Формирование жизненных компетенций обучающихся с ЗПР в проектной деятельности
методическая разработка

Татьяна Владимировна Ночёвкина

Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся, формированию навыков саморазвития и самообразования. Следовательно, одним из главных направлений деятельности современной школы является разностороннее развитие личности ребенка, его умений и навыков работы в коллективе, повышение мотивации к обучению. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  образовательное учреждение

«Школа № 8 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

 г. о. Лыткарино Московской области

ДОКЛАД

«Формирование жизненных компетенций обучающихся с ЗПР  в проектной деятельности»

Учитель начальных классов

«МБОУ Школа №8 для обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья

г. о. Лыткарино Московской области»

Т. В. Ночёвкина

14 июня 2022 г.

Введение

        На сегодняшний день в системе образования появляется множество новейших методов работы с «особенными» детьми. Вместе с этим меняются задачи и цели обучения. Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся, формированию навыков саморазвития и самообразования. Следовательно, одним из главных направлений деятельности современной школы является разностороннее развитие личности ребенка, его умений и навыков работы в коллективе, повышение мотивации к обучению. Этим требованиям в полной мере отвечает проектная деятельность в учебном процессе, исходя из реальностей сегодняшнего дня, возросших требований к универсальности знаний учащихся.

        В современной педагогике проектную деятельность рассматривают как одну из личностно-ориентированных технологий обучения, интегрирующую в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики. Таким образом, проектная деятельность понимается не только как один из способов организации взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, но и как целостная «педагогическая технология», которая:

а) предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования и проектирования процесса обучения. Поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов;

б) включает в себя обоснованную систему приемов и форм деятельности учителя и учащихся на различных этапах реализации учебного процесса, сформулированные критерии оценки результатов этой деятельности;

в) применяется при изучении разных школьных предметов в образовательных учреждениях различного типа.

        Под проектной деятельностью понимают учебно-познавательную активность школьников, основанную на мотивационном достижении сознательно поставленной цели по созданию творческого продукта через выполнение последовательных действий с обязательной презентацией результата.

        Также одной из актуальных проблем современной школы является проблема повышения эффективности учебно-воспитательного процесса и преодоление школьной неуспеваемости. Ее решение предполагает совершенствование методов и форм организации обучения, поиск новых, более эффективных путей формирования знаний, которые учитывали бы реальные возможности учащихся и условия, в которых протекает их учебная деятельность.

Количество учащихся, которые по различным причинам оказываются не в состоянии за отведенное время и в необходимом объеме усвоить учебную программу, постоянно увеличивается и, по данным разных исследователей, колеблется в пределах 20%-30% общего числа детской популяции младшего школьного возраста. Задержка психического развития - один из наиболее распространенных психических недугов, который из медицинского диагноза перерастает в широкую социально-демографическую проблему. Для детей с ЗПР характерны незрелость эмоционально-волевой сферы и недоразвитие познавательной деятельности. ЗПР относится к разряду так называемых пограничных отклонений психики, то есть занимает промежуточное место между нормальным развитием и умственной отсталостью.

         Для того, чтобы обучающиеся умели применять в практической деятельности и повседневной жизни полученные знания, необходимо соблюдать следующие условия:

1. наличие социально или личностно значимой проблемы каждого учебного проекта;

2. ориентация деятельности школьника по выполнению проекта на получение результата, имеющего практическую или теоретическую значимость;

3. выбор темы проекта, структурирование его содержательной части;

4. поэтапное выполнение проекта;

5. осуществление промежуточной и итоговой диагностики результатов работы над проектом в единстве его содержательной и деятельностной составляющих;

         Смысл  понятий «проект» и «проектная деятельность»

Смысл  понятия "проектная деятельность" связана с такими  понятиями как "проект", "деятельность", "творчество", имеющими разноплановый характер.

В качестве учебной деятельности проектная деятельность школьников служит, прежде всего, развитию личности, а не получению  какого-то общественно значимого продукта. Тем самым определятся основные параметры ее содержания, организации, функционирования.

Проектная деятельность обеспечивает целостность педагогического процесса и единство обучения, воспитания и развития учащихся. Поэтому есть основания говорить о методах обучения проектной деятельности, под которыми мы понимаем целенаправленные и организованные способы и приемы выполнения учебных творческих проектов.

