Рабочая программа по курсу В мире литературы.
календарно-тематическое планирование по чтению (1 класс)

Ахаминова Зарема Хасановна

Пояснительная записка.Календарно-тематическое планирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kurs_po_literature.doc114 КБ

Предварительный просмотр:

I.Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному курсу «В мире литературы 1 класс

 составлена на основе  следующих нормативных документов:                                                                                     1.Федерального закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ « Закон об образовании в РФ»                 2.  Федерального государственного стандарта начального общего образования Приказ                        Минобрнауки РФ от 06.10.2009г. № 373 (ред. от 26.11.2010г.,22.09.2011г.,18.12.2012г.    (П. 19.5);                                                                                                                                          3. Приказа Минобрнауки России  от 31.12.2015г. № 1576 «О внесении изменений в ФГОС начального  общего образования, утвержденный приказом Миобрнауки РФ от 06.10.2009г. №373.                                                                                                                                          4.Учебного плана  МКОУ СОШ №2 г.п. Терек на 2021-2022  учебный год.                          5. УМК « Перспектива»      Л.Ф.Климановой, С.Г.Макеевой «Литературное чтение», «Азбука» «Просвещение» 2015 год

Курс литературного чтения «В мире книг» способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя. Кружковое занятие поможет решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка – и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие и самовоспитание.

Отличительные особенности данной программы  заключаются в преемственности  с основным курсом литературного чтения, что позволяет проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта младшего школьника.

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность программы состоит в том, что она способствует овладению детьми универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями.

Цель программы: создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг путем расширения литературно-образовательного пространства учащихся начальных классов на основе формирования личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.

        Задачи программы:

  • содействовать в воспитании грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран;
  • создать условия для овладения основами самостоятельной читательской деятельности.
  • развивать память, внимание, воображение.
  • создать условия для углубления знаний, полученных на уроках литературного чтения и применения их в самостоятельной читательской деятельности

        Возраст детей, участвующих в реализации данной программы внеурочной деятельности – 7 - 8 лет.

                

Режим занятий: 1 раз в неделю, продолжительность занятия –45 минут.

Формы организации занятий: литературные игры, конкурсы-кроссворды, библиотечные уроки, путешествия по страницам книг, проекты, уроки-спектакли и т. д.

Место учебного предмета в учебном плане

Место учебного курса в “Мире литературы “  в учебном плане 1 ч.в неделю, всего 28  часов ( с октября по май0 2022 г.

II. Планируемые  результаты учебного предмета.

Личностные результаты:

  • осознавать значимость чтения для личного развития;
  • формировать потребность в систематическом чтении.

Метапредметные результаты:

познавательные:

  • использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
  • уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
  •  пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
  • прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
  • отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
  • ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
  • составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
  • пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.

регулятивные:

  • уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
  • уметь самостоятельно работать с учебным произведением;
  • уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
  • уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

коммуникативные:

  • участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
  • оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
  • высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
  • участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
  • соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т.д.

\

    III.Содержание программы

Разделы программы

1

Здравствуй, книга!

2

2

Обогащение читательского опыта.

и родной природе.

    26

Всего часов:

28

Здравствуй, книга! (2 ч.)

Учебная книга. Элементы структуры учебной книги (обложка, титульный лист, оглавление). Аппарат ориентировки. Правила пользования книгой. Игра «Что в твоём рюкзаке живёт?».

Книга-произведение (большеформатная, в типовом оформлении). Обложка книги: информация о книге (название книги, иллюстрация (определение темы и жанра). Классификация книг по темам и жанрам (работа в группах).

Домашняя библиотека, классная библиотека, школьная библиотека. Правила поведения в библиотеке.

Обогащение читательского опыта.-28 ч.

Книги о Родине и родной природе (2ч).

Книги о Родине и родной природе детских писателей (книга-произведение и книга - сборник).

Структура книги, справочный аппарат книги.

Читальный зал: культура самостоятельной работы с выбранной книгой (рассматривание, чтение или слушание).

Писатели детям (3ч).

Книги детских писателей-классиков (А. Барто, К.Чуковский, С.Маршак, Я.Аким, Л.Пантелеев).

Детские книги с рассказами современных писателей (М. Пляцковский, С.Георгиев, М.Дружинина, С.Степанов и др.).

Выставка книг детских писателей. Слушание и рассматривание одной из детских книг. Художники-иллюстраторы детских книг.

Инсценирование картин - эпизодов из выбранной книги.

Народная мудрость. Книги-сборники. (2ч).

Книги-сборники малых жанров фольклора. Особенности детских книг с фольклорными произведениями для детей (оформление, тексты).

Игры «Посчитайся», «Отгадай загадку».

Творческая работа «Сочини загадку».

По страницам книг В. Сутеева (2ч).

Книги В. Сутеева (книги-сборники, книги-произведения). Структура книги-сборника.

В. Сутеев – автор и художник – оформитель.

Игра «По страницам сказок В. Сутеева».

Библиографическая справка (информация) об авторе в структуре книги-сборника. Самостоятельная поисковая работа в группах.

Сказки народов мира (3ч).

Книги-сборники «Русские народные сказки». Книги-произведения.

Сказки народов России и народов мира. Оформление выставки книг.

