Технология процесса индивидуализации обучения английскому языку в начальной школе (в соответствии с требованиями нового Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования)
методическая разработка по иностранному языку (2, 3, 4 класс) на тему

Архипова Ирина Николаевна

Методическая работа содержит теоретический и практический материал  по данной теме. Её можно использовать для индивидуализации обучения английскому языку в начальной школе как на уроках, так и во внеурочное время.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologiya_individualizatsii_obucheniya.doc139.5 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

ГБОУ «Школа № 1381 с углубленным изучением

английского языка»

Технология процесса индивидуализации обучения английскому языку

в начальной школе

(в  соответствии с требованиями  нового Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования)

Методическая работа

учителя английского языка

Архиповой Ирины Николаевны

2014-2015 учебный год

План

  1. Введение
  2. Индивидуализация учебного процесса как метод реализации личностно-ориентированного обучения и создание условий для её эффективной реализации
  3. Определение понятия «индивидуализация» и  создание условий для её эффективной реализации
  4. Технология осуществления процесса индивидуализации обучения младших школьников на уроках английского языка
  5. Выводы
  6. Рекомендации
  7. Библиография

 

\

ВВЕДЕНИЕ

Новые общественные отношения, связанные с изменениями в государственно-политической, экономической, духовной жизни,  требуют от школы подготовки человека, наделенного ярким творческим потенциалом,  ставящего перед собой новые вопросы, пересматривающего существующие в культуре представления, а иногда и ценности общества;  создающего в своем внутреннем видении новую систему отношений, в соответствии с которой он и будет планировать собственную деятельность самостоятельно, активно и творчески.

Актуальность избранной темы заключается в том, что в современной школе идут активные процессы преобразований и обновлений. Реформирование системы образования,  переход от традиционного подхода в учебно-воспитательном процессе к деятельностному, от режима функционирования к режиму развития и саморазвития,  свидетельствуют о реальной потребности обращения к проблеме индивидуализации обучения.

Именно начальное звено средней школы является базой, фундаментом всего последующего обучения. Здесь формируются универсальные учебные действия, закладывается основа формирования учебной деятельности ребенка – система учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Начальная ступень школьного обучения обеспечивает  познавательную мотивацию и интересы учащихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем и одноклассниками, формирует основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.

С принятием нового Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования перед школой стоит задача  определения своих приоритетных направлений и выхода на новые образовательные результаты, связанные с пониманием развития личности как цели и смысла образования.

Главным в новом стандарте является личностный результат обучения, воспитания ребенка, т. е. формирование у младшего школьника способности к обучению и самообучению на протяжении всей жизни. Новый стандарт способствует развитию личности ребенка, самостоятельности, умения работать в группе, умений использования современных информационных, коммуникационных технологий. Через развитие универсальных практических умений школьник должен стать личностно, социально и профессионально успешным.

Все это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися  социального опыта. При этом знания, умения и навыки (ЗУН) рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т. е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий.

2. ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

 КАК МЕТОД РЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ И СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ЕЁ ЭФФЕКТИВНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ

Теоретическое обоснование проблемы индивидуализации обучения достаточно глубоко рассматривалось в работах выдающихся ученых и практиков прошлого  (Я.А. Коменский, А.В. Луначарский, М. Монтессори, К.Д. Ушинский, Р. Штейнер и др.) и современности (Ш.А. Амонашвили, А.С. Границкая, И.Э. Унт, В.Д. Шадриков, М.П. Щетинин и др.).

Вопросы, связанные с индивидуализацией как способом реализации индивидуального подхода, направленного на формирование познавательной активности учащихся, осуществляемого через предъявление им индивидуальных заданий для самостоятельной работы на уроке и домашней работы, рассматривают Ю.К. Бабанский, Е.А. Голант, А.А. Кирсанов, А.И. Уман  и др.

Различные современные технологии индивидуализированного обучения в начальной школе, отражающие методы и средства творческой самореализации индивидуальности, освещены в трудах Н.Г. Агарковой, М.М. Левина, М.В. Межиевой, И.С. Якиманской и др.

Проблема индивидуализации обучения младших школьников иностранному языку затронута в исследованиях И.В. Барыкиной, Т.Н. Ждановой, М.Г. Каспаровой и др.

В зарубежной педагогике отдельные вопросы индивидуализации рассматривают Р. Кейс, Б.С. Блум, Д.Л. Лефбридж, Ч. Найк, В. Штерн и др.

Индивидуализацию как один из методов реализации личностно-ориентированного обучения, в основе которого лежит выявление особенностей ученика как субъекта деятельности при постоянном согласовании в процессе обучения двух видов опыта – общественного и индивидуального; предоставление ученику возможности активно проявить себя в социальной среде на основе раскрытия своих способностей в соответствии с общественными потребностями анализируют в своих исследованиях О.В. Протопопова, И.И. Резвицкий,  Д.Б. Эльконин и другие ученые.

Исходя из вышесказанного, следует отметить наиболее значимые принципы данного метода, имеющие особенное значение  в обучении иностранному языку в начальной школе:

1. Возрастные особенности младшего школьника являются основанием для выявления компонентов внутреннего мира ребенка и развития творческого потенциала его индивидуальности.

2. Показателями творческой активности младшего школьника как критерия развития его индивидуальности в процессе индивидуализации обучения иностранному языку являются духовная активность, эмоциональная активность и интеллектуальная активность в их гармоничном проявлении.

Эффективность процесса индивидуализации обучения младших школьников на уроках английского языка обеспечивается совокупностью следующих педагогических условий:

1) создание образовательной среды, способствующей активному и творческому проявлению индивидуальности;

2) дидактическое конструирование, обеспечивающее учащимся возможность выбора учебного материала и способа его переработки;

3) творческая направленность коммуникативной деятельности младших школьников на уроках английского языка;

4) стимулирование учеников к осуществлению творческой деятельности на уроке.

Таким образом, индивидуализацию можно рассматривать как один из методов реализации личностно-ориентированного обучения, в основе которого лежит выявление особенностей ученика как субъекта деятельности при постоянном согласовании в процессе обучения двух видов опыта – общественного и индивидуального; предоставление ученику возможности активно проявить себя в социальной среде на основе раскрытия своих способностей в соответствии с общественными потребностями.

Школа твердо остается на позициях формирования личности, развития социальной сущности человека. Особенно серьезно данную проблему следует отнести к начальной школе, где закладываются первые существенные основы отношения к обучению, к окружающему миру и к себе самому. Изучение иностранного языка в начальной школе создаёт уникальные возможности для организации творческой активности детей и получении убедительных положительных результатов развития индивидуальности младших школьников.

3. ТЕХНОЛОГИЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОЦЕССА ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Данные исследований, касающиеся обучения младших школьников, свидетельствуют о том, что раннее обучение иностранным языкам:

1) стимулирует речевое и общее развитие и, как следствие, повышает общеобразовательную ценность начального обучения как фундамента общего образования и воспитания индивидуальности в частности;

2) приобщает детей к культуре других народов, формируя тем самым общечеловеческое сознание, без должного развития которого невозможно в настоящее время существование человечества в целом;

3) создает благоприятную исходную базу для владения иностранным языком, предотвращает образование психологических барьеров, которые возникают в начале обучения иностранному языку в возрасте 10 – 11 лет;

4) совершенствует общеучебные умения (умение работать с книгой, со справочной литературой) и специальные учебные умения (например, умение работать с двуязычным словарем) за счет расширения сферы их применения в процессе владения иностранным языком[1],[2].

УМК И.Н. Верещагиной и Т.А. Притыкиной позволяет сделать процесс преподавания обучения английскому языку личностно-ориентированным и в полной мере реализовывать принципы индивидуализации обучения. Выбор методов и приемов и обучения по данному УМК я стараюсь осуществлять с учетом психологических и возрастных особенностей младших школьников (повышенная эмоциональность, подвижность,  чувствительность, утомляемость от единообразия), требующих частой смены форм, методов и приемов обучения.

