени.
Практика: чтение и обсуждение статьи книги.
Оборудование: книга, фотографии.
Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная, индивидуальная формы работы.
Формы контроля: текущий контроль.
1.13. Тема: Ленин (Ульянов) Владимир Ильич.
Теория: политический деятель, революционер, создатель партии большевиков.
Практика: чтение и обсуждение статьи книги, выполнение практического задания по нахождению ленинских мест.
Оборудование: книга, доклады учеников с фотографиями.
Методы и формы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый; коллективная, индивидуальная формы работы.
Формы контроля: текущий контроль.
1.14. Тема: Минаев Дмитрий Дмитриевич.
Теория: сатирик, критик, переводчик.
Практика: знакомство с текстом статьи, практическое задание, знакомство с произведениями Минаева.
Оборудование: книга, произведения Минаева, доклады учеников.
Методы и формы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый; коллективная, индивидуальная формы работы.
Формы контроля: текущий контроль.
1.15. Тема: Матросов Александр Матвеевич.
Теория: герой Советского Союза, трудовая колония.
Практика: знакомство со статьёй книги, фотографиями героя.
Оборудование: книга, фотографии.
Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная форма работы.
Формы контроля: текущий контроль.
1.16. Тема: Неверов (Скобелев) Александр Сергеевич.
Теория: основатель народного театра.
Практика: знакомство со статьей книги.
Оборудование: книга.
Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная форма работы.
Формы контроля: текущий контроль.
1.17. Тема: Огарёв Николай Платонович.
Теория: философ, политический деятель.
Практика: знакомство с текстом статьи и обсуждение её.
Оборудование: книга.
Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная, индивидуальная формы работы.
Формы контроля: текущий контроль.
1.8. Тема: Ознобишин Дмитрий Петрович.
Теория: переводчик, общественный деятель.
Практика: знакомство со статьёй книги, выполнение практического задания.
Оборудование: книга, произведения Ознобишина.
Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная, индивидуальная формы работа.
Формы контроля: текущий контроль.
1.19. Тема: Полбин Иван Семёнович.
Теория: командир бомбардировочного авиационного полка.
Практика: знакомство со статьёй книги.
Оборудование: книга.
Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная форма работы.
Формы контроля: текущий контроль.
1.20. Тема: Пластов Аркадий Александрович.
Теория: живописец, график.
Практика: знакомство со статьёй книги, картинами Пластова.
Оборудование: книга, картины Пластова.
Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная, индивидуальная формы работы.
Формы контроля: текущий контроль.
1.21. Тема: Радищев Александр Николаевич.
Теория: мыслитель, писатель.
Практика: статья книги, басни Радищева.
Оборудование: книга, произведения Радищева.
Методы и формы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый; коллективная, индивидуальная формы работы.
Формы контроля: текущий контроль.
1.22. Тема: Разумовский Дмитрий Александрович.
Теория: террорист, героизм.
Практика: знакомство с текстом статьи, выполнение практических заданий.
Оборудование: книга, фотографии.
Методы и формы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый; коллективная, индивидуальная формы работы.
Формы контроля: текущий контроль.
1.23. Тема: Садовников Дмитрий Николаевич.
Теория: фольклорист, этнограф, поэт.
Практика: чтение и обсуждение статьи книги.
Оборудование: книга, произведения.
Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная, индивидуальная формы работы.
Формы контроля: текущий контроль.
1.24. Тема: Тургенев Николай Иванович.
Теория: экономист, публицист, декабрист. Практика: знакомство и обсуждение статьи книги. Оборудование: книга.
Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная форма работы. Формы контроля: текущий контроль.
1.25. Тема: Трёшников Алексей Фёдорович.
Теория: океанолог, географ, исследователь Арктики.
Практика: чтение и обсуждение статьи книги, выполнение практического задания.
Оборудование: книга.
Методы и формы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый; коллектив-, индивидуальная формы работы.
Формы контроля: текущий контроль.
1.26. Тема: Ульянов Илья Николаевич.
Теория: педагог, просветитель, директор народных училищ.
Практика: чтение и обсуждение статьи книги.
Оборудование: книга.
Методы и формы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый; коллективная форма работы.
Формы контроля: текущий контроль.
1.27. Тема: Хитрово Богдан Матвеевич.
Теория: боярин, оружейничий, дворецкий.
Практика: чтение и обсуждение статьи книги.
Оборудование: книга.
Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная форма работы.
Формы контроля: текущий контроль.
1.28. Тема: Чардынин Пётр Иванович.
Теория: актёр, кинорежиссёр.
Практика: чтение и обсуждение статьи книги.
Оборудование: книга.
Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная форма работы.
Формы контроля: текущий контроль.
1.29. Тема: Шатров Николай Яковлевич.
Теория: фабрикант, купец, меценат.
Практика: чтение и обсуждение статьи книги.
