Программа по курсу «Бурятская эвенкийская литература"
рабочая программа (3 класс)

Постникова Оксана Ивановна

 

Цели литературного образования в школе значительны и разнообразны. Именно они определяют особую роль литературы как школьного предмета в ряду других гуманитарных предметов. Начиная с дошкольного возраста, необходимо формировать у подрастающего поколения духовность и культуру, в основе которых заложены общечеловеческие нравственные принципы. Продолжение этой работы неотъемлемая часть работы начальной школы. Художественная литература служит могучим действенным средством нравственного и духовного воспитания детей. Для реализации регионального компонента, возникла необходимость включения в расписание начальной школы  предмета «Бурятская эвенкийская литература». 

Данная программа позволит ученикам познакомиться с культурой народов Сибири, ее формированием и этническими особенностями культур, входящих в нее.

Актуальность: Проблема сохранения культуры коренных малочисленных народов Сибири является весьма актуальной, так как  во многом утрачены традиционные знания, языки и национальные особенности многих народностей. Поэтому необходимо  вернуть к жизни традиционную культуру народов Сибири, сохранить ее наследие, пока живы носители этнической культуры, традиций, обычаев и устного народного творчества. Помочь в этом может изучение  курса «Бурятская эвенкийская литература».

Необходимость создания данного курса вызвана тем, что в учебном плане нет предмета, в котором бы уделялось время на изучение литературы родного края.

Многочисленные исследования ученых подтверждают, что дети живо, эмоционально и доверчиво воспринимают читаемые им сказки, стихи, рассказы. Народные сказки несут в себе народную мудрость, вырабатывают у детей отрицательное отношение к злу, нетерпимость к несправедливости, учит их быть добрыми, храбрыми, отзывчивыми. Сказка часто продолжает жить в играх детей. Они с удовольствием превращаются в оленят, пастухов, рыбаков. С помощью инсценированного сюжета у детей накапливаются яркие и четкие зрительные впечатления, возникают суждения, эмоции, активизируется словарь, формируется творческая активность. Через сказку и рассказы дети овладевают языком своего народа, знакомятся с родной природой, обычаями, укладом жизни, учатся преодолевать трудности

  • Цель программы курса «Бурятская эвенкийская литература».

-  Знакомство учащихся с литературой  народов Сибири: бурят и эвенков,
- Формирование у детей младшего школьного возраста представлений о родном крае, о свое­образии природы, традициях и обычаях народов проживающих в Сибири через восприятие сказок северного народа, произведений северных писателей, как средство развития познавательной и творческой активности, интереса к детской художественной литературе, воспитание любви к малой родине.
- Приобщение родителей (законных представителей) к активному участию в реализации программы.

Из данной цели вытекает ряд задач.

Образовательные: познакомить уч-ся с произведениями устного народного творчества, с лучшими текстами национальной литературы бурят и эвенков, в которых отражена философия миролюбия, уважения к традициям, добрососедства, терпимости, трудолюбия.

Развивающие: развивать художественный вкус уч-ся, учить их понимать прекрасное в искусстве, развивать творческие способности, развивать мыслительные операции.

Воспитательные: помочь усвоить идеи общечеловеческого родства, взаимосвязанности людей разных национальностей, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям родной культуры воспитывать толерантность, любовь к малой Родине.

 

 

Форма организации образовательного процесса: классно-урочная система и неаудиторная работа (соревнования, викторины, практики, посещение библиотеки, экскурсии в музей)

Технологии, используемые в обучении: развивающего обучения, обучение в сотрудничестве, проблемного обучения, развития исследовательских навыков, информационно-коммуникационная, здоровьесбережения.

