Урок Финансовая Грамотность
методическая разработка (2 класс)

Сокол Лариса Владимировна

В начальной школе остаются проблемы подготовки обучающихся к реальной жизни, трудному пути взросления и становления личности во всех сферах жизни, в особенности вопросах финансового образования. Нельзя представить себе современный мир без денег. Деньги окружают человека с самого рождения и становятся одним из главных условий жизни. Поэтому обучающимся необходимо иметь представление о направлениях расходов семьи, научиться не только считать, но и тратить деньги.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок Финансовая Грамотность45.59 КБ

Предварительный просмотр:

Конкурс учебно-методических материалов по формированию основ финансовой грамотности обучающихся образовательных организаций Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

Номинация: Лучшая методическая разработка урока по финансовой грамотности для обучающихся начального общего образования.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2»

Автор: Сокол Лариса Владимировна, учитель начальных классов

Ханты-Мансийск

2022

Введение

Актуальность данной методической разработки заключается в том, что в начальной школе остаются проблемы подготовки обучающихся к реальной жизни, трудному пути взросления и становления личности во всех сферах жизни, в особенности вопросах финансового образования. Нельзя представить себе современный мир без денег. Деньги окружают человека с самого рождения и становятся одним из главных условий жизни. Поэтому обучающимся необходимо иметь представление о направлениях расходов семьи, научиться не только считать, но и тратить деньги.

Новизна данной методической разработки заключается в том, что она предназначена для учителей начальных классов, осваивающих технологию развития критического мышления на всех уроках. Технология развития критического мышления с чёткой структурой, алгоритмичностью, схематичностью, наглядностью её приёмов, графической организацией материала позволяет не только разнообразить урок, сделать его нестандартным, но и достичь многих конкретных результатов.  

Цель – разработать сценарий урока финансовой грамотности по теме «На что тратятся деньги» в соответствии с современными требованиями.

Задачи:

Создать условия для формирования знаний и умений обучающихся по теме «На что тратятся деньги» посредством приёмов технологии развития критического мышления.

Определить организационные условия проведения урока, содержание учебного материала.

Подобрать оптимальные формы, методы и средства обучения.

Обеспечить познавательную мотивацию обучающихся при изучении темы «На что тратятся деньги», применение этих знаний на практике.

Данная разработка может быть полезна как молодым специалистам, так и учителям со стажем.

ФИО разработчика Сокол Лариса Владимировна

Образовательная организация

  МБОУ СОШ №2, г. Ханты-Мансийск

Возрастная        категория

детей/обучающихся/, класс/ курс

  Обучающиеся 8 лет

  2 класс

  Курс «Финансовая грамотность»

Тема

  На что тратятся деньги.

Цель

 Создание условий для формирования у обучающихся представления о направлениях расходов семьи.

Планируемые образовательные результаты

Предметные: правильно использовать изученные понятия; 

называть и приводить примеры основных направлений расходов семьи;

приводить примеры обязательных и необходимых расходов семьи;

приводить примеры планируемых и непредвиденных расходов семьи;

сравнивать покупки по степени необходимости (обязательные, необязательные, лишние);

объяснять, как появляются долги и чем они опасны;

считать доходы и расходы семьи, решать задачи с элементарными денежными расчётами.

Личностные: понимать безграничность потребностей людей и ограниченность ресурсов (денег); понимать разницу между базовыми потребностями людей и их желаниями.

Метапредметные: использовать различные способы поиска, сбора и представления информации о доходах и расходах семейного бюджета, правилах его составления;

использовать логические действия сравнения основных источников доходов семьи, основных направлений расходов семьи, сопоставления величины доходов и расходов в бюджете семьи;

работать в малых группах (согласовывать общую цель, распределять обязанности. составлять план действий, оформлять и представлять результаты работы группы.

Основные понятия

  Расходы, обязательные и необязательные расходы, непредвиденные расходы.

Формы, методы, технологии обучения, в том числе ЭО (электронное обучение) и ДОТ

 Форма обучения: очная.

 Методы: словесные, наглядные, практические.

Технология развития критического мышления. (ТРКМ)

Средства обучения

  Материалы для учащихся: глава 6; рабочая тетрадь: занятие 10.

Организационные условия

 Достаточно высокая плотность урока, оптимальное чередование видов учебной деятельности, наличие динамической паузы.

