Проект "Югорские знатоки"
проект
Проект с социальными партнёрами "Югорские знатоки" рассчитан на учащихся начальной школы в рамках реализации регионального компонента.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 27.63 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Средняя общеобразовательная школа №8»
Социальный проект
«Югорские знатоки»
Обоснование выбора проекта:
Одной из основных задач воспитания школьников, стоящих на современном этапе перед педагогами, является воспитание у школьников любви к Родине, родному краю, чувства гордости за свою Родину.
Представление о Родине начинается у детей с картинки, слышимой ребенком музыки, окружающей его природы, жизни знакомых улиц.
Год от года оно расширяется, обогащается, совершенствуется. Большое значения для формирования, расширения и углубления представлений о родном крае, патриотических чувств, воспитания любви к родному краю имеет применение в учебно-воспитательном процессе местного краеведческого материала. Школьников полезно знакомить с успехами родного им края, так как сведения краеведческого характера более близки и понятны им и вызывают у них познавательный интерес.
Помочь школьникам шире познакомиться с родным краем, понять его историю, культуру и их взаимосвязь с предметами и объектами окружающей действительности и жизни общества, принять участие в созидательной деятельности – в этом заключается главный смысл данной работы.
Исходя из вышеизложенного, определяется актуальность работы, которая характеризуется тем, что одним из ведущих факторов формирования исторического и патриотического сознания детей является их ознакомление с историей родного края. Необходимость развития интересов школьников в этой области связана с социальным запросом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания детей о родном крае и его лучших людях, природе, традициях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к нашей стране.
Академик Д.С. Лихачев говорил: «Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, вещах, которые им принадлежали, - значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие, - значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, - он, как правило, равнодушен к своей стране».
Если научить детей определять значение исторического наследия родного края, приобщить их к национальным традициям, культурным особенностям края, применяя различные методические приёмы, используя составленные тематические вопросы, то это будет способствовать формированию умения школьниками осознавать смысл духовно-нравственных ценностей общества и в более эффективной степени развивать чувство патриотизма.
Инновационные идеи проекта: Проект создания серии настольных игр о Югре: «Растительный и животный мир Югры», «Юный краевед Ханты - Мансийка», «Юный краевед Югры». Развивающие методы обучения: Мнемотехника, коллажи, моделирование, алгоритмы, творческие задания, проблемные ситуации
Исследовательские методы и приёмы:
- наблюдение;
- разработка и проведение экскурсий;
-обследование уровня исторических и природоведческих знаний школьников;
-обзор и чтение тематической художественной литературы;
- изучение, рассматривание и разъяснение предметов искусства;
- осуществление организации бесед
- Использование разнообразных источников получения информации (научная и познавательная литература, интернет ресурсы, получение информации через организацию тематических экскурсий) для создания серии настольных игр о Югре: «Растительный и животный мир Югры», «Юный краевед Ханты - Мансийска», «Юный краевед Югры».
Цель проекта: Уточнить и систематизировать знания детей о многообразии растительного и животного мира Югры; формирование гражданской позиции, через изучение истории родного края.
Задачи проекта:
Подвести детей к осознанию необходимости бережного и гуманного отношения к природе родного края.
Формировать представления о неразрывной связи человека с природой, приобщать школьников к экологической культуре.
Познакомить детей с редкими и исчезающими видами растений, занесенных в Красную книгу.
Способствовать стремлению изучать историю родного края.
Способствовать активной позиции семей воспитанников в совместной деятельности реализации проекта.
Интеграция видов детской деятельности: познавательно-исследовательская деятельность.
Подбор познавательной литературы: энциклопедий, журналов.
Исследование материалов музея Природы и Человека.
Игровая деятельность: Умение следовать нормам и правилам, необходимым при общении с окружающими (умение сотрудничать, находить решение в конфликтных ситуациях, выражать словом свои чувства, согласовывать свои действия и желания с интересами и действиями партнёров).
Трудовая деятельность:
Формирование стремления помогать взрослым.
Сбор материала для изготовления настольных игр.
Коммуникативная деятельность:
Обогащение речевого словаря за счёт новых понятий и терминов.
Развивать монологические формы речи в составлении
рассказов о растительном и животном мире Югры с использованием, макетов, схем.
Формировать умение соблюдать этику общения в условиях коллективного взаимодействия (проведение экскурсий) .
Стимулирование речевого творчества детей.
Восприятие художественной литературы и фольклора:
инсценировка произведений с помощью разных видов театра, разучивание стихотворений, чтение детской художественной литературы, отгадывание загадок, разучивание пословиц, поговорок.
Изобразительная деятельность:
Изготовление макетов, рисование, лепка, аппликация, ручной труд.
Двигательная деятельность:
Подвижные игры, физкультминутки.
Безопасность: Закрепление правил безопасного поведения в природе
Результаты: создание серии настольных игр о Югре: «Растительный и животный мир Югры», «Юный краевед Ханты - Мансийска», «Юный краевед Югры».