В своем исследовании «Педагогические условия индивидуализации обучения в начальной школе (на материале изучения английского языка» И.Е. Белогорцева рассматривает учебную деятельность непосредственно в контексте осуществления процесса индивидуализации,  и выделяет три основных направления в технологии обучения английскому языку, которые я применяю в своей работе по вышеназванному УМК : ориентационно-адаптивное, содержательно-вариативное, интегративно-креативное, коррекционно- стимулирующее.[3] Все они являются взаимосвязанными и взаимодополняемыми.

Ориентационно-адаптивное направление технологии  соответствует реализации первого педагогического условия индивидуализации: создание образовательной среды как совокупности внешних факторов, способствующих активному и творческому проявлению индивидуальности. Учитывая возрастные и индивидуальные особенности младших школьников, я стараюсь создать на своих уроках условия для психологического комфорта, доброжелательный стиль общения, игнорировать незначительных ошибки в языке и речи, которые не мешают коммуникации, а при необходимости исправлять ошибки деликатно, не обидно для ребенка – в форме вежливого переспроса, дополнения или подсказки.

Я разделяю точку зрения И. Е Белогорцевой о важности пространственного расположения детей, когда они слушают учителя или своего сверстника (при чтении вслух, декламировании стихов, некоторых играх и т.д.): Все дети должны сидеть лицом друг к другу и к выступающему ученику.

Когда учащиеся работают в группах при подготовке групповых проектов, заданий, работе с дидактическими материалами по интересам и т.д., я использую такую схему:

 

Во время беседы с учителем и друг с другом (при полилоге), при обсуждении прочитанной сказки и продумывании сценария для ее постановки и т.д. целесообразно расположить детей таким образом:

Таким образом, в центре обучения находится ребенок, интерьер классной комнаты способствует свободному функционированию творческой коммуникативной активности детей.

Оформление класса личностно-значимыми наглядными пособиями и дидактическими материалами также должно соответствовать целям индивидуализации учебного процесса.

Использование наглядности на начальном этапе обучения иностранному языку имеет особенно большое значение,  так как  выполняет стимулирующую функцию.

В оформлении класса обязательно использую материалы, сделанные самими детьми, например, словари, изготовленные по желанию детей, а затем предложенные всем для работы в классе. Например,  

«Словарь животных» - Animal Vocabulary, в который входит лексика с иллюстрациями животных, не только изученных на уроках, но и найденных самостоятельно;

«Веселый словарь» - Merry Vocabulary - соответствует игровой тематике: любимые игрушки, спортивные состязания, сезонные забавы;

«Вкусный словарь» - Tasty Vocabulary - включал названия овощей и фруктов, сладостей, некоторых блюд и напитков.

«Семейный словарь» - Family Vocabulary – состоит из слов и иллюстраций, а также фотографий, связанных с близкими и дальними родственниками, домашними животными, родными местами – город, дом и двор, дача

В оформлении класса использую также сменные материалы, указывающие на индивидуальное событие кого-то из детей, например, день рождения (слова-поздравления на английском языке).

При ознакомлении младших школьников со структурой речевого образца  я использую шаблоны геометрических фигур из цветного картона.

Показ игрушек, картинок, действий я читаю важным и необходимым для ознакомления детей с новыми средствами общения и организации тренировки в их употреблении.

Все средства наглядности (иллюстрированные и жесты, которые я использую) создают эффект «присутствия» в какой-то конкретной ситуации общения и помогают сохранить в памяти детей тот смысл, который нужно им передать или воспринять.

Наглядность обеспечивает правильное осмысление материала, служит опорой в понимании на слух материала, создает условия для практического применения усваиваемого материала и стимулирует речевую инициативу детей, внутреннюю мотивацию их деятельности.