Учебно-методическое обеспечение

 Федин С.Н. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 2-3 классы общеобразов. орг. В 2 ч. Ч. 2. – М.: ВАКО, 2020.

 Корлюгова Ю.Н., Гоппе Е.Е. Финансовая грамотность: рабочая тетрадь. 2-3 классы общеобразов. орг. В 2 ч. Ч. 2. – М.: ВАКО, 2020.

 Корлюгова Ю.Н., Гоппе Е.Е. Финансовая грамотность: материалы дя родителей. 2-3 классы общеобразов. орг. В 2 ч. Ч. 2. – М.: ВАКО, 2020.

 Корлюгова Ю.Н., Гоппе Е.Е. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 2-3 классы общеобразов. орг. В 2 ч. Ч. 2. – М.: ВАКО, 2020.

План урока

Этапы занятия  (время этапа)

Используемые

дидактические средства.

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Образовательный результат

  1. Организацион

ный момент.

Словесное приветствие.

(1 мин)

Презентация. Файл «Финансовая грамотность»

Приветствует детей, проверяет их готовность к уроку, настраивает на активную работу.

-Прозвенел звонок весёлый.

  Все готовы? Всё готово?

  Мы сейчас не отдыхаем.

  Мы работать начинаем!

Организовывают рабочее место. Здороваются с учителем.

Личностные УУД: положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения. Следование в поведении  моральным и этическим требованиям.

Регулятивные УУД:

-самостоятельно организовывать свое рабочее место;

-настраивать себя на продуктивную работу.

  1. Актуализация знаний.

(3 мин)

 

 Презентация.

 Использует приём ТРКМ

«Лови ошибку».

- Вы уже знаете, откуда в семье берутся деньги.

Проверяем ваши знания, ловите ошибку.

 Файл 1.

- За сделанную работу, произведённый товар или оказанную услугу человек получает клад.

 Файл 3.

- У каждого человека есть свои вещи, которые он когда-то купил, сделал сам или от кого-то получил. Все вместе эти вещи составляют его богатство.

 Файл 5.

- Когда дают попользоваться за деньги домом (или квартирой, комнатой, гаражом, дачей), то говорят, что его сдают в пользование.

 Внимательно слушают и «ловят ошибку» (хлопают в ладоши). корректируют предложения, исправляя ошибки.

 Ответы обучающихся:

 Файл 1.

-За сделанную работу, произведённый товар или оказанную услугу человек получает заработную плату (зарплату).

 Файл 4.

- У каждого человека есть свои вещи, которые он когда-то купил, сделал сам или от кого-то получил. Все вместе эти вещи составляют его имущество.

 Файл 6.

- Когда дают попользоваться за деньги домом (или квартирой, комнатой, гаражом, дачей), то говорят, что его сдают в аренду.

Предметные: правильно использовать изученные понятия; 

Познавательные УУД:

-осуществлять актуализацию личного жизненного опыта;

-ориентироваться в своей системе знаний;  

- осуществлять синтез как составление целого из частей.

Коммуникативные УУД:

-воспринимать и анализировать информацию;

-высказывать свое мнение (точку зрения);

-строить устное высказывание в соответствие с коммуникативной задачей;

Регулятивные УУД:

-выдвигать предположения на основе имеющихся знаний и обосновывать их;

-принимать и сохранять учебную задачу;

3.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.

 (2 мин)

5 золотых монет (бутафория), чёрный ящик.

Использует приём ТРКМ

«Чёрный ящик».

Внимание! Чёрный ящик! Угадайте, что в нём.

Загадывает загадку:

- Хлебу – мера, слову – вера, а им счёт.

- Здесь 5 золотых монет.

Создаёт проблемную ситуацию, используя приём «Театрализация»

-Как вы думаете, Буратино правильно поступит со своими деньгами?

-Как вы думаете, какова тема и  цель урока?

Обучающийся под музыку «Что? Где? Когда?» выносит чёрный ящик.

Отгадывают загадку: деньги.

 Школьник в костюме Буратино восклицает:

-Это мои деньги! Я хочу их закопать на поле чудес. и из них вырастет денежное дерево!

Буратино:

-А на что тратить деньги?

Участвуют в беседе.

Слушают друг друга.

Делают предположения. Формулируют тему и цель урока.

