Классный час "Куртамышский район - наша Родина"
классный час (4 класс)
Внеклассное мероприятие о родном крае для обучающихся 4 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kurtamyshskiy_rayon_-_nasha_rodina.docx | 39.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час «Куртамышский район – наша Родина!»
Цели мероприятия: обогатить знания учащихся о Куртамышском районе, развивать чувство патриотизма и любви к малой Родине.
Задачи:
- создавать условия для стремления глубже изучать историю Куртамышского района;
- развивать чувство гордости за свою малую родину;
- воспитывать чувство любви к родному краю, патриотизм.
Ход занятия
Два ученика читают наизусть стих. З. Александровой “Родина”.
1-й ученик:
Если скажут слово “Родина”,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
У реки берёзка- скромница
И ромашковый бугор…
2-й ученик:
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор.
В лужах первые кораблики,
Над скакалкой топот ног
И большой соседней фабрики
Громкий, радостный гудок.
Или степь от маков красная,
Золотая целина.
Дети (хором):
Родина бывает разная,
Но у всех она одна.
-Ребята, а что для нас будет общей Родиной? А в более узком смысле?
-О чем будем говорить на занятии? Тема нашего классного часа «Куртамышский район – наша Родина!»
(Слайд 2)
Наш классный час мы посвящаем Куртамышскому району. Хорошая тема для разговора. Россия, Русь, Отчизна, Родина, родной Куртамышский район! У каждого человека он свой, но у всех нас есть единая страна, в которой мы живём. Это Россия! Она, как мать родная, для всех одна. Нужно беречь её и защищать её леса, поля, реки, животный и растительный мир. Помните, у Пришвина есть замечательные слова: “Рыбе нужна вода – будем охранять наши водоёмы! Животным нужны лес, степь, горы – будем беречь лес, степь, горы! Рыбе – вода, птице – воздух, животным – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу, значит, охранять Родину”.
Ученик:
Мой росточек маленький, живи!
Собирай в траве искринки солнца.
Разыщи ромашки у колодца,
Их погладь тихонько и не рви.
Мой сыночек маленький, смотри!
Облака смешно играют в прятки,
Ветерок бежит – сверкают пятки,
Мой сыночек маленький, смотри!
(Слайд 3)
Чтобы любить и защищать природу, нужно её знать. Не зря ведь говорится:
“На родной сторонушке рад своей воронушке ”.
“На родной сторонушке и камешек знаком”.
“Каждому свой край сладок!”
Сегодня мы создадим “живую” газету, в которой узнаем много нового о родном районе.
Первую страницу “живой” газеты открывает “Историко-географическая“ страница.
Проведём викторину и узнаем, что же вы знаете о родных местах.
1) Как называется область, в которой мы живём? (Курганская) (Слайд 4)
2) Какой город является областным центром? (Курган) (Слайд 5)
3) В каком районе мы живём? (Куртамышском) Кто помнит год основания Куртамышского района? (1924) Кто его основатель?(Антон Лоскутников) (Слайд 6)
4) Как называется наш районный центр и сколько ему лет? (Куртамыш, 1745 г., 274 года) (Слайд 7)
(Слайд 8)
-Молодцы! С заданием справились хорошо! Теперь поговорим о географическом положении Куртамышского района.
(Слайд 9)
1) Район расположен в южной части Курганской области и граничит с Казахстаном, а также с Целинным, Альменевским, Мишкинским, Юргамышским, Кетовским, Притобольным, Звериноголовским районами области.
2) Природная зона, где мы живём, лесостепная и степная. (Слайд 10)
(Слайд 11)
Куртамыш (с тюркского - извилистая река) – река в Куртамышском районе Курганской области. Левый приток реки Тобол. Протяженность 124 километра.
(Слайд 12-13)Наш район состоит из городского (Куртамыш) и сельских поселений (Белоногово, Березово, Верхнее, Долговка, Жуково, Закомалдино, Закоулово, Камаган, Каминское, Камыши, Костылево, Косулино, Маслово, Нижнее, Обанино, Пепелино, Песьяное, Пушкино, Советское, Угловое.
Итак, ребята! Пришло время первой группе ребят почувствовать себя редакторами газеты! У вас на столе лежит файл-пакет , а в нем все необходимые материалы для создания первой страницы газеты, среди данного материала выберите самое важное и поместите на страницу газеты. Желаю удачи! Учащиеся первой группы получают задание выполнить первую страницу газеты «“Историко-географическую»
А мы продолжаем работу.
Страница № 2 “Геральдическая”
Что такое «геральдика»? (Геральдика – это наука, изучающая и определяющая значение различных символов на гербах).
(Слайд 14)
У Куртамышского района тоже есть свой герб, он был утвержден Решением Куртамышской районной Думы от 16.07.2009 № 62
Описание герба
«В зеленом поле с волнистой серебряной оконечностью золотой цветок, сердцевина и каждые из лепестков которого – правильные шестиугольники, тонко окантованные червленью (красным), окруженный по сторонам и внизу венком из шести золотых хлебных колосьев, по три с каждой стороны от цветка, разложенных веерообразно.
