Литературное краеведение. Рабочая программа
рабочая программа

Хабибулина Руфа Хантимировна

Пояснительная записка

           

В последнее десятилетие в образовательных учреждения резко возрос интерес к изучению своего края. Это обусловлено рядом причин: желанием познать мир, в котором живёшь; новыми подходами к процессу обучения, гуманизацией образования, ориентацией на развитие личности; осознанием эффективности краеведческого принципа обучения (от известного к неизвестному, от частного к общему).

Жизнь востребовала от школы, кроме функции социального института общества, выполнить другое естественное предназначение – передать подрастающему поколению богатства языка и культуры, традиции и духовно – нравственные ценности, опыт жизни народа.

Современное развитие российского общества, обостряющее процессы поиска человеком смысла своего существования и места в нём, выдвигает нравственно – эстетическое воспитание и его организацию на новые позиции в обществе. Система образования России, разрабатывая программы развития воспитания различных уровней на ближайшие годы, предусматривает духовно – нравственное становление детей и молодёжи. Такой подход закреплён Законом РФ «Об образовании», где говорится о защите системой образования культур и региональных традиций в условиях многонационального государства.

Краеведение – это изучение природы, населения, хозяйства, истории и культуры какой – либо части страны. Через краеведение осуществляется связь школы с жизнью родного края, с его культурой. Именно в начальной школе закладываются основы познавательного интереса к изучению края как окружающего ребёнка микромира, создаются условия для формирования нравственных чувств, этики поведения (что составляет базу для духовно –ценностной и практической ориентации ребёнка). Ребёнок на доступном для него уровне осознаёт важность и ценность лично для него окружающего его микромира; в привычном окружении открывает новые стороны; учится грамотно взаимодействовать с микромиром.

Комплексный характер взаимодействия ребёнка с окружающим миром в условиях родного края определяют основные объекты изучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

        

В последнее десятилетие в образовательных учреждения резко возрос интерес к изучению своего края. Это обусловлено рядом причин: желанием познать мир, в котором живёшь; новыми подходами к процессу обучения, гуманизацией образования, ориентацией на развитие личности; осознанием эффективности краеведческого принципа обучения (от известного к неизвестному, от частного к общему).

Жизнь востребовала от школы, кроме функции социального института общества, выполнить другое естественное предназначение – передать подрастающему поколению богатства языка и культуры, традиции и духовно – нравственные ценности, опыт жизни народа.

Современное развитие российского общества, обостряющее процессы поиска человеком смысла своего существования и места в нём, выдвигает нравственно – эстетическое воспитание и его организацию на новые позиции в обществе. Система образования России, разрабатывая программы развития воспитания различных уровней на ближайшие годы, предусматривает духовно – нравственное становление детей и молодёжи. Такой подход закреплён Законом РФ «Об образовании», где говорится о защите системой образования культур и региональных традиций в условиях многонационального государства.

Краеведение – это изучение природы, населения, хозяйства, истории и культуры какой – либо части страны. Через краеведение осуществляется связь школы с жизнью родного края, с его культурой. Именно в начальной школе закладываются основы познавательного интереса к изучению края как окружающего ребёнка микромира, создаются условия для формирования нравственных чувств, этики поведения (что составляет базу для духовно –ценностной и практической ориентации ребёнка). Ребёнок на доступном для него уровне осознаёт важность и ценность лично для него окружающего его микромира; в привычном окружении открывает новые стороны; учится грамотно взаимодействовать с микромиром.

Комплексный характер взаимодействия ребёнка с окружающим миром в условиях родного края определяют основные объекты изучения.

Природа – типичные и редкие виды организмов; типичные природные сообщества в пределах изучаемой территории; природные ресурсы края.

Население – особенности культуры местного населения.

Искусство – народные промыслы, связанные с использованием природного материала: произведения профессионального искусства: мифы, сказки, игры,  песни местного населения.

История – происхождения названий населённых пунктов и других географических объектов

Цель: создать условия для духовно – ценностной и практической ориентации ученика в окружающем микромире.