Оборудование: книга.
Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная форма работы.
Формы контроля: текущий контроль.
1.30. Тема: Эрьзя Степан Дмитриевич.
Теория: художник, скульптор.
Практика: чтение и обсуждение статьи книги.
Оборудование: книга.
Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная форма работы.
Формы контроля: текущий контроль.
1.31. Тема: Юртов Авксентий Филиппович.
Теория: просветитель.
Практика: чтение и обсуждение статьи книги.
Оборудование: книга.
Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная форма работы.
Формы контроля: текущий контроль.
1.32. Тема: Языков Николай Михайлович.
Теория: поэт.
Практика: чтение и обсуждение статьи книги.
Оборудование: книга.
Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная форма работы.
Формы контроля: текущий контроль.
1.33. Тема: Яковлев Иван Яковлевич.
Теория: просветитель, переводчик.
Практика: чтение и обсуждение статьи книги.
Оборудование: книга.
Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная форма работы.
Формы контроля: текущий контроль.
1.34. Тема: Испытай себя.
Практика: выполнение практических тестовых заданий.
Оборудование: книга.
Методы и формы: контроль знаний, индивидуальная форма работы.
Формы контроля: итоговый контроль.
- Промышленные и культурные объекты родного края.
Цель: познакомить с промышленными и культурными объектами родного края, их значением в жизни родного края.
2.1. Тема: Моя малая родина.
Теория: Кодекс жителя Ульяновской области, знаменитые люди Ульяновской области.
Практика: знакомство и обсуждение статьи книги.
Оборудование: книга, фотографии, стихотворения.
Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная форма работы.
Формы контроля: текущий контроль.
2.2 -2.3. Тема: Символы Ульяновска.
Теория: герб, гимн Ульяновска.
Практика: знакомство и обсуждение статьи книги.
Оборудование: книга, иллюстрации герба, текст гимна Ульяновска,
Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная, индивидуальная формы работы.
Формы контроля: текущий контроль.
2.4. Тема: Ульяновск - город семи ветров.
Теория: крупный город России, административный центр Ульяновской области.
Практика: чтение и обсуждение статьи книги.
Оборудование: книга, фотографии города Ульяновска.
Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная, индивидуальная формы работы.
Формы контроля: текущий контроль.
2.5. - 2.6. Тема: Улицы города Ульяновска.
Теория: улицы города, твоя улица.
Практика: знакомство с текстом статьи в книге, нахождение материала об истории своей улицы. Исследование о своей улице.
Оборудование: книга, исследования детей.
Методы и формы: частично-поисковый; коллективная, индивидуальная формы работы.
Формы контроля: итоговый контроль.
2.7. Тема: Рекорды Ульяновской области.
Теория: рекорды Ульяновской области.
Практика: чтение и обсуждение статьи книги, практическая работа по составлению списка рекордов Ульяновской области.
Оборудование: книга, фотографии, исследования детей.
Методы и формы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый; коллективная, групповая, индивидуальная формы работы.
Формы контроля: итоговый контроль.
2.8. Тема: Авиастар.
Теория: Авиастар - крупнейший производитель авиационной техники.
Практика: знакомство и обсуждение статьи книги.
Оборудование: книга, фотографии.
Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная, групповая, индивидуальная формы работы.
Формы контроля: текущий контроль.
2.9. Тема: Дом-особняк С.С.Бакунина.
Теория: особняк, мансарда, «Теремок».
Практика: чтение и обсуждение статьи книги.
Оборудование: книга, фотографии, иллюстрации.
Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная, индивидуальная формы работы.
Формы контроля: текущий контроль.
2.10.-2.11. Тема: Ульяновская областная библиотека для детей и юношества имени С.Т.Аксакова.
Теория: библиотека, викторина.
Практика: чтение и обсуждение статьи книги, викторина.
Оборудование: книга, фотографии, библиотечные книги.
Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная, индивидуальная формы работы.
Формы контроля: текущий контроль.
2.12. Тема: Памятник букве Ё.
Теория: памятник седьмой букве алфавита.
Практика: чтение и обсуждение статьи книги, экскурсия к памятнику.
Оборудование: книга, фотографии.
Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная, индивидуальная формы работы.
Формы контроля: текущий контроль.
2.13. - 2.16. Тема: Музей-заповедник.
Теория: Музей-заповедник «Родина В.И.Ленина», 6 музеев, 4 музейных центра.
Практика: знакомство с тексом книги, исследования детей, экскурсии в музеи.
Оборудование: книга, справочный материал, сообщения детей, фотографии, иллюстрации, литературный материал.
Методы и формы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый; коллективная, индивидуальная формы работы.
Формы контроля: текущий контроль.
2.17. - 2.19. Тема: Театры Ульяновска.
Теория: Драматический театр имени И.А.Гончарова, кукольный театр имени В.Леонтьевой, театр юного зрителя.
