Урок Финансовая Грамотность
методическая разработка (2 класс)
В начальной школе остаются проблемы подготовки обучающихся к реальной жизни, трудному пути взросления и становления личности во всех сферах жизни, в особенности вопросах финансового образования. Нельзя представить себе современный мир без денег. Деньги окружают человека с самого рождения и становятся одним из главных условий жизни. Поэтому обучающимся необходимо иметь представление о направлениях расходов семьи, научиться не только считать, но и тратить деньги.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок Финансовая Грамотность | 45.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Конкурс учебно-методических материалов по формированию основ финансовой грамотности обучающихся образовательных организаций Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
Номинация: Лучшая методическая разработка урока по финансовой грамотности для обучающихся начального общего образования.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2»
Автор: Сокол Лариса Владимировна, учитель начальных классов
Ханты-Мансийск
2022
Введение
Актуальность данной методической разработки заключается в том, что в начальной школе остаются проблемы подготовки обучающихся к реальной жизни, трудному пути взросления и становления личности во всех сферах жизни, в особенности вопросах финансового образования. Нельзя представить себе современный мир без денег. Деньги окружают человека с самого рождения и становятся одним из главных условий жизни. Поэтому обучающимся необходимо иметь представление о направлениях расходов семьи, научиться не только считать, но и тратить деньги.
Новизна данной методической разработки заключается в том, что она предназначена для учителей начальных классов, осваивающих технологию развития критического мышления на всех уроках. Технология развития критического мышления с чёткой структурой, алгоритмичностью, схематичностью, наглядностью её приёмов, графической организацией материала позволяет не только разнообразить урок, сделать его нестандартным, но и достичь многих конкретных результатов.
Цель – разработать сценарий урока финансовой грамотности по теме «На что тратятся деньги» в соответствии с современными требованиями.
Задачи:
Создать условия для формирования знаний и умений обучающихся по теме «На что тратятся деньги» посредством приёмов технологии развития критического мышления.
Определить организационные условия проведения урока, содержание учебного материала.
Подобрать оптимальные формы, методы и средства обучения.
Обеспечить познавательную мотивацию обучающихся при изучении темы «На что тратятся деньги», применение этих знаний на практике.
Данная разработка может быть полезна как молодым специалистам, так и учителям со стажем.
ФИО разработчика Сокол Лариса Владимировна
Образовательная организация | МБОУ СОШ №2, г. Ханты-Мансийск | ||||
Возрастная категория детей/обучающихся/, класс/ курс | Обучающиеся 8 лет 2 класс Курс «Финансовая грамотность» | ||||
Тема | На что тратятся деньги. | ||||
Цель | Создание условий для формирования у обучающихся представления о направлениях расходов семьи. | ||||
Планируемые образовательные результаты | Предметные: правильно использовать изученные понятия; называть и приводить примеры основных направлений расходов семьи; приводить примеры обязательных и необходимых расходов семьи; приводить примеры планируемых и непредвиденных расходов семьи; сравнивать покупки по степени необходимости (обязательные, необязательные, лишние); объяснять, как появляются долги и чем они опасны; считать доходы и расходы семьи, решать задачи с элементарными денежными расчётами. Личностные: понимать безграничность потребностей людей и ограниченность ресурсов (денег); понимать разницу между базовыми потребностями людей и их желаниями. Метапредметные: использовать различные способы поиска, сбора и представления информации о доходах и расходах семейного бюджета, правилах его составления; использовать логические действия сравнения основных источников доходов семьи, основных направлений расходов семьи, сопоставления величины доходов и расходов в бюджете семьи; работать в малых группах (согласовывать общую цель, распределять обязанности. составлять план действий, оформлять и представлять результаты работы группы. | ||||
