Рабочая программа по курсу В мире литературы.
календарно-тематическое планирование по чтению (1 класс)
Пояснительная записка.Календарно-тематическое планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kurs_po_literature.doc | 114 КБ |
Предварительный просмотр:
I.Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному курсу «В мире литературы 1 класс
составлена на основе следующих нормативных документов: 1.Федерального закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ « Закон об образовании в РФ» 2. Федерального государственного стандарта начального общего образования Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009г. № 373 (ред. от 26.11.2010г.,22.09.2011г.,18.12.2012г. (П. 19.5); 3. Приказа Минобрнауки России от 31.12.2015г. № 1576 «О внесении изменений в ФГОС начального общего образования, утвержденный приказом Миобрнауки РФ от 06.10.2009г. №373. 4.Учебного плана МКОУ СОШ №2 г.п. Терек на 2021-2022 учебный год. 5. УМК « Перспектива» Л.Ф.Климановой, С.Г.Макеевой «Литературное чтение», «Азбука» «Просвещение» 2015 год
Курс литературного чтения «В мире книг» способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя. Кружковое занятие поможет решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка – и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие и самовоспитание.
Отличительные особенности данной программы заключаются в преемственности с основным курсом литературного чтения, что позволяет проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта младшего школьника.
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность программы состоит в том, что она способствует овладению детьми универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями.
Цель программы: создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг путем расширения литературно-образовательного пространства учащихся начальных классов на основе формирования личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.
Задачи программы:
- содействовать в воспитании грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран;
- создать условия для овладения основами самостоятельной читательской деятельности.
- развивать память, внимание, воображение.
- создать условия для углубления знаний, полученных на уроках литературного чтения и применения их в самостоятельной читательской деятельности
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы внеурочной деятельности – 7 - 8 лет.
Режим занятий: 1 раз в неделю, продолжительность занятия –45 минут.
Формы организации занятий: литературные игры, конкурсы-кроссворды, библиотечные уроки, путешествия по страницам книг, проекты, уроки-спектакли и т. д.
Место учебного предмета в учебном плане
Место учебного курса в “Мире литературы “ в учебном плане 1 ч.в неделю, всего 28 часов ( с октября по май0 2022 г.
II. Планируемые результаты учебного предмета.
Личностные результаты:
- осознавать значимость чтения для личного развития;
- формировать потребность в систематическом чтении.
Метапредметные результаты:
познавательные:
- использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
- уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
- пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
- прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
- отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
- ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
- составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
- пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
регулятивные:
- уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
- уметь самостоятельно работать с учебным произведением;
- уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
- уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
коммуникативные:
- участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
- оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
- высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
- участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
- соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т.д.
\
III.Содержание программы
Разделы программы | ||
1 | Здравствуй, книга! | 2 |
2 | Обогащение читательского опыта. и родной природе. | 26 |
Всего часов: | 28 |
Здравствуй, книга! (2 ч.)
Учебная книга. Элементы структуры учебной книги (обложка, титульный лист, оглавление). Аппарат ориентировки. Правила пользования книгой. Игра «Что в твоём рюкзаке живёт?».
Книга-произведение (большеформатная, в типовом оформлении). Обложка книги: информация о книге (название книги, иллюстрация (определение темы и жанра). Классификация книг по темам и жанрам (работа в группах).
Домашняя библиотека, классная библиотека, школьная библиотека. Правила поведения в библиотеке.
Обогащение читательского опыта.-28 ч.
Книги о Родине и родной природе (2ч).
Книги о Родине и родной природе детских писателей (книга-произведение и книга - сборник).
Структура книги, справочный аппарат книги.
Читальный зал: культура самостоятельной работы с выбранной книгой (рассматривание, чтение или слушание).
Писатели детям (3ч).
Книги детских писателей-классиков (А. Барто, К.Чуковский, С.Маршак, Я.Аким, Л.Пантелеев).
Детские книги с рассказами современных писателей (М. Пляцковский, С.Георгиев, М.Дружинина, С.Степанов и др.).
Выставка книг детских писателей. Слушание и рассматривание одной из детских книг. Художники-иллюстраторы детских книг.
Инсценирование картин - эпизодов из выбранной книги.
Народная мудрость. Книги-сборники. (2ч).
Книги-сборники малых жанров фольклора. Особенности детских книг с фольклорными произведениями для детей (оформление, тексты).
Игры «Посчитайся», «Отгадай загадку».
Творческая работа «Сочини загадку».
По страницам книг В. Сутеева (2ч).
Книги В. Сутеева (книги-сборники, книги-произведения). Структура книги-сборника.
В. Сутеев – автор и художник – оформитель.
Игра «По страницам сказок В. Сутеева».
Библиографическая справка (информация) об авторе в структуре книги-сборника. Самостоятельная поисковая работа в группах.
Сказки народов мира (3ч).
Книги-сборники «Русские народные сказки». Книги-произведения.
Сказки народов России и народов мира. Оформление выставки книг.
Подготовка проведения конкурса «Герои народных сказок», инсценирование.
Домики-сказки (коллективная проектная деятельность).
Книги русских писателей-сказочников (3ч).
Сборник сказочных историй А.Н. Толстого «Приключения Буратино».