Подготовка проведения конкурса «Герои народных сказок», инсценирование.

Домики-сказки (коллективная проектная деятельность).

Книги русских писателей-сказочников (3ч).

Сборник сказочных историй А.Н. Толстого «Приключения Буратино».

Слушание и чтение историй из книги А.Н. Толстого «Приключения Буратино».

Инсценирование отдельных историй.

Творческая работа «Встреча с Буратино» (работа в группах).

Детские писатели (2ч).

Книги С.Маршака для детей. Сказки, стихотворения, загадки.

К.Чуковский детям: книги-произведения, книги-сборники.

Книги Е. Чарушина для детей. Герои книг Е. Чарушина.

Книги-сборники произведений современных детских писателей.

Сказки зарубежных писателей (3ч).

Книги сказок Ш.Перро. Книга-произведение. Книга Ш.Перро «Красная Шапочка» в разных изданиях.

Автор, переводчик, оформитель. Справочный аппарат книги.

Книга Дж.Харриса «Сказки дядюшки Римуса». Книга-сборник историй. Герои книги. Слушание и чтение отдельных историй.

Книги-сборники стихотворений для детей (1ч).

Стихотворения о детях и про детей. Книги-сборники А. Барто, В. Берестова, С.Михалкова.

Поиск нужного произведения в книге-сборнике по содержанию. Игра «Кто быстрее найдёт произведение в книге».

Конкурс «Слушаем и читаем стихи детских поэтов».

Дети – герои книг (3ч).

Дети – герои сказок. Русские народные сказки («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Терёшечка» и др.).

Дети – герои рассказов. (В. Осеева «Совесть», «Мушка», Н. Носов «Мишкина каша», Е. Пермяк «Первая рыбка» и др.)

Дети - герои стихотворений (А. Барто «В школу», С.Михалков «Фома», Е.Благинина «Тюлюлюй» и др.)

Книги о животных (2 ч).

Книги-сборники о животных.

Н.Некрасов «Дед Мазай и зайцы»: слушание, рассматривание. Обсуждение произведения и главного героя – дедушки Мазая.

IV. Календарно-тематическое планирование

№.

п/п

Тема занятия

Дата проведения

план

факт

Учебные книги первоклассника. Правила работы с книгой.

Художественные книги. Больше форматная книга в типовом оформлении (книга-произведение).

Экскурсия в школьную библиотеку.

Книги о Родине и природе.

Элементы книги. Книга-произведение и книга-сборник.

Книги-сборники писателей-классиков о детях

Книги о детях современных писателей.

Потешки, шутки и считалки. Книги-сборники потешек, скороговорок, считалок.

Загадки о животных. Игры «Загадай загадку», «Сочини загадку»

По страницам книг В.Г. Сутеева (книги-сборники, книги – произведения).

Литературная игра «По страницам сказок В.Г. Сутеева».

Народные сказки (цепочки). Инсценирование знакомых сказок.

Книга-сказка.

Большеформатные книги с одним произведением.

Библиотечный урок. Книги – сказки о лисе.

Книга сказок (сборник сказочных историй). А.Н. Толстой «Приключения Буратино».

По страницам книги А.Н. Толстого «Приключения Буратино». Инсценирование отдельных историй.

Игра - викторина «Наш любимый Буратино»

Книги С.Я. Маршака. Выставка книг.

Книги-сборники произведений К.И. Чуковского.

Книга Ш. Перро «Красная шапочка» разных изданий.

Книга Джоэля Харриса «Сказки Дядюшки Римуса»

В гостях у сказки. Игра – викторина.

Стихотворения для детей. Книги-сборники.

Дети-герои книг детских писателей.

Литературная игра «Вопросы и ответы».

По страницам любимых книг. Выставка книг.

Книги В.В. Бианки.Г.А. Скребицкого

Книга Н.А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы».

               V. Список литературы.

     1.Ефросинина Л. А. Книгочей: словарь-справочник по литературному       чтению для младших школьников: 1-4 классы. – М.: Вентана-Граф

2. Литературное чтение. 1-4 классы.

3.Нестандартные занятия в начальной школе. Литературное чтение. 1-4 классы. Л.И. Рудченко. «Учитель» 2007

3.Сухин И. Г., Яценко И. Ф. Азбучные игры: 1 класс. – М.: ВАКО, 2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу "В мире книг"

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание курса, тематический план, календарно-тематическое планирование...

Рабочая программа учебного курса окружающего мира в 1 классе

Рабочая программа по окружающему миру разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, на основе авторской программы А.А. Плешакова «О...

Рабочая программа факультативного курса «В мире книг»

Рабочая программа  факультативного  курса «В мире книг» адресована   ученикам 1- 4 классов. Программа имеет общекультурную направленность, разработана на примере авторской программ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ «ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ»

Учебный план для обучающихся 3 классов по окружающему миру разработан на основе следующих нормативных документов:-Федерального государственного образовательного стандарта  начального общего образ...

Рабочая программа по курсу "В мире книг" 2 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности...

Рабочая программа по курсу "Родная (русская) литература" 1-2 класс

В программе "Родная литература" представлены темы для ознакомления с литературным образом Урала, с его культурой, традициями и бытом людей. При изучении данного курса у детей должны сформиро...