Практика: чтение и обсуждение статьи книги, посещение театров.
Оборудование: книга, фотографии.
Методы и формы: объяснительно-иллюстративный, групповая, индивидуальная формы работы.
Формы контроля: текущий контроль.
2.20. - 2.21. Тема: Духовой оркестр Ульяновской области.
Теория: Ульяновский государственный духовой оркестр «Держава», музыкальные инструменты.
Практика: чтение и обсуждение статьи книги, раскрашивание музыкальных инструментов. Загадки о музыкальных инструментах.
Оборудование: книга, иллюстрации, фотографии.
Методы и формы: коллективная, индивидуальная формы работы.
Формы контроля: текущий контроль.
2.22. Тема: Ульяновский автомобильный завод.
Теория: Ульяновский автомобильный завод, рекорды автомобильного завода.
Практика: чтение и обсуждение статьи книги, раскрашивание модели УАЗа.
Оборудование: книга, иллюстрации, фотографии.
Методы и формы: коллективная, индивидуальная формы работы.
Формы контроля: текущий контроль.
2.23. - 2.24. Тема: Храмы Ульяновска.
Теория: православные церкви, мечети, синагоги, кирхи.
Практика: чтение и обсуждение статьи книги, экскурсии.
Оборудование: книга, иллюстрации, фотографии. Методы и формы: коллективная, индивидуальная формы работы.
Формы контроля: текущий контроль.
2.25. Тема: Испытай себя.
Практика: выполнение практических тестовых заданий.
Оборудование: книга.
Методы и формы: контроль знаний, индивидуальная форма работы.
Формы контроля: итоговый контроль.
- Географические объекты
Цель: познакомить с географическими объектами Ульяновской области.
3.1. Тема: Аммонит.
Теория: гигантские беспозвоночные моллюски.
Практика: чтение и обсуждение статьи книги, рассматривание образцов аммонитов.
Оборудование: книга, образцы аммонитов, фотографии.
Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; индивидуальная форма работа.
Формы контроля: текущий контроль.
3.2. Тема: Белемнит.
Теория: вымершие головоногие моллюски.
Практика: чтение и обсуждение статьи книги, рассматривание образцов белемнитов.
Оборудование: книга, образцы белемнитов, фотографии.
Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная форма работы.
Формы контроля: текущий контроль.
3.3. -3.4. Тема: Белое озеро.
Теория: представители флоры ледниковых эпох.
Практика: чтение и обсуждение статьи книги, исследования детей.
Оборудование: книга, фотографии, сообщения детей.
Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная, индивидуальная формы работы.
Формы контроля: текущий контроль.
3.5. Тема: Река Волга.
Теория: Волжское водохранилище, Президентский мост.
Практика: чтение и обсуждение статьи книги.
Оборудование: книга, фотографии, иллюстрации.
Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная форма работы.
Формы контроля: текущий контроль.
3.6.-3.7. Тема: Грибы, занесённые в Красную книгу Ульяновской области.
Теория: грибы, Красная книга.
Практика: познакомить с грибами, разгадать кроссворд.
Оборудование: книга, иллюстрации.
Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная, индивидуальная формы работы.
Формы контроля: текущий контроль.
3.8. Тема: Никольская гора.
Теория: Белая гора - возвышенность Сурского района.
Практика: чтение и обсуждение статьи книги.
Оборудование: книга, фотографии, иллюстрации.
Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная форма работы.
Формы контроля: текущий контроль.
3.9. Тема: Пальцинский остров.
Теория: Пальцинский остров.
Практика: чтение и обсуждение статьи книги.
Оборудование: книга, фотографии, иллюстрации.
Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная, групповая формы работы.
Формы контроля: текущий контроль.
3.10. Тема: Река Свияга.
Теория: Свияга - река Ульяновской области.
Практика: чтение и обсуждение статьи книги, фотографий.
Оборудование: книга, фотографии.
Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная форма работы.
Формы контроля: текущий контроль.
3.11. Тема: Симбирцит.
Теория: поделочный камень из группы кальцитов, памятник симбирциту в Ульяновске.
Практика: чтение и обсуждение статьи книги, фотографий.
Оборудование: книга, фотографии.
Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная, индивидуальная формы работы.
Формы контроля: текущий контроль.
3.12. Тема: «Чёрное озеро».
Теория: Экологический парк «Чёрное озеро».
Практика: чтение и обсуждение статьи книги, фотографий.
Оборудование: книга, открытки, фотографии.
Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная форма работы.
Формы контроля: текущий контроль.
3.13. Тема: Черемшан.
Теория: река в Ульяновской области.
Практика: чтение и обсуждение статьи книги, фотографий.
Оборудование: книга, открытки, фотографии.
Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная форма работы.
Формы контроля: текущий контроль.
3.14. Тема: Юловский пруд.
