Организация работы по ранней профориентации младших школьников
статья

Храмцова Татьяна Сергеевна

Говорить о мире профессий, об их разнообразии, нужности, о том , что в наше время на смену одним профессиям приходят другие, нужно  обязательно. Так же при знакомстве с миром профессий важно грамотно преподнести ребенку возможности выбора и особенности современного мира, где люди меняют профессии и во взрослом возрасте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_raboty_po_ranney_proforientatsii.docx31.15 КБ

Предварительный просмотр:

         Слайд 1 Среди важнейших задач, обозначенных в «Послании президента РФ В.В. Путина Федеральному собранию» от 1 марта 2018 г. ранняя профориентация школьников занимает важнейшее место. Если раньше мы говорили о профориентации преимущественно в старшем звене школы, иногда подключая и звено школы средней, то последнее время все больше мы говорим о том, что необходимо начинать эту работу уже в школе начальной. Делать это надо очень аккуратно ведь взгляды ребенка с возрастом меняются, а его склонности и увлечения в   возрасте 7-11 лет выявлены еще не очень четко. Но, однозначно, говорить о мире профессий, об их разнообразии, нужности, о том , что в наше время на смену одним профессиям приходят другие, нужно  обязательно. Так же при знакомстве с миром профессий важно грамотно преподнести ребенку возможности выбора и особенности современного мира, где люди меняют профессии и во взрослом возрасте.

Слайд 2   Подготовка к выбору профессии в начальной школе важна еще и потому, что она является неотъемлемой частью всестороннего и гармоничного развития личности , то есть неразрывно связана со всей системой учебно-воспитательного процесса.

Слайд 3 Недавно я провела опрос учащихся 4-х классов.  Вопрос звучал так: «Кем ты хочешь стать после окончания школы?» Вот результаты анкетирования. Обратите  внимание на  строки , выделенные красным цветом. 4 года назад большинство 4классников хотели стать блогерами, сегодня приоритеты поменялись. Большинство хотят стать врачами.

Слайд 4  Получается, что на выбор профессии школьников значительное влияние оказывает сегодняшняя действительность. Таким образом, профориентация школьников является не только и не столько проблемой педагогической, но и общественной проблемой, для решения которой усилий одних педагогов явно недостаточно. Поэтому  в ранней профориентации школьников   должны быть задействованы   педагоги, родители, привлеченные специалисты – психологи, социальные педагоги.

В практике учителей начальной школы профориентационная работа имеет, как правило, эпизодический характер. Но даже такой тип работы несомненно приносит свои плоды и результаты.

Слайд 5  Чем характеризуется возраст 7-11 лет, т.е. возраст учеников начальной школы? Это возраст наглядно-образного мышления. В этом возрасте дети проигрывают профессию врача, учителя, продавца, водителя, т.е. те профессии , которые им известны. У них  возникает интерес к профессиям родителей и людей ближайшего окружения, проявляется интерес к наиболее распространенным профессиям.

 В этот момент необходимо подключить другой процесс – познавательный  и расширить знания ребенка.

Слайд 6   Основные цели профессиональной ориентации   в начальной школе:

1.Формирование учебно-познавательных мотивов                                              2.Предоставление возможности испытать себя в приближенной к реальности игровой ситуации                                                                                  3.Формирование целостного знания, потребности в творческой деятельности                                                                                                               4.Развитие интеллектуальных и творческих возможностей  учащегося

Конечно, некоторые элементы профессиональной деятельности детям еще трудно понять. Но на  этой стадии создается определенная наглядная основа, на которой базируется дальнейшее развитие профессионального самосознания.  В этот период главным является формирование представлений о мире профессий, о понимании роли труда в жизни человека через участие в различных видах деятельности.

 Именно поэтому очень важно создавать максимально разнообразную палитру впечатлений о мире профессий, чтобы затем, на основе этого материала, обучающийся мог анализировать и разобраться, какая профессиональная сфера ему более интересна. Эти представления создадут психологическую основу для дальнейшего развития профессионального самосознания. Чем больше профессий будет знакомо ребенку и чем шире его представления о мире профессий, тем меньше ошибок он совершит в дальнейшем.

Слайд 7 Следует помнить, что в современной педагогической науке существуют современные образовательные технологии, которые помогают построить процесс профориентационного сопровождения.