Основные понятия | Расходы, обязательные и необязательные расходы, непредвиденные расходы. | ||||
Формы, методы, технологии обучения, в том числе ЭО (электронное обучение) и ДОТ | Форма обучения: очная. Методы: словесные, наглядные, практические. Технология развития критического мышления. (ТРКМ) | ||||
Средства обучения | Материалы для учащихся: глава 6; рабочая тетрадь: занятие 10. | ||||
Организационные условия | Достаточно высокая плотность урока, оптимальное чередование видов учебной деятельности, наличие динамической паузы. | ||||
Учебно-методическое обеспечение | Федин С.Н. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 2-3 классы общеобразов. орг. В 2 ч. Ч. 2. – М.: ВАКО, 2020. Корлюгова Ю.Н., Гоппе Е.Е. Финансовая грамотность: рабочая тетрадь. 2-3 классы общеобразов. орг. В 2 ч. Ч. 2. – М.: ВАКО, 2020. Корлюгова Ю.Н., Гоппе Е.Е. Финансовая грамотность: материалы дя родителей. 2-3 классы общеобразов. орг. В 2 ч. Ч. 2. – М.: ВАКО, 2020. Корлюгова Ю.Н., Гоппе Е.Е. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 2-3 классы общеобразов. орг. В 2 ч. Ч. 2. – М.: ВАКО, 2020. | ||||
План урока | |||||
Этапы занятия (время этапа) | Используемые дидактические средства. | Деятельность педагога | Деятельность обучающихся | Образовательный результат | |
ный момент. Словесное приветствие. (1 мин) | Презентация. Файл «Финансовая грамотность» | Приветствует детей, проверяет их готовность к уроку, настраивает на активную работу. -Прозвенел звонок весёлый. Все готовы? Всё готово? Мы сейчас не отдыхаем. Мы работать начинаем! | Организовывают рабочее место. Здороваются с учителем. | Личностные УУД: положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения. Следование в поведении моральным и этическим требованиям. Регулятивные УУД: -самостоятельно организовывать свое рабочее место; -настраивать себя на продуктивную работу. | |
(3 мин)
| Презентация. | Использует приём ТРКМ «Лови ошибку». - Вы уже знаете, откуда в семье берутся деньги. Проверяем ваши знания, ловите ошибку. Файл 1. - За сделанную работу, произведённый товар или оказанную услугу человек получает клад. Файл 3. - У каждого человека есть свои вещи, которые он когда-то купил, сделал сам или от кого-то получил. Все вместе эти вещи составляют его богатство. Файл 5. - Когда дают попользоваться за деньги домом (или квартирой, комнатой, гаражом, дачей), то говорят, что его сдают в пользование. | Внимательно слушают и «ловят ошибку» (хлопают в ладоши). корректируют предложения, исправляя ошибки. Ответы обучающихся: Файл 1. -За сделанную работу, произведённый товар или оказанную услугу человек получает заработную плату (зарплату). Файл 4. - У каждого человека есть свои вещи, которые он когда-то купил, сделал сам или от кого-то получил. Все вместе эти вещи составляют его имущество. Файл 6. - Когда дают попользоваться за деньги домом (или квартирой, комнатой, гаражом, дачей), то говорят, что его сдают в аренду. | Предметные: правильно использовать изученные понятия; Познавательные УУД: -осуществлять актуализацию личного жизненного опыта; -ориентироваться в своей системе знаний; - осуществлять синтез как составление целого из частей. Коммуникативные УУД: -воспринимать и анализировать информацию; -высказывать свое мнение (точку зрения); -строить устное высказывание в соответствие с коммуникативной задачей; Регулятивные УУД: -выдвигать предположения на основе имеющихся знаний и обосновывать их; -принимать и сохранять учебную задачу; | |