Теория: запруда на речке Юловке.
Практика: чтение и обсуждение статьи книги, фотографий.
Оборудование: книга, открытки, фотографии.
Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная, индивидуальная формы работы.
Формы контроля: текущий контроль.
3.15. Тема: Языкове.
Теория: родовое имение дворян Языковых.
Практика: чтение и обсуждение статьи книги, фотографий.
Оборудование: книга, открытки, фотографии.
Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная, групповая формы работы.
Формы контроля: текущий контроль.
- Памятники природы.
Цель: познакомить с памятниками природы Ульяновской области, их расположением, значимостью, природоохранными мероприятиями.
4.1. Тема: Акшуатский дендропарк.
Теория: дендропарк, памятник природы.
Практика: работа с картой Ульяновской области, чтение и обсуждение статьи учебника.
Оборудование: книга, карта Ульяновской области, фотографии.
Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная форма работы.
Формы контроля: текущий контроль.
4.2. Тема: Баевское окаменелое дерево.
Теория: памятник природы - окаменелое древесное растение.
Практика: работа с картой Ульяновской области, чтение и обсуждение статьи учебника.
Оборудование: книга, карта Ульяновской области, фотографии.
Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная форма работы.
Формы контроля: текущий контроль.
4.3 - 4.5. Тема: Винновская роща.
Теория: памятник природы, истории и культуры.
Практика: работа с картой Ульяновской области, чтение и обсуждение статьи учебника, разгадывание кроссворда о растениях Винновской рощи, раскрашивание листьев.
Оборудование: книга, карта Ульяновской области, фотографии.
Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная, индивидуальная формы работы.
Формы контроля: текущий контроль.
4.6. Тема: Гранное ухо.
Теория: памятник природы - гора, легенды горы.
Практика: работа с картой Ульяновской области, чтение и обсуждение статьи учебника.
Оборудование: книга, карта Ульяновской области, фотографии.
Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная форма работы.
Формы контроля: текущий контроль.
4.7. - 4.8. Тема: Заказники Ульяновской области.
Теория: Ульяновский государственный палеонтологический заказник, Сурский заказник, Новоникулинский заказник, Базарносызганский заказник.
Практика: работа с картой Ульяновской области, чтение и обсуждение статьи учебника.
Оборудование: книга, карта Ульяновской области, фотографии.
Методы и формы: объяснительно-иллюстративный, коллективная форма работы.
Формы контроля: текущий контроль.
4.9. Тема: Клюквенный залив.
Теория: залив, «Губа», сплавина.
Практика: работа с картой Ульяновской области, чтение и обсуждение статьи учебника.
Оборудование: книга, карта Ульяновской области, фотографии.
Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная форма работы.
Формы контроля: текущий контроль.
4.10. Тема: Лебяжинская корава.
Теория: корава, водохранилище.
Практика: работа с картой Ульяновской области, чтение и обсуждение статьи учебника.
Оборудование: книга, карта Ульяновской области, фотографии.
Методы и формы: объяснительно-иллюстративный, коллективная форма работы.
Формы контроля: текущий контроль.
4.11. - 4.12. Тема: Маришкин родник.
Теория: памятник природы - родник в Ленинском районе города Ульяновска.
Практика: работа с картой Ульяновской области, чтение и обсуждение статьи учебника, легенда о Маришкином роднике.
Оборудование: книга, карта Ульяновской области, фотографии, сообщения детей.
Методы и формы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый; коллективная, индивидуальная формы работы.
Формы контроля: текущий контроль.
4.13. Тема: Наяновский солончак.
Теория: памятник природы, солончак, научная лаборатория.
Практика: работа с картой Ульяновской области, чтение и обсуждение статьи учебника.
Оборудование: книга, карта Ульяновской области, фотографии.
Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная форма работы.
Формы контроля: текущий контроль.
4.14. Тема: Берег орланов.
Теория: орлан-белохвост.
Практика: работа с картой Ульяновской области, чтение и обсуждение статьи учебника.
Оборудование: книга, карта Ульяновской области, фотографии.
Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная, индивидуальная формы работы.
Формы контроля: текущий контроль.
4.15. Тема: Скрипинские кучуры.
Теория: памятник природы, кучуры.
Практика: работа с картой Ульяновской области, чтение и обсуждение статьи учебника.
Оборудование: книга, карта Ульяновской области, фотографии.
Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная, индивидуальная формы работы.
Формы контроля: текущий контроль.
4.16. Тема: Ундоровскийисточник.
Теория: водолечебница, минеральная вода «Волжанка».
Практика: работа с картой Ульяновской области, чтение и обсуждение статьи учебника.
Оборудование: книга, карта Ульяновской области, фотографии.
Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная, индивидуальная формы работы.
Формы контроля: текущий контроль.
4.17. Тема: Шиловская лесостепь.
Теория: памятник природы.
