Педагогические условия оптимизации процесса обучения чукотскому языку в начальной школе (из опыта работы)
статья
Практико-ориентированный подход к организации обучения чукотскому языку поможет учащимся получить целостную картину мира. Она складывается у школьников при условии формирования практических умений, умений пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни, развития способности переносить сформированные навыки из одной предметной сферы в другую, из одного вида деятельности в другой.
Усилению практической направленности уроков чукотского языка служит повышение роли связных высказываний на уроках. В этом случае будет не лишним практиковать на занятиях по родному языку творческие задания по развитию речи с определенным сроком их обязательного выполнения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
оптимизация обучения чукотскому языку | 42.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогические условия
оптимизации процесса обучения чукотскому языку в начальной школе
(из опыта работы)
Учитель МБОУ НШ с. Айон
Т.П. Головкова
"И если завтра мой язык исчезнет,
То я готов сегодня умереть"
Расул Гамзатов
1. Актуальность опыта
Судьба каждого народа неразрывно связана с судьбой его языка. Язык – это поддержка и опора для каждого из нас. Много в мире различных культур, национальностей и, конечно, языков. Каждый язык несет в себе всю культуру своего народа и отображает их традиции и историю. На современном этапе наблюдается снижение роли и значимости родного (чукотского) языка.
С такой проблемой столкнулась я с первых дней работы в школе.
Язык — это средство самоидентификации народа, и без него мы утратим чукотскую культуру. Но проблема в том, что падает престиж знаний, сужается круг влияния родного языка во всем жизненном пространстве коренного народа Чукотки . Предпочтение отдается русскому языку. Никто не запрещает человеку изучать и знать многие другие языки, это только обогащает его. Но родной язык - это тот, на котором человек думает.
Чукотский язык и чукотская культура уникальны. Если мы утратим этот язык, эту культуру, то потом спустя десятки лет, будем собирать ее по крупицам. Таких примеров в мировой истории много.
Чукотский язык «родился» в тундре и сосредоточил в себе все особенности кочевого образа жизни чукотского народа. Но сегодня профессия оленевода теряет престиж, все меньше людей остаются в тундре, чтобы продолжать традиции.
Понятно, что оленеводческая культура не может сохраняться в том виде, в котором была в 19 веке. Она не приспособлена к современным реалиям урбанизированного общества. Высока вероятность, что, если уйдет традиционное оленеводство, то уйдет и язык. Как это почти случилось с ительменским языком, входящим в чукотско-камчатскую семью. Но надежда есть, потому что языки выживают, несмотря на то, что культура их носителей очень сильно меняется. Хотелось бы сохранить чистый родной язык, как важнейшее звено, связывающее нас с прошлым, а с нами последующие поколения.
В школе я работаю почти 50 лет, и постоянно передо мной стоит вопрос: как изменить отношение к родному языку, развить интерес к нему. Как сохранить чистый родной язык, как важнейшее звено, связывающее нас с прошлым, а с нами последующие поколения? Наш собственный пример в использовании родного языка и проявления интереса к нему – самая эффективная форма по сохранению родного языка.
2. Ведущая педагогическая идея опыта
Как удерживать внимание учеников на уроке, с помощью каких средств и методов зажечь в их глазах пытливый огонек жажды знаний, учить без принуждения? И возможно ли это?
На мой взгляд, знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся прочными и полезными – это мертвый груз.
Каждое учебное занятие должно быть интересно и познавательно, увлекать учащихся, мотивируя на обучение. Задания должны быть не только интересны, но и выполнимы в процесс осуществляемой практической деятельности. Учебные занятия необходимо организовывать не по шаблону и стандарту, каждое должно быть оригинальным и запоминающимся, иметь элемент неожиданности, доступность учебного материала, его соответствие возрасту и развитию учащихся.
Считаю, при обучении родному языку целесообразно использовать практико-ориентированный подход к организации обучения, создание на уроке реальной речевой ситуации повседневного общения, формирование нового содержания образования, соответствующего запросам современного информационного общества, специфике социальных коммуникаций.
Например, лексика нацелена на практическую деятельность человека. Поэтому, желательно время от времени подчеркивать необходимость глубокого погружения в нее, используя все ее возможности.
