ПРОЕКТ ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ СЕРЕЗ ЛЕПБУКИ
проект

Нестеренко Наталия Васильевна

ПРОЕКТ ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ СЕРЕЗ ЛЕПБУКИ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nauchnaya_statya.docx44.77 КБ
Файл prilozheniya.pptx1.78 МБ

Предварительный просмотр:

ГРИЩЕНКО София Сергеевна

Краснодарский край, Щербиновский район, станица Старощербиновская

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1 им. Ляпидевского», 2 класс

 «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ ЧЕРЕЗ ЛЕПБУКИ»

Научный руководитель: Нестеренко Наталия Васильевна, учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 1 им. Ляпидевского, Щербиновский район, станица Старощербиновская

                                              Аннотация

ТЕМА: «Функциональная грамотность через лепбуки»

Цель исследования: приобретение навыков функциональной грамотности современных детей через систему работы с лепбуком.

Задачи исследования:

  • исследовать понятие «функциональная грамотность»;
  • изготовить лепбук своими руками;
  • преподнести элементарные финансовые понятия учащимся начальной школы в максимально доступной и увлекательной форме через работу с лепбуком;
  • проверить эффективность использования лепбука в школе;
  • разработать лепбук по естественно- научной грамотности;
  • разработать лото для изучения частей речи на примере глагола;

Использовав лепбуки на занятиях внеурочной деятельности и проведя анкетирование среди учеников 1 и 2 классов, среди учителей нашей школы я сделала следующие выводы:

  • ребята охотнее выполняют задания, предложенные в лепбуке и лучше усваивают информацию, которая есть в учебниках;
  • лото по изучению частей речи ребятам было не столь интересно, как лепбуки;
  • учителям понравились лепбуки, но больше голосов они отдали всё-таки лото.

При работе с лепбуками были реализованы поставленные задачи. Цель достигнута. Таким образом, лепбуки могут быть полезны педагогам в организации внеурочной деятельности с детьми при овладении навыков функциональной грамотности на уроках. Так же можно рекомендовать родителям использовать лепбуки и лото для совместного времяпровождения и общения с ребёнком. 

   

ГРИЩЕНКО София Сергеевна

Краснодарский край, Щербиновский район, станица Старощербиновская

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1 им. Ляпидевского», 2 класс

 «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ ЧЕРЕЗ ЛЕПБУКИ»

Научный руководитель: Нестеренко Наталия Васильевна, учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 1 им. Ляпидевского, Щербиновский район, станица Старощербиновская

1.Введение

Цель исследования: приобретение навыков функциональной грамотности современных детей через систему работы с лепбуком.

Задачи исследования:

  • исследовать понятие «функциональная грамотность»;
  • изготовить лепбук своими руками;
  • преподнести элементарные понятия функциональной грамотности учащимся начальной школы в максимально доступной и увлекательной форме через работу с лепбуком;
  • проверить эффективность использования лепбука в школе;
  • изготовить лепбук по естественно- научной и финансовой  грамотности ;
  • разработать лото для изучения частей речи на примере глагола;

Предмет исследования: понятие «функциональная грамотность». 

Объект исследования: лепбуки и лото  при изучении функциональной грамотности.

Гипотеза: Принято считать, что лепбуки используют только в детском саду. Я решила опровергнуть это мнение и попробовать его использовать  в школе при обучении функциональной грамотности. Я исследую этот вопрос.

Источники исследования:

  • интернет;
  • личные наблюдения;
  • общение с одноклассниками;
  • беседа с учителями и родителями;

Методы исследования:

  • изучение материалов и их анализ;
  • сопоставительный, сравнительный;
  • социологический анализ;
  • метод количественной обработки данных, анкетирование, собеседование и наблюдение.

Срок выполнения: 2 месяца.

Основная часть

 С 1 сентября 2022 года у нас в школе появились новые кружки: «Математическая грамота», «Читательская грамота» и «Финансовая грамота». На уроках математики, литературного чтения, окружающего мира и даже технологии стало появляться понятие «функциональная грамотность». Я решила узнать всё о функциональной грамотности и какое отношение она имеет к нам, младшим школьникам.

Я задала в интернете поиск: «Функциональная грамотность своими словами». [ 1 ]

Функциональная грамотность – это способность применять приобретённые знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах.

Зачем нужна функциональная грамотность школьникам?

Функциональная грамотность помогает детям применять полученные в школе знания и навыки в жизни и может служить гарантом их социальной успешности. Именно она позволяет человеку «нормально существовать в мире людей, понимать, что происходит, не быть обманутым, принимать разумные и обоснованные решения», полагает журналистка, писательница, учительница литературы московской школы «Интеллектуал» Ирина Лукьянова [ 2 ].

Простыми словами: эти знания нам нужны для дальнейшей жизни.

Но многие мои одноклассники, помимо, общеобразовательной школы посещают спортивную, музыкальную, художественную. Многие ребята занимаются в творческих студиях, увлекаются современными танцами, гимнастикой и даже фланкировкой. И везде они получают знания, умения и навыки. И в основном, эти занятия им нравятся. Но существует ряд занятий, которые являются не столь интересными для детей, но очень необходимыми в жизни. Это знания по функциональной грамотности. Что-же поможет детям приобретать эти знания с интересом?

Для этой цели я решила сделать своими руками замечательное интерактивное пособие — лэпбук. Лэпбук — очень интересное пособие, ставшее необычайно востребованным у родителей дошкольников, школьников, педагогов, да и среди самой детворы. Причём популярность его всё время растёт, появляются новые сайты, на которых предлагаются к продаже разнообразные лэпбуки. Но сделать их можно и своими руками, от этого польза только увеличится. Так вы сможете сделать необычный подарок для своих друзей своими руками и быть уверенным, что подарок будет в единственном числе.  Да и ребёнку приятнее заниматься с пособием, в которое вложена частичка его труда и таланта. Каждому ребёнку хочется «учиться с удовольствием». Об этом мечтают и родители, и педагоги.

Лэпбук - интерактивная книжка, информация в которой представлена в виде открывающихся окошек, вынимающихся и разворачивающихся листочков и прочих забавных деталей. Они, с одной стороны, призваны привлечь интерес ребенка к самой папке. А с другой стороны, это прекрасный способ подать всю имеющуюся информацию в компактной форме. Лэпбукинг (изготовление лэпбуков) признан инновационной технологией, имеющей множество достоинств. 

Новизна и оригинальность этих игровых пособий состоит в их многофункциональности. 

Преимущества для школьников и педагогов

Следует отметить две существенных особенности лэпбука:

  • Интерактивность

Ребёнок взаимодействует с папкой, а не просто рассматривает её. Действенное участие намного увеличивает как интерес к пособию. Особенно важно это для детей с преобладанием осязания как средства познания окружающего мира, ведь не секрет, что в современном образовательном процессе преобладают наглядные методы (демонстрация иллюстраций, видео и слайдов), а также использование музыки, аудиозаписей.

  • Тематичность

Собрать в небольшой папке информацию по разным темам сложно, детям будет трудно усвоить и понять её, поэтому лэпбуки обычно посвящают одной теме.

Таким образом, современный лэпбук представляет собой тематическую интерактивную папку (книгу), содержащую систематизированную и разнообразно оформленную информацию. Цели использования лэпбуков также очень разноплановые. Это и закрепление всего, что дети узнали в ходе осуществления проекта, и обучение сбору и систематизации информации, развитие творчества и воспитание бережного отношения к продукту, изготовленного коллективно, уважения к общему труду.

Одной из важнейших задач пособия считают интерес у детей к познавательной деятельности, стремления узнавать и запоминать новое, а в старшем возрасте — умения использовать полученные знания, применять их на практике.

Лэпбук помогает:

• возможность учитывать индивидуальные способности детей (задания разной сложности);

• разнообразие игровых заданий;

• интегрирование разных видов детской деятельности (речевую, познавательную, игровую);

• возможность разнообразить самую скучную тему;

• научить простому способу запоминания;

• объединить группу детей (всю семью) для увлекательного и полезного занятия;

• компактное хранение (большое количество разных игр и заданий в одной папке);

• возможность добавлять новые задания в «кармашки».

Работа с лэпбуком позволяет быть партнёрами детям и взрослым.

• включенность педагога в деятельность наравне с детьми;

• добровольное присоединение школьников к деятельности (без принуждения);

• свободное общение и перемещение детей во время деятельности;

• открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).

В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников и младших школьников приобретает особую остроту и актуальность. Все ребята нашего класса посещают Клуб экологической направленности «Любознайка»  в районной детской библиотеке. (Приложение 1)                Очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир. Первый лепбук «Зимующие птицы» мы сделали по экологическому воспитанию. (Приложение 2,3)               

Данное игровое пособие представляет собой тематическую игровую папку, в которой собраны различные игры на тему «Зимующие птицы», при этом игры помещаются в разного рода кармашки, рамки имеют подвижные элементы, карточки, задания и упражнения. Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях.

С помощью лэпбука мы:

  • систематизировали и обновили материалы по теме «Зимующие птицы»;
  • обеспечили игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех ребят;
  • сформировали интерес к природе родного края, продолжили знакомство с зимующими птицами, воспитали у детей бережное отношение к природе через проявление заботы о птицах; представили пройденный материал в новом, более интересной форме.

 В пособии представлены различные задания.

1.Дидактическая игра «Найди такую же птицу» [ 3 ].

Цель: Развитие логического мышления, внимания.

Правила игры. Предложить найти среди трех маленьких птичек на карточке

таких же, как большая птица. И выделить правильный ответ прищепкой.

2 .Дидактическая игра «Сложи пазлы» [ 4 ].

Цель: учить различать птиц по внешнему виду, научить складывать целое

изображение из нескольких частей, развитие зрительного восприятия, мелку.

Моторику рук и координацию движений.

Правила игры. Предложить детям сложить картинки птиц. 

3.Дидактическая игра «Строение птицы» [ 5 ].

Цель: познакомить детей с внешним строением птиц.

Правила игры. Карта с птицей и отдельно маленькие карточки с названием её частей. Дети должны выложить названия на те части птички, которые показывает стрелка. Можно предварительно обговорить, что, где и как называется, а потом дать как самостоятельную работу на закрепление

материала – выложить названия. 

4.Дидактические игры: «Птичья столовая». Корм для птиц (можно в виде карточек).Чем питаются зимующие птицы? [ 6 ]

 После игры мы с ребятами изготовили и повесили кормушки в школьном дворе. Для гостей, интересующихся нашим лэпбуком приготовлены памятки: «Чем можно кормить птиц, а чем нельзя». (Приложение 4) 

5. Интересные сведения о зимующих птицах (можно давать их на обороте карточек с изображением птиц или на отдельных карточках, если информация общая). «Как помочь птицам зимой» (сюжетные картинки). По ним можно проводить работу по развитию речи — составление рассказов по картинке.

6. Стихи о птицах [ 7 ].

7. Загадки [ 7 ].

8. Скороговорки про птиц [ 8 ].

Следующее пособие «Юные экономисты» (Приложение 5)               

Современные дети очень рано знакомятся с ролью денег в жизни человека. Они слышат разговоры о деньгах дома, по телевизору, на улице. Они рано понимают — деньги позволяют получить желаемое, и начинают стремиться к самостоятельному использованию денег. Еще с дошкольного возраста, так или иначе, обучающиеся оказываются вовлечёнными в экономическую жизнь семьи: ходят с родителями в магазины, сталкиваются с рекламой, понимают, что их родители зарабатывают деньги, чтобы покупать товары и услуги.

