Путешествие по Таганаю
план-конспект занятия (4 класс)

Змановская Юлия Сергеевна

На данном занятии предусмотрено использование следующих методов: рассказ, объяснение, практическое занятие, применение ИКТ. Материал соответствует возрастной категории. Вся работа основана на демократических принципах общения педагога с учащимися, направлена на развитие познавательных и творческих способностей.

Материал может быть использован учителями начальных классов для организации внеклассных занятий.

Описание занятия:

1. Прослушивание музыки О. Митяева.

2. Чтение стихов.

3. Знакомство с историей происхождения Таганая.

4. Работа с картой.

5. Разгадывание кроссворда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zmanovskaya_yu.s._maou_sosh_no37_puteshestvie_po_taganayu.docx750.14 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока в рамках курса «Я-златоустовец»

Тема урока:  «Путешествие по Таганаю»

Класс: 4

Продолжительность занятия: 45 минут.

Цель: изучение по карте района путешествия в национальный парк «Таганай».

Задачи: 

• познакомить школьников с географией и топонимикой района путешествия;
 • развивать у детей интерес к занятиям по краеведению и туризму;
 •    формировать у учащихся чувства патриотизма, гордости за родной край.

Формируемые УУД:

Познавательные: структурировать знания; уметь адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи; формулировать проблему.

Личностные: воспитывать патриотические чувства к своей малой Родине.

Регулятивные: определять цель учебной деятельности, строить план выполнения заданий.

Коммуникативные: уметь работать в группе; слушать и слышать других, аргументировать своё мнение.

Приобретаемые навыки детей: активизация познавательной и самостоятельной деятельности.

Формы организации учебной деятельности: индивидуально - групповая.

Средства обучения: 
 • выставка краеведческой литературы;
 • наглядные пособия: фотоматериалы, слайды, образцы горных пород и минералов;
 • географическая карта Челябинской области; 
 • самодельная топонимическая карта национального парка «Таганай»;
 • карта-схема похода;
 • кроссворд «Таганай»;
 • аудиозапись песни О. Митяева «Таганай», башкирские мелодии на курае;
 • башкирский народный музыкальный инструмент курай.

   Тип урока: комбинированный.

  Методы и приёмы: беседа, работа с литературой.

 

Технологическая карта урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Универсальные учебные действия

1-й этап урока.

Организационный момент

-Здравствуйте, ребята!

Звучит песня «Таганай».

-Ребята, вы знаете, кто написал эту песню, о чём она?

-Сегодня мы будем говорить о Таганае. А что такое Таганай, с чем ассоциируется у вас это живописное место?  

-Это удивительное место!

Б. Ручьёв писал:
  Таганай, Таганай, Таганай
  Прямо в сердце летит – догоняй!
  И зубцами гранитными брезжит, 
  И глаза неприступностью режет…

Приветствие учителя.

О. Митяев, о Таганае.

С горами.

Личностные: самоопределение.

Коммуникативные: осознание речи учителя, установка эмоционального контакта.

Регулятивные: планирование учебного сотрудничества с учителем и учениками.

2-й этап урока.

Актуализация знаний.

-Это одно из красивейших мест Южного Урала – царство скалистых вершин, тундры и тайги, каменных рек и горных ручьёв. И находится всё это совсем недалеко от нас – вблизи г. Златоуста (демонстрация слайдов с видами Таганая).
- Ребята, посмотрите на карту. На ней несколько цветов. Вы знаете, что означает зелёный цвет (растительность, лес), чёрный (здания, сооружения), голубой (водные объекты), коричневый (горы)? Найдите на карте хребты Таганая.
  Да, вот она – горная страна Таганай, которая состоит из трёх хребтов: Большой Таганай, Средний Таганай и Малый Таганай. Общая их протяжённость превышает 20 км. 
- Чем интересно в  название «Таганай»?

- Кто знает, почему такое название? 
  В этих местах издавна жили башкиры, поэтому многие названия башкирские.

-Давайте вспомним легенду, с которой мы знакомились, будучи во втором классе (рассказывает заранее подготовленный ученик). 

В легенде, парень Нажибек играет на курае . 

-Помните ли вы, что это такое? (демонстрация курая).
 

Выполняют мыслительные операции.

Работают с картой, изучают цвета.

Горы.

Три буквы «а», Ай – рядом   есть такая река.

Это национальный башкирский инструмент.

Познавательные: извлекать необходимую информацию из памяти.

Коммуникативные: осознание речи учителя, участие в диалоге, выполняя принятые правила речевого поведения, культуры речи, построение  монологических высказываний.

Регулятивные: понимание учебной задачи.

Карта. Национальный парк Таганай. Урал

3-й этап урока.

Основная часть.

4-й этап урока.

Физкультминутка.