Усилению практической направленности уроков чукотского языка служит повышение роли связных высказываний на уроках. В настоящее время все больше возрастает роль устного слова. Этому способствуют информационные и авторские выпуски радио, телевидения, газеты на родном языке, широкое участие в общественной жизни, а самое главное, живое каждодневное общение близкого круга людей в семье. В этом случае не лишним будет практиковать на занятиях по родному языку творческие задания по развитию речи с определенным сроком их обязательного выполнения.
Таким образом, практико-ориентированный подход к организации обучения чукотскому языку поможет учащимся получить целостную картину мира. Она складывается у школьников при условии формирования практических умений, умений пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни, развития способности переносить сформированные навыки из одной предметной сферы в другую, из одного вида деятельности в другой.
3. Теоретическая база опыта
В ходе работы мною был изучен и переосмыслен опыт отечественных педагогов Ю.М. Васина, Е.В. Парферова, М.В. Шмелева, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, И.С. Якиманская.
Основу педагогического опыта составляют следующие идеи:
- Практико-ориентированный подход к обучению (Ю.М. Васина, Е.В. Панферова, М.В. Шмелева)
- Идея учета возрастных особенностей в обучении и развитии (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов)
- Идея актуализации субъектного опыта личности (И.С. Якиманская).
И. С. Якиманская в организации обучения предлагает опираться на ряд положений:
- индивидуальность и самоценность ребёнка, как активного носителя субъектного опыта, выступают в качестве приоритета образовательного процесса;
- при конструировании и реализации образовательного процесса необходима особая работа по выявлению опыта каждого ученика, его социализации; по контролю над складывающимися способами учебной работы; по обеспечению сотрудничества ученика и учителя, направленного на обмен различного содержания опыта; по специальной организации коллективно распределенной деятельности между всеми участниками образовательного процесса;
- основным результатом учения становится формирование познавательных способностей на основе овладения соответствующими знаниями и умениями.
4. Технология опыта
Цель моей работы: повышение качества знаний учащихся по родному языку.
Для выполнения поставленной цели было необходимо решить следующие задачи:
- выявить педагогические условия оптимизации процесса обучения на уроках родного языка в начальной школе;
- проверить на практике позитивное влияние данных условий на повышение качества знаний, развитие интереса к предмету;
- разработать дидактический материал к урокам чукотского языка, таблицы, схемы-опоры, технологические карты уроков, внеклассные мероприятия, направленные на решение поставленной цели работы.
Чтобы решить поставленные задачи, я разработала технологию реализации педагогических условий оптимизации учебного процесса на уроках родного языка в начальной школе.
Данная технология включает 3 этапа:
№ | Этапы | Содержание работы | Результат |
I | Подготовительный | Изучение литературы по теме, истории возникновения вопроса, анализ программ и учебников по родному языку для 1- 4 классов и 5 класса с целью осуществления преемственности при переходе учащихся на II ступень обучения, анализ проведенной диагностики познавательной деятельности и интереса учащихся к родному языку, определение и выбор наиболее эффективных педагогических условий оптимизации образовательного процесса на уроках родного языка. | Выбор наиболее эффективных методов и способов работы по теме, подбор и определение показателей результативности работы |
II | Основной | Применение намеченных методов и приемов на практике. Административный контроль и оценка работы. | Наличие позитивной динамики результатов. |
III | Регулировочный | Анализ причин положительных или отрицательных изменений, планирование дальнейших действий по устранению негативных признаков и корректировка содержания технологических этапов. | Анализ и корректировка выбранных методов и способов с целью увеличения положительной динамики |
Но в связи с тем, что и на втором этапе осуществляется промежуточный мониторинг оценки работы, анализ результатов, то можно сказать, что основной и регулировочный этапы протекали параллельно.
5. Описание опыта
Я изучила педагогическую литературу по теме, проанализировала свой опыт работы и опыт моих коллег, прошла курсы повышения квалификации по теме «Формирование педагогических компетенций при использовании практико-ориентированного подхода в обучении детей родному языку»
что позволило мне сформулировать педагогические условия оптимизации образовательного процесса на уроках родного языка:
Первое - использование игровых технологий
Характерной чертой практико-ориентированной технологии является моделирование практико-ориентированных ситуаций и поиск путей их решения. Ведущий метод - игра. Организационными формами могут быть деловые игры, ролевые и сюжетные игры - путешествия, дидактическая игра. Из опыта могу сказать, что именно игра служит как бы переходным мостиком к учению; той средой, в которой легче, интереснее проходит познавательная деятельность. Игровые задания положительно влияют на развитие смекалки, находчивости, сообразительности.
