"История земли Усольской"
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)

Программа по краеведению, посвященная истории города Усолье-Сибирское и Иркутской области. Разработана для обучающихся 1-4 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_istoriya_zemli_usolskoy_1-4_22-23.docx84.5 КБ

Предварительный просмотр:

        ГОКУ «Санаторная школа-интернат №4»

 

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГОКУ

«Санаторная школа-интернат №4»

____________М.А. Правдеюк

Приказ №175 от 30.08.2022г.

                                                                                                       

                                                                                               

.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«История земли Усольской»

Направление: духовно-нравственное

Уровень образования: начальное общее

Количество часов: 135 часов

ФИО учителя: Лубешко Нина Михайловна

Программа разработана на основе:

  1. Примерной программы по краеведению «История земли Усольской»: Шаманский С.В.., г. Усолье-Сибирское: 2020 г.
  2. Программы воспитания ГОКУ «Санаторная школа-интернат №4» на 2021-2025 уч.г.

Планируемые результаты освоения учебного курса

«История земли Усольской»

1 класс

Личностные результаты 

У учащегося будут сформированы:

  • осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре,
  • осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;
  • уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;
  • уважение к людям других национальностей, вероисповедания, культуры на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;
  • способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

 Метапредметные результаты

Регулятивные 

Обучающийся научится:

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в
  • сотрудничестве с учителем;
  • адекватно воспринимать оценку учителя;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;

Познавательные

Обучающийся научится:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием дополнительной литературы, СМИ, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), сведениями Интернета;
  • осуществлять запись выборочной информации о себе и окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ;
  • выражать речь в устной и письменной форме;
  • проводить анализ, сравнение и классификацию тем или явлений, устанавливать причинно-следственные связи;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью ИКТ;
  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные

Обучающийся научится:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии с ними;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • задавать вопросы, необходимые для совместной работы с партнёрами;
  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей;
  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач

Предметные результаты

Обучающийся научится: 

  • уважительное отношение к родному краю, его истории, культуре, природе;
  • осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
  • освоение доступных способов изучения природы родного края (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация);

Обучающийся получит возможность научиться:

  • развитие навыков установления и выявления причинно-следственных связей в окружающем мире.

2 класс

Личностные результаты 

У учащегося будут сформированы:

  • формирование позитивного отношения к малой родине и родному краю;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к моральным и материальным ценностям.

Метапредметные результаты

Регулятивные 

Обучающийся научится:

  • определять цель учебной деятельности;
  •  составлять план (алгоритм) решения учебной задачи совместно с учителем и одноклассниками;
  • контролировать способ решения и результат учебной задачи. Осуществлять самоконтроль во время прогулки (экскурсии).

Обучающийся получит возможность научиться:

  • формирование приемов работы с информацией, что включает в себя умения: поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей; понимания информации, представленной в различной знаковой форме — в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и т.д.;

Познавательные

Обучающийся научится:

  • наблюдать за изменениями в окружающем мире;
  • обобщать и систематизировать наблюдения за изменениями в окружающем мире.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осваивать технологию поиска информации.

Коммуникативные

Обучающийся научится:

  • распределять операции между собой в группе;
  • участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, формировать и аргументировать своё мнение при наблюдении за природой; договариваться об условиях игры.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • готовить и выступать с сообщениями;
  • формировать навыки  коллективной и организаторской деятельности;
  • аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности.

Предметные результаты

Обучающийся научится:

  • уважительное отношение к родному краю, его истории, культуре, природе;
  • осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
  • освоение доступных способов изучения природы родного края (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация);

Обучающийся получит возможность научиться:

  • развитие навыков установления и выявления причинно-следственных связей в окружающем мире.

3 класс

Личностные результаты 

У учащегося будут сформированы:

  • развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами искусства и естественных наук;
  • развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, дающих возможность выражать свое отношение к окружающему миру природы различными средствами (художественное слово, рисунок, живопись, различные жанры декоративно-прикладного искусства, музыка и т.д.);
  • воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости сохранения окружающей среды;
  • формирование мотивации дальнейшего изучения природы.