Применение проектной деятельности при обучении детей с ЗПР

 Классификация ЗПР.

        Задержка психического развития (ЗПР) – нарушение (замедление) нормального темпа психического развития. Термин «Задержка психического развития (ЗПР) используется для обозначения сборной и клинически неоднородной группы дизонтогений (нарушений развития).

        Одной из актуальных проблем школьного образования детей с задержкой психического развития (ЗПР) является создание адекватной возможностям ребенка охранительно-педагогической и предметно-развивающей среды, т.е. системы условий, обеспечивающих полноценное развитие всех видов детской деятельности, коррекцию отклонений высших психических функций и становление личности ребенка. Следовательно, организация воспитания и обучения школьников с ЗПР предполагает внесение изменений в формы и содержание коррекционно-развивающей работы с целью формирования психологических механизмов, необходимых для достижения ребенком качественно нового уровня развития. В формировании личности большое значение имеют механизмы саморазвития. В условиях дизонтогенеза эти механизмы не работают в полную силу. Нормально развивающийся ребенок очень многое усваивает в процессе повседневного общения с взрослыми, в самостоятельной деятельности. Ребенку с ЗПР необходимо постоянное сотрудничество, когда взрослый шаг за шагом ведет его по «ступенькам развития», раскрывая потенциальные возможности маленького человека.  

        Несмотря на неоднородность задержки психического развития, имеют общие специфические особенности состояния эмоционально-волевой сферы и познавательной деятельности, позволяющие выделить их в определенную категорию.

        Для детей этого типа характерна ярко выраженная незрелость эмоционально-волевой сферы, которая находится как бы на более ранней ступени развития. Это так называемый психический инфантилизм. Психический инфантилизм – это некоторый комплекс заостренных черт характера и особенностей поведения, который может существенно отразиться на деятельности ребёнка, и в первую очередь – учебной, его адаптационных способностях к новой ситуации.

       Психологические особенности детей с ЗПР

                Общим в своеобразии всех психических функций и процессов у детей с ЗПР является замедленный темп развития, быстрая истощаемость психических функций, их низкая продуктивность и произвольная регуляция, неравномерность проявления недостаточности, которая приобретает наибольшую выраженность в интеллектуальной деятельности. В то же время каждая из психических функций имеет специфические особенности в пределах присущих ей характеристик.

Особенности зрительного восприятия.

        Восприятие детей с ЗПР отличается недостаточностью произвольного выделения деталей, неполноценной дифференциацией информационной структуры воспринятого, низкой произвольной регуляцией способа восприятия. Оказание помощи в виде дополнительных комментариев в процессе восприятия облегчает детям объединение отдельных элементов воспринимаемого материала в интегральный образ

Особенности внимания

        Отмечается неустойчивость и неравномерность внимания, низкая степень концентрации на воспринимаемом материале, повышенная отвлекаемость, слабость распределения и переключаемости внимания. Между тем, внимание является необходимым условием успешности деятельности.

Особенности памяти

        Основные составляющие памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение отличаются недостаточной продуктивностью. Для процессов запоминания характерны низкая активность, недостаточная целенаправленность, замедленная скорость. При возрастании сложности заданий продуктивность запоминания снижается. Процесс воспроизведения характеризуется неточностью, неполным объёмом и нарушением порядка воспринятого материала, воспроизведением несущественных деталей, затруднениями при воспроизведении логических выводов и обобщений.         

 Особенности мышления

        Дети этой категории затрудняются в установлении точно дифференцированных связей и отношений, выделении существенных признаков и свойств, их мышление тесно связано с конкретной ситуацией, отвлечься от которой они во многих случаях не могут. У них наблюдается недостаточность аналитико-синтетических операций (особенно умственного анализа), затруднения в установлении тождества при необходимости учитывать несколько параметров, затруднения в процессе переноса усвоенного при выполнении аналогичных действий. Дети плохо справляются с заданиями проблемного характера: делают многочисленные попытки решений, перебирают операционные пробы без проверки и доведения до конца первых.