-Узнать, на что тратятся деньги, - Научиться правильно тратить деньги.

Познавательные УУД:

-выдвигать гипотезы (предположения) и обосновывать их;

-самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока;

-определять цель учебной деятельности.

Коммуникативные УУД:

-оформлять свои мысли в устной форме;

-высказывать свое предположение;

-сотрудничать, вступать в дискуссию, анализировать, доказывать, отстаивать свое мнение.

Регулятивные УУД:

-самостоятельно формулировать тему и цели урока;

-принимать и сохранять учебную цель и задачи;

4. Основной блок

Первичное усвоение новых знаний и способов действий..

(7 мин)

Карточки на доске:

V – мне известно,

 + - мне интересно,

 ! – хочу узнать больше.

Листы с текстом «На что тратятся деньги» с полями для маркировки.

Использует приём «Инсерт».

 Прочитайте текст, маркируя его значками на полях карандашом.

Читают текст «На что тратятся деньги», маркируя его специальными значками:

 V – мне известно,

 + - мне интересно,

 ! – хочу узнать больше.

Познавательные УУД:

-формировать навыки поисковой деятельности;

-извлекать необходимую информацию из текста;

-ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

-переводить информацию из одной знаковой системы в другую;  

Коммуникативные УУД:

-строить монологическую и диалогическую речь;

-строить устное высказывание в соответствие с коммуникативной задачей;

-слушать и понимать речь других;

-с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Регулятивные УУД:

-сознательно организовывать свою познавательную деятельность;

-оценивать свои учебные достижения, поведение;

-осуществлять самоконтроль;

-организовать выполнение заданий учителя;

 

5.Первичная проверка понимания новых знаний.

   (7 мин)

Карточки на доске:

V – мне известно,

 + - мне интересно,

 ! – хочу узнать больше.

Листы с текстом «На что тратятся деньги» с полями для маркировки.

-Что вам было известно?

-Что узнали?

-Что хотите узнать больше?

 Ответы обучающихся.

Предметные:

-называть и приводить примеры основных направлений расходов семьи;

Познавательные УУД:

-ориентироваться в содержании предмета;

-использовать информацию для решения учебной задачи;

-систематизировать, обобщать изученное. Соединять части в целое;

-структурировать учебный материал, выделять в нем главное;

Коммуникативные УУД:

-высказывать суждения по результатам маркировки текста;

-аргументировать свое мнение.

Регулятивные УУД:

-организовать выполнение заданий учителя;

-делать выводы по результатам работы.

 6.Первичное закрепление.

(4 мин)

Рабочая тетрадь: с. 41. №4.

Интерактивная доска

Презентация.

Файл 7

ЦОР: видео «Необычные хобби»

Использует приём «Группировка».

Задание 1.

Определите, что относится к расходам, а что к доходам. В ответе соответствующие буквы впишите в таблицу. Советуйтесь с соседом по парте.

-Проверяем, что относится к расходам, а что к доходам.

Задание2.

Разбейте понятия на 2 группы: 1) Вредные привычки, 2) Хорошие привычки (хобби).

- Проверяем, что относится к вредным привычкам, а что к хорошим (хобби) друг у друга.

Использует приём «Удивляй!» (необычные хобби)

-Расскажите, какие у вас хобби.

Работают в парах.

Обсуждают и советуются с соседом по парте.

На интерактивной доске группируют расходы и доходы, с помощью перемещения элементов.

Доходы:

заработная плата, пенсия, доход от аренды квартиры, проценты по вкладу в банке.

Расходы:

коммунальные платежи, деньги на лечение, деньги на питание, деньги на билет в кино.

Взаимопроверка.

Смотрят видео «Необычные хобби»

Ответы обучающихся.

Личностные: развитие стремления к успеху и одобрению.

Предметные:

-приводить примеры обязательных и необходимых расходов семьи;

-приводить примеры планируемых и непредвиденных расходов семьи;

-сравнивать покупки по степени необходимости (обязательные, необязательные, лишние); -объяснять, как появляются долги и чем они опасны;

Познавательные УУД:

-использовать новую информацию для решения учебных заданий;

-осуществлять действие по заданному правилу;

-самостоятельно группировать информацию, для выполнения учебных задач;

-обобщать и классифицировать по признакам;

-выдвигать гипотезы (предположения);

-формировать умения смыслового чтения;

Коммуникативные УУД:

-строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

-оформлять свои мысли в устной форме;

-осуществлять работу в паре.

