Русский родной язык
рабочая программа (4 класс)
Рабочая программа по предмету «Родной (русский) язык» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, программы курса «Русский язык». Основой для разработки программы послужила примерная программа по родному русскому языку авторского коллектива: Александровой О.М., Вербицкой Л.А., Богданова С.И., Кузнецовой М.И, Петленко Л.В., Романовой В.Ю., Рябининой Л.А.
Рабочая программа курса «Русский родной язык» в 4 классе обеспечена следующим УМК:
№ п/п | Авторы | Название | Год издания | Издательство |
1 | О.М.Александрова, М.И.Кузнецова | Примерная программа по учебному предмету «Русский родной язык» для образовательных организаций 1-4 класс | 2020 | Москва: «Просвещение» |
2 | О.М.Александрова, Л.А.Вербицкая | Учебное пособие для общеобразовательных организаций «Русский родной язык» 4 класс | 2020 | Москва: «Просвещение» |
Содержание программы ориентировано на сопровождение и поддержку основного курса русского языка и направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования по русскому языку, заданных соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом. В то же время цели курса русского языка в рамках образовательной области «Родной язык и родная литература» имеют свою специфику, обусловленную дополнительным, по сути дела, характером курса, а также особенностями функционирования русского языка в разных регионах Российской Федерации.
На изучение курса «Родной (русский) язык» в 4 классе отводится 18 часов (0,5 часов в неделю).
Итоговый контроль (промежуточная аттестация) - тестирование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_rodnoy_yazyk.doc | 453 КБ |
Предварительный просмотр:
Русский родной язык
Рабочая программа по предмету «Родной (русский) язык» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, программы курса «Русский язык». Основой для разработки программы послужила примерная программа по родному русскому языку авторского коллектива: Александровой О.М., Вербицкой Л.А., Богданова С.И., Кузнецовой М.И, Петленко Л.В., Романовой В.Ю., Рябининой Л.А.
Рабочая программа курса «Русский родной язык» в 4 классе обеспечена следующим УМК:
№ п/п | Авторы | Название | Год издания | Издательство |
1 | О.М.Александрова, М.И.Кузнецова | Примерная программа по учебному предмету «Русский родной язык» для образовательных организаций 1-4 класс | 2020 | Москва: «Просвещение» |
2 | О.М.Александрова, Л.А.Вербицкая | Учебное пособие для общеобразовательных организаций «Русский родной язык» 4 класс | 2020 | Москва: «Просвещение» |
Содержание программы ориентировано на сопровождение и поддержку основного курса русского языка и направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования по русскому языку, заданных соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом. В то же время цели курса русского языка в рамках образовательной области «Родной язык и родная литература» имеют свою специфику, обусловленную дополнительным, по сути дела, характером курса, а также особенностями функционирования русского языка в разных регионах Российской Федерации.
На изучение курса «Родной (русский) язык» в 4 классе отводится 18 часов (0,5 часов в неделю).
Итоговый контроль (промежуточная аттестация) - тестирование
1 ЧЕТВЕРТЬ | 2 ЧЕТВЕРТЬ | 3 ЧЕТВЕРТЬ | 4 ЧЕТВЕРТЬ | ИТОГО |
5 час | 4 час | 4 час | 5 часов | 18 часов |
ВЫПОЛНЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ.
№ п/п | Название работы | Кол-во |
1 | Диагностическая работа | 1 |
2 | Тестовая работа | 2 |
Планируемые результаты обучения
Личностными результатами изучения русского языка в начальной школе являются:
- представление о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; познавательный интерес и уважительное отношение к русскому языку, а через него – к родной культуре; ответственное отношение к сохранению и развитию родного языка;
- осознание роли русского родного языка в жизни общества и государства, в современном мире, осознание роли русского родного языка в жизни человека, осознание языка как развивающегося явления, взаимосвязи исторического развития языка с историей общества, осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского родного языка;
- представление о речевом идеале; стремление к речевому самосовершенствованию; способность анализировать и оценивать нормативный, этический и коммуникативный аспекты речевого высказывания;
- увеличение продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширение круга используемых языковых и речевых средств родного языка.
Мета предметными результатами изучения предмета «Русский родной язык» во 4 классе является формирование следующих умений:
- совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
- владение разными способами организации интеллектуальной деятельности и представления ее результатов в различных формах: приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умениями определять цели предстоящей работы (в том числе в совместной деятельности), проводить самостоятельный поиск информации, анализировать и отбирать ее; способностью предъявлять результаты деятельности (самостоятельной, групповой) в виде рефератов, проектов; оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
- овладение социальными нормами речевого поведения в различных ситуациях неформального межличностного и межкультурного общения, а также в процессе индивидуальной, групповой деятельности.
