Формирование представлений о древних обычаях и обрядах чукотского народа через исследовательскую деятельность
проект
Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе. Культурное наследие чукчей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Традиции, обычаи, обряды чукчей | 31.25 КБ |
Рецензия на очерк "Обряд добывания огня" | 15.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Т.П. Головкова,
Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
«Начальная школа с.Айон»
Формирование представлений о древних обычаях и обрядах
чукотского народа через исследовательскую деятельность
Актуальность данной проблемы. Воспитательные идеи каждого народа настолько проникнуты национальным духом, что их невозможно перенести на чужую почву. Каждый народ имеет свои исторические условия развития, которые выражены в характерах отдельных народов.
Актуальность работы обусловлена значением традиционных этнических культур коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока в исследовании объективного хода исторических событий в этих регионах, играющих огромную роль в экономическом, социальном, гражданском, духовном развитии России.
На сегодняшний день очень актуальна тема возрождения национальных традиций. Сейчас забываются обычаи, обряды, народные промыслы, и то, чем занимались наши деды и прадеды, молодое поколение не считает интересным или достойным внимания. Традиции передавались от поколения к поколению, от отца к сыну, от матери к дочери. Забывая традиции своего. народа и края, человек начинает забывать историю и культуру своего народа
Самоидентификация с народом, народными традициями в стереотипах социального поведения и действия, обыденных представлениях, выборе культурных эталонов и социальных норм, ориентациях на определенные формы досуга, любительской художественно-творческой практики - проявления народной культуры. Ее субъектом является весь народ, а не отдельные профессионалы, поэтому функционирование народной культуры неотделимо от труда и быта людей.
Есть много способов возрождать народные традиции своего края. Наиболее благодатным и результативным источником знаний и мотивации к возрождению народных традиций является краеведческая работа в школе. Дети младшего школьного возраста активно проявляют свои интересы к различным предметам, начинают ходить в различные кружки, где могут развить уже имеющиеся навыки и получить дополнительные знания и при желании выбрать свою дальнейшую судьбу в жизни при выборе профессии в будущем.
Одним из эффективных способов изучения народных традиций является проектная деятельность, где можно соприкоснуться с элементами народных промыслов, истоки которых веками не теряют своих традиций и являются одним из проявлений национальной культуры. При выполнении проекта дети младшего школьного возраста не только овладевают умениями и навыками, но и активно участвуют в поиске интересных сведений. Любая информация, добытая школьниками самостоятельно ценна.
Цель проекта: изучение национальных традиций и привитие национальной культуры детям младшего школьного возраста;
создание наиболее благоприятных условий для социализации ребенка через изучение традиций и обычаев чукотского народа.
Задачи:
обучение навыкам поисково-исследовательской деятельности по сбору и обработке краеведческих и этнических материалов;
воспитание чувства любви и привязанности к своей малой родине, ее истории, традициям, культуре;
развитие личностных качеств: самостоятельности, ответственности, активности;
формирование потребности в самопознании, в саморазвитии.
Ценностные ориентиры. В своей работе педагог должен ориентироваться не только на усвоение ребёнком знаний и представлений, но и на становление его мотивационной сферы к применению полученных знаний на практике, развитию его эмоциональной сферы.
Методика работы с детьми должна строиться в направлении личностно – ориентированного взаимодействия с ребёнком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность детей.
Продукт проекта - макет деревянного прибора для добывания огня
( чукотское название «гыргыр»)
Гипотеза. Нам интересно узнать, где применяется в повседневной жизни «гыргыр» - прибор для добывания огня древним способом.
План проведения проекта:
1 этап - подготовительный
Определение основополагающего вопроса для исследования;
2 этап - аналитический
корректировка целей и задач проекта;
выработка стратегии решения каждой задачи;
3 этап - практический
поиск информации (литература, Интернет, интервьюирование старейшин – хранителей чукотских традиций);
4 этап - обработка и презентация собранных материалов
определение главного; создание материалов для представления результатов.
Описание проектной работы
В работе над проектом мы с Марьяной составили план:
- Узнать интересные факты о происхождении огнивной доски.
- Узнать, что обозначают форма доски и углубления на дощечке для добывания огня.
- Узнать, как сейчас используют чукчи священный прибор «гыргыр»..