Метапредметные результаты

Регулятивные 

Обучающийся научится:

  • овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения: ставить цели и планировать личную учебную деятельность; оценивать собственный вклад в деятельность группы; проводить самооценку уровня личных учебных достижений;
  • освоение элементарных приемов исследовательской деятельности, доступных для детей младшего школьного возраста: формулирование с помощью учителя цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования;
  • развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии; участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • формирование приемов работы с информацией, что включает в себя умения: поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей; понимания информации, представленной в различной знаковой форме — в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и т.д.;

Познавательные

Обучающийся научится:

  • находить нужную информацию в различных источниках;
  • сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие; 
  • группировать предметы, объекты на основе существенных признаков

Обучающийся получит возможность научиться:

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения;

 Коммуникативные

Обучающийся научится:

  • участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях; 
  • проводить анкетирование; 
  • отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; 
  • работать в паре, в группе; 
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;

Предметные результаты

Обучающийся научится:

  • формирование позитивных отношений школьников к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом осуществляется благодаря активизации межличностных отношений друг с другом.
  • извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; не сплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • узнать о достопримечательностях родного города, постигнуть этику поведения в музее, архиве, читальном зале, расширить представление о себе как о жителе города (села). В различных ситуациях у детей появляется возможность проявить себя с лучшей стороны, сохранив веру в себя и уважение к другим членам коллектива.

4 класс

Личностные результаты

У обучающегося будут сформированы:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
  • широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • способность к оценке своей учебной деятельности; основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
  • ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
  • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
  • развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
  • установка на здоровый образ жизни;
  • основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в

преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

  • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
  • устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
  • адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
  • положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия

успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

  • компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и

деятельности;

  • морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и

этическим требованиям;

  • установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;
  • осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как

значимую сферу человеческой жизни; осознанного понимания чувств других людей

и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим

и обеспечение их благополучия.

Метапредметные результаты

Регулятивные

Обучающийся научится:

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в

сотрудничестве с учителем;

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • различать способ и результат действия;
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на

русском, родном и иностранном языках.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
  • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
  • самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые изменения.

Познавательные

  • В результате изучения всех без исключения учебных предметов на уровне начального общего образования выпускники приобретут первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту литературных, учебных, научно-познавательных текстов, инструкций.

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного.

Обучающийся научится:

  • находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
  • определять тему и главную мысль текста;
  • делить тексты на смысловые части, составлять план текста;
  • вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;
  • сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2—3 существенных признака;
  • понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение; характеризовать
  • явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов);
  • понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;
  • понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста;
  • использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;
  • ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;
  • работать с несколькими источниками информации;
  • сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

Обучающийся научится:

  • пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;
  • соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую;
  • формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;
  • сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;
  • составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования;
  • составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.

Работа с текстом: оценка информации

Обучающийся научится:

  • высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;
  • оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста;
  • определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
  • на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
  • участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.

Обучающийся получит возможность научиться:

- сопоставлять различные точки зрения;

- соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;

- в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную

(противоречивую) информацию.

Коммуникативные

Обучающийся научится:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
  • задавать вопросы;
  • контролировать действия партнёра;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
  • аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
  • с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.

Предметные  результаты

Учащиеся научатся:

  • узнавать государственную символику своего региона, города; описывать достопримечательности родного края.
  • находить и использовать дополнительную информацию о родном крае;
  • работать с историческими документами;
  • самостоятельно или в группе собирать краеведческий материал для творческой работы;
  • оформлять материалы, создавать экспозиции.

Обучающиеся будут иметь представление:

  • об истории родного города от первых поселений первобытного человека до наших дней;
  • о градообразующих предприятиях родного города;
  • о сибирской ссылке и каторге в Усолье;
  • о людях, внесших значительный вклад в развитие города и региона;
  • о социальных и экологических проблемах родного города;
  • о перспективах развития города и области.

Содержание программы

1 класс

п/п

Наименование раздела/темы

Кол-во часов

Содержание

1

Введение

1

Что изучает краеведение.

Краеведение – всестороннее изучение родного края, знание о своих родных местах.

Какие места люди на планете  называют своей Родиной. Как будем изучать свою малую Родину.

2

Россия – Родина моя

3

Россия - наша Родина. Москва – столица Российского государства. Символы государства (герб, флаг, гимн).  