Предметными результатами изучения учебного предмета «Русский родной язык» в 4 классе являются формирование следующих умений:
В конце четвёртого года изучения курса «Русского родного языка» в начальной школе обучающийся научится:
- при реализации содержательной линии «Русский язык: прошлое и настоящее»:
- распознавать слова с национально-культурным компонентом значения (лексика, связанная с особенностями мировосприятия и отношениями между людьми; с качествами и чувствами людей; родственными отношениями);
- распознавать русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения в произведениях устного народного творчества и произведениях детской художественной литературы; осознавать уместность употребления эпитетов и сравнений в речи;
- использовать словарные статьи учебного пособия для определения лексического значения слова;
- понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;
- понимать значение фразеологических оборотов, связанных с изученными темами; осознавать уместность их употребления в современных ситуациях речевого общения;
- использовать собственный словарный запас для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
- при реализации содержательной линии «Язык в действии»:
- соотносить собственную и чужую речь с нормами современного русского литературного языка (в рамках изученного);
- соблюдать на письме и в устной речи нормы современного русского литературного языка (в рамках изученного);
- произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);
- выбирать из нескольких возможных слов то слово, которое наиболее точно соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной действительности;
- проводить синонимические замены с учётом особенностей текста;
- заменять синонимическими конструкциями отдельные глаголы, у которых нет формы 1-го лица единственного числа настоящего и будущего времени;
- выявлять и исправлять в устной речи типичные грамматические ошибки, связанные с нарушением согласования имени существительного и имени прилагательного в числе, роде, падеже; с нарушением координации подлежащего и сказуемого в числе‚ роде (если сказуемое выражено глаголом в форме прошедшего времени);
- соблюдать изученные пунктуационные нормы при записи собственного текста;
- пользоваться учебными толковыми словарями для определения лексического значения слова;
- пользоваться орфографическим словарём для определения нормативного написания слов;
- пользоваться учебным этимологическим словарём для уточнения происхождения слова;
- при реализации содержательной линии «Секреты речи и текста»:
- различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации;
- владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;
- использовать коммуникативные приёмы устного общения: убеждение, уговаривание, похвала, просьба, извинение, поздравление;
- использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения;
- владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и о культуре русского народа;
- анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять главные факты от второстепенных, выделять наиболее существенные факты, устанавливать логическую связь между фактами;
- составлять план текста, не разделённого на абзацы;
- пересказывать текст с изменением лица;
- создавать тексты-повествования о посещении музеев, об участии в народных праздниках, об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами;
- оценивать устные и письменные речевые высказывания с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
- редактировать письменный текст с целью исправления речевых ошибок или с целью более точной передачи смысла;
- соотносить части прочитанного или прослушанного текста: устанавливать причинно-следственные отношения этих частей, логические связи между абзацами текста; приводить объяснения заголовка текста.
Обучающийся получит возможность научиться:
- обогащать активный и потенциальный словарный запаса, развивать культуру владения родным языком в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
- ценностному отношению к родному языку как хранителю культуры, включится в культурно-языковое поле своего народа,
- умениям ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, формированию базовых навыков выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативных задач;
- позитивному отношению правильной устной и письменной родной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
- формированию первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
Содержание учебного предмета
В содержании курса «Русский родной язык» предусматривается расширение сведений, имеющих отношение не к внутреннему системному устройству языка, а к вопросам реализации языковой системы в речи‚ внешней стороне существования языка: к многообразным связям русского языка с цивилизацией и культурой, государством и обществом. Программа учебного предмета отражает социокультурный контекст существования русского языка, в частности, те языковые аспекты, которые обнаруживают прямую, непосредственную культурно-историческую обусловленность.
В соответствии с этим в программе выделяются следующие блоки.
Первый блок – «Русский язык: прошлое и настоящее» – включает содержание, обеспечивающее расширение знаний об истории русского языка, о происхождении слов, об изменениях значений общеупотребительных слов. Данный блок содержит сведения о взаимосвязи языка и истории, языка и культуры народа, сведения о национально-культурной специфике русского языка, об общем и специфическом в языках и культурах русского и других народов России и мира.
Второй блок – «Язык в действии» – включает содержание, обеспечивающее наблюдение за употреблением языковых единиц, развитие базовых умений и навыков использования языковых единиц в учебных и практических ситуациях; формирование первоначальных представлений о нормах современного русского литературного языка, развитие потребности обращаться к нормативным словарям современного русского литературного языка и совершенствование умений пользоваться словарями. Данный блок ориентирован на практическое овладение культурой речи: практическое освоение норм современного русского литературного языка (в рамках изученного); развитие ответственного и осознанного отношения к использованию русского языка во всех сферах жизни.
Третий блок – «Секреты речи и текста» – связан с совершенствованием четырёх видов речевой деятельности в их взаимосвязи, развитием коммуникативных навыков младших школьников (умениями определять цели общения, адекватно участвовать в речевом общении); расширением практики применения правил речевого этикета. Одним из ведущих содержательных центров данного блока является работа с текстами: развитие умений понимать, анализировать предлагаемые тексты и создавать собственные тексты разных функционально-смысловых типов, жанров, стилистической принадлежности.