Требования к результатам освоения учащимися курса «Бурятская эвенкийская литература»:

В результате изучения  курса «Бурятская эвенкийская литература» учащиеся должны

знать/понимать:

  • не менее 6 – 7 сказок народов Сибири (уметь их пересказывать);
  • названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;

уметь:

  • читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости);
  • определять тему и главную мысль произведения;
  • пересказывать текст;
  • делить текст на смысловые части, составлять его простой план;
  • составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на  текст, оценивать события, героев произведения;
  • создавать небольшой устный текст на заданную тему;
  • приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки);
  • различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, миф, легенда), различать сказки народные и литературные;
  • подбирать к иллюстрациям эпизоды из текста;
  • овладеть приемом словесного рисования (сюжетного или пейзажного) фрагментов текста;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  •      самостоятельного чтения книг о жизни коренных малочисленных народов Сибири;
  • высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии);
  • дальнейшего изучения курса «Бурятская эвенкийская литература» (прозаические и лирические произведения);
  • приобщения к народным промыслам, декоративно-прикладному искусству, традициям коренных  народов Сибири.
  • Результаты обучения
  • Личностные результаты:
  • 1) формирование чувства гордости за свою малую Родину, её литературное наследие, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
  • 2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  • 3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
  • 4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • 5) формирование уважительного отношения к истории и культуре бурятских, эвенкийских народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
  • 8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
  • 9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
  • Метапредметные результаты:
  • 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
  • 2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
  • 3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • 4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  • 5) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
  • 6) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
  • Предметные результаты:
  • 1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
  • 2) осознание значимости чтения для личного развития;
  • 3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
  • 4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
  • 5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
  • 6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
     Система работы по изучению литературы народов Сибири предусматривает обучение деятельности с книгами, что формирует ученика как читателя, обладающего читательской самостоятельностью. Эта работа проводится систематически. Одним из ее направлений является обучение младших школьников работе со словарями, справочниками, энциклопедиями разных видов, каталогами библиотеки, что также нашло отражение в содержании примерной программы.

Работа по программе курса начинается во втором классе, когда темп чтения учащихся ещё не велик. Поэтому и произведения отобраны небольшие по объему, доступные для понимания. Материал во втором классе большей частью представлен сказками народов Сибири.

Материал в программе расположен с учётом возрастных особенностей и возможностей учащихся.

Методы работы: словесные, наглядные, практические, комбинированные.

Формы работы: экскурсия, игра, классно-урочная, выполнение творческих работ.

Формы организации учебной деятельности на занятии: фронтальная, парная, коллективная.

Критерии и нормы оценки знаний обучающихся

Особенности организации контроля по бурятской и эвенкийской литературе 

            В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью: навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и «про себя»); уме­ния выразительно читать и пересказывать текст, учить наизусть стихотворение, прозаи­ческое произведение.

            При проверке умения пересказывать текст произведения особое внимание уделяется пра­вильности передачи основного содержания текс­та, последовательности и полноте развития сюже­та, выразительности при характеристике образов.

            Кроме техники чтения учитель контроли­рует и собственно читательскую деятельность школьника: умение ориентироваться в книге, знание литературных произведений, их жан­ров и особенностей, знание имен детских пи­сателей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т.п.).

            Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение на­изусть или с листа. Осуществляется на матери­але изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные работы - небольшие по объему (отве­ты на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, ил­люстрациями и оглавлением. Целесообразно для этого использовать и тестовые задания ти­па «закончи предложение», «найди правиль­ный ответ», «найди ошибку» и т.п.

         Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может прохо­дить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть прове­дена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.

            Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержа­нию незнакомые тексты. При выборе текста осу­ществляется подсчет количества слов (слово «средней» длины равно 6 знакам, к знакам отно­сят как букву, так и пробел между словами). Для проверки понимания текста учитель задает по­сле чтения вопросы. Проверка навыка чтения «про себя» проводится фронтально или группа­ми. Для проверки учитель заготавливает инди­видуальные карточки, которые получает каж­дый ученик. Задания на карточках могут быть общими, а могут быть дифференцированными. Для учета результатов проверки навыка чтения учитель пользуется соответствующей схемой.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Ошибки:

–        искажения читаемых слов (замена, пере­становка, пропуски или добавления букв, сло­гов, слов);

–        неправильная постановка ударений (бо­лее 2);

–        чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;

–        непонимание общего смысла прочитан­ного текста за установленное время чтения;

–        неправильные ответы на вопросы по со­держанию текста;

–        неумение выделить основную мысль про­читанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание ос­новного содержания прочитанного;

–        нарушение при пересказе последователь­ности событий в произведении;

–        нетвердое знание наизусть подготовлен­ного текста;

–        монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.