Особенности познавательной деятельности

        К особенностям познавательной деятельности, в том числе и речевой, относятся: низкий уровень мотивации, недостаточность организованности и целенаправленности, выраженная истощаемость, импульсивность и большое количество ошибок. Познавательная деятельность у детей может сопровождаться нарушением последовательности действий, затруднениями в переключении с одного приёма работы на другой, недоразвитием самоконтроля и словесной регуляции действий.        Неполноценность саморегуляции в деятельности тесно связана и с личностными особенностями детей с ЗПР. Их характеризует неадекватная самооценка, слабость познавательных интересов, низкий уровень притязаний и мотивации. 

       

Использование проектной деятельности в обучении детей с ЗПР

        Федеральный государственный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья планирует результаты обучения, предполагающие формирование универсальных учебных действий, которые означают умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

        Метод проектной деятельности получил широкое распространение и успешно применяется для работы в различных ОУ. Но в работе с детьми с ЗПР  до недавнего времени он практически не использовался, поскольку полагалось, что для данной категории детей он окажется неэффективным. Ведь, как было сказано выше, такие дети обладают плохой памятью, несообразительностью, имеют проблемы с вниманием, речевые трудности и отсутствие желания учиться. Дети с ЗПР затрачивают больше времени на запоминание информации, в особенности они испытывают трудности с кратковременной памятью. У этих детей ниже интенсивность овладения новыми знаниями и навыками по сравнению с их нормально развивающимися сверстниками.

Что касается внимания, то данная категория детей часто испытывает сложности в связи с необходимостью удерживать его во время обучения, в то же время отвлекаясь на несущественные или вообще посторонние детали. Большая часть таких детей проявляет выраженное отсутствие интереса к обучению или решению возникающих проблем. Дети с ЗПР, как правило, быстро сдаются и отказываются от приложенных усилий, либо ожидают помощи в ситуациях, требующих решения. Они обладают низкой познавательной активностью, что проявляется в ограниченности запаса знаний об окружающем мире и практических навыков, соответствующих возрасту, которые необходимы для начала обучения в школе. У большинства из них плохо развита тонкая моторика, что отрицательно сказывается на таких видах продуктивной деятельности, как лепка, аппликация, рисование и конструирование.

        Исходя из этого, одной из наиболее важных задач для нас, педагогов, работающих с детьми с ЗПР, становится вовлечение детей в социально-значимую деятельность, которая активизировала бы у них процесс познания, стимулировала бы инициативу каждого ребенка, повышая тем самым его социальный статус, а также содействовала бы развитию его коммуникативных навыков. Метод проектной деятельности, по нашему мнению, является наиболее подходящим для решения данной задачи. Кроме того, он позволяет широко привлекать родителей.

        Специфика осуществления проектной деятельности с детьми с ЗПР заключается в тесном взаимодействии учителя и ребенка на всех этапах проектной деятельности. На этапе погружения в проект учитель  определяет адекватные психофизическим и речевым возможностям детей цель и задачи проекта, формы, методы и сроки его реализации, предполагаемый результат. Необходимо обозначить проблему, наиболее актуальную на данном отрезке времени. Учитель вводит детей в проблему, активизирует интерес, «заряжая» стремлением решить эту проблему. Цель этапа организации деятельности – создание условий для самостоятельной деятельности детей: определение возможных вариантов решения проблемы, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики; обсуждение детального плана работы (к кому обратиться за помощью, какие предметы использовать и т. д.). В процессе осуществления деятельности детям с ЗПР могут быть оказаны разные виды помощи: консультирование, ответы на вопросы, обсуждение, в том числе и прямая помощь. Особое внимание необходимо уделять использованию направляющей помощи: разнообразная наглядность, простые инструкции, анализ допущенных детьми в ходе выполнения задания ошибок, эмоционально-положительный фон совместной деятельности. На этом этапе творческий продукт создается при тесном взаимодействии с родителями.         Многолетний опыт работы с семьями детей с ЗПР показывает, что родители в большинстве случаев не принимают активное участие в развитии и воспитании детей, выполняя с ребенком, чаще всего эпизодически, индивидуальные задания в тетради. Чтобы родители помогали школе, их надо «впустить» в нее. Руководствуясь этим принципом и девизом «Родитель – не гость, а полноправный член команды школы», учитель вовлекает родителей в проектную деятельность. Использование метода проектов значительно повышает интерес родителей к жизни школы и класса. Совместная деятельность помогает родителям не только лучше понять ребенка, узнать его потенциальные возможности, но и принять его таким, какой он есть, позволяет раскрыть собственные возможности и таланты. Большое значение имеет знание особенностей родителей обучающихся, умение предлагать задания, адекватные не только возможностям детей, но родителей. Организация работы с семьей на основе партнерских отношений способствует развитию личности дошкольника и является важнейшим условием коррекционно-развивающей работы. Несомненно, презентация результатов играет огромную роль в стимулировании всех участников проектной деятельности. Роль учителя  сводится к тонкой и грамотной оценке результатов: необходимо увидеть даже незначительные успехи каждого ребенка, участие каждого родителя, поощрить всех участников, подобрав каждому свою номинацию. В процессе презентации продуктов деятельности у детей формируются навыки адекватной оценки собственных результатов, умения оценивать друг друга в деятельности. В процессе презентации дети демонстрируют понимание проблемы, умение осуществлять работу, доводить начатое дело до конца. В практике  школьной педагогики начального образования выделяются четыре группы проблем, которые актуальны и в работе с детьми с ЗПР: семья, природа, рукотворный мир, общество и его культурные ценности.