3.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся. (2 мин) | 5 золотых монет (бутафория), чёрный ящик. | Использует приём ТРКМ «Чёрный ящик». Внимание! Чёрный ящик! Угадайте, что в нём. Загадывает загадку: - Хлебу – мера, слову – вера, а им счёт. - Здесь 5 золотых монет. Создаёт проблемную ситуацию, используя приём «Театрализация» -Как вы думаете, Буратино правильно поступит со своими деньгами? -Как вы думаете, какова тема и цель урока? | Обучающийся под музыку «Что? Где? Когда?» выносит чёрный ящик. Отгадывают загадку: деньги. Школьник в костюме Буратино восклицает: -Это мои деньги! Я хочу их закопать на поле чудес. и из них вырастет денежное дерево! Буратино: -А на что тратить деньги? Участвуют в беседе. Слушают друг друга. Делают предположения. Формулируют тему и цель урока. -Узнать, на что тратятся деньги, - Научиться правильно тратить деньги. | Познавательные УУД: -выдвигать гипотезы (предположения) и обосновывать их; -самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока; -определять цель учебной деятельности. Коммуникативные УУД: -оформлять свои мысли в устной форме; -высказывать свое предположение; -сотрудничать, вступать в дискуссию, анализировать, доказывать, отстаивать свое мнение. Регулятивные УУД: -самостоятельно формулировать тему и цели урока; -принимать и сохранять учебную цель и задачи; | |
4. Основной блок Первичное усвоение новых знаний и способов действий.. (7 мин) | Карточки на доске: V – мне известно, + - мне интересно, ! – хочу узнать больше. Листы с текстом «На что тратятся деньги» с полями для маркировки. | Использует приём «Инсерт». Прочитайте текст, маркируя его значками на полях карандашом. | Читают текст «На что тратятся деньги», маркируя его специальными значками: V – мне известно, + - мне интересно, ! – хочу узнать больше. | Познавательные УУД: -формировать навыки поисковой деятельности; -извлекать необходимую информацию из текста; -ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; -переводить информацию из одной знаковой системы в другую; Коммуникативные УУД: -строить монологическую и диалогическую речь; -строить устное высказывание в соответствие с коммуникативной задачей; -слушать и понимать речь других; -с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Регулятивные УУД: -сознательно организовывать свою познавательную деятельность; -оценивать свои учебные достижения, поведение; -осуществлять самоконтроль; -организовать выполнение заданий учителя;
| |
5.Первичная проверка понимания новых знаний. (7 мин) | Карточки на доске: V – мне известно, + - мне интересно, ! – хочу узнать больше. Листы с текстом «На что тратятся деньги» с полями для маркировки. | -Что вам было известно? -Что узнали? -Что хотите узнать больше? | Ответы обучающихся. | Предметные: -называть и приводить примеры основных направлений расходов семьи; Познавательные УУД: -ориентироваться в содержании предмета; -использовать информацию для решения учебной задачи; -систематизировать, обобщать изученное. Соединять части в целое; -структурировать учебный материал, выделять в нем главное; Коммуникативные УУД: -высказывать суждения по результатам маркировки текста; -аргументировать свое мнение. Регулятивные УУД: -организовать выполнение заданий учителя; -делать выводы по результатам работы. | |
6.Первичное закрепление. (4 мин) | Рабочая тетрадь: с. 41. №4. Интерактивная доска Презентация. Файл 7 ЦОР: видео «Необычные хобби» | Использует приём «Группировка». Задание 1. Определите, что относится к расходам, а что к доходам. В ответе соответствующие буквы впишите в таблицу. Советуйтесь с соседом по парте. -Проверяем, что относится к расходам, а что к доходам. Задание2. Разбейте понятия на 2 группы: 1) Вредные привычки, 2) Хорошие привычки (хобби). - Проверяем, что относится к вредным привычкам, а что к хорошим (хобби) друг у друга. Использует приём «Удивляй!» (необычные хобби) -Расскажите, какие у вас хобби. | Работают в парах. Обсуждают и советуются с соседом по парте. На интерактивной доске группируют расходы и доходы, с помощью перемещения элементов. Доходы: заработная плата, пенсия, доход от аренды квартиры, проценты по вкладу в банке. Расходы: коммунальные платежи, деньги на лечение, деньги на питание, деньги на билет в кино. Взаимопроверка. Смотрят видео «Необычные хобби» Ответы обучающихся. | Личностные: развитие стремления к успеху и одобрению. Предметные: -приводить примеры обязательных и необходимых расходов семьи; -приводить примеры планируемых и непредвиденных расходов семьи; -сравнивать покупки по степени необходимости (обязательные, необязательные, лишние); -объяснять, как появляются долги и чем они опасны; Познавательные УУД: -использовать новую информацию для решения учебных заданий; -осуществлять действие по заданному правилу; -самостоятельно группировать информацию, для выполнения учебных задач; -обобщать и классифицировать по признакам; -выдвигать гипотезы (предположения); -формировать умения смыслового чтения; Коммуникативные УУД: -строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; -оформлять свои мысли в устной форме; -осуществлять работу в паре. Регулятивные УУД: -осуществлять самоконтроль; - планировать своё действие; -оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; -осуществлять познавательную и личностную рефлексию; -контролировать и корректировать свою деятельность. | |