- На что похож звук курая?  
  Таганай – излюбленное место отдыха туристов, жителей не только Златоуста, но и других городов нашей области.
  - Я предлагаю вам, ребята, как настоящим туристам, совершить путешествие по Таганаю. Познакомиться с некоторыми вершинами, интересными местами, узнать и запомнить, почему они так называются.

 - Назовите самый главный предмет туриста, без которого не обходится ни один поход.

- Что необходимо положить в рюкзак путешественнику?

- Правильно! Карта! Одна из главных составляющих путешественника.

«Собери рюкзак путешественника».

- Попутешествуем по хребту Большой Таганай! На карте-схеме будем отмечать названия объектов, которые нам попадутся во время путешествия, а именно,             г. Златоуст, р. Тесьма, г. Двуглавая сопка, г. Откликной гребень, г. Круглица, г. Дальний Таганай
 - Как мы с вами можем оказаться в районе Таганая? 

- Далее, посмотрите на карту, из посёлка Пушкинский на окраине Златоуста отправимся на север по маркированной тропе.

- Что нам встретится? Как называется и почему?  

Речка неширокая, местами сильное течение. Её можно перейти в разных местах: по камням, по бревну, по мосту.
  Пройдя несколько километров далее на север, мы подойдем к вершине. Что это за вершина?

- Что вы о ней знаете? (рассказывает заранее подготовленный ученик)

Носит название «Перья» за сходство с крылом летящей птицы, а другая – 1041 м – «Бараньи лбы» – из-за покатости своих склонов. На карте-схеме пишут название и высоту обеих вершин.

  По тропе, пройдя несколько километров, мы выйдем на поляну и слева увидим великолепную вершину.

- Посмотрите на карту. Как она называется?

- А почему её так назвали? Посмотрите на фото.

- А почему Откликной?
  Вершина названа за гребнеобразные очертания и громкое, многократное эхо, которое возникает из-за отражения звука от почти вертикальной скалистой стены. Существует несколько вариантов легенд о происхождении эха на Откликном. Вы читали или слышали какие-нибудь? 
  Много лет назад будто бы жил в пещере Таганайского гребня лютый зверь. Хватал он без разбору пеших и конных и пожирал их. Раз шёл святой пустынник, увидал зверя, вылезающего из пещеры, и обратился с молитвой к Богу об уничтожении чудовища. Господь внял молитве и убил зверя, превратив в каменную глыбу, а на память людям оставил в горах его голос.
 - Давайте «подойдём» поближе к отвесной стене и что-нибудь крикнем, проверим, есть ли эхо? Кстати, чем ближе к скале мы будем находиться, тем многократней будет звучать эхо. Что крикнем?

- Расскажите про вершину (рассказывает заранее подготовленный ученик).

- Смотрим на карту. Тропа выходит в так называемую Долину сказок. Так ее назвали туристы, а вообще это место называется Песочные горки. Здесь много причудливых фигур из камня, туристы любят устраивать ночевки в этой долине. На фото изображены каменные фигуры и «дерево счастья», увешенное разными тряпочками. Это туристы загадывают желания. Далее мы начнем подъём на вершину. Какую? Что вы о ней знаете? (рассказывает заранее подготовленный ученик).


 

- Подъём на гору сложен, небезопасен, т.к. в верхней трети она почти полностью покрыта каменными осыпями – курумами. Под действием веса человека отдельные большие глыбы или часть осыпи могут придти в движение (демонстрация фото). У подножия утёсов Таганая берут начало огромные каменные россыпи в виде широких каменных рек, спускающихся по склонам. Эти реки называют курумами).

Внимательно слушают учителя, рассматривают.

Запоминают полученную информацию.

На свист ветра.

Рюкзак.

 Аптечка, котелок, чашка, термос, компас, теплая одежда, обувь, фонарик, карта.

Учащимся предлагается положить в рюкзак только самое необходимое.

Поехать на автобусе, такси, на личном автомобиле.

Река Тесьма (Большая Тесьма) – с башкирского «лента», или «небольшая речка», «ручей».

г. Двуглавая сопка. Название ей дал исследователь Южного Урала Владимир Николаевич Сементовский в начале 20 в. Рядом с Двуглавой, у восточного подножья, расположен Белый ключ – высокогорный источник. Вода в нём очень прозрачная, вкусная. Температура воды даже среди лета всего 3–4 С0. Название он получил от белоснежного кварцита. Белый кварцит – главная порода таганайских вершин.

Откликной гребень.

Похожа на гребень петуха.

Есть эхо.

Таганай!

Гора Откликной гребень – высота 1155 м. Вершина горы – скальный гребень, напоминающий гигантского древнего ящера. Одна из интереснейших вершин хребта. С неё открывается широкая панорама Златоустовского Урала на несколько десятков километров. Вершину слагают кварциты – авантюрин и таганаит. Они различных оттенков: розовый, зеленоватый, золотистый, оранжевый. Это прекрасный отделочный камень.