Кроме того, средства наглядности, которые сделаны самими детьми, создают условия для проявления индивидуальных интересов, выражения их собственных желаний и потребностей в эмоциональной, интеллектуальной и духовной активности, желание поделиться своим социальным опытом.

Содержательно-вариативное направление технологии функционирует при предъявлении школьникам дидактических заданий, предполагающих свободный выбор учебного материала (текста, стихотворения для декламации, диалога), лексического наполнения изучаемой темы, способа переработки материала. Данное технологическое направление создает условия для достижения индивидуализации через организацию проявления определенной свободы творческой активности младших школьников на уроке и в ходе самостоятельной работы учащегося в школе и дома.

1. Предоставление выбора учебного материала.

1) После прочтения двух четверостиший, направленных на тренировку произношения одного и того же звука, детям предлагалось выбрать то четверостишье, которое им кажется более интересным, более близким к их эмоциональному состоянию, для конкурсной декламации. – 1-й год обучения.

2)  Например, при чтении текста “The Big Banana and the Little Banana” (темы “ Clothes” 3 класс) или “The Magic Mustard” (тема  “Travelling” 4 класс) детям нужно было охарактеризовать героя сказки и «нарисовать» его портрет в монологическом (индивидуальная работа) или в диалогическом высказывании (работа в паре), не называя имени персонажа,  предлагая одноклассникам его угадать.

2. Выбор лексического наполнения темы

1) При изучении темы “Food” (3 класс) детям предлагалось назвать еду, которую они ели на завтрак, обед или ужин, и сказать, что они любят, а что — нет. Слова записывались на английском языке на доске, затем вкус этих продуктов обсуждался в группе. В течение нескольких уроков упражнение повторялось, лексические единицы, предложенные детьми, закреплялись и дополнялись.

2) При изучении темы “Holidays” (3 класс) детям было предложено выбрать себе три подарка, которые бы они хотели получить на день рождения и объяснить свой выбор с помощью конструкции “I would like… because”. Внимание акцентировалось на личной значимости этого подарка. – 2-й год обучения.

3. Выбор способа переработки материала

1) Новое слово или грамматическое правило предлагалось записать в словарь, или составить практический пример употребления слова,  или с помощью учителя изобразить в виде схемы использование  грамматического правила. – 1-й год обучения.

2) Прочитав текст, дети передавали его содержание и свое отношение к прочитанному, выступая в роли одного из участника событий текста или репортера (Например, после чтения текста “ Why Did She Run Away ” (тема “Pets and other Anamals”  3 класс) учащиеся рассказывали эту историю от лица испуганной женщины и жирафа)

3) По предложенному названию дети старались предугадать содержание, одна группа задавала вопросы учителю, вторая рассматривала иллюстрации к тексту (Например, текст “A Good Idea” (тема “Clothing” 3 класс или   какой-нибудь подобный текст из 4 класса вставь сама)

Таким образом, содержательно-вариативное технологическое направление, обеспечивая учащимся право выбора текстов, заданий, способов выражения своей творческой активности, поиска оригинальных коммуникативных стратегий при решении учебных задач и т.д., способствовало сознательному и активному участию школьников в процессе обучения, т.е. каждый ученик мог проявить свою индивидуальность.

Интегративно-креативное направление технологии предполагает создание условий непосредственного осуществления творческой коммуникации каждым школьником. Реализацию данного направления технологии я осуществляла при подготовке заданий-мини-проектов, которые учащиеся выполняли на уроках и самостоятельно дома.  В результате такой деятельности активизировались эмоциональная, интеллектуальная и духовная сферы внутреннего мира индивидуальности, то есть происходила их интеграция. Анализ результатов творческой деятельности осуществлялся в ходе активной коммуникации школьников в рамках урока.