7. Динамическая пауза. (2 мин) | – Важно, чтобы расходы не превышали доходы. Существует много простых способов сэкономить деньги и сейчас мы их узнаем. Попрошу вас встать. - Я буду говорить высказывание, а вы, если оно правильное, кивать головой вверх, вниз, а если неправильное – повороты головой влево, вправо. 1. Уходя из дома, выключайте свет. 2.Чаще обедайте в пиццериях и кафе. 3.Требуя новую игрушку, подумай о семейном бюджете. 4.Сходил в магазин, оставь сдачу себе. 5.Бережно относись к своим вещам. 6.Чаще пользуйтесь услугами такси. 7.Старайся больше ходить пешком. 8.Проси у родителей новую игрушку к каждому празднику. 9. Чаще разговаривай по сотовому телефону с друзьями и играй в игры. | Выполняют движения, соответствующие высказываниям. | Дичностные УУД: Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни. Регулятивные УУД: - проводить физическую разгрузку в ходе работы. | ||
8.Применение знаний и умений в новой ситуации. (6 мин) | Рабочая тетрадь: с. 41-42. №5. | Работать будем в группах. В каждой группе выбран координатор. - Вспомните правила работы в группе. -Каждая группа получает лист с заданием. Нужно решить задачу, решение записать в тетрадь. - Какая группа готова представить свои результаты? 1 группа. - Сколько денег у поросёнка Наф-Нафа остаётся после оплаты обязательных расходов? 2 группа. -Сколько денег Наф-Наф может откладывать на покупку новой газонокосилки, которую он давно присмотрел? 3 группа. - Сколько монет Наф-Наф будет оставлять на непредвиденные расходы? 4 группа. - Через сколько месяцев Наф-Наф сможет накопить необходимую сумму для покупки газонокосилки? | Работают в группах.
Называют правила работы в группе. Рассказывают решение задачи и отвечают на главный вопрос: Через сколько месяцев поросёнок Наф-Наф сможет накопить необходимую сумму для покупки газонокосилки? Координатор 1 группы: 50-40=10(монет) – остаётся у Наф-Нафа после оплаты обязательных расходов. Координатор 2 группы: 10:2=5(монет) – может откладывать Наф-Наф на покупку новой газонокосилки. Координатор 3 группы: 10-5=5(монет) - Наф-Наф будет оставлять на непредвиденные расходы. Координатор 4 группы: Через 5 месяцев Наф-Наф сможет накопить необходимую сумму для покупки газонокосилки, которую давно присмотрел. | Личностные: снятие неуверенности в себе, боязни сделать ошибку. Предметные: считать доходы и расходы семьи, решать задачи с элементарными денежными расчётами. Метапредметные УУД: Осознание ответственности за общее дело. Умение работать в группе. Познавательные УУД: - формировать навык поисковой деятельности; -осуществлять поиск информации в тексте; -выделять главную информацию в тексте; -записывать решение задачи с пояснением каждого действия. Коммуникативные УУД: -строить устное высказывание в соответствии с коммуникативной задачей; -формировать умение учебного сотрудничества, коллективного обсуждения проблем, предположений. Регулятивные УУД: - самостоятельно контролировать время при выполнении задания; -осуществлять самоконтроль; -осуществлять взаимный контроль в группе. . | |
9.Итог (3 мин) | Карточки с ключевыми терминами: обязательные расходы. необязательные расходы, непредвиденные расходы | Использует приём ТРКМ «Ключевые термины». -Кто по ключевым (главным) терминам (словам) расскажет общий вывод урока и ответит на главный вопрос урока: На что тратятся деньги? | Ответы обучающихся. | Познавательные УУД: - систематизировать, обобщить изученное; - соотносить имеющиеся знания с новым материалом; -использовать ключевые термины для общего вывода урока; -устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные УУД: -логически мыслить, продумать и сформулировать вывод; -формировать навыки речевой деятельности; -учитывать разные мнения и стремиться к координации. Регулятивные УУД: -выделять в системе знаний изученную единицу; - планировать своё действие. | |