Обоснование символики:
- символика флага района воспроизводит символику герба района. Волнистое изображение оконечности зеленого поля – символ того, что название района связано с названием реки Куртамыш;
- серебряная оконечность символизирует обилие в районе рек и озер;
- цветок, олицетворяющий пчелиные соты, подчеркивает тюркское значение слова «Куртамыш» – «пчелиное место» и символизирует трудолюбие жителей района, богатство, уважение, щедрость и плодородие Куртамышской земли;
- золотые пшеничные колосья указывают на основу экономического развития района - сельское хозяйство. ».
Учащиеся второй группы получают задание выполнить вторую страницу газеты «Геральдическую»
У вас на столе лежит файл-пакет , а в нем все необходимые материалы для создания второй страницы газеты, вам нужно раскрасить герб Куртамышского района. Желаю удачи!
(Слайд 15)
Страница № 3 “Природоведческая”
Богат и разнообразен природный мир нашего района.
Мы можем гордиться памятниками природы:
(Слайд 16)
Уро́чище — в широком смысле, народное название любого географического объекта или ориентира, о котором договорились («уреклись») люди. Урочищем может стать любая часть местности, отличная от остальных участков окружающей местности.
Это место уникальноедля лесостепи сообщество березово-осинового с ольхой черной леса вне современных речных долин. В урочище имеются выходы грунтовых вод, формирующие водоем у подножия склона. Выходы пресной воды оборудованы срубами. Место произрастания редких видов растений: близ мест выхода грунтовых вод отмечены ужовник обыкновенный, пальчатокоренник Фукса и мясокрасный, дремлик болотный и др
, (Слайд 17)
Памятник природы располагается на опушке смешанного сосново-березового леса. Перепад высот достигает 20 м.Родник популярен среди местного населения как источник чистой пресной воды.Вблизи родника имеется необычное сплетение трех деревьев: сосны, березы и осины.
,(Слайд 18)
Является с 1984 года памятником природы регионального значения. Расположено в южной лесостепи в небольшой котловине. Озеро окружено со всех сторон лесом: с северной и северо-восточной стороны – сосновый бор, с других сторон – смешанный лес из сосны и березы. Почва песчаная. Длина озера – 800 метров, ширина – 700 метров, площадь – 56,6 га, максимальная глубина озера до 2,6 – 2,7 метра.. На берегу озера есть яма, в которой, как говорят, лечебная голубая глина. Раньше она была большая, но со временем её затопило. Сейчас рядом с ней отдыхающие раскопали ещё одну - поменьше. Плотность воды с глиной такая, что если лечь полностью, то тебя выталкивает наружу. Утонуть здесь невозможно. На дне ямы можно достать куски голубой глины и сделать глиняные поделки. Узково — любимое место отдыха туристов и отдыхающих.
(Слайд 19)
В лесах района растут деревья : дуб, липа, клён, осина, берёза тополь, вяз;
(Слайд 20)
кустарники : калина, смородина, вишня, шиповник, сирень и др.
Богат наш район сосновыми и березовыми лесами, они защищают воду и почву.
(Слайд 21-22)
В степях живут суслики, хомяки, зайцы, волки, лисы, хорьки… В лесах нашей области есть белки, лоси, косули, зайцы, кабаны…
Хищными птицами в нашем краю являются: коршуны, филины, совы. Они защищают поля от грызунов.
(Слайд 23)
На территории нашего района водятся и такие птицы: дрозды, скворцы, грачи, дятлы, живут и орлы, много воробьёв и других мелких птиц.
(Слайд 24)
В реках и озёрах есть рыба: лещ, карп, щука, окунь, карась.
(Слайд 25)На землях нашего края можно увидеть жаб, лягушек, змей, ужей, ящериц.
Учащиеся третьей группы получают задание выполнить третью страницу газеты «“Природоведческую»
У вас на столе лежит файл-пакет , а в нем все необходимые материалы для создания третьей страницы газеты, вам нужно заполнить страницу фотографиями тех обитателей нашего района, которые вам больше всего запомнились, рисунки подписать. . Желаю удачи!
(Слайд 26)
Страница № 4“Литературная”
Куртамышский район богат талантливыми поэтами - это Геннадий Рыжков, Александр Смирнов, Павел Храмцов и другие. Они постоянные гости районной газеты “Куртамышская Нива”. Девочки вашего класса подготовили литературные номера, во время прослушивания стихов вы также можете любоваться фотографиями, которые сделал Куртамышский фотограф – Владимир Ивин.
Край мой Куртамышский
Мой Куртамыш, родная сторона
Занесена подталыми снегами.
А летом меж лесов твоих луга
Покрыты разноцветными коврами.