Недочеты:

–        не более двух неправильных ударений;

–        отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при чте­нии вслух;

–        осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;

–        неточности при формулировке основной мысли произведения;

–        нецелесообразность использования средств выразительности,  недостаточная  выразитель­ность при передаче характера персонажа.

Характеристика цифровой оценки (отметки)

«5» («отлично») – уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.

«4» («хорошо») – уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2 – 3 ошибок или 4 – 6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.

«3» («удовлетворительно») – достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4 – 6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3 – 5 ошибок ли не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.

«2» («плохо») – уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики; неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.

Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)

 Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося.

Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также пути устранения недочетов и ошибок.

Данный предмет реализуется со 2 по 4 класс за счет часов школьного компонента из расчета 1 час в неделю. На изучение литературы народов Сибири отводится 102 часа, на которые разрабатывается календарно – тематическое планирование учителем, ведущим данный предмет.

 

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа по курсу «Бурятская эвенкийская литература»

Пояснительная записка.

Цели литературного образования в школе значительны и разнообразны. Именно они определяют особую роль литературы как школьного предмета в ряду других гуманитарных предметов. Начиная с дошкольного возраста, необходимо формировать у подрастающего поколения духовность и культуру, в основе которых заложены общечеловеческие нравственные принципы. Продолжение этой работы неотъемлемая часть работы начальной школы. Художественная литература служит могучим действенным средством нравственного и духовного воспитания детей. Для реализации регионального компонента, возникла необходимость включения в расписание начальной школы  предмета «Бурятская эвенкийская литература».  

Данная программа позволит ученикам познакомиться с культурой народов Сибири, ее формированием и этническими особенностями культур, входящих в нее.

Актуальность: Проблема сохранения культуры коренных малочисленных народов Сибири является весьма актуальной, так как  во многом утрачены традиционные знания, языки и национальные особенности многих народностей. Поэтому необходимо  вернуть к жизни традиционную культуру народов Сибири, сохранить ее наследие, пока живы носители этнической культуры, традиций, обычаев и устного народного творчества. Помочь в этом может изучение  курса «Бурятская эвенкийская литература». 

Необходимость создания данного курса вызвана тем, что в учебном плане нет предмета, в котором бы уделялось время на изучение литературы родного края.

Многочисленные исследования ученых подтверждают, что дети живо, эмоционально и доверчиво воспринимают читаемые им сказки, стихи, рассказы. Народные сказки несут в себе народную мудрость, вырабатывают у детей отрицательное отношение к злу, нетерпимость к несправедливости, учит их быть добрыми, храбрыми, отзывчивыми. Сказка часто продолжает жить в играх детей. Они с удовольствием превращаются в оленят, пастухов, рыбаков. С помощью инсценированного сюжета у детей накапливаются яркие и четкие зрительные впечатления, возникают суждения, эмоции, активизируется словарь, формируется творческая активность. Через сказку и рассказы дети овладевают языком своего народа, знакомятся с родной природой, обычаями, укладом жизни, учатся преодолевать трудности

  • Цель программы курса «Бурятская эвенкийская литература».

-  Знакомство учащихся с литературой  народов Сибири: бурят и эвенков,
- Формирование у детей младшего школьного возраста представлений о родном крае, о своеобразии природы, традициях и обычаях народов проживающих в Сибири через восприятие сказок северного народа, произведений северных писателей, как средство развития познавательной и творческой активности, интереса к детской художественной литературе, воспитание любви к малой родине.
-
Приобщение родителей (законных представителей) к активному участию в реализации программы.

Из данной цели вытекает ряд задач.

Образовательные: познакомить уч-ся с произведениями устного народного творчества, с лучшими текстами национальной литературы бурят и эвенков, в которых отражена философия миролюбия, уважения к традициям, добрососедства, терпимости, трудолюбия.

Развивающие: развивать художественный вкус уч-ся, учить их понимать прекрасное в искусстве, развивать творческие способности, развивать мыслительные операции.

Воспитательные: помочь усвоить идеи общечеловеческого родства, взаимосвязанности людей разных национальностей, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям родной культуры воспитывать толерантность, любовь к малой Родине.