Практика: работа с картой Ульяновской области, чтение и обсуждение статьи учебника.
Оборудование: книга, карта Ульяновской области, фотографии.
Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная, индивидуальная формы работы.
Формы контроля: текущий контроль.
4.18. Тема: Сенгилеевские меловые горы. Мел.
Теория: природоохранная территория.
Практика: изучение свойств мела.
Оборудование: работа с картой Ульяновской области, мел, сосуд, вода, пинцет, лупа.
Методы и формы: исследовательский; коллективная и индивидуальная работа.
Формы контроля: текущий контроль.
4.19. Тема: Испытай себя.
Практика: выполнение практических тестовых заданий.
Оборудование: книга.
Методы и формы: контроль знаний, индивидуальная форма работы.
Формы контроля: итоговый контроль.
- Растения Ульяновской области.
Цель: Познакомить с растениями (в том числе и редкими, исчезающими) Ульяновской области, особенностями их произрастания, практической значимостью.
Занятия по темам 5.1. - 5.33 строятся по единому плану:
- чтение и обсуждение статьи в книге;
- работа с энциклопедией или поиск информации в сети Интернет;
- работа с картой Ульяновской области и выяснение места произрастания данного растения;
- отличительные особенности данного растения;
- полезные свойства растения;
- знакомство с информацией из рубрики «Это интересно»;
- выполнение практических заданий (раскрашивание, решение задач, кроссвордов, составление рецептов и т.д.);
- исследовательская работа в рубрике «Выполни со взрослыми»;
- чтение произведений о растениях.
5.34. Тема: Испытай себя.
Практика: выполнение практических тестовых заданий. Оборудование: книга.
Методы и формы: контроль знаний, индивидуальная форма работы. Формы контроля: итоговый контроль.
- Животные Ульяновской области.
Цель: Познакомить с животными Ульяновской области (в том числе и редкими, исчезающими), особенностями их проживания, практической значимостью.
Занятия по темам 6.1. - 6.33. строятся по единому плану:
- чтение и обсуждение статьи в книге;
- работа с энциклопедией или поиск информации в сети Интернет;
- работа с картой Ульяновской области и выяснение места обитания данного животного;
- отличительные особенности данного животного;
- практическая значимость животного;
- знакомство с информацией из рубрики «Это интересно»;
- выполнение практических заданий (раскрашивание, решение задач, кроссвордов, отгадывание загадок и т.д.);
- исследовательская работа в рубрике «Выполни со взрослыми»;
- чтение произведений о животных.
6.34. Тема: Испытай себя.
Практика: выполнение практических тестовых заданий. Оборудование: книга.
Методы и формы: контроль знаний, индивидуальная форма работы. Формы контроля: итоговый контроль.
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
Календарный учебный график
Место проведения: начальная школа
Время проведения занятий: среда, с 13-00 до 13-45
Год обучения: 1 год
Количество учебных недель: 39
Количество учебных дней: 39
№ п/п | Дата/месяц | Тема занятия | Кол-во часов | Форма занятия | Форма контроля | Примечание | |||||
07.09 | Введение. Наш край. | 1 | Комплексное занятие | наблюдение | |||||||
14.09 | Буква А. | 1 | Комплексное занятие | Наблюдение | |||||||
21.09 | Буква Б. | 1 | Комплексное занятие | Наблюдение | |||||||
28.09 | Мозаика букв. | 1 | Комплексное занятие | тестирование | |||||||
05.10 | Буква В. | 1 | Комплексное занятие | Наблюдение | |||||||
12.10 | Буква Г. | 1 | Комплексное занятие | Наблюдение | |||||||
19.10 | Буква Д. | 1 | Комплексное занятие | Наблюдение | |||||||
26.10 | Буква Е. | 1 | Комплексное занятие | Наблюдение | |||||||
02.11 | Буква Ё. | 1 | Комплексное занятие | Наблюдение | |||||||
09.11 | Обобщающее занятие. Мозаика букв. | 1 | Комплексное занятие | тестирование | |||||||
16.11 | Буква Ж. | 1 | Комплексное занятие | Наблюдение | |||||||
23.11 | Буква З. | 1 | Комплексное занятие | Наблюдение | |||||||
30.11 | Буква И. | 1 | Комплексное занятие | Наблюдение | |||||||
07.12 | Буква К. | 1 | Комплексное занятие | Наблюдение | |||||||
14.12 | Буква Л. | 1 | Комплексное занятие | Наблюдение | |||||||
21.12 | Буква М. | 1 | Комплексное занятие | Наблюдение | |||||||
28.12 | Обобщающее занятие. Мозаика букв. | 1 | Комплексное занятие | тестирование | |||||||
04.01 | Буква Н. | 1 | Комплексное занятие | Наблюдение | |||||||
11.01 | Буква О. | 1 | Комплексное занятие | Наблюдение | |||||||
