Информационно-коммуникационные технологии как одно из средств реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
статья
ИКТ как одно из средств реализации ФГОС. Из опыта работы учителя начальныз классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ИКТ как одно из средств реализации ФГОС | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
Информационно-коммуникационные технологии как одно из средств реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Из опыта работы Соловьёвой О. В.,
учителя начальных классов
МАОУСОШ № 8 г. Старая Русса
Как писал великий педагог К.Д.Ушинский: «Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…».
Со времён Ушинского картинки явно изменились, но смысл этого выражения не стареет. Стандарты второго поколения ставят задачу сформировать компетенции младшего школьника: научить принимать решения, быть коммуникативным, мобильным, заниматься проектной и исследовательской деятельностью. Для успешного выполнения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования необходимо правильно организовать предварительную работу в образовательном учреждении. Она должна включать в себя анализ готовности школы к деятельности в новых условиях, и в первую очередь – это оснащение всего образовательного процесса техническими средствами обучения, которые позволят нам создавать и показывать картинки, о которых говорил великий педагог К. Д. Ушинский.
Современное оборудование – это широкий спектр высокоэффективных технических средств обучения. Кроме компьютеров, это: цифровые проекторы - для отображения компьютерной информации и видео; проекционные экраны - разнообразных моделей; оверхед-проекторы; слайд-проекторы; копи-доски - для тиражирования записанного на доске; интерактивные доски - возможность прямо на доске изменять демонстрационные электронные материалы; документ-камеры - настольные видеокамеры для демонстрации объектов и слайдов с помощью цифрового проектора; проекционные столики, ноутбуки и нетбуки. А что же мы имеем в классах? У меня в кабинете имеется компьютерное место учителя: ноутбук, мультимедийный проектор, слайд-проектор, принтер. В школе у нас имеется 2 компьютерных класса, оверхед-проектор, интерактивные доски, которые учителя могут использовать в своей работе. Но техническое оснащение должно быть и ученического места, а пока у нас в школе эти места оснащены только в кабинете информатики.
Все начальные классы занимаются по новым учебникам по программе «Школа России». В чём разница? Все новые учебники имеют электронное приложение! Электронное приложение может использоваться для совместной с учителем работы учащихся в классе, и для самостоятельной работы учащихся дома. В электронное учебное пособие включено более 600 мультимедийных ресурсов различных типов, расширяющих информационно – образовательное пространство УМК:
- фотографии
- анимации
- видеофрагменты
- интерактивные игры
- тесты
Таким образом, организовать работу с электронными ресурсами возможно через рабочее место учителя или в кабинете информатики. Но эта работа подразумевается и дома. А каждый ли ребёнок сможет дома использовать это электронное приложение? Нет, некоторые дети не имеют дома компьютера. Но мы нашли выход. Учебный курс «Информатика и ИКТ» проводится непосредственно в кабинете информатики, где ребята не только приобретают навыки работы с конкретной техникой, но учатся рисовать в графическом редакторе, создают графические композиции в текстовом процессоре Microsoft Word, мультфильмы – средствами Power Point. И поэтому работа за компьютером превращается для них в увлекательный творческий процесс.
Внедрение ИКТ (информационных и коммуникационных технологий) в практику работы учителя начальных классов осуществляется по следующим направлениям:
1. Создание презентаций к урокам и к внеклассным мероприятиям.
2. Работа с ресурсами Интернет.
3. Использование готовых обучающих программ.
4. Разработка и использование собственных авторских программ.
5.Трансляция опыта через учительский портал и различные педагогические сайты и форумы.
Окончив курсы по базовой ИКТ – компетенции, я стала использовать компьютер и мультимедийные средства обучения на своих уроках. Мультимедийные средства обучения помогают чётко выстраивать структуру урока, эстетически его оформлять. Ещё одним достоинством презентации является эмоциональное воздействие на учащихся. Особенно, если в неё включены видеосюжеты, и имеется звуковое сопровождение слайдов, что позволяет формировать у школьников личностное отношение к увиденному и услышанному, повышает мотивацию учения. Кроме того, использование различных каналов поступления информации способствует прочному запоминанию материала.
ИКТ технологии я использую на любом этапе урока:
1. Для обозначения темы урока.
2. В начале урока с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию.
3. Как сопровождение объяснения учителя (презентации, формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты и т.д.)
4. Для контроля учащихся.