1) Например, при изучении темы “  4 класс я предлагала учащимся составить расписание уроков для школы будущего, объяснить, почему эти уроки стоят в расписании, и что будут делать на них ученики будущего;

2) При изучении темы “Clothing” (3 класс) учащимся предлагалось подготовить эскизы одежды для школьников и защитить свои проекты;

3) При изучении  темы “London” (4 класс) учащимся я предлагала учащимся подготовить мультимедийную презентацию  о достопримечательностях Лондона и провести по ним виртуальную экскурсию на уроке;

4) При изучении темы “Hobby” (4 класс) учащиеся готовили фотовыставку о своих увлечениях и рассказывали о них.

Говоря о вышеназванном направлении в технологии осуществления процесса индивидуализации обучения, нельзя не сказать и о большом значении игры на уроках иностранного языка, особенно в начальной школе. Развитие многих функций происходит до 7-9 лет жизни ребёнка, и поэтому потребность в игре в этом возрасте особенно сильна, а игра превращается в вид деятельности, управляющий развитием. В ней формируются личностные качества ребёнка, его отношение к действительности, к людям. «Использование различных игр и ролевых заданий обеспечивает постоянный интерес к иноязычно-речевой деятельности, к предмету «иностранный язык», … . При этом важно не только то, как говорит ученик на иностранном языке, но и что он говорит, имеет ли высказываемая или воспринимаемая на слух информация для него личную значимость».[4] 

Для ребенка в игре предоставляется возможность представить себя в роли взрослого, копировать увиденные когда-либо действия и тем самым, приобретая определенные навыки, которые могут пригодиться ему в будущем.

«Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребностей, самоутверждения, самореализации»[5]

На уроках повторения я использую коммуникативные игры, которые помогают общению и способствуют передаче накопленного опыта, получению новых знаний, правильной оценке поступков, развитию навыков человека, его восприятия, памяти, мышления, воображения, эмоций, таких черт, как коллективизм. Игры помогают реализовать ребенку желание учиться дальше, развивают умение самостоятельно решать поставленную задачу, организовывать свою работу, давать собственную оценку и самооценку, умение сравнивать, классифицировать, выбирать главную и отсеивать второстепенную информацию, использовать дополнительный материал. Отсюда можно сделать вывод, что все пять компетенций современного человека (социальная, толерантность, коммуникативная, информационная и компетенция, реализующая желание учиться всю жизнь) могут быть выработаны в процессе использования игр.

1) Когда мои ученики знакомятся с лексикой по теме «Appearance and clothes» и учатся задавать такие вопросы как «What colour…?», «What kind of…?», я провожу игру “A right-hand sitting friend of mine” («Мой друг, сидящий справа» Название игры называть нельзя.).

Смысл игры заключается в том, что выбирают несколько человек из класса и просят их выйти – они становятся угадывающими. Остальные должны сесть вкруг. Каждый, отвечая на вопросы угадывающего, должен описывать внешность и одежду человека, сидящего справа от него. Угадывающий заходит в класс и становится в центр круга. Ему говорят, что он может задавать любые вопросы, чтобы назвать того, кого загадали. Игра заканчивается, если он понимает, в чем смысл, либо, опросив всех по кругу, не может назвать задуманного человека. В этом случае он становится наблюдателем, а в классную комнату приглашают следующего угадывающего.

Данная игра посильна младшим школьникам, так как на третьему году обучения английскому языку учащиеся, в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта, должны уметь вести диалог-расспрос (расспрашивать собеседника, задавая простые вопросы, и отвечать на вопросы собеседника) в типичных ситуациях повседневного общения (объём диалогического высказывания три-четыре реплики с каждой стороны). А объём монологического высказывания третьеклассников должен достигать пяти фраз.

2) Игру “Jokers in the pack” (Шуточные карты) я провожу с четвероклассниками.

Для проведения этой игры необходимо напечатать инициативные и ответные реплики на отдельных карточках и раздать их учащимся.

Например,

1. Mum, will the pancakes be long?

A. It is swimming.

2. Which is faster, heat or cold?

В. No, dear, round.

3. What is fly doing in my soup?

С. Heat, because you can catch cold.