Я использую игру и как метод обучения, и как средство организации обучающихся на разных этапах урока и во внеурочной деятельности.
Если во время организованной образовательной деятельности ребёнок получает знания, то во время игры он имеет возможность отразить знания об окружающем мире, поделиться этими знаниями с товарищами, найти единомышленников по интересам. Отдельные виды игр по-разному действуют на познавательно-речевое развитие. Сюжетно-ролевые игры расширяют представления об окружающем мире, способствуют развитию речевого диалога. Игры-драматизации способствуют более глубокому пониманию смысла обыгрываемых произведений и активизируют речь. Дидактические игры занимают особенно важное место в этой работе, поскольку обязательным элементом в них является познавательное содержание и умственные задачи. Многократно участвуя в игре, ребёнок прочно осваивает знания, которыми он оперирует. А, решая умственную задачу в игре, ребёнок научится запоминать, воспроизводить, классифицировать предметы и явления по общим признакам.
Рассмотрим несколько примеров:
Прием «Вещественное доказательство»:
- Иа'м гытгак галгат нырин'эк'инэт омнотагты, тык'ыл¸-ым ванэван? (Почему осенью утки, гуси улетают на юг, а сова –нет?).
- К'эл¸юк'-ым льэл¸енкы уйн'э ыргин рэнрэн', тык'ыл¸-ым пэнрыльыгыннэк. Ынин роол¸к'ылтэ: мэл¸ётал¸гын, пипик'ыл¸гын, рэвымрэв. (Потому что зимой им нечем кормиться, а сова – хищная птица. Её еда: заяц, мышь, куропатка).
Прием «Песни»
Прослушав песню на родном языке «Гырэп и'рэльин», учащиеся должны предположить, какой теме будет посвящен урок. (Стихотворение В. Тынэскына «Песня гонщика на оленьей упряжке», 3 кл.)
Кластер «Эвэнэгыргын» – «Охота на море»
Ивинильын – охотник
Рыркы – морж
Мэмыл – нерпа
Унъэл – лахтак
Ивиник – охотиться на море
Ровтык – вылезать на льдину
Кластер «Оленеводы» - «К'орагынрэтыльыт»
Н'элвыл – стадо
Рыюк – пасти
Авээн – пастбище
Эмнун' - тундра
К'оран'ы – олень
К'эюук'эй – олененок
Рок'ыр - овод
Данные кластеры научат:
- высказываться обращенно к конкретному лицу, в конкретных условиях общения;
- выражать законченную мысль, имеющую коммуникативную направленность;
- высказываться логично и связно;
- высказываться с достаточной скоростью, обеспечивающей отсутствие необоснованных пауз между фразами, что может нарушить взаимопонимание.
Эвристические разминки на тему «Традиционная одежда»:
Составь слова из слогов и переведи на русский язык:
Наг к'о тэ (к'онагтэ – брюки)
Кэр к'ал гэ (к'алгэкэр – детский комбинезон)
Гын ты вы (вытычгын – камлейка)
Гын гыр чым (чымгыргын – опушка шапки, капюшона)
Рык кы вын (кырыквын – головной платок)
«Много – один»: я называю один предмет, а вы – много:
Плекыт (плякылгын)
Пучьэт ( почьалгын)
Плекыт (плякылгын)
Мычыквыт (мычыквын)
«Допиши слово по первому слогу»:
Иръ.., ли..., къэ.., пле…
«Что лишнее?». Определи лишнее слово и зачеркни:
К'онагтэ, лилит, пчик'эт, к'алгэкэр.
Мычыквын, иръын, панрак'онагтэ, тиркытир.
Койн'ын, мэмылк'онагтэ, вытычгын, а'ноквын.
Эти разминки направлены на развитие памяти, внимания детей при изучении орфографических явлений языка, облегчая обучающимся решение учебных задач.
Уже с первых дней обучения родному языку стихотворные тексты о буквах, скороговорки и чистоговорки, записанные на доске, не только повышают настроение на уроке, не только объединяют и организуют детей своим ритмом, но при определенных условиях являются прямым и эффективным средством опережающего изучения букв алфавита, звуков
Второе - применение алгоритмов, использование схем-опор
На уроках родного языка для закрепления полученных знаний широко применяю алгоритмы. Стараюсь не давать готового алгоритма, а в совместной деятельности на уроке подвожу детей к самостоятельному его созданию. Но учу детей не только составлять алгоритмы, но и упрощать их.