В работе по составленному нами плану нам помогали мама и родной дядя Марьяны. Мы начали со сбора материала. Марьяна с мамой взяли интервью у бабушки нашего одноклассника Еттылиной Веры Ивановны, которая является носителем и хранителем чукотских традиций. Она рассказала, что у чукчей прибор для добывания огня считается священным оберегом семьи и передается по наследству только самым близким родственникам. Нельзя забывать «кормить» его – смазывать дощечку жиром нерпичьим, можно оленьим. В наше время этот прибор используют для выполнения национальных обрядов.
Ещё мы поработали в Интернете и узнали: Деревянное огниво — доска, в дырочках которой вращают деревянное сверло, имеет грубую человеческую форму. Чаще всего вырезаются только голова и плечи, иногда и ноги.
Священные доски для вытирания огня. На лице вырезаются в соответствующих местах глаза, нос и рот. При каждом жертвоприношении рот деревянного огнива смазывается жиром или костными мозгом. Это обряд «кормления» священного предмета. Сам прибор называется по-чукотски «гыргыр»— «оленный прибор для огня». Такое название указывает на прямую связь его со стадом. Углубления, получающиеся на доске от сверления, считаются глазами этой доски, а скрипящий звук при трении — ее голосом.
В работе В.Г. Тан-Богораза «Чукчи и религия» ученый пишет:
« Главное место среди священных предметов в хозяйстве принадлежит очагу, к огню которого каждый праздник прибавляется искра, вытертая из всех переходящих по наследству деревянных приборов для добывания огня. Каждая семья имеет собственный огонь. Семьи, огонь которых происходит от разных линий предков, даже в том случае, если они многие годы прожили вместе, тщательно охраняют свой огонь от всякого соединения с чужим. Заем огня от соседей считается величайшим грехом»1).
Наибольший интерес у Марьяны вызвала работа по изготовлению копии священного огнива. Девочке все хотелось делать своими руками, она часто говорила: «Я сама», неохотно принимая помощь взрослых. Когда Марьяна со своим дядей испытывали свое изделие, они долго и настойчиво крутили палочку на огнивной доске до тех пор, пока ни получили настоящий огонь. Положительные эмоции и у Марьяны, и у её дяди были одинаково громкими. Они так радовались, будто первыми в мире придумали способ добывания огня без спичек.
С готовым изделием Марьяна приняла участие в школьном конкурсе «Традиции нашего народа», который прошел 25 ноября 2019г. в МБОУ НШ с. Айон. Её презентация вызвала большой интерес у всех участников и зрителей конкурса. Безусловно, всем ребятам хотелось покрутить палочку-лучок до появления огня или хотя бы дыма.
- В.Г. Богораз. Чукчи, ч. II. Религия. Л., 1939, стр. 56. 57.
Продуктом нашей исследовательской деятельности стал «гыргыр» - прибор для добывания огня древним способом. «Гыргыр» Марьяна решила подарить нашему школьному краеведческому музею.
Обобщение
Мы считаем, что цели своей поисково-исследовательской деятельности мы достигли. Мы узнали, где применяется в повседневной жизни «гыргыр» - прибор для добывания огня древним способом. Узнали, что у чукчей прибор для добывания огня древним способом считается священным оберегом семьи и передается по наследству только самым близким родственникам. В наше время этот прибор используют для выполнения национальных обрядов.
При выполнении проекта мы приобрели новые знания. Узнали интересные факты о происхождении огнивной доски, узнали что обозначают форма доски и углубления на дощечке для добывания огня.
Марьяна приобрела навыки поисково-исследовательской деятельности по сбору и обработке краеведческих и этнических материалов; работала не только на компьютере, но и работала руками.
В ходе поисково-исследовательской деятельности прослеживалась потребность девочки в самопознании, в саморазвитии, ярко проявились личностные качества: самостоятельность, ответственность, активность.
Данная проектная работа научила обучающуюся планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе и во внутреннем плане; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, составлять сообщения в устной и письменной форме; способствовало формированию представлений о традициях, обычаях и обрядах народов, населяющих Чукотский автономный округ; овладению умениями организовывать свою жизнь по правилам, заложенным традициями чукотского народа.
Литература
- В.Г. Богораз. Чукчи, ч. II. Религия. Л., 1939г.
- Кузнецова В. Г. Материалы по праздникам и обрядам амгуэмских оленных чукчей. - М.-Л.: Издательство АН СССР, 1957. - 110с.
- Обухов А. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения.//Ж.Народное образование, №10, 1999.
