Путешествие по Таганаю
план-конспект занятия (4 класс)
На данном занятии предусмотрено использование следующих методов: рассказ, объяснение, практическое занятие, применение ИКТ. Материал соответствует возрастной категории. Вся работа основана на демократических принципах общения педагога с учащимися, направлена на развитие познавательных и творческих способностей.
Материал может быть использован учителями начальных классов для организации внеклассных занятий.
Описание занятия:
1. Прослушивание музыки О. Митяева.
2. Чтение стихов.
3. Знакомство с историей происхождения Таганая.
4. Работа с картой.
5. Разгадывание кроссворда.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zmanovskaya_yu.s._maou_sosh_no37_puteshestvie_po_taganayu.docx | 750.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока в рамках курса «Я-златоустовец»
Тема урока: «Путешествие по Таганаю»
Класс: 4
Продолжительность занятия: 45 минут.
Цель: изучение по карте района путешествия в национальный парк «Таганай».
Задачи:
• познакомить школьников с географией и топонимикой района путешествия;
• развивать у детей интерес к занятиям по краеведению и туризму;
• формировать у учащихся чувства патриотизма, гордости за родной край.
Формируемые УУД:
Познавательные: структурировать знания; уметь адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи; формулировать проблему.
Личностные: воспитывать патриотические чувства к своей малой Родине.
Регулятивные: определять цель учебной деятельности, строить план выполнения заданий.
Коммуникативные: уметь работать в группе; слушать и слышать других, аргументировать своё мнение.
Приобретаемые навыки детей: активизация познавательной и самостоятельной деятельности.
Формы организации учебной деятельности: индивидуально - групповая.
Средства обучения:
• выставка краеведческой литературы;
• наглядные пособия: фотоматериалы, слайды, образцы горных пород и минералов;
• географическая карта Челябинской области;
• самодельная топонимическая карта национального парка «Таганай»;
• карта-схема похода;
• кроссворд «Таганай»;
• аудиозапись песни О. Митяева «Таганай», башкирские мелодии на курае;
• башкирский народный музыкальный инструмент курай.
Тип урока: комбинированный.
Методы и приёмы: беседа, работа с литературой.
Технологическая карта урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Универсальные учебные действия |
1-й этап урока. Организационный момент | -Здравствуйте, ребята! Звучит песня «Таганай». -Ребята, вы знаете, кто написал эту песню, о чём она? -Сегодня мы будем говорить о Таганае. А что такое Таганай, с чем ассоциируется у вас это живописное место? -Это удивительное место! Б. Ручьёв писал: | Приветствие учителя. О. Митяев, о Таганае. С горами. | Личностные: самоопределение. Коммуникативные: осознание речи учителя, установка эмоционального контакта. Регулятивные: планирование учебного сотрудничества с учителем и учениками. |
2-й этап урока. Актуализация знаний. | -Это одно из красивейших мест Южного Урала – царство скалистых вершин, тундры и тайги, каменных рек и горных ручьёв. И находится всё это совсем недалеко от нас – вблизи г. Златоуста (демонстрация слайдов с видами Таганая). - Кто знает, почему такое название? -Давайте вспомним легенду, с которой мы знакомились, будучи во втором классе (рассказывает заранее подготовленный ученик). В легенде, парень Нажибек играет на курае . -Помните ли вы, что это такое? (демонстрация курая). | Выполняют мыслительные операции. Работают с картой, изучают цвета. Горы. Три буквы «а», Ай – рядом есть такая река. Это национальный башкирский инструмент. | Познавательные: извлекать необходимую информацию из памяти. Коммуникативные: осознание речи учителя, участие в диалоге, выполняя принятые правила речевого поведения, культуры речи, построение монологических высказываний. Регулятивные: понимание учебной задачи. |
3-й этап урока. Основная часть. 4-й этап урока. Физкультминутка. | - На что похож звук курая? - Назовите самый главный предмет туриста, без которого не обходится ни один поход. - Что необходимо положить в рюкзак путешественнику? - Правильно! Карта! Одна из главных составляющих путешественника. «Собери рюкзак путешественника». - Попутешествуем по хребту Большой Таганай! На карте-схеме будем отмечать названия объектов, которые нам попадутся во время путешествия, а именно, г. Златоуст, р. Тесьма, г. Двуглавая сопка, г. Откликной гребень, г. Круглица, г. Дальний Таганай - Далее, посмотрите на карту, из посёлка Пушкинский на окраине Златоуста отправимся на север по маркированной тропе. - Что нам встретится? Как называется и почему? Речка неширокая, местами сильное течение. Её можно перейти в разных местах: по камням, по бревну, по мосту. - Что вы о ней знаете? (рассказывает заранее подготовленный ученик) Носит название «Перья» за сходство с крылом летящей птицы, а другая – 1041 м – «Бараньи лбы» – из-за покатости своих склонов. На карте-схеме пишут название и высоту обеих вершин. - Посмотрите на карту. Как она называется? - А почему её так назвали? Посмотрите на фото. - А почему Откликной? - Расскажите про вершину (рассказывает заранее подготовленный ученик). - Смотрим на карту. Тропа выходит в так называемую Долину сказок. Так ее назвали туристы, а вообще это место называется Песочные горки. Здесь много причудливых фигур из камня, туристы любят устраивать ночевки в этой долине. На фото изображены каменные фигуры и «дерево счастья», увешенное разными тряпочками. Это туристы загадывают желания. Далее мы начнем подъём на вершину. Какую? Что вы о ней знаете? (рассказывает заранее подготовленный ученик).
