Доклад
статья
Доклад
Этнокультурные традиции духовно-нравственного
воспитания учащихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_nikiforovoy_s.v.doc | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с.Уязыбашево
Муниципального района Миякинский район Республики Башкортостам
Доклад
Этнокультурные традиции
духовно-нравственного
воспитания учащихся
Выполнила
учитель чувашского языка и
литературы
МБОУ СОШ с.Уязыбашево
Никифорова С.В.
2015 год.
Введение
- Сущность понятия и ведущие факторы становления этнокультурных традиций.
- Организационно-педагогические условия приобщения школьников к этнокультурным традициям.
- Формирование этнической культуры современных школьников в условиях внеурочной деятельности «Детский чувашский фольклор».
Этнокультурное воспитание как целостный процесс передачи школьнику культурных ценностей, традиций, социальных норм того этноса, представителем которого он является и в среде которого он живет, выступает неразрывной частью системы воспитания подрастающего человека. На всем протяжении истории каждого народа материнский язык, фольклор, этническая символика, традиции, обычаи, духовно-нравственные ценности формировали лучшие человеческие качества.
Использование традиций и обычаев в формировании этнокультурной воспитанности школьников позволяет оказать влияние на его социальное, духовное, нравственное, психическое, физическое развитие.
Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Поэтому наша задача учителя сверхсложная: он должен раскрыть внутренний мир школьника и заложить основы нравственных отношений, тем самым, формируя нравственную воспитанность.
Современный процесс обучения и воспитания детей в национальной школе основывается не только на внедрении инновационных технологий, но и на этнокультурных традициях своего народа.
Не зря,
Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим,
И в старом красоту находим,
Хоть новому и принадлежим.
У каждого человека кроме родителей должно быть четыре корня: родная земля, родной язык, родная культура, родная история... Все они воплощены в образе родной матери. Когда человек любит свои корни и ценит их, он понимает боль и любовь окружающих, с такой же любовью будет относиться к другой земле, к другому языку, к другой культуре, к другой истории. Чем раньше ребенок соприкоснется с родными интонациями народных песен, бытом и обрядами, тем глубже поймет и прочувствует историю и культуру своего народа, его миропонимание, нравственные и эстетические взгляды. А это очень важно. Главная задача национальной школы заключается в воспитании любви к родному краю, к своей малой родине, к её корням и традициям. А любить свой край – значит знать о крае всё: историю, географию, культуру, многовековые традиции и обычаи. Все эти знания формируются с раннего детства. Поэтому большое значение приобретает в школе вопрос этнокультурного воспитания школьников.
Задача родителей, воспитателей детских учреждений, учителей средних школ поэтому заключается в том, чтобы научить детей говорить и мыслить на языке, на котором говорили их предки, и через это донести до ребячьих сердец глубину народной мудрости.
Любить и ценить свои корни нужно учить с колыбельных песен родной матери на своем родном языке.
Один из путей достижения этой цели - это знакомство с чувашским детским фольклором. В нашей школе уже много лет ведется такая внеурочная деятельность, как «Детский чувашский фольклор», куда привлекаются все желающие дети. Детский фольклор представляет собой специфическую область народного творчества, объединяющую мир детей и мир взрослых, включающую целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора. Во-первых, к детскому фольклору относится не только то, что бытует в детской среде, но и поэзия взрослых, предназначенная для детей (сёпка юррисем: йёпатмёшсем: =итермелли чух ил.ртмелли сёвёсем). Во-вторых, в детском фольклоре очень много заимствований из устного творчества взрослых. Конечно, все это приспосабливается к детской среде, перестраивается по законам эстетики детского мировосприятия. Например: игровая хороводная «+ерем ватса вир акрём», Сур-хури, =ёварни сёвви-юррисем и т. д. В-третьих, коль скоро весь детский фольклор, перешедший из взрослых, вызван к жизни педагогическими надобностями народа, значит, изучение его вне связи с народной педагогикой непродуктивно. Например, песня «Ё=та каян, пукане?» учит любить животных и дружить с ними: не быть эгоистом и помогать друзьям.
