Адаптированная рабочая программа для обучающихся с ОВЗ 4 класс . Эрзянский язык
рабочая программа (4 класс)
Адаптированная рабочая программа для обучающихся с ОВЗ 4 класс . Эрзянский язык
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_dlya_obuchayushchihsya_dlya_ovz_4_klass.docx | 52.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Вводная часть к рабочей программе
Предмет Эрзянский язык
Класс 4 В
Количество часов:
всего 34 часа, в неделю 1 час
Адаптированная рабочая программа по эрзянскому языку рассчитана на обучающихся с задержкой психического развития (ЗПР, в.7.1) для 4 класса и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, авторской программы по изучению эрзянского языка в начальных классах школ с русским или смешанным по национальному составу контингентом обучающихся (первый, второй и третий годы обучения) С. Ю. Дмитриевой, Саранск, 2006, планируемых результатов начального общего образования, методическим рекомендациям к адаптированным программам.
Программа составлена в соответствии с нормативными документами:
Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», утвержденного приказом МОиН РФ от 19 декабря 2014 г. № 1598. Зарегистрированным Минюстом России 03 февраля 2015 года, регистрационный № 35847;
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утв. Приказом МОиН РФ от 06. 10. 2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
Приказом МОиН РФ от 26. 11. 2010 № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденным приказом МОиН РФ от 06. 10. 2009 № 373»;
Приказом МОиН РФ от 18. 12. 2012 № 1060 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденным приказом МОиН РФ от 06.10.2009 № 373»;
Приказом МОиН РФ от 22.09.2011 № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденным приказом МОиН РФ от 06.10.2009 № 373»;
Приказом МОиН РФ от 18.05.2015 № 507 «О внесении изменений в федеральный государственный стандарт начального общего образования, утвержденным приказом МОиН РФ от 06. 10. 2009г. № 373»;
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1598)
СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.08.2015 N 38528) (Далее – СанПиН 2.4.2.3286-15)
Многоязычное образование в российской школе рассматривается как одно из приоритетных направлений модернизации школьного образования. Знание языков живущих в одном регионе народов воспитывает уважение к культуре, традициям, даёт основу для развития интеллектуальных и творческих способностей, обогащает личность в процессе самореализации.
Конституция Республики Мордовия в качестве государственных определила русский и мордовский (мокшанский, эрзянский) языки. Эффективность их успешного изучения в школах с полиэтническим контингентом обучающихся предполагает формирование уже в начальной школе основ владения русским языком и ознакомление с лексико-семантической системой одного из мордовских языков. Мордовский (мокшанский, эрзянский) язык наряду с русским должен быть активно включен в структуру сознания и деятельности обучающихся, активно использоваться в учебной и внеучебной деятельности.
Младший школьный возраст (6-10 лет) является наиболее благоприятным для усвоения второго языка. Имитационные способности детей младшего школьного возраста, их природная любознательность и потребность в познании нового способствуют эффективному решению задач, стоящих перед учебным предметом «Эрзянский язык».
В процессе ознакомления с новым средством общения у обучающихся формируется правильное понимание языка как общественного явления, развиваются интеллектуальные, речевые способности, формируется положительный эмоциональный настрой.
Программа по эрзянскому языку адаптирована для обучения с задержкой психического развития с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
Дети с задержкой психического развития – синдромы временного отставания развития психики в целом или отдельных её функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоционально-волевых).
1. Наиболее ярким признаком является незрелость эмоционально-волевой сферы; ребенку очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо.
2. Нарушение внимания: его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость. Нарушения внимания могут сопровождаться повышенной двигательной и речевой активностью.
3. Нарушения восприятия выражается в затруднении построения целостного образа. Ребенку сложно узнать известные ему предметы в незнакомом ракурсе. Такая структурность восприятия является причиной недостаточности, ограниченности, знаний об окружающем мире. Также страдает скорость восприятия и ориентировка в пространстве.
4. Особенности памяти: дети значительно лучше запоминают наглядный материал (неречевой), чем вербальный.
5. Задержка психического развития нередко сопровождается проблемами речи, связанными с темпом ее развития. Наблюдается системное недоразвитие речи – нарушение ее лексико-грамматической стороны.
6. У детей с задержкой психического развития наблюдается отставание в развитии всех форм мышления; оно обнаруживается в первую очередь во время решения задач на словесно-логическое мышление. К началу школьного обучения дети не владеют в полной мере всеми необходимыми для выполнения школьных заданий интеллектуальными операциями (анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование)
7. Обучающиеся с задержкой психического развития характеризуются ослабленным здоровьем из-за постоянного проявления хронических заболеваний, повышенной утомляемостью.
В связи с этим наряду с единым содержанием обучения в них включены требования, касающиеся развития словесной речи, практических речевых навыков и познавательной деятельности школьников.
Программа построена с учетом специфики усвоения учебного материала с задержкой психического развития.
Представленная программа, сохраняя основное содержание образования, принятое для массовой школы, отличается тем, что предусматривает коррекционную направленность обучения.
Программа строит обучение детей с задержкой психического развития на основе принципа коррекционно-развивающей направленности учебно-воспитательного процесса. Это означает, что учебный материал учитывает особенности детей, на каждом уроке включаются задания, обеспечивающие восприятие учебного материала.
В основу разработки и реализации рабочей программы по эрзянскому языку заложены дифференцированный и деятельностный подходы.
Коррекционная работа с детьми ЗПР
строится по следующим правилам:
– новый материал строится и преподается предельно развернуто;
– практическая деятельность обучающихся сопровождается работой по схемам, таблицам, раздаточным материалом;
– систематически повторяется изученный материал для закрепления ранее изученного и полноценного усвоения нового;
– чередование видов деятельности, способствующих нормализации внимания;
– составление домашнего задания в сторону малого объёма;
– для исключения утомляемости на уроке неоднократно проводятся физкультминутки;
– систематическая работа над развитием психических процессов;
– материал подается небольшими дозами, с постепенным усложнением.
Все эти требования сочетаются с индивидуальным подходом к ребёнку, учитывающим уровень его подготовленности, особенности личности, работоспособность, внимание, целенаправленность при выполнении заданий.
2. Сравнение основной и адаптированной образовательных программ
Основная образовательная программа | Адаптированная образовательная программа |
Цель уроков эрзянского языка – овладение обучающимися коммуникативными навыками во всех видах речевой деятельности и развитие способности обучающихся использовать эрзянский язык как средство общения в диалоге культур. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач: – формирование умений устной и письменной речи на эрзянском языке, обеспечивающих основные познавательно-коммуникативные потребности обучающихся; – развитие познавательных способностей: языковой и речевой наблюдательности, речемыслительной деятельности, готовности к познавательно-поисковому творчеству; – создание у обучающихся положительного отношения к изучаемому языку, к культуре народа, говорящего на данном языке, уважительного отношения к национальным традициям и обычаям – расширение общеобразовательного кругозора учащихся, их знаний об истории и культуре эрзянского и мокшанского народов | Цель адаптированной программы для детей с задержкой психического развития по эрзянскому языку – овладение первичными коммуникативными навыками эрзянского языка для использования его как средства общения в диалоге культур. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач: – подготовка обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к умениям устной и письменной речи на эрзянском языке; – развитие интереса к истории и культуре родного края; развитие творческих способностей детей. – введение детей через эрзянский язык и культуру в мир человеческих отношений, нравственных ценностей; – воспитание понимающей и толерантной личности; – обогащению нравственного опыта младших школьников с помощью эрзянского языка и культуры; – формирование нравственных представлений о добре, дружбе народов, правде и ответственности; – воспитание интереса и уважения к культуре народов многонациональной России и других стран |
Учебник
Эрзянский язык, 4 класс. Третий год обучения: учебник для русскоязычных учащихся. Автор учебника С.Ю. Дмитриева. – Саранск; Мордовское книжное издательство, 2015 год
Ι. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Освоение курса «Эрзянский язык» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов основного образования, а именно:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов.