Символ России – берёза. Рисование дерева. Загадки, пословицы.

Матрешка – русский сувенир. Рисование матрешки.

3

Мой край на глобусе и карте

4

Понятие край, область, регион. Территория и географическое положение Иркутской области.

Знакомство с картой района, границы, история образования.  Символика края.

4

Моя малая Родина – мой город.

4

Экскурсия - прогулка по городу.  

География города Усолье Сибирское. Город на карте России, района, края. Наши соседи (районы, хозяйства, которые нас окружают).

Исторические корни нашего края. Когда образовался наш город. Легенды и предания. Коренные жители села.

Обращается внимание на название города, его значение.

Конкурс рисунков «Усолье -  моё город».

5

Моя родная школа

3

Я – ученик. Экскурсия по школе (знакомство с кабинетами). Встреча с учителями, библиотекарем и персоналом школы. Знакомство с режимом работы школы и общими правилами поведения.

Традиции школы. Символика школы.

Экскурсия в школьный музей.

Конкурс рисунков «Первый раз – в первый класс».

6

Мой дом – моя крепость

2

Понятие «дом»: дом – жилище.  За что я люблю свой дом?  Правила дружных жильцов.

Практическая работа. Вылепить свой дом из пластилина.

7

Я и моя семья

8

Я и моё имя. Что означают наши имена?  Что такое фамилия и отчество? Как родители выбирают имя своему ребёнку? Имя и ангел-хранитель. Именины. Практическая работа. Использование игр с именами.

«Глупа та птица, которой своё гнездо немило». Подготовка сведений о своей семье, о ближайших родственниках. Состав семьи. Знакомство с терминами родства. Составление рассказа о своей семье с использованием фотографий.

Практическая работа. Выполнение аппликации «Моя семья»

8

Улицы нашего  города

3

Улицы, на которых мы живём.  Экскурсия.

Моя улица, почему так названа.

Практическая работа. Рисование на тему «Моя улица».

Оформление стенгазеты, рассказывающей об улицах своего села.

9

Природа нашего края

4

Природа – наш второй дом. Растительный мир родного края.  

Зеленая аптека нашего села (оформить в папку).  

Животный мир родного края.

Выставка рисунков «Мой любимый уголок родного края».

10

Итоговое занятие

1

Оформление папок творческих работ.

2 класс

№ п/п

Наименование раздела/темы

Кол-во часов

Содержание

1

Россия – Родина моя

6 ч

Россия - наша Родина. Москва – столица Российского государства. Символы государства (герб, флаг, гимн).  

Матрешка – русский сувенир. Рисование матрешки.

Народные промыслы России: Хохломская роспись, Жостовские подносы, Гжельские изделия, Дымковская игрушка, Городецкая роспись.

Практическая работа: Оформление выставки лучших работ.

2

Моя малая Родина- мой город

5 ч

Территории края, его размеры, карта края. Беседа о символах города (герб, гимн). За что люблю свою улицу, что бы изменил.

Национальный состав населения нашего села. Их обычаи, традиции, праздники, национальные блюда.

Практическая работа: Конкурс рисунков «Мой город», посвященные наиболее значимым и интересным для ребенка местам в городе, мини рассказы об этом месте.

3

Мой дом – моя крепость

4 ч

Мой двор. Что бы вы хотели изменить в своём дворе. Создание проекта своего двора.

Мои соседи. Рассказы учащихся о своих соседях. Разработка правил взаимоотношений с соседями. 

Дома моего села. Загадки о жилище.  

Практическая работа: Дом будущего. Рисунок дома, выполненного в реалистическом или сказочном представлении учеников.

4

Я и моя семья

8 ч

Профессии в моей семье. Перед первым занятием учащимся даётся задание выяснить, где и в каком качестве трудятся их родители, близкие. Кружковцы либо устно рассказывают об этом, либо (по желанию) могут попытаться нарисовать своих близких дома или на работе.

Практическая работа. Выпуск стенгазеты, посвящённой профессиям родителей.

Внимательные и заботливые отношения в семье.

Праздники в моей семье.

Практическая работа. Составление рассказа о домашних праздниках (устно).

Фольклор моей семьи (пословицы, поговорки, дразнилки, считалки, игры).

Коллективная работа: составление книжки-раскладушки «Игры наших бабушек и дедушек».

