Метод тестирования на уроках в начальной школе как один из видов контроля за уровнем и качеством знаний обучающихся
статья
Предварительный просмотр:
Метод тестирования на уроках в начальной школе как один из видов контроля за уровнем и качеством знаний обучающихся.
В процессе обучения в знаниях учеников, в их умениях и в понимании происходят определённые изменения. При проверке знаний и умений ученики каждый раз дают определённое количество правильных и неправильных ответов, на выполнение заданий тратят соответствующее время. Учёт этих изменений важно проводить универсальным языком математики. П.П.Блонский писал: «Самый точный учёт – математический». Одной из доступных форм применения математики в педагогике является тестовая проверка знаний, умений и навыков учащихся. Ещё 20 лет назад в Казахстане стали появляться первые экспериментальные исследования по применению тестов для проверки знаний младших школьников, и вот теперь тестовый контроль проводится уже на государственном уровне в массовой школе ежегодно в виде ПГК для учеников 4 классов.
Назначение тестов - диагностика состояния и проблем работы учащихся с программным материалом на каждом этапе его изучения: выявление возможных затруднений, пробелов, смешения понятий, знания правил и умения их применять и т.д.
Тестирование может применяться на разных этапах обучения: а) вводное тестирование – получение сведений об исходном уровне знаний учащихся,
б) текущее тестирование – для ликвидации пробелов и коррекции умений и знаний,
в) итоговый тест – систематизирует, обобщает учебный материал, проверяет сформированные знания и умения.
Формы тестовых заданий:
1. Открытые задания
а) открытые задания с инструкцией «дополнить»
Например: Имя существительное – это____________________________________,
которая обозначает___________________________________________
и отвечает на вопросы________________________________________.
б) Математические диктанты с инструкцией « посчитай устно и запиши правильный ответ »
Например:
1. Найди произведение чисел 7 и 3 _______
2. Найди первый множитель, если произведение двух множителей равно 12, а второй множитель равен 6 ______
3. Найди число, которое умножили на 6 и получили 18 ______
4. Найди частное чисел 28 и 4 ______
5. Найди половину числа 4 ______
И т. д.
в) Продолжение последовательности с инструкцией « дополнить ряд следующим членом »
Например:
1. делимое, делитель, _________
2. единицы, десятки, __________
3. мм, см, дм, м, __________
2. Закрытые задания
а) с инструкцией «обвести кружком номер (или номера) правильного ответа»
Например: ( 9 + 5 ) * 8 = 1) 9 * 8 + 5
2) 9 + 5 * 8
3) 9 * 8 + 5 * 8
б) Задания на утверждение или отрицание с инструкцией «если утверждение верное, поставь около его номера знак «+», если неверное – знак «–».
Например:
___ 1. Значение суммы чисел 4 и 7 равно 11
___ 2. Если число 17 уменьшить на 9, получится 9.
___ 3. Если к числу 6 прибавить 7, получится 13.
___ 4. Число 15 больше 8 на 6.
___ 5. Значение разности чисел 17 и 9 меньше числа 9.
И т. д.
в) Выделение объектов с инструкцией «подчеркни нужное»
Например:
Найди и подчеркни только имена прилагательные:
красный, мало, здороветь, великий, движение, длина, интересный, круглый.
г) задания с элементами дидактической игры
Например:
Здесь даны названия животных, только буквы перепутаны. Поставьте буквы на место и найдите животное, которое слышит ногами.
1. кечузник ___________ 2. сила __________ 3. пухет ___________ 4. брестя ________
3. Задания на соответствие имеют инструкцию: «установить соответствие»
Например:
Предмет Удобная единица массы
1. пачка чая а) грамм
2. мешок картофеля б) тонна
3. грузовик капусты в) килограмм
1. ______ 2. ________ 3. ________
4. Задания на установление правильной последовательности с инструкцией «установить правильную последовательность»
Например: Развитие бабочки
________ кокон
________ гусеница
________ бабочка
________ личинка
5. Классификация с инструкцией «сгруппируй объекты по определённому принципу»
Например:
Составь несколько вариантов группировки объектов живой природы.