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
- формирование умения объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории мордовского края, достижениям отечественной и мировой культуры;
- объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
- использования знаний об историческом пути и традициях народов мордовского края в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
Изучение курса «Эрзянский язык» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов:
Регулятивные УУД
уметь:
*самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
*самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
*соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
*оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
*владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Познавательные УУД
уметь:
* определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и делать выводы;
*создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
*осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);
*воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (информационные тексты);
*ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, в условных обозначениях, в словарях учебника);
*работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя и самостоятельно;
*осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в соответствии с поставленной задачей в учебнике и учебных пособиях;
*пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведёнными в учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику), для решения учебных и практических задач;
*осмысленно читать текст, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного);
*составлять устно небольшое сообщение об изучаемом языковом объекте по вопросам учителя (с опорой на графическую информацию учебника или прочитанный текст);
*составлять небольшие собственные тексты по предложенной теме, рисунку;
*анализировать изучаемые факты, явления языка с выделением их существенных признаков (в процессе коллективной организации деятельности);
*осуществлять синтез как составление целого из их частей (под руководством учителя);
*ориентироваться при решении учебной задачи на возможные способы её решения;
*находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;
Коммуникативные УУД
уметь:
*организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
*осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Предметные результаты:
Говорение. Диалогическая речь. Вести диалог, используя оценочные суждения, в ситуациях официального характера и неофициального общения (в рамках тематики старшего этапа обучения), беседовать о себе, о своих планах; участвовать в дискуссии при обсуждении проблем или в связи с прочитанным (прослушанным) текстом, в том числе профильным, соблюдая правила речевого этикета.
Говорение. Монологическая речь. Рассказывать о себе, своем окружении, рассуждать в рамках пройденной тематики и проблематики; представлять социокультурный портрет своей республики, страны; делать сообщения.
Аудирование. Относительно полно и точно понимать высказывания собеседника в распространенных стандартных ситуациях повседневного общения; понимать основное содержание и извлекать необходимую информацию из аудио- и видеотекстов различных жанров: функциональных (объявления, прогноз погоды и др.), публицистических (интервью, репортаж и др.), соответствующих тематике данной ступени обучения.
Чтение. Читать тексты различных жанров: публицистические, художественные, научно-популярные, а также профильные, используя основные виды чтения.
Письмо и письменная речь. Писать личное и деловое письмо, заполнять анкету, письменно излагать сведения о себе, делать выписки из текста.
Произносительная сторона речи. Знать основные буквосочетания и звукобуквенные соответствия.
Лексическая сторона речи. Овладеть продуктивным лексическим минимумом, который охватывает примерно 100 лексических единиц. Знать и владеть некоторыми словообразовательными средствами - суффиксацией.
- применять информационные умения, обеспечивающие самостоятельное приобретение знаний;
- ориентироваться в письменном и аудиотексте на эрзянском языке;
- выделять, обобщать и фиксировать необходимую информацию из различных источников;
- понимать контекстуальное значение языковых средств, отражающих особенности мордовской культуры;
- пользоваться языковой и контекстуальной догадкой (определять содержание текста по его заголовку или началу), использовать текстовые опоры различного рода (сноски, комментарии, схемы, таблицы и др.), а также двуязычные словари;
- давать аргументированную оценку изученной в классе темы, формулировать свою позицию, отстаивать ее, участвуя в диалоге или дискуссии.
В области говорения:
выпускник научится:
- вести диалог, используя оценочные суждения, в ситуациях официального и неофициального общения (в рамках тематики старшего этапа обучения), беседовать о себе, о своих планах; участвовать в дискуссии при обсуждении проблем или в связи с прочитанным (прослушанным) текстом, в том числе профильным, соблюдая правила речевого этикета;
- рассказывать о себе, о своем окружении, рассуждать в рамках пройденной тематики и проблематики;
- представлять социокультурный портрет своей республики, страны; делать сообщения;
- владеть навыками грамотною толкового, эмоционального выражения своих мыслей в устной и письменной речи при разных условиях общения; адекватного восприятия чужой речи, в частности, учебном информации, передач радио и телевидения.
выпускник получит возможность научиться:
- выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект, реферат; публично защищать свою позицию;
- участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать;
- понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их.
В области аудирования:
выпускник научится:
- полно и точно понимать высказывания собеседника в распространенных стандартных ситуациях повседневного общения;
- понимать основное содержание и извлекать необходимую информацию из аудио- и видеотекстов различных жанров: функциональных (объявления, прогноз погоды и др.), публицистических (интервью, репортажи др.), соответствующих тематике данной ступени обучения.
выпускник получит возможность научиться:
- понимать явную и скрытую (подтекстовую) информацию публицистического текста (в том числе в СМИ), анализировать и комментировать её в устной форме.
- совершенствовать речевой (акцентологический) слух;
- самостоятельно решать вопрос о произношении того или иного многосложного слова (с одним или несколькими ударениями).