18.01 | Буква П. | 1 | Комплексное занятие | Наблюдение | |||||||
25.01 | Буква Р. | 1 | Комплексное занятие | Наблюдение | |||||||
01.02 | Обобщающее занятие. Мозаика букв. | 1 | Комплексное занятие | Тестирование | |||||||
08.02 | Буква С. | 1 | Комплексное занятие | Наблюдение | |||||||
15.02 | Буква Т. | 1 | Комплексное занятие | Наблюдение | |||||||
22.02 | Буква У. | 1 | Комплексное занятие | Наблюдение | |||||||
29.02 | Буква Ф. | 1 | Комплексное занятие | Наблюдение | |||||||
07.03 | Обобщающее занятие. Мозаика букв. | 1 | Комплексное занятие | Тестирование | |||||||
14.03 | Буква Х. | 1 | Комплексное занятие | Наблюдение | |||||||
21.03 | Буква Ц. | 1 | Комплексное занятие | Наблюдение | |||||||
28.03 | Буква Ч. | 1 | Комплексное занятие | Наблюдение | |||||||
04.04 | Буква Ш. | 1 | Комплексное занятие | Наблюдение | |||||||
11.04 | Мозаика букв. | 1 | Комплексное занятие | тестирование | |||||||
18.04 | Буква Щ. | 1 | Комплексное занятие | Наблюдение | |||||||
25.04 | Буква Э. | 1 | Комплексное занятие | Наблюдение | |||||||
02.05 | Буква Ю. | 1 | Комплексное занятие | Наблюдение | |||||||
09.05 | Буква Я. | 1 | Комплексное занятие | Наблюдение | |||||||
16.05 | Мозаика букв. | 1 | Комплексное занятие | Наблюдение | |||||||
23.05 | Обобщающее занятие. Мозаика букв. | 1 | Комплексное занятие | Тестирование | |||||||
23.05 | Итоговое занятие. | 1 | Комплексное занятие | наблюдение |
Формы аттестации/контроля
Формы аттестации/контроля для выявления предметных и метапредметных результатов:
тестирование, творческая работа, творческий проект, исследовательский проект,
Формы аттестации/контроля формы для выявления личностных качеств:
наблюдение, беседа, опросы, анкетирование,
Особенности организации аттестации/контроля:
Итоговая аттестация обучающихся проводится по итогам освоения ДООП с целью выявления уровня развития способностей и личностных качеств ребенка и их соответствия прогнозируемым результатам дополнительных образовательных программ.
Оценочные материалы
Для выявления результатов освоения программы используются следующие диагностические методики:
— методика В.П. Степанова «Уровень личностных результатов обучающихся»:
— анкета «Уровень мотивации обучающихся к занятиям»;
Контрольные задания в соответствии с образовательной программой:
— Итоговый тест (Приложение1)
Методическое обеспечение программы
Методические материалы:
«Азбука юного ульяновского школьника или путешествие по родному краю», авторы С.Ю.Прохорова, Е.А.Хасьянова,Москва: Планета, 2014, 128 с.
Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации / Под ред. Е. Н. Степанова.- М.: ТЦ «Сфера», 2001 - 128с. https://refdb.ru/look/1310701-pall.html
Методики и технологии:
При обучении по данной программе используются следующие методы:
- объяснительно-иллюстративный;
- репродуктивный;
- частично-поисковый;
- проектный;
- исследовательский.
Объяснительно-иллюстративный метод - это объяснение нового материала, работа с литературой, рассказ, демонстрация наглядного материала. При помощи него обучающиеся воспринимают, осознают и фиксируют в памяти информацию педагога.
Репродуктивный метод применяется в основном для приобретения и освоения обучающимися навыков и умений и обогащения знаний.
Частично-поисковый метод используется для развития самостоятельности и творческой инициативы обучающихся.
Проектный метод используется при организации научно-исследовательской деятельности обучающихся, решении конкретных задач.
Исследовательский метод используется для развития умения учащихся работать с различными источниками информации, вычленять проблемы для организации исследования, искать пути реализации этих проблем.
Краткое описание работы с методическими материалами:
Во время обучения учащийся проводит поисковую работу, получает видео-информацию.
Условия реализации программы
Для эффективной реализации настоящей программы необходимы определённые условия:
наличие помещения для учебных занятий, рассчитанного на 15 человек и отвечающего правилам СанПин;
наличие ученических столов и стульев, соответствующих возрастным особенностям обучающихся;
шкафы стеллажи для оборудования, а также разрабатываемых и готовых прототипов проекта;
наличие необходимого оборудования согласно списку;
наличие учебно-методической базы: качественные иллюстрированные определители животных и растений, научная и справочная литература, наглядный материал, раздаточный материал, методическая литература.