Задача участников игры - найти вторую реплику шутки и разыграть ее. Можно дать дополнительное задание: определить самую остроумную шутку или лучшую пару, инсценировавшую свою шутку. Данная игра соответствует программе обучения иностранному языку в начальной школе, так как дети учатся понимать содержание небольших и несложных аутентичных текстов, вербально и невербально реагировать на их содержание.

Ролевые игры на уроках дают ученику раскрепоститься, умение анализировать, принимать решения, общаться. Это создает на уроках активность учеников, расширение кругозора, создание языковой среды, контроль над знаниями. Появляется интерес к иностранному языку. Ребятам это дает уверенность в себе, своих знаниях; серьезно относиться к предмету; пополнить свои знания. В процессе игры сильные учащиеся помогают слабым. Учитель же управляет процессом общения: подходит то к одному, то к другому ученику, который нуждается в помощи, вносит необходимые коррективы в работу. В ходе игры учитель не исправляет ошибки, а лишь незаметно для учащихся записывает их, чтобы на следующем занятии обсудить наиболее типичные. Каждый участник ролевой игры совершает речевые действия, обусловленные ситуацией общения, но за каждым из них остается определенная свобода действий, речевых поступков

Роли распределяет учитель, их могут выбрать и сами учащиеся. Это зависит от особенностей группы и личностных характеристик учащихся, а также от степени владения ими иностранным языком.

Вот несколько примеров ролевых игр, которые я использую на уроках в начальной школе:

  1. При изучении темы “Pets and Other Animals” (3 класс) я провожу игру «Познакомься с моим животным». Её цель - развитие умения адекватно реагировать на реплику, решить коммуникативную задачу. Для её проведения учащиеся рисуют дома картинки домашних животных. Я прикрепляю их на спины учащихся и формулирую задачу для участников игры: идя по кругу, узнать каким животным является каждый участник. Дети задают друг другу вопросы, на которые они можете отвечать – “yes” или “no”: Am I big? Have I got big ears? Have I got a long tail? Do I like meat to eat?  и т.д. Тот из детей, кто догадается, каким животным является его собеседник, поднимет руку.  Такая игра не только развивает навыки диалогической речи, но и формирует умение анализировать, сравнивать, принимать решение, способствует активному и творческому проявлению индивидуальности.

   2) Эта ролевая игра проводится при изучении грамматической темы «Употребление Present Continuous» в группах из трех человек. Каждый ученик получает карточку с заданием:

  • Позвони по телефону и пригласи подругу к себе в гости. Обязательно узнай, что она в данный момент делает;
  • Тебя приглашают в гости. Можешь согласиться или отказать. Если не можешь прийти, обоснуй свой отказ.
  • Ты - мама. Звонит телефон, ты поднимаешь трубку. Просят позвать к телефону твою дочь. Вот один из вариантов диалога, которые составили учащиеся:

M: Yes?

K: Good afternoon.

M: Good afternoon.

K: Is Tanya at home?

M: Yes, she is. Who is speaking?

K: This is Kate, Tanya’s friend. May I speak to her?

M: Yes, you may.

Т: Yes?

K: How are you,Tanya?

Т: I am well, Thank you. And how are you?

K: I am well too. And what are you doing?

Т: I am playing with my pet. And what are you doing?

K: I am watching TV. By the way, what is our homework?

Т: Exercise 3.

K: Thank you. Good-bye.

Т: Bye-bye.

Варианты телефонных разговоров могут быть самые разные, но ролевые задания ставят ребят перед необходимостью употребления Present Continuous Tense в разговоре.

         Ролевые игры и задания  развивают мотивацию учебной деятельности, внимание, память, речь, мышление, воображение, фантазию, творческие способности, эмпатию, рефлексию, умение сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, оптимальные решения. А.Н. Леонтьев считал, что "игра - свобода личности и воображения, иллюзорная реализация нереализуемых интересов"[6].