Наиболее удачными в работе нашего класса были проекты «Моя библиотека», «Растениеводство».   «Покорители космоса», посвященный 60-летию первого полёта человека в космос, «Традиции Рождества Христова. Колядки», «Парад у дома ветерана», посвящённый 77 годовщине Великой победы.   Организация и проведение проектной деятельности оказала значительное влияние на стиль взаимодействия с детьми. Происходит переход от трансляции готовых знаний к инициированию активизации поисковой деятельности обучающихся, к совместному поиску решения поставленной проблемы.

 Практическое применение метода проектной деятельности на примере проектов 3 «Б» класса МБОЙ Школа №8 г. о. Лыткарино

        Одной из главных задач школьных образовательных учреждений, заложенных в воспитательной работе, является патриотическое воспитание детей.

        Тема патриотического воспитания школьников стала звучать особенно актуально в наше время. Младший школьный возраст, как возраст формирования основ личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относиться и чувство патриотизма. Насколько у маленького человека будет развито чувство любви к Родине, зависит от воспитания. И это воспитание должно быть целенаправленным. Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробуждать в маленьком человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества. Успеха в патриотическом воспитании можно достигнуть только тогда, когда сами взрослые будут знать и любить историю своей страны,  своего родного города. Взрослые должны уметь отобрать те знания, которые доступны детям младшего школьного возраста, то, что может вызвать у детей чувство восторга и гордости. На основании всего вышесказанного, в III триместре  2020-2021 учебного года мною,  классным руководителем  3 «Б» класса  МБОУ школы №8 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья  г. о. Лыткарино Московской области было решено реализовать проект «Покорители космоса», приуроченный к 60-летию первого полёта человека в космос.

Тема проекта «Покорители космоса».

Участники (исполнители проекта): обучающиеся 3 класса с задержкой психического развития, учитель (классный руководитель),  родители обучающихся.

Тип проекта: информационно – практико-ориентированный, краткосрочный.

Срок реализации проекта: с 01.04.2021 г. по .12. 04.2021 г.

Цель проекта: создать условия для расширения кругозора детей о первом полете человека в космос, о первом выходе человека в открытый космос, освоение космоса в наши дни через совместную деятельность педагогов, детей и родителей.

Задачи проекта:

1. Воспитывать чувство гордости за свою страну.

2. Развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности детей в процессе практической деятельности.

3. Способствовать развитию речи через составление описательных рассказов. Расширить и активизировать словарный запас детей по теме «Покорители космоса».

4. Вызвать эмоциональный отклик на результат своей деятельности.

Обеспечение проекта: развивающая предметно – пространственная среда; иллюстративный материал по данной теме; фотографии; вырезки из газет; фотоальбом, видеоматериалы; интерактивная доска; компьютер; презентация; организация экскурсии в планетарий, дидактические игры; выставки книг, рисунков, поделок.

Предполагаемый результат на уровне ребенка:

1. Освоение доступных знаний о первом полёте человека в космос.

2. Активное участие детей в выставках рисунков, викторине по теме проекта, беседах, других видах деятельности.

3. Умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь.

4. Расширение и активизация словаря детей с ЗПР по теме проекта.