Семейный архив (выставка старых фотографий, открыток и т.д.).

5

Моя школа

3 ч

Знакомство с историей образования школы, реконструкцией здания, руководством школы, её учителями. Знакомство с известными людьми, учениками данной школы. Посещение школьного музея.

Практическая работа. Конкурс рисунков «Моя школа», написание мини-сочинений Моя школа»

6

Природа нашего края

4 ч

Растения нашего края, занесенные в Красную книгу.

Познакомить детей с птицами нашего края, занесенные в Красную книгу.

Знакомство с редкими видами животных, обитающих в наших краях (рябчик русский, куница, пятнистый олень, жук-олень, бобр, выхухоль, лебедь и др.).

Практическая работа. Создание презентаций.

7

Мой родной город в годы ВОВ

Великая Отечественная война. Сибиряки в боях за Родину. Земляки- Герои Советского Союза. Тыл во время войны. Экскурсия в музей боевой славы.

8

Итоговое занятие

1 ч

3 класс

№ п/п

Наименование раздела/темы

Кол-во часов

Содержание

1

Россия – Родина моя

4

Россия – родина моя. Символы нашего государства.

Москва столица нашей родины.

Наши предки славяне.

2

Моя малая Родина – мой город

4

Путешествие во времени города. От истоков к современности. Название моего города и его история.

Как рождаются населенные пункты?

Откуда берутся названия? Города и населенные пункты Иркутской области. Достопримечательности моего города.

3

Мой дом - моя крепость

2

Мой двор. Что бы вы хотели изменить в своём дворе.

Создание проекта своего двора.

Рассказы учащихся о своих соседях.

Разработка правил взаимоотношений с соседями. 

Проектная работа: Дом будущего. Рисунок дома, выполненного в реалистическом или сказочном представлении учеников.

4

Я и моя семья

10

Узнать о профессиях своей семьи.

Выяснить, где и в каком качестве трудятся их родители, близкие.

Устно рассказать об этом, либо (по желанию) попытаться нарисовать своих близких дома или на работе.

Практическая работа. Выпуск стенгазеты, посвящённой профессиям родителей.

Беседа о внимательных и заботливых отношениях в семье.

Праздники в моей семье.

Практическая работа. Составление рассказа о домашних праздниках (устно).

Знакомство с фольклором своей семьи (пословицы, поговорки, дразнилки, считалки, игры).

Коллективная работа: составление книжки-раскладушки «Игры наших бабушек».

Знакомство с семейными архивами (выставка старых фотографий, открыток и т.д.).

5

Моя школа

2

Знакомство с историей образования школы, реконструкцией здания.

Создание буклета «Ими гордится наша школа»

6

Природа нашего края  

10

Рассказ о своем любимом уголке родного края. Выставка рисунков «Мой любимый уголок родного края».

Сбор материала для фотовыставки. Оформление фотовыставки.

Знакомство с водоемами нашего края: водоемы в прошлом. Составить правила поведения у водоема. Коллективный плакат «Охрана водоема»

Знакомство с особенностями климата родного края.

Викторина «Народные приметы о погоде».

7

Уроки творчества

2

Написание сочинения на одну из предложенных тем:

Сочинение – повествование «Улица моего детства».

Сочинение – рассуждение «За что я люблю свой город?»

Сочинение – описание «Любимый уголок природы».

Сочинение – интервью «Лучшие люди города»

Провести конкурс рисунков «Мой город родной»  

4 класс

№ п/п

Наименование раздела/темы

Кол-во часов

Содержание

1

Россия – Родина моя

5

Россия – родина моя. Символы нашего государства.

Карта как источник информации. Карта России.

Столица государства – Москва. Достопримечательности города.

Народы России. Культура и обычаи. 

Русский народ. Культура и традиции.

2

Наш край

18

Территория и географическое положение Иркутской области. Знакомство с картой района, границы, история образования. Легенды и предания.

Творческая работа «Загадочный мир названий»

Озеро Байкал – жемчужина нашего края. Красавица Ангара. Малые реки и речушки.

Достопримечательности родного города.

Природа родного края.

Знакомство с особенностями климата родного края.

Растительный мир родного края.

Животный мир родного края.

Заповедники родного края.

Что дает наш край стране.

Проектная работа: «Живи, мой край родной!».