Слушание и чтение историй из книги А.Н. Толстого «Приключения Буратино».
Инсценирование отдельных историй.
Творческая работа «Встреча с Буратино» (работа в группах).
Детские писатели (2ч).
Книги С.Маршака для детей. Сказки, стихотворения, загадки.
К.Чуковский детям: книги-произведения, книги-сборники.
Книги Е. Чарушина для детей. Герои книг Е. Чарушина.
Книги-сборники произведений современных детских писателей.
Сказки зарубежных писателей (3ч).
Книги сказок Ш.Перро. Книга-произведение. Книга Ш.Перро «Красная Шапочка» в разных изданиях.
Автор, переводчик, оформитель. Справочный аппарат книги.
Книга Дж.Харриса «Сказки дядюшки Римуса». Книга-сборник историй. Герои книги. Слушание и чтение отдельных историй.
Книги-сборники стихотворений для детей (1ч).
Стихотворения о детях и про детей. Книги-сборники А. Барто, В. Берестова, С.Михалкова.
Поиск нужного произведения в книге-сборнике по содержанию. Игра «Кто быстрее найдёт произведение в книге».
Конкурс «Слушаем и читаем стихи детских поэтов».
Дети – герои книг (3ч).
Дети – герои сказок. Русские народные сказки («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Терёшечка» и др.).
Дети – герои рассказов. (В. Осеева «Совесть», «Мушка», Н. Носов «Мишкина каша», Е. Пермяк «Первая рыбка» и др.)
Дети - герои стихотворений (А. Барто «В школу», С.Михалков «Фома», Е.Благинина «Тюлюлюй» и др.)
Книги о животных (2 ч).
Книги-сборники о животных.
Н.Некрасов «Дед Мазай и зайцы»: слушание, рассматривание. Обсуждение произведения и главного героя – дедушки Мазая.
IV. Календарно-тематическое планирование
№. п/п | Тема занятия | Дата проведения | |
план | факт | ||
Учебные книги первоклассника. Правила работы с книгой. | |||
Художественные книги. Больше форматная книга в типовом оформлении (книга-произведение). | |||
Экскурсия в школьную библиотеку. | |||
Книги о Родине и природе. | |||
Элементы книги. Книга-произведение и книга-сборник. | |||
Книги-сборники писателей-классиков о детях | |||
Книги о детях современных писателей. | |||
Потешки, шутки и считалки. Книги-сборники потешек, скороговорок, считалок. | |||
Загадки о животных. Игры «Загадай загадку», «Сочини загадку» | |||
По страницам книг В.Г. Сутеева (книги-сборники, книги – произведения). | |||
Литературная игра «По страницам сказок В.Г. Сутеева». | |||
Народные сказки (цепочки). Инсценирование знакомых сказок. | |||
Книга-сказка. Большеформатные книги с одним произведением. | |||
Библиотечный урок. Книги – сказки о лисе. | |||
Книга сказок (сборник сказочных историй). А.Н. Толстой «Приключения Буратино». | |||
По страницам книги А.Н. Толстого «Приключения Буратино». Инсценирование отдельных историй. | |||
Игра - викторина «Наш любимый Буратино» | |||
Книги С.Я. Маршака. Выставка книг. | |||
Книги-сборники произведений К.И. Чуковского. | |||
Книга Ш. Перро «Красная шапочка» разных изданий. | |||
Книга Джоэля Харриса «Сказки Дядюшки Римуса» | |||
В гостях у сказки. Игра – викторина. | |||
Стихотворения для детей. Книги-сборники. | |||
Дети-герои книг детских писателей. | |||
Литературная игра «Вопросы и ответы». | |||
По страницам любимых книг. Выставка книг. | |||
Книги В.В. Бианки.Г.А. Скребицкого | |||
Книга Н.А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы». |
V. Список литературы.
1.Ефросинина Л. А. Книгочей: словарь-справочник по литературному чтению для младших школьников: 1-4 классы. – М.: Вентана-Граф
2. Литературное чтение. 1-4 классы.
3.Нестандартные занятия в начальной школе. Литературное чтение. 1-4 классы. Л.И. Рудченко. «Учитель» 2007
3.Сухин И. Г., Яценко И. Ф. Азбучные игры: 1 класс. – М.: ВАКО, 2011
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа факультативного курса " В мире математики" 2 класс.
Программа рассчитана на 34 учебных недели ....
Рабочая программа по курсу "В мире книг"
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание курса, тематический план, календарно-тематическое планирование...
Рабочая программа учебного курса окружающего мира в 1 классе
Рабочая программа по окружающему миру разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, на основе авторской программы А.А. Плешакова «О...
Рабочая программа факультативного курса «В мире книг»
Рабочая программа факультативного курса «В мире книг» адресована ученикам 1- 4 классов. Программа имеет общекультурную направленность, разработана на примере авторской программ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ «ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ»
Учебный план для обучающихся 3 классов по окружающему миру разработан на основе следующих нормативных документов:-Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образ...
Рабочая программа по курсу "В мире книг" 2 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности...
Рабочая программа по курсу "Родная (русская) литература" 1-2 класс
В программе "Родная литература" представлены темы для ознакомления с литературным образом Урала, с его культурой, традициями и бытом людей. При изучении данного курса у детей должны сформиро...