Содержание программы
- Русский язык: прошлое и настоящее (5 ч)
Русский язык как развивающееся явление. Связь исторического развития языка с историей общества. Факторы, влияющие на развитие языка: социально-политические события и изменения в обществе, развитие науки и техники, влияние других языков. Устаревшие слова как живые свидетели истории. Историзмы как слова, обозначающие предметы и явления предшествующих эпох, вышедшие из употребления по причине ухода из общественной жизни обозначенных ими предметов и явлений, в том числе национально-бытовых реалий. Архаизмы как слова, имеющие в современном русском языке синонимы.
- Язык в действии (5 ч)
Нормы употребления глаголов. Образование форм глаголов 1 лица (весить-вешу, – бегите, плескать-плещу и др.). Особенности употребления глаголов – синонимов (есть, кушать; класть, положить). Категория вежливости в глагольных формах. Синонимичные словосочетания и предложения. Появление знаков препинания в русском языке.
- Секреты речи и текста (7 ч)
Грамотное ведение диалога по форме вопрос-ответ. Озаглавливание текста в соответствии с темой или основной мыслью. Составление плана текста. Пересказывание текста. Оценивание и редактирование текстов.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема | Дата | Формы контроля | Практическая часть |
1 четверть ( 5 ч.) | ||||
Русский язык: прошлое и настоящее (6ч) | ||||
1 | Не стыдно не знать, стыдно не учиться | Текущий | с.9 №5 | |
2 | Вся семья вместе, так и душа на месте | Текущий | с.17 №8 | |
3 | Красна сказка складом, а песня – ладом | Текущий | с.30 №14 | |
4 | Красное словцо не ложь | Текущий | с.39 №9 | |
5 | Язык языку весть подаёт | Текущий | с.51 №9 | |
2 четверть ( 4 ч.) | ||||
6 | Проектные задания | Практическая работа | Создать книжку с пословицами с устаревшими словами в картинках | |
Язык в действии. (6ч.) | ||||
7 | Трудно ли образовывать формы глагола? | Текущий | с.62 №7 | |
8 | Можно ли об одном и том же сказать по-разному? | Текущий | с.67 №6 | |
9 | Как и когда появились знаки препинания? | Текущий | с.70 №2(2) | |
3 четверть ( 4 ч.) | ||||
10 | Мини-сочинение «Можно ли про одно и то же сказать по-разному?» | Практическая работа | - | |
Секреты речи и текста | ||||
11 | Задаём вопросы в диалоге | Текущий | с.77, №5 | |
12 | Учимся передавать в заголовке тему и основную мысль текста | Текущий | с.83, №7 | |
13 | Учимся составлять план текста. | Текущий | с.87, №3 с.96, №5 | |
4 четверть ( 5 ч.) | ||||
14 | Учимся пересказывать текст | |||
15 | Учимся оценивать и редактировать тексты | Текущий | с.99, №2 | |
16 | Проектное задание «Пишем разные тексты об одном и том же» | Практическая работа | ||
17 | Итоговая тестовая работа | Итоговый контроль | ||
18 | Анализ работы. Обобщающий урок года. | Текущий |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку. Русскому родному языку. Т.Г. Рамзаева, учебник для 2 класса в 2-х частях.
Русский язык. Русский родной язык.(170 часов в год - 5 часов в неделю)Русский язык. Т.Г. Рамзаева, учебник для 2 класса в 2-х частях.Программа составлена в соответствии с основной образовательной прог...
«Реализация межпредметных связей на уроках русского (родного) языка и родной литературы»
laquo;Реализация межпредметных связей на уроках русского (родного) языка и родной литературы» Цель мастер-класса: познакомить педагогов с методами и приёмами проведения интегрированного ур...
Русский родной язык, Литературное чтение на русском родном языке
Курс русского родного языка направлен на достижение следующих целей:расширение представлений о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобрази...
Рабочая программа по русскому родному языку 1 класс с КТП на основе примерной программы по родному языку авторского коллектива: Александровой О.М., Вербицкой Л.А., Богданова С.И., Кузнецовой М.И, Петленко Л.В. , Романовой В.Ю., Рябининой Л.А.
Рабочая программа разработана в соответствии с законом «Об образовании РФ», с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ...
Рабочая программа по родному (русскому) языку для 1-4 классов. Учебник О. М. Александровой "Русский родной язык"
Рабочая программа по родному (русскому) языку для 1-4 классов. Учебник О. М. Александровой "Русский родной язык"...
3 класс Русский язык (родной). (Русский родной язык. 3 класс : учебное пособие для общеобразовательных организаций / О.М.Александрова и др.)
Рабочая программа...
Рабочая программа по предмету «Русский язык». Рабочая программа по предмету "Русский родной язык»
образовательная программа...