Форма организации образовательного процесса: классно-урочная система и неаудиторная работа (соревнования, викторины, практики, посещение библиотеки, экскурсии в музей)

Технологии, используемые в обучении: развивающего обучения, обучение в сотрудничестве, проблемного обучения, развития исследовательских навыков, информационно-коммуникационная, здоровьесбережения.

Требования к результатам освоения учащимися курса «Бурятская эвенкийская литература»:

В результате изучения  курса «Бурятская эвенкийская литература» учащиеся должны

знать/понимать:

  • не менее 6 – 7 сказок народов Сибири (уметь их пересказывать);
  • названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;

уметь:

  • читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости);
  • определять тему и главную мысль произведения;
  • пересказывать текст;
  • делить текст на смысловые части, составлять его простой план;
  • составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на  текст, оценивать события, героев произведения;
  • создавать небольшой устный текст на заданную тему;
  • приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки);
  • различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, миф, легенда), различать сказки народные и литературные;
  • подбирать к иллюстрациям эпизоды из текста;
  • овладеть приемом словесного рисования (сюжетного или пейзажного) фрагментов текста;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  •      самостоятельного чтения книг о жизни коренных малочисленных народов Сибири;
  • высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии);
  • дальнейшего изучения курса «Бурятская эвенкийская литература» (прозаические и лирические произведения);
  • приобщения к народным промыслам, декоративно-прикладному искусству, традициям коренных  народов Сибири.
  • Результаты обучения
  • Личностные результаты:
  • 1) формирование чувства гордости за свою малую Родину, её литературное наследие, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
  • 2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  • 3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
  • 4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • 5) формирование уважительного отношения к истории и культуре бурятских, эвенкийских народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
  • 8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
  • 9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
  • Метапредметные результаты:
  • 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
  • 2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
  • 3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • 4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  • 5) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
  • 6) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
  • Предметные результаты:
  • 1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
  • 2) осознание значимости чтения для личного развития;
  • 3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
  • 4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
  • 5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
  • 6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
     Система работы по изучению литературы народов Сибири предусматривает обучение деятельности с книгами, что формирует ученика как читателя, обладающего читательской самостоятельностью. Эта работа проводится систематически. Одним из ее направлений является обучение младших школьников работе со словарями, справочниками, энциклопедиями разных видов, каталогами библиотеки, что также нашло отражение в содержании примерной программы.

Работа по программе курса начинается во втором классе, когда темп чтения учащихся ещё не велик. Поэтому и произведения отобраны небольшие по объему, доступные для понимания. Материал во втором классе большей частью представлен сказками народов Сибири.

Материал в программе расположен с учётом возрастных особенностей и возможностей учащихся.

Методы работы: словесные, наглядные, практические, комбинированные.

Формы работы: экскурсия, игра, классно-урочная, выполнение творческих работ.

Формы организации учебной деятельности на занятии: фронтальная, парная, коллективная.

Критерии и нормы оценки знаний обучающихся

Особенности организации контроля по бурятской и эвенкийской литературе 

            В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью: навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и «про себя»); умения выразительно читать и пересказывать текст, учить наизусть стихотворение, прозаическое произведение.

            При проверке умения пересказывать текст произведения особое внимание уделяется правильности передачи основного содержания текста, последовательности и полноте развития сюжета, выразительности при характеристике образов.

            Кроме техники чтения учитель контролирует и собственно читательскую деятельность школьника: умение ориентироваться в книге, знание литературных произведений, их жанров и особенностей, знание имен детских писателей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т.п.).

            Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные работы - небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением. Целесообразно для этого использовать и тестовые задания типа «закончи предложение», «найди правильный ответ», «найди ошибку» и т.п.

         Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.

            Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов (слово «средней» длины равно 6 знакам, к знакам относят как букву, так и пробел между словами). Для проверки понимания текста учитель задает после чтения вопросы. Проверка навыка чтения «про себя» проводится фронтально или группами. Для проверки учитель заготавливает индивидуальные карточки, которые получает каждый ученик. Задания на карточках могут быть общими, а могут быть дифференцированными. Для учета результатов проверки навыка чтения учитель пользуется соответствующей схемой.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Ошибки:

–        искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);

–        неправильная постановка ударений (более 2);

–        чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;

–        непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;

–        неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;

–        неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;

–        нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;

–        нетвердое знание наизусть подготовленного текста;

–        монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.