Материально-техническое обеспечение программы:
Наименование | Количество | Область применения |
Набор цветной бумаги и картона | 15 шт. | Используется для аппликаций и изготовления альбома по курсу |
Альбом | 15 шт. | Используется для аппликаций и изготовления альбома по курсу |
Клей | 15 шт. | Используется для аппликаций и изготовления альбома по курсу |
Краски | 15 шт. | Используется для аппликаций и изготовления альбома по курсу |
Цветные карандаши | 15 шт. | Используется для аппликаций и изготовления альбома по курсу |
Ножницы | 15 шт. | Используется для аппликаций и изготовления альбома по курсу |
Информационное обеспечение программы:
Наименование | Ссылка | Область применения |
Единая коллекция ЦОР | http://school-collection.edu.ru/catalog/teacher | Используется для поиска необходимой информации по темам занятий |
Российская электронная школа | ||
Инфоурок | https://iu.ru/videolessons? utm_source=infourok&utm_medium=videouroki&utm_campaign=redirect&klass |
Кадровое обеспечение программы:
Учитель – 1 квалификационная категория
Воспитательный компонент
Цель воспитательной работы
1. Программа помогает постичь основы краеведения, сделать первые шаги по исследованию родного края. 2. Благодаря программе у обучающихся формируется основы гражданственности, любви и уважению к родному краю. 3. Программа учит быть не просто пассивными читателями, но учиться проводить исследования, работать вместе со взрослыми, совершать маленькие открытия, делиться своими знаниями с окружающими.
Задачи воспитательной работы
осознание ребенком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
- формирование уважительного отношения к своему родному краю, его природе и культуре, истории и современной жизни;
- воспитание бережного отношения к истории своего края, историческим памятникам, объектам природы.
Приоритетные направления воспитательной деятельности
гражданско-патриотическое воспитание, нравственное и духовное воспитание, воспитание семейных ценностей, воспитание положительного отношения к труду и творчеству, культурологическое и эстетическое воспитание, экологическое воспитание
Формы воспитательной работы
беседа, лекция, экскурсия, прогулка, трудовой десант, акция, сюжетно-ролевая игра,
Методы воспитательной работы
беседа, диспут, пример, упражнение, поручение, создание воспитывающих ситуаций, игра, поощрение, наблюдение, анкетирование, тестирование, анализ результатов деятельности,
Планируемые результаты воспитательной работы
формирование чувства гордости за свою малую родину, народ и историю своего края, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Календарный план воспитательной работы
№ п/п | Название мероприятия | Задачи | Форма проведения | Сроки проведения |
1 | День знаний | Формирование учебной культуры | Очная | сентябрь |
2 | Беседа «День 7 ноября» | Формирование исторической культуры | очная | ноябрь |
3 | Беседа «Герои России» | Формирование патриотической культуры | очная | декабрь |
4 | Конкурс рисунков «Герб и флаг Ульяновской области» | Формирование патриотической культуры | очная | Март |
5 | Беседа «Наш знаменитый земляк В.И. Ленин» | Формирование исторической культуры | Очная | апрель |
6 | День музеев | Формирование исторической культуры | Очная | май |
Список литературы
для педагога:
Дополнительное образование детей: педагогический поиск. Сборник научно-методических статей с международным участием / под общей редакцией Б.П. Черника. Вып. 2. — Новосибирск: Агентство «Сибпринт», 2021. – 224 с. – ISBN 978-5-94301-865-7
Педагогика дополнительного образования. Психолого-педагогическое сопровождение детей : учебник для академического бакалавриата / отв. ред. Л. В. Байбородова. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2019. – 363 с. – ISBN 978-5-534-06557-2
Соколова Н.А. Педагогика дополнительного образования детей. / Н.А. Соколова – Челябинск: Издательство Челябинского государственного педагогического университета, 2010. – 224 с – ISBN 978-5-85716-820-2
Одаренные дети: концептуальные основы работы с одарёнными детьми в системе дополнительного образования. / сост. Горский В.А., Инякин Ю.С., Орлов В.А. М. — Москва: ЦРСДОД Минобразования России, 1998. – 60 с.
Апшева А.М. Психолого-педагогическое сопровождение дополнительного образования детей. Опыт и практические рекомендации. / А.М. Апшева — Москва: МДЭБЦ, 2011.
Любушина О.Н., Кудряшова И.А. «О себе хочу всё знать» (образовательно-методический комплекс дополнительного образования детей младшего школьного возраста). / О.Н. Любушина, И.А. Кудряшова – Москва, ООО «Новое образование», 2013. – №2. — 120 с.
Поливанова К. Н. Образование за стенами школы. Как родители проектируют образовательное пространство детей / К. Н. Поливанова, А. А. Бочавер, К. В. Павленко, Е. В. Сивак – Москва: Издательский дом Высшей школы экономики, 2020. – 384 с. – ISBN: 978-5-7598-1986-8
Кропочева Т.Б. Дидактические игры на уроках природоведения, Новокузнецк, 1997.