Вершина Круглица названа так за характерную округлую форму. Вершину ещё называют Башкирской шапкой за сходство с национальным головным убором. Гора Круглица – центральная вершина хребта Большой Таганай, наивысшая точка всего Таганайского горного массива – 1178 м.

Познавательные: осознание познавательной задачи, соотносить новую информацию с имеющимися знаниями, опытом, умение слушать.

Коммуникативные: осознание речи учителя, участие в диалоге, выполняя принятые правила речевого поведения, культуры речи, построение монологических и диалогических высказываний.

Регулятивные: понимание и принятие учебной задачи, планирование учебных действий.

Карта национального парка Таганай

4-й этап урока.

Первичное закрепление.

 - Посмотрите, кажется, что могучий Таганай словно встряхнулся и сбросил с себя в разные стороны свои каменные одежды, расколовшиеся на огромные бесформенные глыбы.
- Закончится наш маршрут у вершины. Как она называется?

- Гора Дальний Таганай – высота 1112 м. На вершине находится высокогорная метеостанция «Таганай-гора» – единственная в области. Демонстрация фото).
  Посмотрите на нашу карту-схему. Какие места мы с вами посетили? Запомнили ли вы названия? Сейчас мы это проверим!

таганай

ПО ВЕРТИКАЛИ:
  1 – Какая вершина может повторить всё, что вы скажете?
  3 – Как называется река без воды?
  5 – Из какого объекта мы выйдем на маршрут?
  7 – Кто проводит тренировки на Двуглавой сопке?
  ПО ГОРИЗОНТАЛИ:
  2 – Как переводится с башкирского языка слово «лента»?
  4 – Наивысшая точка Таганайского горного массива.
  6 – Какое время суток выбирал Нажибек для игры на курае?
  8 – Название одной из вершин Двуглавой сопки.

Выполняют мыслительные операции: слушают, воспринимают.

г.Дальний Таганай. Вершина Дальний Таганай названа так за отдалённость от населённых пунктов (в данном случае – от города Златоуста.

Разгадывают кроссворд.

Познавательные: осознание познавательной задачи, соотносить новую информацию с имеющимися знаниями, опытом.

Коммуникативные: осознание речи учителя, участие в диалоге, выполняя принятые правила речевого поведения, культуры речи, построение монологических и диалогических высказываний.

Регулятивные: понимание и принятие учебной задачи, планирование учебных действий, составление алгоритмов.

5-й этап урока.

Итог.

Рефлексия.

- Вот и подошло к концу наше путешествие. Ребята, горная страна Таганай является национальным природным парком. Национальный парк «Таганай» образован 5 марта 1991 года. Что такое национальный парк? Что вы знаете о национальном парке «Таганай»?

-Территория, по которой можно проходить по экскурсионным тропам; зона отдыха, где можно проводить время по определённым правилам. В национальном парке «Таганай» произрастает свыше 900 видов растений, обитает более 190 видов птиц и 40 видов млекопитающих).
  - Сегодня мы с вами, ребята, путешествовали по хребту Большой Таганай, узнали и запомнили названия некоторых мест. Мы поняли, что Таганай действительно удивительный край, сюда влечёт людей необозримая красота, стремление лучше познать Седой Урал. Какое место вам больше понравилось? Что запомнилось?

- Спасибо за работу!

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности.

Заповедная земля, которая делится на три части: заповедная зона (запретная для посторонних лиц)

Познавательные: осознание познавательной задачи, анализирование собственной деятельности на уроке.

Коммуникативные: осознание речи учителя, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Регулятивные: принятие и понимание учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок путешествие: «Путешествие в страну Грамматику.»

Цель и задачи урока:   Расширить и закрепить у учащихся  знания и навыки по грамматике, убедить, что грамматика – не свод скучных и трудных правил, а увлекательная наука о знаках...

Разработка урока-путешествия с мультимедийной презентацией по теме "Путешествие с именем прилагательным" 2 класс.

Урок разработан в форме игры-путешествия с мультимедийной презентуцией по теме "Имя прилагательное". К уроку прилагается карта для путешествия по признакам имени прилагательного, воспользовавшись кото...

Игра – путешествие «Путешествие в королевство Неболеек».

Игра – путешествие «Путешествие в королевство Неболеек»....

Урок-путешествие "Как путешествует письмо?" 1 класс

Разработка урока окружающего мира в 1 классе по программе "Школа России" "Как путешествует письмо?"....

Игра-путешествие "Путешествие в мир сказок"

Уважаемые коллеги, размещаю сценарий игры-путешествия "Путешествие в мир сказок", которое я использовал на неделе толерантности. В ходе игры детям будет предложено вспомнить уже знакомые им сказки и п...

«Путешествие по Национальному парку «Таганай»

Планируемые образовательные результаты, на формирование которых направлена работа на данном занятии:Личностные универсальные учебные действия: формирование учебно-познавательного интереса к Туризму; с...