Наш край в далеком прошлом (экскурсия в краеведческий музей). Наш край в годы Великой Отечественной войны”.

Творческая работа «Расскажи о своем герое». Можно предложить детям узнать, кто из героев или членов их семей проживает рядом.

Исследовательская работа: «Улицы нашего города»

Виртуальная экскурсия по улицам города

3

Я и моя семья

5

Знакомство с терминами родства. Мои предки. Семейные вечера и праздники. «На что клад, если в семье лад».

Практическая работа. Составление рассказа о своей семье (родословной) с использованием фотографий.

Все работы хороши (фамильные династии) 

Проект «Профессии членов моей семьи»

4

Моя школа

4

История создания школы, знакомство руководством  школы, её учителями. Знакомство со школьными традициями.

Творческая работа «Школа Будущего»

5

Уроки творчества

2

Написание сочинения на одну из предложенных тем:

Сочинение – повествование «Улица моего детства».

Сочинение – рассуждение «За что я люблю свой город?»

Сочинение – описание «Любимый уголок природы».

Сочинение – интервью «Лучшие люди города»

Провести конкурс рисунков «Мой город родной»  

Тематическое планирование предмета

1 класс

п/п

Изучаемый раздел

Целевые воспитательные приоритеты

Кол-во часов

1

Введение

  1. Создание благоприятных условий для усвоения школьниками социально значимых знаний – знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут.
  2. Установление доверительных отношений между учителем и его учениками;
  3. Мотивация эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками

Создание условий для развития социально значимых отношений школьников и накопления ими опыта осуществления социально значимых дел и в дальнейшем, в подростковом и юношеском возрасте.

К наиболее важным из них относятся следующие:

  • быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную для ребёнка домашнюю работу, помогая старшим, признавать авторитет учителя;
  • быть трудолюбивым, следуя принципу «делу – время, потехе – час» как в учебных занятиях, так и в домашних делах;
  • знать и любить свою Родину свой родной дом, двор, улицу, город, село, свою страну; беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных в своем дворе; 
  • подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоёмы);
  • проявлять миролюбие –не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к силе;
  • стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания;
  • быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;
  • соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни;
  • уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду;
  • стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; 
  • уметь прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом людям;
  • уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного положения, людям с ограниченными возможностями здоровья;
  • быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чём-то непохожим на других ребят; 
  • уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать своё мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших.

1

2

Россия – Родина моя

3

3

Мой край на глобусе и карте

4

4

Моя малая Родина – мой город.

4

5

Моя родная школа

3

6

Мой дом – моя крепость

2

7

Я и моя семья

8

8

Улицы нашего  города

3

9

Природа нашего края

4

10

Итоговое занятие

1

2 класс

п/п

Изучаемый раздел

Целевые воспитательные приоритеты

Кол-во часов

1

Россия – Родина моя

  1. Создание благоприятных условий для усвоения школьниками социально значимых знаний – знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут.
  2. Установление доверительных отношений между учителем и его учениками;
  3. Мотивация эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками

Создание условий для развития социально значимых отношений школьников и накопления ими опыта осуществления социально значимых дел и в дальнейшем, в подростковом и юношеском возрасте.

К наиболее важным из них относятся следующие:

  • быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную для ребёнка домашнюю работу, помогая старшим, признавать авторитет учителя;
  • быть трудолюбивым, следуя принципу «делу – время, потехе – час» как в учебных занятиях, так и в домашних делах;
  • знать и любить свою Родину, свой родной дом, двор, улицу, город, село, свою страну; беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных в своем дворе; 
  • подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоёмы);
  • проявлять миролюбие –не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к силе;
  • стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания;
  • быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;
  • соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни;
  • уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду;
  • стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; 
  • уметь прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом людям;
  • уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного положения, людям с ограниченными возможностями здоровья;
  • быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чём-то непохожим на других ребят; 
  • уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать своё мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших.

