Адаптированная рабочая программа для обучающихся с ОВЗ 4 класс . Эрзянский язык
рабочая программа (4 класс)

Романова Лидия Викторовна

Адаптированная рабочая программа для обучающихся с ОВЗ 4 класс . Эрзянский язык

Скачать:


Предварительный просмотр:

Вводная часть к рабочей программе

Предмет Эрзянский язык

Класс 4 В

Количество часов:

всего 34 часа, в неделю 1 час

Адаптированная рабочая программа по эрзянскому языку рассчитана на обучающихся с задержкой психического развития (ЗПР, в.7.1) для 4 класса и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, авторской программы по изучению эрзянского языка в начальных классах школ с русским или смешанным по национальному составу контингентом обучающихся (первый, второй и третий годы обучения) С. Ю. Дмитриевой, Саранск, 2006, планируемых результатов начального общего образования, методическим рекомендациям к адаптированным программам.

Программа составлена в соответствии с нормативными документами:

Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», утвержденного приказом МОиН РФ от 19 декабря 2014 г. № 1598. Зарегистрированным Минюстом России 03 февраля 2015 года, регистрационный № 35847;

Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утв. Приказом МОиН РФ от 06. 10. 2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

Приказом МОиН РФ от 26. 11. 2010 № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденным приказом МОиН РФ от 06. 10. 2009 № 373»;

Приказом МОиН РФ от 18. 12. 2012 № 1060 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденным приказом МОиН РФ от 06.10.2009 № 373»;

Приказом МОиН РФ от 22.09.2011 № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденным приказом МОиН РФ от 06.10.2009 № 373»;

Приказом МОиН РФ от 18.05.2015 № 507 «О внесении изменений в федеральный государственный стандарт начального общего образования, утвержденным приказом МОиН РФ от 06. 10. 2009г. № 373»;

Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утвержден  Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1598)

СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.08.2015 N 38528) (Далее – СанПиН 2.4.2.3286-15)

Многоязычное образование в российской школе рассматривается как одно из приоритетных направлений модернизации школьного образования. Знание языков живущих в одном регионе народов воспитывает уважение к культуре, традициям, даёт основу для развития интеллектуальных и творческих способностей, обогащает личность в процессе самореализации.

Конституция Республики Мордовия в качестве государственных определила русский и мордовский (мокшанский, эрзянский) языки. Эффективность их успешного изучения в школах с полиэтническим контингентом обучающихся предполагает формирование уже в начальной школе основ владения русским языком и ознакомление с лексико-семантической системой одного из мордовских языков. Мордовский (мокшанский, эрзянский) язык наряду с русским должен быть активно включен в структуру сознания и деятельности обучающихся, активно использоваться в учебной и внеучебной деятельности.

Младший школьный возраст (6-10 лет) является наиболее благоприятным для усвоения второго языка. Имитационные способности детей младшего школьного возраста, их природная любознательность и потребность в познании нового способствуют эффективному решению задач, стоящих перед учебным предметом «Эрзянский язык».

В процессе ознакомления с новым средством общения у обучающихся формируется правильное понимание языка как общественного явления, развиваются интеллектуальные, речевые способности, формируется положительный эмоциональный настрой.

Программа по эрзянскому языку адаптирована для обучения с задержкой психического развития с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

Дети с задержкой психического развития – синдромы временного отставания развития психики в целом или отдельных её функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоционально-волевых).

1. Наиболее ярким признаком является незрелость эмоционально-волевой сферы; ребенку очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо.

2. Нарушение внимания: его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость. Нарушения внимания могут сопровождаться повышенной двигательной и речевой активностью.

3. Нарушения восприятия выражается в затруднении построения целостного образа. Ребенку сложно узнать известные ему предметы в незнакомом ракурсе. Такая структурность восприятия является причиной недостаточности, ограниченности, знаний об окружающем мире. Также страдает скорость восприятия и ориентировка в пространстве.

4. Особенности памяти: дети значительно лучше запоминают наглядный материал (неречевой), чем вербальный.

5. Задержка психического развития нередко сопровождается проблемами речи, связанными с темпом ее развития. Наблюдается системное недоразвитие речи – нарушение ее лексико-грамматической стороны.