10.Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении (2 мин) | Рабочая тетрадь: с. 43. №6. | Предлагает ознакомиться с заданием 6 в рабочей тетради. - Вам нужно прочитать материал учебника и решить задачу в рабочей тетради №36, на с.43, посчитать, сколько рублей семья Соловьёвых тратит каждый месяц, для этого заполните таблицу расходов семьи Соловьёвых. Слева заполните виды расходов: питание, коммунальные платежи, лечение и т. д. А справа суммы в тысячах рублей. - у кого есть вопросы по выполнению домашнего задания? | Обучающиеся задают уточняющие вопросы. если им что-то непонятно. | Личностные: Понимание обучающимися цели и содержания д/з. | |
11.Рефлексия (3 мин) | Рабочая тетрадь: с. 42. Материалы для родителей: с.28-30. Презентация. Файл: Б. Авербах Нажить много денег – храбрость, Сохранить их – мудрость, а умело расходовать – искусство. | Оцените, пожалуйста, свои учебные результаты на занятии в таблице по 10-балльной шкале. -Поднимите жёлтую монету, если на уроке вам было легко и интересно серебряную – если в чём-то сомневались, что-то не поняли белую – если было трудно, многое не поняли. -Я очень рада, что многим было легко и интересно. Но нам есть куда стремиться… Дома расскажите родителям, что узнали на занятии и предложите прочитать материалы для родителей на с. 28-30 -Закончу занятие словами немецкого писателя Бертольда Авербаха: Нажить много денег – храбрость, Сохранить их – мудрость, а умело расходовать – искусство. -Подумайте над этими словами. Как вы понимаете: умело расходовать – искусство. | Обучающиеся оценивают свои результаты от 1 до 10 баллов. Поднимают цветную копилку. Ответы обучающихся. Помещают копилки на доску. | Личностные УУД: Умение осознавать и определять (называть) свои эмоции. Регулятивные УУД: -соотносить цели урока с результатом работы и со способами ее достижения; -соотносить цели и результаты собственной деятельности; -анализировать и осмысливать свои достижения, выявлять перспективы развития; -осуществлять самоконтроль; -совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке; -выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно усвоить; -осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок финансовой грамотности
Рано или поздно любой человек,которому не все равно, что происходит с его деньгами сейчас, и что будет происходить с ними в ближайшем и далеком будущем,задается вопросом-как мне правильно обращаться с...
Урок финансовой грамотности. 4 класс. Классный час. МАОУ Гимназия №2 Г. Балаково. Енина Елизавета Валентиновна
Как правильно распорядиться финансами? Как научить ребенка ценить труд родителей? Урок финансовой грамотности ответит на эти вопросы и поможет ребятам задуматься о ценности и бережливости денег....
Урок "Финансовая грамотность"
урок по математике можно использовать на внеклассных занятиях...
"Уроки финансовой грамотности на уроках в начальных классах"
В начальных классах темы по «Финансовой грамотности» нашли отражение во 2-4 классах предмета «Окружающий мир». В зависимости от образовательной программы тема «Деньги&raq...
Квест-урок «Финансовая грамотность на уроке окружающего мира тема: «Семейный бюджет» Тема: «Семейный бюджет»
Тема: Семейный бюджеттип урока: Урок изучения новых знаний.Учащиеся, опираясь на наблюдения из личного опыта и знания, полученные ранее, знакомятся с финансовыми понятиями и учатся сравнивать, кл...
«Урок финансовой грамотности» Тема урока: «Грамотный кулинар» Предметная область: финансовая грамотность+технология +внеурочная деятельность
Создание условий для развития финансовой грамотности обучающихся в начальной школе и применение знаний на практике...
«Урок финансовой грамотности» Тема урока: «Грамотный кулинар» Предметная область: финансовая грамотность+технология +внеурочная деятельность
Создание условий для развития финансовой грамотности обучающихся в начальной школе...