  1. Педагогическая технология организации сюжетно-ролевых игр
  2. Технология исследовательской деятельности
  3. Технология интегрированного обучения
  4. Технология проектной деятельности

Всеми этими технологиями мы пользуемся, проводя  работу по профориентации младших школьников в нашей школе. Давайте рассмотрим, как применить технологию сюжетно-ролевых игр, направленную на профориентацию школьников в урочной деятельности

  1. Урочная деятельность. Разнообразить любой урок, даже самый неинтересный и сложный можно, включая нестандартные приемы. Таким образом, мы убиваем сразу 2 зайцев: даем представления о профессии и делаем урок более интересным

Математика –

  • Беседы о необходимости математики в различных профессиях: бухгалтер, экономист, архитектор, военный, продавец…
  • Разыгрывание небольших сценок по условию задачи (продавец-покупатель-тема «Цена, количество, стоимость», водитель-работник ГИБДД тема «Скорость, время, расстояние», устный счет «Архитектор» - сколько должно быть этажей в доме, если квартир запланировано 72, а на этаже 6 квартир, 12, 9… «Швея» - сколько метров ткани потребуется на 5 юбок при расходе ткани 2.50)

СЛАЙД 8-9

Фрагмент технологической карты урока математики

Тема урока «Цена. Количество. Стоимость. Решение задач»

Технология проведения

Деятельность

учителя

Деятельность

учеников

УУД

Изучение нового

Цели: -выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение детей к самостоятельному выводу способа действия с информацией

Выдвигает проблему: Сегодня Витя и Маша у нас выступают в роли продавца и покупателя. Витя, перед тобой продукты и цены на них. Ты должен купить 2 кг огурцов, 1 кг яблок, 1 батон хлеба и 1 кг колбасы.  У тебя 400 рублей. Какой вопрос должен поставить себе покупатель Витя и продавец Маша?

Высказывают свои предположения. Разыгрывают сценку, комментируя свои действия

Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели ,формулирование проблемы.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстником

Регулятивные:  определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;

- составление плана и последовательности действий

Фрагмент технологической карты урока математики

Тема урока «Скорость. Время. Расстояние. Решение задач»

Технология проведения

Деятельность

учителя

Деятельность

учеников

УУД

Закрепление  нового

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.

Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов 

Работа в парах. Вы водители грузовых машин. Сейчас 12 часов дня. Вам необходимо доставить груз не позже 14 часов. До места назначения можно добраться разными дорогами. Протяженность дорог различная, есть ограничения по скорости. Что будете делать ?

Обсуждение проблемы. Поиск решенияпроблемы.

Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить высказывания.

Коммуникативные: управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера.

Регулятивные: Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

СЛАЙД 10-12   Русский язык-

  • Игра «Корректор» - найди ошибки
  • Словарная работа – использование  слов : директор, врач, агроном, токарь, учитель, воспитатель, полицейский, водитель – с последующим объяснением значимости этих профессий
  • Игра «Профессии» - запиши 5 названий профессий и расскажи, чем важна эта профессия
  • Игра «Предметы труда» - записать названия предметов, необходимых для представителя данной профессии (врач – шприц, бинт, скальпель)

Литературное чтение

  • Устное сочинение «Кем я хочу стать?»
  • Обсуждение и уточнение деятельности  профессий героев произведений
  • Игра «Библиотекарь»

СЛАЙД 13 Окружающий мир –

  • Мини проекты   «Профессия моих родителей», «Самые необычные профессии в мире», «Самые редкие профессии», «Профессии в моем городе»

Изо – знакомство с профессиями декоратор, модельер, скульптор,     дизайнер и т.д.

Любой урок   – игра «Я – учитель», где учащиеся часть урока пробует себя в роли учителя

СЛАЙД 14 -15  

  1. Внеурочная деятельность
  • Классные часы – «Все профессии нужны?», «Какая профессия главная?» «Мои родители и их профессия»
  • Игры «Угадай профессию», «Что использует в работе….» , «Профессия на букву…», «Ассоциации»- какие ассоциации возникают у тебя при названии профессии… и почему
  • Рекомендации по просмотру фильмов
  • Мини-лекция (мини-рассказ) о содержании профессии. Желательно рассказывать о профессии самому специалисту (во время беседы с ним, задавая ему вопросы) и лучше всего, на рабочем месте. Но так как это не всегда получается по объективным причинам, то нужно представить эту профессию максимально наглядно. Рассказ о профессии должен сопровождаться  наглядными материалами : фотографиями, рисунками, орудиями труда и др.
  • Встречи с родителями
  • Беседы с приглашенными специалистами Здесь следует помнить, что у них не всегда есть опыт публичных выступлений и , возможно, понадобиться ваша помощь

СЛАЙД 16  (Чтобы упростить задачу, стоит предложить список вопросов-ориентиров, опираясь на которые гость будет строить связный рассказ о своем виде деятельности:

Какой тип труда предполагает Ваша профессия (в основном физический либо интеллектуальный, креативный или строго по протоколу)?