1. акула 2. ворона 3. дятел 4. карп 5. лемминг 6. муха 7. росомаха 8. сайгак
9. сова 10. сокол 11. стрекоза 12. хомяк 13. щука
____________ ____________ ___________ _____________
____________ ____________ ___________ _____________
____________ ____________ ___________ _____________
____________ ____________ ___________ _____________
____________ ____________ ___________ _____________
При составлении теста нужно придерживаться следующих методических советов:
- основной текст задания содержит не более 8-10 слов,
- каждый тест должен выражать одну идею, одну мысль,
- задания должны быть краткими, чёткими, легко читаемыми, суждения иметь утвердительную, а не вопросительную форму,
- формулировка заданий не должна содержать двусмысленности или ловушек,
- располагать задания по возрастанию трудности,
- правильные ответы должны располагаться в случайном порядке,
- ответы на один вопрос не должны зависеть от ответов на другие вопросы,
- ответы не должны содержать подсказки и быть нелепыми,
- тест должен включать разнообразные тестовые задания по форме, содержанию, степени сложности и количеству, достаточно полно охватывать материал проверяемой темы.
Достоинства тестов:
Отсутствие возможности посторонних влияний на оценку, не связанных непосредственно с содержанием проверяемых знаний, в частности: оформление работы ребёнком ( плохой почерк, помарки и т. д. ) Кроме того, тесты – это экономная по времени и затратам труда форма проверки как для учителя, так и для учеников. С их помощью удаётся за короткий срок выявить уровень знаний у всех учащихся класса, а отсюда вытекает ещё одно преимущество – массовость проверки. Тесты выявляют не только уровень знаний, умений и навыков, но и характер работы, конкретные трудности, пробелы в знаниях и ошибки каждого ученика, так как за каждый правильный ответ ребёнок получает балл и все результаты фиксируются в матрицу. Отсюда широкие возможности для обоснованного индивидуального подхода к учащимся, для предупреждения их отставания и улучшения методики преподавания.
Однако тестовая форма проверки имеет и свои недостатки, которые нужно иметь в виду при использовании в процессе обучения:
- результаты теста не вскрывают понимания смысла, причин явления, а являются фактологическими,
- не выявляют способность ученика логически рассуждать и связно излагать свои мысли,
- недостаточно выявляет эмоционально-волевую сферу деятельности, старательность ученика, его интерес к работе.
Поэтому тесты не должны исключать другие формы проверки, а гармонично сочетаться с ними.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информационные технологии и использование метода проектов на уроках в начальной школе
Повсеместное использование информационных ресурсов, которое мы уже наблюдаем в обществе, определяет необходимость подготовки наших детей для комфортных взаимоотношений, особенно творчески активной мол...
Дидактическая игра как один из методов обучения на уроках математики начальной школы
Проблемы методов обучения сегодня приобретают всё большее значение. Этой проблеме посвящено множество исследований в педагогике и психологии:. И это закономерно, т.к. учение – ведущий вид ...
Тестирование на уроках в начальной школе.
В современной школе при проверке знаний и умений учащихся на ряду с устными и письменными работами все чаще учителя применяют метод тестирования. И это не случайно. Такой способ проверки знаний дает в...
Тестирование на уроках в начальной школе. 4 класс.
Одной из доступных форм применения математики в педагогике является тестовая проверка знаний, умений и навыков учащихся. Назначение тестов - диагностика состояния и проблем работы учащихся с про...
Использование ИКТ на уроках в начальной школе. Кластер – один из приёмов современных образовательных технологий.
Современная жизнь устанавливает свои приоритеты: не простое знание фактов, не умения, как таковые, а способность пользоваться приобретенным; не объем информации, а умение получать ее и моделировать; н...
План профессионального самообразования учителя начальных классов по теме: "Технология деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе".
План прфессионального самообразования учителя начальных классов по теме: "Технология деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе"....