По моим наблюдениям, большую часть класса составляют дети-визуалы, которым для прочного усвоения учебного материала необходимо представить алгоритм в виде схемы-опоры (блок-схемы, таблицы). Степень осмысления изучаемого материала повышается, его запоминание и интеллектуальное развитие ребенка усиливается при использовании самостоятельного составления ими обобщающих схем-опор. Ученики приступают к их созданию, когда материал в основном осознан, усвоен, обобщен, а его переработка углубляет и систематизирует приобретенные знания. Первоначально эта работа носила коллективный характер, далее групповой. Индивидуальный характер еще только предстоит опробовать.
Используя блок-схему, как алгоритм, выполняют задания, отвечают на вопросы, выбирают правильные ответы. Схема, или алгоритм, составляет стержень, вокруг которого выстраиваю урок с применением разнообразных приемов и средств обучения. Урок может идти по схеме, но главное – работают все учащиеся: анализируют, группируют, классифицируют, обобщают.
По опыту отметила, что блок-схемы и алгоритмы позволяют избежать перенасыщенности и пустот на уроке, придают урокам стройность, четкость.
Третье - использование элементов проблемно - поисковых технологий.
Исследовательская технология требует реализации педагогической модели - «обучение через открытие». Ведущий метод – проблемное обучение. Проблемное обучение составляет основу развивающего обучения, но задания, преподнесенные в одной и той же форме, теряют свой положительный эффект, поэтому я стараюсь их разнообразить так, чтобы они будили мысль учеников, пробуждали желание узнать что–то новое, побуждали к самообразованию, саморазвитию. Это могут быть задания на сравнение, группировку, классификацию и т. д. Часто использую задания разной степени проблемности. Сначала задание предлагается на более трудном уровне. Тем, кто не сможет справиться с заданием самостоятельно, даю карточки, которые предлагают различную меру помощи при выполнении задания, т. е. его индивидуализацию. Выполняя подобные задания, учащиеся сравнивают, сопоставляют, анализируют, делают самостоятельные выводы. При этом могут обращаться к справочной литературе, что делает процесс обучения наиболее эффективным. При такой организации проблемного урока нет изначального деления на «сильных», «слабых»: задачи для всех одинаковые. Конечный результат - формулировка правила на одном из уровней проблемности - показатель самостоятельности и активности мыслительной деятельности учащихся. Проблемные задания могут быть даны с использованием ребусов, загадок, кроссвордов и т.д.
Применение проблемно-поисковых технологий помогает перераспределить деятельность учителя и учащихся, что является движущей силой развития интеллектуальной активности детей.
Четвертое - использование информационных технологий.
Считаю, что важная роль по формированию у детей стремления к самообразованию, реализации своих способностей отводится новым информационным технологиям, внедряемым в учебный процесс, начиная с его самых ранних этапов.
ИКТ - компьютерные программы, ЦОРы, аудио- и видеозаписи, работа с различными источниками информации - использую в своей профессиональной деятельности в полной мере, т.к. в нашем образовательном учреждении имеются все условия для этого.
ИКТ вызывают познавательный интерес, предупреждают переутомление учащихся, создается ситуация успеха, настрой на урок и совместную деятельность.
При сообщении темы и цели урока часто использую ИКТ (представление наглядного материала, например, презентация). Стараюсь использовать компьютер на разных этапах урока: во время объяснения нового материала, для закрепления изученного, для тренировки, отработки изученного, для тестирования, проверки знаний. Задания для детей выводились на большой экран. Постепенно, по мере овладения учащимися компьютером, все больше заданий дети выполняли самостоятельно.
Главной проблемой для меня была логика включения компьютера в урок. Если грамматический разбор, редактирование текста могут быть относительно независимыми компонентами урока, то орфографическая работа на компьютере находится в тесной взаимосвязи с непосредственным письмом в тетради. Правописание предполагает сознательный двигательный навык, задействование фактора руки, а написание буквы и простое нажатие клавиши с этой буквой - вещи разные.
Конечно, играет свою положительную роль и орфографическая работа на компьютере: вставляя пропущенную букву в слово, ученик определяет тип орфограммы, вспоминает соответствующее правило, подбирает проверочные слова. Но всегда помню, что такая работа не может заменить обычного диктанта или творческого письма.