Природа здесь!.. Чуть отошла зима,
А уж деревья листья развернули.
Поля - ромашек белизна,
Дома в сирени утонули.
Сосновый бор смолой сверкает,
Берёзы белоствольные стоят.
В них ветерок слегка играет,
Восходит алая заря.
Здесь много раз, зарю встречая,
Тропинкой в поле уходил.
И, свежий воздух в грудь вдыхая,
Здесь рос и набирался сил. ( Геннадий Рыжков)
Городок мой
Есть в каждом сердце уголок заветный,
Который ты с любовию хранишь.
На первый взгляд, мой город неприметный,
Простой и славный город Куртамыш.
Пусть сразу ты его не разгадаешь,
Не сразу красоту его поймешь.
Но поживи немного - и узнаешь,
Что он неповторимо так хорош.
Красив он, в вешней зелени одетый,
Да и зимою полон красоты.
Свои творцы, писатели, поэты,
Свои о светлом будущем мечты. (Александр Смирнов)
Наверное, мне все же повезло
В том, что родился я в такой
глубинке
Лесами окаймленное село
Оплот покоя в счастье паутинке.
Пусть будней здесь сплошная
череда
И ноют иногда спина и руки
Заменяли большие города
Родные незатейливые звуки.
Родник в лесу, черемух пышный цвет
И россыпи груздей, по всей округе
Да, каждый проживя здесь пару лет,
Уже не может стать ни злым,
ни грубым
Когда же смалодушничав порой,
Уйду, собравшись словно по тревоге
За дальним перевалом, за горой
Почувствую вину, как перед богом
И затоскую, глядя в эту даль
Воспоминания мои встревожат
душу.
И из нее кипящая печаль
Широкой лавой вырвется наружу
Я брошу все, чтобы без лишних
слов
Однажды днем весенним словно
птица
Под пение знакомых соловьев
Вернуться, словно заново
родиться. (Павел Храмцов)
У вас на столе лежит файл-пакет , а в нем все необходимые материалы для создания четвертой страницы газеты, вам нужно восстановить одно из прослушенных стихотворений, расположить четверостишия в правильной последовательности и подписать автора. Желаю удачи!
Учащиеся четвертой группы получают задание выполнить четвертую страницу газеты «Литературную».
Итог занятия:
Ребята, сегодня на занятии каждая из 4 групп выполняла определенное задание, одну из страниц нашей импровизированной газеты о Куртамышском районе. Давайте посмотрим, что у вас получилось! (Дети представляют свои страницы).
Наш район отмечает день рождения! А на день рождения принято дарить подарки. Давайте и мы с вами помечтаем, что можно подарить нашему району, чтобы он стал еще лучше. У вас на столах лежат изображения подарочной коробки, напишите в центре свое пожелание-подарок для нашего района. (По одному подарку от группы).
(Слайд 27)
Рефлексия.
Принято считать, что береза –символ России, а значит и символ нашего района. У вас у каждого на столах лежат листики березы, пожалуйста, каждый запишите на листочке самое яркое впечатление от сегодняшнего занятия, то, чем вы захотите поделиться с близкими, то, что тронуло ваше сердце больше всего.
- Что нового вы узнали на занятии?
- О чём расскажете своим родным, друзьям?
Ребята, сегодня вы очень хорошо потрудились! Нашими общими усилиями была создана газета к 95-летию Куртамышского района, думаю, что она займет достойное место в вашем классном уголке. Есть очень известное высказывание Конфуция «Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай мне сделать — и я пойму». Я верю, что создав газету собственноручно, вы навсегда запомните информацию, которую узнали на сегодняшнем занятии. А еще мне бы очень хотелось, чтобы свои знания вы передали своим близким людям, потому что с малой Родины начинается Россия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час: "Россия - наша Родина"
Классный час «Россия - наша Родина» для учащихся 1-х классов Цель: воспитание гражданина - патриотаЗадачи:показать значение Родины в жизни человека;способствовать воспитанию у де...
Классный час "Моя малая Родина. Москва, район "Орехово-Борисово"
Презентация и сопроводительный текст к первому уроку 1.09.14г....
Классный час "Моя малая Родина - Дергачевский район"
Закрепить знания детей о родном посёлке (символика, достопримечательности, люди-земляки, животные ) ;- воспитывать чувство привязанности, любви к своей «малой родине»;- воспитывать любовь к природе ро...
Классный час "Моя малая Родина. Баганский район"
Информация для проведения классного часа по истории Баганского района, статистические данные о национальном составе района....
Классный час " Моя малая родина - Кунашакский район".
Разработка является сценарием проведения мероприятия. Ее основной целью является расширение и углубление знаний обучающихся о «малой Родине». При этом работа решает и ряд частных методичес...
Классный час о нашей Родине "Одна ты на свете..."
Классный час посвящен нашей стране, огромной и непобедимой России....