В области чтения:
выпускник научится:
- читать тексты различных жанров: публицистические, художественные, научно-популярные, а также профильные, используя основные виды чтения (ознакомительное, изучающее, поисковое/просмотровое), в зависимости от коммуникативной задачи.
выпускник получит возможность научиться:
- понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию в прочитанных текстах разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;
- извлекать информацию по заданной проблеме (включая противоположные точки зрения на её решение) из различных источников (учебно-научных текстов, текстов СМИ, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов), высказывать собственную точку зрения на решение проблемы.
В области письменной речи:
выпускник научится:
- уметь писать поздравления и поздравительные открытки.
выпускник получит возможность научиться:
- писать рефераты;
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА «ЭРЗЯНСКИЙ ЯЗЫК»
4 КЛАСС
В школе. (3ч.)
Здравствуй, школа! День знаний. У нас в школе. Мне нравится учиться. Из школьной жизни.
Знать: лексический материал в рамках данной разговорной темы.
Уметь: понимать текст, отвечать на вопросы, составлять связное высказывание по теме.
Лето.(3ч.)
На речке. Летний дождь. Летом в лесу. Дары лета. Лесные жители.
Знать: лексику по теме, речевые образцы.
Уметь: читать и понимать текст, извлекать информацию, отвечать на вопросы.
Осень.(2ч.)
Золотая осень. Хлеб – наше богатство. Животные осенью.
Поздняя осень.
Знать: лексику по теме, речевые образцы.
Уметь: читать и переводить текст, отвечать на вопросы, составлять небольшой текст по плану.
Семья.(4ч.)
Наша дружная семья. Занятия членов семьи. У нас дома. День рождения. На кухне.
Знать: лексику по теме, структуру этикетного диалога.
Уметь: читать и понимать текст, отвечать на вопросы, участвовать в диалоге.
Труд. (3ч.)
Занятия древней мордвы. Кем быть? Профессии.
Знать: лексику по теме, речевые образцы.
Уметь: читать и переводить текст, выполнять задания к тексту, отвечать на вопросы.
Зима.(4ч.)
Красавица-зима. Зимние забавы. Праздники. Животные зимой.
Знать: лексику по теме, речевые образцы.
Уметь: читать и понимать текст, отвечать на вопросы, составлять текст поздравления, рассказывать наизусть небольшие стихотворения.
Наше культурное наследие.(5ч.)
Мордовские народные сказки. Писатели Мордовии. Художники Мордовии. Мордовские писатели - детям. О чем пишут дети в журнале «Чилисема»?
Наша Родина.
Историческое прошлое мордвы. Защита Отечества. 9 мая – День Победы. Помни их имена.
Знать: лексику по теме, структуру этикетного диалога.
Уметь: читать и понимать текст, отвечать на вопросы, участвовать в диалоге.
Весна.(8ч.)
Весна. Яркие краски весны. Сад и огород. Работа в саду и огороде.
Фрукты и овощи. Весенние заботы.
Знать: лексику по теме, речевые образцы.
Уметь: читать и переводить текст, выполнять задания к тексту, отвечать на вопросы, составлять текст по заданному плану.
III. КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Учебник. Дмитриева С.Ю. Эрзянский язык.4 класс: учеб. для шк. с рус или смешанным по нац. составу контингентом обучающихся/ Дмитриева С.Ю.-Саранск: Мордов.кн.изд-во, 2015. - 144 с.