Направленность проекта – приобщение детей к познанию природы и истории родного края.
В связи с этим становится актуальным вопрос о специально организованной работе - создании данного проекта, именно проект дает возможность формировать, углублять и систематизировать у детей знания о растениях и животных Югры, об истории родного края.
Организатор проекта: МБОУ «СОШ №8»
Учитель начальных классов - Новикова Н.В.
Целевая аудитория проекта: Дети младшего школьного возраста.
Период реализации проекта: с 1 сентября 2020 года по май 2023 года.
Сотрудничество: МБУ музей «Природы и Человека».
Этапы реализации проекта:
1. Подготовительный:
- составление плана мероприятий, игр и других видов детской деятельности;
- приобретение наглядно - иллюстративного материала;
- подбор детской и методической литературы по теме;
- систематизация материала по реализации проекта.
2. Основной:
Формы работы с детьми:
Наблюдения. Словесные, сюжетно-ролевые, творческие, развивающие игры ,
викторины, развлечения, беседы, рассказы, просмотр видеофильмов
изготовление макетов, фотоальбомов, книжек – малышек, коллекций и музейных экспонатов, подбор иллюстраций, экскурсии, посещение музея,
фотовыставки
участие в НОД
просмотр презентаций
составление кроссвордов
Формы работы с семьями воспитанников:
конкурсы
выставки
творческие задания
буклеты
индивидуальные консультации
устный журнал
страничка на сайте ОО
родительская конференция (с использование ИКТ технологий)
творческий клуб «Югорские знатоки»,
мастер-класс (обмен опытом)
портфолио семейного успеха
аукцион «Я умею, я могу»
«День открытых дверей» – совместная деятельность (участие родителей в непосредственно-образовательной деятельности на тему «Растительный и животный мир Югры», «Юный краевед», изготовление совместно с детьми настольных игр по теме,
фоторепортаж («Путешествие по Югре»)
выпуск газеты «Югорские знатоки»
создание плаката в защиту обитателей лесов Югры
комплектование библиотечек родителями
Итоговый:
Обработка и оформление материалов проекта .
Презентациясерии настольных игр о Югре: «Растительный и животный мир Югры», «Юный краевед Ханты - Мансийска», «Юный краевед Югры».
Ожидаемые результаты:
Создание серии настольных игр о Югре: «Растительный и животный мир Югры», «Юный краевед Ханты - Мансийска», «Юный краевед Югры».
Осознанное участие детей в конкурсах, выставках, конференциях разного уровня.
План реализации проекта
№ | Мероприятие | Цели | Сроки проведения |
2020-2021 учебный год | |||
1 | Подбор дидактического материала, игр, упражнений по ознакомлению детей с миром растений и животных Югры. | Систематизировать изучаемый материал для представления его учащимся | декабрь |
2 | Подготовка видеоматериала для показа мультимедийной презентации о многообразии растений и животных Югры, в разное время года | Систематизировать изучаемый материал для представления его учащимся | декабрь |
3 | Подбор дидактического материала, игр, упражнений по ознакомлению детей с историей Югры. | Систематизировать изучаемый материал для представления его учащимся | декабрь |
II этап – основной | |||
1 | Совместная НОД на тему: «Растительный мир и животный мир Югры» | Воспитывать заботливое отношение к природе Югры. | январь |
2 | Создание дидактических игр: | Закрепить названия разных видов растений, животных. Создать условия для игровой деятельности | январь |
3 | Путешествие «Разновидности растений и животных Югры» с использованием материалов музея «Природы и Человека» | Расширять представления детей о разновидностях растений и животных Югры | февраль |
4 | Знакомство с «Красной книгой Югры» | Формировать представления детей о редких и исчезающих видах растений и животных Югры | Март - апрель |
5 | Сюжетно – ролевая игра «Аптека - Югорский целитель» Создание карточек «Зеленая аптека Югры». | Формировать умение детей самостоятельно развивать сюжет игры, распределять роли. Способствовать установлению в игре ролевого взаимодействия и усвоению ролевых взаимоотношений. | май |
2021-2022 учебный год | |||
1 | Экскурсия в музей «Редкие животные и растения Югры», Участие в городской конференции | Расширять знания детей о разных видах музеев, обогащать представления о редких растениях Югры. | Сентябрь-ноябрь |
2 | История создания ХМАО-Югры Игра «Что? Где? Когда?» | Подготовить и провести викторину совместно с родителями, через игровую деятельность. | декабрь |
3 | Рубрика «Календарь событий» Игра «Что? Где? Когда?» | Расширять кругозор детей. | декабрь |
4 | Рубрика «Муниципальные образования ХМАО – Югры» Викторина «Вопрос – ответ». | Расширять кругозор детей. | январь |