Стараюсь разрабатывать задания различного уровня сложности. Иногда для индивидуализации обучения провожу фронтальный опрос, во время которого весь класс работает с сигнальными карточками. Слова даю более сложной структуры. В это время к компьютеру приглашаю учеников, допускающих ошибки на данную орфограмму. Задание то же, но уровень трудности ниже, слова менее сложные. Особую значимость приобретает обстановка, позволяющая ученику пережить чувство успеха в достижении учебных целей. У слабоуспевающего ученика появляется неподдельное желание начать работу. Он за компьютером, это – как поощрение, как доверие. Такой подход ведет к гуманнизации обучения, вызывает желание учиться даже у слабоуспевающего ученика, развивает интерес к предмету.
Компьютер помогал быстро и эффективно самостоятельно работать с объемным текстом. Используя возможность выделения из текста главного, ключевых фраз, ребенок учится на основе отобранной информации составлять короткий конспект, у него формируются навыки рационального запоминания материала.
Компьютер помогал преодолевать все страхи, неуверенность в собственных силах, вызывал положительное отношение к языку и изучаемому предмету.
Хочется сказать, что широкое использование компьютера в начальной школе дает возможность в полной мере реализовать принцип «учение с увлечением», и тогда даже такой не очень любимый некоторыми школьниками предмет как родной язык имеет равные с другими предметами шансы стать любимым детьми, что и произошло в моем классе.
Пятое - метод проектов.
Умение младших школьников пользоваться компьютером навело меня на мысль о том, что с целью углубления знаний учащихся, для создания полноценных условий для личностного развития каждого ребенка, формирования активной позиции, приобретения детьми опыта исследовательской деятельности необходим метод проектов, который можно сочетать с работой на компьютере. По моему убеждению, для продуктивной проектно - учебной деятельности младшим школьникам необходима особая готовность, «зрелость», поэтому в 1-2 классах я работала над:
- формированием у обучающихся ряда коммуникативных умений;
- развитием мышления обучающихся, формированием определенной интеллектуальной зрелости;
- наличием у обучающихся опыта развернутой, содержательной, дифференцированной самооценочной и оценочной деятельности.
Позже, в 3-4 классах, я использовала в работе метод проектов. Дети участвовали в создании таких проектов: «Профессии наших мам», «Традиции моего народа» (создание тренировочных заданий по изученной теме), «Подари буклет другу» (создание буклетов для обобщающих уроков на самые трудные орфограммы), «Словарик-разговорник» и др. Над всеми проектами дети работали по технологии работы над проектом:
Этапы | Задачи | Деятельность учащихся | Деятельность учителя |
I.Мотивационный (целеполагание) | Определение темы, выявление основной или нескольких проблем. | Обсуждают, уточняют, предлагают собственные идеи. | Заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой. |
II. Планирующий (подготовительный) | Формулирование задач, выработка плана действий. | Формулируют задачи, выдвигают гипотезы. | Помогает в анализе и синтезе, наблюдает. |
III.Выбор методов проверки принятых гипотез. | Установка критериев оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности. | Обсуждают методы проверки, выбирают источники информации, способы совместной деятельности. | Сначала максимальная помощь, позднее консультации, наблюдение. |
IV.Информационно- оценочный (выполнение) | Поиск информации, работа над проектом. | Собирают материал, работают с литературой и другими источниками. Проводят исследование. | Наблюдает, координирует, сам является информационным источником. |
V. Рефлексивно– оценочный (защита проекта) | Представление результатов проектирования. | Представляют проекты, защищают, обсуждают. | Участник коллективно– оценочной деятельности. |
По моим наблюдениям, по отзывам учащихся, по результатам проведенных контрольных срезов стало ясно, что данная работа нашла значительный отклик в душах ребят, способствовала выработке хороших знаний по темам, изучаемым с использованием метода проектов.
Шестое - использование нетрадиционных типов уроков.
По мере взросления детей, по мере накопления ими знаний меняется и тип нетрадиционного урока. Если для обучающихся 1-2 классов интересными и эффективными являются такие типы уроков как урок-сказка, урок-игра, урок-театрализация, урок-путешествие, то для учащихся 3-4 классов выбираю другие уроки: урок-семинар, урок-конференция, урок-заседание ученого совета и другие. Нетрадиционные уроки, необычные по замыслу и организации, нравятся учащимся больше, чем обычные уроки со строгой структурой и установленным режимом работы.