Задачи: 

Познакомить с историей, культурой, жизнью и бытом жителей родного края;

ввести детей в увлекательный мир культур народов Ямала, помочь им разобраться в этом многообразии культур;

развивать у детей чувство уважения, непредубежденное понимание смысла поведения и культурных особенностей всех народов Ямала;

учить детей видеть черты национального своеобразия в облике людей, их одежде, украшениях, предметах быта;

формировать нравственно-эстетическую отзывчивость на прекрасное в поведении и поступках людей;

помочь детям понять истоки выразительности различных видов профессионального искусства;

расширить знания учащихся о природе родного края;

показать разнообразие и богатство растительного и животного мира;

воспитание у учащихся активной гражданской позиции, любви и ответственного отношения к хрупкому миру природы;

развивать экологическую культуру учащихся;

формирование мировоззрения, внутренней культуры личности;

формирование гражданской убеждённости;

воспитание интереса к своей малой Родине.

В основу воспитательной системы программы заложен принцип эстетического воспитания, т.е. целенаправленный процесс формирования у воспитанников эстетического отношения к действительности.

Воспитательная система на занятиях реализуется следующим образом:

  • оформление кабинета изделиями, выполненными воспитанниками кружка;
  • оформление методического и дидактического материала (красочные иллюстрации, фотографии);
  • посещение музеев, выставок народного творчества;
  • сопровождение уроков стихами, легендами, историческими сведениями, красивой музыкой;
  • приобщение и постоянный контакт с природой.

Принцип построения курса – изучение окружающей действительности по гносеологической спирали – от своего посёлка, до района, округа.

Изучение осуществляется через различные виды деятельности учащихся: познавательную, коммуникативную, художественно – эстетическую, трудовую природоохранную.

Познавательная деятельность связана с приобретением и совершенствованием знаний, получаемых учащимися от учителя в виде информации; чтение краеведческой литературы; выполнение заданий на применение знаний.

Коммуникативная деятельность предполагает активность самих учеников, что проявляется, например, при подготовке и выполнении сообщений в классе.

Художественно – эстетическая заключается в восприятии эстетических свойств природных объектов и произведений искусства. Разнообразны и формы художественного творчества учащихся: выполнение рисунков, плакатов, сочинений родному краю.

Трудовая природоохранная деятельность связана с сохранением и улучшением окружающей среды. Реально возможности такой деятельности ограничены преимущественно благоустройством своего класса, школы. Сюда входит: озеленение класса: разведение комнатных растений, уход за ними; уборка территории школы.

Программа «Краеведение» рассчитана на три года обучения, предназначена для детей  8-10 лет. Состав группы может быть как одновозрастным, так и разновозрастным.

Программа предусматривает 1 час занятий в неделю.

Первый курс программы «Краеведение» был составлен на основании анализа программы Ермолаева Л.К., Лебедева И.М. «Чудесный город Санкт – Петербург», второй и третий курс являются  авторскими.

Занятия по программе «Краеведение» представляют собой своеобразную форму организации групповой деятельности. Содержание этой деятельности определяется, в первую очередь, той темой, которая предлагается детям для рассмотрения, а также отработкой соответствующих умений по использованию осваиваемого знания. Основными формами выявления уровня усвоения программы являются викторины, тесты, выставки работ, коллективные обсуждения пройденных тем.

Разнообразные способы определения результативности «вплетены» в образовательно-воспитательный процесс. Как правило, они выступают для детей в скрытой форме, предъявляются детям либо как игра, как состязание, как проверка собственных сил.

Методы занятий характеризуются постепенным смещением акцентов с репродуктивного на саморазвивающие,  продуктивные; с фронтальных на групповые и индивидуальные.

Основными педагогическими принципами, обеспечивающими реализацию программы, являются:

  • учёт возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников и общего развития личности;
  • доброжелательный психологический климат на занятиях;
  • подбор методов занятий соответственно целям и содержанию занятия и эффективности их применения;
  • оптимальное сочетание форм занятий – индивидуальной, парной, групповой, коллективной в рамках фронтальной.

Теоретическая часть занятия может быть представлена коротким рассказом или беседой с демонстрационным материалом, который используется как средство повышения внимания и наблюдательности. Теоретический материал может преподносится и в виде игры, дискуссии или разрешения проблемной ситуации.

После изучения материала  курса  «Краеведение» обучающийся должен:

иметь представление:

 о жизни и быте жителей родного края;   о культуре народов Севера;   о разнообразии растительного и животного мира родного края;

знать:

посёлки своего района их топонимы;  города своего округа;  символы (герб, флаг) посёлка, района, округа;  реки,  протекающие на территории посёлка, района, округа их притоки;

увидеть черты национального своеобразия в облике людей, их                  одежде, украшениях, предметах быта; приметы народов севера;  известных людей ЯНАО;

Содержание программы

п/п

Наименование  темы

всего

1

Введение в программу. Этнический состав населения. Жизнь и быт северных народов.