ВЫВОДЫ

С опорой на исследования на указанные выше исследования А. Н. Леонтьева, И.Е. Белогорцевой, З.Н.Никитенко, Н.Д. Гальсковой, И.Н. Верещагиной, Г.В. Роговой[7], Е.И. Пассова[8],[9], и др. и ученых  и практиков, а также на свой собственный педагогический опыт,  можно выделить следующие методические аспекты индивидуализации обучения младших школьников английскому языку.

1. Критерием проявления индивидуальности в ходе реализации педагогических условий обучения является творческая активность как совокупность и гармоничное проявление духовной, эмоциональной и интеллектуальной активности ученика, направленной на осознание и выражение своей индивидуальности.

2. Для повышения уровня творческой активности можно использовать технологию осуществления процесса индивидуализации обучения, состоящая их следующих направлений: ориентационно-адаптивного, содержательно-вариативного и интегративно-креативного.

3. Каждое из технологических направлений, соответствует педагогическим условиям индивидуализации: создается образовательная среда; разработанные практические упражнения предполагают определенную степень самостоятельности учащихся; проведение ролевых игр и заданий,  подготовка и реализация мини-проектов могут стимулировать учащихся к творческой активности и рефлексии.

4. При использовании вышеназванной технологии ученики младших классов проявляют индивидуальные особенности овладения всеми формами общения и всеми речевыми функциями для того, чтобы владение иностранным языком было средством межличностного общения.

5.  Учитель может поддерживать интерес к языку и  формировать такие черты характера, как трудолюбие, воля, целеустремленность, активность, умение учиться, а также умение осуществлять общение, устанавливать правильные, добрые отношения в коллективе.

6. На уроках английского языка в начальной школе учащиеся приобретают знания о культуре страны  изучаемого языка , а также начальные знания о строе языка, его системе, характере, особенностях, сходстве и  различии с родным и удовлетворяет личные познавательные интересы в своей деятельности.

7. Индивидуализация обучения английскому языку положительно влияет на развитие мыслительных и речевых способностей учащихся при обучении другим гуманитарным предметам.

         Таким образом, рассмотренная выше технология осуществления процесса индивидуализации обучения младших школьников на уроках английского языка соответствует положениям принятого Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,  который ставит перед учителем задачу  выхода на новые образовательные результаты, связанные с пониманием развития личности как цели и смысла образования.

РЕКОМЕНДАЦИИ

Индивидуально-личностный компонент образовательной среды связан непосредственно с деятельностью учителя, что объясняется большим авторитетом и влиянием учителя на учеников начальной школы.

1. Учителю необходимо тщательно изучить возрастные особенности младшего школьного возраста и соотнести общие психологические характеристики с индивидуальными особенностями детей своего класса;

2. Кроме того, нужно стремиться к устранению резкой поляризованности позиций обучаемого и обучающего, заменить роль преподавателя как поучающего и контролирующего ролью первого среди равных участников общения;

3. Учитель, преподающий в начальной школе, должен быть готов к расширению функций преподавателя: на уроке он может быть актером, режиссером, носителем языка, партнером по общению и т.д.

4. Он должен обладать умением создания психологического комфорта (неимперативный стиль общения; сочетание определенности и свободы в руководстве учебным процессом; эмоциональность и выразительность в общении); способностью строить общение на гуманной основе в соответствии с духовными идеалами

5. Необходимо научиться игнорировать незначительные ошибки в языке и речи, которые не нарушают коммуникативного акта речи, не препятствуют получению искомой информации, что будет способствовать созданию благоприятной обстановки в классе, повышению речевой активности учащихся, устранит ошибкобоязнь, что приведет к необходимой для осуществления процесса индивидуализации атмосфере раскованности и доброжелательности.

6. Учителю следует чаще использовать при организации общения ситуации, затрагивающие интересы ученика, связанные с его личным опытом,  побуждающие школьника использовать осваиваемый материал для выражения своих мыслей в соответствии с той или иной ситуацией общения,

7. Для эффективности реализации принципа индивидуализации обучения нужно стремиться к постоянной поддержке интереса к учащимся с низким речевым статусом и  низким статусом популярности при организации парной и групповой форм работы, систематически обращение внимание коллектива учащихся на успехи  отдельных детей в деятельности.