Недочеты:

–        не более двух неправильных ударений;

–        отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;

–        осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;

–        неточности при формулировке основной мысли произведения;

–        нецелесообразность использования средств выразительности,  недостаточная  выразительность при передаче характера персонажа.

Характеристика цифровой оценки (отметки)

«5» («отлично») – уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.

«4» («хорошо») – уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2 – 3 ошибок или 4 – 6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.

«3» («удовлетворительно») – достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4 – 6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3 – 5 ошибок ли не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.

«2» («плохо») – уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики; неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.

Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)

 Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося.

Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также пути устранения недочетов и ошибок.

Данный предмет реализуется со 2 по 4 класс за счет часов школьного компонента из расчета 1 час в неделю. На изучение литературы народов Сибири отводится 102 часа, на которые разрабатывается календарно – тематическое планирование учителем, ведущим данный предмет.

Тематическое планирование

Тема урока

Количество часов

Сроки

Блок 1 Эвенкийская литература

Сказки-шутки

1

Мужичок с ноготок, Иголка, Эвенк и зайцы, Эхо

1

1 нед

2

Белка, Кукушка,  Лев и мышка

1

2 нед

О братьях наших меньших

3

Медведь и карась, Лебедь и глухарь

1

3 нед

4

Лиса обманула, Медведь и лиса, Заяц

1

4 нед

5

Сиротка и месяц

1

5 нед

6

Жили два человека

1

6 нед

Пой душа эвенка

7

Пословицы, поговорки

1

7 нед

8

Загадки баунтовских эвенков

1

8 нед

9

Загадки курумканских и северобайкальских эвенков

1

9 нед

10

Считалки и песни

1

10 нед

11-12

Стихи  эвенкийских поэтов. О. Аксенова « В музее»,

 « Малыш Бакычок», «Бакыт»

2

11-12 нед

Экскурсии

13

Экскурсия в районную библиотеку

1

13 нед

14

Экскурсия в Музей народов Севера

1

14 нед

15

Игры эвенков

1

15 нед

Моё творчество

16-17

Творческие работы детей: проект, рисунки, сочинения

2

16-17 нед

Блок 2 «Бурятская литература»

Сказки о животных

18

Заяц, Снег и заяц

1

18 нед

19

Как собака себе хозяина нашла

1

19 нед

20

Хитрый кот, Два барана и лиса

1

20 нед

21-22

Как перевелись львы в Сибири, Отчего волки воют

2

21-22 нед

23

Красный бык

1

23 нед

Волшебные сказки

24

Девочка- луна

1

24 нед

25

Молодец и его жена

1

25 нед

26-27

Девушка и говорящий бархатисто-черный конь 

Экскурсия в районную библиотеку

2

26-27 нед

Пословицы, поговорки, загадки

28-29

Пословицы, поговорки, загадки

2

28-29 нед

Поговорим о Байкале

30

Как появился Байкал  Богатырь Байкал

1

30 нед

31

Легенда о Байкале и Ангаре

1

31 нед

32

Омулевая бочка

1

32 нед

Моё творчество

33-34

Творческие работы детей: проект, рисунки, сочинения

2

33-34 нед


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу "Родная (русская) литература" 1-2 класс

В программе "Родная литература" представлены темы для ознакомления с литературным образом Урала, с его культурой, традициями и бытом людей. При изучении данного курса у детей должны сформиро...

Программа элективного курса "Бурятский фольклор"

Программа составлена для изучения бурятских сказок учащимися 1 класса...

Рабочая программа по курсу В мире литературы.

Пояснительная записка.Календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа по эвенкийской литературе для 2 класса

Рабочая программа по эвенкийской литературе для 2 класса...

Рабочая программа по эвенкийской литературе для 9 класса

Рабочая программа по эвенкийской литературе для 9 класса...

Рабочая программа по эвенкийской литературе для 1 класса

Рабочая программа по эвенкийской литературе для 1 класса...