6. У детей с задержкой психического развития наблюдается отставание в развитии всех форм мышления; оно обнаруживается в первую очередь во время решения задач на словесно-логическое мышление. К началу школьного обучения дети не владеют в полной мере всеми необходимыми для выполнения школьных заданий интеллектуальными операциями (анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование)

7. Обучающиеся с задержкой психического развития характеризуются ослабленным здоровьем из-за постоянного проявления хронических заболеваний, повышенной утомляемостью.

В связи с этим наряду с единым содержанием обучения в них включены требования, касающиеся развития словесной речи, практических речевых навыков и познавательной деятельности школьников.

Программа построена с учетом специфики усвоения учебного материала с задержкой психического развития.

Представленная программа, сохраняя основное содержание образования, принятое для массовой школы, отличается тем, что предусматривает коррекционную направленность обучения.

Программа строит обучение детей с задержкой психического развития на основе принципа коррекционно-развивающей направленности учебно-воспитательного процесса. Это означает, что учебный материал учитывает особенности детей, на каждом уроке включаются задания, обеспечивающие восприятие учебного материала.

В основу разработки  и реализации  рабочей программы по эрзянскому языку заложены дифференцированный и деятельностный подходы.

Коррекционная работа с детьми ЗПР

строится по следующим правилам:

 – новый материал строится и преподается предельно развернуто;

 – практическая деятельность обучающихся сопровождается работой по схемам, таблицам, раздаточным материалом;

 – систематически повторяется изученный материал для закрепления ранее изученного и полноценного усвоения нового;

 – чередование видов деятельности, способствующих нормализации внимания;

 – составление домашнего задания в сторону малого объёма;

 – для исключения утомляемости на уроке неоднократно проводятся физкультминутки;

 – систематическая работа над развитием психических процессов;

 – материал подается небольшими дозами, с постепенным усложнением.

Все эти требования сочетаются с индивидуальным подходом к ребёнку, учитывающим уровень его подготовленности, особенности личности, работоспособность, внимание, целенаправленность при выполнении заданий.

2. Сравнение основной и адаптированной образовательных программ

Основная образовательная программа

Адаптированная образовательная программа

Цель уроков эрзянского языка  овладение обучающимися коммуникативными навыками во всех видах речевой деятельности и развитие способности обучающихся использовать эрзянский язык как средство общения в диалоге культур.

Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

 – формирование умений устной и письменной речи на эрзянском языке, обеспечивающих основные познавательно-коммуникативные потребности обучающихся;

 – развитие познавательных способностей: языковой и речевой наблюдательности, речемыслительной деятельности, готовности к познавательно-поисковому творчеству;

 – создание у обучающихся положительного отношения к изучаемому языку, к культуре народа, говорящего на данном языке, уважительного отношения к национальным традициям и обычаям

 – расширение общеобразовательного кругозора учащихся, их знаний об истории и культуре эрзянского и мокшанского народов

Цель адаптированной программы для детей  с задержкой психического развития по эрзянскому языку – овладение первичными коммуникативными навыками эрзянского языка для использования его как средства общения в диалоге культур.

Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

 – подготовка обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к умениям устной и письменной речи на эрзянском языке;

 – развитие интереса к истории и культуре родного края; развитие творческих способностей детей.

 – введение детей через эрзянский язык и культуру в мир человеческих отношений, нравственных ценностей;

 – воспитание понимающей и толерантной  личности;

 – обогащению нравственного опыта младших школьников с помощью эрзянского языка и культуры;

 – формирование нравственных представлений о добре, дружбе народов, правде и ответственности;

 – воспитание интереса и уважения к культуре народов многонациональной России и других стран

Учебник

Эрзянский язык, 4 класс. Третий год обучения: учебник для русскоязычных учащихся. Автор учебника С.Ю. Дмитриева. – Саранск; Мордовское книжное издательство, 2015 год

Ι. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Освоение  курса «Эрзянский язык» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов основного образования, а именно:

- формирование основ  российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов.

- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.

- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

- формирование умения объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории мордовского края, достижениям отечественной и мировой культуры;

- объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;

- использования знаний об историческом пути и традициях народов мордовского края в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

Изучение  курса «Эрзянский язык» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов:

Регулятивные УУД

уметь:

*самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

*самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

*соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

*оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

*владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

Познавательные УУД

уметь:

* определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и делать выводы;

*создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

*осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);

*воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (информационные тексты);

*ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, в условных обозначениях, в словарях учебника);

*работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя и самостоятельно;

*осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в соответствии с поставленной задачей в учебнике и учебных пособиях;

*пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведёнными в учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику), для решения учебных и практических задач;

*осмысленно читать текст, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного);

*составлять устно небольшое сообщение об изучаемом языковом объекте по вопросам учителя (с опорой на графическую информацию учебника или прочитанный текст);

*составлять небольшие собственные тексты по предложенной теме, рисунку;

*анализировать изучаемые факты, явления языка с выделением их существенных признаков (в процессе коллективной организации деятельности);

*осуществлять синтез как составление целого из их частей (под руководством учителя);

*ориентироваться при решении учебной задачи на возможные способы её решения;

*находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;

Коммуникативные УУД

уметь:

*организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

*осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

Предметные результаты:

Говорение. Диалогическая речь. Вести диалог, используя оценочные суждения, в ситуациях официального характера и неофициального общения (в рамках тематики старшего этапа обучения), беседовать о себе, о своих планах; участвовать в дискуссии при обсуждении проблем или в связи с прочитанным (прослушанным) текстом, в том числе профильным, соблюдая правила речевого этикета.

Говорение. Монологическая речь. Рассказывать о себе, своем окружении, рассуждать в рамках пройденной тематики и проблематики; представлять социокультурный портрет своей республики, страны; делать сообщения.

Аудирование. Относительно полно и точно понимать высказывания собеседника в распространенных стандартных ситуациях повседневного общения; понимать основное содержание и извлекать необходимую информацию из аудио- и видеотекстов различных жанров: функциональных (объявления, прогноз погоды и др.), публицистических (интервью, репортаж и др.), соответствующих тематике данной ступени обучения.

Чтение. Читать тексты различных жанров: публицистические, художественные, научно-популярные, а также профильные, используя основные виды чтения.

Письмо и письменная речь. Писать личное и деловое письмо, заполнять анкету, письменно излагать сведения о себе, делать выписки из текста.

Произносительная сторона речи. Знать основные буквосочетания и звукобуквенные соответствия.

Лексическая сторона речи. Овладеть продуктивным лексическим минимумом, который охватывает примерно 100 лексических единиц. Знать и владеть некоторыми словообразовательными средствами - суффиксацией.

- применять информационные умения, обеспечивающие самостоятельное приобретение знаний;

- ориентироваться в письменном и аудиотексте на эрзянском языке;

- выделять, обобщать и фиксировать необходимую информацию из различных источников;

- понимать контекстуальное значение языковых средств, отражающих особенности мордовской культуры;

- пользоваться языковой и контекстуальной догадкой (определять содержание текста по его заголовку или началу), использовать текстовые опоры различного рода (сноски, комментарии, схемы, таблицы и др.), а также двуязычные словари;

- давать аргументированную оценку изученной в классе темы, формулировать свою позицию, отстаивать ее, участвуя в диалоге или дискуссии.

В области говорения:

выпускник научится:

  • вести диалог, используя оценочные суждения, в ситуациях официального и неофициального общения (в рамках тематики старшего этапа обучения), беседовать о себе, о своих планах; участвовать в дискуссии при обсуждении проблем или в связи с прочитанным (прослушанным) текстом, в том числе профильным, соблюдая правила речевого этикета;
  • рассказывать о себе, о своем окружении, рассуждать в рамках пройденной тематики и проблематики;
  • представлять социокультурный портрет своей республики, страны; делать сообщения;
  •  владеть навыками грамотною толкового, эмоционального выражения своих мыслей в устной и письменной речи при разных условиях общения; адекватного восприятия чужой речи, в частности, учебном информации, передач радио и телевидения.

выпускник получит возможность научиться:

  • выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект, реферат; публично защищать свою позицию;
  • участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать;
  • понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их.

В области аудирования:

выпускник научится:

  • полно и точно понимать высказывания собеседника в распространенных стандартных ситуациях повседневного общения;
  • понимать основное содержание и извлекать необходимую информацию из аудио- и видеотекстов различных жанров: функциональных (объявления, прогноз погоды и др.), публицистических (интервью, репортажи др.), соответствующих тематике данной ступени обучения.