Плешаков А.А. «Учебное пособие. Природа для начальной школы», «Вентана-Граф».
Азбука юного ульяновского школьника, или Путешествие по родному краю / С.Ю. Прохорова, Е.А. Хасьянова. – М.: «Планета», 2013. – 128 с.
Венок Н.М. Языкову. Сборник: – Ульяновск: «Симбирская книга», 2002. – 80 с.
Волкова П.И., Тихонова А.Ю. Занимательное краеведение: учебно-методическое пособие в 2 частях [Текст] / П.И. Волкова, А.Ю. Тихонова. – Ульяновск: УИПК ПРО, 2007.
Карпова Т.А. Лето веселого цвета: Стихи. – Ульяновск: Издатель Качалин А.В., 2009. – 48 с.
Край прелестный – это ты…: Учебная хрестоматия по литературному краеведению / Составитель В.Н. Янушевский. – Ульяновск: ИПКПРО, «Корпорация технологий продвижения», 2000. – 256 с.
Родное слово (фольклор, язык, литература): Учебное пособие / Под ред. В.Н. Янушевского. – Ульяновск: ИПКПРО, «Корпорация технологий продвижения», 2001. – 224 с.
Тихонова А.Ю. Региональная культура: образовательный аспект: монография [Текст] / А.Ю. Тихонова. – Ульяновск: УИПКПРО, 2006.
Тихонова А.Ю. Этнология Симбирско-Ульяновского региона: учебно-методическое пособие [Текст] / А.Ю. Тихонова. – Ульяновск: УлГУ, 2008.
Тихонова, А.Ю. Баягине: учеб.-метод. пособие по приобщению учащихся начальных классов к этнокультурным традициям мордвы-эрзя / А.Ю. Тихонова, А.Ф. Сударева, О.В. Салмина. – Ульяновск: УИПКПРО, 2010. 100 с.
для обучающихся:
Плешаков А.А. «Учебное пособие. Природа для начальной школы», «Вентана-Граф».
Азбука юного ульяновского школьника, или Путешествие по родному краю / С.Ю. Прохорова, Е.А. Хасьянова. – М.: «Планета», 2013. – 128 с.
Венок Н.М. Языкову. Сборник: – Ульяновск: «Симбирская книга», 2002. – 80 с.
Волкова П.И., Тихонова А.Ю. Занимательное краеведение: учебно-методическое пособие в 2 частях [Текст] / П.И. Волкова, А.Ю. Тихонова. – Ульяновск: УИПК ПРО, 2007.
Карпова Т.А. Лето веселого цвета: Стихи. – Ульяновск: Издатель Качалин А.В., 2009. – 48 с.
Край прелестный – это ты…: Учебная хрестоматия по литературному краеведению / Составитель В.Н. Янушевский. – Ульяновск: ИПКПРО, «Корпорация технологий продвижения», 2000. – 256 с.
для родителей (законных представителей):
Плешаков А.А. «Учебное пособие. Природа для начальной школы», «Вентана-Граф».
Азбука юного ульяновского школьника, или Путешествие по родному краю / С.Ю. Прохорова, Е.А. Хасьянова. – М.: «Планета», 2013. – 128 с.
Информация для карточки в Навигаторе
Полное название: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Краеведческая азбука"
Публичное название: Краеведческая азбука
Краткое описание:
Программа направлена на развитие краеведческой культуры, личностное развитие ребёнка и формирование стойкой жизненной «Я» - позиции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие факультатива "Наш край" по теме "Лекарственные растения нашего края"
занятие нацелено на систематизацию знаний учащихся о лекарственных растениях. Дети познакомятся с правилами сбора и использования лекарственных трав. Активные методы организации деятельности появлению...
Кубанский край - казачий край.
Тема. Устный журнал «Кубанский край - казачий край»Цель .Дать представление о казачестве, познакомить с традициями казаков; прививать любовь к малой Родине и её прошлому, развивать интерес учащи...
Классный час "Край ты мой, родимый край!"
Воспитание любви к малой Родине....
Об опыте работы по реализации задач краеведческого курса окружной программы «Люблю тебя, мой край родной» и апробации регионального курса «Наш край»
Выступление на совещании ВИПКРО – «Реализация требований государственных образовательных стандартов в практике работы учителей начальных классов»...
Донской край - казачий край. Доноведение, 3 класс. Занятие
Конспект занятия по доноведению...
Охрана природы родного края. Красная книга Краснодарского Края
1. Познакомить учащихся с Красной книгой края и животными, которые в нее внесены, рассмотреть экологические правила,...
урок по окружающему миру "Наш край. Водоемы нашего края"
Цели:формировать представления о родном крае, о водоемах родного края; ознакомить с естественными и искусственными водоемами, со значением водоемов и их охраной;учить работать с картой Пензенской обла...