5 | Викторина «Клуб знатаков». | Закрепить знания детей о растительном и животном мире Югры. | февраль |
6 | Рубрика «Улицы города» Викторина «Вопрос – ответ» | Расширять кругозор детей. | март |
7 | Рубрика «Этнография. Словарь краеведа» | Способствовать развитию познавательного интереса детей к музейной работе. | апрель |
8 | Рубрика «Нефтегазовое освоение Югры» | Формировать умение детей самостоятельно проводить экскурсию, развивать связную монологическую речь, развивать интерес к музейному искусству создать условия для проведения экскурсии. | май |
2022 – 2023 учебный год ИТОГИ | |||
1 | Изготовление настольной игры «Растительный и животный мир Югры» | Закрепить знания детей о растениях | Сентябрь - октябрь |
2 | Дидактические игры «Собери картинку», «Двойняшки», «Назови растения Югры», «Назови животное Югры» | Закрепить знания детей о разных видах растений, животных | ноябрь |
3 | Беседа «Путешествие по карте Югры». Обозначение особо охраняемых территорий Югры. | Развивать кругозор, умение ориентироваться по карте. | декабрь |
4 | Рубрика «Образовательные учреждения города» | Развивать кругозор | Январь - февраль |
5 | Презентация игры «Растительный и животный мир Югры» для сверстников. | Формировать умение детей самостоятельно представлять результаты своей интеллектуальной деятельности, развивать связную монологическую речь, развивать интерес к музейному искусству Закрепить знания детей о растениях и животных Югры. | март |
6 | Презентация игры «Юный краевед Ханты - Мансийска» | Формировать умение детей самостоятельно представлять результаты своей интеллектуальной деятельности, развивать связную монологическую речь, развивать интерес к музейному искусству . | апрель |
7 | Презентация игры «Юный краевед Югры» | Формировать умение детей самостоятельно представлять результаты своей интеллектуальной деятельности, развивать связную монологическую речь, развивать интерес к музейному искусству. | май |
Список литературы
- В бездонных водах времени: улицы и памятники города Ханты-Мансийска: библиогр. Справ. В 2 ч. Ч.1. Если бы улицы умели говорить…/ Гос. Б-ка Югры. Отд. Краевед. Лит. и библиогр.- Ханты-Мансийск.: Издательский дом «Новости Югры», 2011. – 172с.
- Здравствуй, Югра!: [фотоальбом] / [авт.-сост. А. Щукин; фот.: А. Щукин [и др.]; авт. текста:Л. И. Попкова, Н. М. Попкова]. – Москва: MV, 2000
- Интегрированный курс краеведения «Мы - дети природы»: Книга для учителя начальных классов/ Авт. – сост.: Т.К.Орлова, Л.Г. Демус, Н.Г.Богордаева, Л.Н. Нечаева; Под ред. Т.К. Орловой. – Ханты-Мансийск: ГУИПП «Полиграфист», 2003. – 180с.
- Край родной. Азбука краеведения/ автор-составитель О.Н.Гаврилова. – Екатеринбург: ООО «СВ-96», 2001. – 392с.
- Красная книга Ханты-Мансийского автономного округа: животные, растения, грибы / ред.-сост. А. М. Васин. – Екатеринбург: Пакрус, 2003
- Мы — дети природы. Рабочая тетрадь, Ханты-Мансийск:, 2010г.
- Путеводитель для детей. Россия./ Л.М. Бросалина; худ. Т.В. Галанова. – Москва: Издательство АСТ, 2017. – 159с.
- Шешкин П.Е., Шабалина И.Д. Мансийские орнаменты/ Е.И. Ромбандеева – отв. Редактор. – СПб.: отд-ние изд-ва «Просвещение», 1993. – ил.: 88с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурс знатоков русского языка
Представленный материал поможет учителю начальных классов провести литературную игру, организовать неделю русского языка в классе или школе. ...

Презентация "Конкурс знатоков"
Живое слово совершает чудеса. Слово может заставить людей радоваться и горевать, пробудить любовь и ненависть, причинить страдание и окрылить надеждой, может пробудить в человеке высокие стремления и ...

16/12/12 Игра "" Знатоки русского языка"
Русский язык - один из самых богатых языков мира - это национальный язык русского народа.Он помогает людям понимать друг друга, общаться, учить и передавать свои знания в устной и письменной речи.С са...
Интеллектуальная игра по русскому языку "Кто хочет стать знатоком русского языка"
Данная игра ориентирована на учащихся 3-4 классов. Её можно проводить в рамках Недели русского языка....

Классный час.Конкурс знатоков родного языка "Ты наш друг, родной язык".
Классный час посвящён празднованию Международного дня родного языка, который ежегодно отмечается 21 февраля....

КВН "Знатоки сказок"
Цели: побудить интерес к чтению;расширить кругозор;развивать воображение, находчивость, смекалку, творческие и сценические способности....
Внеклассное мероприятие ко Дню знаний для 3 класса. Интерактивная игра «Знатоки».
Внеклассное мероприятие ко Дню знаний для 3 класса. Интерактивная игра «Знатоки». Презентация выполнена в программе Microsoft Office PowerPoint .Цели использования п...