№ п/п | Тема урока ООП | Тема урока | Кол-во часов | Сроки выполнения | |
АОРП | план | факт | |||
В школе (3 ч.) | |||||
1 | День знаний. В школе. | День знаний. В школе. | 1 | ||
2 | Люблю учиться. Из школьной жизни. | Люблю учиться. Из школьной жизни. | 1 | ||
3 | Считаем до тысячи. | Считаем до ста. | 1 | ||
Времена года. Лето (3 ч.) | |||||
4 | Вспомним лето. На реке | Вспомним лето. На реке | 1 | ||
5 | Летний дождь. Летом в лесу. | Летний дождь. Летом в лесу. | 1 | ||
6 | Дары леса. Жители леса. | Дары леса. Жители леса. | 1 | ||
Времена года. Осень(2 ч.) | |||||
7 | Золотая осень. Природа осенью. | Золотая осень. Природа осенью. | 1 | ||
8 | Времена года. | Времена года. | 1 | ||
Моя семья (4 ч.) | |||||
9 | Моя семья. Наша дружная семья. | Моя семья. Наша дружная семья. | 1 | ||
10 | Семейные дела. Дома. | Семейные дела. Дома. | 1 | ||
11 | День рождения. | День рождения. | 1 | ||
12 | Продукты. Варим и выпекаем. | Продукты. Варим и выпекаем. | 1 | ||
Труд (3 ч.) | |||||
13 | Хлеб – всему голова. Выращивание хлеба. | Хлеб – всему голова. Выращивание хлеба. | 1 | ||
14 | Трудолюбие. Работа. | Трудолюбие. Работа. | 1 | ||
15 | Профессии. Кем быть? | Профессии. | 1 | ||
Времена года. Зима (4 ч.) | |||||
16 | Зимние праздники. | Зимние праздники. | 1 | ||
17 | Красавица зима | Красавица зима | 1 | ||
18 | Зимние забавы | Зимние забавы | 1 | ||
19 | Животные зимой | Животные зимой | 1 | ||
Дружба (2 ч.) | |||||
20 | Дружба. В свободное время. | Дружба. В свободное время. | 1 | ||
21 | Друзья. | Друзья. | 1 | ||
Времена года. Весна (8 ч.) | |||||
22 | Береги природу. | Береги природу. | 1 | ||
23 | Приход весны. Яркие краски весны. | Приход весны. Яркие краски весны. | 1 | ||
24 | Наши крылатые друзья | Наши крылатые друзья | 1 | ||
25 | Сад и огород. Фрукты и овощи. | Сад и огород. | 1 | ||
26 | Работа в саду и огороде. | Работа в саду и огороде. | 1 | ||
27 | День Победы. Помним их имена | День Победы. Помним их имена | 1 | ||
28 | Весенние заботы | Весенние заботы | 1 | ||
29 | Домашние дела в деревне. Уход за домашними животными. | Домашние дела в деревне. Уход за домашними животными. | 1 | ||
Наше культурное наследие (5 ч.) | |||||
30 | Художники и скульпторы Мордовии. | Художники и скульпторы Мордовии. | 1 | ||
31 | Писатели Мордовии. Журнал «Чилисема» | Журнал «Чилисема» | 1 | ||
32 | Родная Республика Мордовия. Родная сторонушка. | Родная Республика Мордовия. Родная сторонушка. | 1 | ||
33 | Ф.Ф. Ушаков. | Ф.Ф. Ушаков. | 1 | ||
34 | Экскурсия в музей. | Экскурсия в музей. | 1 |
Изменения тем в адаптированной рабочей программе по эрзянскому языку,
4 класс:
- В разделе «В школе» тема «Считаем до тысячи» заменена на тему «Считаем до ста»
- В разделе «Труд» тема «Профессии. Кем быть?» заменена на тему «Профессии»
- В разделе «Времена года. Весна» тема «Сад и огород. Фрукты и овощи» заменена на тему «Сад и огород»
- В разделе «Наше культурное наследие» тема «Писатели Мордовии. Журнал «Чилисема» заменена на тему «Журнал «Чилисема»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по русскому языку для обучающихся 1 класса
Адаптированная рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интелл...
Адаптированная рабочая программа для обучающихся с ОВЗ 2 класс . Эрзянский язык
Программа предназначена для обучающихся 2 класса с ограниченными возможностями здоровья, изучающих эрзянский язык...
Адаптированная рабочая программа для обучающихся с ОВЗ 3 класс . Эрзянский язык
Адаптированная рабочая программа для обучающихся с ОВЗ 3 класс . Эрзянский язык...
Адаптированная рабочая программа для обучающихся с ОВЗ 7класс . Эрзянский язык
Адаптированная рабочая программа для обучающихся с ОВЗ, 7класс . Эрзянский язык...
Адаптированная рабочая программа для обучающегося 4 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, вариант1) по русскому языку
Адаптированная рабочая программа предназначена для обучающихся 4 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, вариант1) по русскому языку и содержит: планируемые результаты ос...
Адаптированная рабочая программа для обучающихся с ОВЗ по Русскому языку
Федеральнальная адаптированная общеобразовательная рабочая программа обучающихся с умственной отсталостью (инт...