Да и мы с Вами можем сказать, что урок, включающий слайды презентации, данные электронной энциклопедии вызывают у детей эмоциональный отклик, в том числе и самых инфантильных или расторможенных. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом.
Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в начальной школе можно назвать создание мультимедийных презентаций в программе Power Point. "Презентация" - переводится с английского как "представление".
Английская пословица гласит: «Я услышал – и забыл, я увидел – и запомнил». По данным учёных человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно. Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа любой современной презентации.
В 2018-2019 учебном году на базе МАОУСОШ № 8 с углублённым изучением математики создана творческая группа, состоящая из учителей начальных классов. В её состав вошли 7 человек. Тема «Создание методических электронных ресурсов в программе Power Point по основным разделам предмета «Окружающий мир». Задачей группы является создание презентаций по разным темам учебного курса «Окружающий мир» и активное использование их в дальнейшем учителями начальных классов. В течение всего учебного года использовались разнообразные формы работы над проблемой:
круглый стол «Создание банка данных по темам учебного курса «Окружающий мир»,
конкурс ученических презентаций по темам учебного курса «Окружающий мир»,
презентация творческих работ учащихся,
мастер-класс по теме «Открытые уроки с использованием презентаций».
Результатом деятельности творческой группы является создание банка презентаций, состоящий из 62 тем учебного курса «Окружающий мир».
Планируется продлить срок структурного подразделения для систематизации, соотнесения тем с программами.
Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу. Уроки с использованием ИКТ становятся привычными для учащихся начальной школы, а для учителей становятся нормой работы – это, на мой взгляд, является одним из важных результатов инновационной работы в практике работы учителя начальных классов.
Задача педагога - "учить учиться". Учитель обязан передать ученику не только те или другие познания, но и развить в нем желание и способность самостоятельно, без учителя, приобретать новые познания. И эта методика обучения должна внедряться в школе с начального образования.
Преподавание ИКТ в начальной школе с использованием техники началось более 20 лет назад. Учителя нашей школы стали первыми в городе, кто сочетал практику с учебником «Информатика в играх и задачах» Горячева А. В.
С 2007 года в школе создано МАЛОЕ НАУЧНОЕ ОБЩЕСТВО. Членами малого научного общества являются педагоги, учащиеся 1 – 4 классов и их родители, изъявившие желание активно заниматься проектной и исследовательской деятельностью. Цель общества – раннее выявление интеллектуально одарённых детей и вооружение их навыками первичной и исследовательской деятельности. Первым шагом в реализации данного направления является организация проектной деятельности в первом классе. Программа организации внеурочной деятельности детей младшего школьного возраста «Основы исследовательской культуры» направлена в 1–2 классах на участие в проектной деятельности, а в 3 – 4 классах на постепенное включение в исследовательскую деятельность. В процессе прохождения курса формируются умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности; умения формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу; навыки овладения методикой сбора и оформления найденного материала; навыки овладения первоначальными научными терминами и теоретическими знаниями по теме своей работы и шире; умения оформлять доклад, реферат, исследовательскую работу.
Появление новых информационных технологий вносит новый элемент в содержание образования, начального образования в частности. Знание основ информатики и вычислительной техники, умение использовать компьютер становятся необходимыми каждому человеку, т.е. общеобразовательными.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеурочная деятельность в рамках реализации Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования
представлен опыт работы по организации внеурочной деятельности по разнообразным направлениям развития личности, а также программы курсов, по которым ведется внеурочная деятельность в...
Проектирование современного урока в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
Проектирование современного урока в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования ...
Доклад на тему: «Основные направления деятельности образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья обучающихся в рамках реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования».
Краткий доклад на тему: «Основные направления деятельности образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья обучающихся в рамках реализации федеральных государственных образовател...
Основные направления деятельности образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья обучающихся в рамках реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования
Одной из современных задач начального образования является сохранение и укрепление здоровья детей....
Учебно-развивающая среда, как средство системной реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
Учебно-развивающая среда, как средство системной реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования...
О реализации ФГОС начального общего образования в 2011-12 учебном году и мероприятия по реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в 2012-2013 учебном году
Одним из важнейших преобразований в системе начального образования является введение федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения (ФГОС), продиктованное необходимостью подго...
« Обеспечение реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе. Проектирование современного урока в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования."
« Обеспечение реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе. Проектирование современного урока в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального...