ПРОЕКТ ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ СЕРЕЗ ЛЕПБУКИ
проект
ПРОЕКТ ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ СЕРЕЗ ЛЕПБУКИ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 44.77 КБ |
![]() | 1.78 МБ |
Предварительный просмотр:
ГРИЩЕНКО София Сергеевна
Краснодарский край, Щербиновский район, станица Старощербиновская
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1 им. Ляпидевского», 2 класс
«ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ ЧЕРЕЗ ЛЕПБУКИ»
Научный руководитель: Нестеренко Наталия Васильевна, учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 1 им. Ляпидевского, Щербиновский район, станица Старощербиновская
Аннотация
ТЕМА: «Функциональная грамотность через лепбуки»
Цель исследования: приобретение навыков функциональной грамотности современных детей через систему работы с лепбуком.
Задачи исследования:
- исследовать понятие «функциональная грамотность»;
- изготовить лепбук своими руками;
- преподнести элементарные финансовые понятия учащимся начальной школы в максимально доступной и увлекательной форме через работу с лепбуком;
- проверить эффективность использования лепбука в школе;
- разработать лепбук по естественно- научной грамотности;
- разработать лото для изучения частей речи на примере глагола;
Использовав лепбуки на занятиях внеурочной деятельности и проведя анкетирование среди учеников 1 и 2 классов, среди учителей нашей школы я сделала следующие выводы:
- ребята охотнее выполняют задания, предложенные в лепбуке и лучше усваивают информацию, которая есть в учебниках;
- лото по изучению частей речи ребятам было не столь интересно, как лепбуки;
- учителям понравились лепбуки, но больше голосов они отдали всё-таки лото.
При работе с лепбуками были реализованы поставленные задачи. Цель достигнута. Таким образом, лепбуки могут быть полезны педагогам в организации внеурочной деятельности с детьми при овладении навыков функциональной грамотности на уроках. Так же можно рекомендовать родителям использовать лепбуки и лото для совместного времяпровождения и общения с ребёнком.
ГРИЩЕНКО София Сергеевна
Краснодарский край, Щербиновский район, станица Старощербиновская
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1 им. Ляпидевского», 2 класс
«ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ ЧЕРЕЗ ЛЕПБУКИ»
Научный руководитель: Нестеренко Наталия Васильевна, учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 1 им. Ляпидевского, Щербиновский район, станица Старощербиновская
1.Введение
Цель исследования: приобретение навыков функциональной грамотности современных детей через систему работы с лепбуком.
Задачи исследования:
- исследовать понятие «функциональная грамотность»;
- изготовить лепбук своими руками;
- преподнести элементарные понятия функциональной грамотности учащимся начальной школы в максимально доступной и увлекательной форме через работу с лепбуком;
- проверить эффективность использования лепбука в школе;
- изготовить лепбук по естественно- научной и финансовой грамотности ;
- разработать лото для изучения частей речи на примере глагола;
Предмет исследования: понятие «функциональная грамотность».
Объект исследования: лепбуки и лото при изучении функциональной грамотности.
Гипотеза: Принято считать, что лепбуки используют только в детском саду. Я решила опровергнуть это мнение и попробовать его использовать в школе при обучении функциональной грамотности. Я исследую этот вопрос.
Источники исследования:
- интернет;
- личные наблюдения;
- общение с одноклассниками;
- беседа с учителями и родителями;
Методы исследования:
- изучение материалов и их анализ;
- сопоставительный, сравнительный;
- социологический анализ;
- метод количественной обработки данных, анкетирование, собеседование и наблюдение.
Срок выполнения: 2 месяца.
Основная часть
С 1 сентября 2022 года у нас в школе появились новые кружки: «Математическая грамота», «Читательская грамота» и «Финансовая грамота». На уроках математики, литературного чтения, окружающего мира и даже технологии стало появляться понятие «функциональная грамотность». Я решила узнать всё о функциональной грамотности и какое отношение она имеет к нам, младшим школьникам.
Я задала в интернете поиск: «Функциональная грамотность своими словами». [ 1 ]
Функциональная грамотность – это способность применять приобретённые знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах.
Зачем нужна функциональная грамотность школьникам?
Функциональная грамотность помогает детям применять полученные в школе знания и навыки в жизни и может служить гарантом их социальной успешности. Именно она позволяет человеку «нормально существовать в мире людей, понимать, что происходит, не быть обманутым, принимать разумные и обоснованные решения», полагает журналистка, писательница, учительница литературы московской школы «Интеллектуал» Ирина Лукьянова [ 2 ].
Простыми словами: эти знания нам нужны для дальнейшей жизни.
Но многие мои одноклассники, помимо, общеобразовательной школы посещают спортивную, музыкальную, художественную. Многие ребята занимаются в творческих студиях, увлекаются современными танцами, гимнастикой и даже фланкировкой. И везде они получают знания, умения и навыки. И в основном, эти занятия им нравятся. Но существует ряд занятий, которые являются не столь интересными для детей, но очень необходимыми в жизни. Это знания по функциональной грамотности. Что-же поможет детям приобретать эти знания с интересом?
Для этой цели я решила сделать своими руками замечательное интерактивное пособие — лэпбук. Лэпбук — очень интересное пособие, ставшее необычайно востребованным у родителей дошкольников, школьников, педагогов, да и среди самой детворы. Причём популярность его всё время растёт, появляются новые сайты, на которых предлагаются к продаже разнообразные лэпбуки. Но сделать их можно и своими руками, от этого польза только увеличится. Так вы сможете сделать необычный подарок для своих друзей своими руками и быть уверенным, что подарок будет в единственном числе. Да и ребёнку приятнее заниматься с пособием, в которое вложена частичка его труда и таланта. Каждому ребёнку хочется «учиться с удовольствием». Об этом мечтают и родители, и педагоги.
Лэпбук - интерактивная книжка, информация в которой представлена в виде открывающихся окошек, вынимающихся и разворачивающихся листочков и прочих забавных деталей. Они, с одной стороны, призваны привлечь интерес ребенка к самой папке. А с другой стороны, это прекрасный способ подать всю имеющуюся информацию в компактной форме. Лэпбукинг (изготовление лэпбуков) признан инновационной технологией, имеющей множество достоинств.
Новизна и оригинальность этих игровых пособий состоит в их многофункциональности.
Преимущества для школьников и педагогов
Следует отметить две существенных особенности лэпбука:
- Интерактивность
Ребёнок взаимодействует с папкой, а не просто рассматривает её. Действенное участие намного увеличивает как интерес к пособию. Особенно важно это для детей с преобладанием осязания как средства познания окружающего мира, ведь не секрет, что в современном образовательном процессе преобладают наглядные методы (демонстрация иллюстраций, видео и слайдов), а также использование музыки, аудиозаписей.
- Тематичность
Собрать в небольшой папке информацию по разным темам сложно, детям будет трудно усвоить и понять её, поэтому лэпбуки обычно посвящают одной теме.
Таким образом, современный лэпбук представляет собой тематическую интерактивную папку (книгу), содержащую систематизированную и разнообразно оформленную информацию. Цели использования лэпбуков также очень разноплановые. Это и закрепление всего, что дети узнали в ходе осуществления проекта, и обучение сбору и систематизации информации, развитие творчества и воспитание бережного отношения к продукту, изготовленного коллективно, уважения к общему труду.
Одной из важнейших задач пособия считают интерес у детей к познавательной деятельности, стремления узнавать и запоминать новое, а в старшем возрасте — умения использовать полученные знания, применять их на практике.
Лэпбук помогает:
• возможность учитывать индивидуальные способности детей (задания разной сложности);
• разнообразие игровых заданий;
• интегрирование разных видов детской деятельности (речевую, познавательную, игровую);
• возможность разнообразить самую скучную тему;
• научить простому способу запоминания;
• объединить группу детей (всю семью) для увлекательного и полезного занятия;
• компактное хранение (большое количество разных игр и заданий в одной папке);
• возможность добавлять новые задания в «кармашки».
Работа с лэпбуком позволяет быть партнёрами детям и взрослым.
• включенность педагога в деятельность наравне с детьми;
• добровольное присоединение школьников к деятельности (без принуждения);
• свободное общение и перемещение детей во время деятельности;
• открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).
В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников и младших школьников приобретает особую остроту и актуальность. Все ребята нашего класса посещают Клуб экологической направленности «Любознайка» в районной детской библиотеке. (Приложение 1) Очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир. Первый лепбук «Зимующие птицы» мы сделали по экологическому воспитанию. (Приложение 2,3)
Данное игровое пособие представляет собой тематическую игровую папку, в которой собраны различные игры на тему «Зимующие птицы», при этом игры помещаются в разного рода кармашки, рамки имеют подвижные элементы, карточки, задания и упражнения. Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях.
С помощью лэпбука мы:
- систематизировали и обновили материалы по теме «Зимующие птицы»;
- обеспечили игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех ребят;
- сформировали интерес к природе родного края, продолжили знакомство с зимующими птицами, воспитали у детей бережное отношение к природе через проявление заботы о птицах; представили пройденный материал в новом, более интересной форме.
В пособии представлены различные задания.
1.Дидактическая игра «Найди такую же птицу» [ 3 ].
Цель: Развитие логического мышления, внимания.
Правила игры. Предложить найти среди трех маленьких птичек на карточке
таких же, как большая птица. И выделить правильный ответ прищепкой.
2 .Дидактическая игра «Сложи пазлы» [ 4 ].
Цель: учить различать птиц по внешнему виду, научить складывать целое
изображение из нескольких частей, развитие зрительного восприятия, мелку.
Моторику рук и координацию движений.
Правила игры. Предложить детям сложить картинки птиц.
3.Дидактическая игра «Строение птицы» [ 5 ].
Цель: познакомить детей с внешним строением птиц.
Правила игры. Карта с птицей и отдельно маленькие карточки с названием её частей. Дети должны выложить названия на те части птички, которые показывает стрелка. Можно предварительно обговорить, что, где и как называется, а потом дать как самостоятельную работу на закрепление
материала – выложить названия.
4.Дидактические игры: «Птичья столовая». Корм для птиц (можно в виде карточек).Чем питаются зимующие птицы? [ 6 ]
После игры мы с ребятами изготовили и повесили кормушки в школьном дворе. Для гостей, интересующихся нашим лэпбуком приготовлены памятки: «Чем можно кормить птиц, а чем нельзя». (Приложение 4)
5. Интересные сведения о зимующих птицах (можно давать их на обороте карточек с изображением птиц или на отдельных карточках, если информация общая). «Как помочь птицам зимой» (сюжетные картинки). По ним можно проводить работу по развитию речи — составление рассказов по картинке.
6. Стихи о птицах [ 7 ].
7. Загадки [ 7 ].
8. Скороговорки про птиц [ 8 ].
Следующее пособие «Юные экономисты» (Приложение 5)
Современные дети очень рано знакомятся с ролью денег в жизни человека. Они слышат разговоры о деньгах дома, по телевизору, на улице. Они рано понимают — деньги позволяют получить желаемое, и начинают стремиться к самостоятельному использованию денег. Еще с дошкольного возраста, так или иначе, обучающиеся оказываются вовлечёнными в экономическую жизнь семьи: ходят с родителями в магазины, сталкиваются с рекламой, понимают, что их родители зарабатывают деньги, чтобы покупать товары и услуги.
Да, дети, как и взрослые, полюбили деньги. Ребенок растет и поначалу с недоверием, а потом с удивлением обнаруживает, что очень многое из желаемого можно получить за, казалось бы, ничем не приметные бумажки, имя которым деньги. Естественно, он начинает их желать. И тут перед родителями встает вопрос – давать ли ребенку деньги, и если давать, то в каком количестве.
Эта острая тема «Ребенок и деньги» меня очень интересует. Я присматривалась к поведению и прислушивалась к разговорам моих одноклассников на данную тему. Общаясь со своими одноклассниками, я заметила, что многим из них дают карманные деньги. Ребята целый день носятся с этими деньгами, озадаченные тем, на что бы их потратить. Они делают покупки в магазине, могут одолжить деньги или просто их подарить. И у меня создалось впечатление, что мои одноклассники не имеют представления о том, как можно расходовать деньги, а с другой стороны – что они не знают цену деньгам, не понимают, как зарабатываются деньги и на что они тратятся. И это натолкнуло меня на мысль, изучить проблему пристальнее. Мы сделали лепбук «Юные экономисты». Я исследовала информацию по этому вопросу.
В своём пособии я решила собрать информацию о деньгах и в игровой форме обучить своих одноклассников умению обращаться с деньгами, их функциям. (Приложение 6,7)
Мера стоимости - функция денег, заключающаяся в том, что деньги обеспечивают выражение стоимости товаров как одинаковых величин, качественно равных и количественно сравнимых. [ 6 ]
Средство обращения - функция денег, заключающаяся в том, что деньги выполняют роль посредника в обращении товаров [ 7 ].
Средство накопления и .сбережения - функция денег, заключающаяся в том, что деньги используются для накопления [ 7 ].
Мировые деньги - функция денег, заключающаяся в том, что деньги используются в качестве средства расчетов в международном платежном обороте между странами [7 ].
Виды денег. Деньги в своем развитии выступали в 2-х видах: действительные деньги и знаки стоимости (заменители) [ 7].
Действительные деньги - деньги, номинальная (обозначенная на них) стоимость которых соответствует их реальной стоимости, т.е. стоимости металла, из которого они изготовлены [ 7 ].
Заменители действительных денег (знаки стоимости) - деньги, номинальная стоимость которых выше реальной, т.е. затраченного на их производство общественного труда [ 8].
К ним относятся:
- металлические знаки стоимости (мелкие монеты, изготовленные из меди и алюминия);
- бумажные знаки стоимости, сделанные, как правило, из бумаги.
Бумажные знаки стоимости:
1.Бумажные деньги (выполняют функции: средство обращения и средство платежа) [ 8 ].
2. Кредитные деньги (выполняют функцию платежа). Кредитные деньги прошли следующий путь развития: вексель, банкнота, чек, электронные деньги, кредитные карточки [ 8 ].
В каждой стране есть своя денежная единица (валюта). Российская валюта – это рубль.
В пособии можно узнать:
- какие расходы приходится нести людям;
- чем расходы отличаются друг от друга;
- почему важно понимать эти различия, чтобы избегать ненужных трат и управлять своими деньгами;
- расходы обязательные и желательные, плановые или непредвиденные, регулярные или нерегулярные;
- объяснять причины появления непредвиденных расходов.
Гуманитарное направление
Я задумалась о том, какие еще интересные пособия для изучения функциональной грамотности можно сделать своими руками? И я составила лото для изучения частей речи на примере глагола. Собирать лото любят и взрослые, и дети. [9 ].
Лото представляет собой набор карт (лист бумаги, разделённый на две части и нарисованными картинками- названиями предметов (имена существительные)) и карточки с действиями предметов (глаголами). (Приложение 8,9) Ребятам предлагают выбрать карточки, подходящие по смыслу, к имени существительному и накрыть все поля лото. Побеждает тот игрок, который быстрее соберёт свою карту[ 10].
Практическая часть
Итак, лепбуки и лото готовы. Осталось проверить на практике: интересны ли будут эти пособия моим одноклассникам?
Я принесла свои пособия в школу, и мы провели занятие по «Финансовой грамоте» с использованием моего лепбука. Занятие пролетело незаметно. Ребятам было очень интересно узнать информацию об истории создания денег, познакомиться с валютами других стран, с экономическими загадками и попробовать их разгадать. Также мои одноклассники узнали из чего состоит бюджет семьи и куда он расходуется.
В течение недели мы использовали все мои пособия и в заключении я провела анкетирование среди моих одноклассников (2-б класс) и учеников 1-б класса с целью узнать их отношение к предложенным пособиям.
Я провела опрос 29 своих одноклассников. (Приложение 10)
Изучив их ответы (Приложение 11), я сделала следующие выводы:
- 19 одноклассникам понравилось учиться с помощью моих пособий;
- 17 ребятам больше всего понравился лепбук «Зимующие птицы;
- 21 человек хотел бы получить в подарок лепбук;
- 12 человек хотели бы сделать лепбук своими руками. (Приложение 12)
Это ответы учеников 2- б класса на мою анкету. Я решила провести ещё опрос среди учеников 1-б класса нашей школы и среди учителей нашей школы .
В анкетировании в 1-б классе приняли участие 22 человека. Результаты опроса среди первоклассников был следующий: (Приложение 13)
- 14 ребятам понравилось учиться с помощью моих пособий;
- 12 ребятам больше всего понравился лепбук «Юный экономист»;
- 9 человек хотел бы получить в подарок лепбук;
- 12 человек хотели бы сделать лепбук своими руками.
В опросе учителей приняли участие 12 человек. (Приложение 14)
Результаты опроса учителей: (Приложение 15)
- все педагоги считают возможным использование в своей работе лепбуков?
- 10 человек хотели бы применить в работе лепбук и лото?
- 8 педагогов выбрали лото по теме «Глагол»;
- 11 человек хотели бы попробовать сделать пособия со своими учениками.
А самое главное- учителя подсказали мне темы для изготовления новых лепбуков!
Проведя исследование при обучении функциональной грамотности на занятиях внеурочной деятельности в школе, я сделала следующий вывод:
- использовать лепбук в школе можно;
- каждому ребёнку нравится «учиться с удовольствием»;
- дети младшего школьного возраста с помощью лепбуков лучше усваивают информацию и учатся применять полученные знания в жизни, т.е. получают навыки функциональной грамотности.
При знакомстве с лэпбуками были реализованы поставленные задачи. Цель достигнута. Таким образом, дидактическое пособие лэпбук может быть полезно педагогам в организации внеурочной деятельности с детьми при овладении навыков функциональной грамотности. Так же можно рекомендовать родителям использовать лепбуки и лото для совместного времяпровождения и общения с ребёнком.
Электронные ресурсы:
- www.shkolazhizni.ru
- https://www.kommersant.ru/doc/5005676
- https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2020/10/19/kartoteka-igr-tema-ptitsy
- https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2017/03/17/kartoteka-po-teme-pokormite-ptits-zimoy
- https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2018/02/21/kartoteka-igr-na-temu-zimuyushchie-ptitsy
- https://nsportal.ru/detskii-sad/korrektsionnaya-pedagogika/2015/05/22/neposredstvennaya-obrazovatelnaya-deyatelnost-po
- https://nsportal.ru/detskii-sad/osnovy-finansovoy-gramotnosti/2021/05/23/didakticheskoe-posobie-lepbuk-yunye-finansisty
- https://nsportal.ru/detskiy-sad/matematika/2020/12/01/lepbuk-yunye-finansisty
- https://infourok.ru/o-grammaticheskoe-loto-obobshenie-tem-glagol-narechie-iv-klass-4629303.html
- https://www.liveinternet.ru/users/moim_vnukam_poleznoe/post446070786/
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Лепбук Приложение 2 «Зимующие птицы»
Лепбук Приложение 3 «Зимующие птицы»