2

2

Наш посёлок. Географическое положение. Достопримечательности села. Основные занятия. Экскурсия в музей, коми-избу, по селу.

4

3

Наш район. Поселения Шурышкарского района. Символы района

2

4

Подготовка и защита рефератов «Моя малая Родина»

2

4

Наш округ. Геральдика округа. Географическое положение. Города округа.

2

5

Речная сеть.

1

6

Растительность.

2

7

Животный мир. Экскурсия в музей.

3

8

Знаменитые люди нашего края.

1

9

Сказки народов Севера.

5

10

Стихи и рассказы народов Севера

3

11

Устное народное творчество народов Севера. Приметы, пословицы, загадки.

3

12

Народные праздники

1

9

Подготовка и защита рефератов «Край, в котором я живу»

3

ИТОГО

34

СОДЕРЖАНИЕ

Введение в программу Знакомство с содержанием программы. Инструктаж по технике безопасности. Ханты. Семья и общество. Дом и очаг. Из чего делают чум? Названия частей чума. Чум и очаг. Обстановка чума. Правила поведения в чуме. Люлька. Игрушки. Каким богам поклонялись ханты.

 Одежда народа ханты. Мужская одежда. Женская одежда. Цвет и цветовая символика. Дополнение к одежде (обувь, сумки). Оформление одежды. Орнамент.

Экскурсия в краеведческий музей. Практическая работа изготовление ханты игрушки – куклы. Изготовления макета чума.

Коми. Семья и брак. Запреты, поверья, обычаи. Народные верования. Интерьер коми крестьянской избы.

Традиционная мужская и женская одежда коми.  Коми пословицы,  поговорки, загадки  об одежде. Традиционные украшения коми. Орнамент.

Экскурсия в краеведческий музей. Оформление альбома «Коми одежда».

        Ненцы. Быт и культура. Чум. Распределение обязанностей в ненецкой семье. Мир богов и духов в представлении  ненцев. Ненецкие шаманы. Оформление одежды, орнамент. Художественное оформление меховых изделий у ненцев. Экологический календарь ненцев.

Оформление альбома «Календарь ненцев».

        Селькупы. Селькупы – загадочный  народ севера. Традиции и обычаи  селькупов. Жилище. Одежда и обувь. Украшение верхней одежды. Календарь. Селькупские имена. Оформление альбома «Календарь селькупов».

        Русские. Понятие о народе, народной культуре. Крестьянский дом. Народный костюм. Народные верования. Найти общее и различное в костюмах народов нашего края.

 Национальная (коми, ханты, ненецкая, русская, селькупская) кухня. Чаепитие.

        Приметы народов Севера. Народные приметы. Ю.Шесталов «Так в народе говорят», Р.Ругин «Приметы», Огдо Аксёнова «Долганские приметы». Оформление альбома «Приметы народа Севера».

Проведение викторины «Приметы природы».

 Наш посёлок. Посёлок  - «живой» (он рождается; состоит подобно живому существу из множества «клеточек» - домов, у него есть «сосуды» - реки, имеются даже «руки» - улицы, «лёгкие» -леса, «сердце» - центр. Подобно человеку посёлок может болеть.

Дома - «клеточки» посёлка – созданы людьми, зависят от отношения к ним людей.

Улицы – «руки – ноги» посёлка созданы людьми, приносят пользу людям (по улицам движется транспорт, который перевозит людей и грузы, что способствует жизни посёлка, улица имеет название и нумерацию домов, что не позволяет человеку не заблудиться  в посёлке.

 Реки «сосуды» посёлка – созданы природой, приспособлены людьми для своей пользы (река – «поит» посёлок, «перевозит» грузы). Состояние воды зависит от человека.

Леса – «лёгкие» посёлка – созданы природой, приносят людям пользу, они необходимы для жизни людей. Требуют бережного отношения.

Как у любого живого существа,  у  посёлка есть имя, определённый возраст, внешность.

Посёлок имеет опознавательный знак – герб.

История создания с.Мужи. П.Черкашин «Мужи,  улочки кривые…»

Беседа ,экскурсия, просмотр иллюстраций мультимедиа «Наш посёлок». Защита звания «знатока улиц посёлка».

Наш район. Район имеет опознавательный знак – герб. Физико-географическое расположение Шурышкарского района.

«Сердце» - центр района.(п.Мужи)

Посёлки района.(топонимы)

Возраст района.