Предполагаемый результат на уровне педагога:

- повышение профессиональной компетентности педагога в вопросах гражданско-патриотического воспитания младших школьников;

- творческая самореализация в профессиональной деятельности.

Предполагаемый результат на уровне родителей:

- желания сотрудничества со школой;

- укрепление значимости семьи в воспитании гражданско-патриотических чувств ребенка;

- сплочение всех членов семьи, возрождение и сохранение семейных традиций.

Продукт проектной деятельности. Стенгазета «Покорители космоса», выставка творческих работ детей и родителей «Вперед к звёздам», итоговая викторина, посещение планетария.

Технология проекта.

        Проект «Покорители космоса» проводился с детьми  младшего школьного возраста, с задержкой психического развития. Проект носил познавательный, развивающий, воспитательный характер. Была проведена предварительная работа с детьми, родителями обучающихся. Для детей были разработаны цикл бесед, занятий, игры и игровые упражнения по данной теме. Лексический материал для занятий был подобран с учетом возрастных и речевых особенностей детей.

        В ходе проекта удалось выявить проблемные моменты, которые нужно было отрабатывать в дальнейшем: некоторые дети затруднялись назвать страну в которой они живут, многие не знали название имя первого человека, совершившего полет в космос,  дату празднования Дня космонавтики.

        В ходе проекта мы с классом старалась выстроить личностно-ориентированное взаимодействие с обучающимися: выслушать мнение каждого ребенка, поддержать их рассуждения, таким образом, создать ситуацию успеха для каждого. На протяжении всего проекта у детей поддерживалась мотивация.

        Обучающиеся сами являлись участниками проекта и были активными помощниками. Поэтапно происходила смена видов деятельности: беседы с детьми по теме проекта, экскурсия в планетарий, дидактические игры, продуктивная деятельность, итоговая викторина.

В нашем мероприятии была тесная взаимосвязь с родителями. Родители были активны, заинтересованы, проявили своё творчество, делились своими умениями, знаниями.

        В результате совместной деятельности детей и родителей была изготовлена стенгазета «Покорители космоса».

        Данный проект был завершен итоговой викториной, где дети отвечали на вопросы, выполняли практические задания, участвовали в познавательных играх.

 

 Заключение.

        По окончании реализации проекта можно сказать, что цель проекта «Покорители космоса» была достигнута. Поставленные задачи выполнены. Проектная деятельность показала, что организация работы в начальной школе по патриотическому воспитанию может быть увлекательной, разнообразной, личностно и общественно значимой. В результате проведенной работы, было отмечено улучшение качества знаний детей с задержкой психического развития о людях-героях, покоривших космос.  Значительно расширился словарь по данной теме. В процессе работы над проектом обучающиеся имели возможность делать что-то интересное самостоятельно или в группе. Занятия, игры, продуктивная деятельность объединяли детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствовали формированию коллективных взаимоотношений.

        В ходе реализации проекта были организованы выставки рисунков, поделок из бросового материала (совместная деятельность детей и родителей). Оформлена стенгазета, проведена интереснейшая экскурсия в планетарий, проведена итоговая викторина.

Таким образом, на основании всего вышеизложенного, можно сделать вывод, что метод проектной деятельности можно и нужно использовать в работе с младшими школьниками с ЗПР. Этот метод особенно продуктивен в работе по  формированию познавательной компетентности у детей с ОВЗ.

    Особая педагогическая значимость проектного метода:

  • он, являясь методом практического целенаправленного действия, открывает возможность формирования собственного жизненного опыта ребенка с ЗПР;
  • это метод, идущий от детских потребностей и интересов;

проектирование позволяет решать задачи коррекционно-развивающего процесса, не перегружая их, создавая положительный эмоциональный настрой, формируя познавательные интересы.