Регулятивные УУД:

-осуществлять самоконтроль;

- планировать своё действие;

-оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

-осуществлять познавательную и личностную рефлексию;

-контролировать и корректировать свою деятельность.

7. Динамическая пауза.

(2 мин)

– Важно, чтобы расходы не превышали доходы. Существует много простых способов сэкономить деньги и сейчас мы их узнаем. Попрошу вас встать.

- Я буду говорить высказывание, а вы, если оно правильное, кивать головой вверх, вниз, а если неправильное – повороты головой влево, вправо.

1. Уходя из дома, выключайте свет.

2.Чаще обедайте в пиццериях и кафе.

3.Требуя новую игрушку, подумай о семейном бюджете.

4.Сходил в магазин, оставь сдачу себе.

5.Бережно относись к своим вещам.

6.Чаще пользуйтесь услугами такси.

7.Старайся больше ходить пешком.

8.Проси у родителей новую игрушку к каждому празднику.

9. Чаще разговаривай по сотовому телефону с друзьями и играй в игры.

Выполняют движения, соответствующие высказываниям.

Дичностные УУД:

Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Регулятивные УУД:

- проводить физическую разгрузку в ходе работы.

 8.Применение знаний и умений в новой ситуации.

(6 мин)

Рабочая тетрадь: с. 41-42. №5.

Работать будем в группах. В каждой группе выбран координатор.

- Вспомните правила работы в группе.

-Каждая группа получает лист с заданием. Нужно решить задачу, решение записать в тетрадь.

- Какая группа готова  представить свои результаты?

1 группа.

- Сколько денег у поросёнка Наф-Нафа остаётся после оплаты обязательных расходов?

2 группа.

-Сколько денег Наф-Наф может откладывать на покупку новой газонокосилки, которую он давно присмотрел?

3 группа.

- Сколько монет Наф-Наф будет оставлять на непредвиденные расходы?

4 группа.

- Через сколько месяцев Наф-Наф сможет накопить необходимую сумму для покупки газонокосилки?

 Работают в группах.

   

 Называют правила работы в группе.

 Рассказывают решение задачи и отвечают на главный вопрос: Через сколько месяцев поросёнок Наф-Наф сможет накопить необходимую сумму для покупки газонокосилки?

Координатор 1 группы:

50-40=10(монет) – остаётся у Наф-Нафа после оплаты обязательных расходов.

Координатор 2 группы:

10:2=5(монет) – может откладывать Наф-Наф на покупку новой газонокосилки.

Координатор 3 группы:

10-5=5(монет) - Наф-Наф будет оставлять на непредвиденные расходы.

Координатор 4 группы:

Через 5 месяцев Наф-Наф сможет накопить необходимую сумму для покупки газонокосилки, которую давно присмотрел.

Личностные: снятие неуверенности в себе, боязни сделать ошибку.

Предметные:

считать доходы и расходы семьи, решать задачи с элементарными денежными расчётами.

Метапредметные УУД: Осознание ответственности за общее дело. Умение работать в группе.

Познавательные УУД:

- формировать навык поисковой деятельности;

-осуществлять поиск информации в тексте;

-выделять главную информацию в тексте;

-записывать решение задачи с пояснением каждого действия.

Коммуникативные УУД:

-строить устное высказывание в соответствии с коммуникативной задачей;

-формировать умение учебного сотрудничества, коллективного обсуждения проблем, предположений.

Регулятивные УУД:

- самостоятельно контролировать время при выполнении задания;

-осуществлять самоконтроль;

-осуществлять взаимный контроль в группе.

.

9.Итог

(3 мин)

Карточки с ключевыми терминами: обязательные расходы. необязательные расходы, непредвиденные расходы

Использует приём ТРКМ «Ключевые термины».

-Кто по ключевым (главным) терминам (словам) расскажет общий вывод урока и ответит на главный вопрос урока: На что тратятся деньги?

Ответы обучающихся.

Познавательные УУД:

- систематизировать, обобщить изученное;

- соотносить имеющиеся знания с новым материалом;

-использовать ключевые термины для общего вывода урока;  

-устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные УУД:

-логически мыслить, продумать и сформулировать вывод;

-формировать навыки речевой деятельности;

-учитывать разные мнения и стремиться к координации.