выпускник получит возможность научиться:

  • понимать явную и скрытую (подтекстовую) информацию публицистического текста (в том числе в СМИ), анализировать и комментировать её в устной форме.
  • совершенствовать речевой (акцентологический) слух;
  • самостоятельно решать вопрос о произношении того или иного многосложного слова (с одним или несколькими ударениями).

В области чтения:

выпускник научится:

  • читать тексты различных жанров: публицистические, художественные, научно-популярные, а также профильные, используя основные виды чтения (ознакомительное, изучающее, поисковое/просмотровое), в зависимости от коммуникативной задачи.

выпускник получит возможность научиться:

  • понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию в прочитанных текстах разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;
  • извлекать информацию по заданной проблеме (включая противоположные точки зрения на её решение) из различных источников (учебно-научных текстов, текстов СМИ, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов), высказывать собственную точку зрения на решение проблемы.

В области письменной речи:

выпускник научится:

  • уметь писать поздравления и поздравительные открытки.

выпускник получит возможность научиться:

  • писать рефераты;


II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА «ЭРЗЯНСКИЙ ЯЗЫК»

4 КЛАСС

В школе. (3ч.)

Здравствуй, школа! День знаний. У нас в школе. Мне нравится учиться. Из школьной жизни.

Знать: лексический материал в рамках данной разговорной темы.

Уметь: понимать текст, отвечать на вопросы, составлять связное высказывание по теме.

Лето.(3ч.)

На речке. Летний дождь. Летом в лесу. Дары лета. Лесные жители.

Знать: лексику по теме, речевые образцы.

Уметь: читать и понимать текст, извлекать информацию, отвечать на вопросы.

Осень.(2ч.)

 Золотая осень. Хлеб – наше богатство. Животные осенью.

Поздняя осень.

Знать: лексику по теме, речевые образцы.

Уметь: читать и переводить текст, отвечать на вопросы, составлять небольшой текст по плану.

Семья.(4ч.)

 Наша дружная семья. Занятия членов семьи. У нас дома. День рождения. На кухне.

Знать: лексику по теме, структуру этикетного диалога.

Уметь: читать и понимать текст, отвечать на вопросы, участвовать в диалоге.

Труд. (3ч.)

Занятия древней мордвы. Кем быть? Профессии.

Знать: лексику по теме, речевые образцы.

Уметь: читать и переводить текст, выполнять задания к тексту, отвечать на вопросы.

Зима.(4ч.)

Красавица-зима. Зимние забавы. Праздники. Животные зимой.

Знать: лексику по теме, речевые образцы.

Уметь: читать и понимать текст, отвечать на вопросы, составлять текст поздравления, рассказывать наизусть небольшие стихотворения.

Наше культурное наследие.(5ч.)

Мордовские народные сказки. Писатели Мордовии. Художники Мордовии. Мордовские писатели -  детям. О чем пишут дети в журнале «Чилисема»?

Наша Родина.

Историческое прошлое мордвы. Защита Отечества. 9 мая – День Победы.  Помни их имена.

Знать: лексику по теме, структуру этикетного диалога.

Уметь: читать и понимать текст, отвечать на вопросы, участвовать в диалоге.

Весна.(8ч.)

Весна. Яркие краски весны. Сад и огород. Работа в саду и огороде.

Фрукты и овощи. Весенние заботы.

Знать: лексику по теме, речевые образцы.

Уметь: читать и переводить текст, выполнять задания к тексту, отвечать на вопросы, составлять текст по заданному плану.

III. КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

      Учебник.  Дмитриева С.Ю. Эрзянский язык.4 класс: учеб. для шк. с рус или смешанным  по нац. составу контингентом  обучающихся/ Дмитриева С.Ю.-Саранск: Мордов.кн.изд-во, 2015. - 144 с.

№ п/п

Тема урока

ООП

Тема урока

Кол-во

часов

Сроки выполнения

АОРП

план

факт

В школе (3 ч.)

1

День знаний. В школе.

День знаний. В школе.

1

2

Люблю учиться. Из школьной жизни.

Люблю учиться. Из школьной жизни.

1

3

Считаем до тысячи.

Считаем до ста.

1

Времена года. Лето (3 ч.)

