Фрагмент программы"Птицы экосистемы города Улан-Удэ"
методическая разработка (3 класс)
Предварительный просмотр:
Программа
«Птицы экосистемы города Улан-Удэ»
(вариативная программа)
Аннотация. Представляемая ниже программа разработана в 2017-2018 г. апробировалась и совершенствовалась в МОУ СОШ №32 г. Улан-Удэ.
Данная пояснительная записка содержит краткую информацию об особенностях программы, ее структуре и содержании, целях и задачах, условиях ее реализации, основных методах и формах работы с детьми, опыте апробации.
Автор программы - Доленко И.А - учитель начальных классов МОУ СОШ№32.
Возраст учащихся: от 9-10 лет
Программа состоит из двух составных частей (ступеней, этапов): камеральная и полевая (орнитологическая экскурсия).
При незначительной модификации возможно также применение данной программы так и для средних школьников.
Содержание программы. Программа представляет собой развернутое изложение алгоритма организации практических занятий по естествознанию для учащихся 3-х, 4-х классов общеобразовательных школ. Занятия проводятся в форме краткосрочных полевых практикумов и теоретических занятий. t
Программа может быть реализована в рамках учебных программ общеобразовательных школ, в детских экологических лагерях, в учреждениях дополнительного образования, в специализированных учебных центрах (биостанциях), работающих со школьниками, на особо охраняемых природных территориях (в заповедниках, национальных и природных парках и т.д.), а также в любых экспедициях и походах школьников в природу. Программа рассчитана в основном на учителей начальных классов, имеющих возможность и желающих обогатить преподавание естествознания изучением реальных объектов в естественных условиях существования.
Методологической основой программы является диалектикоматериалистическая теория познания, указывающая подход изучению и объяснению явлений действительности, дающая представление об объективных закономерностях развития познавательной деятельности человека; концепции учебной деятельности (Д.Б. Эльконин, В. В. Давыдов), активизации учения школьников (Т.И. Шамова), познавательного интереса в учебной деятельности (Г.И. Щукина); дидактическая концепция деятельностного и гуманистического подходов в обучении.
Сущностью предлагаемого данной программой подхода является проведение со школьниками 3-го и 4-го классов краткосрочных орнитологических экскурсий, в процессе которых дети знакомятся с реальными, живыми объектами природы, учатся самостоятельно познавать явления и процессы, происходящие в природе в разные сезоны года, изучают взаимосвязи живых и неживых компонентов природы, а также влияние человеческой деятельности на естественные экосистемы.
Идеальным при проведении полевых орнитологических экскурсий является также временное проживание детей как можно ближе к природе - на специализированной загородной базе (или хотя бы в пансионате), в деревне или лесничестве, в полевом палаточном лагере. Благодаря этому происходит недостижимое в других условиях «погружение» учащихся в предмет, в детях проявляются иные, ранее нераскрытые возможности. Для учащихся камерального курса предусмотрены ознакомительные работы в виде игр, викторин, инструктажа по правилам поведения на орнитологических экскурсиях и т. Программа носит структурированный характер, т.е. состоит из нескольких блоков. Каждый блок имеет разделы.
. При камеральной обработке дети получают теоретическую основу о науке орнитологии, о птицах населенного пункта, правила поведения на орнитологической экскурсии, оформления личного орнитологического дневника, узнают принципы работы с определителем птиц. Важность камерального этапа состоит в том, что экологическое воспитание младших школьников через орнитологические экскурсии возможно при определенных условиях: формировании элементарных представлений о
природе (о птицах как живых существах, о единстве организма и среды, о сущности взаимодействия человека и природы); понимании важности охраны птиц; воспитании гуманно-деятельного отношения к ним, выраженного в бережном и заботливом отношении, в осознанном выполнении определенных норм поведения. Опыт ученых позволяет сказать, что возникновение интереса обеспечивается подготовкой соответствующей почвы, в содержание понятия которой мы включаем:
а) наличие внешних условий, создающих возможность получать достаточные впечатления в той или иной области, осуществлять ту или иную деятельность;
б) накопление соответствующего опыта, делающего данную деятельность частично знакомой.
в) создание положительного отношения к данной деятельности (или к данному предмету), чтобы «обернуть» к ней ребенка, вызвать желание заниматься и обеспечить, таким образом, психологические предпосылки интереса. Вышеприведенные понятия являются задачами камерального этапа программы.
Для учащихся полевого курса предусмотрено более углубленное изучение природы, посредством их вовлечения с самостоятельную исследовательскую деятельность. В рамках экскурсии предусматривается проведение самостоятельных мини-исследований в природе, основанных на применении «реальных» исследовательских методик, составление письменного отчета или публичного доклада.
Цель и задачи программы.
Главной целью данной программы является внедрение практических форм и методик преподавания естественнонаучных дисциплин (биологии, географии и экологии) в начальной школе, а также пропаганда «натуралистического» подхода в экологическом образовании и воспитании детей.
В задачи данной программы входит:
- разработка содержания образования (обучения) детей на примере объектов, существующих в естественных условиях;
- разработка и адаптация современных методов описания и исследования объектов природы и естественных экосистем применительно к практике экологического образования;
- разработка непосредственных приемов (способов) активизации механизмов саморазвития и самообразования детей посредством их вовлечения в практическую учебную и исследовательскую деятельность;
- разработка организационных основ использования «натуралистических» методов обучения в рамках учебных программ общеобразовательных школ.
Сроки занятий.
В рамках программы предусмотрено проведение четырех сезонных экологических практикумов - по одному в каждый из сезонов года (осень, зима, весна). Продолжительность одного сезонного практикума по программе - 3-4 дня.
Общая продолжительность программы, таким образом, составляет два
года.
Успешность и интенсивность прохождения учебного курса в рамках данной программы зависит от объема часов, выделенного школой на данную форму работы. «Растянутость» программы по срокам обусловлена, в основном, оптимальным расходованием учебного времени в рамках годового объема часов, отведенного на тот или иной предмет. Число учащихся.
С точки зрения оптимальности ведения учебного процесса учебные занятия ведутся в группе по 12-18 человек на одного преподавателя. Основные методы и формы работы с детьми. Основным методическим подходом в рамках данной программы является «натуралистический» подход, т.е. обучение и воспитание детей в природной обстановке, на примере живых, «реальных» объектов, существующих в естественных условиях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по истории города Улан-удэ
Презентация по истории г. Улан-Удэ...
Вопросы организации и управления воспитательной работой в МБОУ «СОШ № 44» города Улан-Удэ
Управление и организация учебно-воспитательного процесса в школе в значительной степени определяется комплексом объективных и субъективных факторов, обуславливающих специфику её функционирования и пер...
Презентация по истории города Улан-Удэ
Презентация по истории города Улан-Удэ...
Классный час: «История моего любимого города - Улан-Удэ»
Задачи: Закрепить знания учащихся об истории возникновения города.Активизировать познавательную деятельность учащихся и повышать интерес к истории и краеведению.Воспитание уважения к истории гор...
Классный час: «Мой город Улан-Удэ, моя судьба»
Классный час: «Мой город Улан-Удэ, моя судьба»...
Внеклассное мероприятие "Историческая часть города Улан-Удэ "Арбат"
Внеклассное мероприятие "Историческая часть города Улан-Удэ "Арбат"...
город Улан-Удэ
Краткая информация о городе для подготовки к ВПР...