- Сборник выступлений участников семинара по выполнению рекомендации ЮНЕСКО (1989) о сохранении традиционной культуры и фольклора в регионе Сибири Р Ф. М., 2002. - 337с.
- Такакава М. К. Праздники и обряды народов Чукотки. – Магадан: Магаданское книжное издательство, 1990. - 112с.
Информанты
- Еттылина В.И. 1960 г.р., пенсионерка.
- Рочгын С.К. 1979г.р., слесарь ЖКХ.
Предварительный просмотр:
Рецензия
на очерк «Обряд добывания огня» обучающейся 2 класса
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Начальная школа с. Айон» Рочгыной Марьяны
В названии очерка заложена тема проекта: изучение национальных традиций и привитие национальной культуры детям младшего школьного возраста. Тема возрождения народных традиций на сегодняшний день очень актуальна. Традиции передавались от поколения к поколению, от отца к сыну, от матери к дочери. Забывая традиции своего народа и края, человек начинает забывать историю и культуру своего народа.
Автор очерка излагает интересные факты: происхождение огнивной доски, что обозначают форма доски и углубления на дощечке для добывания огня и как сейчас используют чукчи священный прибор «гыргыр».
Автор обращает внимание читателя на проблему связи поколений и передачи положительного опыта семейных традиций, используя информацию, полученную от родственников и старожилов села.
Заслуживает внимания структура построения текста. Все повествование строится по принципу не временной, а логической последовательности. В основе этой структуры лежит не логика изложения, а логика исследования.
Композиционно очерк состоит из эпизодов, изображающих разговоры, встречи, взаимоотношения персонажей, связанных лишь внешней причинно-временной последовательностью; из описаний условий и обстоятельств жизни общества и природы.
Акцентируя внимание на национальных традициях, автор убеждает нас, что жить можно по-новому, но, сохраняя устои традиционной жизни, которые являются корневой системой всей нашей сегодняшней жизни.
Сюжет очерка, состоящий из разных эпизодов, блестяще закручен в единую композиционную спираль. Отдельные детали, эпизоды очерка имеют подтверждение в фотографиях из семейного альбома, от которых веет добром, теплом и безграничным счастьем
Особую смысловую нагрузку несут стиль и язык очерка, которые включают элементы языка публицистического и научного жанра. Несущественные детали восполняют недостаточность собственных умозаключений автора, создают для читателя некий фон, который помогает восприятию материала.
Замечательный очерк! Невозможно остаться равнодушным при чтении этого альманаха! Прочитала на одном дыхании, и захотелось кого-нибудь обнять крепко и нежно!
Руководитель исследовательской работы,
учитель начальных классов МБОУ НШ с. Айон Т. П. Головкова
Директор МБОУ НШ с. Айон Н.А. Ерофеева
« » 2019 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии через исследовательскую деятельность.
Данная работа будет интересна творческим учителям. В программе по технологии не хватает уроков, где дети могли бы свободно работать в той технике, которая им уже известна и больше нравится. Предлагаю ...
Обобщение опыта "Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста через исследовательскую деятельность"
Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста через исследовательскую деятельность...
Мастер- класс : "Формирование УУД младших школьников через исследовательскую деятельность"
Главная цель использования метода исследования в обучении- формирование у обучающегося способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности....
Развитие лингвистической компетентности младших школьников через исследовательскую деятельность на уроках русского языка.
Для полноценного существования в стремительно меняющейся среде сoвременному человеку все чаще прихoдится прoявлять исследoвательское поведение и рассчитывать на свои исследовательские способности. Поэ...
Публичное представление из опыта работы "Формирование УУД младших школьников через исследовательскую деятельность и моделирование"
Достижение современных требований к результатам образования обучающихся коренным образом меняет цель учебной деятельности и характер взаимодействий педагога и ребенка, направляя учителя на поиск новых...
Мастер-класс «Формирование экологической культуры младших школьников на уроках окружающего мира, через исследовательскую деятельность»
В настоящее время первостепенное внимание уделяется экологическому воспитанию школьников. Этот процесс непрерывен, так как обучение, воспитание и развитие продолжается на протяжении всей жизни человек...
Формирование универсальных учебных действий младших школьников через исследовательскую деятельность
Организуя исследовательскую деятельность младших школьников, можно эффективно формировать все группы универсальных учебных действий, прежде всего регулятивные и познавательные. Учитывая, что формами о...