Многие занятия подростков являются шуточным подражанием серьезному делу взрослых: средством подготовки детей к жизни. В них находят свое отражение производственно-хозяйственные, национально-психологические черты и социальная жизнь чувашского народа. Например, песня-игра «+у та иртр., к.р те иртр.» учит доводить начатое дело до конца и ценить все, что создано руками человека.
В программу включены и колыбельные песни. К сожалению, учащиеся часто не знают этих песен, так как мало кто их слышит из уст взрослых. При разучивании ласковой, нежной, доброй, спокойной колыбельной в детях обязательно проснется чувство любви к самой песне, она навсегда останется в его душе. А со временем перейдет к другим поколениям. Такова жизнь народных песен, мелодий и стихов.
Ещё один жанр детского фольклора - это «Календарная поэзия». Произведения этого жанра тесным образом связаны с бытом и обычаями чувашей, в частности, с такими календарными праздниками, как Сурхури, +ёварни, С.рен. Чуваши с давних пор считали, что именно детская невинность и чистота способны воздействовать на силы природы. Поэтому главную роль в этих праздниках отводили подросткам. Так, зимой, на Сурхури они ходили из дома в дом с пожеланиями хозяевам добра, счастья, здоровья, хорошего урожая и плодовитости скота, достатка в доме.
А в конце зимы, на масленицу ребята катались с горки на санях, пекли блины, пели, играли, шутили, состязались... В конце праздника, по народному обычаю, сжигали «=ёварни карчё к». Это означало, что вся хворь, вся нечисть, какая только была, сгорала вместе с этим соломенным чучелом. Такие праздники, проведенные с ребятами, сплачивают, развивают их творчество, помогают избежать незнания ими истории создания и развития духовных ценностей народа, особенно музыкальной культуры. Оказывают помощь при подготовке нового поколения слушателей произведений чувашских композиторов.
Самый распространенный жанр детского фольклора - «Ч.н\-йыхрав сёвви-юрри» (заклинки и приговорки). Закличка - это стихотворное обращение детей к различным явлениям природы (к солнцу, дождю), а приговорка - к животным. Заклички относятся к древнейшим обрядам. Раньше предки чувашей считали, что их окружает такое же живое, как они сами. Поэтому они общались и обращались к окружающей среде, как к живому существу. Например:
Х.вел, тух, .хвел, тух!
Ачу шыва кайнё, тет.
Турчёкапа туртса ил,
Мил.к\пе шёлса ил,
Хёмач к.пе тёхёнтарт,
Пылпа кулачё =итер!
Или вот пример обращения к птице (жаворонку) - «Тёри юрри». В программе эта распевка дается, для развития артикуляции и охотно исполняется детьми:
Не надо забывать и о воспитательном значении приговорки, об их полезности в процессе привития любви к труду. Знание закличек и приговорок, умение декламировать и пропевать их развивает у ребят чувство языка, наблюдательность, творческое мышление, умение видеть образность природы, воплощенный в фольклорных произведениях. Это способствует также обогащению их словарного запаса, речь делает яркой, выразительной. Многие заклинки начинаются с звукоподражания: «Тёр-тёр-тёр, тёри, тёр!», «Вир-вир, кукамай», «П.л.т-ри...три-ри-ри-ри!» Имитативы не только характеризуют своеобразие чувашского языка, но и вносят в учебу элемент занимательности и даже игры.
В программе имеются не менее интересные жанры «Кулленхи сёвё-юрё», «Пулмасла халапсем» (небылицы). В произведениях слушателей и исполнителей привлекает юмор, задор, живость, ритмический характер песен, стихов. Когда работаешь над образностью небылиц, у каждого ребенка выявляются богатые индивидуальные способности, все получают удовольствие от общения друг с другом и изучения народных песен, плясок, традиций. Это облегчает усвоение детьми родной речи и повышает их интерес к языку.