Сложности и непредвиденные обстоятельства, возникающие на работе.

Какие черты характера и качества личности нужны для того, чем Вы занимаетесь (усидчивость, стрессоустойчивость, вежливость, смелость, внимательность, активность, настойчивость, любознательность, дисциплинированность, порядочность, трудолюбие, честность, отзывчивость, чувство юмора и так далее)?

Надо ли для выполнения Ваших обязанностей обладать ловкостью рук, хорошей координацией, физической выносливостью и высокой скоростью реагирования?

Какие требования ко вниманию предъявляются в Вашей профессии (распределять, постоянно переключать или, наоборот, концентрировать)?

Какой тип мышления должен преобладать (образный, наглядно-действенный, аналитический, абстрактно-логический)?

Каким типом памяти чаще всего приходится пользоваться на работе (двигательным, слуховым, зрительным, обонятельным, осязательным или вкусовым)?

 Какое влияние оказывает на Вас профессия (совершенствование характера, развитие врожденных способностей, обогащение личности, повышение уровня культуры и интеллекта).

  • Поездки на предприятия и посещение предприятий города
  • Конкурсы рисунков и поделок
  • Участие в городском празднике труда
  • Конкурсы «Лучший кулинар», «А я умею делать….»

СЛАЙД 17-41

  1. Проектная деятельность -  

Проектная деятельность  позволяет учащимся познакомиться с интересующей их темой или сферой трудовой деятельности,   как бы «примерить на себя» ту или иную профессию, сформировать творческое (креативное) мышление, так как вся проектно-исследовательская работа направлена на решение творческой задачи или разрешение противоречия. Если же ребенок сильно увлечен чем-то, ему нужно помогать развивать свои способности в этой сфере, подсказывать и направлять.

Ежегодно в нашей школе проводится конкурс проектов учащихся 4-х, 9-х и 10-х классов. К этому конкурсу учащиеся идут целый год. Предзащита проектов проходит в классах . А в  апреле месяце лучшие индивидуальные проекты каждого класса выходят на школьную защиту.          СЛАЙД 42

 Подводя итоги

 Обучающиеся 1-4 классов еще далеки от выбора профессии, но правильно поставленная среди них профориентационная работа должна стать основой, на которой в дальнейшем будут развиваться профессиональные интересы и намерения учащихся в старших классах. Цель профессиональной ориентации в 1-4 классах – подготовить учеников к осмысленному выбору будущей профессии, научить их согласовывать личные интересы, потребности и возможности. Для ее реализации подходят как ежедневные уроки (разные учебные предметы), так и внеклассные мероприятия. На эффективность влияют систематичность и планомерность  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы по формированию коллектива младших школьников.

Формы работы педагога по формированию коллектива младших школьников....

Ранняя профориентация младших школьников во внеурочной деятельности – это ранняя подготовка их к сознательному выбору профессии

Президент В.В.Путин поручил Правительству и Агентству стратегических инициатив по продвижению новых проектов (АСИ) обеспечить разработку и реализацию с 2018 года проект по профориентации учащихся &quo...

Буклет "кем быть?" Памятка для родителей "Ранняя профориентация младших школьников"

В данном буклете содержится материал для родителей, загадки для детей о профессиях....

Статья "Ранняя профориентация младших школьников, как фактор успешности при выборе профессии, связанной с железнодорожным транспортом"

Материал направлен на создание школы нового типа, обеспечивающую всестороннее развитие личности учащихся в соответствии с природным потенциалом каждого, школу, готовящую граждан общества, будущих спец...

Организация профориентации младших школьников, как путь к самоопределению и выбору профессии

В современных условиях проблема профессиональной ориентации приобретает особую актуальность. Сегодня каждому человеку необходимо владеть информацией о себе, о мире профессий, о экономической ситуации ...

Выступление на заседании педагогических идей «Организация профориентации младших школьников, как путь к самоопределению и выбору профессии».

В современных условиях проблема профессиональной ориентации приобретает особую актуальность. Сегодня каждому человеку необходимо владеть информацией о себе, о мире профессий, о экономической ситуации ...

Организация работы по ранней профориентации детей в начальной школе

Целью профориентационной работы в начальной школе является формирование представлений о мире профессий, о понимании роли труда в жизни человека через участие в различных видах деятельности.К задачам п...