6 ч

2

Моя малая Родина- мой город

5 ч

3

Мой дом – моя крепость

4 ч

4

Я и моя семья

8 ч

5

Моя школа

3 ч

6

Природа нашего края

4 ч

7

Мой родной город в годы ВОВ

3 ч

8

Итоговое занятие

1 ч

3 класс

п/п

Изучаемый раздел

Целевые воспитательные приоритеты

Кол-во часов

1

Россия – Родина моя

  1. Создание благоприятных условий для усвоения школьниками социально значимых знаний – знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут.
  2. Установление доверительных отношений между учителем и его учениками;
  3. Мотивация эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками

Создание условий для развития социально значимых отношений школьников и накопления ими опыта осуществления социально значимых дел и в дальнейшем, в подростковом и юношеском возрасте.

К наиболее важным из них относятся следующие:

  • быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную для ребёнка домашнюю работу, помогая старшим, признавать авторитет учителя;
  • быть трудолюбивым, следуя принципу «делу – время, потехе – час» как в учебных занятиях, так и в домашних делах;
  • знать и любить свою Родину, свой родной дом, двор, улицу, город, село, свою страну; беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных в своем дворе; 
  • подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоёмы);
  • проявлять миролюбие –не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к силе;
  • стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания;
  • быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;
  • соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни;
  • уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду;
  • стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; 
  • уметь прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом людям;
  • уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного положения, людям с ограниченными возможностями здоровья;
  • быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чём-то непохожим на других ребят; 
  • уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать своё мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших.

4

2

Моя малая Родина – мой город

4

3

Мой дом - моя крепость

2

4

Я и моя семья.

10

5

Моя школа

2

6

Природа нашего края  

10

7

Уроки творчества

4 класс

п/п

Изучаемый раздел

Целевые воспитательные приоритеты

Кол-во часов

1

Россия – Родина моя

  1. Создание благоприятных условий для усвоения школьниками социально значимых знаний – знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут.
  2. Установление доверительных отношений между учителем и его учениками;
  3. Мотивация эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками

Создание условий для развития социально значимых отношений школьников и накопления ими опыта осуществления социально значимых дел и в дальнейшем, в подростковом и юношеском возрасте.

К наиболее важным из них относятся следующие:

  • быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную для ребёнка домашнюю работу, помогая старшим, признавать авторитет учителя;
  • быть трудолюбивым, следуя принципу «делу – время, потехе – час» как в учебных занятиях, так и в домашних делах;
  • знать и любить свою Родину, свой родной дом, двор, улицу, город, село, свою страну; беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных в своем дворе; 
  • подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоёмы);
  • проявлять миролюбие –не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к силе;
  • стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания;
  • быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;
  • соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни;
  • уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду;
  • стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; 
  • уметь прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом людям;
  • уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного положения, людям с ограниченными возможностями здоровья;
  • быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чём-то непохожим на других ребят; 
  • уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать своё мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших.

5

2

Наш край

18

3

Я и моя семья.

5

4

Моя школа

4

5

Уроки творчества

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Страницы истории.4 класс.Трудные времена на Русской земле

Тема: «Трудные времена на Русской земле».Задачи:1. Познакомить с историей Ледового побоища, расширить знания учащихся о личности Александра Невского и его роли в истории России;2. Развивать иссл...

Диагностическая работа по окружающему миру по теме "Из истории Земли" 1 класс.

Данная работа позволяет проверить, какой уровень усвоения темы и спланировать  дальнейшую работу по отдельным темам из раздела....

Предмет: История и культура народов Марий Эл План - конспекта урока - путешествия во 2 классе Тема: «На земле Онара»

Аннотация.    Содержание материала  соответствует программным требованиям и содержанию Государственного Образовательного Стандарта.    Природоохранительное, эк...

Предмет: История и культура народов Марий Эл План - конспекта урока - путешествия во 2 классе Тема: «На земле Онара»

Аннотация.    Содержание материала  соответствует программным требованиям и содержанию Государственного Образовательного Стандарта.    Природоохранительное, эк...

Предметная программа "Доноведение. История и природа земли Белокалитвинской"

Предметная программа факультативного курса «Доноведение. История и природа земли Белокалитвинской»  для 4 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовате...

Конспект урока по истории Программа «Школа 2100» Тема: «За землю русскую»

Урок направлен на ознакомление учащихся с «военной историей» Древнерусского государства, главной целью которого создать образ русского воина-защитника, способность формированию отрицательного отношени...