4

Вспомним лето. На реке

Вспомним лето. На реке

1

5

Летний дождь. Летом в лесу.

Летний дождь. Летом в лесу.

1

6

Дары леса. Жители леса.

Дары леса. Жители леса.

1

Времена года. Осень(2 ч.)

7

Золотая осень. Природа осенью.

Золотая осень. Природа осенью.

1

8

Времена года.

Времена года.

1

Моя семья  (4 ч.)

9

Моя семья. Наша дружная семья.

Моя семья. Наша дружная семья.

1

10

Семейные дела. Дома.

Семейные дела. Дома.

1

11

День рождения.

День рождения.

1

12

Продукты. Варим и выпекаем.

Продукты. Варим и выпекаем.

1

Труд (3 ч.)

13

Хлеб – всему голова. Выращивание хлеба.

Хлеб – всему голова. Выращивание хлеба.

1

14

Трудолюбие. Работа.

Трудолюбие. Работа.

1

15

 Профессии. Кем быть?

 Профессии.

1

Времена года. Зима (4 ч.)

16

Зимние праздники.

Зимние праздники.

1

17

Красавица зима

Красавица зима

1

18

Зимние забавы

Зимние забавы

1

19

Животные зимой

Животные зимой

1

Дружба (2 ч.)

20

Дружба. В свободное время.

Дружба. В свободное время.

1

21

Друзья.

Друзья.

1

Времена года. Весна (8 ч.)

22

Береги природу.

Береги природу.

1

23

Приход весны. Яркие краски весны.

Приход весны. Яркие краски весны.

1

24

Наши крылатые друзья

Наши крылатые друзья

1

25

Сад и огород. Фрукты и овощи.

Сад и огород.

1

26

 Работа в саду и огороде.

 Работа в саду и огороде.

1

27

День Победы. Помним их имена

День Победы. Помним их имена

1

28

Весенние заботы

Весенние заботы

1

29

Домашние дела в деревне. Уход за домашними животными.

Домашние дела в деревне. Уход за домашними животными.

1

Наше культурное наследие (5 ч.)

30

Художники и скульпторы Мордовии.

Художники и скульпторы Мордовии.

1

31

Писатели Мордовии. Журнал «Чилисема»

Журнал «Чилисема»

1

32

Родная Республика Мордовия. Родная сторонушка.

Родная Республика Мордовия. Родная сторонушка.

1

33

Ф.Ф. Ушаков.

Ф.Ф. Ушаков.

1

34

Экскурсия в музей.

Экскурсия в музей.

1


Изменения тем в адаптированной рабочей программе по эрзянскому языку,
4 класс:

  1. В разделе «В школе» тема «Считаем до тысячи» заменена на тему «Считаем до ста»
  2. В разделе «Труд» тема «Профессии. Кем быть?» заменена на тему «Профессии»
  3. В разделе «Времена года. Весна» тема «Сад и огород. Фрукты и овощи» заменена на тему «Сад и огород»
  4. В разделе «Наше культурное наследие» тема «Писатели Мордовии. Журнал «Чилисема»  заменена на тему «Журнал «Чилисема»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по русскому языку для обучающихся 1 класса

    Адаптированная рабочая программа  составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с  умственной отсталостью (интелл...

Адаптированная рабочая программа для обучающихся с ОВЗ 2 класс . Эрзянский язык

Программа предназначена для обучающихся 2 класса с ограниченными возможностями здоровья, изучающих эрзянский язык...

Адаптированная рабочая программа для обучающихся с ОВЗ 3 класс . Эрзянский язык

Адаптированная рабочая программа для обучающихся с ОВЗ 3 класс . Эрзянский язык...

Адаптированная рабочая программа для обучающихся с ОВЗ 7класс . Эрзянский язык

Адаптированная рабочая программа для обучающихся с ОВЗ, 7класс . Эрзянский язык...

Адаптированная рабочая программа для обучающегося 4 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, вариант1) по русскому языку

Адаптированная рабочая программа предназначена для обучающихся 4 класса  с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, вариант1) по русскому языку и содержит: планируемые результаты ос...

Адаптированная рабочая программа для обучающихся с ОВЗ по Русскому языку

Федеральнальная     адаптированная   общеобразовательная  рабочая    программа   обучающихся  с  умственной отсталостью  (инт...