Эссе "Мои педагогические находки"
статья

Головкова Таисия Петровна

Языковая ситуация в плане функционирования чукотского языка на сегодняшний день Какая она? Что делать и как?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Головкова эссе26.03 КБ

Предварительный просмотр:

ГОЛОВКОВА     ТАИСИЯ     ПЕТРОВНА

Мои педагогические находки

Сегодня очень часто говорят о том, что языковая ситуация в плане функционирования чукотского языка имеет тенденции к ухудшению, что нет языковой среды, а надо сохранять, развивать... А как это делать? Этот вопрос постоянно стоит перед учителями родного языка. И они ищут, пробуют различные формы, средства и методы для решения этой проблемы.

Например, на Айоне и в поселке, и тундре все говорят на русском языке. Чукотская речь звучит только на уроках родного языка. А в школе мы имеем 3часа в неделю: 2ч. - 1,2 и 4 класс-комплект и 1ч. - 2 и 4 класс-комплект. Как учителю выполнить программу? Чему можно научить детей при таком раскладе?

           Ставлю перед собой цель: научить ребят говорить на родном языке хотя бы для элементарного общения, на бытовом уровне. В целях формирования таких знаний и умений опробовала разнообразные методы и средства обучения: объяснительно-иллюстративные, частично поисковые, исследовательские методы обучения, разнообразные источники знаний, кинофрагменты, магнитофонные записи, мультимедийные курсы, интернет-технологии, другие технические средства обучения и контроля.

          Учебный процесс для всех учащихся направлен на получение новых знаний и навыков, но мыслительная и творческая деятельность каждого ученика всегда индивидуальна. В поиске путей и способов повышения эффективности процесса обучения и воспитания учитель  и обучающийся  - равноправные субъекты, поэтому я стараюсь вести диалог в процессе обучения.

          Ведущей технологией в моей педагогической деятельности считаю игровую  технологию.  С помощью игры решаются практически все педагогические задачи. Феномен игры как метода обучения состоит в том, что являясь развлечением, она способна перерасти в обучение, в творчество, в модель человеческих отношений.  Чувство равенства, атмосфера радости, ощущение посильности заданий  - все это способствует преодолению детских  страхов, стеснительности, которые мешают свободно употреблять в речи слова, словосочетания, предложения и  небольшие монологи и диалоги, которые обучающиеся составляют сначала с помощью учителя, а в 4-ом классе могут составлять самостоятельно, пользуясь таблицами-опорами.

          Таким образом, ребята могут уже вести элементарный этикетный диалог в ограниченном круге типичных ситуаций общения, диалог-расспрос (вопрос-ответ) и диалог – побуждение к действию; могут  на элементарном уровне рассказывать о себе, семье, друге, о своем классе; могут  действовать по образцу при выполнении упражнений и составлении собственных высказываний в пределах тематики начальной школы.

          Использую игру как ситуативно-вариантное упражнение, где создается возможность для многократного повторения речевого образца  в условиях, приближенных к реальному речевому общению.

          В обучении языку игра выполняет  функции и развлекательные, и  социализации и межнациональной коммуникации.

          Метод игры важен в первую очередь для обучающегося, т.к. он получает реальную возможность сотрудничать с товарищами и с учителем,  совместно создавать урок, брать на себя ответственность за форму усвоения, а главное, за конечный итог: чему он конкретно научился за урок или серию уроков,   где и как он может применить  новые знания и умения в жизни, реально используя родной язык.

          Любимые игры детей: сюжетные, имитационные и ролевые. Имитационные игры "Олени", "Чайки" способствуют отработке произношения заднеязычных, гортанных и увулярных звуков. Очень любят ребята сюжетно-ролевые игры "Чаепитие в яранге", "На охоте", "В стаде", "Переводчики и редакторы газеты" и т.п. Ребята "погружаются" в ситуацию, когда появляется потребность что-либо сказать, спросить, доказать, поделиться с собеседником.  Разучивая, воспроизводя, моделируя, инсценируя реальные жизненные ситуации, а также  стихи, сказки, песни на родном языке, школьники приобщаются к культуре своего народа.

         Незаметно усваивается языковый материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения: "Я тоже умею говорить на родном языке!"

         Важным считаю также исследовательский метод обучения, с помощью которого происходит формирование интеллектуальных и творческих способностей учащихся, формирование способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия. На уроках родного языка и литературы и во внеурочное время использую различные формы обучения: беседы с презентациями, экскурсии в  школьный краеведческий музей, практические занятия, в результате которых обучающиеся учатся писать небольшие стихи, сочинения, отзывы, учатся составлять простые и развернутые планы, тезисы, аннотации, конспектировать,  работать с использованием библиотечного фонда, работать с различными информационными источниками, оформлять записи воспоминаний старожилов,  хранителей и носителей языкового и культурного наследия чукчей. Продуктом поисково-исследовательской деятельности  моих учеников является серия альманахов "Айон", экспонаты (макеты) для школьного музея, лексические таблицы-опоры по родному языку, коллажи "Традиции, обычаи и обряды чукчей", "Профессии моей семьи", "Декоративно-прикладное искусство чукчей", "Косторезы Чукотки", "Кормление духов", "Скат байдары", "Кормление духов", "Обряд Благодарения", "Писатели и поэты Чукотки", "Етти, Тиркытир"  и т. п.
    Т.о., игровые  и исследовательские методы обучения дают ожидаемые результаты в процессе усвоения программы по родному языку и в приобщении младших школьников к культуре своего народа. Но поиски новых, более эффективных,  результативных методов еще не закончены...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Мои педагогические находки. Проектная деятельность в начальной школе"

Выступление победителя ПНП "Образование - 2011" на предметной секции учителей начальных классов...

Презентация к выступлению "Мои педагогические находки. Проектная деятельность в начальной школе"

Презентация победителя ПНП "Образование - 2011" к выступлению на предметной секции учителей начальных классов " Стандарты второго поколения замысел, исполнение, трудности, риск, внедрение: М...

Педагогическая находка - мероприятие с детьми на тему: "Театрализация сказки "Теремок" на экологический лад"

 Конспект занятий в детском саду  Мероприятие призвано познакомить с произведением С.Я. Маршака «Теремок», учить выражать свое отношение к окружающей природе через те...

Эссе "Мои педагогические находки"

Эссе "Мои педагогические находки"...

Педагогическая находка

Опыт работы театра обряд народа ханты "Турам Тут"...