Да, дети, как и взрослые, полюбили деньги. Ребенок растет и поначалу с недоверием, а потом с удивлением обнаруживает, что очень многое из желаемого можно получить за, казалось бы, ничем не приметные бумажки, имя которым деньги. Естественно, он начинает их желать. И тут перед родителями встает вопрос – давать ли ребенку деньги, и если давать, то в каком количестве.

   Эта острая тема «Ребенок и деньги» меня очень интересует. Я присматривалась к поведению и прислушивалась к разговорам моих одноклассников на данную тему. Общаясь со своими одноклассниками, я заметила, что многим из них дают карманные деньги. Ребята целый день носятся с этими деньгами, озадаченные тем, на что бы их потратить. Они делают покупки в магазине, могут одолжить деньги или просто их подарить. И у меня создалось впечатление, что мои одноклассники не имеют представления о том, как можно расходовать деньги, а с другой стороны – что они не знают цену деньгам, не понимают, как зарабатываются деньги и на что они тратятся. И это натолкнуло меня на мысль, изучить проблему пристальнее. Мы сделали лепбук «Юные экономисты». Я исследовала информацию по этому вопросу.

В своём пособии я решила собрать информацию о деньгах и в игровой форме обучить своих одноклассников умению обращаться с деньгами, их функциям. (Приложение 6,7)               

Мера стоимости - функция денег, заключающаяся в том, что деньги обеспечивают выражение стоимости товаров как одинаковых величин, качественно равных и количественно сравнимых. [ 6 ]

Средство обращения - функция денег, заключающаяся в том, что деньги выполняют роль посредника в обращении товаров [ 7 ].

Средство накопления и .сбережения - функция денег, заключающаяся в том, что деньги используются для накопления [ 7 ].

Мировые деньги - функция денег, заключающаяся в том, что деньги используются в качестве средства расчетов в международном платежном обороте между странами [7 ].

  Виды денег. Деньги в своем развитии выступали в 2-х видах: действительные деньги и знаки стоимости (заменители) [ 7].

Действительные деньги - деньги, номинальная (обозначенная на них) стоимость которых соответствует их реальной стоимости, т.е. стоимости металла, из которого они изготовлены  [ 7 ].

Заменители действительных денег (знаки стоимости) - деньги, номинальная стоимость которых выше реальной, т.е. затраченного на их производство общественного труда  [ 8].

 К ним относятся:

  • металлические знаки стоимости (мелкие монеты, изготовленные из меди и алюминия);
  • бумажные знаки стоимости, сделанные, как правило, из бумаги.

Бумажные знаки стоимости: 

1.Бумажные деньги (выполняют функции: средство обращения и средство платежа) [ 8 ].

 2. Кредитные деньги (выполняют функцию платежа).  Кредитные деньги прошли следующий путь развития: вексель, банкнота, чек, электронные деньги, кредитные карточки  [ 8 ].

В каждой стране есть своя денежная единица (валюта). Российская валюта – это рубль.

В пособии можно узнать:

  • какие расходы приходится нести людям;
  • чем расходы отличаются друг от друга;
  • почему важно понимать эти различия, чтобы избегать ненужных трат и управлять своими деньгами;
  • расходы обязательные и желательные, плановые или непредвиденные, регулярные или нерегулярные;
  • объяснять причины появления непредвиденных расходов.

Гуманитарное направление

 Я задумалась о том, какие еще интересные пособия для изучения функциональной грамотности можно сделать своими руками?  И я составила лото для изучения частей речи на примере глагола. Собирать лото любят и взрослые, и дети. [9 ].

 Лото представляет собой набор карт (лист бумаги, разделённый на две части и нарисованными картинками- названиями предметов (имена существительные)) и карточки с действиями предметов (глаголами). (Приложение 8,9) Ребятам предлагают выбрать карточки, подходящие по смыслу, к имени существительному и накрыть все поля лото. Побеждает тот игрок, который быстрее соберёт свою карту[ 10].

       Практическая часть

Итак, лепбуки и лото готовы. Осталось проверить на практике: интересны ли будут эти пособия моим одноклассникам?

 Я принесла свои пособия в школу, и мы провели занятие по «Финансовой грамоте» с использованием моего лепбука. Занятие пролетело незаметно. Ребятам было очень интересно узнать информацию об истории создания денег, познакомиться с валютами других стран, с экономическими загадками и попробовать их разгадать. Также мои одноклассники узнали из чего состоит бюджет семьи и куда он расходуется.

 В течение недели мы использовали все мои пособия и в заключении я провела анкетирование среди моих одноклассников (2-б класс) и учеников 1-б класса с целью узнать их отношение к предложенным пособиям.          

Я провела опрос 29 своих одноклассников. (Приложение 10)         

     Изучив их ответы (Приложение 11), я сделала следующие выводы:

  • 19 одноклассникам понравилось учиться с помощью моих пособий;
  • 17 ребятам больше всего понравился лепбук «Зимующие птицы;
  • 21 человек хотел бы получить в подарок лепбук;
  • 12 человек хотели бы сделать лепбук своими руками. (Приложение 12)               

Это ответы учеников 2- б класса на мою анкету. Я решила провести ещё опрос среди учеников 1-б класса нашей школы и среди учителей нашей школы .

 В анкетировании в 1-б классе приняли участие 22 человека. Результаты опроса среди первоклассников был следующий: (Приложение 13)

  • 14 ребятам понравилось учиться с помощью моих пособий;
  • 12 ребятам больше всего понравился лепбук «Юный экономист»;
  • 9 человек хотел бы получить в подарок лепбук;
  • 12 человек хотели бы сделать лепбук своими руками.

В опросе учителей приняли участие 12 человек. (Приложение 14)       

Результаты опроса учителей: (Приложение 15)

  • все педагоги считают возможным использование в своей работе  лепбуков?
  • 10 человек хотели бы применить в работе лепбук и лото?
  • 8 педагогов выбрали лото по теме «Глагол»;
  • 11 человек хотели бы попробовать сделать пособия со своими учениками.

  А самое главное- учителя подсказали мне темы для изготовления новых лепбуков! 

  Проведя исследование при обучении функциональной грамотности на занятиях внеурочной деятельности в школе, я сделала следующий вывод:

  • использовать лепбук в школе можно;
  • каждому ребёнку нравится «учиться с удовольствием»;
  • дети младшего школьного возраста с помощью лепбуков лучше усваивают информацию и учатся применять полученные знания в жизни, т.е. получают навыки функциональной грамотности.

При знакомстве с лэпбуками были реализованы поставленные задачи. Цель достигнута. Таким образом, дидактическое пособие лэпбук может быть полезно педагогам в организации внеурочной деятельности с детьми при овладении навыков функциональной грамотности. Так же можно рекомендовать родителям использовать лепбуки и лото для совместного времяпровождения и общения с ребёнком. 

Электронные ресурсы:

  1. www.shkolazhizni.ru
  2. https://www.kommersant.ru/doc/5005676
  3. https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2020/10/19/kartoteka-igr-tema-ptitsy
  4. https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2017/03/17/kartoteka-po-teme-pokormite-ptits-zimoy
  5. https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2018/02/21/kartoteka-igr-na-temu-zimuyushchie-ptitsy
  6. https://nsportal.ru/detskii-sad/korrektsionnaya-pedagogika/2015/05/22/neposredstvennaya-obrazovatelnaya-deyatelnost-po
  7. https://nsportal.ru/detskii-sad/osnovy-finansovoy-gramotnosti/2021/05/23/didakticheskoe-posobie-lepbuk-yunye-finansisty
  8. https://nsportal.ru/detskiy-sad/matematika/2020/12/01/lepbuk-yunye-finansisty
  9. https://infourok.ru/o-grammaticheskoe-loto-obobshenie-tem-glagol-narechie-iv-klass-4629303.html
  10. https://www.liveinternet.ru/users/moim_vnukam_poleznoe/post446070786/


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Зянятие кружка « Любознайка » Приложение 1 Акция «Помоги птицам»

Слайд 2

Лепбук Приложение 2 «Зимующие птицы»

Слайд 3

Лепбук Приложение 3 «Зимующие птицы»

Слайд 4

Чем можно и чем нельзя кормить птиц Приложение 4 Пища: Особенности: Кто питается: Подсолнечник (семена) Семена должны составлять практически 70-75% всего корма (они сытны и калорийны, в них много жиров) Синицы, дятлы, воробьи, поползни и другие зерноядные птички Пшено Сырая или отварная крупа (без специй и масла) Воробьи, щеглы, голуби, зеленушки и другие зерноядные Просо Сухой корм (часто продается, как корм для домашних попугаев в магазинах для животных) Воробьи, щеглы, голуби, зеленушки и другие зерноядные Овес Сырая или отварная крупа (без специй и масла) Воробьи, щеглы, голуби, зеленушки и другие зерноядные Пшеница Сырая или отварная крупа (без специй и масла) Воробьи, щеглы, голуби, зеленушки и другие зерноядные Рис Сырая или отварная крупа (без специй и масла) Воробьи, щеглы, голуби, зеленушки и другие зерноядные

Слайд 5

Лепбук Приложение 5 «Юные экономисты»

Слайд 6

Лепбук Приложение 6 «Юные экономисты»

Слайд 7

Лепбук «Юные экономисты» Приложение 7

Слайд 8

Лепбук Приложение 8 «Юные экономисты»

Слайд 9

Лепбук «Юные экономисты» Приложение 9

Слайд 10

Лото «Глагол» Приложение 10

Слайд 11

Лото «Глагол» Приложение 11

Слайд 12

Понравилось тебе работать с лепбуком ? ДА НЕТ НЕ ЗНАЮ Хотел(а) бы ты продолжить работу с лепбуками и лото? ДА НЕТ НЕ ЗНАЮ Какое пособие тебе понравилось больше всего? «Юные экономисты» «Зимующие птицы» Лото «Глагол» Хотел(а) бы ты получить в подарок лепбук ? ДА НЕТ НЕ ЗНАЮ Хотел(а) ты сделать свой лепбук ? ДА НЕТ НЕ ЗНАЮ Анкета для ребят Приложение 12

Слайд 13

Исследование Приложение 13 результатов опроса

Слайд 14

Приложение 14

Слайд 15

Приложение 15

Слайд 16

Анкета Приложение 16 для учителей Считаете ли Вы возможным использование в своей работе лепбуков ? ДА НЕТ НЕ ЗНАЮ 2. Хотели бы Вы применить в работе лепбук и лото? ДА НЕТ НЕ ЗНАЮ 3. Какое пособие Вам понравилось больше всего? «Юные экономисты» «Зимующие птицы» Лото «Глагол» 4. Хотели бы Вы сделать с ребятами свой лепбук ? ДА НЕТ НЕ ЗНАЮ 5. Если «ДА», то укажите его тему. __________________________________________________________ __________________________________________________________ Спасибо за уделённое время!

Слайд 18

Мои изготовленные пособия Приложение 18


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование функциональной грамотности обучающихся при выполнении проектов.

В статье содержатся требования к выполнению и оформлению проектов....

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ по формированию, развитию и/или оценке функциональной грамотности обучающихся начальной / основной школы

Аннотация проектаОсновная идея проекта: если научить ребенка в начальной школе способам получения знаний, то он будет успешно овладевать общеучебными и познавательными компетентностями, была принята в...

Методический проект "Грамотный покупатель" . Развитие функциональной грамотности.

Цель проекта: создание системы внеурочной деятельности для развития функциональной грамотности младших школьников....

Программа развития функциональной грамотности учащихся (проект)

Цель проекта: разработка, реализация и трансляция опыта создания условий в образовательной организации, построение эффективной модели сетевого взаимодействия на основе современных технологий, обеспечи...

«Функциональная грамотность учителя – основа развития функциональной грамотности ученика»

Содержание позволит восполнить профессиональные дефициты в рамках формирования функциональной грамотности и позволит обновить форматы методического сопровождения педагогов....