Беседа, просмотр  иллюстраций.

Викторина по названию поселков Шурышкарского района.

Наш округ. Округ имеет опознавательный знак – герб, флаг.

«Сердце» - центр округа. Герб Салехарда.

Районы округа. (Надымский, Приуральский, Селькупский, Тазовский, Шурышкарский, Ямальский)

Города округа.(Салехард, Губкинский, Лабытнанги, Муравленко, Надым, Ноябрьск, Новый Уренгой).

Возраст округа. (10,12,1930). Легенда Л.Лапцуя «Рождение Ямала». Р.Ругин «Салехард».

Беседа, просмотр иллюстраций.

Форма отчёта – устный рассказ,  конкурс рисунков герба.

Речная сеть. Реки – созданы природой, приспособлены людьми для своей пользы (река – «поит», «перевозит» грузы). Состояние воды зависит от человека

Обь входит двумя рукавами – Большой и Малой Обью.

Левобережные притоки Р. Обь – Сыня, Войкар, Собь, Щучья.

Правобережные притоки – Куноват, Собтыеган, Полуй.

Р.Ругин «Обь», «Мыс денежной девушки» - хантыйская легенда. «Озеро рогатой щуки» - хантыйская легенда. «Река хантыйской девушки» - хантыйская легенда.  «Река убитых ненцев» - ненецкая легенда.

Цикл экскурсий и прогулок: река в разное время года.

Растительность. Тайга – это леса хвойных (сосна, кедр, ель, лиственница) и мелколиственных пород (берёза, осина, ольха, ива).    

Леса – «лёгкие» планеты – созданы природой, приносят людям пользу, они необходимы для жизни людей. Требуют бережного отношения.

Дикорастущие ягоды: клюква, брусника, черника, голубика, морошка, смородина, малина, княженика. Растения, которые лечат. Растения, занесённые в Красную книгу ЯНАО. Изменения в лесу в разные времена года. Приспособления деревьев. Р.Ругин «Мелодия леса», «Берёзовая роща», Г.Лазарев «Лиственница», П.Явтысый «Легенда о морошке»,  м. Андреев «Кедровник начисто срубили».

Вечер творческих рассказов «Если бы я был лесником».Викторина «Зелёные лекари». Игра – тур «Тайны северных трав».

Экологический десант «Друзья леса», «В лес за здоровьем».

Животный мир. Богат и разнообразен животный мир округа. Домашние и дикие животные. Перелётные и зимующие птицы. Животный мир водоёма. Животные, занесённые в Красную книгу ЯНАО. Рассказы и сказки о животных. Акция «Помоги птицам». Игры «Угадай, кто я?», «Опиши животное», «Кто, где живёт?, «Представь себя животным». Конкурс рисунков «Необыкновенное животное».Мини – реферата «Растения и животные нашего края».

Учебно-методический комплект:

  1. Ямальский калейдоскоп / Учебное пособие по литературному краеведению. 3 класс / Автор-составитель Л. В. Фёдорова. Тюмень: Изд-во ИПОС СО РАН, 2003.

Дополнительная литература:

  1. Мифология, фольклор и литература Ямала / Хрестоматия 5-7 классы / Составители Ю. И. Попов, Н. В. Цымбалистенко. Тюмень: Изд-во Института проблем освоения Севера СО РАН, 2002.
  2. Мифы и предания ненцев Ямала / Автор-составитель Л. А. Лар. Тюмень: Изд-во ИПОС СО РАН,2001.
  3. Лапцуй Л. В. Песни мои – детям: Сб. стихотворений и поэм. Пер. с ненец. / Сост. Е. Г. Сусой, Н. И. Ного. – СПб.: филиал издательства «Просвещение», 2001.
  4. Лапцуй Л. В. Песнь моя – моей земле: Избранное / Сост. Н. И. Ного; предисл. В. А. Рогачева. – Тюмень: Издательство Ю. Мандрики, 2000.
  5. Северные родники. (Составитель Л. В. Фёдорова). – Сыктывкар, 1995.
  6. Сусой Е. Г. Из глубины веков. – Институт проблем освоения Севера СО РАН. – Тюмень, 1994.
  7. Федорова Л. В. Родная литература (ненецкая, хантыйская, мансийская, селькупская, коми). Часть 1. – Тюмень, Институт проблем освоения Севера СО РАН, 1995.



Предварительный просмотр:

Тема

УУД

Деятельность учащихся

Дата по плану

Дата по факту

1

Введение. Этнический состав населения.