Заключение

В процессе своей работы по проектной деятельности с детьми с ЗПР я изучила труды многих ученых, педагогов, освоила новую педагогическую технологию, научилась новым формам и методам работы, совершенствовала педагогическое мастерство. Я поняла, что поиск решения разнообразных учебных и практических задач, самостоятельное овладение знаниями составляет суть проектной деятельности. При проектном методе я научилась организации и планированию, поняла важность и необходимость проектирования для детей. Я поняла, что проектная деятельность совмещает инновационные педагогические технологии, повышает качество знаний, способствует формированию творческих и познавательных способностей, готовит к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир, способствует формированию активной жизненной позиции.  Проектная деятельность ставит каждого ученика в позицию активного участника, дает возможность реализовать индивидуальные творческие замыслы, формирует умения поиска информации, учит слаженно работать в команде. Использование метода проектов в системе коррекционно-развивающей работы стимулирует познавательную активность детей с ЗПР, способствует развитию коммуникативных умений, позволяет наиболее успешно систематизировать знания по выбранной теме, воспитывать такие качества, как организованность, добросовестность. Задачи коррекционно-развивающей работы учителя и воспитателей в рамках проектной деятельности тесно взаимосвязаны и решаются в рамках целостного подхода.

        В заключение хотелось бы подчеркнуть, что, с одной стороны, использование метода проектов чревато перекосами в учебной программе, ведь ни в один проект невозможно уложить все требуемые знания. С другой стороны, очевидны и преимущества этой системы занятий: высокая мотивация, энтузиазм и заинтересованность детей, связь полученных знаний с реальной жизнью, выявление лидеров, развитие кооперации и научной пытливости, самоконтроль, лучшая закрепленность знаний, сознательная дисциплинированность группы.

        Именно эта педагогическая технология позволяет сместить акцент с процесса пассивного накопления учеником суммы знаний на овладение им различными способами деятельности в условиях доступности любых информационных ресурсов, что, несомненно, способствует активному формированию творческой личности, способной решать нетрадиционные задачи в нестандартных условиях.

        

        


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Проектная деятельность как средство формирования жизненных компетенций» у детей с ЗПР» Учитель начальных классов «МБОУ Школа №8 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья г. о. Лыткарино Московской области» Т. В. Ночёвкина

Слайд 2

В современной педагогике проектную деятельность рассматривают как одну из личностно-ориентированных технологий обучения, интегрирующую в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные , исследовательские, поисковые и прочие методики.

Слайд 7

НАШИ ПРОЕКТЫ

Слайд 8

Практическое применение метода проектной деятельности на примере проектов 3 «Б» класса МБОУ Школа №8 г. о. Лыткарино

Слайд 9

«Покорители космоса».

Слайд 10

Задачи проекта: 1 . Воспитывать чувство гордости за свою страну. 2. Развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности детей в процессе практической деятельности. 3. Способствовать развитию речи через составление описательных рассказов. Расширить и активизировать словарный запас детей по теме «Покорители космоса». 4. Вызвать эмоциональный отклик на результат своей деятельности.

Слайд 14

Особая педагогическая значимость проектного метода: он, являясь методом практического целенаправленного действия, открывает возможность формирования собственного жизненного опыта ребенка с ЗПР; это метод, идущий от детских потребностей и интересов; проектирование позволяет решать задачи коррекционно-развивающего процесса, не перегружая их, создавая положительный эмоциональный настрой, формируя познавательные интересы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование читательских компетенций у младших школьников через проектную деятельность

Этот материал можно использовать при выступлении на семинарях, педагогических советах....

Обобщение опыта педагогической деятельности тема: «Формирование коммуникативной компетенции учащихся 1 ступени через проектную деятельность»

Основной проблемой образования на современном этапе становится не усвоение постоянно увеличивающегося объема знаний, а ориентация в потоке возрастающей информации, а также производство знания, которог...

Формирование ключевых компетенций младших школьников во внеурочной проектной деятельности и содружестве педагогов, семьи, ребенка

Статья посвящена организации проектной деятельности младших школьников. Из опыта работы...

Формирование читательских компетенций младших школьников через организацию проектной деятельности.

quot;Чтение должно стать для ребенка  очень тонким инструментом овладения знаниями  и  вместе с тем источником богатой духовной жизни"   В.А,Сухомлинский.. В статье расс...

Доклад " «Формирование ключевых образовательных компетенций обучающихся через включение в проектную деятельность»

Доклад содержит  в себе информацию о формировании  ключевых образовательных компетенциях обучающихся через включение их в проектную деятельность....

Статья "Система работы по формированию читательской компетенции обучающихся в урочной и внеурочной деятельности"

Данная статья содержит несколько приемов, которые я использую на уроках литературного чтения по формированию читательской компетенции....