Регулятивные УУД:

-выделять в системе знаний изученную единицу;

- планировать своё действие.

10.Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении

(2 мин)

Рабочая тетрадь: с. 43. №6.

Предлагает ознакомиться с заданием 6 в рабочей тетради.

- Вам нужно прочитать материал учебника и решить задачу в рабочей тетради №36, на с.43, посчитать, сколько рублей семья Соловьёвых тратит каждый месяц, для этого заполните таблицу расходов семьи Соловьёвых.

 Слева заполните виды расходов: питание, коммунальные платежи, лечение и т. д. А справа суммы в тысячах рублей.

- у кого есть вопросы по выполнению домашнего задания?

Обучающиеся задают уточняющие вопросы. если им что-то непонятно.

Личностные: 

Понимание обучающимися цели и содержания д/з. 
Проявление познавательной активности при выборе д/з. 
Метапредметные: 
Умение работать индивидуально самостоятельно в домашних условиях. 
Предметные: 
Повторение пройденного 
материала дома.

11.Рефлексия

(3 мин)

Рабочая тетрадь: с. 42.

Материалы для родителей: с.28-30.

Презентация.

Файл:

  Б. Авербах

Нажить много денег – храбрость,

Сохранить их – мудрость,

а умело расходовать – искусство.

Оцените, пожалуйста, свои учебные результаты на занятии в таблице по 10-балльной шкале.

-Поднимите жёлтую монету, если на уроке вам было легко и интересно

серебряную – если в чём-то сомневались, что-то не поняли

белую – если было трудно, многое не поняли.

-Я очень рада, что многим было легко и интересно.

Но нам есть куда стремиться…

Дома расскажите родителям, что узнали на занятии и предложите прочитать материалы для родителей на с. 28-30

-Закончу занятие словами немецкого писателя Бертольда Авербаха:

Нажить много денег – храбрость,

Сохранить их – мудрость,

а умело расходовать – искусство.

-Подумайте над этими словами. Как вы понимаете: умело расходовать – искусство.

Обучающиеся оценивают свои результаты от 1 до 10 баллов.

 Поднимают цветную копилку.

Ответы обучающихся.

Помещают копилки на доску.

Личностные УУД:

 Умение осознавать и определять (называть) свои эмоции.

Регулятивные УУД:

-соотносить цели урока с результатом работы и со способами ее достижения;

-соотносить цели и результаты собственной деятельности;

-анализировать и осмысливать свои достижения, выявлять перспективы развития;

-осуществлять самоконтроль;

-совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке;

-выделять и осознавать то, что уже усвоено и что   нужно усвоить;

-осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок финансовой грамотности

Рано или поздно любой человек,которому не все равно, что происходит с его деньгами сейчас, и что будет происходить с ними в ближайшем и далеком будущем,задается вопросом-как мне правильно обращаться с...

Урок финансовой грамотности. 4 класс. Классный час. МАОУ Гимназия №2 Г. Балаково. Енина Елизавета Валентиновна

Как правильно распорядиться финансами? Как научить ребенка ценить труд родителей? Урок финансовой грамотности ответит на эти вопросы и поможет ребятам задуматься о ценности и бережливости денег....

Урок "Финансовая грамотность"

урок по математике можно использовать на внеклассных занятиях...

"Уроки финансовой грамотности на уроках в начальных классах"

В начальных классах темы по «Финансовой грамотности» нашли отражение во 2-4 классах предмета «Окружающий мир». В зависимости от образовательной программы тема «Деньги&raq...

Квест-урок «Финансовая грамотность на уроке окружающего мира тема: «Семейный бюджет» Тема: «Семейный бюджет»

Тема: Семейный бюджеттип урока: Урок изучения новых знаний.Учащиеся, опираясь на наблюдения из личного опыта и знания, полученные ранее, знакомятся с финансовыми понятиями и учатся сравнивать, кл...

«Урок финансовой грамотности» Тема урока: «Грамотный кулинар» Предметная область: финансовая грамотность+технология +внеурочная деятельность

Создание условий для развития финансовой грамотности обучающихся в начальной школе и применение знаний на практике...