Знакомство с самобытным северным фольклором. Завести тетрадь-словарик.

Р - ориентироваться в учебнике;

П - поиск и выделение необходимой информации(применение систему условных обозначений при выполнении заданий, находит нужную главу и нужное произведение в содержании учебника, пользоваться словарем в конце учебника);

К- задавать вопросы, обращаться за помощью.

Различать народные и литературные сказки. Что такое народная мудрость, в чем её смысл. Знакомство с различными сказками и их анализ.

Р. Формирование действий контроля и самоконтроля.

П. Поиск и выделение необходимой информации в словарях.

Знакомство с мансийскими сказками. Определение их особенностей.

Р- выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, определять качество и уровня усвоения;

П-рефлексия способов и условий действий, - контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

К –  осуществлять взаимный контроль, оказывать взаимную помощь.

Р – ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;

П – перерабатывать  полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

Знакомство с селькупскими сказками. Особенности селькупских сказок.

Р- работать по предложенному учителем плану;

П - находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях

К -учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя)

Знакомство с особенностями хантыйских сказок

Р- работать по предложенному учителем плану;

П - находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях

К -учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя)

Знакомство с хантыйской сказкой. Народная мудрость в сказках.

Знакомство с ненецкой сказкой Особенности ненецких сказок.

Знакомство со сказкой В.Лебедева «Почему у глухаря брови красные». Народная мудрость.

Народные и литературные сказки, их сходство и различие. Знакомство со

Р – ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;

П – перерабатывать  полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

К –  аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

Знакомство с жизнью и творчеством северных писателей.

Р – ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;

П – перерабатывать  полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

К –  аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

Знакомство с жизнедеятельностью В.И.Костецкого; его вклад в развитие педагогики. Знакомство с поэмой «Тундра шепчет».

Р – ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;

Знакомить с творчеством Л. Лапцуй.  Читать стихи о Великой Отечественной войне, анализировать прочитанное.

Знакомство с творчеством Р.П. Ругина, его стихами о войне. Портреты писателей родного края.

Знакомство с творчеством Ю.Вэллы, произведениями «Бабушка Ненги», «Песня ненецкого мальчика»

2

Жизнь и быт северных народов.

3

4

История появления села Мужи. Географическое положение.

5

Достопримечательности села.

6

Экскурсия в музей, коми-избу

7

История Шурышкарского района. Символы района

8

Поселения Шурышкарского района

9

10

Подготовка и защита рефератов «Моя малая Родина»

11

История Ямало-Ненецкого автономного округа

12

По городам ЯНАО

13

Речное богатство северных рек.

14

15

Лесной мир

Тундра. Экскурсия в музей.

17

Животный мир.

18

Подготовка и защита рефератов «Богатство природы моего края»

19

Знаменитые люди нашего края.

20

21

22

23

24

Сказки народов Севера

25

26

27

Стихи и рассказы северных поэтов и писателей.

28

29

Устное народное творчество народов Севера. Приметы, пословицы, загадки.

30

Народные праздники. Стерх – символ надежды.

31

32

33

34

Подготовка и защита проектов «Край, в котором я живу»

Знакомство с творчеством Р.Ругина, его произведениями «На покосе», «Руки мамы», «Гордость родной земли», «Проводы сына в армию».

исполнителя)

Знакомство с книгой «1000 загадок»,  рисунки.

Выставка работ детей на тему «Моя тундра». Посещение музея.

Р- работать по предложенному учителем плану;

П- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях

К- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературное чтение. Рабочая программа

 Рабочая программа по литературному чтению разработана на основе Программы Министерства образования РФ: Начальное общее образование, авторской программы Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Голова...

УМК "Школа России",литературное чтение, рабочая программа 3 класс

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС и учебником «Литературное чтение» 3 класс (авт. Л. Ф. Климанова и др.), М.: Просвещение, 2012....

Литературное чтение рабочая программа

2 класс литературное чтение рабочая программа...

Литературное чтение Рабочая программа курса УМК "Перспективная начальная школа"

Литературное чтение  Рабочая программа курса УМК "Перспективная начальная школа"...

Литературное чтение Рабочая программа для 4 класса

Рабочая программа  для 4 класса  Школа "2100"....

Литературное чтение.. Рабочая программа.

Рабочая программа и тематическое планирование по литературному чтению для 4 класса. Образовательная система "Школа 2100"...