Чувашский фольклор интересен и доступен для любого возраста. Частушки (такмаксем) с плясками, исполняемые с притоптыванием и с присвистыванием, включенные в программу, способны заворожить любого слушателя.
Соприкосновение с семейными и календарными обрядами детей с раннего возраста говорит о том, что сохранятся обряды, которые передавались из поколения в поколение. Поэтому очень важно зафиксировать все то, что хранится в народной памяти и важно, чтобы дети изучали богатое наследие, созданное тысячами сердец наших предков. Это наследие прошло через века и помогло выжить этносу. Важно также, чтобы подростки в ходе занятий в творческих учебных заведениях по мере овладения материалом стремились воссоздать разные обряды, петь народные песни, приближаясь к стилю первоисточника.
Подводя итог вышесказанному нужно отметить, что основными средствами этнокультурного воспитания детей выступают компоненты этнокультуры: народный язык, фольклор, народные игры, народные игрушки, народные праздники, декоративно-прикладное, песенно-музыкальное, танцевальное, театральное народное искусство, культурно-исторические традиции и обряды (календарные, трудовые, семейно-бытовые, социальные, праздничные, природоведческие), атрибуты народного быта (народные костюмы, мебель, украшения, блюда, орудия труда), этнокультурные музеи, этнокультурные центры.
В фольклорной педагогике есть все средства воспитания: нравственное (пословицы), эстетическое (песни и игры), умственное (загадки). «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях… всякая живая историческая народность есть самое прекрасное создание божье на земле, и воспитанию остаётся только черпать из этого богатого и чистого источника» К.Д.Ушинский.
Литература
- ФГОС Примерные программы начального образования. – «Просвещение», Москва, 2009.
- ФГОС Планируемые результаты начального общего образования. – «Просвещение», Москва. 2009.
- Электронный журнал «Учительская» ИРО-РТ , июль 2009.
- «Воспитательная работа в начальной школе» - С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина, ТЦ «Учитель», Воронеж. 2006.
- «Чувашский детский музыкальный фольклор» методические указания- Яковлева З.К.; Чуваш. Ун-т. – Чебоксары, 2007.
- «Чувашский детский музыкальный фольклор в чувашских и русскоязычных школах» /пособие для практических занятий.- Яковлева З.К.; Чуваш. Ун-т. – Чебоксары, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Проектная деятельность в начальной школе"
Доклад о том, как я со своими учениками работаю над проектом "Океан"....
доклад на педагогическом совете «Использование интерактивной доски (Interwrite Board) на уроках в начальных классах»
Доклад на педагогическом совете «Использование интерактивной доски (Interwrite Board) на уроках в начальных классах». Варианты работы с интерактивной доской, плюсы и минусы. ...
конспекты уроков, доклады на темы самообразования
Открытые уроки по русскому языку и математике, доклады на темы самообразования ...
Доклад доклад на тему: «Формирование культуры семейных отношений».
Семья - один из шедевров природы (Дж. Сантаяна, философ)Семья - основанная на брак...
Доклад "Урок работы над ошибками". Русский язык. Приложение к докладу.
Краткое описание в чём состоит подготовка учителя и учащихся к уроку, где предстоит работа над ошибками. Из личного опыта и опыта коллег....
Доклад: "Использование ЭОР на уроках в начальной школе" + презентация к докладу
Актуальность использования ЭОР на уроках в начальной школе....
ДОКЛАД "Системно-деятельностный подход как методологическая основа ФГОС второго поколения" . ДОКЛАД НА ЗАСЕДАНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА МКОУ «АРТЕЗИАНСКАЯ СОШ №2»
ДОКЛАД НА ТЕМУ : « Системно–деятельност...