Редкие и исчезающие виды растений и животных Челябинской области
план-конспект
КОНСПЕКТ ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ
Тема: «Редкие и исчезающие виды растений и животных Челябинской области».
Скачать:
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ
Тема: «Редкие и исчезающие виды растений и животных Челябинской области».
Цель деятельности учителя: формирование условий для развития эмоциональной и познавательной сфер школьников в процессе знакомства с Красной книгой Челябинской области.
Планируемые результаты
Предметные: расширить и углубить знания учащихся о жизни животных и растений; познакомить школьников с причинами их исчезновения.
Личностные: проявлять интерес к изучению темы; осваивать новые виды деятельности; желание приобретать новые знания; понимание собственных достижений при освоении учебной темы.
Тип урока: открытие нового знания
Технологии: Проблемное обучение, проектная деятельность.
Этап урока Методы и приёмы | Хронометраж | Содержание урока | Формируемые УУД | |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||
I.Этап самоопределения к деятельности М: словесный | 1 мин | -Здравствуйте, ребята! В природе есть солнце. Оно светит и всех одинаково любит и греет. Пусть же сегодня каждый его лучик проберется к нам в класс и принесет не только свет, нежность и ласку, но и уверенность в себе и в своих знаниях. -Ребята, я раздаю эти лучики вам, чтобы они грели каждого из вас на протяжении всего занятия. | Приветствуют учителя. Контролируют и оценивают свою готовность к уроку, настраиваются на урок. | К: планирование сотрудничества с учителем |
II.Актуализации знаний и мотивация М: словесный (рассказ) М: словесный (диалог) | 2 мин | -Сегодня наше занятие будет необычным. Надеюсь вы получите удовольствие от приобретенных знаний. -Когда ты идешь по тропинке, Вопросы тебя обгоняют гурьбой. Одно «почему» меж деревьями мчится, Летит по пятам за неведомой птицей. Другое – пчелою забралось в цветок, А третье – лягушкою скок в ручеек. «Что» мышкой ныряет под листьями в норах, «Кто» ищет в кустах притаившийся шорох, Сидит «отчего» на зеленом листке, «Куда» полетело верхом на жуке, «Зачем вслед за ящеркой влезло на пень… Вопрос за вопросом, и так целый день. Пойдем-ка, дружок, по тропинке вдвоем Ответы искать под зеленым шатром. -Сегодня на нашем занятии мы отправимся путешествовать по тропинкам природы и будем искать ответы на некоторые вопросы. Ну что, в путь? | Развитие интереса. -В путь! | Л: включение в учебную деятельность |
III.Постановка учебной задачи М: наблюдение
М: проблемное обучение | 3 мин | -Посмотрите, как прекрасен и удивителен мир природы! -В парах разделите эти фотографии на 2 группы. -Что их объединяет, Ваши предположения? -Вы предложили несколько вариантов, молодцы! -На нашем занятии сегодня мы постараемся узнать, что еще их объединяет. -Продолжаем работать в парах. На партах у вас лежат разрезанные карточки с каким-то предметом. Соберите этот предмет. -Но книга эта необычная. Она связывает все наши фотографии. Догадались? -Правильно. Это Красная книга. Сегодня мы будем путешествовать по страницам этой книги.
|
-Мир животных и растений. -Эти фото относятся к миру живой природы. Это всё дикие животные и растения, которые растут независимо от человека. -Это книга. -Красная книга. | Л: самоопределение к деятельности П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания Р: целеполагание |
IV.Открытие нового знания М: словесный (рассказ, объяснение) М: наглядный (показ презентации) М: словесный (рассказ) М: словесный (рассказ, объяснение) М: наглядный (показ презентации) | 10 мин | -Почему эту книгу назвали красной? Где вы встречались с красным цветом? -Правильно, сигнал светофора говорит об опасности. Вот и красная книга предупреждает об опасности. Но какой? -Начиная с 1600 года, на нашей планете вымерли около 150 видов животных, причем более половины из них-за последние 50 лет. -Давайте поразмышляем. Как вы думаете, в чём причина исчезновения животных и растений? -А теперь послушайте одну историю: Однажды дети пошли гулять в лес и решили сделать подарок своим мамам, насобирали охапки лесных цветов. Вроде бы дело доброе, а учительница стала их ругать: «Зачем вы ландыши набрали? Нельзя же. И большие лесные колокольчики нельзя! И вот эту душистую ночную фиалку, и эти желтые купальницы, и… «Но почему?» - чуть не плачут дети. «Они же такие красивые». «Вот-вот, красота их и губит. Кто не увидит-всяк сорвет. Оттого цветов этих и стало мало, и чуть ли не каждый пришлось взять под защиту. Иначе все переведутся… в общем, жадничая, отбирая у природы самое красивое, крупное, яркое, душистое, - мы в результате себя же и губим». -Итак, как вы думаете, кто основной виновник исчезновения видов животных и растений? -Правильно. Виновником исчезновения животных и птиц является человеческий фактор. -Начало всемирной «переписи» редких животных и растений было положено в 1948 году. Название «Красная книга» предложил Питер Скотт – английский исследователь, учёный – орнитолог. -Давайте обратимся к доске фактов и посмотрим, что означает слово «орнитолог» -В нашей стране первая Красная книга была напечатана в 1978 году. В этой книге перечислены животные и растения, которые могут безвозвратно исчезнуть. В каждом крае или области есть своя Красная книга. и даже для школьников создали справочник. -Красная книга – книга необычная. Она имеет цветные странички. Как вы думаете – почему? -Молодцы, ребята! Вы выдвинули несколько версий. Давайте посмотрим, что размещено на цветных страничках. -На красных страницах книги помещены сведения о видах, находящихся под угрозой исчезновения. Например, Уссурийский тигр. -На желтых – уязвимые виды, которые очень быстро исчезают, и поэтому им грозит «переселение» на страницы красного цвета. -На белых – сведения о редких видах. Например, моллюск