- Подъём на гору сложен, небезопасен, т.к. в верхней трети она почти полностью покрыта каменными осыпями – курумами. Под действием веса человека отдельные большие глыбы или часть осыпи могут придти в движение (демонстрация фото). У подножия утёсов Таганая берут начало огромные каменные россыпи в виде широких каменных рек, спускающихся по склонам. Эти реки называют курумами). | Внимательно слушают учителя, рассматривают. Запоминают полученную информацию. На свист ветра. Рюкзак. Аптечка, котелок, чашка, термос, компас, теплая одежда, обувь, фонарик, карта. Учащимся предлагается положить в рюкзак только самое необходимое. Поехать на автобусе, такси, на личном автомобиле. Река Тесьма (Большая Тесьма) – с башкирского «лента», или «небольшая речка», «ручей». г. Двуглавая сопка. Название ей дал исследователь Южного Урала Владимир Николаевич Сементовский в начале 20 в. Рядом с Двуглавой, у восточного подножья, расположен Белый ключ – высокогорный источник. Вода в нём очень прозрачная, вкусная. Температура воды даже среди лета всего 3–4 С0. Название он получил от белоснежного кварцита. Белый кварцит – главная порода таганайских вершин. Откликной гребень. Похожа на гребень петуха. Есть эхо. Таганай! Гора Откликной гребень – высота 1155 м. Вершина горы – скальный гребень, напоминающий гигантского древнего ящера. Одна из интереснейших вершин хребта. С неё открывается широкая панорама Златоустовского Урала на несколько десятков километров. Вершину слагают кварциты – авантюрин и таганаит. Они различных оттенков: розовый, зеленоватый, золотистый, оранжевый. Это прекрасный отделочный камень. Вершина Круглица названа так за характерную округлую форму. Вершину ещё называют Башкирской шапкой за сходство с национальным головным убором. Гора Круглица – центральная вершина хребта Большой Таганай, наивысшая точка всего Таганайского горного массива – 1178 м. | Познавательные: осознание познавательной задачи, соотносить новую информацию с имеющимися знаниями, опытом, умение слушать. Коммуникативные: осознание речи учителя, участие в диалоге, выполняя принятые правила речевого поведения, культуры речи, построение монологических и диалогических высказываний. Регулятивные: понимание и принятие учебной задачи, планирование учебных действий. |
4-й этап урока. Первичное закрепление. | - Посмотрите, кажется, что могучий Таганай словно встряхнулся и сбросил с себя в разные стороны свои каменные одежды, расколовшиеся на огромные бесформенные глыбы. - Гора Дальний Таганай – высота 1112 м. На вершине находится высокогорная метеостанция «Таганай-гора» – единственная в области. Демонстрация фото). ПО ВЕРТИКАЛИ: | Выполняют мыслительные операции: слушают, воспринимают. г.Дальний Таганай. Вершина Дальний Таганай названа так за отдалённость от населённых пунктов (в данном случае – от города Златоуста. Разгадывают кроссворд. | Познавательные: осознание познавательной задачи, соотносить новую информацию с имеющимися знаниями, опытом. Коммуникативные: осознание речи учителя, участие в диалоге, выполняя принятые правила речевого поведения, культуры речи, построение монологических и диалогических высказываний. Регулятивные: понимание и принятие учебной задачи, планирование учебных действий, составление алгоритмов. |
5-й этап урока. Итог. Рефлексия. | - Вот и подошло к концу наше путешествие. Ребята, горная страна Таганай является национальным природным парком. Национальный парк «Таганай» образован 5 марта 1991 года. Что такое национальный парк? Что вы знаете о национальном парке «Таганай»? -Территория, по которой можно проходить по экскурсионным тропам; зона отдыха, где можно проводить время по определённым правилам. В национальном парке «Таганай» произрастает свыше 900 видов растений, обитает более 190 видов птиц и 40 видов млекопитающих). - Спасибо за работу! | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности. Заповедная земля, которая делится на три части: заповедная зона (запретная для посторонних лиц) | Познавательные: осознание познавательной задачи, анализирование собственной деятельности на уроке. Коммуникативные: осознание речи учителя, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Регулятивные: принятие и понимание учебной деятельности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок путешествие: «Путешествие в страну Грамматику.»
Цель и задачи урока: Расширить и закрепить у учащихся знания и навыки по грамматике, убедить, что грамматика – не свод скучных и трудных правил, а увлекательная наука о знаках...
Разработка урока-путешествия с мультимедийной презентацией по теме "Путешествие с именем прилагательным" 2 класс.
Урок разработан в форме игры-путешествия с мультимедийной презентуцией по теме "Имя прилагательное". К уроку прилагается карта для путешествия по признакам имени прилагательного, воспользовавшись кото...
Игра – путешествие «Путешествие в королевство Неболеек».
Игра – путешествие «Путешествие в королевство Неболеек»....
Урок-путешествие "Как путешествует письмо?" 1 класс
Разработка урока окружающего мира в 1 классе по программе "Школа России" "Как путешествует письмо?"....
Интегрированный урок русского языка и окружающего мира в 3 классе « Морское путешествие и путешествие по островам орфографических знаний»
Урок проведен на конкурсе "Учитель года-2012",в п. Березник, Архангельской области....
Игра-путешествие "Путешествие в мир сказок"
Уважаемые коллеги, размещаю сценарий игры-путешествия "Путешествие в мир сказок", которое я использовал на неделе толерантности. В ходе игры детям будет предложено вспомнить уже знакомые им сказки и п...
«Путешествие по Национальному парку «Таганай»
Планируемые образовательные результаты, на формирование которых направлена работа на данном занятии:Личностные универсальные учебные действия: формирование учебно-познавательного интереса к Туризму; с...