Краеведение как средство реализации требований Стандарта начального общего образования
статья
Статья предназначена для учителей начальных классов, работающих по ФГОС. Разработанный материал способствует патротическому, гражданскому воспитанию, приобщают учащихся к и стории своего края.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Краеведение как средство реализации требований Стандарта начального общего образования
Борисова Людмила Геннадьевна, учитель начальных классов
ГБОУ РМЭ «Национальная президентская общеобразовательная школа-интернат основного общего образования»
В настоящее время как ученые, так и практики говорят о повышении интереса обучающихся к краеведению, что, безусловно, имеет большое значение для развития личности школьника. В отечественном образовании краеведение традиционно считалось и считается важным средством воспитания нравственности, гражданственности, патриотизма. Трудно переоценить значимость изучения малой родины, ее природы, истории, культурных памятников, духовных ценностей народа, биографий достойных и уважаемых земляков в воспитании будущего гражданина и в развитии их познавательного интереса. «Где родился, там и пригодился», – гласит пословица. Пригодиться своей родине может только тот человек, которого с детства учили любить то, что окружает его, что он видит каждый день, с кем встречается, какое участие он принимает в приумножении богатства и красоты родных мест. «Чувство Родины нужно заботливо выращивать, прививать духовную оседлость. Если не будет корней в родной стороне – будет много людей, похожих на иссушенное растение перекати-поле», – писал академик Д.С. Лихачев. Он же утверждал: «Краеведение – самый массовый вид науки: в сборе материалов могут принять участие и большие ученые, и школьники»[1].
Об использовании краеведческого материала в обучении и воспитании обучающихся посвящены исследования таких ученых как Лихачева Д. С., Шмидт С. О., Щербиной Ф.А.
Начальная школа - начало всех начал, первоначальный этап становления познавательного, эмоционального и деятельного отношения детей к окружающему миру. Маленькие дети любознательны, им все интересно, поэтому необходимо прививать своим ученикам сознательное, бережливое отношение к родному краю с первого класса через изучение краеведческого материала на уроках и во внеурочное время.
Опыт работы позволяет констатировать о том, что краеведческая работа может носить как системный, так и эпизодический характер, но все виды деятельности объединяет ярко выраженная направленность на развитие духовно-нравственной сферы ребенка.
Современный мир существенно раздвигает рамки образовательного пространства. Традиционный урок перестает быть для ребенка основным и единственным источником информации. Включение краеведческого материала в содержание уроков способствует формированию у детей интереса к обучению, развитию навыков наблюдения за явлениями окружающего мира, что в свою очередь влияет на формирование познавательных универсальных действий обучающихся. Краеведческий материал является одним из средств реализации требований Государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Включение краеведческого материала в содержание обучения должно быть обусловлено познавательными возможностями детей с учетом их возраста, сформированности общеучебных навыков и умений вести элементарную поисково-исследовательскую деятельность как по заданию и инструкции учителя, так и самостоятельно.
В изучении краеведческого материала особое место занимает исследовательская работа детей, которая реализуется через метод проектов. Такой подход позволяет перевести ученика из слушателя в активного участника процесса обучения. Над проектом дети работают как в школе, так и дома. Для ребенка исследовать, открыть, изучить - значит сделать шаг в еще не изученное.
В президентской школе-интернат основной контингент обучающихся сельские дети. Но не смотря на это, многие из них недостаточно знают об истории своей деревни, села, о знаменитых людях, которые ковали Великую Победу. Об этом мы узнали из результатов проведенной анкеты. Из 22 обучающихся класса только 12 смогли назвать о ветеранах войны или тех, кто работал в годы войны в колхозе или совхозе. Получив результаты, мы провели устный журнал «И в тылу ковалась Победа». После устного журнала дети получили задание узнать и написать о ветеранах войны и тех, кто работал в тылу, помогал приближать Победу. На основе собранных материалов был проведен конкурс сочинений «Мы помним, чтобы жить: моя деревня в годы Великой Отечественной Войны».
В рамках изучения тем по окружающему миру, обучающиеся провели исследовательскую работу по теме «Водяные мельницы». О водяных мельницах дети знают только из рисунков и старых кинофильмов. При проведении исследования дети знакомились с историей создания конкретных мельниц, для чего они нужны были, как работали. Например, мы узнали, что была мельница – Эльмекей вакш, которая принадлежала зажиточному крестьянину Эльмекею. Канагу вакш, где вода к ней подавалась по рукотворному каналу длиной 300 метров. Ози вакш – это была мельница богатого человека по имени Ози. Результатом нашей исследовательской работы стали рисунки детей «Моя водяная мельница».
Большой интерес проявили обучающиеся к работе над проектами «Заказник Горное Заделье», «Место сорока родников», «Священные рощи Сардаяла».
В республике нет больших гор, но Волго-вятский увал хранит пещеры и горные заделы, а родников в Марий Эл нечитанное количество. Вода во многих родниках имеет целебную силу. Памятником природы и марийской духовности являются священные рощи, которые в основном сохранились в Сернурском, Параньгинском, Куженерском, Советском, Моркинском районах.
Таким образом, правильно организованная работа по использованию краеведческого материала в обучении и воспитании обучающихся способствует формированию личности младшего школьника.
Библиографический список:
- Лихачев Д.С. Учит земля родная.- Вестник Союза краеведов России,1992.№2.- 8 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования средствами УМК «Школа России»
УМК "Школа России" как средство реализации ФГОС...

Учебно-развивающая среда, как средство системной реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
Учебно-развивающая среда, как средство системной реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования...

О реализации ФГОС начального общего образования в 2011-12 учебном году и мероприятия по реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в 2012-2013 учебном году
Одним из важнейших преобразований в системе начального образования является введение федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения (ФГОС), продиктованное необходимостью подго...

Технология процесса индивидуализации обучения английскому языку в начальной школе (в соответствии с требованиями нового Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования)
Методическая работа содержит теоретический и практический материал по данной теме. Её можно использовать для индивидуализации обучения английскому языку в начальной школе как на уроках, так и во...

« Обеспечение реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе. Проектирование современного урока в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования."
« Обеспечение реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе. Проектирование современного урока в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального...

Информационно-коммуникационные технологии как одно из средств реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
ИКТ как одно из средств реализации ФГОС. Из опыта работы учителя начальныз классов....

Учебный план начального общего образования обеспечивает введение в действие и реализацию требований ФГОС начального общего образования
УЧЕБНЫЙ ПЛАН НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Пояснительная записка к учебному плану начального общего образования ...