Чем можно и чем нельзя кормить птиц Приложение 4 Пища: Особенности: Кто питается: Подсолнечник (семена) Семена должны составлять практически 70-75% всего корма (они сытны и калорийны, в них много жиров) Синицы, дятлы, воробьи, поползни и другие зерноядные птички Пшено Сырая или отварная крупа (без специй и масла) Воробьи, щеглы, голуби, зеленушки и другие зерноядные Просо Сухой корм (часто продается, как корм для домашних попугаев в магазинах для животных) Воробьи, щеглы, голуби, зеленушки и другие зерноядные Овес Сырая или отварная крупа (без специй и масла) Воробьи, щеглы, голуби, зеленушки и другие зерноядные Пшеница Сырая или отварная крупа (без специй и масла) Воробьи, щеглы, голуби, зеленушки и другие зерноядные Рис Сырая или отварная крупа (без специй и масла) Воробьи, щеглы, голуби, зеленушки и другие зерноядные
Лепбук Приложение 5 «Юные экономисты»
Лепбук Приложение 6 «Юные экономисты»
Лепбук «Юные экономисты» Приложение 7
Лепбук Приложение 8 «Юные экономисты»
Лепбук «Юные экономисты» Приложение 9
Лото «Глагол» Приложение 10
Лото «Глагол» Приложение 11
Понравилось тебе работать с лепбуком ? ДА НЕТ НЕ ЗНАЮ Хотел(а) бы ты продолжить работу с лепбуками и лото? ДА НЕТ НЕ ЗНАЮ Какое пособие тебе понравилось больше всего? «Юные экономисты» «Зимующие птицы» Лото «Глагол» Хотел(а) бы ты получить в подарок лепбук ? ДА НЕТ НЕ ЗНАЮ Хотел(а) ты сделать свой лепбук ? ДА НЕТ НЕ ЗНАЮ Анкета для ребят Приложение 12
Исследование Приложение 13 результатов опроса
Приложение 14
Приложение 15
Анкета Приложение 16 для учителей Считаете ли Вы возможным использование в своей работе лепбуков ? ДА НЕТ НЕ ЗНАЮ 2. Хотели бы Вы применить в работе лепбук и лото? ДА НЕТ НЕ ЗНАЮ 3. Какое пособие Вам понравилось больше всего? «Юные экономисты» «Зимующие птицы» Лото «Глагол» 4. Хотели бы Вы сделать с ребятами свой лепбук ? ДА НЕТ НЕ ЗНАЮ 5. Если «ДА», то укажите его тему. __________________________________________________________ __________________________________________________________ Спасибо за уделённое время!
Мои изготовленные пособия Приложение 18
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование функциональной грамотности обучающихся при выполнении проектов.
В статье содержатся требования к выполнению и оформлению проектов....

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ по формированию, развитию и/или оценке функциональной грамотности обучающихся начальной / основной школы
Аннотация проектаОсновная идея проекта: если научить ребенка в начальной школе способам получения знаний, то он будет успешно овладевать общеучебными и познавательными компетентностями, была принята в...
Методический проект "Грамотный покупатель" . Развитие функциональной грамотности.
Цель проекта: создание системы внеурочной деятельности для развития функциональной грамотности младших школьников....

Программа развития функциональной грамотности учащихся (проект)
Цель проекта: разработка, реализация и трансляция опыта создания условий в образовательной организации, построение эффективной модели сетевого взаимодействия на основе современных технологий, обеспечи...
"Развитие функциональной грамотности по средствам театрального искусства. (Творческий проект)
из опыта работы...

«Функциональная грамотность учителя – основа развития функциональной грамотности ученика»
Содержание позволит восполнить профессиональные дефициты в рамках формирования функциональной грамотности и позволит обновить форматы методического сопровождения педагогов....

«Функциональная грамотность. Методы развития функциональной грамотности»
В данной презентации представлены методы развития функциональной грамотности, которые я регулярно использую на уроках....