Седьмое - межпредметная интеграция
На основе межпредметных связей строятся интегрированные уроки, которые в свою очередь и активизируют интерес учащихся к предмету. Но лучше мне удаются интегрированные уроки родного языка и окружающего мира, родного языка и литературного чтения.
6. Заключение. Таким образом, на основании проделанной работы были выявлены:
I. Наиболее эффективные педагогические условия оптимизации процесса обучения на уроках родного языка в начальной школе:
- Использование игровых технологий.
- Применение алгоритмов, использование схем-опор.
- Использование элементов проблемно - поисковых технологий.
- Использование информационных технологий.
- Метод проектов.
- Использование нетрадиционных типов уроков.
- Межпредметная интеграция.
II. Комплексное применение их на практике позволило повысить качество знаний по родному языку и всем предметам.
III. У младших школьников МБОУ НШ с. Айон значительно возросла интеллектуальная активность, вербальная память, избирательность внимания.
Обучающиеся имеют хорошие знания, которые они не привыкли получать в готовом виде. Они являются активными участниками процесса обучения, то есть работа по оптимизации процесса обучения на уроках родного языка вышла за рамки одного предмета и позволила сформировать способность личности, которая наиболее востребована в третьем тысячелетии, - учиться всю жизнь, способность к саморазвитию.
Выводы Использование технологии практико-ориентированного обучения:
♦ активизирует познавательный интерес к предмету;
♦ демонстрирует практическое значение и важную роль предмета в жизни человека и общества;
♦ повышает качество знаний;
♦ играет значимую роль в профориентационной работе с обучающимися.
Библиографический список:
1. Бетенькова Н. М. Орфография и грамматика в рифмовках. - М.: Пр., 2004.
2. Бетенькова Н. М. Игры и занимательные упражнения на уроках русского
языка. – М.: Издательство Астрель, 2002.
3. Бетенькова Н. М., Фонин Д. С. Конкурс грамотеев.- М.: Пр., 1996.
4. Волина В. В. Веселая грамматика.- М.: «Знание», 1995.
5. Волина В.В. Учимся играя – М.: Пр., 1994.
6. Емельянова Н.Б. Мынымгомык ӆыгэвэтгавык. Учимся говорить по-чукотски.- ООО "Миралл", ГП ЧАО "Изд. "Крайний Север", 2006.
7. Поломошнов И.В., Керек А.Г. Конспекты уроков по изучению имени существительного на уроках чукотского языка во 2 классе национальной школы. - Анадырь, 1979.
8. Львов М. Р. Школа творческого мышления. – М.: Дидакт, 1993.
9. Юркевич Ю.С. Одаренный ребенок. Иллюзии и реальность. - М.: Просвещение, 1996.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогическое сопровождение введения ФГОС в 1-2 классах начальной школы. Из опыта работы учителя начальных классов Щербаковой Татьяны Геннадьевны.
Так как результаты деятельности учителя предполагают оценку качества образования по ряду обязательных критериев, необходим мониторинг УУД у учащихся начальной школы. В презентации предста...
Мониторинг сформированности УУД в процессе обучения английскому языку в начальной школе
В статье сделана попытка привести в ситему мониторинг универсальных учебных действий в процессе обучения английскому языку в начальнойй школе. Определены актуальность и новизна методических реком...
Индивидуальный план коррекционной работы по чтению и русскому языку в начальной школе (из опыта работы)
Материал содержит пошаговый план коррекционной работы по русскому языку и чтению с неуспевающими учениками....
«Помогайки» памятки по русскому языку для начальной школы (из опыта работы)
Содержание Лента букв АлфавитГласные звукиТранскрипцияЗвукобуквенный анализ словЧасти речи (самостоятельные и служебные)Имя существительноеИмя прилагательноеГлаголПредложениеГрамматическая о...
Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка в начальной школе (из опыта работы)
Хочу поделиться своим опытом работы с привлечением справочной литературы и Интернет-ресурсов на уроках русского языка....
Роль игры в процессе обучения иностранному языку в начальной школе
Немаловажную роль в обучении иностранному языку играет мотивация. Одним из основных видов деятельности младших школьников является игра, поэтому ее можно применять как эффективное средство развития ин...
Применение активных методов обучения на уроках в начальной школе (из опыта работы)
Перед учителем поставлены новые цели: формирование универсальных учебных действий и мотивации к обучению. В статье рассказывается, какие приемы можно использовать на уроке....