наутилус. Он погибает от изменения естественной среды обитания. На серых – сведения о мало изученных и редких видах. Глубоко на дне морей живет моллюск жемчужница, в раковине которой рождается жемчуг. На зеленых – сведения о восстановленных видах и находящихся вне опасности. Это, например, северный олень, который подвергался большому истреблению Черными страницами стали тогда, когда вообще с лица Земли исчезли некоторые виды. например, птица стеллеров баклан. Роковой особенностью баклана явилась неспособность его к полету. В течение столетия шло безжалостное истребление этих птиц. -Кроме этих видов, в Красной книге находятся известные вам животные (на слайде: белый медведь, зубр, дальневосточный леопард, снежный барс). -Красная книга содержит не только сведения о животных. Большое место в ней занимают растения. Вы помните историю, которую я прочитала вам в начале урока. -Почему люди рвут цветы? -То есть из-за красоты. А вы знаете, что в древние времена о цветах слагали стихи, песни и легенды. Учащиеся рассказывают эти легенды. | -Красный цвет можно увидеть на пожаре-огонь. Сигнал светофора-опасность, переходить дорогу нельзя. -Меняется климат. Становится меньше лесов. Загрязняется воздух. животные умирают, находя себе корма). -Человек. -Ученый, специалист по орнитологии, науки – которая изучает птиц и их географическое распространение) - Для разделения на животных и растения. Для красоты. Все природные объекты разделены по природным зонам. -Они красивые и яркие. | Л: смыслообразование П: поиск и выделение необходимой информации К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Р: волевая регуляция в ситуации затруднения П: извлечение необходимой информации из прослушанных текстов; определение второстепенной и основной информации Р: составление плана и последовательности действий Р: саморегуляция как способ к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий |
V.Первичное закрепление во внешней речи М: словесный (беседа) М: поисковый М: групповая работа | 2 мин | -Как вы думаете, необходимо охранять только те растения и животных, которые занесены в Красную книгу? -А что мы с вами можем сделать для охраны природы? -Давайте поработаем в группах и выведем некоторые правила друзей природы. а помогут нам в этом экологические знаки, которые вы составили дома. Защита правил. Молодцы, Вы придумали очень интересные правила природы. если мы с вами будем выполнять эти правила, то уже сможем немного помочь природе. | -Нет, надо охранять всю природу. | П: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий Р : саморегуляция как способ к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолеванию препятствий К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации П: структурирование знаний |
VI.Самостоятельная работа с самопроверкой М: практический | 10 мин | Учащиеся в группах выполняют творческое задание – создают свою красную книгу. |
| |
VII. Включение систему знаний М: наблюдение | 8 мин | -А сейчас, ребята, мы с вами отправимся на экскурсию. Я надеюсь, что она вам понравится и вы будете вести себя культурно. | ||
VII.Рефлексия деятельности М: рефлексия М: словесный (анализ) | 2 мин | -Вы очень хорошо поработали сегодня. Сейчас мы соберем наше яркое солнышко. Те, кому понравилось занятие, было легко и интересно, прикрепляют лучики. Мне хотелось бы закончить наше занятие словами Б. Заходера: Все-все, Все на свете, На свете нужны! И мошки не меньше нужны, чем слоны… Нельзя обойтись без чудищ нелепых И даже без хищников, - злых и свирепых! Нужны все на свете! Нужны все подряд – Кто делает мед и кто делает яд. Плохие дела у кошки без мышки, У мышки без кошки не лучше делишки! И если мы с кем-то не очень дружны – Мы всё-таки очень друг другу нужны! А если нам кто-нибудь лишним покажется, То это, конечно, ошибкой окажется! | Самооценка своей деятельности. | Р: самоанализ, самооценка |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект внеклассного мероприятия по краеведению в начальной школе Звездный час Растения и животные Кировской области
Проект с презентацией содержит практическую помощь учителю в проведении занятия по краеведению «Растения и животные Кировской области» (или любого другого района России, находящегося в одной при...
Интегрированный урок по математике и окружающему миру во 2 классе “Умножение. Редкие и исчезающие растения и животные Ростовской области (Красная книга Ростовской области)”
Перспектива экологического воспитания весьма широка, т.к. проблема экологии – это проблема существования человека на Земле, поэтому знания, полученные в школе, будут востребованы и необходимы каждому ...
книжки -малышки по охране растений и животных Рязанской области
книжкка -малышка по охране растений и животных Рязанской области...
Животные Челябинской области
quot;Познавайте свою страну, свою горушку или реченку!"-прислушайтесь к совету академика А.Ферсмана.Всестороннее изучение родного края называется краеведением.Чем лучше человек знает свой край, ...
Конспект внеурочной деятельности "Животные Челябинской области: звери" (Курс "Моя малая Родина) (2 класс)
Планируемые результаты: Личностные:-Уметь планировать работу на уроке-Устанавливать связь между учебной деятельности и ее мотивов;Предметные: углублять и расширять знания учащихся о животных Челя...
Конспект внеурочной деятельности "Животные Челябинской области: насекомые". Курс «Моя малая Родина», 2 класс
Планируемые результаты: Личностные:- уметь планировать работу на уроке;- устанавливать связь между учебной деятельности и ее мотивов.Предметные: углублять и расширять знания учащихся о насекомых ...
Технологическая карта по технологии 1 класс на тему: "Дикие животные. Дикие животные Челябинской области"
Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: Формирование у обучающихся умения лепки из пластилина объемных фигур....