БИБЛИОГРАФИЯ

  1. Акимова М.К., Козлова В.Т. Индивидуальность учащихся и  индивидуальный подход. – М.: Знание, 1992
  2. Белогорцева И.Е. Педагогические условия индивидуализации обучения в начальной школе. Белгород., 2003
  3. Бим И.Л., Биболетова М.З. Возможные формы и содержание курсов обучения иностранным языкам в начальной школе // Иностранные языки в школе. – 1991. - №2. Зеньковский В.В. Принцип индивидуализации в психологии и педагогике. – М.: Школа-Пресс, 1996.
  4. Каспарова М.Г. Развитие иноязычных способностей как основа индивидуализации обучения иностранному языку // Иностранные языки в школе. – 1988. - № 5.
  5. Коммуникативность обучения – в практику школы: Из  опыта  работы / Под ред. Е.И.Пассова. – М.: Просвещение, 1985.
  6. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М., 1981.
  7. Ляховицкий М.В. Методика преподавания иностранных языков: Учеб.пособие для филол.фак.вузов. – М.: Высш.школа, 1981
  8. Никитенко З.Н., Гальскова Н.Д. Теория и практика обучения иностранным языкам в начальной школе.- Смоленск.: Ассоциация XXI век, 2007 с. 93
  9. Пассов Е.И. Основы методики обучения иностранным языкам / Под ред. Е.И.Пассова. – М.: Русский язык, 1977.
  10. Рогова Г.В., Верещагина И.Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в средней школе: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1988
  11. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. –М.:Просвещение, 2010
  12. Шмаков С. А. Игры учащихся. – М.: Просвещение, 1994.

[1] Бим И.Л., Биболетова М.З. Возможные формы и содержание курсов обучения иностранным языкам в начальной школе // Иностранные языки в школе. – 1991. - №2. – С. 3-9

[2] Акимова М.К., Козлова В.Т. Индивидуальность учащихся и  индивидуальный подход. – М.: Знание, 1992

[3]3 Белогорцева И.Е. Педагогические условия индивидуализации обучения в начальной школе. Белгород, 2003

[4] Никитенко З.Н., Гальскова Н.Д. Теория и практика обучения иностранным языкам в начальной школе.- Смоленск, «Ассоциация XXI век», 2007 с. 93

[5] Шмаков С. А. Игры учащихся. – М.: Просвещение, 1994. – С. 96

[6] Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М., 1981.

[7] Рогова Г.В., Верещагина И.Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в средней школе: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1988

[8] Коммуникативность обучения – в практику школы: Из  опыта  работы / Под ред. Е.И.Пассова. – М.: Просвещение, 1985

[9] Пассов Е.И. Основы методики обучения иностранным языкам / Под ред. Е.И.Пассова. – М.: Русский язык, 1977.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приказ № 867-п "О подготовке к проведению регионального Координационного совета по обеспечению введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ОО) в образовательных организациях Ханты – Мансийского ав

О подготовке к проведению регионального Координационного совета по обеспечению введения федерального государственного образовательного стандарта  основного общего образования (ФГОС ОО) в образова...

План мероприятий («дорожная карта») по обеспечению введения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и Федерального государственного образовательного станда

Дорожная карта - как наглядное средство введения и реализации ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О УО в МБОУ «СШ№21»Алибекова Мадинат Исаевнаучитель физической культуры МБОУ «СШ№21»г. Нижнева...

Использование инновационных педагогических технологий на уроках в начальной школе в целях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС)

Методика обучения - это свод правил, примеров и средств, с помощью которых, многолетний опыт передается от одного поколения другому и формирует новый опыт жизнедеятельности людей.Среди основных побуди...

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования"

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования"...